В самооткровении Бога - истинный источник веры — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

В самооткровении Бога - истинный источник веры

2021-06-30 33
В самооткровении Бога - истинный источник веры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Постоянной исходной точкой наших катехизических размышлений о Боге, Который являет Себя в самооткровении, является один из документов II Ватиканского Собора. «Было благоугодно Богу в Его благости и премудрости явить Самого Себя и поведать тайну Своей воли (ср.: Еф 1, 9), благодаря которой люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют в Духе Святом доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср.:.Еф 2, 18; 2 Петр 1, 4). Таким образом, невидимый Бог (ср.: Кол 1, 15; 1 Тим 1, 17) по обилию любви Своей обращается к людям, как к друзьям (ср.: Исх 31, 11; Ин 15, 14-15) и с ними беседует (ср.: Вар 3, 38), чтобы призывать их к общению с Собой и принимать их в это общение» (БО 2).

В предыдущей катехизической беседе мы размышляли о возможности познания Бога силой разума самого человека. Согласно неизменному учению Церкви, которое полнее всего было выражено на I Ватиканском Соборе (Догматическая Конституция Dei Filius, 2), а затем упомянуто и на II Ватиканском Соборе (Догматическая Конституция «О Божественном Откровении», 6), человеческий разум обладает такой силой и такой возможностью. «Бог, начало и конец всего, может быть с достоверностью познан через тварный мир естественным светом человеческого разума» (ср.: Рим 1, 20); Собор учит, «что к Его откровению нужно отнести все, что в области Божественного недоступно само по себе человеческому разуму, но может, даже в нынешнем состоянии человеческого рода, быть всеми легко познано с неколебимою достоверностью и без всякой примеси заблуждения» (БО 6).

Такое рассудочное познание Бога «через тварный мир» свойственно разумной природе человека. Оно соответствует также первоначальному замыслу Божию - Бог, наделяя человека разумом, тем самым хочет, чтобы человек был способен познавать Его. «Бог, творящий и сохраняющий Словом Своим все (ср.: Ин 1, 3), дает людям в сотворенном мире постоянное свидетельство о Себе (ср.: Рим 1, 19-20)» (БО 3). Свидетельство это одновременно и дар, и задача, поставленная перед человеческим разумом и требующая разрешения. Внимательно и настойчиво раскрывая свидетельства сотворенного мира, человеческий разум устремляется к Богу - и приближается к Нему. Это как бы путь - «восхождение»: по ступеням тварного мира человек поднимается к Богу, раскрывая истины - свидетельства бытия, правды, добра и красоты, которые заключены во всем сотворенном.

2. Этот путь познания, как бы берущий свое начало в человеке, в его разуме, позволяет тварному существу вознестись к Богу. Мы можем называть этот путь путем «знания». Есть еще и другой путь - путь «веры», начало которого только в Боге. Эти два пути различаются между собой, и в то же время в самом человеке они как бы встречаются, отчасти дополняя друг друга и поддерживая.

В отличие от рассудочного познания «через тварный мир», которое только опосредованно ведет к Богу, познание через веру позволяет нам черпать истину из Откровения, в котором Бог непосредственно «являет Самого Себя». Являет - следовательно, позволяет познать Самого Себя, открывая людям «тайну Своей воли» (Еф 1, 9). Божественная воля заключается в том, чтобы люди через Христа, Воплощенное Слово, приходили к Отцу по благодати Духа Святого, становясь причастниками Божественной сущности. Поэтому Бог являет человеку «Самого Себя», раскрывая Свой спасительный замысел о человеке. Тайна этого Божественного замысла не может быть понята человеком только рассудочным путем познания. Даже самое вдумчивое прочтение свидетельств тварного мира не в силах открыть перед человеком горизонты надприродного мира. Оно не раскрывает перед человеком «путь спасения свыше» (БО 3); путь, тесно связанный с «самодарованием» Бога человеку. Являя Себя Самого, Бог «приглашает человека к общению с Собой и принимает его в это общение» (ср.: БО 2).

3. Только охватывая все это мысленным взором, мы сможем постичь, чем собственно является вера: какой смысл содержится в слове «верую».

Если считать правильным утверждение: вера - это признание в качестве истин всего того, что явил нам Господь Бог, то формулировка, которую мы находим в тексте Конституции «О Божественном Откровении» II Ватиканского Собора, довольно удачно подчеркивает ответ целостного человека, то есть прежде всего «экзистенциальное» и «персоналистское» измерения веры. Ибо если Бог «являет Самого Себя» и открывает человеку спасительную «тайну Своей воли», то справедливо и должно ответить на Божественное Откровение таким «послушанием веры», при котором человек добровольно отдает всего себя Богу, оказывая Ему «полное подчинение разума и воли» (Vaticanum I, Dei Filius) и «добровольно принимая данное Им Откровение» (БО 5).

Познавая Бога через веру, человек несомненно признаёт истиной всю совокупность надприродного и спасительного содержания Откровения, но это признание одновременно рождает глубоко личные отношения между человеком и Самим Богом, являющим Себя в Откровении. И если истинной сутью Откровения является спасительное «самодарование» Бога, то ответ с помощью веры будет настолько правильным, насколько человек - признавая за истину эту спасительную суть - «весь предает себя Богу». Только такое целостное «отдание себя Богу» будет адекватным ответом со стороны человека.

(27. 03. 1985)

4. ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ОТКРОВЕНИЯ,
ВОПЛОЩЕННОЕ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ

1. Вера - то, что заключает в себе слово «верую», - неразрывно связана с Откровением. Ответом со стороны человека на то, что Бог являет «Самого Себя», тем самым раскрывая перед ним тайну предвечной Своей воли, направленной на спасение человека через «сопричастность Божественному естеству», является «отдание себя Богу», в котором выражается «послушание веры». Вера - это послушание разума и воли по отношению к являющему Себя Богу. «Послушание» это означает прежде всего признание «за истину» всего того, что Бог дает в Откровении. Человек остается в согласии со своей разумной натурой, когда принимает суть Откровения. Когда же он через веру «предает себя всецело» тому Богу, который «являет Самого Себя», тогда человек принимает дар «свыше» и отчасти отвечает на него даром своей человеческой сущности. В этом послушании разума и воли являющему Себя Богу берет свое начало новая форма бытия цельной человеческой личности в ее отношении к Богу.

Откровение - а как следствие его и вера - «превосходит» человека, поскольку открывает перед ним надприродные перспективы. В то же время именно в этих перспективах - залог полной реализации всего того, что присуще духовному естеству человека: правды, добра, любви, радости, мира. Эту мысль выразил св. Августин в своих знаменитых словах: «Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» («Исповедь» I, 1). Св. Фома Аквинский в начале второй части Summa Theologiae пытается показать - как бы развивая мысль св. Августина - что только в свете Божественного присутствия и в Божественной любви человек может обрести всю полноту возможного для него совершенства, а следовательно, достичь конечной цели своего предназначения. Вот почему Божественное Откровение встречается в вере с изначально присущей человеку трансцендентной способностью быть открытым для слова Божия.

2. Конституция «О Божественном Откровении» особо отмечает «домостроительство Откровения», которое в истории человечества развивается с самого начала. Это «домостроительство Откровения совершается действиями и словами, внутренне между собою связанными, так что дела, совершаемые Богом в истории спасения, являют и подтверждают учение и все, что знаменуется словами, а слова провозглашают дела и открывают тайну, содержащуюся в них» (БО 2). Можно сказать, что домостроительство Откровения содержит в себе особую Божественную «педагогику». Бог «раскрывается» перед человеком постепенно, последовательно вводит его в Свое надприродное «самооткровение», подводя к наивысшей точке его - к Иисусу Христу.

Домостроительство Откровения осуществляется в процессе истории спасения, которая пронизывает события жизни человеческого рода с самого начала. «Бог, творящий и сохраняющий Словом Своим все (ср.: Ин 1, 3), дает людям в сотворенном мире постоянное свидетельство о Себе (ср.: Рим 1, 19-20) и, кроме этого, желая открыть путь спасения Свыше, Он изначала явил Себя Самого нашим прародителям» (БО 3).

Таким образом, кроме «свидетельства тварного мира», которое издавна взывает к человеку, направляя его разум к невидимому Творцу, с самого начала присутствует в истории человечества самооткровение Бога, ожидающего найти достойный ответ в человеческом «верую». Это Откровение продолжалось несмотря на грехопадение первых людей. Ибо Бог «после грехопадения... обещая искупление, ободрил их надеждой спасения (ср.: Быт 3 15) и непрестанно проявлял Свое попечение о роде человеческом, дабы даровать жизнь вечную всем, ищущим с постоянством спасения в делании добра (ср.: Рим 2, 6-7). В установленное Им время Он призвал Авраама, чтобы произвести от него великий народ (ср.: Быт 12, 2-3), который, после времен Патриархов, Он наставлял через Моисея и Пророков, чтобы народ признал Его как единого Живого и Истинного Бога, как Отца-Промыслителя и Судью Праведного, и ожидал обещанного Спасителя; тем самым, в течение веков, Он предуготовил путь Евангелию» (БО 3).

Вера как ответ человека на слова Божественного Откровения приобретает решающее значение в момент пришествия Иисуса Христа - тогда, когда «в последние дни» Бог «говорил нам в Сыне» (ср.: Евр 1, 1-2).

3. «Иисус Христос... воплотившееся Слово, посланный как 'Человек человекам', 'говорит слова Божий' (ср.: Ин 3, 34) и совершает дело спасения, которое Отец дал Ему совершить (ср.: Ин 5, 36; 17, 4). Поэтому Он, видя Которого всякий видит Отца (ср.: Ин 14, 9), всем Своим присутствием, всем, чем Он являет Себя, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же смертью Своею и славным Своим воскресением из мертвых, наконец, сниспосланием Духа Истины, завершает во всей полноте Откровение, Божественным свидетельством подтверждая, что с нами - Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную» (БО 4).

Верить по-христиански - значит принять Божественное самооткровение, явленное в Иисусе Христе, как решающее и окончательное, отвечая на него «отданием себя Богу», наиболее полным воплощением которого и живым примером стал Иисус Христос.

Эта вера является также принятием всего «христианского домостроительства» спасения как нового и окончательного завета. Явленное в Иисусе Христе спасительное домостроительство «никогда не прейдет». В Конституции «О Божественном Откровении» сказано: «уже нельзя ожидать нового всеобщего Откровения до явления в славе Господа нашего Иисуса Христа (ср.: 1 Тим 6, 14 и Тит 2, 13)» (БО 4).

Конституция «О Божественном Откровении» II Ватиканского Собора, представив нам в кратком и в то же время наиболее полном виде всю «педагогику» Божественного Откровения, вместе с тем учит нас, что такое вера, что значит слово «веровать», и в частности веровать по-христиански, отвечая на призыв самого Иисуса Христа: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14, 1).

(3. 04. 1985)

5. ВЕРА КАК ОТКЛИК НА САМООТКРОВЕНИЕ БОГА,
РОЖДАЮЩИЙСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ

1. В наших катехизических размышлениях уже не раз было сказано, что вера - это особая форма ответа человека на слово являющего Самого Себя Бога, окончательно раскрывающего Себя в Иисусе Христе. Этот ответ несомненно носит познавательный характер, потому что дает человеку возможность принять в истине то познание (Самопознание), которым с ним «делится» Бог.

Это познавание Бога, которое в земной жизни всегда носит характер частичного, предварительного и несовершенного, в то же время дает человеку возможность стать сопричастником окончательной и полной истины, которая некогда откроется человеку во всей полноте в образе Самого Бога. «Предавая себя всецело Богу», в ответ на Божественное Самооткровение, человек становится сопричастным этой истине. Из этой сопричастности рождается новая, надприродная жизнь, которую Иисус Христос называет «жизнью вечною» (Ин 17, 3) и которую, говоря словами из Послания к Евреям, можно назвать «жизнью в вере»: «праведный верою жив будет» (10, 38).

2. И потому, если мы хотим углубить наше понимание того, что есть вера, что значит слово «веровать», мы прежде всего должны уразуметь, в чем своеобразие веры в отличие от рассудочного познания Бога «через тварный мир».

Своеобразие веры заключается прежде всего в ее надприродном характере. Если человек своей верой должен ответить на «Самооткровение Бога», если вместе с этим «Самооткровением Бога» он должен принять Божественный замысел спасения, заключающийся в сопричастности к Божественной сущности и сокровенной жизни Бога, то такой ответ должен вывести человека за пределы всего того, чего может достичь человеческое бытие как таковое - человеческого знания и устремлений человеческой воли. Ибо речь идет о познании бесконечной истины и о трансцендентном воплощении желания добра и счастья, присущего уму и сердцу человека; речь идет именно о «жизни вечной».

«Через Божественное Откровение, - читаем мы в уже не раз цитированной соборной Конституции, - Бог восхотел явить Себя Самого и сообщить предвечные определения Своей воли о спасении людей, дабы соделать их причастниками божественных благ, которые абсолютно превосходят человеческое разумение» (БО 6). В этом отрывке приведены слова из Догматической Конституции «Сын Божий» I Ватиканского Собора, в которых особо подчеркнут надприродный характер веры.

Таким образом, ответ человека на Самооткровение Бога, и особенно на Его окончательное раскрытие Себя в Иисусе Христе, должен внутренним образом направляться и формироваться также под действием Божественной силы и Божественного света, проявляющих себя в глубинах человеческого духа, и отчасти даже во всей совокупности человека как субъекта. Эта сила и этот свет называются благодатью, и в частности благодатью веры.

3. В той же Конституции II Ватиканского Собора мы читаем: «Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи Духа Святого, Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает «усладу всем принимающим истину и верующим в нее». Но, для более глубокого уразумения Откровения, Дух Святой непрестанно совершенствует веру Своими дарами» (БО 5).

В Конституции «О Божественном Откровении» о благодати веры сказано в нескольких словах, но тем не менее это довольно содержательное и полное высказывание, отражающее учение самого Иисуса Христа, который сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин 6, 44). Благодать веры и есть именно такое «привлечение» Богом всей внутренней сущности человека, а косвенно и всей человеческой субъектности, дабы человек дал ответ на «Самооткровение» Бога в Иисусе Христе, в свою очередь доверяясь Ему. Эта благодать предваряет акт веры, побуждает к нему, вдохновляет и ведет; ее воздействие проявляется в том, что человек оказывается способным «уверовать в Бога» и воистину верует. Под воздействием этой благодати веры, предваряющей и поддерживающей, и возникает надприродная межличностная «сопричастность», «общность» (лат. communio), закладывающая живой фундамент веры: человек верует в Бога, становится сопричастником Его «жизни вечной»; «познает Отца и посланного Им Иисуса Христа» (ср.: Ин 17, 3) и через любовь между человеком и Богом зарождаются дружеские узы (ср.: Ин 14, 23; 15, 15).

4. В этой благодати как бы источник надприродного просветления, которое «открывает глаза разума»; благодать веры особым образом охватывает познавательную сферу человека и на ней сосредотачивается. Свет веры помогает человеку принять отдельные истины Откровения, с каждой из которых одна за другой раскрываются Божественные тайны и новые подробности спасительного замысла Божия в отношении человека. Эта сосредоточенность веры на познавательной сфере человека в свою очередь выражается в стремлении глубже познать истины Откровения, и здесь человеческая вера, тяготеющая к наибольшей полноте истины, обещанной Иисусом (ср.: Ин 16, 13), к «жизни вечной», получает поддержку в виде отдельных даров Духа Святого, особенно таких, которые Дополняют надприродное познание основ веры, - дар учения, разума, знаний.

Так можно вкратце охарактеризовать, в чем состоит своеобразие веры как надприродного явления, с помощью которого «самооткровение» Бога воспринимается на основе человеческого разума, становясь источником неземного света, позволяющего человеку в меру его человеческих возможностей участвовать в том процессе познания, в котором Сам Бог извечно познает Самого Себя и все заключенные в Нем сущности.

(10. 04. 1985)

6. ВЕРА - ДОБРОВОЛЬНАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ
В ИСТИННОСТИ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

1. Своеобразие веры выражается в ее надприродном, по сути своей, характере, проистекающем из Божественной благодати и даров Духа Святого. Наряду с этим необходимо отметить, что в вере выражена и подлинно человеческая самобытность, поскольку в ней отчетливо видны все черты рассудочной убежденности в той истине, которая заключена в Божественном Откровении. Такая убежденность, или иначе - уверенность, как нельзя более соответствует достоинству человеческой личности - существа свободного и разумного.

Среди документов II Ватиканского Собора наибольшее освещение эта проблема получила в Декларации о религиозной свободе, начинающейся словами Dignitatis humanae («Достоинство человеческой личности...»). В одном из пунктов декларации мы читаем: «Одно из главных положений католического учения, положение, вытекающее из Слова Божия и постоянно проповедуемое Отцами, есть то, что человек должен добровольно отвечать Богу верой в Него; поэтому никто не может быть принужден принимать веру вопреки своей воле. Ибо акт веры по самой природе доброволен, так как человек, искупленный Христом Спасителем и призванный Иисусом Христом к усыновлению, не может прийти к Богу, Который открывается человеку, если он сам, привлекаемый Отцом, не воздает Богу разумного и свободного послушания веры. Итак, совершенно отвечает характеру веры положение о том, что в религиозной области исключается любой род принуждения» (PC 10).

«Бог несомненно призывает человека служить Ему в духе и истине, в силу чего человек внутренне связан совестью, но он не принуждается. Ибо Бог учитывает достоинство человеческой личности, сотворенной Им личности, которая должна поступать по своему суждению и пользоваться свободой. Это наивысшим образом проявилось во Христе Иисусе...» (PC II).

2. И далее в соборном документе иллюстрируется, каким образом Христос стремился «возбудить и укрепить веру слушающих Его», исключая всякое принуждение. В конце концов Он засвидетельствовал истинность Своего Евангелия смертью на кресте и воскресением из мертвых, но «не хотел силою принудить к вере не принимающих ее. Ибо Царство... утверждается свидетельствованием и слушанием истины, и растет любовью, которой Христос, вознесенный на Крест, привлекает людей к Себе» (PC II). И такой же способ доказательства истинности Евангелия Христос завещал апостолам.

Именно благодаря этому вера - то, что мы выражаем словом «верую», - обладает помимо Божественной также и человеческой подлинностью и самобытностью. Убежденность и уверенность в истинности Откровения основаны на акте доброй воли. Добровольность, лежащая в основе веры, вовсе не означает какой-либо «произвольности» верования, или же позиции принципиальной индифферентности. Она означает лишь, что человек призван ответить на просьбу Бога и на его дар добровольным порывом к Нему всем своим существом.

3. В этой же соборной Декларации, посвященной проблеме религиозной свободы, отчетливо выражена мысль о том, что вера - это проблема совести.

«Соответственно своему достоинству, все люди, потому что они личности, то есть одарены разумом и свободной волей и, следовательно, наделены личной ответственностью, побуждаются самой своей природой и нравственно обязуются к исканию истины, прежде всего той, которая относится к религии. Они также обязаны принять познанную истину и всю свою жизнь направить согласно требованиям этой истины» (PC 2). В этом и заключается главный аргумент в пользу права на религиозную свободу, а также главный довод, в свете которого свобода эта должна правильно пониматься и соблюдаться в общественной жизни.

Что же касается личных решений этой проблемы, «каждый имеет долг и, следовательно, право на искание истины в религиозной области, дабы благоразумно выработать себе правильное и истинное суждение для совести, используя соответствующие средства. Но истину должно искать так, как подобает человеческой личности и ее социальной природе, то есть свободным исследованием при помощи учрежденной учительной власти, общения и диалога, через которые одни другим излагают истину, которую они нашли, или думают, что нашли, дабы оказать помощь взаимно друг другу в искании истины; как только истина познается, нужно твердо принять ее личным согласием» (PC 3).

В этих словах дана необыкновенно точная характеристика сути нашего «верую» как акта глубоко человечного, согласующегося с личным достоинством человека. Эта согласованность выражается в отношении к истине, а также во внутренней свободе и осознанной ответственности верующего субъекта.

Процитированные выше высказывания, почерпнутые нами из Декларации о религиозной свободе, косвенным образом обращают наше внимание и на то, какое высокое значение имеет систематичная катехизация. Не только потому, что она дает нам возможность познать истину о спасительном замысле Божественной любви, содержащуюся в Откровении, но также потому, что она помогает нам сохранять верность этой истине, уже познанной и принятой через веру.

(17. 04. 1985)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.