Устройство, место обитания, границы возможностей мыслеобразов. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Устройство, место обитания, границы возможностей мыслеобразов.

2021-06-23 24
Устройство, место обитания, границы возможностей мыслеобразов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мыслеобраз, это живое существо, которое когда-то было человеком или может им стать в будущем. Мыслеобраз, это джива, воплощенный в материальном теле мыслеобраза, который не обладает способностью к самостоятельной мыслительной деятельности. Мыслеобраз, это носитель чужой информации, чужих целей, чужих желаний, чужих идей и чужих замыслов.

Мир мыслеобразов, это огромное царство (мир, подобный животному миру земли) с множеством видов, подвидов, классов, семейств и т.п. Мир мыслеобразов не способен к самостоятельному существованию, как впрочем, и все прочие миры мироздания. Ни один из миров мироздания, земной, мир демиурга, мир галактических живых существ, промежуточный мир, духовный мир не способны к длительной жизни без прочих миров. Единственное живое существо, которое способно достаточно долго жить независимой самостоятельной жизнью, это Аллах. Но и у Аллаха есть предел возможностей. Предел возможностей Аллаха скорее связан не с его физической способностью или неспособностью продлевать свое существование бесконечно долго, а с ментальной и духовной необходимостью жить ради какой-то цели.

Человеческая цель записывается в определенном мыслеобразе, который обитает в пределах ума этого человека. Цель дживы, воплощенного в человеческом материальном теле, может быть записана в мыслеобразе, если джива обладает недостаточно развитым сознанием или в разуме, если уровень сознания дживы более высок, или непосредственно в сознании, когда уровень развития дживы максимален.

 

01.01.06г. После перерыва я вновь обращаюсь к "Запискам…", вчера более четко сформировалась дальнейшая цель, точнее цель сегодняшнего дня (тактическая цель). Я не вижу более необходимости продолжать работу над "Записками…" в том же ключе. Если и продолжать эту работу, то следует изменить подход и приоритеты в выборе тем. Примерная схема вырисовывается примерно так.

Мне следует переместить сознание в точку зрения материалистов и как бы с нуля (с начала) проанализировать одну конкретную тему, а именно "Система мышления человека". В результате многочисленных и безрезультатных контактов с различными людьми (посредством Интернета) именно эта тема представляется мне сегодня в качестве ключевой. И как это было уже неоднократно сегодня мне предложил один человек ознакомиться со статьей на эту тему, написанной с точки зрения чисто материальной науки. Я ознакомился с ней и ничего нового для себя в ней не нашел, разве что незнакомые или малознакомые термины.

 

* 13 апреля 2009 г.
  Обратите внимание на фразу: Мне следует переместить сознание в точку зрения материалистов и как бы с нуля (с начала) проанализировать одну конкретную тему, а именно "Система мышления человека". Именно с этого места, с этого времени, начался отсчет реальных и качественно кардинальных изменений в моем сознании, которые привели к созданию "Пути духовного развития "Байтерек".

 

Незнакомые термины стали понятны из текста статьи, а суть ее сводится к описанию той части мыслительной системы, которую я в "Записках…" охарактеризовал как систему выработки и хранения условных и безусловных рефлексов. Более того, в предложенной мне статье и прилагаемых к ней других статьях дается описание процессов, протекающих в головном и спинном мозге человека, остальные части ментальной (мыслительной) системы человека там даже не упоминаются.

Можно было бы потратить время на конструктивную критику данной статьи, но что-то останавливает меня. Это что-то является тем же, что останавливает меня от продолжения работы над "Записками…". Похоже, что я исчерпал отведенное мне время на эту работу.

Привожу полный текст указанной статьи, читайте и анализируйте самостоятельно.

Статья размещена по адресуscorcher.ru/neuro/neuro_sys/neuro_sys.php

 

   
Fornit - сайт о магии и науке, об умении понимать. Свободный форум без модерирования и одергиваний с интересными и необычными обсуждениями. На сайте путешествия, проза, песни, есть свой психоделический гимн:)
Форум Карта сайта Бессмертие Смысл жизни Сны наяву Как устроена психика? Гениальность Мироздание Заглянуть в душу...

 

Этот документ использован в разделе Интеллектуальные механизмы психики.

О системной нейрофизиологии

Данный текст в zip-архиве (2mb), со всеми статьями до второго уровня ссылок (что экономит 6mb трафика) - для просмотра без подключения к интернету: neuro_sys.zip.

Методология
Базовые представления
Рецепторы, рецепторные детекторы, эффекторы
Организация памяти мозга
Эмоции
Способности и возможности

Предлагаемый текст не совсем обычно оформлен: лаконичная основа с множеством ссылок на терминологические подсказки, дополнительные статьи, исходные фактические материалы. Это дает возможность сначала пробежать и уловить суть, затем, не доверяя сказанному, просмотреть более тщательно, чем эта суть обоснована и насколько она доказательна, и, наконец, сопоставить все с приводимыми статьями, с исходными экспериментальными данными и существующими точками зрения на вопрос.
Поэтому ссылки, помеченные как "дополнение", являются неотъемлемыми и важными приложениями к основному тексту.
Фактически, предоставляется возможность рассмотреть существующий классический материал по нейрофизиологии и психологии в контексте предлагаемого системного подхода.
В системном подходе не главное - конкретные способы реализации нейрофизиологических механизмов, их анатомическая локализация (поэтому не акцентируется все это и минимально используются терминологические привязки с классической нейрофизиологией), а важно понимание общей сути функционирования всей системы механизмов психических явлений, обеспечивающих адаптивное поведение и личностное отношение. Такое понимание надеюсь обеспечить до уровня очевидного наглядного представления, что, конечно же, предполагает желание разобраться и со стороны читающего:)

Методология

Что нужно для того, чтобы уже сегодня понять принципы работы мозга и механизмы психических явлений?
Ни одна из существующих научных дисциплин не может ответить на этот вопрос самостоятельно потому, что вопрос явно шире, чем то, что рассматривается каждой из них. Как всегда бывает в подобных случаях, необходимо обобщение сразу достижений нескольких наук, и первоначально такое обобщение оказывается без строгой терминологической поддержки: оно излагается достаточно популярно. Итак, задача - создать очередную версию такого обобщения.
Какие науки могут быть полезными? В первую очередь - нейрофизиология, накопившая огромное количество экспериментальных фактов. Немало полезного - в психологии. Но не той, что развивали Фрейд-Юнг-Гроф (вот почему не они), а только описания действительно всегда, при любых условиях воспроизводимых психологических явлений.
Понадобятся теории нейронных сетей, особенно данные, полученные в исследованиях персептронов. Казалось бы стоит привлечь кибернетику, но нет! Используемые ею алгоритмические подходы неприемлемы для описания психических явлений (ниже будет показано почему).
Многие принципы и факты, подтвержденные биологическими науками, медициной (в частности психиатрией), социологией и даже геронтологией окажут существенную помощь.
Но нужно быть очень внимательным и острожным потому, что в каждой науке кроме хорошо воспроизводимых экспериментальных фактов, которые составляют ее ядро - аксиоматику, есть пока еще не строго обоснованная гипотетическая часть, которая и дает направление дальнейшему развитию. Ее идеи, как бы привлекательны они ни были, можно использовать, только тщательно сопоставив их на непротиворечивость со всеми другими известными фактами. И если идея требует опровержения всех этих фактов, то предпочтение следует отдать именно фактам:)
В методологии ни в коем случае не стоит походить на тех ученых, что полюбив свою идею больше всех остальных, склонны революционно переиначить все что ей противоречит, как бы проверенным это ни было по принципу: если фундаментальные факты противоречат моей несомненно гениальной идее, то тем хуже для фактов. Слишком много таких ученых, и слишком печальна история каждого из них: Мессии, провидцы и чудо-ученые сайта Fornit Авантюристы и обманщики
Есть такие теории, претендующие на научность, но объясняющие явления начиная не с досконально проверенных фактов - аксиом, а опираясь на не строго определенные, но интуитивно как бы очевидные понятия, озарения, то, что подсказывает душа. Все они по этому подходу схожи между собой, хотя, как правило, говорят об очень разных вещах и по-разному. Точнее, сколько таких теорий, столько и представлений об одних и тех же предметах. Это - мистические теории. Они базируются не на аксиоматике, а на "виртуальных шаблонах понятий" или методе Аристотеля. Если наука идет от уже познанного, постепенно расширяя круг света в непознанное, то мистика - наоборот, начинает от непознанного и даже от непознаваемого, сразу с сотворения мира.
Стоит ли допустить возможность, что в чем-то мистические теории правы и также включить их в систему обобщения? Если бы это было возможно! Но как можно включить в базисный набор фактического материала, в аксиоматику, данные мистики? Ведь у нее нет такой аксиоматики, нет опоры на эмпирические данные. Все же, что есть воспроизводимого в ней, само по себе не носит мистический характер: медитативные техники, вообще любые техники "самосовершенствования" и развития - вовсе не мистические, а вполне реальные (см. Мистика).
И все же, не будем сходу отвергать ничего. Просто попробуем посмотреть, будет ли место для мистических представлений в получившейся картине? Останется ли что-либо, не объясненное в психических явлениях, что можно отнести только к мистике?

Задача сводится к тому, чтобы объединить надежный экспериментальный материал многих наук, выбрать систему аксиоматики, способную обосновать наиболее правдоподобные представления о механизмах психических явлений, которые будут вырисовываться по мере рассмотрения этих фактов в их взаимосвязи и сопоставлениях. В результате может получиться база новой дисциплины, которую можно было бы назвать системной нейрофизиологией, но не в названии суть:)
Способ, с помощью которого решено прийти к пониманию, это - научная методология или научный метод познания (см. Методология науки и Ортодоксальная наука.

Базовые представления

Когда возникает задача получить полное и ясное представление о предмете, например, о компьютере и его устройстве, то лучшим путем будет приобретение базовых знаний и принципов, начиная от устройства и работы отдельных комплектующих элементов и постепенно идти в направлении понимания все более сложной взаимосвязи этих элементов. Гораздо проще начать с разбора, как работает примитивный калькулятор, желательно самая ранняя модель, которая строилась еще на реле:)
В этом плане нам очень повезло: природа сотворила весь набор от самых примитивных био-устройств до человеческого существа. И ученые успели неплохо изучить, как устроены самые простейшие из них, и что общего между ними и самыми сложными. Оказалось, что общего очень много, фактически все, что было приобретаемо и проверено миллионолетними испытаниями на выживание, остается базой в самых сложных организмах, различающейся лишь в нефункциональных деталях вариантов исполнения. В отличие от компьютеров, в которых работает множество самых разных комплектующих, в мозге, каким бы он ни был по сложности, есть только два основных функциональных элемента: нервные клетки - нейроны (см. - Нервная система) и контакты между нейронами - синапсы). Все остальное носит вспомогательную, хотя и существенную роль. У человека нейроны имеют в точности те же функции, что и у улитки (см. Нервная система виноградной улитки, Физиология насекомых). И вся сложность мозга состоит в организации сети этих нейронов и контактов между ними (примерно 10000 контактов на каждый нейрон). Кроме этого есть система неспецифического (неконкретного, а общего для целых участков) регулирования процессом установления контактов в состояние проводимости из изначально непроводящего состояния с помощью веществ, стимулирующих этот процесс для тех контактов, которые соответствуют определенным условиям (тех, которые разделяют собой обоюдно возбужденные нейроны).
В дальнейшем, излагаемые факты об устройстве и функциях нервной системы, основываются на существующей литературе, которая отобрана в реферативный сборник Про исследования психических явлений. Это как раз тот фактический экспериментальный материал и версии его теоретического представления, который и предлагается сопоставить с текстом О системной нейрофизиологии.
Желающие могут подробно изучить все это. Несмотря на большой объем, это стоит того, чтобы с ним ознакомиться хотя бы на уровне реферата:)
Кратко резюмируя: функция нейронов сводится к единственной операции: сравнения величины электрического потенциала с пороговым значением, начиная с которого нейрон возбуждается (разряжается), вырабатывая стандартные электрические импульсы с частотой следования, пропорциональной общей сумме воздействий всех входных сигналов.
Т.е. нейрон - это пороговый элемент (компаратор) или генератор импульсов (релаксаторного, разряжающегося типа), запускаемый, воздействующими сигналами, в сумме не меньше определенного значения (зависящего от свойств его мембраны, которая выполняет функции алгебраического суммирования всех приложенных к ней сигналов). А к одному телу нейрона может быть приложено до 10000 сигналов - по числу возможных контактов (синапсов).
Нейрон - очень простой функциональный элемент, который так же можно назвать детектором (определителем) превышения порога возбуждения. А т.к. сигналы приходят из определенных предшествующих структур (даже жестко определенных в случае первичных рецепторов), то нейрон это - детектор появления такого достаточно сильного сигнала. Пожалуйста, запомните эту детекторную ипостась функциональности нейрона:)
Чтобы разместить все синоптические контакты и чтобы получить их из разных точек нервной сети, от тела нейрона разветвляется множество корнеобразных ответвлений - дендритов, на которых и располагаются синапсы (они могут располагаться и на самом теле нейрона, это совершенно не принципиально).
Если нейрон возбуждается, то электрические импульсы распространяются от его тела по отростку (обычно единственному) - аксону, длина которого бывает достаточна, чтобы, например, образовывать нервы - жгуты аксонов, идущих в одном пучке, соединяющие мозг и различные органы. Внутри же самого мозга аксоны относительно короткие. Подробнее - в книге Д. Хьюбела - МОЗГ
Синапсы по воздействию бывают двух видов: те, что при передаче сигнала приводят к возбуждению и те, что, наоборот, еще более повышают порог возбуждения - блокируют, "тормозят" нейрон.

Изучая, как организуется простейшее поведение улитки, можно проследить, как все начинается с рецепторов - чувствительных элементов-клеток, способных преобразовывать воздействие внешней среди или характеристики внутренней среды в стандартные электрические импульсы нейронной активности.
Можно сказать, что рецептор это клетка - несколько видоизмененный нейрон, мембрана которого способна поляризоваться при воздействии вспомогательных преобразователей специфических механических, фото, или химических воздействий.
Осуществляется же реакция с помощью эффекторов - преобразователей нервных импульсов в специфическое действие: сокращение мышечного волокна, выделение химических веществ или же остается стандартным сигналом для воздействия на элементы самой нейронной сети, организуя переключения активности с помощью внимания.
Подробнее о рецепторах и эффекторах - в Рецепторы и эффекторы
В простейшем случае у насекомых раздражение рецепторов вызывает возбуждение нейронов, которое передается эффекторам. Часто бывает разветвление небольшого количества рецепторных сигналов для срабатывания целого блока эффекторов, вызывающего целую последовательность реакций - программу действия.
Так организуется связь между важным (т.е. достаточно сильным для возникновения реакции в случае насекомых, которые по-другому никак не оценивают эту важность) для организма воздействием внешней среды или важного изменения состояния внутренней среды в ответную реакцию. Важность определяется естественным отбором в виде оптимизации чувствительности рецепторов и уровня запуска реакции: полезные реакции остаются и усиливаются, а бесполезные и вредные исчезают.
Внутренние важные сигналы обуславливаются потребностями (которые в случае простейших "оцениваются" (или лучше сказать проявляются) лишь как объективный фактор, определяющий то, что необходимо для существования).
Легко видеть, что любые сигналы, и внешние и внутренние, можно отнести, в зависимости от конкретных условий, или к положительным (полезным) для организма или отрицательным (вредным). Результат такой оценки всегда зависит от условий (внешних и внутренних, текущих и постоянных), в которых эти сигналы проявляются.
Кстати, отсюда следует невозможность определения абсолютного добра и зла как некоего стандарта, подходящего для всех:) Но личное разделение добра и зла на каждый данный момент существующих условий - принципиально важно! Такое разделение, уже на уровне самой простейшей нервной сети, задает систему отношения организма (пока рано говорить о личности:)) или систему значимости, которая в случае более сложных реакций, чем просто стимул-ответ, гибко, в зависимости от условий, определяют направленность поведения.
Понятие системы значимости очень важно. Но для простейших, таких как насекомые, введено несколько преждевременно в том смысле, что значимость определяется как критерий того, насколько это полезно и важно для жизнеобеспечения вида, но, конечно же, никак не оценивается (и не используется) самим организмом:) Т.е. понятие значимость - в данном случае - чисто условно (с точки зрения методологии термин значимость, как введенная абстракция, имеет определенные границы, которые проходят эволюционно примерно на уровне сложности организации птиц, явно разделяющих стиль реакций в зависимости от эмоционального состояния).
Уже на уровне насекомых закладывается основа для развития этой системы настолько, что позволяет оценивать воздействующие условия и результаты собственного поведения с позиции важности для самого организма и, соответственно, корректировать поведение не из поколения в поколение, а оперативно и гибко.

В настоящее время хорошо изучены структуры генов даже сложных организмов и стало ясно, что количество информации совершенно недостаточно не только для детального плана строения мозга (число состояний связей которого превышает число атомов во вселенной), но даже основных особенностей строения тела и программы его развития.
Генетическая информация нужна только для задания первоначального состояния и отдельных эпизодов влияния на развитие. А все, во что превращаются клетки развивающихся тканей, зависит от условий, в которых они развиваются - от окружения. Эволюция добилась того, что в данных условиях, данное начальное состояние организма, в силу причинности и с коррекций в нужные моменты генетической информацией, приводит к достаточно однозначному результату. Изменятся условия и результат будет соответственно иным.
Условия могут измениться настолько, что организм вообще окажется нежизнеспособным, несмотря на то, что в среде нет никаких явных повреждающих факторов. Сама среда и физико-химические законы являются необходимым и достаточным дополнением генетической информации, которая активизируется в нужные моменты, подправляя развитие.
Мозг изначально не имеет эффективных связей между нейронами (кроме самых древних), которые созревая в ткани мозга из протоклеток, приобретают специализацию как нейроны, отростки которых растут достаточно разнообразно от организма к организму. Вот что об этом известно: Формирование синапсов, Аксоны: механизмы выбора пути
Характер ветвления отростков нейронов так же зависит от условий развития и определяет характерные особенности психики отдельных особей, их возможности и способности (почему и как станет ясно позже).
Что в системном смысле необходимо, чтобы простейший организм, такой как улитка, мог обладать поведенческой функциональностью, достаточной для выживания в определенных условиях? Нужно, чтобы он обладал чувствительными датчиками-рецепторами, которые могли бы реагировать на все значимые для него внешние и внутренние условия, нужно, чтобы он обладал исполнительными органами-эффекторами, способными или противодействовать нежелательным условиям или способствовать желательным. И нужно, чтобы была возможность строить управляющие цепи, которые в зависимости от сигналов рецепторов, могли активизировать эффекторы, а так же изменять сами управляющие цепи так, чтобы активизировать то, что имеет положительное значение и подавлять то, что приводит к отрицательным последствиям.
Последнее реализовалось в виде двух видов синоптических контактов: возбуждающих и тормозных. Если бы были только возбуждающие, то с приходом первого же импульса вся нейронная сеть, рано или поздно, оказалась бы возбужденной (что-то сродни эпилептическому припадку).
Отточив функциональность рецепторов и эффекторов в длительном эволюционном отборе (а точнее, просто оставляя в живых то, что жизни не противоречило), природа получила универсальные в земных условиях комплектующие элементы для моделирования поведения организмов, а методом моделирования был естественный отбор.

Кроме общей регуляторной функции, обеспечивающей построение направленных цепей управления эффекторами, эти два вида действия синоптических контактов приобрели еще одно важное функциональное назначение при формировании ответов на благоприятные или неблагоприятные воздействия. Если результат поведения привел к отрицательным последствиям (сигналам системы значимости, основанной на рецепторах, смысл которых зависит от конкретных условий), то такое поведение должно быть заторможено на будущее. А поведение, приводящее к положительным последствиям - стимулировано. Подразумевается, что уже образовались некоторые программы действий (или эффектороные программы, - имеются в виду последовательность срабатывания элементарных эффекторов, формирующая действие от начала до конца) или последовательности действий (как они формируются - ниже).
Так, даже у простейших насекомых есть программы добывания пищи, когда рецепторы сигнализируют о такой потребности, есть программы полового поведения, оборонительного поведения, развития организма и т.п. Практически в любой эффектороной программе поведения есть звенья, тормозящие "неправильное" и возбуждающие "правильное" так, что в результате и реализуется общее адекватное поведение. Эти звенья постоянно оптимизируются (уточняются, пренастраиваясь) в ходе естественного отбора, отслеживая изменение общих условий существования вида, адаптируясь к ним. Но если условия изменятся слишком радикально, то простейшему организму остается лишь попытаться игнорировать их потому, что для него еще их просто как бы не существует (нет никакой рецепции, способной это отследить). Чаще всего это кончается летально для вида.
Если выживают те насекомые, у которых в нужном месте возникают тормозные связи, препятствующие неправильному варианту поведения, или те, у которых возникает возбуждение более эффективных результатов поведения, то тем самым получается, что тормозное или возбуждающее действие соответствует виду отклика системы значимости организма (хороши последствия или плохи). Но реализуется не как управляющая связь от самой системы значимости, а посредством эволюционного отбора, что тоже - вполне эффективный метод для достижения нужного результата.
А для более быстрого реагирования на изменение условий, для того, чтобы было возможно формирование и оптимизация поведенческих программ в зависимости от текущего жизненного опыта, а не из поколения в поколение, нужна прямая связь системы значимости с системой формирования поведенческих программ.
Предыдущие два абзаца очень важны для понимания принципов организации адаптивного поведения, вообще для понимания механизмов психических явлений. Этим показывается, как еще у простейших насекомых сформировалась основа для оперативной (в течение жизни самого организма, а не из поколения в поколение) оптимизации поведения, для постоянной адаптации к изменяющимся условиям, что позволяет оставаться адекватным им, быстро переобучаясь. Забегая вперед, поясню, что в зависимости от оценки результатов поведения, у высших животных, создаются условия для преимущественного (массового, неспецифического, но в области, затрагивающей область текущего возбуждения, выделенную вниманием) закрепления связей того типа (тормозных или возбуждающих), какой соответствует этой оценке.

Важная разница между насекомыми и высшими животными: первые в течение своей жизни не способны к долговременному обучению. Пластичность (обучаемость) их нервной системы, в основном, связана с кратковременными процессами, а не с образованием постоянных связей между нейронами: см. Нервная система виноградной улитки, Пластичность нейронных сетей в цнс виноградной улитки, Физиология насекомых.

Слово "обучение" может иметь разный смысл и приводить к ложным утверждениям. Чтобы избежать этого, нужно определиться с его значением. Попытка сделать это - в дополнении: Эволюция нервной системы.

Если у насекомых текущее поведение определяется только существующими изначально, при рождении, связями между нейронами, то у высших эти связи формируются активно в течение жизни особи.
Обучение предполагает "память", что является достаточно условным, но удобным понятием. У насекомых память осуществляется в виде временных изменений условий прохождения сигналов между нейронами и представлена текущей активностью нейронов. Это то, что принято называть кратковременной памятью.
В даже в простейшем мозге активность не всегда прерывается как только исчез первоначально вызвавший ее стимул - сигнал от рецепторов. Активность может поддерживаться неопределенно долго в тех случаях, когда эволюционные механизмы отбора определили, что временное пропадание данного стимула не значит пропадание значимого фактора, а необходим учет его уже не ощутимого присутствия. Поддержание активности легко достигается передачей возбуждения в то место, куда ранее поступал сигнал от рецепторов. Поэтому, даже рецептор больше не оказывает влияние, вместо него это делает положительная обратная связь, закольцовывающая возбуждение. Прервать такое самовозбуждение (реверберацию) может только тормозное влияние, когда значение первоначального стимула исчерпает себя. Прикосновение к телу улитки заставляет ее отпрянуть на некоторое время, а не тут же возвращаться как только прервался контакт. В данном случае вместо тормозного влияния может иметь место и просто истощение, привыкание цепи возбужденных нейронов.
Очень важно оценить назначение и понять возникновение механизма сохранения возбуждения после прекращения рецепции - реверберация возбуждения по кольцевым структурам, поддерживающая образ первоначального стимула. См. Мозговая основа субъективных переживаний (поиском на слово реверберация), Проблема переработки информации в зрительной системе лягушки, Мозговая организация и психическая динамика, Нервная система, Волновые процессы в зрительной коре мозга
На экране компьютерного томографа можно непосредственно наблюдать, как под воздействием новых стимулов восприятия активизируются новые зоны и сохраняют активность после прекращения поступления рецепторных сигналов в виде достаточно обособленных очагов возбуждения, которых в мозге может накапливаться очень много к концу дня.
Во время сна, при общем нарастании торможения, организуемом "функциональной системой сна", реверберации начинают терять связи с рецепторными входами (блокировка каналов внешнего восприятия наступает в первую очередь), с соседними активными зонами, все более локализуются, изолируются и большинство из них к концу сна полностью гасятся. (см. Глубокий сон разбивает мозг на изолированные островки).
Сон - сама по себе достаточно интересная тема. Эволюционно у разных животных его организация различается, особенно разительно у морских млекопитающих: дельфинов и котов, мозг которых спит не весь, а его половинки поочередно. Сон несет несколько физиологических функций, среди которых нет функции отдыха организма (если не считать того, например, что восстановительный метаболизм позвоночника человека использует горизонтальное положение тела). Главной (если вообще можно что-то в мозге выделять как главное) его задачей является гашение избыточных ревербераций, накапливающихся за активный период со специфическим использование информации (- понимание значения воспринимаемого для организма), которую эти активные зоны содержали. В организации сознания и поведения сон не играет непосредственную роль.
Более подробно о сне, его механизмах можно прочитать: Наука о сне, Природа сна, Физиология сна, еще Природа сна 2, О вещих снах и полуночных открытиях.
И в качестве важного дополнения: Осознанные сновидения.

Активные зоны или реверберирующие зоны (подробнее ниже) образуют характерную наведенную (общую фоновую) электрическую активность, проявляющуюся в виде ритмов электроэнцефалограмм, частота которых зависит от длины пути сигнала обратной связи по кольцу возбуждения. Общий тонус мозга, повышая или понижая порог срабатывания нейронов, способен менять величину реверберирующих зон и, соответственно, частоту ритмов. См. Реверберационная цикличность между нервными клетками мозга как механизм саморегуляционных систем организма и Методы психофизиологии.
Согласно законам электродинамики, любая циркуляция тока порождает сопутствующее электромагнитное поле "наводку". Регистрация потенциалов с помощью электроэнцефалографа не способна обнаружить наводящуюся активность отдельных нейронов. Из-за их огромного количества отклики каждого из них будут сливаться в общий фон. Но согласованная активность многих нейронов неминуемо должна выделяться из общего фона. И реверберация просто не может не порождать ритмические потенциалы с частотой, соответствующей периоду кольцевой циркуляции сигналов. Кроме реверберации, других согласованных активностей в нейронных сетях мозга не обнаружено. Гипотеза о "сканировании" (Волновые процессы в зрительной коре мозга) как бы не замечает кольцевые структуры и говорит только о некоем сканировании для целей распознавания, привнося алгоритмический подход (некий центр, обеспечивающий сканированием и обработку данных для распознавания) в принципиально неалгоритмизируемые процессы (о чем подробнее говорится в следующем абзаце). Фактически, все данные, полученные приверженцами такой гипотезы, относятся именно к реверберациям потому, что реверберации достоверно обнаружены и они должны порождать ритмические потенциалы, а ничего подобного на механизмы сканирования не обнаружено и не обосновано эволюционным развитием механизмов мозга (даже если не говорить о принципиальной невозможности централизованного управления механизмами мозга).

Что касается невозможности алгоритмически (программно, системой централизованного управления, кибернетическими методами) описать работу мозга (вообще психические явления), то этому есть доказательство: в работах Роджера Пенроуза, основанных на теореме Геделя о неполноте.
Подробнее об этом (но см. существенные замечания ниже ссылок): еще раз о Пенроузе и К проблеме вычислимости функции сознания
Следует сразу определиться, что если речь идет вообще о невозможности любой искусственной реализации адаптивных систем поведения на основе личного отношения, то это будет утверждение мистического, принципиально не познаваемого и принципиально не реализуемого разума:) И тогда на этом нужно остановиться и более не пытаться проникнуть в божественную епархию:)
Однако, как будет понятно из дальнейшего текста, вполне возможно представить себе достаточно конкретно вполне реализуемые механизмы, обеспечивающие личностное адаптивное поведение. Поэтому под алгоритмом нужно понимать формализуемый (поддающийся описанию) метод последовательной обработки данных (как работает любая компьютерная программа даже с распараллеливанием вычислительного процесса), что подразумевает централизованное управление процессом по этому алгоритму (оркестр играет с дирижером). В то время как все био-системы адаптивного поведения основаны на децентрализованном управлении - распределенных системах элементарных алгоритмов (оркестр играет без дирижера).
Образно это иллюстрируют следующие соображения.
Во-первых, в каждый следующий момент времени нейронная сеть не похожа на себя прежнюю текущей активностью, связями, порогами срабатывания нейронов, соотношениями концентраций медиаторов, и вообще всего того, что воздействует неспецифически. Все это непосредственно оказывает влияние на текущее восприятие-поведение. Любая личная оценка результата поведения, так же как и изменение условий восприятия тут же изменяет варианты последующего поведения не в некоем центре, а рассредоточено, начиная с оптимизации внимания (связей в области элементов значимого восприятия) и кончая оптимизацией элементов эффекторных структур (связей с эффекторами и эффекторными рецепторами, обеспечивающими обратную связь при осуществлении движения, о чем будет сказано подробнее ниже), - они учитываются системой как приобретаемый опыт.
Во-вторых, не может реально существовать центральное управляющее устройство (или любое количество согласованных управляющих устройств, меньшее, чем количество функциональных элементов нейронной сети), способное контролировать состояние 10 тысяч контактов у каждого из10 миллиардов нейронов. На такое способна только сама система в целом (децентрализовано), когда каждый ее элемент просто выполняет свою определенную функцию или элементарный алгоритм (нейрон - порогового элемента-сумматора, а синапсы - межнейронных коммутаторов).
Как станет понятно из дальнейшего, это - необходимое и достаточное условие для развития механизмов обеспечения адаптивного соответствия между условиями среды и результатами поведения, основывающееся на "личной" оценке значимости того и другого. Это выражается в оперативной (в течение жизни индивида) оптимизации такого соответствия в зависимости от положительного или отрицательного влияния результатов поведения на организм.

Из сказанного уже понятно, что любой вид памяти в мозге реализуется за счет синоптических контактов. См. также Нейрональная пластичность, Научение и память, Научение и память 2, Формирование синапсов, Влияние подавления синтеза белка на формирование долговременной памяти.

Договоримся образ первоначального стимула, составленный из всей совокупности сигналов рецепторов (в том числе "внутренних" рецепторов мозга и рецепторов, определяющих состояние мышечных усилий), открытых вниманием для восприятия, который поддерживается некоторое время за счет реверберации, понимать и называть образом воспринимаемого.
Оговорка насчет открытого вниманием очень существенна и относится к тем достаточно сложным нейронным сетям, которые позволяют переключать активные зоны (образы восприятия) в зависимости от текущей актуальности (наивысшей значимости).
В то время как самые важные для организма зоны восприятия поддерживаются вниманием, другие остаются относительно изолированными, но возбужденными (реверберирующими). Таким образом то, что было создано природой для учета временно пропадающего из


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.