Историческое дежавю: трагедия Израиля – предупреждение для современной России — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историческое дежавю: трагедия Израиля – предупреждение для современной России

2022-10-03 31
Историческое дежавю: трагедия Израиля – предупреждение для современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История учит, какие ошибки

вам предстоит совершить

Лоренс Питер, психолог.

 

Введение

 

        

    История вынуждена повторяться, потому что никто её не слушает. Мудрейший из царей древности констатировал: «Все, что есть и что будет, уже было прежде, ведь Бог повторяет то, что прошло» (НРП, Еккл. 3:15).

    Случалось ли вам при чтении исторических книг испытывать ощущение дежавю? Настолько описываемые события напоминают то, что происходило за десятки, сотни и даже тысячи лет до или после этого. Точно такое же ощущение возникает, когда мы читаем о катастрофе Израиля, переводя взоры на современную Россию, вспоминая события столетней давности.

    В своем эссе, я рассматривают трагедию Израиля как предупреждение для России XXI века.

 

Народ Торы

 

Израиль – это народ Закона. Именно это, по словам псалмопевца, делало израильтян отличительным ото всех языческих народов: «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. 9 Не сделал Он того никакому [другому] народу, и судов Его они не знают.Аллилуия» (Пс. 147:8-9).

Однако историю Израиля чрезвычайно важно рассматривать через книгу Второзаконие. В ее последних главах содержится роковое программное заявление о том, что ждет Израиль в далеком будущем: «И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ этот блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лицо Моё от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби» (31:16-17). Иными словами, Господь уже тогда знал, что избранный Им народ отступит от Него. Плен был неизбежен: «И как бы для гнева Моего и ярости Моей существовал город [Иерусалим] этот с самого дня построения его до этого дня, чтобы Я отверг его от лица Моего» (Иер. 32:31).

 

    Итак, обратим внимание на три причины приведшие к изгнанию Израиля:

 

    1) Духовный упадок: отвержение Торы

Пренебрегая и отвергая Закон, народ отрезает себя от единственного надежного источника богопознания, обрекая себя на искаженное и неверное понимание Бога: «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» (Пр. 29:18). Но если образ Бога искажён, выходит, и само поклонение неугодное, и обращено к придуманному божку. Израиль приближался… приближался к этому постепенно.

Духовная деградация и ранее приличествовала избранному народу, – ещё со времён золотого тельца (см. Исх. 32 гл.), – однако резкое падение наблюдается с момента великой схизмы (раскола) Израильского государства, на Северное и Южное царство (931 г. до Р. Х., см. 3 Цар. 12 гл.). 

Боясь утратить политическую верность десяти колен Израилевых, Иеровоам I идет на чудовищное ухищрение. Он заменяет центр поклонения Богу с Иерусалима на Вефиль и Дан, где и устанавливает своих быков, тем самым нарушая Божье установленье о едином месте для поклонения, которое избрал Сам Всевышний (см. Втор. 12:11).

В качестве зримого образа для «поклонения» Яхве, царь использует изваяние быков, указывая на которых, он произносит в уши израильтян, до боли знакомую фразу: «" Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской "» (3 Цар. 12:28; ср. Исх. 32:4). Иеровоам I совершает чудовищное и вопиющие беззаконие, вводя весь Израиль в страшный грех: нарушения первых двух заповедей (см. Исх. 20:1-5). Эффект «религиозных реформ» Иеровоама I будет настолько масштабен, что охватит не только его современников – все цари Северного Царства не будут отступать от его грехов, но будут неуклонного следовать и подражать, а с ними и их подданные.

Вместо подлинных священников из сынов Ароновых, царь поставляет своих лжесвященников для служения в идолопоклоннических центрах – Вефиле и Дане (см. 3 Цар. 13:9). Следовательно, лжесвященники сами не знали Закон, и не учили её истинам народ: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6), от чего невежественный народ гиб (см. 4:14).

Осия, стоявший у смертного одра Северного Царства, взывал и сокрушался о том, что «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле» (4:1). Он отчаянно пытался втолковать своим слушателям, что Яхве хочет милости, а не жертвы, что богопознание для Него важнее, нежели их всесожжения (см. 6:6). Но Ефрем отверг Тору – единственный истинный источник богопознания. Это скорбно констатирует Сам Господь: «Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» (8:12).

    Приблизительно в 605-604 гг. до Р.Х., Господь повелевает узнику Иеремии записать в свиток все пророчества, которые были даны ему об Израиле, Иудее и других народах, от дней царя Иосии (см. 36:1-3). Пророк призывает писца Варуха, который запечатлевает в книжный свиток с его уст все слова Господа. После этого, Варуху поручается еще одна ответственная задача: отправиться в храм и прочитать послание Яхве вслух, перед всеми жителями Иерусалима и пришедшими туда из городов иудейских, по причине объявленного поста (см. ст. 4-10).

    Вскоре свиток был передан князьям (см. ст. 11-19), а затем и самому царю: «Царь послал Иегудия принести свиток, и он взял его из комнаты Елисама, царского писца; и читал его Иегудий вслух царя и вслух всех князей, стоявших подле царя. Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним горела жаровня. Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне» (ст. 21-23). Иеремия намеренно подчеркивает, что и царь, и его приближенные, абсолютно лишись страха Божьего: «И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова эти» (ст. 24), хотя три князя, всё же умоляли царя не делать этого: «Хотя Елнафан, и Делая, и Гемари упрашивали царя не сжигать свиток, но он не послушал их» (ст. 25).

    Если Иосия слыша слова Торы – разрывал на себе одежду, в знак отчаяния и сокрушения, то его внук, внимая посланию Яхве – разорвал свиток на куски и сжёг его в огне. Возмездие не заставило ждать себя слишком долго: Господь сжег в огне Иерусалим (см. Иер. 37:10, 52:13). 

 

    2) Социальная несправедливость

Пророки придавали особое значение справедливости в обществе и личной нравственности каждого отдельного человека. Они настаивали на том, что если народ Завета обманывает, обкрадывает, распутствует и равнодушен к тем, кто пребывает в нужде и бедности, тогда Богу совершенно безразличны обряды, которые они совершают.

Израильские и иудейские цари, князья и судьи развернули широкую коррумпированную кампанию, в то время как священники бессовестно покрывали их порочные деяния (любопытно, но с тех пор ничего не поменялось).Отъявленным поборником этой преступной системы выступил пророк Амос: «Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не соболезнуете о бедствии Иосифа!» (6:3-6).

    В Израиле происходил самый настоящий пир во время чумы. Пока высшие эшелоны власти залезли в свою бюрократическую башню из словной кости, и там упиваются роскошью, нежась на ложах из тех же костей, обжираясь изысканными блюдами, распевая, под аккомпанемент живой музыки, пьянея от вина, и умащая свои бренные тела наилучшими мазями – внизу под башней, царила анархия несправедливости и бедности. Но богатых это нисколечко не тревожило, они не соболезновали бедствию Иосифа. Сытый голодному не товарищ. 

 

    3) Идолопоклонство

    Завоевав Ханаан, израильтяне постоянно испытывали соблазн привнести в культ Яхве поклонение богам и богиням плодородия, известным как Ваал и Астарта. Именно за религиозный синкретизм ефремляне попали под шквал обличений и осуждений Осии. «Их сердце разделилось …» – такой диагноз ставит Яхве. Ефремляне предстают в описании пророка одержимыми идолопоклонниками: «Народ Мой вопрошает своё дерево и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога» (4:12). Дух блуда препятствует вернуться к Богу и познавать Его: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (5:4). Яхве однозначно указывает на причину гибели Израиля: «Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов – оттуда гибель» (8:4).

 

    В 722 г. до Р. Х. под натиском Ассирии, Северное царство Израиль пало. Немногим более 100 лет, в 586 г. до Р. Х. Южное царство Иудея пало под натиском Вавилона. 4 Книга царств 17 глава, 2 Пар. 36 глава – описывают эти два плена, и называют одни и те же причины: отвержение Торы, социальная несправедливость, идолопоклонство.

 

 

Третий Рим

 

Умом – Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

 

    Автор этих строк Федор Тютчев (1866 г.), человек, разлученный с родной страной на долгий период. Он мог легко проникнуться западным образом жизни, их укладом и мировоззрениями. «Однако Тютчев на протяжении стольких лет всё более утверждался в силе, мощи, неповторимой роли России в политике и духовной жизни всего мира»[215].

    Тютчев понимал, что «действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданы. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей»[216]. В этом и удивительный парадокс, внутренняя сила и непостижимая суть России.

    Более чем за 400 столетий до Тютчева, псковский монах Филофей положил начало развитию идеи: Москва – Третий Рим. В 1523-1524 годах монах напишет письмо великокняжескому дьяку, в котором он окончательно введет свою идею в обращение.

 

Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать [217].

 

    Слова из письма монаха часто толкуются как триумфальная ода государю новорожденной вселенской империи. Однако правильней рассматривать письмо как увещевательное. Филофей полагал, что власти должны уничтожить ереси и защитить Церковь. «Захват греческой империи мусульманами означал лишь перемещение Рима в Россию, но упадок Русской церкви должен был означать конец света, поскольку "четвертому Риму не бывать"»[218]. Таким образом, монах успешно преобразовывает лесть в предупреждение.

    В XIX в. историк Владимир Иконников предложит радикально новую философскую интерпретацию доктрины, которая вскоре получит широкое распространение: Третий Рим – мировая империя, спасительница человечества[219].

    Религиозный мыслитель Владимир Соловьев использует данную доктрину в своих трудах, интерпретируя ее сквозь призму концепции христианского универсализма. «Центральным его аргументом была идея об особом предназначении России в деле сближения Востока и Запада и создания мирового органического единства»[220].

    В начале XX в. была опубликована книга Ивана Кириллова, в которой впервые описывалась история развития концепции Третьего Рима. По мнению автора, доктрина «Третий Рим» стала свидетельством пробуждения самосознания русской нации. Ведь с точки зрения Кириллова до Филофея Россия не имела цели. И именно его доктрина предоставила Московскому государству и русскому народу уникальное видение собственного предназначения. Таким образом «Кирилловская публикация завершила трансформацию доктрины Третьего Рима от смутного пророчества, высказанного псковским монахом, к «осевому моменту» в русской истории»[221].

    Однако, как правильно подметил Федор Михайлович Достоевский: «Русский – это не состав крови, а отношение к православию».

    В статье «Что же такое "Русский мир" Патриарха Кирилла?», протоиерей Андрей Ткачев демонстрирует фундаментальную роль православной веры в судьбе России:

 

Православие остается сердцем Руси… Золотое сечение Православия в области догматики – это отцы-каппадокийцы… Таким народ был со времен незапамятных. Это – трезвая храбрость перед лицом опасности. Таким был на протяжении столетий русский солдат. Это труд на грани полного самоотречения, труд без жажды личной славы, ради идеи. Такими были ученые, первопроходцы, путешественники, мыслители. Это любовь ко всем, а не только к людям твоего племени, что так ярко засияло в литературе и в религиозной философии, чего днем с огнем не сыщешь в таком количестве в иных культурах. Это, наконец, подлинная святость, в лице Святого Серафима или Иоанна Кронштадского доходящая до сияния в масштабе вселенной. Святость, никуда не исчезавшая, но лишь уходившая подальше от суетных глаз, чтобы исполнить сказанное: «не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» Все это в совокупности и стало тем русским миром, который одних испугал, других обрадовал, в-третьих, вселил надежду [222].

 

    В своей лекции о поздних пророках, А. Ткачев сравнил ветхозаветных евреев с русским народом:

 

Что было у евреев? Ничего! Господь у них был и больше ничего. Но это ничего перевешивало всё остальное. Храм, пророки, священники, суббота, обрезание, кашрут. Все. При этом, где Вавилон? Египет? Он другой. Рим? Греция? А евреи есть и будут. Потому что богаты Богом…

Русские похожи на евреев. У нас нет ничего. У нас нет ничего кроме Бога. Наше единственное сокровище – Православие… Русские – абсолютные евреи [223].

 

    Однако тысячелетняя история великого православного государства, неминуемо приближалась к несчастью 1917 г. Так, по поводу октябрьской революции высказался Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Я же помню время до несчастья…»[224].

    Поразительно, но те же самые причины, приведшие к катастрофе Израиля, мы обнаруживаем в истории дореволюционной России.

 

Духовный упадок: филетизм

    «Существенно, что большинство философов [Бердяев, Ильин, Франк] усматривают причину Революции в глубочайшем духовном и культурном кризисе русского народа и человечества в целом»[225].

    Историк Михаил Флабинскийназывает одну из основных причин духовного упадка Русской Православной Церкви – это слияние с государством[226]. На протяжении всей своей дореволюционной истории православие было официальной религией российской империи. Государственная финансовая помощь накладывала на Церковь ряд обязанностей. Например, ей поручалось формирование у населения «верноподданических» чувств, и ведение процарской пропаганды. В глазах монархии, Церковь являлась не только религиозным институтом, но и одним из идеологических базисов самодержавия. Именно это спровоцировало восточных иерархов обвинить РПЦ в ереси «филетизма» (государстволюбие), т.е. подчиненности Церкви национальным интересам[227].

    Все сильней и сильней начала проявляться тенденция «дехристинизации» – отказ от христианского вероучения и от христианского образа повседневной жизни и поведения. «Основной причиной развития процесса дехристинизации было недовольство народом Церковью»[228]. Все чаще стали задаваться вопросом, почему же люди не хотят соблюдать повеления Церкви. Митрополит Макарий (Невский) видел в этом веяние духа времени. Люди не хотели, «чтобы их считали отсталыми от века»[229]. В начале XX столетия он с содроганием предрёк новую эпоху: «...ужели оно будет для нас тем роковым временем, когда число отступников превзойдет число верных чад церкви; когда нечестие наполнит наши города, наши дома, … а благочестие останется …только в запустелых храмах?»[230].

 

Социальная несправедливость

    Автор статьи «Революция 1917 – Почему православие проиграло атеизму?»[231], утверждает, что главной причиной стало игнорирование политической программы Библии (уголовный, экономический и семейный кодекс Библии): «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13); «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот» (Ис. 10:1-2); «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа» (Иак. 5:4).

    Но к великому сожалению, православие игнорировало эти заповеди. Поэтому в Российской империи везде практиковались издевательства начальства над подчиненными: баре издевались над крестьянами, капиталисты – над рабочими, и государство – над народом, особенно над солдатами. Русские капиталисты не были обучены церковью христианской трудовой этике по отношению к подчиненным: «Не господствуй над ним с жестокостью» (Лев. 25:43).

    Автор статьи убежден, что Бог сверг православие в России за игнорирование Закона Моисеева. И как следствие, по условию договора, за нарушение заповедей, Господь послал на православие «народ наглый, который не пощадит юноши и не уважит старца» (Втор. 28:50). Атеистическая советская власть – Божий бич для православия за сознательное пренебрежение Библии – «наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет…» (Лев. 26:25).

    В заключении, автор допускает предположение, что если бы Россия соблюдала вышеуказанные библейские заповеди Закона Моисеева, то революции 1917 г. не было бы:

 

«… ибо на Западе протестантизм и католицизм в той или иной степени соблюдали эти заповеди, и поэтому там коммунизм не смог восторжествовать несмотря на то, что первые коммунистические волнения появились именно на Западе»[232].

 

Идолопоклонство: атеизм

    По замечанию, ранее упомянутого историка М. Фабинского, «огромнейшее влияние на население сыграло распространение атеизма»[233]. При чем не только среда интеллигенции, другие сословия так же оказались подвержены влиянию новой идеологии[234].

    Например, философ Иван Ильин, вначале верящий в созидательный потенциал русской революции, вскоре утратил веру. В своих многочисленных работах он писал о том, что революция была «разрушительным безумием»[235]. «Он называл революцию духовной и душевной болезнью, проникающей во все слои бытия и сознания. Будучи религиозным философом, Ильин находил причину духовного и культурного упадка в отказе от христианского мировоззрения, к которому пришла тогдашняя интеллигенция»[236].

 

 

Заключение

    После совершения литургии в Успенском соборе Московского Кремля, 4 ноября 2017 года, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, патриарх Кирилл произнес слово, в котором высказал мнение, что причины Октябрьской революции кроются в событиях, произошедших за 200 лет до нее: 

 

«… начало наших национальных болезней, приведших к катастрофе столетней давности, началось не за год, не за пять и не за десять, а как минимум почти за двести лет, а может быть, даже и более, когда стали разрушаться духовные основы жизни нашего просвещенного общества, так называемой элиты»[237].

 

    На вопрос: «А что же делала Церковь? Почему она не предотвратила это?», патриарх отвечает:

 

«Церковь при видимом благополучии была по рукам и ногам скованная государством и лишена самого главного: возможности, не оглядываясь ни на власть, ни на какую вне находящуюся силу, говорить людям Божью правду об их духовном состоянии, если нужно давать свою оценку политическим процессам, имевшим место в жизни нашего общества, не с политической точки зрения, а с точки зрения духовной»[238].

 

    Он признает, что отсутствие пророческого голоса Церкви, содействовало тому, что все большее количество образованных людей перестали внимать Православию. Хочется верить, что, произнося такую речь патриарх Кирилл, будучи главным епископом, сделает все от него зависящее, чтобы, когда настанет время, от лица священства сказать пророческую правду русскому народу, не лицеприятствовать и не заискивать перед власть имеющими.

    С моей точки зрения, время уже настало. Современная Россия снова больна теми же пагубными склонностями. Во-первых, духовный упадок среди православного духовенства. Стоит сделать оговорку и сказать, что гонения советской власти оказали благотворное влияние на Православную церковь. Она многое переосмыслила и исправила. И поэтому в данный исторический период мы наблюдаем обилие духовных семинарий, просветительских ресурсов, крупных православных богословов и библеистов. Но печально, что Русская Православная Церковь продолжает быть в синергии с государством. За многими священниками наблюдается злоупотребление своим положением, роскошь, духовное невежество и т.п.

    Во-вторых, социальная несправедливость: коррупция. По статистическим данным за 2020 г., международной неправительственной организации TransparencyInternational[239], занимающейся составлением индекса восприятия коррупция, становится очевидно, что большинство постсоветских стран занимает лидирующие позиции по уровню коррумпированности. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции): Россия (30), Белоруссия (47), Украина (33).

Отрывки из пророческих книг, в которых Господь ненавидит коррупцию и осуждает продажных чиновников, злоупотребление властью, неправедный суд, угнетение бедных, бесхребетность духовенства, потакающего правителям в обмен на «пожертвования» – становятся сегодня свежей газетой о российских реалиях.

В-третьих, идолопоклонство: материализм, культ личности. «На протяжении XX в. славянские народы, подобно древним иудеям, отступили от Бога, уклонившись в идолопоклонство – поклонение вождям, идеологиям и материализму. В результате, эти народы пережили колоссальные потери. В конце XX в. плен социализма-коммунизма для славянских народов закончился. Однако сейчас наступает новый виток отступничества – принятие материализма, постмодернизма…»[240]. Правительство Российской Федерации активно навязывает культ личности действующего президента. Памятники одному из самых безжалостных убийц XX века продолжают стоять на территории России. Его тело все никак не могут предать земле, и вместе с тем покаяться за голодомор, красный террор, ГУЛАГ и многие другие кошмары.

     «Упомянутые идеи русских мыслителей несли в себе один и тот же смысл, состоящий в том, что отказ от духовной культуры, от религии, движение общества в сторону технической цивилизации и материализма приведут, в конечном счете, к деградации культуры»[241].

    «Кровавая история XX в. с трудом поддается осмыслению. Материалисты объясняют безличными историческими факторами все трагедии прошлого: и разрушительные войны, и геноцид, и гонения на Церковь. Но христиане, глядя на эти события через призму Священного Писания, не могут не согласиться с Солженицыным, сказавшим в свое время, что все беды человечества, все ужасы тоталитаризма – оттого, что «люди забыли Бога»[242]. Трагедия Израиля показывает, к каким катастрофическим последствиям приводит отступление от веры.

   Россияне искренно ждут великого будущего для своей страны. Протоиерей А. Ткачев верит, что это непременно будет. «Если будет покаяние народа, проповедь Евангелие и припадание частое на колени перед Живущим Вовеки»[243].


[1] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 25.

[2]Мень А. Сын Человеческий. С. 34.

[3]Мень А. Сын Человеческий. С. 32-33.

[4] Там же. С. 33-34.

[5] Мак-Дауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 154-155.

[6] Там же. С. 157.

[7] Райт К. Миссия Бога. C. 400.

[8] Гонсалес. Х. История христианства Toм I. С. 29-30, 34.

[9]URL: https://ieshua.org/nechestivaya-istoriya-tserkovnogo-antisemitizma.htm (дата обращения 27.09.2020).

[10]Поллок Д. Апостол. С. 26.

[11]Классен Б. Герменевтика. Программа в помощь проповеднику. Программа «В помощь проповеднику» www.propovedi.ru весна 2012.

 

[12] Славянский Библейский Комментарий. С. 1430

[13]Шлегель У. Спутниковый библейский атлас. С. 141.

[14] Шлегель У. Спутниковый библейский атлас. С. 141.

[15] Славянский Библейский Комментарий. С. 1432.

[16]Лейн Т. Великие христианские мыслители. С. 287-288.

[17] Там же.

[18]Пайпер Дж. Величие Бога в проповеди. URL: https://www.reformed.org.ua/2/539/1/Piper (дата обращения 02.08.2021).

[19] Комментарии Мак-Дональда. URL: https://bible.by/mcdonald/65/0/ (дата обращения: 09.12. 20).

[20] Учебная Библия МакАртура. URL: https://bible.by/macarthur-bible/65/0/ (дата обращения: 09.12. 20).

[21]Гандри Р. Обзор Нового Завета. С. 183.

[22] Там же.

[23] Библия говорит сегодня. URL: https://bible.by/btc/65/0/ (дата обращения: 09.12. 20).

[24] Учебная Библия МакАртура. URL: https://bible.by/macarthur-bible/65/0/ (дата обращения: 09.12. 20).

[25] Тени М. Обзор Нового Завета. С. 245.

[26]Роджерс. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. URL:

https://bible.by/rogers/65/6/(дата обращения: 09.12. 20).

[27] Там же.

[28] Новая Женевская Библия. URL: https://bible.by/geneva-bible/65/6/ (дата обращения: 09.12. 20).

[29]Роджерс. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. URL:

https://bible.by/rogers/65/6/(дата обращения: 09.12. 20).

[30] Там же.

[31] Кинер К. Новый Завет. Культурно-исторический контекст. С. 618.

[32] Там же.

[33]Роджерс. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. URL:

https://bible.by/rogers/65/6/(дата обращения: 09.12. 20).

[34] Там же.

[35] Там же.

[36] Комментарии Мак-Дональда. URL: https://bible.by/mcdonald/65/0/ (дата обращения: 09.12. 20).

[37]Тени М. Обзор Нового Завета. С. 245.

[38]Райри Ч. Основы богословия. С. 15.

[39] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 63.

[40] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 64.

[41] Там же. С. 67. 

[42]Грудем У. Систематическое богословие. С. 263.

[43] Там же. C. 263.

[44] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 152. 

[45] Браун Г. Ереси: Ереси и ортодоксия в истории церкви.

[46] Википедия. Афанасий Великий. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 04.10.2020).

[47] Эриксон М. Христианское богословие. С. 23.

[48]Грудем У. Систематическое богословие. С. 22.

[49]Грудем У. Систематическое богословие. С. 23.

[50] Мак-Артур Д. Доктрина всегда практична. URL: http://propovedi.ru/resource/doctrine-always-practical/ (дата обращения: 04.10.2020).

[51]Пакер Д. Познание Бога. С. 12-13.

[52] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 74.

[53] Там же.

[54]КарольДж. След крови. С. 20.

[55] Там же. С. 21.

[56]Там же.

[57]Дехтяренко Р. Бог и человек. С. 45-46.

[58] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 74.

[59] Там же.

[60] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 128.

[61] Данте Алигьери. Божественная комедия / Данте Алигьери; пер. с ит. О. Чюминой. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. С. 79.

[62] Там же. С. 118.

[63] Карев А., Сомов К. История христианства. С. 74.

[64] Там же. С. 74-75.

[65] Там же. С. 75.

[66]Кароль Дж. След крови. С. 24.

[67] Цит. по: Прокопенко А. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков. С. 293.

[68] Там же. С. 294.

[69] Там же. С. 294-295.

[70] Там же. С. 295-296.

[71]Цит. по: Прокопенко А. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков. С. 296.

[72] Там же.

[73]Там же. С. 299.

[74] Там же. С. 299.

[75]Там же. С. 300.

[76]Там же.

[77]Цит. по: Прокопенко А. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков. С. 300.

[78] Там же.

[79]Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 118.

[80] Там же. С. 129.

[81] Там же. С. 118.

[82] Там же. С. 130.

[83]https://www.youtube.com/watch?v=nCPlhrwKnks (9:55 мин).

[84] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 199-200.

[85] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 95.

[86] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 226.

[87] Там же.

[88] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 210-211.

[89] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 227.

[90] Бродский И. Малое собрание сочинений. С. 759.

[91]Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 218.

[92]Карев А., Сомов К. История христианства. C. 109.

[93] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 109.

[94] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 231.

[95] Там же.

[96] Там же. С. 232.

[97] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 232-233.

[98] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 211.

[99] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 246.

[100] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 110.

[101] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 228.

[102] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 110.

[103] Там же. С. 110.

[104] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 128.

[105] Там же. С. 130.

[106] Там же. С. 129.

[107] Там же. С. 130.

[108] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 108-109.

[109] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 248.

[110] Там же.

[111] Там же. С. 249.

[112] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 250.

[113] Там же.

[114] Там же. С. 252.

[115] «Один против всего мира» (лат.)

[116] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 160.

[117] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 286.

[118] Там же.

[119] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 161.

[120] Святитель Афанасий Великий. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/ (дата обращения: 09.11.2020).

[121]Грудем У. Систематическое богословие. С. 263.

[122] Там же. C. 263.

[123] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 152.

[124] Браун Г. Ереси: Ереси и ортодоксия в истории церкви.

[125] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 260.

[126] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 80.

[127] Там же. С. 80-81.

[128] Святитель Афанасий Великий. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/ (дата обращения: 09.11.2020).

[129] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 164.

[130] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 82.

[131] Там же.

[132] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 165.

[133] Там же.

[134] Там же. С. 167.

[135] Карев А., Сомов К. История христианства. C. 85.

[136] Гонсалес Х. История христианства. От основания Церкви до эпохи Реформации. С. 161.

[137] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 288.

[138] Санников С. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. С. 263.

[139] Википедия. Афанасий Великий. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 04.10.2020).

[140][140] Бродский И. Малое собрание сочинений. С. 823.

[141]Алкуин. Энхиридион, или о грамматике. URL: http://antology.rchgi.spb.ru/Alcuin/alcuin_2.htm (дата обращения 15.11.2020).

[142] Там же.

[143] Там же.

[144] Там же.

[145]Алкуин. Энхиридион, или о грамматике. URL: http://antology.rchgi.spb.ru/Alcuin/alcuin_2.htm (дата обращения 15.11.2020).

[146] Там же.

[147] Аверинцев С. Похвальное слово филологии. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/pohv_sl.php (дата обращения: 15.11.2020).

[148]Янгфельдт Б. Язык есть бог. Заметки об Иосифе Бродском.

[149] Учебное пособие по грамматике древнееврейского языка. С. 15.

[150] Либеральная теология. URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 02.06.2021).

[151] Гонсалес Х. История христианства. Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. С. 257.

[152]МакГрат А. Введение в христианское богословие. URL: https://www.reformed.org.ua/2/181/7/McGrath (дата обращения: 02.06.2021).

[153] Либеральная протестантская теология. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F#cite_note-autogenerated2-5 (дата обращения: 02.06.2021).

[154]МакГрат А. Введение в христианское богословие. URL: https://www.reformed.org.ua/2/181/7/McGrath (дата обращения: 02.06.2021).

[155] Там же.

[156] Там же.

[157] Там же.

[158] Там же.

[159] Там же.

[160] Там же.

[161] Пименов С. Либеральная теология. URL: https://www.pravenc.ru/text/2463645.html (дата обращения: 02.06.2021).

[162] Либеральная теология. URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 02.06.2021).

[163] The encyclopedia of Christianity, Volume 3 (Erwin Fahlbusch, Geoffrey William Bromiley), p. 252.

[164] Либеральная теология. URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 02.06.2021).

[165] Пименов С. Либеральная теология. URL: https://www.pravenc.ru/text/2463645.html (дата обращения: 02.06.2021). 

[166] Там же. 

[167] Либеральная теология. URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 02.06.2021).

[168] Там же.

[169] Там же.

[170] Там же.

[171]Мень А. Библиологический словарь / Мень А. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. т. 2. С. 129.

[172]Ворохобов А. Основные черты протестантской «либеральной теологии» XIX – первой четверти XX вв. URL: https://bogoslov.ru/article/3484324 (дата обращения: 02.06.2021).

[173] Либеральная теология. URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 02.06.2021).

[174]Мень А. Библиологический словарь / Мень А. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. т. 2. С. 130.

[175] Либеральная теология. URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 02.06.2021).

[176] Пименов С. Либеральная теология. URL: https://www.pravenc.ru/text/2463645.html (дата обращения: 02.06.2021). 

[177]Бинцаровский Д. Лекция 2. Либеральное богословие XXI века. https://www.reformed.org.ua/2/618/Bintsarovskyi#_ftn2 (дата обращения: 02.06.2021).

[178] Гонсалес Х. История христианства. Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. С. 259.

[179] Там же. 

[180] Там же. С. 260.

[181] Там же.

[182] Там же.

[183]Бинцаровский Д. Лекция 2. Либеральное богословие XXI века. https://www.reformed.org.ua/2/618/Bintsarovskyi#_ftn2 (дата обращения: 02.06.2021).

[184] Либеральная теология. URL: https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%8


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.