Общая информация актуальная для изучаемого отрывка. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общая информация актуальная для изучаемого отрывка.

2022-10-03 26
Общая информация актуальная для изучаемого отрывка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Авторство, адресат и другие детали

   Фигура автора Послания к Евреям, является предметом дискуссий. Учёные выдвигали разнообразные предположения, что им были Павел, Варнава, Сила, Аполлос, Лука, Филипп, Прискилла, Акила или Климент Римский. В самых древних копиях Нового Завета это послание помещалось среди посланий апостола Павла, однако в самом произведении нет никаких указаний на авторства Павла.

   Климент Александрийский и Ориген (II в. по Р.Х.) свидетельствуют, что в восточной части Римской империи широко бытовало мнение об авторстве Павла. Вместе с тем они отмечают, насколько Послание к Евреям (по содержанию, словарному составу, стилю и различным литературным особенностям) отличается от других трудов Павла. Поэтому оптимальное предположение, высказанное ими, сводилось к следующему: идея этого послания могла действительно принадлежать Павлу, но воплотил ее в жизнь кто-то другой. Ориген прав, сказав: «Кто написал это Послание, со всей определенностью знает один лишь Бог»[19]. Настоящим же Автором, конечно, был Святой Дух (2 Пет. 1:21)[20].

   Адресатами данного Послания являются евреи-христиане, как очевидно, явствует из названия. Многочисленные ссылки на тексты Танаха, знание иудейских обрядовых практик, предостережение не совершать вероотступничество, возвратившись к иудаизму, а также ранняя традиция названия Послания достаточно убедительно говорят в пользу евреев, которые уверовали в Иешуа, как Господа и Машиаха, как изначальных получателей этого письма.

   Дата. В своём послании автор использует настоящее время (например: 5:1‑4; 7:21, 23, 27, 28; 8:3‑5, 13; 9:6‑9, 13, 25; 10:1, 3, 4, 8, 11; 13:10, 11), что предполагает, что система жертвоприношений и священников‑левитов еще действовала во время написания послания. Поскольку иерусалимский Храм был разрушен, военачальником (позднее императором) Титом Веспасианом в 70 г. по Р.Х., послание должно было быть написано около 67‑69 гг. по Р.Х. Справедливости ради стоит отметить, что «в других текстах, самым бесспорным образом относящихся к периоду после 70 г. по Р. X., при описании Моисеевых обрядов продолжает употребляться настоящее время (1 Климента, Иосиф Флавий, Иустин Мученик, Талмуд)[21].

   Тем не менее, в пользу предложенной даты свидетельствует отсутствие в послании каких-либо ссылок на разрушение храма, как Божье знамение того, что ветхозаветная система жертвоприношений устарела. Автор не упустил бы возможности апеллировать к этому историческому событию, если бы писал уже после него[22].

   Место. Заключительное высказывание «приветствуют вас Италийские» в 13:24, звучит так, словно италийцы, которые покинули Италию, шлют привет к себе на родину. Исходя из этого, вероятным местом назначения выступает Рим. Это предположение подкрепляется тем фактом, что свидетельства о знакомстве с Посланием к евреям появляются в первую очередь в Риме, в трудах Климента Римского (начало I века по Р.Х. – конец I века по Р.Х.).

   Другие детали. Чрезвычайно важная деталь, во многом определяющая правильность толкования послания в целом, и исследуемого отрывка в частности, заключается в понимании того, что послание было адресовано как минимум двум группам евреев.

   Первая группа – это евреи-христиане. Это они, которых отвергли и преследовали их фанатичные единоплеменники (см. 10:32‑34). И хотя гонимые евреи-христиане еще не «сражались до крови» (12:4), автор Послания к Евреям уже старается сердечно ободрить их и вселить уверенность, что Иисус превыше и лучше всего, лучше Закона и Храма, лучше Моисея и Аарона, превыше всего иудаизма. Он достаточен для спасения. Это увещание было жизненно необходимым еще не совсем зрелым верующим, которые то и дело подвергались искушениям вернуться к мертвой букве Закона и номинальной обрядовости.   

   Вторая группаевреи‑неверующие. Эти евреи слышали Евангелие, возвещенное апостолами, видели великие чудеса Святого Духа, сопровождавшие благовестие. Более того, они даже утверждали, что стали христианами, принимали крещение и формально становились членами общин. Но не смотря на всё это, подлинного возрождения Святым Духом они еще не пережили. К этим неверующим обращены следующие места: 2:1‑3; 6:4‑6; 10:26‑29 и 12:15‑17.

· Историческая, культурная и религиозная ситуация

   Историческая ситуация. Упоминание о преследованиях (см. 10:32-34) и сражениях, еще пока не до крови (см. 12:4) можно соотнести с волнениями в Риме, в начале правления императора Клавдия. Римский историк Светоний писал, что евреи «постоянно поднимали восстания по подстрекательству Христа». Видимо, это мятежи, которые возникали после проникновения вести о Христе в иудейскую колонию в Риме. Например, в Деян. А. 18:2 речь идёт о Прискилле и Акиле – христианах иудеев, которые были среди евреев, изгнанных из столицы Клавдием в 49 г.

   Аналогичная ситуация могла, и скорее всего обстояла, и с адресатами Послания к Евреям. По прошествии времени на трон взошёл новый император – безумный Нерон. И вскоре запылает пожарами Рим, и вскоре начнутся кровавые гонения на христиан.

   Таким образом исторический контекст Послания был омрачен тяжелейшими условиями, в которых первые получатели находились, едва ли не на грани отступничества. Даже беглое прочтение Евангелий и Книги Деяние позволяет понять, что первые враги христианства были, как ни странно, иудейская религиозная элита. От них верующие в Иисуса пострадали больше всего (пример: апостол Павел). Последователей Христа подвергали физическому насилию, разрушались их дома, некоторых бросали в тюрьмы; над другими насмехались и публично издевались (см. 10:32-34). Многие евреи-христиане встречали эти испытания с радостью. Но многие становились отступниками. Те, кого миновала эта участь, все равно находились в постоянном страхе быть скомпрометированными. «Послание обращено ко всем мученикам за веру, в нем звучит призыв хранить ее и неотступно держаться истины, не ослабевать в неустанном доверии Христу, развивая в себе зрелый христианский характер (2:1; 3:6; 6:1)»[23].

   Культурная и религиозная ситуация. Евреи, в первой половине I века по Р.Х., практиковали приношение жертв через левитов в Иерусалимском храме. Евреям диаспоры синагога заменила храм. Однако это не удовлетворило их сильную тягу к Сиону, к дому Яхве. Зажиточные евреи могли позволить регулярные паломничества в Иерусалим. «Автор этого послания сделал акцент на превосходстве христианства над иудаизмом и превосходстве одной за всех жертвы Христа над постоянными и несовершенными левитскими жертвоприношениями, совершаемыми в храме»[24].

 

Литературный контекст

 

· Уникальность послания

   Послание к Евреям поистине уникально. Эта единственная книга в Новом Завете, представляющая систематическое исследование первосвященнического служения Иисуса Христа, на основе толкования ряда ключевых текстов из Ветхого Завета.

   Вступая в прямую зависимость от ветхозаветных Писаний, в частности от понимания Книги Левит, Послание к Евреям будто возвращает нас вспять. Ко временам, когда Бог «многократно и многообразно говорил издревле отцам в пророках» (1:1), иными словами, по ту сторону креста, когда грех Израиля постоянно препятствовал общению с Яхве, Который заключил с ними завет. Именно тогда Господь милостиво установил систему жертвоприношений, которая символически представляла внутреннее покаяние грешников и Его прощение. Тем не менее, потребность в жертвоприношениях никогда не прекращалась, поскольку народ и священники не переставали грешить: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (10:4, см. 10:1-3).

   Таким образом, ежегодно напоминая людям, через приносимые жертвы об их неистребимой греховности, возникла острая нужда в совершенном священнике и совершенной жертве, которая бы раз и навсегда сняла грех. Это и произошло во Христе. Он Первосвященник «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (7:26), Который принес «в жертву Себя Самого» (7:27) и «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (10:14). По сути, это и является основной темой Послания к Евреям.

   Автор выстраивает ключевые разделы книги вокруг слова «лучший» (и однокоренных слов)[25], представляя на контрасте насколько лучше Новый Завет, явленный через Христа, в сравнении с Ветхим Заветом явленном при Моисее. Лучшее всё: надежда, завет, обетование, жертва, Царство и Воскресение.

 

· Контекст отрывка (что говорится в предыдущем отрывке)

   Контекст изучаемого отрывка довольно пространен. Наиболее ключевые отрывки предшествующего контекста таковы: 2:1-3, 3:6-19, 4:1-3, 5:11-14. Все они, так или иначе, являются предостережением против различных аспектов одного и того же греха – вероотступничества.

   Например, в 2:1-3, автор напрямую заявляет, что адресаты Послания (евреи-неверующие) должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не отпасть, ведь в противном случае они пренебрегут великим спасением.

   3:6 – «а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца» (3:6). Иными словами, христиане являются домом Божьим, в смысле Церковью, а Христос как Сын в этом доме, в Церкви. После данного утверждения следует условие: если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Здесь показано, что христиане, которые сейчас являются домом Христа, могут быть ими лишь в том случае, если сохраняют упование до конца своей жизни. Если это упование они не сохраняют до конца своей жизни (ситуация отпадения), то это значит, что, они и сейчас не являлись домом Христа. Сохранение упования до смертной черты, является признаком, по которому определяется, является ли христианин действительно «домом» Христа, то есть является ли он возрожденным верующим.

   3:14 – «ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Как в оригинале, так и в русском переводе подчеркнута временная разница глаголов: «… мы сделались [в прошлом] причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним [в будущем] до конца». Адресаты Послания сейчас сделались причастниками Христу, если в будущем сохранять эту начатую жизнь до конца. Сохранения духовной жизни во Христе до конца – является признаком того, что в прошлом они сделались причастниками Христу. Но если они не сохранят эту начатую жизнь до конца, то значит они и не были причастниками Христу (ср. 1 Ин. 2:19: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши»).

   В 3:7-4:3, автор Послания к Евреям обращает взоры своих читателей в глубь веков, напоминая о трагической судьбе евреев, странствующих по пустыне. Что произошло в преддверии Исхода? Формально израильтяне исполнили все требования: помазали косяки дверей кровью агнца. Однако только формально. Но это еще никак не свидетельствовало об их возрождении; подавляющее большинство народа остались невозрожденными и продолжали не верить Богу: «… не познали они путей Моих» (3:10).

   Их неверие выразилось в том, что они отказались завоёвывать землю Ханаанскую, несмотря на обетование завета с Авраамом (см. Чис. 13:33; Пс. 105:24-25). Итак, они продолжали упорно и упрямо не верить Божьим обетованиям завета, несмотря на то, что видели множество чудес (см. Пс. 105:21): 10 казней (см. Исх. 7:14-11:10, 12:29-36), разделение вод моря (см. Исх. 14:21), потопление армии фараона (см. Исх. 14:27-28), манна небесная (см. Исх. 16:15). Тогда Господь и произнёс этот роковой приговор: «поэтому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (3:11).

   Таким образом, после того как израильтяне знали всю истину, видели множество чудес, продолжали не верить, Бог отнял у них возможность для покаяния.

 

   Любопытно заметить, как характеристики применимые к «отпавшим» из 6:4-5, самым прямым и непосредственным образом могут быть применимы к израильскому народу, находившемуся в пустыне:

· «однажды просвещенных» – израильтяне были просвещены светом познания Божьей истины.

· «вкусивших дара небесного» – израильтяне питались небесной манной (см. Исх. 16:15).

· «сделались причастниками Духа Святого» – среди израильтян, в столпе огненном и облачном непрестанно находился Дух Святой (см. Ис. 63:14).

· «вкусивших благого слова Божьего» – израильтяне слышали голос Божий у подножия Синая (см. Втор. 5:24). Яхве даровал Израилю Декалог (см. Втор. 9:10).

· «вкусивших сил будущего века» – израильтяне видели несметное количество чудес (см. Втор. 29:2-3).

 

   В 5:11-14 автор словно прерывает сам себя, поскольку с печалью осознаёт, что его подопечные стали неспособны слушать, потому что фактически являются духовными младенцами, нуждающимися в молоке, хотя по времени, они давно обязаны быть учителями и питаться твердой пищей. Автор объясняет причины своей обеспокоенности. Духовный рост немыслим без периода младенчества. Однако данный период не может продолжаться бесконечно. Это ненормально, если христианин замедляется в своём духовном развитии. Более того, это опасно, поскольку «всякий питаемый молоком, несведущ в слове правды» (5:13). Отсутствие духовного прогресса приводит к невозможности принятия твердой пищи, которая способствует развитию чувств различать добро и зло. Именно поэтому, такие духовные младенцы рискуют отпасть в периоды гонений и являются легкой добычей лжеучителей, для которых совратить таковых проще простого.

 

· Роль отрывка в общем повествовании

   Изучаемый отрывок 6:1-12 является неким выводом из предыдущих тематическо-контекстуальных разделов: 2:1-3, 3:6-19, 4:1-3, 5:11-14. Автор еще раз, словно еще одним мощным аккордом демонстрирует трагичность последствий отступления от истины, и убеждает в чрезвычайной важности сохранять спасение до конца. К данной проблеме автор вернётся через три главы – в 10:19-39; и наконец, заключительная кода – в 12:12-29. Таким образом, становится очевидно, что это проблема глубоко беспокоила автора.

 

 

Анализ текста

Границы отрывка

    В UBS-4 определяют это отрывок как отдельную часть повествования.

 

Авторитетные переводы:

- Синодальный Перевод

- Еп. Кассиан

- WBTC

- Слово Жизни

- Греческий подстрочник

 

· Главные слова и их сочетание (лексика и синтаксис)

 

   «оставив начатки учения Христова» (греч. αφέντεςτοντηςάρχήςτοΰΧριστούλόγον):

   «оставив» (греч. αφέντες) – «Оставление здесь не подразумевает пренебрежение элементарным учением. Имеется в виду, что не надо останавливаться, это лишь начало, дверь к развитию, путь к новым достижениям»[26].

   «начатки учения Христова» - (греч. τοντηςάρχήςτοΰΧριστούλόγον) – озн. изначальное учение Христа[27]. Скорее всего, имеются ввиду существующие иудейские верования и практики, которые составляли фундамент для толкования христианской доктрины. Или это «основополагающие принципы христианской веры и благовестия, изложенные в книге Деяния святых апостолов»[28].

   «поспешим к совершенству» (греч. ἐπὶ τὴντελειότηςφερώμεθα):

  «поспешим» (греч. φερώμεθα) – букв. «к совершенству давайте будем нестись». Глагол «давайте унесемся» стоит в пассивном/страдательном залоге. Это указывает на подчинение активному влиянию. «Не ученики будут увлечены наставником, а все они вместе должны быть увлечены Богом. Это богословский пассив, предполагающий активное вмешательство Бога»[29].

   «к совершенству» – (греч. ἐπὶ τὴντελειότης) – совершенство, зрелость. Автор Послания к Евреям требует от адресатов зрелости мысли и преданности (ср. 5:12-14)[30].

 

«обращения от мертвых дел» – подразумевается вид ветхозаветного покаяния: отвращение от злых дел, которые приносят смерть (см. Иез. 18:4; Рим. 6:23), и обращение к Богу, что являлось одной из ключевых тем проповедей пророков. «вера в Бога» – один из догматических столпов догматизма. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (11:6, см. ст. 1-40). «учения о крещениях» – вероятно, имеется ввиду различного рода церемониальные омовениям в иудаизме, из которых наиболее близким к христианству было крещение прозелитов как акт омовения, удаления скверны прошлой языческой жизни[31]. «о возложении рук» – ритуал возложения рук восходит к Левит 1:4, 3:2, 16:21. В Ветхом Завете существовала практика возложения руки на конкретные жертвы, а иудейские учителя возлагали руки на учеников, рукополагая их[32]. «о воскресении мертвых» – это положение является традиционной концепцией в иудаизме (см. Иов. 19:25-27; Пс. 16:15; Ис. 53:10-12). «о суде вечном» – как и воскресение мертвых, вечное осуждение является традиционной концепцией в иудаизме(см. Пс. 9:18; Ис. 66:24).

 

   «невозможноотпавших опять обновлять покаянием» (греч. ἀδύνατον… παραπεσόντας πάλιν ἀνακαινίζεινεἰςμετάνοιαν): 

   «невозможно» – (греч. ἀδύνατον). «Это слово очень сильное, эмфатически выделенное, выражает безошибочное утверждение»[33].

   «отпавших» – (греч. παραπεσόντας) – отпадать, сбиваться с пути; позже в богословском значении, отпадать, становиться отступником. Роджерс, в лингвистическом ключе утверждает, что данное слово ничего не говорит об их предыдущем духовном состоянии. «Это значит лишь, что они сбились с пути и не способны принять то, что дает Христос. Может относиться к тем, кто хочет вернуться к иудаизму и попытаться "начать все сначала" чтобы избежать преследований»[34].

   «обновлять покаянием» – (греч. ἀνακαινίζεινεἰςμετάνοιαν) – букв. «обновлять к покаянию». Синодальный перевод использует конструкцию с дательным (творительным) падежом: «покаянием» (кем? чем?), в то время как в оригинале, используется конструкция с предлогом εις «в», «для», «к»; εἰςμετάνοιαν – обновлять к покаянию. «Предлог [εις] обозначает направление к цели»[35].

 

«однажды просвещенных» (греч. φωτισθέντας) – 1) освещать, озарять, просвещать; 2) открывать, являть. Отпавшие получили наставление в библейской истине и обладали интеллектуальным познанием, но понимать Евангелие не равно быть спасенным. В Ин. 1:9 говорится о том, что «просвещен» каждый человек приходящий в мир, но это еще не значит, что каждый спасен.    «вкусивших дара небесного» (греч. γευσαμένους) – 1) вкушать, пробовать; 2) узнавать. Находясь в общине, в собрании святых, под покровом благодати, отпавшие могли вкушать множество небесных даров. Они могли «вкусить» исцеление, материальные благословения, Господне покровительство. Иными словами благость, кротость и долготерпение Божие, которые должны были вести их к покаянию (см. Рим. 2:4).    «соделавшихся причастниками Духа Святого» (греч. μετόχους) – участвующий, (со)причастный; сообщник. Святой Дух, совершает Своей служение в жизни грешника, даже до его обращения. Он обличает неверующих о грехе, правде и суде (см. Ин. 16:8), Он освящает неверующих (см. 1 Кор. 7:14). Поэтому это не обязательно означает, что отпавшие были причастниками Духа, в смысле, что Он обитал в них.    Вновь возвращаясь к ветхозаветной аналогии с Израилем, мы видим, что евреи Исхода тоже были причастниками Духа, в том смысле, что Он вел их к покою: «Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою» (Ис. 63:14), наставлял на протяжении пути: «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их …» (Неем. 9:20). Хотя евреи, по оценке Моисея «были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас» (Втор. 9:24).    «вкусивших благого слова Божьего» (греч. γευσαμένους) – 1) вкушать, пробовать, есть; 2) перен. узнавать. Проповедь Евангелия не оставила их равнодушными. Они подобны людям из притчи Христа, которые услышавши слово, тотчас с радостью Его принимают (см. Мф. 13:20-21). Но «вкусить» слово слышанное не значит «растворить» его верою в себе (см. 4:2). Поэтому таковые «временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лук. 8:13).    «сил будущего века» (греч. δυνάμεις) – 1) сила, мощь, крепость, могущество; 2) чудо, чудотворение. Отпавшие могли собственными глазами видеть поразительные чудеса, совершавшиеся во времена апостолов (см. 2:4). На заре истории Церкви, евангельская весть сопровождалась обильными чудесами (см. Мк. 16:15-18), которые были лишь прелюдией знамений и чудес, которые будут совершаться в Мессианском Царстве здесь на земле. 

 

   «они снова распинают в себе Сына Божьего» – (греч. ἀνασταυρου̃ντας ἑαυτοι̃ςτòνυἱòντου̃ θεου̃) – озн. распинать снова, поднимать на крест.

   «и выставляют на позор» – (гре. καὶ παραδειγματίζοντας) – демонстрировать публично, подвергать позору. Иными словами, вернуться к иудаизму значит снова подвергнуть Христа позорной пытка и душераздирающему распятию. Речь идёт о жестком противостоянии Христу и Его Евангелию, публичном бунте против христианских ценностей и решительном намерении покончить с делом Христа.

        

· Схематическая структура текста

Поэтому,

оставив

начатки учения Христова,

поспешим

к совершенству;

и не станем снова полагать основание

обращению от мёртвых дел

и вере в Бога,

учению о крещениях,

о возложении рук,

о воскресении мёртвых

и о суде вечном.

И это сделаем, если Бог позволит.

Ибо

невозможно

однажды просвещенных,

и вкусивших дара небесного,

и соделавшихся причастниками Духа Святого,

и вкусивших благого слова Божьего

и сил будущего века,

и отпадших,

опять обновлять покаянием,

когда они снова распинают в себе Сына

Божия

и выставляют на позор.

 

Земля,

пившая многократно сходящий на неё дождь

и произращающая злак,

полезный тем, для которых и возделывается,

получает благословение от Бога;

а производящая терния и волчцы

негодна

и близка к проклятию,

которого конец – сожжение.

 

Впрочем,

о вас, возлюбленные,

мы надеемся,

что вы в лучшем состоянии

и держитесь спасения,

хотя и говорим так.

Ибо

не неправеден Бог,

чтобы забыл

дело ваше

и любовь,

которую вы оказали во имя Его,

послужив и служа святым.

Желаем же,

чтобы каждый из вас,

для совершенной уверенности в надежде,

оказывал такую же ревность до конца,

дабы вы не обленились,

но подражали тем,

которые верою и долготерпением

наследуют обетования.

 

· Мышление автора (почему он так пишет)

   Автор выдерживает тональность тревоги на протяжении всего изучаемого отрывка. Обладая пронзительным духовным чутьем, он понимает, что предостережение от отступничества откладывать нельзя. Этот тот случай, когда промедление смерти подобно. Сейчас или никогда. На кону стоял вопрос спасения.

   Как заботливый пастырь, автор находит нужные слова для каждой категории ему внимавших. Духовных младенцев он настоятельно призывает поспешить к совершенству, к взрослению. К тем, кто лишь назывался христианином, автор угрожал опасностью вероотступничества. Он спасал таковых, едва ли не страхом, предрекая чудовищный и безнадежный конец для всех тех, кто имея познание истины отступит и снова станет распинать Христа. И наконец, в адрес тех, кто в лучшем состоянии и держится спасения, совершая служение, он посылает ободрение и далее оказывать такую же ревность до конца, чтобы не облениться, но подражать всем верным и долготерпеливым.

· Литературные приемы

   «Стиль Послания – самый литературный из всех книг НЗ. Он поэтичен, насыщен цитатами из Септуагинты. Автор Послания обладал большим словарным запасом и строго придерживался правил греческого языка относительно временных форм глагола и других деталей»[36].

О том, как текстуально устроено Послание к Евреям, МерриллТенни пишет:

 

Книга строится как цепь уже упомянутых сравнений, после каждого из которых следует предостережение и увещевание, обычно в форме вводного предложения. Она подобна речи, которая начинается утверждением, продолжается подкреплением этого утверждения различными доводами, время от времени соотносимыми с нуждами читателей, и заканчивается потрясающей кульминацией. Во всем, кроме главы 13, это послание не является эпистолярным по стилю, и его лучше было бы назвать речью [37] .

 

· Общие авторские аргументы и выводы

   Призывая к совершенству, автор желает, чтобы младенцы наконец стали духовно зрелыми и не поколебались от страха перед гонениями, и не стали добычей лжеучителей (см. 5:11-6:3).

   Предостерегая от вероотступничества, автор однозначно утверждает, что невозможно отступивших от истины обновлять к покаянию, поскольку таковые повторяют судьбу евреев исхода, у которых Бог отнял возможность для покаяния (см. 6:4-6; ср. 10:26-31, 12:15, 25).

   Ободряя верных и далее оказывать ревность до конца (см. 6:11), автор отсылает их на несколько глав ранее (см. 3:6,14), и объясняет, почему важно сохранять ревность именно до конца. Ведь только так будет ясно, что они поистине стали Церковью Божьей и сделались причастниками Христу (ср. 10:23, 32-39).  

 

 

Богословский анализ

 

· Богословские сложности

   Кто такие «отпавшие»? Истинно возрожденные христиане, которые сознательно решили отступить от веры, и снова распинают Христа? Или это псевдоверующие, которые внешне вкусили христианской жизни, но внутри так и остались невозрождёнными, и вновь становятся врагами Христа?

   Что означает фраза «опять обновлять покаянием»? Речь идет о том, что для отпавших невозможно совершить повторного покаяния, для возврата спасения? Или что для отпавших невозможно совершить первоначального покаяния в своих грехах, для обретения спасения?

 

· Главная тема отрывка (на какой вопрос отвечает автор)

Когда Бог может отнять возможность для покаяния?

 

· Богословские истины и принципы

 

   Во-первых, автор показывает, почему чрезвычайно важно поспешить к совершенству. Начатки иудейской веры, лежащие в основе христианской веры, безусловно необходимы, но они не достаточны для духовной зрелости. К ним нельзя без конца возвращаться. Затянувшееся младенчество препятствует более глубокому познанию Бога и, как следствие, тесным взаимоотношениям с Ним. 

    Наличие призыва к совершенству указывает на то, что автор прекрасно знал, что цель Божественного предопределения (см. Рим. 8:29) заключается в приготовлении святых, «на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:11-15).

   Во-вторых, автор показывает кошмарную трагедию отступничества. Если имея познания и доказательства истинности христианства они преднамеренно восстают против Бога и ожесточают своё сердце – то это равносильно попранию Христа, осквернению Его Крови и оскорблению Святого Духа: «они снова распинают с себе Сына Божьего и выставляют на позор» (6:5). Так, они решили ответить на Радостную весть Христа о любви и прощении. За такой грех действительно не может быть ни прощения, ни покаяния. Господь снова и снова подводил их к покаянию. Отпавшие были очень близко к истине, но нагло отвергли её, и потому наступил момент, когда вести их к обращению уже невозможно. Бог отнял у них возможность для покаяния.

    Чтобы проиллюстрировать высказанную истину, автор использует метафору земли. Сравнивая бедственное состояние отпавших с состоянием земли, которая после неоднократной обработки ничего не приносит, кроме терниев и волчцев, и потому близка к проклятию, которого конец – сожжение. Невозможно не заметить аллюзию на притчу Христа о сеятеле (см. Мф. 13:1-23; Мк. 4:2-20; Лук. 8:4-15), в которой Иисус на примере четырех типов почв объясняет, как разные люди реагируют на Евангелие.

    В Послании к Евреям рассматриваются лишь два варианта. Хорошая почва – это земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается. Она получает благословение от Бога (см. 6:7). Это относится к людям, которые постоянно слушают и исполняют слово Бога, и Его благодатью они приносят обильные духовные плоды.

    Плохая почва – это земля, производящая терния и волчцы. Она негодна и близка к проклятию. Она не поддается культивации и будет сожжена в результате проклятия. Это символично предрекает судьбу тех, кто ожесточает свои сердца в неверии и отходит от Бога (см. 6:8; ср. 10:26-31).

    В-третьих, автор показывает, что для Бога никакое служение и любовь, совершаемые Его детьми, не могут быть забыты. Все учтено на небесах. Они не одиноки в своих страданиях за веру. Бог всегда остаётся верен Своим детям, всегда готов прийти к ним на помощь и дать необходимые силы, чтобы держаться спасения. Этими трогательными словами автор хотел утешить христиан, и ободрить оказывать такую же ревность до конца.

 

· Главная идея отрывка

    Главная идея отрывка состоит в том, чтобы предостеречь тех, кто знает истину Евангелия и видел Господние чудеса, но продолжает упорно не верить и распинать в себе Христа, – от вероотступничества, потому что Божьему долготерпению когда-то придёт конец, и Он отнимет возможность для покаяния.

 

Герменевтический анализ

· Значения текста для первого читателя

    Евреи-христиане испытывали давление со стороны иудейских гонителей с целью заставить их прекратить исполнять предписания христианской веры. Они постоянно подвергались искушению сдаться и вернуться в иудаизм. Именно поэтому автор призывает своих читателей вырасти из духовного младенчества. В противном случае, без такого духового роста усиливается угроза вероотступничества; а вероотступничество исключает всякую возможность для спасения навеки. Если они возвратятся к законничеству, то оставят Христа и потеряют все, что Он им принес. Только вера, терпение и ревность в служении Богу и ближним, проявленные до конца, станут свидетельством того, что они по истине сделались причастниками Христу.

· Значение текста для современного читателя

   Младенцам. Поспешайте вырастать из младенческого состояния и достигать полноты возраста нового человека во Христе.

   Неверующим. Этот неотложный и предупреждающий призыв звучит сегодня для всех, кто еще не покаялся и не поверил в Евангелие. Знайте, может наступить момент, когда Бог отнимет у вас возможность для покаяния. Если вы слышали библейскую истину неоднократно, возможно вы даже молились и получали от Бога ответ, и видели сверхъестественное Божье действие в вашей жизни или ваших близких, но так и не посвятили своей жизни Иисусу Христу – то бойтесь, потому что это не будет продолжаться вечно! Возможность для покаяния не будет оставаться у вас всегда! Возможно, наступит момент, когда Бог, за ваше упрямство, за упорное неверие – лишит вас возможности для покаяния. Поэтому, спешите обратиться к Господу уже сейчас, пока у вас ещё есть такая возможность: «… ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших» (3:7). 

    Духовно зрелым. Для совершенной уверенности в надежде, не обленитесь, но продолжайте и далее оказывать ревность в служении Богу и ближним до конца. Подражая героям веры и терпения. И всегда утешайтесь обетованием, что Бог никогда не забудет ваше служение и любовь ко всем святым.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.