Противостояние арианской ереси — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Противостояние арианской ереси

2022-10-03 28
Противостояние арианской ереси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Афанасий (ок. 293-373) родился в греческой христианской семье, в первой половине последнего десятилетия III века. «Уже в юности он направил свои силы на изучение Священного Писания, которое знал очень глубоко»[118]. В молодые годы, Афанасий поддерживал тесные связи с монахами в пустыне, дружба с которыми в будущем, едва ли не спасет ему жизнь. От них он научился «строгой дисциплине, которой следовал в жизни, и аскетизму, вызывавшему не только восхищение друзей, но и уважение противников… Монашеская дисциплина, народные корни, пламенный дух, глубокая и непоколебимая убежденность делали его несгибаемым»[119].

    Афанасий «достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течение шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство»[120].

 

Правление Константина

    В 325 году в Никее произошло одно из ключевых событий в истории христианства – Первый Вселенский собор. Его цель была разрешить спор о природе Христа между Арием (256-336) и Александром (250-326 гг.). «Арий настаивал на том, что Христос был сверхъестественным небесным существом, что Он был сотворен Богом прежде творения остального мира, и даже на том, что Он был «подобосущен» Богу по Своей природе»[121].

Александр же отстаивал божественность Христа, и Его «единосущность» Богу Отцу, что означало, что Христос не может быть сотворенным, Он как Отец существовал вечно.

    Но, к сожалению, Александр и небольшая группа епископов, основная масса которых не имела богословского образования и принадлежала к сельскому духовенству, не могли дать Арию разумный ответ, чтобы убедительно доказать его ересь. Нужен был тот, кто хорошо знал Писание, потому что сам Арий использовал Писание, чтобы подтвердить свои взгляды. Таковым человеком оказался молодой, 29-летний диакон Афанасий, который до этого служил 6 лет чтецом Писания, и, следовательно, хорошо его знал. Видя неотступность Ария, он, опираясь на Писание, доказал его ересь.

    Суть спора сводилось к тому, какую из двух формулировок внесут в символ веры: «ομοούσιος (омоУсиос) – единосущный» – такой же, что и другой по сущности (Бог),

или «ομοιουσιος (омоЙУсиос) – подобосущный» – т.е. сходный, похожий по сущности, но не такой же, как другой (не Бог, но божественный).

    «Различие между двумя словами было лишь в одной букве, греческой букве "йота", и многие критиковали церковь за то, что спор об одной букве привлекал столько внимания в течение всего IV в. н. э. Многие удивлялись: "Может ли быть что-либо глупее спора об одной букве?" Но различие между этими двумя словами было глубоким, и наличие или присутствие одной йоты воистину проводило различие между библейским христианством, с подлинным учением о Троице, и ересью, которая не принимала полной божественности Христа и потому была нетринитарным учением, в конечном счете оказавшимся разрушительным для христианства»[122]. Девятая буква греческого алфавита угрожала самой сути христианства. Тогда решалась судьба христианской христологии и теологии вообще.

В конце концов, Первый Вселенский собор принял формулировку, однозначно отвергающую арианство:

 

Веруем во единого Бога, Всемогущего, Отца Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего Единородного Отцу, в Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного [ ομοούσιος ] Отцу, чрез Которого все начало быть на небе и на земле, Который ради нас и нашего спасения сошел с небес и воплотился в человека, пострадал и воскрес на третий день, вознесся на небе и вернется, чтобы судить живых и мертвых.

И в Святого Духа [123] .

 

«Собор закончился, но проблемы с арианством остались, т.к. арианство в последствии получало политическую поддержку. Император Константин, утвердив решение собора в Никее в 325 году, и отправив Ария в ссылку, но уже в 327 году возвращает его для беседы, и после отпускает. Затем император принял ряд мер по восстановлению позиций арианства. Арий продолжил свою пропагандистскую деятельность. В последствии арианство, десятилетиями бурно процветало: ариане теперь занимали важные посты в Восточной церкви»[124].

После смерти Александра, в 328 году против собственной воли, Афанасий был избран епископом Александрии, труд, которому он посвятит полвека.

Понимая, что Афанасий является самым опасным противником, ариане, заручившись поддержкой могущественного епископа ЕвсевияНикодимского, духовника императора Константина[125], развернули широкую клеветническую кампанию против него. ЕвсевийНикодимский, уговаривал епископа Афанасия восстановить Ария на пресвитерское служение. Но Афанасий, зная, что Арий продолжает исповедовать свою безбожную ересь, никак не мог позволить этому произойти. Тогда Евсевий задействовал иные рычаги давления. Он обратился с просьбой к императору Константину воздействовать на непокорного епископа. В письме к Афанасию, император потребовал немедленного восстановления Ария, иначе сам Афанасий будет отстранен от своей должности и отправлен в ссылку. Константин получил ответ, в котором Афанасий решительно утверждал, что церковь должна сама решать, кого ставить пресвитером. Незамедлительно, император отправил епископа в ссылку[126].

После возвращения Афанасия, ариане всеми силами добивались его ниспровержения, распуская слухи, что он занимается магией, ведет себя как тиран по отношению к христианской пастве в Египте и даже ложно обвиняли его в убийстве епископа Арсения. Но после судебного разбирательства, на котором предстал епископ Арсений, живой и невредимый, ариане были опозорены. Раз разом, их гнусные интриги и провокации терпели крах.

«Но ариане не унимались. Они убедили Константина вызвать Афанасия в Константинополь, чтобы он там оправдался в присутствии самого императора. Против Афанасия было выдвинуто новое обвинение, будто он агитировал за задержку в Александрийской гавани кораблей с хлебом, предназначенных для Константинополя, и этим хотел вызвать голод в новой столице. Константин не разобрался должным образом в этом деле и отправил Афанасия в ссылку, а Ария приказал восстановить на пресвитерское служение в Александрии»[127]. Но Господня воля судила иначе. «В 336 году при загадочных обстоятельствах умер Арий, что расценивалось верующими как суд Божьей Правды, а в 337 году последовала смерть императора Константина»[128]. Однако победа была ещё не близка. Возвращение Афанасия в Александрию было не концом, а началом долгого периода борьбы и ссылок[129]. 

 

 

Правление Констанция

    Встав во главе всей Римской империи, Констанций «решил отомстить Афанасию за его непримиримое отношение к арианству. Он не решился самолично убрать Афанасия, ибо тот завоевал уважение у многих христиан. Поэтому Констанций решил поддерживать и раздувать интриги, которые затевали сторонники Ария против Афанасия»[130].

    «В 353 году, по указанию Констанция, состоялся собор епископов в Арелате, и в 355 году – в Милане, на который собралось более трехсот епископов… на этих соборах стоял вопрос о епископе Афанасии»[131]. Когда «Констанций приказал синоду осудить Афанасия и ему ответили, что это невозможно, поскольку церковные каноны не позволяют осуждать человека, не выслушав его. На что император надменно ответил: "Моя воля – вот канон церкви"»[132]. Под давлением такой явной угрозы многие епископы подписали осуждение Афанасия, якобы, за его враждебное отношение к римскому императору. Те, кто отказались, или защищали Афанасия были арестованы и сосланы. Сам Афанасий нашел убежище в пустынях Египта.

    «Если верить авторам тех лет, Констанций опасался влияния Афанасия в Александрии и хотел просто удалить его из города, не прибегая к высылке». Но когда Афанасий отказался от приглашения на аудиенцию к императору, последний приказал ввести войска в Александрию. Историк Хусто Гонсалес ярко и драматично описывает эти происшествия:

 

Когда легионы заняли свои места и любой бунт мог быть подавлен, наместник от имени императора приказал Афанасию покинуть город. В ответ Афанасий показал выданное ранее императорское предписание, согласно которому ему разрешалось вернуться в Александрию. Здесь какая-то ошибка, сказал он наместнику, ведь не может же император противоречить сам себе.

Вскоре после этого, когда Афанасий совершал обряд причащения в одной из церквей, наместник приказал окружить здание и вместе с группой вооруженных воинов ворвался в него. В возникшей суматохе Афанасий призвал собравшихся петь Пс. 135 с рефреном: "Ибо вовек милость Его". Пока одни пели, а другие пытались скрыться, воины пробирались сквозь толпу. Присутствовавшие на службе священнослужители окружили Афанасия плотным кольцом – он не хотел бежать, пока его паства не окажется в безопасности. Но затем он потерял сознание, и священникам каким-то образом удалось перенести его в безопасное место.

    Поиски Афанасия были безуспешны. Он словно бы превратился в призрака. Хотя в действительности, он был сокрыт своими верными союзниками – монахами в пустыне. «Эти монахи поддерживали между собой связь, и когда представители имперской власти приближались к его укрытию, он просто переходил в более надежное место. C монахами в пустыне Афанасий прожил пять лет»[133].

Правление Юлиана

    После неожиданной смерти Констанция, престол унаследовал его двоюродный брат Юлиан, называемый христианскими историками «отступником» за то, что он пытался воскресить язычество по всей Римской империи. «Усилия по возрождению язычества встречали твердое сопротивление Афанасия, ставшего к тому времени народным героем. Чтобы проводившаяся им политика принесла успех в Александрии, необходимо было в очередной раз выслать епископа. Вскоре Афанасию стало ясно, что Юлиан хочет изгнать его не только из Александрии, но и из Египта. Афанасий понимал, что не может оставаться в городе, где ему негде было укрыться, и решил вновь прибегнуть к помощи монахов»[134]. Но попытка возродить язычество, закончилась смертью Юлиана. В 363 году, во время похода против персов, «отступник» был смертельно ранен стрелою. 

 

Правления Иовиана

    Юлиана сменил Иоавиан, почитатель епископа Афанасия, который отменил все законы Юлиана. При новом императоре Афанасий вернулся из Египта, где он скрывался в пустынях. «К большой радости народа, Иовиан восстановил Афанасия в епископском служении»[135].

 

Правление Валента

 

    В 363 году император Иовиан скоропостижно умирает. Престол наследуют два брата: Валентиниан – на Западе, и Валент – на Востоке. «Римский наместник в Александрии Тациан сделал попытку опять выслать епископа Афанасия из Александрии». Однако Валент, хотя и будучи твёрдом сторонником арианства, из страха перед народом, и не желая бороться с епископом, который сумел противостоять стольким императорам, отменил приказ Тациана.

    Так Афанасий смог вернуться в Александрию. Оставшиеся годы своей жизни он посвятил управлению паствой и богословским трудам. Сердце святого остановилось 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года.

Богословские взгляды

    «Слово против язычников» и "О воплощении Слова" – это два труда, написанных Афанасием ещё до возникновения арианской смуты, которые по сути определили направление его богословских воззрений. «В них нет места умозрительным построениям, как у Климента или Оригена. Эти работы отмечены его глубоким убеждением, что главным событием как христианской веры, так и всей человеческой истории является воплощение Бога в Иисусе Христе. Божье присутствие среди людей приняло человеческие формы: именно в этом состоит суть христианства в понимании Афанасия»[136]. Не удивительно, что в арианстве он видел серьезную угрозу самой сути христианства.

    Кроме этого, «Афанасий создал большое количество апологетико-полемических сочинений (считается, не менее 32), а также экзегетических и исторических трудов – всего более 50. Кроме его вклада в полемику с арианами, следует особо выделить «Житие св. Антония» как первый образец средневековой агиографической литературы»[137].

    Чрезвычайно важно сказать о том, к каким взглядам и выводам пришел Афанасий в конце своей удивительной жизни:

 

Ранее Афанасий безоговорочно отстаивал никейскую формулировку и заявлял, что сторонники формулировки о "подобосущности" – такие же еретики, как и ариане. Но теперь, будучи уже в преклонных годах, епископ Александрии признавал обоснованность взглядов христиан, которые, отвергая арианство, в то же время не могли признать, что между Отцом и Сыном нет никаких различий.

В ходе многочисленных бесед Афанасий убедил многих из них, что никейскую формулировку можно истолковывать в смысле "подобосущности". Наконец, на синоде, собравшемся в Александрии в 362 году, Афанасий и его последователи заявили, что Отца, Сына и Святого Духа можно считать "единосущными", только если при этом не подразумевается отвержение различий между «ними, и что вполне можно говорить о "трех сущностях" при условии не понимать под этим существование трех богов.

 

Эпилог

Агиография Афанасия поистине ошеломляющая. Несколько раз его изгоняли из кафедры епископа, 5 раз отправляли в изгнание, травили, семнадцать лет он был вынужден скрываться. И всё это ради сохранения чистоты учения Библии. Ради одной формулировки – «ομοούσιος». На кону стояла или его жизнь или йота. Иногда казалось, что весь Восток поддерживает ариан и только один Афанасий сопротивляется всем[138]. Так, «непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству, и четырём императорам»[139], Афанасий был один против всего мира (Athanasiuscontramundum).

Для каждого поколения христиан, Афанасий Великий является поразительным примером того, что только любовь и преданность к Священному Писанию, и безупречное знание его истин способны сокрушить любую ересь. Это пример, того, что уверенность христиан в своей правоте проистекает не из них самих, а из библейских доктрин. Пример Афанасия учит, что даже если весь мир идет против Писания, христианин не имеет право поколебаться, но мужественно, во весь голос, вопреки всему, он должен провозгласить: «Так написано…».  

 

Инверсияграмматики

Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее [140].

Иосиф Бродский

    Познание мира для Алкуин (лат. Albinus, ок. 735-804) начинается с некой филологической археологии, препарированием, проникновением в суть вещей. Дабы проникнув – созерцать внутреннее устройство слова: морфологию, синтаксис, лексику, фонетику и т.п. В беседе со своими учениками, он совершает некую грамматическую инверсию, возвращает хронос вспять: книга – раздел – абзац – клауза – словосочетание – слово – морфема – фонема.

    В самом начале, учитель Алкуин разбирает понятие «беседа» и её составляющие[141]:

 

· О вещи (то, что мы воспринимаем разумом души)

· О её смысле (то значение, которые мы придаём вещам)

· О её названии (чем мы обозначаем постигнутую вещь)

 

    Для названия вещей, собственно и были изобретены буквы. Далее, Алкуина приводит 4 рода произнесения названия[142]:

 

1. Articula – в соединении друг с другом представляют смысл.

2. Inarticulata – не имеют никакого смысла.

3. Litereta – которые могут быть написаны.

4. Illiterate – которых нельзя написать.

 

    Затем, двое учеников Алкуина, Франк и Сакс размышляют об этимологии слова «litera». Ученик Сакс предложил следующие объяснение: «litera есть сокращенная форма от legitera (leg + itera) и означает то, что буква служит для читающих (legentibus) путем (iter)»[143]. Размышления продолжились. Ученик Франк задался вопросом, а что такое «буква». «Буква есть малейшая часть произнесенного звука» – ответил Сакс.

    Однако, пытливые ученики, посчитали это определение неполным. Они обратились к своему учителю. На что Алкуин ответил, что «буквы есть неделимое, потому что речь состоит из частей, части из слогов, и слоги подразделяются на буквы, но букву разделить нельзя»[144]. Он сравнил образование звука из поглощенных вместе букв с элементами в своём соединении составляющим тело.

    Далее ученики перешли к размышлению над разделением букв на гласные и согласные, последние подразделяются на полугласные и немые. Франк задался вопросом, а на чем основывается такое разделение? «Гласные произносятся отдельно и сами по себе составляют слог; согласные же не могут быть ни выговорены, ни составить слова»[145] – ответил Сакс. Однако вновь, такое разделение не удовлетворило пытливые умы учеников. Они обратились к своему наставнику.        

    Учитель Алкуин, ответил, что иное разделение есть. И вот какое: «гласные составляют душу, а согласные – тело; душа приводит в движение и себя, и тело; тело же неподвижно и бездушно. Таковы бывают согласные без гласных: они могут быть написаны сами по себе, но не могут быть без гласных выговорены и не имеют смысла...»[146].

    Беседа Алкуина со своими учениками демонстрирует прекрасный пример того, что любое знание в мире, или познание самого этого мира, начинается с грамматики. Семь свободных искусств просто не мыслимы без грамматики. От богословия до философии – все выражается при помощи слов и их соединении в предложении.

    Сергей Аверинцев, в «Похвальном слове о филологии» написал:

 

Филология занимается «смыслом» – смыслом человеческого слова и человеческой мысли, смыслом культуры, – но не нагим смыслом, как это делает философия, а смыслом, живущим внутри слова и одушевляющим слово. Филология есть искусство понимать сказанное и написанное [147].

    На протяжении всей своей жизни, Нобелевский лауреат Иосиф Бродский, не переставал вторить самому себе, что поэзия есть «высшая форма существования языка... отрицание языком своей массы и законов тяготения, это устремление языка вверх – или в сторону – к тому началу, в котором было Слово»[148]. В начале было не нечто, не сила или безликий демиург, а именно Слово, которое стало плотью, и обитало между людьми, в лице Мессии Иисуса.

    Такой щепетильный и дотошный подход к природе слова присущий Алкуина не должен нас смущать, поскольку Сам Иисус, родился и вырос в традиции, в которой отношение к слову было крайне трепетным. В Нагорной проповеди Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17-18, пер. МБО: «… пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из Закона – все сбудется» ст. 18)

    «Йотой» названа еврейская буква йод (י), самая маленькая буква в алфавите. «Чертой», а буквально «рогом», вероятно, названы мельчайшие значки, отличающие одну букву от другой, такие буквы как, например: далет (ד), у которой есть маленькая черта, и реш (ר), у которой такой черты нет»[149]. Слова Христа значили, что даже самая маленькая буква алфавита не пройдёт из Закона. Ведь если изменится черточка – то изменится буква, а если изменится буква – то изменится слово, а следовательно – смысл предложения. Никакая часть из слова Божьего, не пройдёт, ни одна часть не останется не исполненной, ни одна часть не является напрасной – исполнится абсолютно всё, потому что Бог верен, и потому, что это Его непогрешимое и верное Слово.

 

 

История Церкви в лицах

 

 

Павел

    Величайший миссионер и богослов всех времён и народов, человек, который второй после Христа оказал влияние на мир своею миссией и своими посланиями.

    Савл из Тарса, члена касты фарисеев, ярый антагонист назорейской ереси, по Божьему предопределнию однажды стал её величайшим проповедников и распространителем. Всю его жизнь изменила одна встреча – с Тем, Кого он гнал (см. Деян. 9:1-6). C того времени, Павел стал одержим Христом и проповедью Евангелие. Ни семьи, ни имения – только вперёд, до края земли, провозглашая весть о распятом, воскресшем, и вновь грядущем Мессии.

    В конце жизни, находясь в тюрьме, всеми покинутый, чувствуя скорое приближение смерти, Павел, оглянувшись, сказал: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:6-8).

    Так проводил последние дни своей жизни величайший апостол. В голоде, холоде и одиночестве, но с чувством исполненного долга. В конце всех путешествий, оказавшись в Риме, Павел проделал (по суше и по морю) около 35 000 км. (почти кругосветное путешествие). Исполняя миссию Бога, Апостол преодолел примерно такую же дистанцию, как Александр Македонский со своей армией. Только в отличии от великого полководца, Павел поистине завоевал мир.

 

Апостол Иоанн

    Святой Иоанн Богослов, тайнозритель Судеб Божьих, автор 5-ти богодухновенных книг Нового Завета, один из самых близких и любимых учеников Христа. Он последовал за ним повсюду, даже на Голгофу.

После успения Божией Матери, за которой он должен был ухаживать, апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города, для проповеди Евангелия.

    Вторая половина первого века ознаменована началом гонений на христиан, безумным императором Нероном. Иоанна отправили в ссылку на остров Патмос. По преданию, после трехдневного поста, во время молитвы Иоанна заколебалась гора и загремел гром. Прохор, ученик Иоанна, в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Отк. 1:8). Так была написана Книга Откровения (Апокалипсис), в которой раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

    Апостол Иоанн намного пережил всех остальных очевидцев Господа во плоти, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

 

Поликарп Смирнский

    Поликарп Смирнский был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях, и от которого принял рукоположение на епископство общины. Иероним называл Поликарпа «вождем всей Азии».

    Из собственных сочинений Поликарпа сохранилось только «Послание к Филиппийцам», в котором он, опровергая Маркиона и прочих гностиков, всячески превозносит апостола Павла и цитирует его писания. Это едва ли не первый текст, в котором присутствуют цитаты из Евангелий, а также Соборных посланий.

    Вступив на римский престол, Марк Аврелий, воздвигнул одно из самых жесточайших гонений на христиан. Язычники требовали, чтобы судья нашел святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. На 86 году жизни, отказавшись отречься от Христа, был сожжен заживо.

    В истории христианства Поликарп представляет собой ключевое звено, связующее апостолов (Иоанн Богослов) с отцами церкви (Ириней Лионский).

 

Климент Александрийский

 

    Родившись, в славном городе Афины, издавна славившемся своими философами, Климент просто не мог не испытать на себе их влияния. 

    В своём труде «Увещании к эллинам» Климент показал суть своего богословского метода, заключавшегося в использовании мыслей Платона и других философов. Этим, он стремился убедить своих языческих читателей, что христианское вероучение подкрепляется философией Платона. Таким образом, язычники перестанут воспринимать христианство как религию невежественных и суеверных людей.

    Климент был убежден, что грекам была дана философия, а евреям – закон. Но и то и другое ведет к конечной истине, раскрытой во Христе. Для греков философы играли ту же роль, что пророки для евреев. С иудеями Бог установил завет Закона, а с греками – завет философии. Идеи Климента оказали большое влияние на Оригена.

 

Тертулиан

    Урожонец Карфагена, блестящий юрист, стойкий противник ереси, и защитник авторитета Церкви, однажды сам вступит в ряды еретиков монтанистов. Иными словами, Тертулиан – личность загадочная и противоречивая. Но несмотря на это, он станет первым христианским богословом, писавшим на латыни, то есть на языке западной части империи. Поэтому, его по праву можно считать основателем западного богословия.

    Наиболее значительный богословский трактат Тертулиана – «Против Праксея». Выработанные им формулировки в вопросах, касающихся Троицы и христологии, в конечном счете станут критерием ортодоксальности. Главная богословская заслуга Тертулиана состоит в том, что он первый употребил столь привычное в христианстве понятие Троицы (trinitas), а также такие термины, как единая сущность (substantia) и отдельное лицо (persona). Тертулиан одним из первых ясно сформулировал принцип боговоплощенияИисуса Христа: Слово и плоть, Бог и человек, соединились, но не смешались.

    Точность и глубина его богословской терминологии сыграли важную роль в последующих христологических дискуссиях и дебатах о Троице, и оказали огромное влияние на все патристическое богословие.

Афанасий

    Агиография Афанасия поистине ошеломляющая. Несколько раз его изгоняли из кафедры епископа, пять раз отправляли в изгнание, травили, семнадцать лет он был вынужден скрываться. И всё это ради сохранения чистоты учения Библии. Ради одной формулировки – «ομοούσιος» (единосущный). Иногда казалось, что весь Восток поддерживает ариан, которые отрицали, что Христос – это Бог. И только один Афанасий сопротивлялся всем. Так, непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству, и четырём императорам, Афанасий был один против всего мира.

    Для каждого поколения христиан, Афанасий Великий является поразительным примером того, что только любовь и преданность Священному Писанию, и безупречное знание его истин – способны сокрушить любую ересь. Это пример, того, что уверенность христиан в своей правоте проистекает не из них самих, а из библейских доктрин. Пример Афанасия учит, что даже если весь мир идет против Писания, христианин не имеет право колебаться, но мужественно, во весь голос, вопреки всему, провозгласить: «Так написано…».   

Иероним

    Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним, оставил Церкви богатое письменное наследие: догматические, нравственно-аскетические и исторические сочинения, труды по истолкованию Священного Писания.

    Однако главным подвигом Иеронима, считается сделанный им перевод на латинский язык книг Ветхого и Нового Завета – «Вульгата», который вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви. В отличии от других переводов, сделанных с Септуагинты (перевод с древнееврейского языка на древнегреческий), Иероним предпринял прямой перевод с древнееврейского языка на латынь.

    Иероним, личность довольно эпатажная. Например, резкому осуждению подвергались не только еретики, невежды и лицемеры, но и некоторый отцы Церкви; а тех, кто с ним не соглашался, он называл «двуногими ослами».

Августин

    Являясь самым ярким представителем античного христианства, именно он сформировал средневековое католичество, и в то же время, именно он стал духовным праотцом Реформации.

    Сочинения Августина трудно даже полностью перечислить. Пожалуй, самое известное из его сочинений – «Исповедь» – стало образцом здравого мистического благочестия. Можно сказать, что силу его литературно-духовного воздействия не смог превзойти никто из писателей за все двадцать веков христианства.

    Самым знаменитым спором, в котором участвовал Августин, стала дискуссия с Пелагием. Монах Пелагий, видел смысл христианства в непрестанных усилиях по преодолению греха и достижению спасения. По его представлению, человек обладает способностью преодолевать грех. Августин написал ряд сочинений «Против Пелагия», развивая в них идеи о благодати Божьей и первородном грехе. В них он вводит понятие о суверенной и непреодолимой благодати Божьей, вырывающей избранных из толпы погибших.

    По мысли Августина, грех завладевает нашей волей настолько, что грешник не способен желать ничего другого, кроме греха. После искупления нас осеняет Божья благодать, ведущая нашу волю от жалкого состояния, в которое она попала, к новому состоянию. Как мы можем сделать выбор и принять благодать? По мысли Августина, только силой самой благодати, ибо до обращения мы не можем не грешить и, следовательно, не можем принять такое решение. Инициатива обращения исходит не от человека, а от Бога. Кроме того, благодать непреодолима, и Бог дает ее тем, кто для нее предопределен.

    Многие историки считают, что Августин не имел себе равных от Апостола Павла до Лютера по богословскому и духовно-нравственному влиянию на христианство.

Алкуин

    Ученый-энциклопедист, богослов, поэт, священник, писатель и философ; один из величайших умов своего времени.

    Однажды, повстречав на дороге Карла Великого, который предложит ему возглавить придворную школу в Аахене, Алкуин станет одним из идеологов церковной и образовательной реформы каролингского Ренессанса, чью роль в создании светского образования будет трудно переоценить. Написанные им учебники по грамматике, риторике, диалектике и арифметике использовали в школах до конца Средневековья. Его трактат «Об истинной философии» (Deveraphilosophia) вернул средневековой школе античную систему преподавания учебных предметов («семь свободных искусств»).

    По инициативе Алкуина в Туре была предпринята фундаментальная редакция латинского перевода Библии бл. Иеронима (Вульгаты).

 

Уиклиф

    Оксфордский ученый, известный своей эрудицией и безукоризненной логикой мысли, видя позорные перипетии великого раскола начал учить, что истинная Церковь Христа – не папа и не видимая иерархия, а невидимое Тело, состоящее из людей, предопределенных для спасения. И только такой Церкви действительно принадлежит Писание, которое необходимо вложить в руки людей, на их собственном языке. После смерти Уиклифа его последователи, воспринявшие этот призыв, позаботились о переводе Библии на английский язык.

    В 1215 году Джон Уиклиф, отверг постановления IV Латеранского собора о пресуществлении. Он решительно утверждал, чтокогда Бог соединился с человеческой природой, божественная природа не уничтожила человеческую. Равным образом, в обряде причащения тело Христа действительно присутствует в хлебе, "евхаристическим" или "таинственным" образом, но остается и хлеб.

    Уиклиф умер от апоплексического удара в 1384 году. Его похоронили в освященной земле. Но позднее, Констанцский собор осудил его, и его останки были выкопаны из могилы и сожжены, а прах развеян над рекой.

    Последователи Уиклифа (лолларды) были убеждены, что священнослужители не могут занимать гражданских должностей и что иконы, безбрачие духовенства, паломничества – вещи отвратительные. Учение о пресуществлении и молитвы за мертвых также были отвергнуты ими. Многие из этих ключевых положений лоллардов предвосхищали протестантскую Реформацию.

 

 

Вавилонское пленение Церкви

Мартин Лютер

 

    Масштаб метафоры, избранной великим реформатором, и ошеломляющими заявлениями, может быть объяснимо только временем, в котором он жил. При папстве, сущность Причастия подверглась коренному изменению. Оно стало жертвой и «добрым делом», средством контроля над людьми, а духовенство, не подчиненное ни Богу, ни общине, правило самовластно.

    Ныне нам этого не понять, поскольку мы находимся в Церкви, пережившей Реформацию. Мы не занимаемся тем, чтобы реформировать православие или католицизм, во всяком случае, не в таком масштабе как Лютер, а в беседах с отдельными представителями данных конфессий. Нам не свойственна та обеспокоенность, которая будоражила Лютера, поскольку мы знаем, что у людей есть альтернатива. И проповедуя Евангелие, мы, разумеется, приглашаем неверующих в общины евангельских христиан, не потому что они самые истинные и правильные (а вышеупомянутые конфессии – еретики), но потому что евангельское христианство ближе к образу новозаветной Церкви.

    Но во времена Лютера ситуация была кардинально иная. Католическая Церковь – господствовала по всей земле, обладая едва ли не безграничной властью. Это была огромная тоталитарная империя, где простые и искренние души не имели выбора. Они не могли оставить костел, и пойти в дом молитвы. Церковь была одна.

    Именно поэтому Лютербыл так обеспокоен, понимая, сколь многочисленное число христиан католицизм вводит в заблуждение, препятствуя служению Господу. Кроме того, так называемое «Таинство Священства» (эдакая «депутатская неприкосновенность») о котором, по словам реформатора, в Новом Завете нет ни единого «слога», по убеждению Лютера, это попросту великолепное «средство для замалчивания тех чудовищных злоупотреблений, которые были и есть в Церкви. Это [мнимое] Таинство сводит на нет христианское братство, превращает пастырей – в волков, рабов – в тиранов, духовное – в архисветское».

    И наконец, самое страшное, таинства, будучи пленены человеческими доктринами, по сути, стали лишены своей сущности, и тем самым их действия сведены на нет. Таким образом, Церковь не может уже воспринимать и распространять благовестие Божие; она находится в плену у человеческих предписаний, подобно тому, как Израиль был пленен Вавилоном.

    Выход, который Лютер предлагает Церкви, чтобы последняя высвободилась из этого плена, состоит в поиске пути к первоначальному смыслу Таинств; т. е. к связанным со словом обетования символическим действиям, посредством которых верующий получает прощение грехов.

    Для всех поработителей духовного Вавилона, Лютер оставляет грозное предостережение:

 

Если они не отменят свои собственные правовые установления и [Церковное] предание, и не возвратят христианским общинам их свободу, и не установят, что этой свободе можно учиться, то они будут повинны перед душами всех тех, кто погибает в этом жалком пленении, а папство, воистину, станет не чем иным, как Вавилонским царством и доподлинным антихристом.

 

 

Богословский либерализм

 

 

Безгневный Бог

привел безгрешных людей

в царство без суда

через бескрестное служение Христа.

 

Теолог Ричард Нибур

о либеральном богословии

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.