Решение проблемы богословского либерализма — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Решение проблемы богословского либерализма

2022-10-03 27
Решение проблемы богословского либерализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

        

    В начале XX века либеральная школа теологии пережила закат своей популярности. Но вскоре все изменилось. Первая мировая война и последовавший за ней политический и экономический криз нанесли жестокий удар по либеральной теологии и веры в прогресс и позитивные способности человека и стали причиной утраты её влияния.

    Философия Канта и Гегеля в протестантской теологии сменилось влиянием философии экзистенциализма, наиболее крупным проповедником которой в протестантизме стал Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Так, новые условия сделали богословский либерализм не актуальным духу времени и ее место заняла более насущная неоортодоксальная (диалектическая) теология.

    «В протестантской теологии произошел пересмотр либерального оптимизма. Социальные и психологические процессы, превалирующие в ту эпоху, были истолкованы теологами новой школы как глубокий разрыв между человеком и Богом. Неоортодоксия провозгласила возврат к традиционным доктринам о греховности человека и спасающей благодати Бога, обратившись для объяснения этого современным языком к экзистенциализму. В отличии от либеральной теологии, стремившейся примирить веру и разум, диалектическая школа строилась на утверждении их полной антиномии»[207].

    Представители неоортодоксальной теологии негативно воспринимали либеральную теологию и посвятили много усилий ее критике. Наиболее крупным теологом неоортодоксии, подвергший либеральную теологию особо острой критике – стал Карл Барт (1886-1968),

    «В основе критики Барта лежала идея превосходства слова Бога над разумом человека, в соответствии с чем Барт обвинял либеральных теологов в капитуляции перед рационализмом эпохи Просвещения. Барт отрицал любую попытку обосновать веру в Христа при помощи человеческих рассуждений, рассматривая такие попытки граничащими с идолопоклонством. По мнению Барта, либеральные теологи предпочли вере в Бога и его слово веру в несовершенную цивилизацию (названную в библейской терминологии "миром"), и это стало новой формой идолопоклонства»[208].  

    А. Мень пишет о том, что К. Барт показал, что либеральная теология не была, как казалось ее идеологам, независима от догматов, но предпочла веру в «мир», в его несовершенную цивилизацию, вере в Бога и Его Слово. «Это было, по выражению Барта, новым идолопоклонством, почитанием кумира, который так же ненадежен, как любой другой кумир»[209].

    «Свой смертельный удар либерализму К. Барт нанес своей книгой «Послание к Римлянам» («DerRomerbrief») в 1921 году. Он убедительно доказал, что в центре религиозной системы должен находиться не человек, как считали либералы, а Бог. Барт вернулся к лютеровским идеям греховности человека и спасения по вере, он вновь признал объективность и Божественное происхождение Откровения. Таким образом, по концепции «естественной теологии» был нанесен сокрушительный удар»[210].

    А. Мень усматривает трагические последствия так называемого процесса очищения первоначального христианства, который привел некоторых либеральных теологов, начиная c лекций Фридриха Делича (1850-1922), к стремлению полностью отказаться от Ветхого Завета. Отказ от всех элементов ветхозаветной истории есть прямое следствие того, что вскоре группа «немецких христиан» объявила Иисуса Христа арийцем и пошла на сотрудничество с нацизмом»[211].

    Печальная ирония в том, что «либеральныйпротестантизм хотел стать позитивной культурной силой в обществе, а в результате оказался на поводу у сил разрушительных. Он был преисполнен веры в науку, прогресс, гуманность, а в итоге стал невольным соучастником кризиса общества и кризиса самого протестантизма»[212]. 

    С. Пименов замечает, что «ошибкой либеральной теологии было не то, что она снисходила к современному человеку, а то, что она на этом уровне и осталась. Своей деятельностью представители Либеральной теологии продемонстрировали губительность и опасность построения богословия в отрыве от Церкви и церковной практики, а также невозможность построения христианского богословия исходя из человека»[213].

    Историк Сергей Санников демонстрирует к чему привело либеральное богословие: «Лидеры либерального движения стремились объединить усилия церквей в достижении мира и благополучия, и к началу XX века казалось, что они добились колоссальных успехов. Но вместо обещанного либералами процветания наступила первая мировая война. В России, где интеллигенция оказалась наиболее восприимчивой к либерализму, восторжествовал материалистический атеизм, который воспользовался философской критикой религии Баура, Штрауса, Шлейермахера и других, а в Германии – родине либерализма – из его семян вырос нацизм и фашизм»[214].

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.