О закрытом и открытом мировозрении — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

О закрытом и открытом мировозрении

2021-06-30 29
О закрытом и открытом мировозрении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда человек обращает свой взгляд к себе как к представителю ансамбля людей, он считает себя находящимся на «истинном» краю этого ансамбля. С другой стороны, предположив наличие объединяющей его с другими людьми материальной среды, человек получает для себя другой «истинный» край, который находится от него «дальше», чем его собственная материальность. С первым из этих «истинных» краев можно соотнести «субъективное» Ничто (конечная модель), со вторым – «объективное» Ничто (бесконечная модель). В соответствием с принципом неразличимости оба отмеченных края могут быть различимы человеком только в человеческом времени, при движении же к краю указывают на единое «безусловное» Ничто. Движение во времени приводит к появлению для человека двух «истинных», краев, которые определяют ту или иную тенденцию в мировоззрении человека и общественных групп.

В зависимости от того, какой из двух «истинных» краев характерен для восприятия человека или общественной группы, соответствующее мировоззрение мы будем считать открытым или закрытым. Открытое мировоззрение соответствует бесконечной модели философии времени, закрытое – конечной. Названия «открытое» и «закрытое» связаны с тем, что человек может закрывать или закрывать собой для себя внешнюю, «запредельную» реальность, доступную для иррационального сознания, но не включающую в себя человека, находящегося на «истинном» краю человеческого ансамбля. При открытом мировоззрении человек как бы теряет для себя свое человеческое измерение, как бы становится внешним по отношению ко всему прочему сущему, воспринимается, как один из материальных объектов, а при закрытом мировоззрении человек является не только и не столько материальным объектом, а той последней ценностью, от которой и надо исходить при построении картины мира и человека в мире.

В истории человеческого общества наиболее явно открытые и закрытые тенденции в мировоззрении проявляются в особенностях различных религий. В открытых религиях Бог идентифицируется с «объективным» Ничто или же не обладает достаточной «мощью», чтобы закрыть человеческому сознанию движение к «объективному» Ничто. В закрытых религиях на пути к «объективному» Ничто «располагается» Богочеловек, который идентифицируется, как Бог, принадлежащий к «истинному» краю человеческого ансамбля, тяготеющий к «субъективному» Ничто. Заметим, что развитая религия может в себе сочетать свойства открытости и закрытости – тогда Бог может относиться одновременно с «субъективным», «объективным» и «безусловным» Ничто. Тем не менее, идентификация религиозного мировоззрения обычно является вполне определенной. Например, христианство, характеризующееся культом троицы, следует, видимо, отнести к закрытым системам, поскольку наиболее важным в христианстве является именно наличие Богочеловека (Христа), находящегося на истинном краю человеческого ансамбля.

Приведем краткую характеристику основных типов мировоззрения.

Открытое мировоззрение имеет тенденцию к рационализации «запредельного», к «числовой мистике». Примерами проявлений открытости является каббала, развитость и абстрактность структур «запредельного» в различных религиозно-философских учениях Востока, особое отношение к числу в Китае (когда важны не только свойства или признаки, но и конкретное число). Люди, тяготеющие к открытому мировоззрению, характеризуются склонностью к формализации, к абстрактному мышлению, к музыке и стихотворчеству (как выходу на «засловесный» уровень поэзии). Их мировоззрение относится в основном к эстетическому типу. При открытом мировоззрении полагается, что религиозное спасение человека может достигаться на пути собственного совершенствования, на пути достижения «объективного» Ничто, и в основном не зависит от милости бога или Богов.

При закрытом религиозном мировоззрении спасение человека зависит не только от него самого, от силы его веры, от правильности его действий, но и от милости Божьей – спасение не гарантировано, человек не может требовать от Бога равноправного обмена с ним материальными и духовными ценностями. Непредставимое, Божественное, в закрытых религиях максимально приближено к человеку, духовность подразумевает этичность; велика роль чисто человеческих, нематериальных, связей между людьми.

В новое историческое время, являющееся краевым, должна проявляться тенденция к объединению открытого и закрытого мировоззрения. В религии конкретной формой такого объединения может являться возрастающая секуляризация при обращении отдельного человека к «безусловному» Ничто, а для человечества в целом – растворение отдельных религий в некоей принципиально непредставимой секуляризованной «сверхрелигии». Но пока человечество не достигнет полноты в своем объединении, полноты своего исторического времени, «временение» открытого и закрытого мировоззрений (включая религиозное) будет продолжаться.

О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ

1. После смерти человека продолжает существовать в «запредельности» (в «загробном мире») не только его «идея», его сознание, его «душа» (как наиболее устойчивая человеческая составляющая), но и соответствующее этой «идее» тело. Смертью является состояние человека между его первым и вторым материальными телами – когда сознание, «покинув» одно тело еще не «приобрело» для себя другого тела. Но в этом случае сознание является чисто иррациональным и относится к сверхсознанию. Смерть – это сверхсознание, оказавшееся временно без достаточной опоры в рациональном физическом мире. Для внешнего наблюдателя – смерть человека длится бесконечно долго (вернее, почти бесконечно долго – ведь человеческий мир является все-таки не полным ансамблем, наша замкнутая физическая Вселенная не бесконечна). Для самого умершего смерть протекает бесконечно быстро (точнее, почти бесконечно быстро). За время, соответствующее этому «почти», человек как бы проходит «чистилище», после чего начинается его новое физическое существование.

2. Человек, как «трехмерный» внешний наблюдатель самого себя, не может иметь адекватного представления о собственной смерти – «трехмеризация» не может быть полной. В момент смерти человек таков, что равновесие двух логических моделей, описывающих его, нарушаются, «трехмерная» материальная структура человека разрушена. Для восприятия «трехмерного» человека смерть оказывается непредставимой – вынесенной за скобки доступной ему реальности. Однако, представления человека могут миновать точку «разрыва» (смерти) и перейти на любую другую вероятную ветвь в картине пространств и времен – и каждое соответствующее представление оказывается для «трехмерного» человека соответствующим его новой реальности. Человека пугает точка «разрыва» (момент смерти) потому, что его представления как бы обходят ее. Но в пределе для «двухмерного» человека эти точки «разрыва» практически доступны, для него время здесь останавливается, максимальная устойчивость не телесна, а соответствует бесконечной модели, иррациональности, личности человека, его бесконечному духу.

Или дух погружается в свою бесконечность, или же (если понимание его «трехмерно») он приобретает для себя возможность новой «трехмеризации» (материализации) на той или иной ветви картины действительного и возможного.

Конкретная ветвь, на которой сохраняется личность того или иного человека, соответствует расположенности этого человека в общей действительности ансамбля людей, близости человека к другим людям, человечности человека. Человек как бы умирает каждое мгновение, но благодаря своей человечности, «оторванности» от истинного края, благодаря своей «трехмерной» действительности удерживается в этой «трехмерной» действительности. При полном телесном разрушении для внешнего взгляда, человек сохраняет себя на другой ветви (в «ином мире»). Эта ветвь может быть весьма удалена от предыдущего человеческого мира, но она тем более «человечна», чем ближе был человек в предыдущей жизни к человеческому ансамблю.

Человек в будущей жизни остается тем же самым человеком, если в своей настоящей жизни обладает закрытым мировоззрением, т.е. когда его мир Божественен, когда Бог (Богочеловек) закрывает для человека «истинный» край. При открытом же мировоззрении человек приобретает бесконечность своего существования не в своем прошлом с другими людьми, а как бы растворяясь в материальной Природе. При этом судьба человека в его будущей жизни может быть самой различной: человек может стать человеком, стать животным, стать камнем, стать человеческим прахом. Если человек выполняет человеческий закон, то в новой жизни сохраняется его человеческое прошлое. Если человек выполняет природный закон, то в новой жизни для него сохраняется его привычная «среда обитания», сохраняется материальная Природа, к которой он принадлежал в своей прошлой жизни.

При открыто-закрытом равновесии мировоззрении у человека может сохранять как его личность, так и его материальность.

3. Двухмодельность человека предполагает различные возможности создания человеком своего личного времени. Человек в своей жизни может быть ориентирован на приобретение «двухмерного» времени (при движении к краю), «трехмерного» времени (при достижении целей в «трехмерности») и на приобретение «ансамблевого» времени (при обращенности к настоящему моменту своего времени, при достижении равновесия «двухмерности» и «трехмерности»). От ориентации человека в настоящей жизни зависит его судьба, зависит то, какой будет его последующая жизнь.

В предыдущей заметке мы уже касались вопроса о посмертной судьбе человека с тем или иным типом мировоззрения. Рассмотрим этот вопрос подробнее, акцентировав внимание на том, какое время (прошлое или будущее) в новой, «загробной» жизни.

Если человек стремится к достижению глубочайшей «двухмерности», то его сознание, потеряв свою материальную основу в «трехмерности», но охваченное самим собой (т. е. будучи «душой»), найдет для себя другую материальность на одной из ветвей картины действительного и возможного.

В этом случае при открытом мировоззрении для человека новый окружающий мир (материальная Вселенная) должен обладать, благодаря взаимодействию по подобию, общими чертами с предыдущим миром, но сама человеческая сущность человека, личность его, может быть утрачена, человек приобретает свое новое будущее, утрачивая память о своей предыдущей жизни.

При закрытом мировоззрении человек в новой жизни сохраняет свою личность, сохраняет память о себе в своей прошлой жизни, но теряет окружающий материальный мир прошлой жизни, теряет возможность управлять своим материальным будущим, т.е. оказывается наказанным или вознагражденным новыми условиями существования. Человек попадает в Рай или Ад. Причем вероятность Рая или Ада зависит от места человека в человеческом обществе в предыдущей жизни. Но эта зависимость не является полной, вероятность остается вероятностью, вера в Бога не гарантирует блаженство в Раю, Бог обладает собственной властью и использует ее по своему усмотрению. Человек с закрытым мировоззрением сохраняет в новой жизни свое прошлое, но не обладает гарантированным будущим.

Человек с открыто-закрытым мировоззрением сохраняет и прошлое, и будущее. Он в новой жизни сохраняет свою личность, и «устройство» его нового мира соответствует миру предыдущей жизни. В идеале при равновесии «двухмерности» и «трехмерности» человек переходит с одной ветви картины мира на другую, как бы вовремя покидая те ветви, на которых его физическому и духовному существованию грозит прекращение.

Рассмотрим теперь случай, когда человек является «трехмерным», т. е. все его цели представления являются в основном рациональными. В этом случае сознание человека, не обладающее прочной иррациональной «схватывающей» оболочкой, в момент смерти не сохраняет свою форму, в как бы окончательно растворяется в общем массиве иррационального, в сверхсознании. От человека остается только прах, только материальные останки. «Трехмерный» человек теряет и свое прошлое, и будущее. Другое дело, что в «трехмерности» человек способен удлинить свое материальное существование, «ремонтируя» свое физическое тело. Но каким бы длительным материальное существование человека не было, смерть для «трехмерного» человека является событием окончательным, а любая его внутренняя цель является бессмысленной для внешнего взгляда – взгляда из вечности. Единственное, на что может надеяться «трехмерный» человек – это на продолжение человеческого рода, но продолжение рода не есть чисто «трехмерное» понятие, в нем есть край, есть Ничто. В любом случае, «спасение» человека – только в его обращении к краю, т. е. в преодолении им своей «трехмерности».

Таким образом, если личность человека целостна, если она объединена глубокой идеей, объединена духовностью, то она должна сохраниться и после физической смерти человека.

ЧЕЛОВЕК В КАРТИНЕ МИРА

1. Картина мира, взятая во всей его пространственно - временной полноте взглядом из бесконечности, является именно картиной — жесткой и несвободной. Но человек, являющийся фрагментом этой картины, привносит в нее личную свободу — картина мира при взгляде из нее самой зависит от точки зрения человека. Таким образом, картина мира явля­ется двухмодельной, как зависящей от взгляда человека, так и не зависящей от него. Равно­весие мира достигается благодаря парадоксальному сочетанию его свободы и несвободы.

Рассмотрим вопрос о возможности предсказания будущего. Если картина мира задана жестко, то человек, "побывавший" в будущем и доставивший это будущее в общечеловеческую действительность, лишает как себя, так и других людей возможности изменить это будущее. Однако такой фатализм должен преодолеваться наличием множества человече­ских свобод — далеко не все картины будущего оказываются "обязательными" для осуществ­ления общечеловеческой действительности. Предсказание будущего — это выход на такой край, где свобода и несвобода неразличимы. При этом точка зрения человека, будучи инди­видуальной ("конечной"), одновременно и сверх индивидуальна ("бесконечна").

С одной стороны, картина мира при взгляде из бесконечности является хотя и множест­венной, но фиксированной (ср. у Х. Л. Борхеса "Сад расходящихся тропок"), с другой сторо­ны - человек свободен и может менять для себя картину мира. Снятие этого противоречия — в точке зрения, во взгляде, в движении человека, в изменении его места в пространстве и времени.

Движение всегда парадоксально, но эта парадоксальность снимается в каждой области пространства и времени, на которую направлен взгляд человека.

2. Человеческая действительность может быть интерпретирована как линия на общей картине ветвящегося пространства и времени. Эта картина включает в себя множество "пространств" ("Вселенных) в их прошлом, настоящем и будущем. При этом временная разверт­ка каждого "пространства" требует наличия внешнего наблюдателя. 'Было" и "будет" относятся только к точке зрения того или иного внешнего наблюдателя (в нашем человеческом мире — к точке зрения человека). Наиболее устойчивые элементы картины мира с точки зрения человека являются "двухмерными", внешними по отношению к его "трехмер­ной" действительности. Эти элементы относятся человеком к прошлому и будущему, и не представимы им в его сравнительно неустойчивом, изменчивом настоящем. То, что произошло произойдет. более устойчиво, чем то, что происходит. Представления человека. его мысли, воспоминания и фантазии более устойчивы (менее энтропийны), чем восприни­маемая им окружающая материальная действительность.

3. При отстранении от какого-либо наблюдаемого ансамбля (т.е. когда ансамбль воспри­нимается частичным) внешний наблюдатель видит картину этого ансамбля в пространстве (как "накопленном" времени) и во времени (как "среды" для прошлых и будущих простран­ственных расположении). Закон изменения расположения элементов ансамбля в простран­стве оказывается функцией времени — время определяет этот закон. В какой степени закон развития частичного ансамбля может быть выявлен человеком (т.е. соотнесен с охватываю­щим временем человеческого сознания), в такой степени и картина будущего (финального) состояния ансамбля является для человека независимой от начального состояния ансамбля.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.