Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-12-07 | 57 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Товара
Во многом осознание человеком своих потребностей связано с оценкой им потребительской ценности товара — оценочного суждения человека (потребителя) о способности товара удовлетворить его потребности.
Тот, кто производит (продает) товар или оказывает услуги, должен знать потребности покупателей, только тогда он получает возможность продуктивно работать над созданием новых товаров и усовершенствованием старых, разрабатывать более эффективные коммуникационные программы и создавать удобные для конечных пользователей каналы распределения.
Товаропроизводители должны постоянно осуществлять мониторинг потребительской ценности своих товаров. На восприятие людьми своих проблем и способов их разрешения оказывают влияние семья, здоровье, возраст, доход, референтные группы и другие факторы. Изменения в потребительской ценности нередко открывают перед компаниями новые маркетинговые возможности.
Осознав необходимость, человек начинает поиск информации и того, что способно удовлетворить его потребности. Поиск может быть внутренним, заключающимся в восстановлении в памяти необходимых знаний. Если этого оказывается недостаточно, осуществляется внешний поиск, т.е. обращение за информацией к членам семьи, друзьям и непосредственно к товаропроизводителю. Поиск может быть активным или пассивным.
Иногда человек включается в поиск неожиданно, побуждаемый часто неподконтрольными ему ситуационными факторами.
Продолжительность и глубина поиска определяются личностью потребителя, его социальным положением, уровнем дохода и стоимостью задуманной покупки, прошлым опытом и предварительным восприятием ценности торговой марки для потребления.
|
43
Обработка информации о потребительской ценности включает в себя следующее стадии:
а) контакт. С получением информации сразу же начинается ее
первичная обработка;
б) внимание. После контакта включается способность к пере
работке входящей информации. На этой стадии покупатели игно
рируют попытки рекламы убедить их и полагаются на собственные
способности выбирать товар и оценивать его ценность;
в) понимание. Человек мысленно анализирует информацию и
сравнивает ее с хранящейся в памяти;
г) принятие или непринятие решения о покупке;
д) сохранение рекламного сообщения в памяти.
Многие покупатели способны вырабатывать различные оценочные критерии потребительской ценности одного и того же товара, что является положительным фактором.
Некоторые рассматриваемые при оценке потребительской ценности характеристики товара являются существенными, другие — определяющими (детерминирующими).
Человек обычно рассматривает как потенциально наиболее важные существенные признаки товара: цену, надежность и т. п. К детерминирующим признакам относится, например, дизайн. Обычно определяют, какую торговую марку и какой магазин выберет покупатель при идентичности существенных характеристик товара.
Решившись на покупку, человек выбирает розничного продавца, приходит в магазин и осуществляет свой выбор уже внутри магазина. На удовлетворение потребностей покупателя важнейшее влияние оказывают продавцы, витрины, электронные СМИ и реклама в месте продажи.
После того как покупатель совершил покупку и стал владельцем товара (потребителем), он его потребляет.
Потребитель будет удовлетворен покупкой в тех случаях, когда его ожидания совпадут с воспринимаемыми им эксплуатационными характеристиками товара. Если опыт потребления и эксплуатационные характеристики не оправдывают ожиданий потребителя, он ощущает неудовлетворенность.
Результаты потребления имеют значение, потому что потребители хранят свои оценки в памяти и обращаются к ним, принимая решение о покупке товара этой торговой марки в следующий раз. При высокой степени удовлетворения потребитель будет принимать последующие решения о покупке намного быстрее.
|
Важнейший детерминант (показатель) удовлетворения — потребление, т. е. то, как покупатели используют купленные ими товары. При неправильном использовании даже очень хороший товар вряд ли способен принести потребителю удовлетворение, поэтому большое значение для повышения удовлетворения от покупки приобретают сервис, гарантии, обучающие программы.
44
Когнитивный диссонанс. Как восприятие потребительской ценности купленного товара он характеризуется тем, что даже если товар функционирует на ожидаемом уровне, потребители могут пересмотреть свое покупательское решение, особенно относительно дорогих покупок.
Покупатели часто задают себе такие вопросы:
«Правильное ли решение я принял?»
«Все ли варианты я рассмотрел, покупая этот предмет?»
«Могу ли я сделать более удачную покупку?»
Эти вопросы свидетельствуют о послепокупочном сожалении, или когнитивном диссонансе. Чем выше цена товара, тем сильнее когнитивный диссонанс, для снижения которого опытные продавцы (производители) предпринимают ряд мер:
организуют телефонные службы, куда можно обратиться с вопросами об использовании товара;
снабжают товар ярлыками с подробными рекомендациями для потребителей;
проводят мониторинг удовлетворенности покупателей от функционирования товара.
Подобная практика позволяет убедиться, удовлетворены ли покупатели покупками и обеспечены ли покупки всей необходимой информацией.
Мотивация и факторы, влияющие на покупку товара. Удовлетворение одной потребности нередко происходит за счет другой. Компромиссные решения по поводу удовлетворения различных потребностей порождают мотивационный конфликт, который имеет три основные формы:
«приближение-приближение» — человек должен выбрать один из двух или более желательных вариантов;
«избежание-избежание» — выбор между двумя или более нежелательными вариантами;
«приближение-избежание» — поведение влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
|
Разрешение мотивационного конфликта требует, чтобы люди определяли очередность своих потребностей. Наиболее известным подходом к определению относительной приоритетности потребностей является иерархия Маслоу (см. рис. 2.5), ценность которой состоит в том, что она напоминает людям о необходимости оценивать потребности в соответствии с их значимостью. Различия между потребителями с точки зрения ранжирования потребностей влияют на то, как они оценивают товары. Разные потребности побуждают потребителей искать в продуктах различные выгоды.
Сила мотивации зависит от важности потребности. Потребности, которые, по мнению потребителей, являются наиболее важными, будут удовлетворяться более быстро.
45
Об интенсивности мотивации можно говорить на примере вовлеченности, под которой специалисты рекламы понимают степень предпочтения объекта или поведения для человека. Чем сильнее люди мотивированы к удовлетворению своих потребностей, тем выше их вовлеченность в потенциальный источник их насыщения. Важность понятий вовлеченности и интенсивности мотивации состоит в том, что они детерминируют количество усилий, прилагаемых людьми к удовлетворению своих потребностей (рис. 2.6).
46
Существуют и другие классификации мотивации покупателей: сознательные и бессознательные; сильные и слабые; постоянные и временные; позитивные и негативные; рациональные и эмоциональные. Методы повышения мотивации покупателей включают:
преодоление ценовых барьеров;
нематериальное стимулирование;
программы лояльности;
увеличение ощущаемого риска, т.е. удаление тревоги и волнения покупателей относительно последствий их поведения;
стимулирование любопытства потребителей.
Выделяют следующие факторы мотивации, влияющие на восприятие потребительской ценности:
а) знания покупателей о существовании товара, об атрибутах
товара и связанных с ним ассоциациях, о покупке, покупателях и
использовании ими товара, предпочтениях;
б) недостаток знаний о товаре или нежелательные знания о
нем;
в) новое позиционирование товара;
г) новые способы использования товара;
|
д.) намерения покупателей — намерения приобрести: что-то в будущем в первый раз или повторно;
е) установки (предпочтения) покупателей;
ж) внешнюю среду, включающую национальную культуру (цен
ности и нормы), а также социальный статус покупателя.
2.5. Суггестия (внушение) в рекламе
С середины XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе взяли на вооружение психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров.
Именно в этот момент доминирующими стали следующие факторы:
пропаганда среди населения чувства недовольства тем, что у него есть, и всемерное побуждение его ко все новым и новым покупкам;
обращение к стимулам, хранящимся в подсознании людей, ранее ставшими потребителями товара этой торговой марки.
Слово «бессознательное» стало девизом и содержанием нового направления в рекламе, так как исследования показали, что реклама, использующая технологии воздействия на подсознание, не пробуждает новых потребностей, но она эффективна в области принятия решений о покупке.
Товар в рекламе стал подаваться привлекательным подсознательно. В основе привлекательности стала использоваться сексуальность. Одним из главных мотивов стало отождествление т
47
pa, услуги с подсознательными сексуальными мотивами, предпочтениями. Товары начали делать привлекательными с помощью обнаженной или полуобнаженной натуры. Скрытые сексуальные мотивы в рекламе стали доминировать, и потенциальному покупателю предлагали домысливать и фантазировать о потребительских свойствах понравившегося ему товара или услуги.
Во второй половине XX в. в рекламе также стали широко применяться гипнотические подходы, так как манипулирование сознанием покупателя в процессе посещения магазина позволяло склонить его к совершению импульсивной покупки.
Психоаналитический и гипнотический подходы в рекламе связаны с понятием суггестии.
Суггестия, или внушение, — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания рекламного обращения и товара, не требующий ни развернутого анализа, ни оценки, но обеспечивающий бессознательную готовность купить товар или услугу.
Психологи угверждают, что суггестия возможна в современном обществе, так как в нем доминируют в массовом масштабе следующие негативные характеристики покупателя как индивидуума: неуверенность, робость, низкая самооценка, впечатлительность, слабость логического анализа.
Мир вокруг нас настолько динамичен, что эти негативные характеристики становятся характерными для все большего числа людей. Это проблемы постиндустриального общества и они вряд ли будут разрешены в ближайшее время. Перечисленные негативные характеристики индивидуума как покупателя и динамичность постиндустриального общества приводят:
|
к широкому распространению психических состояний, таких, как стресс, заболевание, утомление;
формированию у покупателя невысокого уровня осведомленности и компетентности. Товары и услуги обновляются настолько быстро и их столь много, что сейчас большая проблема для производителей сформировать у людей лояльность к своему товару и выделить его из общей массы;
высокой степени значимости случайных факторов при покупках в условиях неопределенности относительно потенциальной удовлетворенности покупателя от покупки.
В постиндустриальном обществе отработаны приемы суггестии, используемые при манипулировании сознанием покупателя. Приведем некоторые из них:
конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, а содержание легко образно представить, существенно повышает эффект внушения. А вот абстрактные понятия резко снижают силу внушения;
48
конкретность и образность качеств. Произнеся слово «яблоко», вряд ли можно привлечь чье-либо внимание. Совсем другое дело —-качественные признаки: сочное, румяное, сладкое, зеленое, мелкое, твердое, кислое, червивое. Разница заметна даже по воображаемым вкусовым ощущениям;
избегание отрицательных слов «нет» и «не»;
воздействие звукосочетаниями. Возможность целенаправленно воздействовать на человека, его эмоции с помощью определенных слов и словосочетаний известна с древности. Некоторые из них способны вызвать не только определенные эмоции, но и подсознательно восприниматься как образы;
речевая динамика — одно из сильнейших средств суггестии. Основные приемы речевой динамики, способные повысить суггестию, — мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, высокий темп речи.
В рекламном деле существует много способов введения покупателей в состояние транса, к которым относятся:
показ состояния транса (когда я вижу товар А, я замираю);
возрастная регрессия (поведение школьников и студентов, бабушек и внуков);
использование естественных состояний транса (состояния после пробуждения, перед засыпанием, использование словесных описаний — комфорт, уют, покой, расслабленность и т.п.);
перегрузка сознания (два одновременно говорящих персонажа, быстрое и хаотичное чередование картинок в кадре);
разрыв шаблона (ситуация, когда вас неожиданно хватают за рукав и объясняют преимущества рекламируемого товара);
использование полной неопределенности, непредсказуемости (зритель до последнего момента не догадывается, что именно рекламируется);
применение новых слов;
техника рассеивания (выделение ключевых слов в рекламном обращении);
персевирация (многократные повторения одинаковых сообщений в одном или нескольких СМИ);
обращение к авторитетному лицу.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие внешние и внутренние факторы воздействуют на человека?
2. Какие виды рекламных раздражителей вы знаете?
3. Какие факторы влияют на силу воздействия рекламного сообщения на человека?
4. Что такое произвольное и непроизвольное внимание?
5. Какую роль для производителей играют знания о поведении потребителей?
49
6. Из каких основных действий состоит поведение потребителей?
7. Кто является основным участником процесса принятия решений?
8. Что такое потребительская ценность и каковы основные модели ее восприятия?
9. Какие основные модели восприятия потребителем рекламы вы знаете? Отчего возникают барьеры в восприятии рекламы?
10. Что относится к психоаналитическим и суггестивным подходам в
рекламной деятельности?
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте рекламные кампании известных вам российских и зарубежных компаний, направленные на изменение покупательского поведения. Укажите их преимущества и недостатки.
2. Опишите модели поведения потребителя, приобретающего продукты питания, одежду и бытовую технику. В чем состоят их основные различия?
3. Проанализируйте, как взаимосвязь между имеющимися у покупателя свободным временем и количеством денег может повлиять на маркетинговую стратегию крупного розничного магазина в центре города.
ГЛАВА 3 РЫНОК РЕКЛАМЫ И ЕГО УЧАСТНИКИ
Критика рекламы. Правовой и добровольный контроль рекламной дея тельности. Государственное регулирование рекламной деятельности. Общие вопросы регулирования рекламной деятельности в России. Специфические вопросы регулирования рекламы в России. Закон РФ «О рекламе». Требования к рекламе. Товарные знаки. Основные запреты и огра ничения. Добровольное (негосударственное) регулирование рекламной деятельности. Саморегулирование рекламной отрасли. Рекламные объединения и ассоциации в России. Ответственность участников рекламной деятельности за нарушения законодательства. Международный кодекс рекламной практики. Этические стандарты кодекса. Контрольные вопросы и задания. Задания для самостоятельной работы.
3.1. Регулирование рекламной деятельности 3.1.1. Критика рекламы
Ролики компании «Данон Актимель» (Danone Actimel), в которых дети по очереди облизывали леденец и откусывали от яблока, поднятого с земли, демонстрировались на разных каналах телевидения с сентября 2002 по март 2003 г. 4584 раза. Мальчика, который не мог дотянуться до верхней кнопки лифта, телезрители могли видеть в рекламе «Растишки» 1473 раза. Конфедерация обществ потребителей предъявила претензии компании «Данон Актимель» (далее — «Данон») и потребовала снятия с телеэфира этих роликов, так как они приписывают этим молочным продуктам ряд несуществующих свойств и тем самым вводят потребителей в заблуждение. Интересно, что во Франции компания «Данон» отозвала рекламный ролик, в котором ребенок съедал печенье, оброненное в песок. Представитель компании признал, что содержащиеся в продукции «Данон Актимель» лактобактерии не могут защитить от бактерий, находящихся в песке.
Реклама является наиболее заметным проявлением деловой деятельности. То, чем компания скрыто занималась на протяжении многих лет, становится достоянием общественности с того момента, когда она начинает рекламную кампанию. Приглашая покупателей купить свою продукцию, компании рискуют попасть под огонь критики в том случае, если ее продукция не оправдает рекламных обещаний. Сторонники рекламы утверждают, что из-за этого рекламируемые товары оказываются безопаснее, чем не-рекламируемые, так как изготовители рекламируемой продукции
51
рискуют своими именем и репутацией и заинтересованы в том, чтобы выполнять взятые на себя обещания.
Реклама подвергается критике не только за ту огромную роль, которую она играет в продаже товаров, но и за то, каким образом она оказывает влияние на общество. Некоторые критики утверждают, что реклама в лучшем случае представляет положительную информацию о товаре, а в худшем — необъективна, другие обвиняют рекламу в психологическом манипулировании людьми, а третьи критикуют рекламу за оскорбительный тон, нарушение норм языка, чрезмерную избыточность и т.п.
При критике рекламы следует учитывать ее необходимость. Право искать, получать и распространять информацию относится к основным правам человека. Стало быть, его можно ограничивать только законодательно и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, для обеспечения обороны и безопасности нашего государства.
3.1.2. Правовой и добровольный контроль рекламной деятельности
Правовое регулирование рекламной деятельности осуществляется на основании федерального законодательства. Так, Федеральный закон «О рекламе» в ст. 3 устанавливает, что законодательство РФ о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе» от 14 июня 1995 г. и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, способно создать иными видами законодательства препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным федеральным законом.
Рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме, размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
52
Действия антимонопольных органов по контролю соблюдения законодательства РФ о рекламе носят публично-правовой характер.
Добровольный контроль рекламной деятельности осуществляется органами саморегулирования. В ст. 28 Федерального закона «О рекламе» говорится, что органы саморегулирования — это общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, наделенные широкими возможностями влиять на состояние дел в области рекламы. Они привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе; направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.
Большую роль в негосударственном регулировании рекламы играют разные организации защиты интересов потребителей.
3.1.3. Государственное регулирование рекламной деятельности в России
Федеральный закон «О рекламе» определяет рекламную деятельность как распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения.
Государственное регулирование рекламной деятельности распространяется на следующие области:
53
участников рекламного процесса;
свободу коммерческого слова;
ненадлежащую, недостоверную, неэтичную рекламу;
ограничение рекламы определенных товаров;
ограничение рекламы на определенные аудитории;
ограничение отдельных видов рекламы;
защиту личной жизни.
Государственное регулирование рекламной деятельности осуществляется федеральным антимонопольным органом. На этот орган возложены следующие обязанности:
а) предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы;
б) направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и ре-
кламораспространителям предписания о прекращении наруше
ния законодательства о рекламе, решений о проведении контрре
кламы;
в) направлять материалы о нарушениях законодательства о ре
кламе в органы, выдающие лицензии, для решения вопроса о
приостановлении или о досрочном отзыве лицензии на осуществ
ление соответствующего вида деятельности;
г) направлять в органы прокуратуры и другие правоохрани
тельные органы материалы для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, на частные объявления граждан, если они не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Одной из целей закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков, а другая цель заключается в защите потребителей от ненадлежащей рекламы, под которой понимаются следующие ее разновидности: недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, а также иная реклама, в которой допущены нарушения требований законодательства к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Для определения каждой из этих разновидностей в законе существует соответствующая статья, запрещающая ту или иную из перечисленных разновидностей рекламы.
Недобросовестная реклама, К этой разновидности запрещенной рекламы относятся следующие ее виды:
а) реклама, дискредитирующая тех, кто не пользуется рекла
мируемым товаром;
б) реклама, содержащая некорректные сравнения с товаром
конкурентов;
в) реклама, вводящая покупателей в заблуждение путем ими
тации формы популярной рекламы конкурентов;
г) реклама, скрывающая часть существенной для потребите
лей информации.
Под недобросовестной рекламой понимается также реклама, которая использует или имитирует элементы другого товара. Например, некий рекламодатель в ходе кампании «раскрутил» свой рекламный символ, свой музыкальный мотив, свои образы, а конкурент использует знакомые таким образом покупателю эти элементы.
Недостоверная реклама. Эта разновидность запрещенной рекламы дает покупателю не соответствующие действительности сведения о товаре и рекламодателе, к которым могут быть отнесены сведения об условиях гарантии, бесплатной или платной доставки товара, его обмена, о любых характеристиках товара — химическом составе стирального порошка, числе сигарет в пачке, сроках распродажи, о начале и об окончании работы магазина, о гарантийных обязательствах изготовителя, о дипломах и призах, которые товару были присуждены, о результатах исследований, которых никто не проводил, о положительных рекомендациях известных лиц, которые никто не давал, и т.д.
В марте 2003 г. власти США начали расследование деятельности компании Pfizer, которую заподозрили в незаконной рекламе медицинского препарата Neurontin (рис. 3.1), предназначенного для лечения эпилепсии. Компанию обвинили в попытках рекомендовать препарат также для лечения мигрени и психических расстройств, что являлось серьезным нарушением. По закону следовало провести клинические испытания, прежде чем рекомендовать рецептурный препарат для лечения других заболеваний.
Под недостоверной рекламой понимается также реклама, которая использует слова «самый», «лучший», «только», «абсолютный», «единственный» и некоторые другие, которые можно представить в этом ряду, если их невозможно подтвердить документально.
55
В качестве документов, подтверждающих достоверность сведений в отношении использования терминов в превосходной степени, могут быть использованы официальные статистические данные об объемах продаж или спроса на данный товар (работу, услугу), результаты опросов потребителей, проведенные специализированными организациями с соблюдением научной методологии их проведения, данные маркетинговых служб рекламодателей и т. п.
При рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства комиссия, создаваемая антимонопольным органом, исследует все представленные доказательства, подтверждающие достоверность используемых в рекламе терминов в превосходной степени, а также доказательства, опровергающие их достоверность.
Недостоверной является также реклама, неправомерно использующая для своих целей государственную символику.
Неэтичная реклама. Согласно ст. 8 Закона «О рекламе» к неэтичной рекламе относят следующие ее виды:
а) рекламу, которая содержит текстовую, зрительную, звуко
вую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали;
б) рекламу, которая нарушает нормы морали, оскорбляя лю
дей по признакам расы, национальности, профессии, пола, веры
и т.п.;
в) рекламу, которая порочит культурные ценности и государ
ственные символы либо физическое или юридическое лицо, ка
кой-либо род деятельности человека, его профессию, товар.
Слово «этика» не является термином, который подходит к описанию недопустимой по ст. 8 Закона «О рекламе» неэтичной рекламы, к тому же этот термин крайне редко используется в законодательстве. В этом случае правильнее было бы сказать «аморальная, неприличная реклама».
Заведомо ложная реклама. Данная разновидность запрещенной рекламы умышленно вводит потребителя в заблуждение. Другими словами, заранее зная недостоверность сведений о рекламируемом товаре, рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламорас-пространитель все же эти сведения дают, производят рекламу, распространяют ее.
Закон «О рекламе» запрещает также скрытую рекламу. Однако пока не понятно, что следует под ней понимать. В определении скрытой рекламы говорится об использовании рекламы, оказывающей не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие (ст. 10). Большинство из специалистов считают, что речь идет о скрытых технических эффектах в рекламных сообщениях, например о так называемом 25-м кадре, в то время как на уровне массового сознания под этим понимается реклама иод видом новостей. В пользу более квалифицированного понимания ст. 10 сви-
56
детельствует и то, что из всей продукции СМИ в ней упоминается лишь аудиовизуальная.
Примером скрытой рекламы могут служить репортажи с приемов, если при этом внимание телезрителей концентрируется на этикетках напитков, которые там пьют, на названиях табачных изделий, которые там курят, и т.п.
В официальном комментарии к Закону «О рекламе» отмечено, что понятие скрытой рекламы относится к понятию нераспознаваемой рекламы, т.е. такой, которую в соответствии с п. 1 ст. 5 нельзя распознать без специальных знаний или без применения технических средств в момент ее представления. Следовательно, реклама под видом информационного, редакционного или авторского материала, но с пометкой «на правах рекламы» (или аналогичной ей) не должна считаться нераспознаваемой и не будет скрытой.
Закон «О рекламе» устанавливает, что рекламные сообщения не могут занимать более 25 % объема вещания для радио- и телепрограмм и 40 % печатной площади для газет и журналов, не зарегистрированных в качестве рекламных. Важно отметить, что данное положение не запрещает превышать этот объем, а лишь выводит редакции «специализированных» (по терминологии законодательства о СМИ) рекламных средств массовой информации из круга организаций, получающих экономические льготы от государства. Считается, что такие СМИ носят сугубо коммерческий характер и не могут рассматриваться как институты культуры и развития демократии.
Регулирование рекламы в России имеет свою специфику. Конституция Российской Федерации определяет право граждан на достоверную информацию. Реализация этого права стала возможна после принятия Федерального закона «О рекламе». Закон дал определение понятия «реклама» и обосновал границы его распространения. Он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.
Закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламо-распространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы.
Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы. Он предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.
57
Федеральный закон «О рекламе» устанавливает следующие требования к рекламе:
реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;
реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на национальных языках республик и отдельных языках народов РФ;
не допускается реклама рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует наличия лицензии, но она не получена. Также не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;
реклама товаров, подлежащих сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;
использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, вызывать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью человеку или угрожающим его безопасности;
реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
3.1.4. Основные запреты, ограничения и особенности рекламной деятельности в России
Как и в большинстве стран мира, российское законодательство устанавливает следующие ограничения на рекламу в радио-и телепрограммах:
а) на продолжительность и частоту рекламных блоков;
б) на прерывание рекламой:
религиозных передач, богослужений;
событий общенационального характера, государственных мероприятий, инаугурации президента;
детских передач;
образовательных передач более чем один раз в течение 15 мин на период, не превышающий 45 с;
радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей;
передач, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 мин;
иных передач, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 мин, более чем 2 раза.
Закон не оговаривает правовой статус телеторговых передач, например типа «телемагазин». Учитывая вероятность присоединения России к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, подробно регламентирующей статус таких пере-
58
дач, можно говорить, что нынешняя ситуация долго не сохранится.
Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг. Из всей совокупности товарных групп, реализуемых на потребительском рынке России, Закон «О рекламе» регламентирует рекламу только четырех из них: алкоголя (рис. 3.2), табачных изделий (рис. 3.3), медикаментов и оружия.
Закон запрещает рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября № 171-ФЗ 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота
59
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», принятым Государственной Думой 19 июля 1995 г. и одобренным Советом Федерации 15 ноября 1995 г., «...реклама любой алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции...», т. е. на самих ликероводочных заводах, оптовых складах, в магазинах «Вино-водка», барах и т.п. (позднее эту норму изменили: она перестала действовать в отношении напитков крепостью менее 15 %).
19 августа 1996 г. Правительство РФ приняло Постановление № 987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией», сузившее перечень мест и определившее, что рекламу алкогольной продукции теперь могут вести только «...организации, осуществляющие продажу этой продукции».
Федеральный закон от 24 июля 1998
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!