Возражения, взятые из Деяний Апостолов и из учения ап. Павла — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Возражения, взятые из Деяний Апостолов и из учения ап. Павла

2021-10-05 33
Возражения, взятые из Деяний Апостолов и из учения ап. Павла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Говорится ли в отрывках из Деян. 1:2; Рим. 11:13, 12:4 и из Тим. 3:1, 10, 13 о служителях как о церковных должностных лицах? [2] В тексте греческого оригинала эти отрывки не содержат указания на какую-либо должность или особое место человека, там речь идёт о миссионерском служении. Фактически во всём греческом оригинале Нового Завета мы нигде не найдём эквивалента понятия, обозначающего какое-то особое служение, господствующую функцию или лидерство в церкви. Греческое слово, которое можно перевести как «официальное лицо» или «служащий» (т.е. некто поставленный над другими людьми), относится только лишь к Господу Иисусу Христу, Который поставлен, чтобы вершить своё служение Первосвященника (Евр. 5:6-7) или исполнять левитское служение (как в Лк. 1:8).

Следовательно, отрывок из Послания к Римлянам 11:13 лучше понимать так, как он представлен в Синодальном переводе: «…я прославляю служение (diakonia) моё», а не воспринимать его как «… я прославляю должность мою». Точно так же в Рим. 12:4 — «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело (praxis)». Здесь речь идёт о процессе, о функционировании, а совсем не о положении или должности. И, наконец, в 1 Послании к Тимофею 3:1 говорится: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает». Здесь речь идёт о человеке, который наблюдает.[3]

Повторю, что Новый Завет, говоря о служении и лидерстве, делает упор на работе, а не на положении или должности. Таким образом, трактовка этих понятий как «должность» или «положение» является следствием неправильного перевода, на что повлияло предвзятое светское понимание, свойственное человеческой культуре. Такая предвзятость затуманила истинный смысл библейского языка и преобразовала эти простые слова в тяжеловесные церковные титулы, что не имеет под собой никакого истинно Божественного основания. Таким образом, обновлённое прочтение Нового Завета в соответствии с языком его оригинала совершенно необходимо для правильного понимания вышеприведённых текстов. Такое прочтение укрепляет истинно библейское значение термина «лидерство» в противовес тому, из которого оно было выхолощено расхожими предубеждениями и небрежными трактовками.

Например, взгляд на греческий оригинал даёт следующие здравые истолкования: епископы (episkopoi) — это просто защитники, а не высшие церковные иерархи; пасторы — это те, кто проявляет заботу (poimen), а не профессиональные ораторы за кафедрой; служители (diakonos) — это что-то вроде официантов и уборщиков, а вовсе не священники; старейшины — это мудрые, опытные люди (presbuteros), а не церковные чиновники. К счастью, всё возрастающее число исследователей Нового Завета приходят к пониманию того, что терминология лидерства Священного Писания довольно наглядно показывает отсутствие указаний на какие-либо особые функции или формальные должности в сообществе верующих.

2. Упоминает ли ап. Павел о каких-либо качествах в 1Тим. 3:1-7 и Тит. 1:7-9, которые бы говорили, что старейшины — это официальные служители? Послания Павла Тимофею и Титу, обычно воспринимаемые как «пасторские», написаны им для своих апостольских соратников и помощников. Другими словами, Тимофей и Тит входили в апостольские круги Павла. Они были разъездными тружениками, а не постоянными пасторами (Рим. 16:21; 1 Кор. 16:10; 2 Кор. 8:23; 1 Фес. 1:1; 2:6; 3:2; 2 Тим. 2:5; 4:10). Следовательно, всё написанное здесь должно пониматься с этой точки зрения. Это определённо объясняет некоторые различия между Посланиями и остальными сочинениями Павла (в его учении о пасторстве метафора Тела полностью отсутствует, «братство» упоминается не часто и небольшой акцент делается на взаимном служении). К тому же, мы не найдём ничего похожего на католическое учение о пасторах. Здесь упоминается Божий Дух, равно как и Его дары, и лидеры должны добиться признания тем, что подают пример, а не тем, что занимают какое-либо положение.

То, что мы видим в упомянутых текстах, — это главные качества истинного наблюдателя, а не квалификационный список, который легко написать на бумаге. Сумма всех этих качеств отражает духовный характер и полноту веры, честность и добродетель, благочестие и постоянство. Этот перечень Павла, таким образом, меньше всего служит Тимофею и Титу в качестве руководства для подтверждения их пригодности на роль наблюдателей в поместных собраниях (1 Тим. 5:22; Тит. 1:5).

Далее, суть этих текстов в греческом оригинале состоит в том, что речь идёт о деятельности, а не об официальном положении. Да и сам Павел не называет епископа исполнителем должностных обязанностей, для него епископство является «добрым делом» (1 Тим. 5:17). Более того, в 1 Тим. 5:17 Павел велит уважать тех старейшин (пресвитеров), кто хорошо трудится в учении.

Таким образом, из этих текстов ясно, что причислять епископов к церковным чиновникам неуместно. Подобное является прямым следствием современных тенденций — стремлением привнести некие организационные правила и традиции в Новый Завет и читать его с позиций этих правил. Это говорит лишь об усвоенных культурных рамках, которые мы тащим в текст Писания, и ничего больше. Иначе говоря, слова действия преобладают над названиями должностей и доминируют в учении о пасторах. Это видно также и в других посланиях Павла.

3. Описывает ли 1 Кор. 12:28 иерархию власти среди церковных служителей? Этот вопрос показывает нашу склонность читать Писание через «иерархические очки». Такова наша специфическая американская слабость — зацикливаться на том, кто выше и кто ниже в нашей иерархической системе. Следовательно, кого бы мы ни увидели в перечнях Нового Завета, как, например, в 1 Кор. 12:28, не можем удержаться от причисления его к какому-либо уровню иерархии.

Мы, западные люди 20-го столетия, любим мыслить понятиями организационных схем, но в Библии такого нет. А раз так, то неверно считать, что любой список, который предлагается в Писаниях, является неким видом завуалированной руководящей иерархии. Следовательно, видеть иерархию в перечне даров, приведённом Павлом в 1 Послании к Коринфянам 12:28, равносильно предубеждённой трактовке того, что в действительности написал Павел. На самом же деле вопрос о властных структурах нигде не поднимается в этих текстах. Таким образом, мы не выводим иерархию из них; напротив, мы выводим понятие иерархии за пределы этих текстов. Более естественное прочтение этого отрывка, которое лучше нацелено на реальный контекст, имеющийся в нём (1 Кор. 12-14), показывает, что логически обоснованный приоритет выше иерархического. А именно: это отражает большую степень одарённости и уважения к церковному устройству (сравните с 1 Кор. 12:7, 31; 14:4, 12, 26). Итак, мы видим, что в рамках церковного устройства апостольское служение самое базисное. Это потому что апостолы рождают церковь и поддерживают её в первоначальном развитии. Они вспахивают землю и сеют семя экклесии. И с момента закладки основания церкви апостолы могут стать первыми (хронологически) в работе над церковным устройством (Рим. 15:19-20; 1 Кор. 3:10; Еф. 2:20). (Примечательно, что когда апостолов ставят на первое место в церковной структуре, они делаются последними в глазах окружающего мира — Мф. 20:16; 1 Кор. 4:9).

Пророки стоят вторыми в перечне Павла, показывая этим, что они идут сразу за апостолами по их ценности для церковного устройства. Пророки обеспечивают церковь видением, духовной поддержкой и раскрытием тайны Божьего предназначения для настоящего и будущего (Деян. 15:32; Еф. 3:4-5). Пророки, как это было, выявляют плевелы, чтобы церковь могла возрастать без помех. Тем самым пророки помогают апостолам закладывать основание церкви (Еф. 2:20).

Учителя упоминаются третьими, что указывает на степень ценности этого дара для церковного устройства. Учитель ставит церковь на прочное доктринальное основание и обеспечивает её руководством относительно Божьих путей. Образно говоря, учитель поливает семя и удобряет почву, чтобы церковь могла цвести и разрастаться. И если мы рассмотрим роль учителя с точки зрения хронологии, он строит здание церкви после того как апостолы и пророки заложили фундамент.

Такое истолкование 1 Коринфянам 12:28 находится в русле всего послания Павла в большей степени, чем идея о некоем виде командно-иерархической структуры, где апостолы возвышаются над пророками, а пророки, в свою очередь, возвышаются над учителями. Эта трактовка выдвигает на первый план важный духовный принцип: отсутствие иерархической власти не означает уравниловки в дарах. Новый Завет, утверждая, что все обеспечены дарами и все имеют служение, тем самым показывает, что Бог разделяет дары по-разному (1 Кор. 12:4-6). В то время как любой дар ценен в Теле Христовом, некоторые дары значат больше других каждый в своей сфере (Мф. 25:14-15; 1Кор. 12:22-24,31; 14:5).

Конечно же, это не означает, что обладающие большими дарами имеют поэтому и большую власть (или изначальную ценность) с точки зрения формальной должности. Несмотря на то, что Бог призвал некоторых потрудиться над насаждением и формированием церкви, всем нам дана благодать и власть действовать в пределах своих особенных даров (Рим. 12:6; Еф. 4:7). И в пределах своих даров каждый член церкви неотделим от общего строения её — даже те члены, дары которых не являются внешне привлекательными (1Кор. 12:22-25). Любой христианин в Божьем доме, таким образом, ответственен за использование и развитие даров, и его предостерегают против сокрытия их под покровом страха (Мф. 25:25).

Короче говоря, представлению о том, что 1 Коринфянам 12:28 являет собой некую разновидность церковной иерархии, не хватает убедительности. Этот отрывок подразумевает, что одни дары больше других только лишь в хорологическом порядке их использовании во время построения церкви, а вовсе не в смысле положения в церковной иерархии или властной лестницы, по которой христианам надлежит взбираться.

(4) Говорят ли отрывки из Деян. 20:28; 1Тим. 5:17; Фес. 5:12 и Евр. 13:7, 17, 24 о том, что старейшины управляют церковью? Мало того, что слово «управляют» не имеет ничего общего с остальными текстами Нового Завета, в греческом оригинальном тексте тоже нет никаких аналогий с этим значением. Однако в некоторых переводах используется религиозная терминология, которая запутывает современных читателей.

Слово «управлять»[4] в Евр. 13:7, 17, 24 является переводом греческого слова hegeomai, которое обозначает «вести за собой», «давать направление» или «идти вереди». В своём переводе Нового Завета учёный Ф.Ф. Брюс переводит hegeomai как «направлять» (The Epistleto the Hebrews, NICNT, Eerdmans). Точно так же в 1 Фес. 5:12 греческое слово proisemi имеет значение «стоять вереди», «наблюдать», «быть ответственным», «вести», «проявлять заботу». Исследователи Нового Завета Ф.Ф. Брюс и Роберт Бэнкс разъясняют, что это слово не имеет значения физической силы или официального положения и используется, скорее, как деепричастие, нежели как существительное, и стоит вторым в ряду других деепричастий, имеющих отношения к должности или положению (1 & 2 Thessalonians, WBC, Word; Paul ’ s idea of Community, Hendrickson).

Брюс переводит 1 Фес 5:12-13 так: «Сейчас мы просим вас, братья, признать тех, кто тяжко трудился, находясь среди вас, ходатайствовал за вас перед Господом и наставлял вас, и почитать их за их труд». То же самое слово (proistemi) появляется в 1 Тим. 5:17 и оно неверно переведено как «управлять» в KJV и в NASB. В добавление к этому следует сказать, что в Деян. 20:28, где говорится об апостолах, греческий оригинал содержит слово «en» (среди). Они находятся среди стада, а никак не над ним (в отличие от KJV). И когда Павел пишет про епископов (наблюдателей), что они должны «управлять (proistemi) своим домом хорошо» в 1 Тим. 3:4-5, он точно так же не имеет в виду умение применять власть. Здесь идёт речь скорее о способности нести ответственность за наблюдение, водительство и обеспечение пищей. Так как в своём доме характер человека испытывается наиболее жёстко, Павел упоминает об этом в своей характеристике епископа.

Во всех этих отрывках главной мыслью является следующее: значение «наблюдение» превалирует над значением «управление», «контролирование» преобладает над «доминированием», а «содействие» — над «диктатом». Картина, которую рисует греческий оригинал Нового Завета, изображает человека, который находится среди стада, направляя его и заботясь о нём (как и следует поступать ведущему стадо слуге). Это и напоминает нам о пастыре, который заботится об овцах и наблюдает за ними, а не о том, кто подгоняет их сзади и управляет ими с высшей позиции. Опять же, эти отрывки из апостольского учения ясно показывают, что Божье понимание церковного лидерства чуждо тому традиционному пониманию роли лидеров, которые жёстко управляют сверху.

(5) Учит ли отрывок из Рим. 12:8 тому, что Павел наделяет даром некоторых верующих править в церкви, так как он говорит: «…начальник ли, [начальствуй] с усердием [5] …»? Хотя в версии короля Иакова употреблено слово «ruleth», в греческой версии стоит уже знакомое нам слово proistemi. Повторим, что оно обозначает того, кто всего лишь наблюдает и помогает другим, а не правит или контролирует их. Поэтому текст следовало бы перевести так: «тот, кто защищает и заботится, должен делать это с усердием». Павел ясно подразумевает здесь ревностное наблюдение, а вовсе не диктаторское правление.

(6) Учат ли отрывки из Деян. 14:23 и Тит. 1:5 тому, что старейшины являются ординированными лицами, имеющими духовный сан, предполагающий официальное назначение на должность? Значение апостольского признания (предназначения) как минимум ближе к функциональности, чем к занимаемому положению. Во-первых, слово «ординировать» в греческом языке эквивалентно словам kathistemi (1 Тим. 1:5) «усаживать» (в значении «располагать») и kirotoneo (Деян. 1:5) — «протягивать руки вперёд». Оба слова обозначают людей, которых остальные одобрили. Именно в таком смысле эти слова употреблялись в языковой практике и литературе первого столетия.

Во-вторых, в тексте Нового Завета ничто не подкрепляет мысль о том, что библейское признание дарует или жалует власть. Павел никогда никого не наделял какой-либо властью через головы остальных членов общины. Наблюдателей ставит Святой Дух (Деян. 20:28), и старейшины существуют в церкви ещё до того, как их признают окружающие. Признание апостолов является лишь внешним проявлением того, что уже совершено Святым Духом. Возложение рук является знамением общности, единения и поддержки, а не знаком особой милости или передачи власти.

Таким образом, чрезвычайным заблуждением является смешивание библейского признания с церковным рукоположением, которое присваивает религиозным специалистам квалификацию, позволяющую совершать обряды, к которым простые смертные не допускаются. Напротив, библейское признание обозначает одобрение всей церковью тех, кто уже снаряжён Святым Духом для особого задания. Это служит видимым свидетельством публичного признания тех, кто уже «имеет то, что нужно».

В современных сообществах, которые стремятся следовать новозаветным принципам в своей общинной жизни, публичное признание зачастую узаконивает нечто напоминающее троянского коня. Обсуждение сложностей, связанных с признанием апостолов в современных условиях, выходит за пределы тематики данной книги, но что касается наблюдателей, то они должны быть признаны церковной конгрегацией. Но такое признание не должно продавливаться силовым способом. Некоторые новозаветные сообщества признают наблюдателей напрямую, тогда как другие делают это как бы исподволь.

Суть дела здесь в том, что когда мы связываем подобное признание с особыми обрядами, лицензиями, семинарским образованием, назначением путём голосования и тому подобным, то совершаем нечто такое, о чём нигде не говорится в Библии, и это неизбежно порождает нежелательные последствия. Мы поступим правильно, если будем придерживаться того, что, хотя в новом Завете признание старейшин и существует, вопрос о выборе способа такого признания остаётся открытым. И при этом всегда чувство признания является скорее процессом, чем назначением на должность.

(7) Использует ли Павел слово «апостол» в качестве официального титула, когда говорит о себе? В противовес существующему мнению большинство писем Павла имеет подтекст, из которого следует, что он не является официальным апостолом. Постоянно сообщая о своей особой функции в приветствиях, с которых начинаются многие послания (типа «Павел, апостол Иисуса Христа»), Павел никогда не называет себя «Апостол Павел».

Под этим многое подразумевается. В первом случае речь идёт об особой функции, основанной на Божественном поручении, во втором — об официальном титуле. В самом деле, где в Новом Завете мы найдём название служения или функции в Теле Христовом, которые бы ставились в качестве титула перед именами слуг Божьих? Христианам, которые увлечены титулами, следует серьёзно об этом поразмышлять.

(8) Имеет ли в виду отрывок из Послания к Ефесянам 4:11 особо одарённых служителей? Вовсе нет. Здесь имеются в виду те служители, которым были даны дары с целью вооружения церкви для многообразия её служений (ст. 12-16). Дары, перечисленные здесь, — это фактически одарённые люди (ст. 8, 11). Это не дары, которые Святой Дух распределяет для каждого индивидуума по Своей воле (1 Кор. 12:11), а люди, которых Господь ставит в церкви для её совместного назидания.  

Другими словами, это не дары, данные мужчинам и женщинам, а одарённые мужчины и женщины, данные церкви. Так что апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя — это люди, которые даны вознёсшимся Господом Его Церкви для её создания, направления и построения. Их главной задачей является воспитание сообщества верующих для выполнения ответственных функций, и их сила коренится в способности усилить и мобилизовать святых для труда в качестве служителей. Таким образом, в отрывке из Послания к Ефесянам, 4-я глава, дары оснащают (по-гречески katartismos — корректировать, подгонять) Тело Христово для того, чтобы его члены были правильно ориентированы. Эти дары не являются ни должностями, ни официальным положением. Не являются они также и титулами, поскольку в греческом оригинале нет ничего, что хоть как-то указывало бы на это. Эти люди — просто братья с особенными, «способствующими» дарами, которые существуют для того, чтобы подготавливать служителей для братского сообщества.

Апостолы начинают церковь, давая ей рождение с нуля и помогая ей идти по своим стопам (мы обсудим более детально функцию апостолов в 5-й главе). Пророки продвигают церковь, сообщая ей сегодняшнее слово от Господа, подкрепляя и усиливая дары каждого её члена и готовя сообщество для будущих испытаний. Евангелисты продвигают церковь, проповедуя Благую весть потерянным людям. Пасторы и учителя продвигают церковь, созидая её духовную жизнь через объяснение Священного Писания. (Некоторые рассматривают пасторов и учителей как представителей различных служений, другие же видят в них разновидности одного и того же служения. Согласно последней точке зрения пасторство является личным аспектом этого служения, а учительство — публичным).

Более того, в отрывке из Послания к Ефесянам 5 служений (часто называемые пятигранным служением) не являются эквивалентами церковных лидеров. Так что апостолы, пророки, евангелисты, пастора и учителя могут быть, а могут и не быть старейшинами. Короче говоря, Еф. 4:11 не рисует нам ни наёмных или профессиональных служителей, ни особую команду священников, ни отдельную разновидность христиан. В перечне даров, сделанном Павлом в 1 Кор. 12:28, имеется в виду скорее особая функция, чем формальное положение в церкви.

(9) Означает ли упоминание слова «управление» в 1 Кор. 12:28, что ранняя церковь имела официальных церковных служителей? Греческое слово, переведённое как «управление» (в Библии короля Иакова «governments»), — это kubernesis. Согласно исследователю Нового Завета Гордону Фи «это слово в качестве существительного» встречается три раза в LXX, где несёт отглагольное значение «давать направление кому-либо». Фи говорит, что это слово правильнее перевести как «осуществляющий водительство», а лучше всего употреблять как «подачу мудрого совета», причём всему сообществу, а не только отдельным личностям (взято из «The First Epistle to Corinthians», NICNT, Eerdmans). Вкладывать в это слово смысл официального управления церковью неуместно и бездоказательно. Единственное «управление», которое знает новозаветная ecclesia, это ни с кем и ни с чем не разделяемое управление Иисусом Христом (и оно покоится исключительно на Его плечах — 9:6 и далее). Осуществляя водительство и наблюдение за конгрегацией, епископы не правили ею. (Как мы уже видели, неоспоримая очевидность этого, идущая из самой сути посланий Павла, указывает именно на такое положение вещей). Понятие «управлять», таким образом, неудачное слово для названия этого дара в церкви.

(10) Говорит ли Библия о том, что Тимофей был первым официальным епископом Эфесской церкви, и о том, что Тит был первым официальным епископом Критской церкви? Некоторые версии Библии короля Иакова содержат упоминания об этом в конце Посланий, но ничего подобного нет в греческом тексте. И это потому, что подобные заметки не были написаны рукой действительного автора Посланий. Напротив, все они были добавлены переводчиками Библии короля Иакова.

Большинство современных библиологов соглашаются, что как Тимофей, так и Тит были не епископами (и даже пасторами), а путешествующими соработниками Павла (Рим. 16:21; 1 Кор. 16:20; 2 Кор. 8:23; 1 Фес. 1:1; 2:6; 3:2; 2 Тим. 2:15; 4:10). Фактически «монархический» епископат развился намного позже, чем закончился первый период новозаветного времени. Историческая достоверность того, что Тимофей и Тит были «первыми епископами» настолько же скудна, как и та, которая утверждает, что Пётр был первым епископом Рима, а Иаков — первым епископом Иерусалима. Все эти предположения противоречат новозаветной истории и не имеют обоснования в тексте Библии.

(11) Говорит ли ссылка на Деяния Апостолов 15:22, где упоминается о «начальствующих между братиями», о том, что в ранней церкви существовала иерархическая власть? В Библии короля Иакова этот отрывок переведён с употреблением словосочетания «chiefmen» (в англ. яз. это словосочетание означает правителей, руководителей, начальников, вождей, директоров, заведующих — прим. переводчика), которое имеет оттенок иерархичности. Однако греческое слово, переведённое как «chiefmen» — hegeomai — обозначает того, кто просто идёт впереди, направляет (можно справиться об этом в NASB и NIV). Этот отрывок подчёркивает тот факт, что Иуда и Сила просто-напросто были в числе лидирующих братьев в Иерусалимском сообществе. Это означает, что они были ответственными людьми, возможно, старейшинами. По этой причине Иерусалимская церковь выбрала их в качестве временных посланцев в Антиохию (ср. с Пр. 10:26; 25:19). Поэтому делать вывод относительно иерархии из этого отрывка бессмысленно.

(12) Демонстрирует ли метафора Павла о Теле Христовом, что власть осуществляется в иерархическом варианте? Так как когда голова посылает сигнал в запястье, она сначала должна послать сигнал всей руке. Поэтому запястье должно подчиняться руке для того, чтобы иметь возможность подчиниться голове. Любой, кто знаком с анатомией, знает, что приведённая выше схема отражает некорректное понимание того, как функционирует физическое тело. Правильное понимание состоит в том, что мозг посылает прямые сигналы в те части тела, которые в данный момент хочет контролировать посредством периферической нервной системы.

Поэтому голова контролирует все части тела одномоментно и напрямую. Она не посылает свои импульсы по схеме, состоящей из цепочки команд для других частей тела. По этой причине правильное истолкование метафоры о Теле Христовом открывает неприкрытую правду о том, что есть только одна власть в Церкви — Иисус Христос, а все члены Церкви находятся под его постоянным и прямым контролем.

В этой связи Библия с абсолютной ясностью говорит в своём учении, что Иисус Христос является единственным Посредником между Богом и человеком (1 Тим. 2:5). Если в старые времена и были человеческие посредники, то Новый Завет ничего подобного не знает. Как участники Нового Завета, мы не нуждаемся ни в каких посредниках, которые скажут, как нам знать Господа, так как всякий, находящийся в этом Завете, может знать Его напрямую, «потому что все, от малого до большого, будут знать Меня» (Евр. 8:6-11). Фактически это взаимное подчинение, а не иерархическое повиновение, что и порождает правильное управление Телом Христовым (этот вопрос будет более полно рассмотрен в другой главе).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.