Использует ли мой психотерапевт или консультант модель болезни? — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Использует ли мой психотерапевт или консультант модель болезни?

2020-12-08 102
Использует ли мой психотерапевт или консультант модель болезни? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инструкция. На свободное место перед каждым высказы­ванием впишите цифру, определяющую степень соответствия этого высказывания вашим истинным позициям.

1 — никогда.

2 — иногда.

3 — часто.

4 — почти всегда.

Ответьте на нижеприведенные вопросы. Допускает ли ваш психотерапевт или консультант что-либо, подобное тому, что перечислено ниже?

__ Говорит на сеансах слишком много?

__ Стремится хорошо выглядеть в ваших глазах и отве­чать всегда правильно?

__ Задает наводящие вопросы, не объясняя вам, зачем?

__ Кажется переутомленным и обессиленным?

__ Сидит в своем «специальном» кресле?

__ Позволяет сеансам длиться сверх оговоренного вре­мени?

__ Ставит себе в заслугу ваш прогресс?

__ Отказывается признавать собственные созависимые или контрзависимые проблемы или работать над ними?

__ Отвечает на звонки во время сеанса с вами?

__ Использует профессиональный жаргон и пытается запугать вас специальными терминами?

__ Настораживается, когда вы задаете вопросы или про­являете негативную реакцию?

__ Предоставляет вам скидки по оплате, чтобы подчер­кнуть особое расположение к вам?

_ Говорит вам, что вы делаете неправильно, вместо того чтобы сказать, как исправить положение?

__ На сеансах ведет себя официально и соблюдает дис­танцию?

__ Носит одежду, которая возвышает его над вами?

__ Для описания вам вашей проблемы использует диа­гностические термины, ориентированные на болезнь?

__ Ведет себя угрожающе, если вы хотите побеседовать с другими профессионалами или узнать мнение другого спе­циалиста?

__ Ставит перед вами цели лечения или консультиро­вания?

__ заключает нечеткие договора на терапевтические ус­луги или консультирование или контракты с открытой датой окончания, в которых длительность и цели терапии остают­ся неопределенными?

__ Очень расстраивается, если вы вынуждены перено­сить запланированный сеанс?

Инструкция. Суммируйте все цифры из получившейся колонки, чтобы узнать общий балл для определения резуль­тата, и запишите это число.

__ — общий результат.

20-40 баллов

Модель болезни влияет слабо или совсем не влияет на ме­тоды психотерапевта или консультанта. Представлены очень незначительные доказательства применения модели болезни.

41-60 баллов

Модель болезни имеет определенное дискредитирующее влияние на методы психотерапевта или консультанта. Психо­терапевт или консультант имеет некоторую склонность счи­тать своих клиентов больными.

61-80 баллов

Модель болезни имеет сильное, в основном дискредити­рующее влияние на методы психотерапевта или консультанта.

Основные выводы

Обнадеживающие подходы к выздоровлению существуют; они ос­нованы на общепризнанных эффективных принципах и практике.

Признание зависимостей болезнями лишает людей надежды и препятствует их выздоровлению.

Взгляд на зависимости, основанный на развитии, определяет эти зависимости как реконструкцию травмирующих воспомина­ний и попытки избежать переживаний, связанных с неизлечен- ной детской травмой.

Тщательно выбирайте себе психотерапевта или консультанта пос­ле пробных бесед с несколькими из них. Задавайте им вопросы, чтобы убедиться в том, что вы получите от них надежную и эф­фективную помощь.


Глава 5

КОНТРЗАВИСИМАЯ
КУЛЬТУРА

Целый ряд признаков говорит о том,
что мы, американцы, находимся на пороге того времени,
когда люди перестанут нуждаться в том,
чтобы скрывать или подавлять свое отчаяние.

Ролло Мэй

Кажется, что каждый новый день приносит все больше известий о деградации американского образа жизни. Мы пе­реживаем экономические спады, военные действия и угрозы терроризма, расовые волнения, повышение уровня загряз­нения окружающей среды, разрушение семейных укладов, утрату конституционных свобод и возврат к ущемлению че­ловеческих прав. Кроме того, мы становимся свидетелями или узнаем, например, из СМИ о новых примерах бесприн­ципности, духовного оскудения, морального разложения, ко - рыстолюбия и взяточничества, увеличения преступности, по­литических скандалов, аварий и стихийных бедствий, роста количества социальных проблем, в том числе проблем без­домных граждан, и экологических, повальной зависимости людей от механизмов сокрытия своих переживаний по раз­личным поводам.

Список проблем велик настолько, что одни лишь мысли о нем ошеломляют и травмируют. Легко ощутить скованность от страха или тревоги и почувствовать себя беспомощной, лишенной надежды жертвой. Создается такое впечатление, будто весь мир находится на краю пропасти. Намного легче найти спасение в самоотречении с помощью зависимостей, чем посмотреть правде в лицо: в мире существует какая-то жуткая несправедливость.

Внешний мир вносит свой вклад в наш внутренний мир и в то же время отражает наше внутреннее состояние хаоса и неразберихи. Уделяя внимание своим душевным ранам и зависимостям, мы тем самым опровергаем тот факт, что наш внутренний хаос может заставить нас действительно жить «одним днем». Иногда наш личный процесс освобождения от контрзависимых привычек может отбросить нас назад, в детскую реальность, сделав менее способными справляться с хаосом во внешнем мире.

Специальная цель этой книги — предоставление надеж­ной основы для направления сил на внутренний и внешний хаос в вашей жизни, основы, способной помочь вам созда­вать функциональные модели отношений и улучшать качес­тво вашей жизни.

Эта задача, однако, имеет и более широкий смысл, играя определенную роль не только в вопросе понимания своих зависимостей, но и в понимании того, как ваши нерешен­ные контрзависимые и созависимые проблемы становятся частью всех общемировых проблем. Именно этому — бо­лее глубокому, более широкому смыслу и посвящена дан­ная глава.

 

ТЕОРИЯ СИСТЕМ РАЗВИТИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ
НАШЕЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ К МИРУ

Мы создали теорию систем развития, чтобы описать эволюцию сознания в человеческих системах. Во время на­шего исследования в течение прошедших двадцати лет мы применили нашу четырехэтапную модель ко всем челове­ческим системам и показали, что все они проходят одни и те же четыре этапа развития, что и люди. В этой главе мы применим нашу теорию к отношениям в супружеских па­рах, к семьям, организациям, обществам, к государству на примере Соединенных Штатов и другим нациям, ко все­му человеческому роду, что поможет вам нагляднее уви­деть свои проблемы в более широком масштабе. Две ниже приведенные таблицы описывают процессы развития, ко - торые мы отражали на каждом из шести этапов человечес­кой системы [1].

Наши длительные консультативные поездки по России и Украине и наши впечатления, полученные за семь месяцев проживания на территории этих государств, исследования и работа, проведенная в Швейцарии, а затем — и в Словакии, помогли нам увидеть более масштабную картину развития. При посещении частных домов в бывших республиках Совет­ского Союза мы глубоко погрузились в культуру, совершенно не похожую на нашу. Полученные там впечатления помогли нам более глубоко взглянуть на нашу модель понимания ин­дивидуального развития. Когда мы это сделали, наша концеп­ция углубилась, расширяя и перемещая наш центр внимания. Мы начали более ясно понимать мир и видеть взаимосвязь между эволюцией сознания человека и эволюцией челове­ческой расы в целом.

 


Этапы и основные процессы развития: микросистемы

Этап развития/ первичный процесс Основные процессы развития отдельного человека Основные процессы развития супружеской пары Основные процессы развития семьи
Созависимость/ Привязанность Мать: • получает хороший меди­цинский уход во время беременности Ребенок'. • переносит процесс ес­тественного рождения (ненасильственные роды) и получает своевременное вмешательство для исце­ления родовых травм; • ощущает постоянную, надежную связь с родите­лями; • ощущает надежную связь с близкими родственни­ками; • создает надежную внут­реннюю рабочую модель себя самого и других; • формирует первичное до­верие при помощи посто­янной, имеющей хороший резонанс связи с родителями; • развивает навыки эмоцио­нального восстановления; •  развивает социальные функции и навыки разум­ного эмоционального об­щения с родителями и другими людьми   Супружеская пара: • создает надежные и стойкие ощущения связи друг с другом; • образует глубокое пер­вичное доверие друг к другу; • развивает способы быс­трого устранения лю­бых разногласий между супругами; • развивает социальные функции и навыки об­щения друг с другом; • создает целостное вос­приятие себя как пары Семья: • создает надежные ощуще­ния связи между родите­лями и детьми; • создает первичное дове­рие между членами семьи; • развивает социальные функции и навыки ра­зумного эмоционального общения между членами семьи; • создает целостное воспри­ятие себя как семьи
Контрзависимость/ Отделение Ребенок: • завершает психологичес­кое отделение от родите­лей; • ощущает связь с дальними родственниками; • решает внутренние конф­ликты между единением и отделением; • развивает разумный нар­циссизм; • учится доверять своим мыслям, чувствам, поступ­кам и управлять ими об­щественно-приемлемыми способами; завершает психологичес­кое рождение, чтобы стать самостоятельной личнос­тью Участники партнерства: • в отношениях стано­вятся функционально независимыми; • определяют и признают индивидуальные разли­чия в мыслях, чувствах и поступках друг друга; • решают внутренние конфликты между собс­твенными потребнос­тями и потребностями другого человека; развивают эффектив­ные способы решения конфликтов при столк­новении желаний, пот­ребностей, ценностей и убеждений по принципу «победитель — победи­тель» Родители и дети: • учатся отстаивать свои личные потребности и получать их поддержку от членов семьи. Семья'. • использует справедливые, беспристрастные (не ус­тыжающие) методы уста­новки ограничений и под­держания дисциплины; эффективно решает конф­ликты между потребнос­тями родителей и детей
Независимость/ Совершенное вла­дение Ребенок или самостоятель­ная личность: · овладевает уходом за собой; · овладевает функциональ­ной независимостью от родителей; · овладевает постоянством объекта; · овладевает эффективными социальными функциями; · развивает внутренние лич­ные ценности и убеждения; · осуществляет связь с ровесниками; · осуществляет связь с природой Участники партнерства: • овладевают самостоя­тельностью в рамках отношений; • развивают автономию в рамках супружеских отношений   Супружеская пара: • развивает внутренние ценности и убеждения как пара; • достигает постоянства объекта как пара; • как пара осуществляет связь с природой Семья: • развивает индивидуаль­ную и супружескую самостоятельность в рамках семьи; • развивает внутренние ценности и убеждения как пара; • достигает постоянства объекта как пара; • как пара осуществляет связь с природой  
Взаимозависимость/ Взаимодействие   Ребенок или самостоятельная личность: • учится взаимодействию с другими; • учится договариваться об удовлетворении потреб­ностей; • учится нести ответствен­ность за свое поведение и восприятие жизни; развивает общественное сознание; осуществляет надежную связь с ровесниками и другими взрослыми; осуществляет надежную связь с собственными детьми; понимает влияние незавершенных процессов развития на жизнь чело- века и знает, как исцелить травмы, связанные с раз- витием; осуществляет надежную связь с обществом Участники партнерства: учатся взаимодействовать друг с другом по удовлетворению в рамках отношений важных потребностей; ощущают глубочайшее человеческое объединение друг с другом; развивают равенство в отношениях; взаимодействуют, чтобы помочь друг другу исцелить травмы, связанные с развитием; взаимодействуют, чтобы развить наиболее полный человеческий потенциал каждого участника Семья: создает согласованность между членами семьи; учится взаимодействовать так, чтобы удовлетворялись все важные потребности; создает традиции, чтобы поддержать духовный аспект семьи; создает распределение обязанностей, основанное на индивидуальных интересах и способностях; взаимодействует, чтобы помочь друг другу исцелить травмы, связанные с развитием; взаимодействует, чтобы развить наиболее полный Человеческий потенциал каждого члена семьи

 

Этапы и основные процессы развития: макросистемы

 

 

Этап развития/ первичный процесс Основные процессы развития организации Основные процессы развития культуры или национального государства Основные процессы развития человеческого рода
Созависимость/ Привязанность • Создает у сотрудников ощущение объединения; • формирует доверие между работодателем и сотрудниками; • создает организационную идентичность; • обеспечивает основные потребности сотрудников и менеджеров; • воспитывает социальные функции и навыки разумного эмоционального общения между сотрудниками и работодателем; • создает коллективный корпоративный дух   • Создает ощущение связи, которое объединяет все субкультуры вокруг общих ценностей и правил; • формирует доверие между лидерами и гражданами; • создает национальную идентичность; • формирует социальные функции и навыки разумного эмоционального общения для всех граждан; • предоставляет возможности всем гражданам для удовлетворения их основных потребностей; • создает национальный дух • Осуществляет надежную связь с природой; • создает связь с Богом; • создает идентичность человеческой расы; • развивает у человека функции правого полушария мозга
Контрзависимость/ Отделение • Поддерживает сотрудников, когда они отстаивают свои потребности; воспринимает их серьезно; • определяет и поощряет уникальный вклад каждого сотрудника в организацию; • применяет к сотрудникам справедливые, беспристрастные и не устыжающие методы установки ограничений; • устанавливает правила и руководящие принципы справедливыми способами; • решает внутренние конфликты между потребностями сотрудников и работодателя; • понимает влияние незавершенных процессов развития на результаты труда и предлагает способы исцеления травм на работе • Поддерживает всех граждан, когда они отстаивают свои потребности; относится к ним серьезно; • гарантирует свободу выражения и защищает национальное меньшинство и культурные права; • определяет и поощряет уникальный вклад каждого гражданина в развитие страны; • создает справедливые, беспристрастные законы и национальные стратегии, исключающие дискриминацию; • использует законность для предоставления всем гражданам справедливого правосудия; • определяет уникальный потенциал различных культур и всей нации; • разрабатывает эффективные способы решения конфликтов между потребностями культурных групп и между нациями; • понимает влияние незавершенных процессов развития на здоровье нации и предоставляет всем гражданам способы исцеления травм, связанных с развитием • Изучает способы стать функционально независимым от природы; • устанавливает расовые различия; • развивает у человека функции левого полушария мозга; • создает независимые национальные государства; • создает религии, основанные на вере в Бога и отделении от природы; • решает межнациональные и межрелигиозные конфликты
Независимость/ Совершенное вла­дение • Создает организационную культуру  с совместно установленными ценностями и убеждениями; • поддерживает индивидуальную самостоятельность внутри организационной структуры; • передает сотрудникам ответственность за эмоциональное саморегулирование и самообслуживание; • воспитывает в сотрудниках истинную гордость за свой труд; • предоставляет каждому сотруднику специализированные тренинги и возможности для развития, чтобы усилить индивидуальный вклад в организацию • Создает национальную культуру, которая чтит и защищает различия всех культур; • создает систему экономической и социальной защиты неимущих слоев населения; • гарантирует всем гражданам право участия в голосовании; • передает гражданам ответственность за эмоциональное саморегулирование и самообслуживание; • воспитывает в гражданах истинную культурную и национальную гордость • Воссоединяется с миром природы в качестве партнера; • развивает мыслительные функции всего мозга и мышление по принципу «как/так и»; • создает индивидуальные культуры; • воспевает культурные различия; • регулирует столкновения потребностей различных культур; • обеспечивает основные потребности всех граждан; • развивает системное мышление
Взаимозависимость/ Взаимодействие   • Создает организации, совместно управляемые сотрудниками и работодателями; • использует методы, формирующие рабочую команду; • поощряет создание взаимодействия между рабочими командами; • создает традиции, устанавливающие и поддерживающие моральный дух сотрудников; • создает рабочие подразделения, основанные на индивидуальных интересах и способностях; • воспитывает взаимодействие у сотрудников, чтобы наиболее полно развить личный потенциал каждого человека • Содействует созданию трех взаимозависимых и сбалансированных подразделений правительства с равными полномочиями; • содействует установлению согласия между культурными группами и нациями; • содействует созданию важных национальных традиций, устанавливающих и поддерживающих моральный дух граждан; • обеспечивает всем гражданам равные возможности для наиболее полного развития их потенциала • Создает всемирную культуру партнерства, основанную на взаимодействии и уважении различий; • развивает всемирный разум; • развивает межсистемное мышление

 

Этапы и основны процессы развития: макросистемы


 

Системное представление о контрзависимости

Понимание отношений между микро- (отдельный чело­век) и макро- (крупные человеческие системы) системами иг­рает важную роль в поиске человеком своего места во Вселен­ной. Если вы заметили, на каждом уровне взаимосвязанных подсистем, принадлежащих более крупной системе, воспро­изводятся универсальные модели поведения. Осознавая это, легче понять и то обстоятельство, что все в мире действует по тем же самым принципам развития — как на уровне от­дельного человека, так и на уровне супружеской пары, семьи или учреждения, а также на уровне нации, государства или страны. Когда ваше личное отношение к развитию станет именно таким, границы вашего мира раздвинутся, и, одновре­менно с этим, он станет для вас менее сложным и более ос­мысленным. Подобный взгляд на общее развитие человечес­кого сознания помогает избавиться от близорукости данного момента и дает вам расширенное восприятие человеческих возможностей. Рассмотрим по этому поводу четырехэтапную модель развития на примере отношений супружеской пары.

Взгляд со стороны отношений

Когда два человека создают близкие отношения, они пе­реживают период взаимовыгодного сосуществования и бли­зости. Во время этого периода, который соответствует созависимому этапу развития человека, первичным развивающим процессом является привязанность.

В зависимости от того, насколько сознательно пара от­носится к возможности заполнить пробелы в личной привя­занности, а также в зависимости от того, насколько партнеры готовы поделиться своими проблемами, связанными с недо­статком привязанности, друг с другом, они способны или не способны исцелить детскую травму, полученную при разви­тии, чтобы удовлетворить свои неудовлетворенные потреб­ности в привязанности. В какой-то момент отношений один или оба участника начинают уходить от близости. Один из них может решить познакомиться с миром за рамками отно­шений, участвуя в новых видах деятельности или вступая во временные связи. Другой может испугаться или начать зады­хаться от близости и захочет убежать от нее, создавая некое физическое и психологическое пространство.

Такие противоречия между сближением и отделением возникают почти ежедневно в большинстве отношений, осо­бенно у людей, которым не хватает осведомленности или не­обходимых навыков для решения подобных противоречий. Не понимая того, что желание быть индивидуальностью — обычный развивающий процесс, люди, состоящие в близких отношениях, могут попытаться выделиться посредством ис­пользования разрушительных методов — заводя любовные романы, изображая жертву, жалуясь окружающим на недо­статки своего партнера, замыкаясь в себе и своих зависимос­тях, отдаляясь эмоционально или даже порывая отношения. Желая создать стабильные отношения, пары должны обратить внимание на незавершенный развивающий процесс индиви­дуализации, который обычно проходит во время контрзави­симого этапа развития.

Если обе стороны отношений знают о чувствах страха или тревоги, которые сопровождают нормальную потребность в индивидуализации, и считают своим долгом уделять им внима­ние, то процесс этот становится благоприятной возможностью для взаимного роста, укрепляющего отношения. Для этого обе стороны должны разобраться в этапах развития и создать еди­ное, совместное представление о том, что переход к этапам не­зависимости и взаимозависимости возможен только при усло­вии, что они справятся со всеми нерешенными проблемами, имеющими отношение к индивидуализации. Добиться этого почти невозможно, пока партнеры или супруги не поймут, что причины этих проблем связаны с развитием, и не овладеют эф­фективными навыками разрешения конфликтов (обсуждение навыков разрешения конфликтов см. в одиннадцатой главе).

Взгляд с позиции семьи

Семьи проходят те же самые этапы развития. Семейная привязанность начинается с момента появления детей. Семьи развивают тесную взаимосвязь по аналогии с созависимым этапом индивидуального развития. Школьные годы, когда дети постепенно отделяются от родителей, можно сравнить с контр­зависимым этапом индивидуального развития. Годы учебы в колледже, когда дети живут самостоятельно, но по-прежнему получают некоторую финансовую помощь, соответствуют не­зависимому этапу индивидуального развития. Период, когда родительское гнездо пустеет, а дети и родители могут дого­вариваться о различных степенях близости и разобщенности, похож на взаимозависимый этап индивидуального развития.

Когда люди не понимают, что семьи проходят через эти процессы развития, они зачастую останавливаются на контр­зависимой стадии. При этом члены семьи могут использовать малоэффективные способы решения проблем, связанных с отделением. Они могут образовывать драматические треу­гольники, погружаться в сознание жертвы и ожидать спасе­ния от другого члена семьи или от кого-то извне. Родители стремятся слишком долго удерживать своих детей возле себя, вынуждая их проявлять непокорность с целью получения не­зависимости.

Взгляд с позиции религии

История основания Соединенных Штатов раскрывает причину того, почему в этой стране настолько распростране­но контрзависимое поведение. Мы обнаружили корни этого явления в религиозной истории Европы. Большинство евро­пейцев, прибывших Америку в самом начале ее истории, сде­лали это, желая отделиться от основных (исходных) религий, и преследовались как религиозные раскольники.

Организованное христианство, начавшееся с Римской Цер­кви, объединило христиан под сводом Римско-католической церкви. Это объединение, соответствующее созависимому периоду индивидуального развития, длилось до Протестант­ской реформации, когда многочисленные религиозные рас­кольнические группы создали Лютеранскую, Англиканскую, Греческую Православную и Русскую Православную церкви.

Процесс распада религии превратился в распространенное явление; Лютеранская церковь преобразовалась в протестан­тизм. Затем, когда Протестантская реформация получила даль­нейшее распространение, сформировались другие подгруппы, такие как методисты, пресвитериане и баптисты. Этот процесс раскола в религии, являющийся по сути процессом дифферен­циации и отделения, соответствует контрзависимому этапу индивидуального развития. Многие европейцы ощущали себя жертвами преследований за участие в религиозном расколе и потому решили отказаться от господствующих религиозных догм. Их последующее решение покинуть свои страны и мас­сово эмигрировать, превратившись в квакеров, пилигримов, пуритан и меннонитов, продолжило процесс отделения.

При ближайшем рассмотрении этих исторических фактов становится очевидным: европейские эмигранты использовали распространенные и неэффективные способы отделения от своих родных стран, что вело к застою их личного развития. Большинство религиозных эмигрантов отделились от своих религиозных учений и религиозных лидеров, считая их по­рочными. Признание человека (или группы людей) порочным для того, чтобы отделиться от него (от них), никогда не дает положительного результата. Поскольку эти эмигранты не ос­тавили свои прежние религиозные убеждения и свою родину с мыслями «Я в порядке, желая отделиться, а вы в порядке, оставаясь на месте», они привезли в эту страну свое созна­ние жертвы. Именно оно периодически здесь и проявляется.

Например, пуритане также стали преследовать своих противников, желавших изменить их религиозные убежде­ния, подобно тому, как они сами или их предки преследова­лись в Европе. Это религиозное преследование заставляло некоторых людей эмигрировать в другие места, точно так же, как когда-то их предки были вынуждены покинуть Ев­ропу по аналогичному поводу. Не секрет, что увеличение территории Соединенных Штатов на американском конти­ненте происходило благодаря тому, что люди стремились отделиться от того, что они считали «порочным». Боль­шинство войн на земле возникало по причине разногласий между различными религиозными течениями, отражавшими сознание жертвы в нерешенных контрзависимых проблемах, возникающих между различными религиозными объедине­ниями по всему миру.

Взгляд с точки зрения политики

Европейские политические раскольники привезли в Аме­рику свои политические идеалы о мире, свободе и справедли­вости — для всех. Их потребность отделиться и освободить­ся от ограничивающих религиозных и политических правил была настолько сильной, что они оставили свои дома, отка­зались от своих дел, корней и взамен всему этому выбрали первобытную, полную лишений жизнь на неизвестном кон - тиненте, удаленном на тысячи миль. Постепенно они создали систему правления, которая разделяла политику и религию, чтобы предотвратить преследование отдельных людей за их религиозные убеждения. Эмигранты из Европы первоначаль­но заселили побережье к востоку от Аппалачей и проживали в то время в отдельных колониях.

К тому времени, когда эта территория стала насчитывать тринадцать колоний, многие постоянные жители уже начали возмущаться ограничивающими законами и отправились на запад. Некоторых из тех, кто уехал, привлекла перспектива найти там свободные плодородные земли или богатые мес­торождения золота и серебра. Другим просто не нравились ограничения, возникшие из-за тесного контакта с соседями, и им хотелось получить больше простора и свободы или найти приключения. Человек стремится к богатству, свободе, про­стору и приключениям, которыми изобиловал путь на запад, к Соединенным Штатам. Это и гнало людей вперед, к Атлан­тическому побережью. Когда на западе уже не осталось не­заселенных территорий, люди двинулись в область Аляски. После того как американцы заселили Аляску, они построили космические корабли и отправились покорять окололунное и межпланетное пространство.

Таким образом, мы видим, насколько сильным было стремление к свободе и независимости у переселенцев. Все войны, разгоравшиеся в нашей стране, велись за свободу и независимость. Центральной проблемой войны за незави­симость было желание колонистов отделиться от Британ­ской Империи, тогда как гражданская война велась отчасти за право афро-американского населения быть свободным от рабства.

В других местах американцы также воюют за свободу и независимость и за право на саморегулирование. Соединен­ные Штаты принимали участие в первой и второй мировых войнах, чтобы остановить агрессию германских и японских правителей и предотвратить угрозу оккупации территорий других стран. Однако Соединенные Штаты не вступали во вторую мировую войну, пока бомбардировка Перл Харбора не доказала, что потеря свободы может стать для них личной и неминуемой угрозой.

Потребность быть независимыми все еще довольно силь­на в Аппалачах и в Скалистых горах, где до сих пор живы и пользуются успехом прообразы горца или «ковбоя Мальбо­ро». В этих горах люди ищут удаленные участки для построй­ки дома, где не действуют ограничения находящихся слишком близко соседей или ограничивающие правила зонирования. В Калифорнии контрзависимость представлена традицией «один человек — одна машина». В действительности, мно­гие американцы считают совместные поездки и поездки на общественном транспорте ограничением их личной свободы. Они высоко ценят свою способность приезжать и уезжать, как и когда им заблагорассудится. Они рассматривают координи­рование планов с другими людьми и ожидание автобуса или поезда как ущемление их личных прав и свобод.

Взгляд с международной позиции

Развал СССР и образование на его месте пятнадцати рес­публик — отличный пример индивидуализации, произошед­шей на международном уровне как выражение этими респуб­ликами желания суверенитета: свои границы, свое правитель­ство, своя система обороны, своя экономика, своя культура и свой язык. Их переход к отделению и автономии завершил длительный период национального единства, в течение кото­рого на руководящем посту находилось тоталитарное прави­тельство, управлявшее коренным населением республик по принципу созависимости.

В середине 1980-х годов Михаил Горбачев учредил принци­пы гласности (открытости) и перестройки (реструктуризации), поддерживающей внутреннее желание людей и эволюцион­ное стремление к разграничению, свободе, индивидуализа­ции и самостоятельности. В своем стремлении стать ближе к Западу бывшие союзные республики перенимали больше контрзависимых моделей поведения и сводили на нет неко­торые свои высокоэффективные социалистические принци­пы, такие, например, как семейный отдых и всеобщее меди­цинское обслуживание.

В большинстве развивающихся стран существуют эконо­мические, социальные и политические системы, поощряющие созависимые стили поведения своих граждан, а большинство развитых стран по-прежнему опирается на системы, способ­ствующие контрзависимым привычкам. Сегодня в мире су­ществует множество экономических, социальных и полити­ческих проблем, решение которых требует независимого и вза­имозависимого подхода. Как только мы научимся правильно воспринимать и принимать независимые и взаимозависимые решения на персональном уровне, мы станем находить и более оптимальные решения подобного рода на государс­твенном и международном уровнях. Создание Европейско­го союза — один из примеров взаимозависимого решения.

Взгляд с позиции эволюции

Взгляд на развитие человека с эволюционной точки зре­ния помогает определить повторяющиеся модели поведения. Антрополог Грегори Бейтсон описывает этот феномен как «модель, которая объединяет» [2]. В учебнике по биологии про феномен повторяющихся моделей когда-то было написа­но: «Онтогенез повторяет филогенез». Эта идея впервые была сформулирована немецким зоологом Эрнстом Хэккелем во второй половине XIX века. Согласно этой концепции, разви­тие человеческого зародыша повторяет биологическую исто­рию всего человеческого рода в том виде, как она начинается с одной-единственной клетки и проходит через все стадии раз­вития в эволюции животных (земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее). Биолог-«клеточник» Брюс Липтон говорит, что мы переходим от стадий развития и сознания пресмыкаю­щихся на стадии млекопитающих, где забота, партнерские от­ношения и взаимодействие становятся более очевидными [3].

Райан Эйслер в своей книге «Чаша и клинок» описывает доисторическую культуру, которую она называет «обществом партнеров» [4]. Основные характеристики этого общества мож­но сопоставить с созависимым этапом человеческого развития: сильная связь с (матерью) землей, зависимость от (матери) земли и неспособность видеть себя отделенным от (матери) земли. Первые люди этого периода изначально были охотни­ками и собирателями, кочевавшими с одного места на другое в поисках пищи. Около трех с половиной тысяч лет до новой эры охотники и собиратели начали объединяться в поселения, в которых одомашнивали животных и учились выращивать сельскохозяйственные культуры. Многие историки связыва­ют с началом конца этой эры созависимости тот момент, когда люди впервые воткнули в землю соху. Вместо того чтобы почувствовать себя жертвами, они захотели господствовать.

Образование поселений и национальных государств со­ответствует стремлению людей отделиться друг от друга и от земли. В основе этих действий находится желание владеть землей и сделать ее пригодной для выращивания продуктов питания. Такое развитие действий включает в себя посте­пенное стремление к установлению власти над женщинами, соседними поселениями, национальными государствами и стратегическими объектами, угрожающими выживанию пра­вящей группы или системы. В современном обществе люди используют различные технологии, ведут войны и проявляют жестокость, чтобы сохранить собственное отделение друг от друга и от матери-земли. Эйслер описывает это общество как общество правителей. Современная позиция по отношению к (матери) земле «Я докажу, что ты мне не нужна» и проти­водействующие, бунтарские модели поведения, которые под­вергают опасности само существование человеческого рода, соответствуют позиции и поведению двухлетних детей, стра­дающих от противоборств контрзависимого этапа.

Основные характеристики развивающегося общества партнеров, которые описывает Эйслер, совпадают с основ­ными характеристиками независимого и взаимозависимого этапов развития человека. Для такого общества партнеров, а также для независимого и взаимозависимого этапов развития характерны взаимодействие, равноправные близкие отно­шения, взаимосвязь, сплоченность и совместное созидание. Приведенная ниже таблица рассматривает процесс эволюции раннего общества партнеров, общества правителей и развива­ющегося общества партнеров и показывает, каким образом они соответствуют этапам индивидуального развития у человека.

Способность признать и осознать наличие в мире действу­ющей эволюционной или развивающей силы частично устра­няет беспомощность, бессилие и жертвенность, которые мы можем испытывать, глядя на мир сквозь призму контрзависи­мости. Этот более широкий взгляд направляет наше внимание на нас самих. Для того чтобы изменить культуру, нацию или мир, мы должны измениться сами. Это означает противодейс­твие и освобождение от сознания жертвы, которое удерживает нас в контрзависимости. Когда достаточное количество людей усп


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.