Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-12-08 | 92 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одним из важных факторов в драматическом треугольнике является разница в силах между жертвой и преследователем и жертвой и спасателем. Подавленные люди или группы людей обычно исполняют роли жертв, а те, которые подавляют, становятся преследователями. Драматические треугольники имеют следующие характерные черты:
· доминирование сильных над более слабыми;
· неравные права;
· отсутствие четких границ;
· вера в наличие недостатка;
· отсутствие прямого общения;
· тайны;
· решение конфликтов по принципу «победитель — проигравший»;
· подавление чувств.
Развитие драматического треугольника подкрепляется силовым давлением, предназначенным для того, чтобы запугать тех, кого воспринимают как слабых. Вот некоторые приемы силового давления:
· стремление пристыдить других;
· обострение («буйное» поведение);
· наваливание (перетаскивание в старые проблемы);
· употребление вопроса «почему?» вместо «как?»;
· обвинение других;
· использование служебного или социального положения, чтобы добиться своего;
· навешивание ярлыков и применение ругательств;
· уход в разгар конфликта;
· избегание ответственности за конфликт;
· изображение страдальца или мученика;
· использование денег или секса в качестве рычага контроля над другими.
Изменение баланса сил в драматическом треугольнике может оказаться очень трудным делом, поскольку преимущественная часть индустриального мира действует по принципу правитель/подчиненный. Люди, считающие своим долгом изменить существующую общественную систему, рискуют прослыть странными или непонятными. Прежде чем они станут инициаторами перемен в крупных системах, таких как нации, они должны избавиться от собственных стереотипов, связанных с доминированием и нахождением в подчинении. Для того чтобы преобразовать системы в партнерские модели отношений, участники должны иметь или проявлять следующие черты:
|
· установка на богатство и изобилие;
· узаконенные равные права;
· социальные системы, основанные на разделении власти;
· навыки ведения переговоров;
· возможность прямого общения;
· открытое выражение чувств;
· совместный подход к решению конфликтов по принципу «победитель — победитель»;
· готовность говорить правду и стремление к близости; в уважение границ других людей.
Если у вас есть желание следовать данным здесь рекомендациям, вы можете успешно избавиться от сознания жертвы и завершить процесс отделения на контрзависимой стадии развития. Как только вы уясните движущие силы этой игры и ее цели, вы обнаружите, что она ведется везде, где вы оказываетесь. Это оптимальный вариант для большинства семейных, общественных и рабочих отношений.
ПРАВИЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Драматический треугольник в том виде, в каком он разыгрывается в семьях, создает неправильно функционирующий семейный треугольник. Альтернативой ему является создание правильного семейного треугольника. Когда оба родителя пришли к соглашению не разыгрывать друг с другом отношений, характерных для драматического треугольника, они могут совместно работать над эффективным воспитанием своего ребенка. Получая такого рода поддержку, ребенок постепенно понимает, что его или ее потребности могут быть удовлетворены без помощи драматического треугольника. Это также может помочь ребенку избавиться от внутреннего разделения на хорошее и плохое и, в результате, создать цельный образ самого себя и своих родителей по принципу «я в порядке и вы в порядке». Это существенный признак завершения процесса индивидуализации, называемого также психологическим рождением.
|
Когда этот процесс развития завершен, ребенок переходит на внутреннюю энергию. Это позволяет ребенку использовать чувства и надежные внутренние резервы для того, чтобы управлять своей жизнью и получать удовлетворение своих важных потребностей. Получая поддержку правильного семейного треугольника, ребенок способен эффективно контролировать свои эмоции и перейти к независимости, следующему этапу развития, без необходимости тащить с собой незавершенные развивающие процессы с предыдущего этапа. Ниже приводятся примерные коммуникативные рекомендации, которые родители могут использовать, чтобы помочь своему ребенку завершить процесс индивидуализации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ
ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Во второй главе мы говорили о том, что психологическое рождение и процесс индивидуализации нуждаются в поддержке двух воспитателей, к которым ребенок испытывает привязанность, для того чтобы он мог обрести психологическую независимость. Нижеприведенные рекомендации помогут вам не только справиться с завершением своего процесса индивидуализации, но и помочь в этом вашим детям.
1. Когда один из родителей недоступен ребенку для удовлетворения его потребностей, и ребенок по этому поводу жалуется другому родителю или расстраивается, этот — другой — присутствующий рядом с ребенком родитель должен поступать следующим образом.
· Поддержать ребенка. (Например, так: «Я понимаю, что тебя расстроил уход папы».)
· Отказаться от участия в осуждении ребенком «плохого поведения» отсутствующего родителя, но в то же время непременно утешить ребенка. (Например, так: «Конечно, трудно не видеть папу целый день. Тебе хочется, чтобы он оставался с тобой дома...?»)
· Убедить ребенка, что его потребности будут удовлетворены. (Например, так: «Я здесь, чтобы позаботиться о тебе, пока твой папа на работе».)
· Объяснить ребенку причину отсутствия. (Например, так: «Папе надо ходить на работу, чтобы заработать денег, которыми он сможет заплатить за все, что нам (вам) требуется».)
· Сообщить ребенку, что отсутствующий родитель вернется. (Например, так: «Твой папа вернется в четыре часа, чтобы забрать тебя и отвезти домой».)
· Сообщить вернувшемуся родителю о реакции ребенка на разлуку. (Например, так: «Коля был сегодня грустным, когда тебе пришлось уйти. Он хотел провести с тобой весь день».)
|
2. Вернувшийся родитель должен поступать следующим образом.
· Уточнить у ребенка, действительно ли все обстоит именно так? (Например, так: «Ты сегодня грустил, потому что я ушел? Ты на самом деле так сильно хотел, чтобы я провел этот день с тобой?»)
· Поддержать ребенка и предложить ему сближение. (Например, так: «Ты сегодня грустил и волновался? Что я могу сделать для тебя прямо сейчас?»)
· Выразить свои личные чувства по поводу разлуки с ребенком.
· (Например, так: «Мне тоже не хватает общения с тобой. Я грущу, когда мне приходится расставаться с тобой, чтобы пойти на работу».)
· Объяснить ребенку причину своего отсутствия. (Например, так: «Мне надо идти на работу, чтобы заработать денег, которые нам необходимы для того, чтобы заплатить за все, что нам требуется».)
3. Когда ребенок конфликтует с одним родителем и рассказывает об этом второму родителю, тот должен поступать следующим образом.
· Поддержать ребенка. (Например, так: «Японимаю, что ты обижен на свою маму. Ты выглядишь сердитым. Ты сердишься?»)
· Не соглашаться и не противоречить осуждению ребенком «плохого поведения» первого родителя, а вместо этого — утешить ребенка. (Например, так: «Ты сердишься, потому что твоя мама заставила тебя убрать игрушки? Ты не любишь собирать свои игрушки только потому, что тебя просит об этом мама»?)
· Поддержать ребенка в откровенном общении с первым родителем, чтобы решить конфликт. (Например, так: «Ты хочешь поговорить с ней и рассказать, что ты чувствуешь?»)
· Помочь ребенку поговорить с тем родителем, с которым у него возник конфликт. (Например, так: «Требуется ли тебе какая-нибудь помощь от меня, когда ты пойдешь разговаривать с мамой?»).
· Дать ребенку понять, что создавать треугольники и семейные тайны — очень нехорошо.
· (Например, так: «Если ты не хочешь говорить ей о своих чувствах, я скажу ей, что ты огорчен по поводу вашего с ней конфликта».)
· Дать ребенку понять, что вы не будете решать его конфликт за него, но готовы помочь обеим конфликтующим сторонам — и ребенку, и тому родителю, на которого он обижен, когда они будут готовы уладить конфликт. (Например, так: «Я не хочу встревать в этот конфликт между тобой и твоей мамой. Я не пойду к твоей маме и не буду разговаривать с ней вместо тебя. Я только скажу ей, что ты сердишься на нее. Если вы оба (обе) захотите поговорить об этом, я готов оказать вам поддержку».)
|
· Сказать ребенку, что, если он уладит конфликт самостоятельно, без вашей помощи, вы хотели бы узнать результат. (Например, так: «Когда вы с мамой поговорите о твоих чувствах по поводу складывания игрушек, пожалуйста, сообщи мне, о чем вы с ней договоритесь»)
В первое время использование этих непривычных реакций может показаться вам затруднительным. Это нормально, когда вы находитесь на стадии обучения. Правда заключается в том, что мы все находимся на стадии обучения, когда речь идет о понимании того, какого именно рода поддержка требуется детям для успешного завершения их процесса индивидуализации. Очень немногие люди когда-либо имели общение подобного рода.
Однако когда вы все-таки воспользуетесь нашими рекомендациями — вы непременно заметите, насколько эффективно подобное общение, когда вы хотите помочь вашим детям почувствовать себя признанными и понятыми. Ниже приводятся некоторые рекомендации по поводу того, что не надо делать в ситуациях, описанных выше.
· Участия в создании ребенком устойчивого образа злоумышленника в лице того родителя, с которым он находится в состоянии конфликта, или на которого он обижен, из-за отсутствия которого расстроен. (Например: «Действительно, его никогда нет на месте, когда он нужен».)
· Принимать чью-либо сторону. (Например: «Ты, конечно, прав, мой дорогой. Он совсем не заботится о тебе. Он вообще ни о ком никогда не заботится».)
· Игнорировать или преуменьшать переживания ребенка. (Например: «Нереви! На, вот, возьми лучше печенье».)
· Не умалять важности той ситуации, в которой оказался ребенок.
· («Мне некогда. Иди поиграй».)
· Не создавать тайн и секретов. (Например: «Яне скажу ей о том, что ты на нее сердишься».)
· Не пытаться спасать. (Например: «Я поговорю с твоей мамой и скажу ей, что она не права».)
· Не играть в «двое против одного». (Например: «Давай поговорим с твоей мамой! Мы скажем ей, что ты не должен собирать свои игрушки».)
Использование этих наборов рекомендаций обоими родителями играет важную роль для завершения процесса индивидуализации на контрзависимом этапе развития. Если вы заметите, что выбрали неправильную позицию, вы всегда можете вернуться и изменить свои ответные реплики. Никогда не бывает «слишком поздно» начать правильно реагировать, поскольку большинство из нас все еще страдает от нерешенных вовремя проблем в связи с желанием быть самостоятельным. Кроме того, вышеприведенные рекомендации также могут быть полезны для улаживания конфликтов во взрослых отношениях, в которых присутствуют те же самые (аналогичные) ситуации.
|
ПОИСК ПУТЕЙ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ ВНУТРЕННЕЙ ТРАВМЫ
Люди с созависимыми привычками стремятся исцелить раны, оставленные травмами раннего детства, тщательного подбирая особых людей, с помощью которых они смогут представить образ «безупречного родителя», ожидая, что эти люди осуществят их неудовлетворенные потребности в нарциссизме. К этим особым людям могут относиться религиозные или духовные деятели, учителя, начальники или любимый человек. В таких отношениях созависимый человек выражает свою детскую потребность в счастливой привязанности, чтобы реализоваться в ней. Сильная потребность в привязанности к другому человеку с тем, чтобы таким образом заново ощутить (и пережить) блаженство, за счет притяжения к «безупречным» людям, является ключевым элементом созависимости.
Если посмотреть, чем же оправдано такое поведение, то мы увидим, что люди инстинктивно понимают: чтобы освободиться от своих созависимых привычек, они должны вернуться к состоянию зависимости. Как только взрослые люди обретают способность разумными способами удовлетворить свои потребности в привязанности, им становится легче завершить отделение на этапе контрзависимости. Исследования очень ясно показывают: чем более привязан человек, тем легче ему справиться с отделением [6].
Другие люди, имеющие контрзависимые привычки, пытаются удовлетворить свою потребность в симбиотическом блаженстве противоположным способом. Вместо того чтобы подвергать себя риску получения новых душевных ран, вступая в близкие отношения, они ищут блаженство, связанное с привязанностью, в пристрастии к деятельности или к стимулирующим веществам. Они достигают своей «высшей точки» посредством погружения в работу, употребления изменяющих состояние средств (таких как алкоголь или наркотики), чрезмерных занятий сексом или физическими упражнениями, фанатизма (излишеств) в исповедовании религии и практике медитации или бурного проявления своих эмоциональных состояний (например, ярости). Увы, мы все начинаем верить в то, что благодаря этим неестественным адаптивным способам поведения мы можем освободиться от наших внутренних детских травм. На самом деле существуют другие — эффективные пути избавления от этих привычек, которым можно легко научиться. Два из них мы обсудим далее.
ДВА РАЗЛИЧНЫХ ПУТИ К ЦЕЛОСТНОСТИ
Путь к целостности для людей с созависимыми привычками сильно отличается от пути людей с проблемами контрзависимости. В приведенной ниже таблице указаны те качества, которые необходимо развивать в себе представителям каждого из этих типов людей.
Чему должны научиться люди с созависимыми
привычками и люди с контрзависимыми привычками
Созависимые | Контрзависимые |
Быть более независимыми | Быть более зависимыми (в партнерском смысле) |
Уделять себе внимание | Уделять внимание другим |
Создавать границы | Разрушать излишне укрепленные границы |
Справляться с сильными переживаниями самостоятельно | Выявлять в себе те или иные чувства и выражать их |
Определять свои сильные стороны | Определять свои слабые стороны |
Близким (доверительным) отношениям с собой | Близким (более доверительным) отношениям с другими |
Самостоятельности | Действовать сообща (в партнерстве) |
Защищаться от проекций | Принимать (понимать) проекции |
Избегать неразумных обязательств | Связывать себя обязательствами |
Осваивать мир бизнеса | Осваивать мир отношений |
Развивать сострадание к себе | Развивать сострадание к другим |
Устанавливать сексуальные границы | Различать сексуальность и заботу |
ПОЭТАПНАЯ ПРОГРАММА ИЗМЕНЕНИЯ
ВАШИХ КОНТРЗАВИСИМЫХ ПРИВЫЧЕК
Определите свои контрзависимые особенности.
Лишь недавно люди осознали роль контрзависимых привычек в появлении различных зависимостей. Легче было увидеть созависимые пристрастия, связанные с едой, другими людьми, алкоголем, «успокаивающими» наркотиками и так далее. К настоящему времени мы выявили еще целый спектр «возбуждающих» зависимостей, которые помогают людям избегать близости, таких как спорт, работа, неконтролируемые покупки, кокаин, амфетамины, многочисленные сексуальные связи, путешествия и так далее и тому подобное. Большинство людей имеет несколько зависимостей из списков обеих категорий. Многие врачи ломают голову: почему от зависимостей так трудно избавиться? Нам кажется, это происходит потому, что в лечебных программах часто не учитываются проблемы контрзависимости.
Используйте поэтапный целостный подход, представленный в этой книге, в качестве карты-схемы для избавления от контрзависимых привычек. Нижеприведенная схема определяет основные шаги и помогает понять, на каком именно этапе своего пути к раскрытию собственного «Я» вы находитесь в данный момент. Эти шаги включают в себя преобразования на физическом, ментальном, эмоциональном и духовном уровнях. Без карты, указывающей направление, легко заблудиться!
Шаги к раскрытию своего личностного «Я»
• Сохранение в памяти того, что с вами происходило в детстве;
• определение контрзависимых привычек;
• переживание своих чувств;
• обучение навыкам перевоспитания;
• превращение в самостоятельную личность;
• обучение ответственности за свой организм;
• развитие духовной жизни;
• обучение взаимозависимости (партнерству).
Определите свои неудовлетворенные потребности в развитии. Этот подход поможет вам распознать отсутствующие элементы вашего раннего развития, способствующие повторению контрзависимых привычек в ваших взрослых отношениях. Различные письменные упражнения, приведенные в этой книге, нацелены на то, чтобы помочь вам определить свои неудовлетворенные потребности в развитии. Как только вы поймете, что именно осталось незавершенным, и на каком этапе вы могли пропустить завершение процесса, вы сможете использовать наши простые для понимания инструкции по осуществлению завершения этого процесса сейчас, в своих нынешних, взрослых, отношениях.
Овладейте навыками, необходимыми для освобождения от контрзависимых привычек. Каждому из этих важных навыков мы посвящаем по отдельной главе. Сначала вы прочитаете о том, почему именно настолько важен каждый навык, и затем, выполняя формирующие эти навыки упражнения из соответствующей главы, научитесь пользоваться ими более эффективно. Такой подход, основанный на самопомощи, позволяет воздействовать на свои контрзависимые привычки, не обращаясь за помощью к психотерапевту, или использовать эти навыки как дополнение к терапии.
Мы отобрали именно эти специальные навыки, поскольку убедились, что они помогают людям создавать более удовлетворяющие их близкие отношения. Навыки, необходимые для раскрытия своего «Я», перечислены ниже.
Шесть навыков для изменения своих контрзависимых привычек
• Развитие сопереживания;
• установка границ;
• исправление проекций;
• самовоспитание;
• улаживание конфликтов;
• общение по поводу секса.
Создайте доверительные отношения. Вы можете создать надежное и безопасное окружение, в котором вам удастся удовлетворить неудовлетворенные потребности, возникшие на контрзависимом этапе вашего развития. Мы убедились, что люди, особенно пары, которые считают своим долгом помогать друг другу в освобождении от контрзависимых привычек, находят путь к более близким отношениям. Некоторым даже удается достичь связи на уровне души.
Формируйте более широкий взгляд на свои контрзависимые привычки. Социальные и культурные аспекты контрзависимых моделей поведения вкладывают более широкий смысл в понимание этих недостатков развития у взрослых. Мы живем в обществе, которое сообща достигло контрзависимого этапа развития. Это означает, что ваши контрзависимые модели поведения не являются неправильными или плохими, а отражают ту обстановку, в которой вы живете. Исходя из структуры наших социальных и культурных учреждений, вы практически не имели возможности вырасти свободным от каких-либо контрзависимых привычек. Поэтому мы рассматриваем общество и культуру как часть проблемы, и вместе с тем — как часть решения. Понимание того, что контрзависимые привычки являются как индивидуальной, так и социально-культурной проблемой, может избавить вас от негативных чувств по поводу их наличия.
Формируйте взгляд на жизнь вне созависимых и контрзависимых проблем. Это является необходимой и часто неучтенной составной частью процесса освобождения от неправильных способов поведения. Вы не сможете избавиться от ограничений, обусловленных созависимыми или контрзависимыми проблемами, до тех пор, пока не сформируете взгляд на то, какой могла бы быть ваша жизнь без них.
Выполните предложенные в этой книге упражнения письменно. Это поможет вам использовать в вашей жизни основные принципы, предложенные нами в этой книге. Мы настоятельно советуем вам найти время и письменно проделать упражнения, которые мы предлагаем. Это — эффективная возможность для более глубокого понимания каждым своих контрзависимых привычек (мы объясним вам, как именно эти привычки влияют на вашу жизнь). Практические задания, представленные в этой книге, мы широко используем на своих семинарах, в нашей терапевтической практике и в работе с клиентами. Они помогут вам освободиться от ваших контрзависимых привычек.
УПРАЖНЕНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШИХ ВНУТРЕННИХ ТРАВМ
Когда мы вступаем в отношения, каждый из возможных партнеров надеется сформировать чувство первичного доверия. Это подразумевает создание ограниченного восприятия друг друга по принципу «все хорошо». Каждый может считать другого милым, любящим, способным удовлетворить его потребности. Такой взгляд подобен блаженному райскому состоянию, испытываемому ребенком в самом раннем детстве. Потом в какой-то момент что-то происходит, и рай заканчивается, заставляя одного из партнеров пережить ощущение предательства, грубости, отречения.
В более поздние детские годы и даже во взрослом возрасте мы продолжаем пытаться воссоздать первичное доверие в наших близких отношениях как способ удовлетворения нашей (неудовлетворенной в свое время) потребности в привязанности. Однако всякий раз, когда мы делаем это, наше чистое, детское доверие обычно разрушается предательством — после того как наш партнер по отношениям терпит неудачу в исполнении роли безупречного родителя. Предательство может стать полезным жизненным опытом в период роста, если вы научитесь видеть в нем нечто положительное [7]. Оно также может быть полезным в определении элементов драмы на основе травмы. Как?
1. Начните с составления списка наиболее существенных травм или предательств, которые вы пережили в своей жизни. Это могут быть моменты, когда вас предавали другие, а также те случаи, когда предателем были вы сами. Вы можете составить список в хронологическом порядке, начиная с событий последнего времени, углубляясь в пласты прожитых лет в обратном порядке, возвращаясь, таким образом, назад, к своим самым ранним детским воспоминаниям о предательстве. Для описания каждой травмы используйте короткие фразы в несколько предложений.
Затем расположите их в хронологическом порядке, начиная с самого раннего случая предательства.
2. Теперь просмотрите свой список, задавая себе нижеприведенные вопросы и записывая ответы на них.
· Что общего между этими травмами?
· Какова моя роль в каждой травме или предательстве? о Какими обстоятельствами были вызваны все эти предательства?
· Какие чувства я испытывал при каждом предательстве или травме?
· Какие убеждения, ценности, установки и ожидания я сформировал о себе и о мире в результате этих предательств или травм?
· Как моя самая ранняя травма отразилась на каждой последующей?
· Какие драмы разыгрываются в моей жизни вновь и вновь?
· Что не было завершено в контексте каждой травмы или предательства?
· Что мне надо сделать, чтобы завершить каждое из этих переживаний?
3. Теперь напишите небольшой рассказ на тему «История моей жизни», в котором кратко изложите весь список своих травм — в виде мифа или сказки. Пусть ваша история отражает отношения, которые вы видите между своими ранними травмами и вашей жизненной драмой.
4. Посмотрите на историю вашей жизненной драмы и оцените, какие проблемы остались незавершенными. Исследуйте каждый негативный случай или предательство, чтобы понять, что необходимо сделать, чтобы оставить это в прошлом. Напишите вторую историю под названием «Новая история моей жизни», в которой отразите, что произошло бы, если бы вы избавились от ваших жизненных травм и излечились от их последствий.
5. Затем создайте для себя аналогичные переживания, чтобы испытать их во время лечения в группе поддержки или в надежных отношениях. Они позволят вам фактически проделать завершающую работу, необходимую для окончания цикла предательств. В конце десятой главы этой книги предлагается упражнение на завершение; оно поможет вам выполнить это задание.
Основные выводы
• Новое исследование помогает нам лучше понять, что на самом деле требуется детям от взрослых для того, чтобы правильно и полностью развиваться. Поэтому нужно грамотно использовать эту информацию.
• Воспитывая своих детей, вы, скорее всего, столкнетесь с воспоминаниями о своих личных детских душевных ранах. Будьте готовы к этому!
• Любая травма, связанная с развитием, которая не была выявлена и излечена, будет мешать близости в ваших взрослых отношениях.
• Неосознанные соглашения, заключенные в детстве, могут разрушить близость во взрослых отношениях.
• Сознание жертвы, основанное на развитии драматического треугольника, может разрушить ваши взрослые отношения.
• Поэтапный процесс раскрытия вашего Истинного «Я» — возможен, что подтверждается многочисленными практическими проверками. Следовательно, ваша цель — достижима.
МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ
ДЛЯ ОТНОШЕНИЙ
В каждом поколении
должен быть свой безумец,
который будет высказывать истину так,
как он ее видит.
Борис Пастернак
Мы проводили в Калифорнии семинар по улаживанию конфликтов, когда обнаружили: многие участники семинара не состояли в первичных отношениях. Мы сообщили об этом группе, и несколько человек сказали, что их предупреждали: дескать, не создавайте отношений — вы пагубно пристрастны к сексу и любви. Эти люди рассказали, что, как только у них возникало стремление к созданию отношений, они сразу обращались за поддержкой в свою группу двенадцати шагов, предусмотренную для таких, как они, — зависимых от секса и любви, чтобы противостоять своему стремлению. Такой взгляд на отношения обеспокоил нас, поскольку мы считали, что отношения не являются чем-то, чего надо избегать, а наоборот, их можно назвать основными средствами, благодаря которым и с помощью которых понимающие люди могут избавиться от любых созависимых и контрзависимых привычек.
АМЕРИКАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕДИКОВ
Признание болезнью любого навязчивого состояния, связанного с пристрастием к еде, алкоголю, сексу, отношениям, а также к действиям типа азартных игр, курения, работы или шоппинга, вполне типично для современной Америки. Дорогостоящие лечебные программы местечкового уровня, существующие исключительно с целью извлечения выгоды из модели болезни, с успехом убеждают людей в том, что все (или почти все) зависимости или навязчивые состояния — болезни. И это — несмотря на то, что научных данных, поддерживающих эту идею, ничтожно мало. И даже более того — серьезных научных доказательств того, что участие в подобных лечебных программах ведет к выздоровлению, почти не существует.
Национальный совет по проблемам алкоголизма утверждает: вы не можете излечиться от такой «болезни», как алкоголизм или алкогольная зависимость; вы всегда будете вынуждены считать себя алкоголиком. Анонимные Алкоголики (АА) тоже поддерживают это распространенное утверждение, которое изначально было предложено для того, чтобы препятствовать моральному осуждению алкоголиков или пьющих людей, которые подвергались лечению, посредством воздержания от употребления алкоголя.
И хотя существует несколько исследований, связывающих алкоголь с генетикой, на самом деле эти выводы очень разнородны и противоречивы. Ясно только одно: есть люди, ко - торые не могут метаболизировать сахар в алкоголе и по этой причине должны от него (алкоголя) полностью отказаться. Такие люди склонны к аллергии на сахар, а не на сам алкоголь.
Джордж Вейлант, врач и ярый сторонник АА, утверждает, что «алкоголизм, строго говоря, не является болезнью — [но] объявление алкоголизма болезнью... служит, с одной стороны, для того, чтобы убедить алкоголика признать свой алкоголизм, и, с другой, — чтобы предоставить ему своеобразный билет на доступ в систему медицинского обслуживания». В то же время Вейлант сделал вывод о том, что «в конечном итоге, она [концепция болезни] является неэффективной» [1].
Вейлант также провел крупнейшее сравнительное исследование того, как влияет на людей, ранее злоупотреблявших алкоголем, поддержка АА и ее отсутствие при длительном воздержании от алкоголя. Он выяснил, что восемьдесят один процент тех, кто бросил пить самостоятельно, продолжал воздерживаться от алкоголя и спустя десять лет, в то время как среди людей, регулярно посещавших встречи общества АА, только тридцать два процента оставались трезвенниками через те же десять лет [2].
Популярность концепции болезни по отношению к алкоголизму возросла благодаря обществу АА и Национальному совету по алкоголизму. Алкоголизм был объявлен Американской медицинской ассоциацией болезнью в 1956 году, и, несмотря на это, научных данных, подтверждающих подобное заявление, почти не существует до сих пор. Как уже говорилось, основатели общества АА использовали слово «болезнь» метафорически, имея в виду то, что, по их мнению, алкоголь имеет сходство с болезнью. Конечно, эта концепция была в то время полезной в связи с широко распространенным осуждением людей, зависимых от алкоголя. Однако Американская медицинская ассоциация увидела, насколько полезной и выгодной может быть эта концепция, если опустить метафорический смысл термина и включить алкоголизм в свои диагностические категории. Это мнение оказалось таким авторитетным, что к 1987 году (согласно исследованиям института Гэллапа) почти девяносто процентов американцев уверились в том, что алкоголизм — это болезнь.
Помимо того, что модель болезни помогала все большему и большему количеству медиков обогащаться, она кардинально изменила систему страхования. Поскольку созависимость и контрзависимость были признаны психическими заболеваниями, практикующие врачи получили возможность взымать платежи за лечение созависимости и контрзависимости со стороны третьих лиц, то есть со страховых компаний. В период с 1978 по 1984 год количество платных лечебных центров на местах увеличилось на тридцать пять процентов, а их базисная нагрузка возросла в четыре раза [3]!
Обычные программы лечения в стационаре, максимальный срок которых рассчитан на двадцать восемь дней (двадцать восемь дней — максимальная длительность оплачиваемого большинством страховых компаний стационарного лечения), обходятся страховым компаниям в США в сумму от двадцати до сорока тысяч долларов.
Кроме этого, значительная часть рекламы была построена на страхах людей, вызванных «откровением» о том, что необнаруженная вовремя болезнь, в конечном итоге, приведет к смерти либо самого человека, либо члена его семьи, если тот вовремя не обратится за срочной медицинской помощью.
Такая неумеренность оказывала значительное воздействие на модель регулируемого медицинского обеспечения психического здоровья, которая ограничивала лечение психических заболеваний и существенно сокращала ответственность страховых компаний при покрытии расходов на поддержание психического здоровья. Как уже отмечалось, сейчас политика большинства страховых компаний по сдерживанию стоимости ограничивает количество дней пребывания в стационаре; кроме того, ограничивается и количество посещений при амбулаторном лечении. К сожалению, применяемый краткосрочный подход, связанный с политикой страховых компаний по сдерживанию стоимости, заменил общение врача и пациента на выписывание лекарств.
Поскольку алкоголизм получил широкое распространение как болезнь, так же стали относиться и к соалкоголизму (называемому сейчас созависимостью). Соалкоголизм был признан заболеванием, которое человек приобретал, вырастая в семье алкоголиков. Объявление алкоголизма и соалкоголизма болезнями привело к тому, что другие навязчивые состояния, такие как секс, азартные игры, переедание, беспокойства, курение, шоппинг, ярость, религиозные убеждения и поддерживание отношений, основанных на насилии, тоже стали считаться болезнями. Единственным навязчивым состоянием, которому удалось пока избежать ярлыка с обозначением «болезнь», является навязчивая тяга к работе (трудоголизм). Исходя из существующего медицинского подхода, почти любое проявление неумеренности и навязчивости, которое может непосредственно навредить человеку или другим связанным с ним людям, определяется как зависимость, которая (и сейчас с наибольшим размахом) затем автоматически признается болезнью.
ЧТО ТАКОЕ ЗАВИСИМОСТЬ?
Очень трудно решить, что можно отнести к зависимости. Основной вывод такой, что какие-то специалисты от медицины принимают решение: эта группа людей является «неконтролируемой» или неспособной осуществлять разумный контроль над своими привычками, а раз так — мы должны установить для них всех диагноз! Эти диагнозы могут основываться на субъективном суждении, сформированном под влиянием общественно-экономического статуса диагностируемой группы. Во второй половине XX века такое медицинское толкование зависимости заменило собой предыдущее определение зависимости, которое примерно до 1900 года означало особое удовольствие, получаемое от увлечения какой-либо привычкой. Эта привычка могла относиться к употреблению определенной пищи или напитков (алкогольных или безалкогольных), а также к приему определенных лекарств, таких как тонизирующих или мочегонных средств на растительной основе. Например, еще в 1906 году большие дозы кокаина входили в состав популярного напитка «Кока-Кола» [4].
НАШ ПОДХОД К ЗАВИСИМОСТИ
Наш подход к зависимости совершенно другой. Мы сопоставляем зависимые состояния с травмой и расцениваем их как способы уклонения от боли или нежеланных переживаний. Кроме того, мы рассматриваем зависимость как свидетельство «эмоциональной дисфункции». Зависимость помогает свести к минимуму травмирующие воспоминания и относящиеся к ним переживания.
Возобновленные переживания, связанные с травмами, полученными при рождении или в первый год нашей жизни, могут быть настолько сильными, что нам кажется, что мы их просто не перенесем. Не желая вновь почувствовать себя такими же напуганными, мы пытаемся избежать всего, что может всколыхнуть в нас эти травмирующие воспоминания и связанные с ними переживания.
Известно ли вам, что...
Никто еще не умер от переживания своих чувств, но миллионы людей умерли от употребления наркотиков, алкоголя и других токсичных веществ, которые принимались ими с тем, чтобы помочь себе избавиться от своих переживаний или подавить их.
Если вы более внимательно посмотрите на свои зависимые или навязчивые состояния (что-то, что вы, возможно, на самом деле не хотите делать), вы, скорее всего, обнаружите, что они помогают вам избежать пугающих вас переживаний. Зависимые люди, которые, в конечном итоге, оказались «на дне», часто понимают всю бесполезность своих усилий и окончательно подчиняются своим переживаниям, осознавая, что это не может быть хуже того, что они с собой сделали. К своему великому удивлению они обнаруживают, что не умерли от переживания своих чувств. Это рассеивает их иллюзию по поводу переживания своих эмоций и направляет их на путь выздоровления. Многие зависимые люди рыдают, когда они, в конце концов, понимают, скольких людей они обидели, и сколько времени, денег и энергии потратили на то, чтобы избежать того, что в действительности помогло им.
Люд
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!