Глава VIII (религия): Иудаизм — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава VIII (религия): Иудаизм

2020-12-07 95
Глава VIII (религия): Иудаизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собеседник: Маймон, раввин, философ.

Место: Фустат, Египет, дом раввина.

Время: 1205 год.

Ситуация: Маймон пригласил Еретика к себе домой, чтобы обсудить некоторые вопросы, связанные с религией.

Маймон

 

Шалом! Мой друг, ты сомневаешься в заветах иудаизма?

 

Еретик

 

Приветствую. Я сомневаюсь в заветах любой религии. Так я устроен. Я не могу не сомневаться.

Маймон

 

Как интересно… Друг мой, почему ты не веришь в монотеизм? Разве не очевидно, что мир был создан одним божеством?

 

Еретик

 

Совершенно не очевидно. Мир мог быть создан и несколькими богами. Более того, он мог возникнуть совсем без богов или существовать вечно, не нуждаясь в божественном вмешательстве.

Маймон

 

Друг мой, давай допустим, что Бог есть. Он обязан быть совершенен, мудр, добр и справедлив.

 

Еретик

 

Это тоже совершенно не обязательно. Бог, если он есть, может быть как глупым, так и злым, как справедливым, так и несовершенным. Вообще, довольно странно, что иудеи начали использовать для определения атрибутов Бога исключительно положительные категории.

Когда мы говорим о нравственности Бога, то, мне кажется, ему может быть абсолютно наплевать на нее. Если Бог является всемогущим существом, создавшим этот мир со всем злом внутри, то мы должны признать, что он либо нейтрален, либо зол. Впрочем, я вообще не вижу смысла придавать божеству нравственные атрибуты, потому что они в крайней степени ограниченны и бессмысленны.

Маймон

 

Друг мой, когда речь идет о Боге, то не всегда имеет смысл применять логику. Бог сам по себе абсолютен, но при этом и благ. Если бы он не был благим, то зачем бы он даровал нам жизнь?

 

Еретик

 

Чтобы поиздеваться. Я не вижу никакой проблемы.

Маймон

 

Ладно, друг мой. Перейдем к более очевидному вопросу. Рассуждать об атрибутах Бога действительно очень сложно, потому что самого Бога мы не видим, но у нас есть мы сами, есть все человечество. Очевидно, друг мой, что Бог связан с каждым из нас и с человечеством в целом. Бог создал нас! И мы – бессмертное духовное сообщество. Наша жизнь имеет бесконечную ценность. Все благодаря Богу.

 

Еретик

 

Трудно сказать. Во-первых, я не чувствую в себе души. И не ощущаю собственного бессмертия. Во-вторых, я не уверен, что создатель всего этого бескрайнего мира сотворил все ради людей. Не слишком ли обширно для нас?

Маймон

 

Друг мой, ты задаешься интересными вопросами, но я уверен, что разрешить их не так уж и сложно. Тебе нужно уверовать. Когда ты поверишь в наши истины, то сможешь открыть реальность божества и собственной души.

 

Еретик

 

Для меня сложнее всего как раз уверовать в то, чего, возможно, нет. Впрочем, в отсутствие Бога я тоже не верю. В моей голове очень много «если». Из-за них я не могу признать ни одну религию.

Маймон

 

Давай, друг мой, двинемся дальше. У тебя есть свободная воля…

 

Еретик

 

Разве есть? Трудно сказать, как вообще работает моя воля. Я не знаю, что такое воля, и по каким причинам другие считают ее свободной. Я не осознаю этой свободы.

Маймон

 

И что скажешь о равенстве людей?

 

Еретик

 

Ты говоришь о равенстве людей перед Богом. Но если у меня нет веры в Бога, то в моей системе мира нет и всемогущего существа, относительного которого лучшие люди будут ничтожно отличаться от худших. Для меня есть и лучшие и худшие. Я вижу, что люди не равны. Одни из них умнее, а другие глупее. Одни эмоциональнее, а другие сдержаннее. Одни сильнее, другие слабее. Человечество существует в состоянии тотального неравенства. Все не равны друг другу.

Маймон

 

Но в итоге они равны. У одного – одно, а у другого – другое.

 

Еретик

 

И это не так. Есть люди больные, которым не досталось ни ума, ни силы, ни здоровья, ни красоты. Есть везунчики, которые могут похвастаться всеми преимуществами. Люди не равны. Да, в этом утверждении можно усомниться, но оно более очевидно, чем утверждение о равенстве. Для условного равенства мы должны доказать существование души, Бога и много-много всего еще. Неравенство же само себя доказывает.

Маймон

 

Про избранность еврейского народа, мой друг, ты, конечно же, скажешь нечто подобное? Тоже сомневаешься?

 

Еретик

 

Как же не усомниться? Избранность любого народа напоминает мне злую шутку. Борьба всякого народа за место под солнцем в сущности своей отрицательно сказывается на течении истории. Мне кажется, нет веры более вредной, чем убеждение народа в собственной избранности.

Маймон

 

Друг мой, ты ранишь меня в самое сердце.

 

Еретик

 

Как и представители избранных народов ранят других людей. Понимаешь, избранный народ как бы берет на свои плечи слишком большую ношу и колоссальную ответственность. Если вдруг окажется, что никакого Бога нет, а все ваши нравственные убеждения – выдумки, то кто вы тогда? Из праведников вы превратитесь в обыкновенных убийц. Допустим, Бог есть, он добр, прекрасен и замечателен, но избранным народом вас не считает. Что тогда? Опять же, целый народ превращается в толпу кровожадных убийц, не имеющих никакого оправдания. Так работает избранность целых народов, особенно если они истребляют другие народы и искореняют религии.

Маймон

 

Но мы уверены в божественной избранности. Бог точно избрал нас, чтобы мы помогли ему убедить других людей со свободным духом в истинной религии. Друг мой, все куда сложнее, чем ты думаешь.

 

Еретик

 

Не вижу никаких сложностей. На самом деле, проблема заключается в том, что мы не можем проверить ни одну религию. Истина? Серьезно? Где она? Какие доказательства? Только лишь вера? Этого недостаточно. Впрочем, и доказательств для истины недостаточно. Когда-нибудь человечество дорастет до такого уровня осознания, когда поймет, что даже доказательства ничего не решают.

Маймон

 

И о чем тогда мы беседуем, друг мой? Может быть, ты осуждаешь и десять заповедей?

 

Еретик

 

Конечно. Все они не имеют абсолютного смысла. Во-первых, Бог требует, чтобы у человека не было других богов. Это чистой воды монополизация религиозной сферы. Никаких других трактовок я тут не вижу. Если Бога нет или есть другие боги, то это утверждение не может не показаться как минимум странным.

Маймон

 

Пропустим первую заповедь, мой друг. Она для внутреннего круга использования. Но есть и другие заповеди. Они универсальные.

 

Еретик

 

Не возведи себе кумира? Какое Богу может быть дело до моих кумиров? Это все та же отсылка к первой заповеди. Она также не имеет этического смысла, а носит сугубо религиозный характер.

Маймон

 

И что? Ладно, друг мой, тоже довольно утонченная заповедь. Смотри дальше!

 

Еретик

 

Не произноси имя Господа твоего напрасно?

Маймон

 

Дальше! Дальше, мой друг!

 

Еретик

 

Помни день субботний?

Маймон

 

Друг мой, давай к самому главному.

 

Еретик

 

Я бы хотел прокомментировать первые заповеди. Все они крайне ограниченны иудаизмом. Их нельзя использовать как всеобщие установления. Это делает их уязвимыми для критики тех, кто исповедует другие религии.

Маймон

 

Дальше, друг мой.

 

Еретик

 

Почитай отца и мать? Это тоже совсем несерьезное нравственное установление. А если отец и мать – преступники? Если они убийцы? Если они жестокие люди? До этого Бог запретил возводить себе кумиров даже среди достойных людей, но в итоге указал на то, что нужно почитать родителей, видимо, даже если они не являются достойными людьми. Нелепо. Очень слабая заповедь, исполнение которой может навредить обществу. Более того, это создает возрастную иерархию, что плохо, ведь при возрастной иерархии глупый старик почитается больше молодого мудреца.

Маймон

 

Друг мой, где ты встречал глупых стариков?

 

Еретик

 

Я встречаю их повсеместно. Периодически же мне попадаются молодые люди, которые могут похвастаться гибким умом и оригинальным мышлением. Кроме того, опыт – это не возраст. Чтобы получить достаточное количество опыта, необходимо его добывать.

Маймон

 

Перейдем к излюбленным всеми заповедям. Они все точно универсальны! Друг мой!

 

Еретик

 

Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства, не желай дома, жены, раба, рабыни, вола, осла и ничего, что есть у ближнего твоего? Проблема в том, что это тоже не универсальные правила. Замечу, что в списке из десяти «не убивай» занимает лишь шестое место, а это подразумевает некую иерархию. В данном случае, убивать можно, если нарушаются законы, находящиеся над пунктом «не убей». Более того, евреи нередко убивали, чтобы захватить те или иные города или чтобы уйти из Египта. В «Торе» отлично описано все это. Описаны подвиги царя Давида и многих других почтенных евреев, которых уважают до сих пор. Получается, что правило «не убей» распространяется, прежде всего, на евреев или единоверцев. Конечно, убивать просто так Бог не разрешал, но есть условия, которые позволяют безвредно для собственной души нарушить эту заповедь.

 

Маймон

 

Ну, да, есть возможности нарушить эту заповедь по наставлению Бога. Если Бог ведет тебя на войну, то надо идти, друг мой.

 

Еретик

 

Прелюбодеяние – еще один глупый запрет. Я не понимаю, какое дело Богу до сексуальных утех смертных. Кроме того, разрушение брака от измены может произойти только в том случае, если обе стороны хотят разойтись. В общем, это грех не перед Богом, но перед брачной договоренностью. Если в брачный договор входит возможность измены, то семья не разрушается, а, значит, один из сильнейших аргументов против него отпадает. Тут, мне кажется, проблема в том, что нечто сугубо личное между двумя людьми возвели в ранг всеобщего морального установления.

 

Маймон

 

А воровать тоже можно, друг мой?

 

Еретик

 

Смотря, какое отношение к собственности мы имеем в том или ином обществе. Если у нас нет понятия собственности, а, следовательно, вещи принадлежат всем и никому, то воровство невозможно. Также можно относиться к вещам более-менее свободно, что обесценит наказание за воровство.

 

Маймон

 

Что скажешь про ложное свидетельство?

 

Еретик

 

Если речь идет о лжи вообще, то это плохое нравственное установление, а если о свидетельстве в суде, то хорошее, но тоже неабсолютное.

 

Маймон

 

И желать чужую собственность тоже можно? Я правильно понимаю, друг мой?

 

Еретик

 

Нет ничего плохого в том, что человек желает чужой дом, чужую жену, чужого раба, чужого вола или осла, но не пытается захватить их. Почему бы человеку не иметь те или иные желания?

 

Маймон

 

Друг мой, уходи из моего дома, пока я не позвал народ мой, и мы не убили тебя за твои грязные слова. Никто из евреев не должен слышать того, что ты сказал мне сегодня.


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.