Пранайама – совершенство, достигаемое с помощью речаки, пураки и кумбхаки. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Пранайама – совершенство, достигаемое с помощью речаки, пураки и кумбхаки.

2020-08-20 149
Пранайама – совершенство, достигаемое с помощью речаки, пураки и кумбхаки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

тасмин сати шваса-прашвасайор гати-виччхедах пранайамах

 (Пд. 2.49)

«Достигнув совершенства в выполнении асан, необходимо приступать к практике пранайамы в виде движения и остановки входящего и выходящего воздуха». («Патанджала- даршана», 2.49)

 Когда воздух выдыхается через ноздри, это называется речака или шваса. Когда воздух вдыхается через ноздри, это называется пурака или прашваса. Когда воздух задерживается в легких, это называется кумбхака. С помощью речаки, пураки и кумбхаки человек достигает совершенства в пранайаме.

Люди, достигшие совершенства в йаме и нийаме и освоившие асаны, должны приступить к пранайаме.

Три правила пранайамы:
относительно места, относительно времени, относительно количества

(са ту) бахйабхйантара-станбхаврттир деша-кала-санкхйабхих паридришто диргха-сукшмах

(Пд. 2.50)

«В практике пранайамы, в процессе вдоха, выдоха и задержки воздуха, нужно следовать нескольким правилам, относительно времени, места и количества». («Патанджала - даршана», 2.50)

а) Правила, касающиеся места, таковы. Садхаке необходимо отправиться в священное, ровное и спокойное место, где тело, ум и разум могут оставаться в сосредоточенном состоянии. Он должен практиковать пранаяму, устроившись на сиденье из травы куша, покрытом оленьей шкурой и мягкой тканью. Нужно, чтобы рядом был водоем с чистой, прозрачной водой и свежий воздух. А место для практики - опрятным. Поблизости должно быть достаточно простой и легкой пищи, чтобы садхаке не приходилось затрачивать много усилий для ее получения. Ему необходимо позаботиться о том, чтобы его не беспокоили змеи, животные и насекомые. Это место должно быть расположено недалеко от его рождения, но не вблизи собственного дома.

б) Правила, касающиеся времени, таковы: лучшее время выполнения пранайамы - это начало или конец зимы. Благоприятно заниматься ей утром, в полдень, после полудня и глубокой ночью. Не следует практиковать пранайаму на голодный желудок или сразу после приема пищи. Необходимо, чтобы эта пища была легкой. Алкогольные напитки, мясо и рыба запрещены. Кислая, сухая, соленая и пряная еда тоже не допустима. Следует время от времени принимать слегка сладкую и маслянистую пищу, особенно рекомендуется сладкий рис. Нужно также стараться вести упорядоченный образ жизни, и избегать таких вещей как очень раннее омовение или принятие пищи поздно ночью.

 в) Правила, касающиеся количества, таковы: Сидя, человек должен шестнадцать раз в уме произнести биджа – мантру, одновременно вдыхая через левую ноздрю (ида-надика или чандра-надика). Затем следует задержать этот воздух на время, равное шестидесяти четырем повторениям мантры. Далее необходимо выдохнуть за тридцать два повторения. После этого, в течение 32 повторений, необходимо сделать выдох. Затем нужно произнести в той же последовательности, но вдыхать через правую ноздрю (сурйа-надика или пингала-надика). Такой цикл именуется матра. Выполнение трех таких матр подряд считается одной пранайамой. Область в теле, где совершается кумбхака, называется сушумой. Согласно другим мнениям, речака выполняется первой. Но в любом случае результат будет тот же.

Через очищение каналов с помощью "матры" достигается кумбхака.

Практика пранайамы от одной до двенадцати матр называется адхама-матра. Если садхака способен выполнить 16 матр подряд это становиться мадхйама-матрой, а 20 матр - уттама-матрой. Все матры выполняются пять раз: утром, в поддень, после полудня, в сумерки и в полночь.

После трех месяцев такой практики каналы очищаются. И йог достигает четвертого уровня пранайамы - кевала-кумбхаки. Это описывается следующим образом:

 

бахйабхйантара-вишайакшепи чатуртхах

«Пранайама, совершаемая на четвертой стадии без речаки и пураки, называется кевала-кумбхакой». («Патанджала даршана», 2.51)

Правильно выполняемая кевала - кумбхака дает два результата. Первый – внешнее восприятие, покрывающее ум исчезает. Второй - ум становится способным к практике дхаранаы (глубокой медитации).

 

       5. Пратйахара.

 

свавишайсампрайоге читтасйа сварупанукара ивендрийанам пратйахарах

«Когда чувства удерживаются внутри и только поверхостно чуть касаются объектов восприятия, это называется пратйахарой». («Патанджала даршана», 2.54)


Когда зрение постепенно переключается от наблюдения внешних объектов чувств вовнутрь – это называется пратйахарой. Такая практика, также применима и к остальным органам внешнего восприятия. Благодаря этому, постепенно достигается контроль над умом и уменьшается стремление к наслаждению. Только на своем опыте садхака может понять, как все это происходит. Я обрел особое благо, практикуя эту систему.

 

Дхарана.

деша бандхаш читтасйа дхарана

«Когда ум сосредоточен на какой-либо точке, например, на пупке или на кончике носа, это называется дхарана». («Патанджала даршана», 3.1)

Конечная цель дхараны достигается с помощью дхйаны и пробуждения самадхи. Но, во время ее практики приходят и другие, побочные результаты, в виде мистических сил. Я думаю, что здесь нет необходимости упоминать их. Нужно просто понимать, что тех, кто стремится к высшей цели, не слишком интересуют подобные достижения. И хотя от практики дхараны можно обрести множество сидх, вайшнавы не принимают их. То, что мудрецы называют дхараной, в хатха-йоге зовется мудрами.

 

Дхйана.

татра пратйайаикатаната-дхйанам

«Когда медитация очень твердо зафиксирована на одном объекте, это называется дхйана». («Патанджала даршана», 3.2).

 

 Когда дхарана становится совершенной и медитация фиксируется на одном объекте - это называется дхйаной. Например, если дхарана, направленная на лотосные стопы Кришны, максимально успешна, то она является чарана-дхйаной, глубокой медитацией на стопы Господа. Если же дхарана не неустойчива, то невозможно достичь твердой и непоколебимой медитации, или дхьйаны.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.