Занятие 5. Игра Шивы и Шакти. Творение Вселенной. Пралайя — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Занятие 5. Игра Шивы и Шакти. Творение Вселенной. Пралайя

2020-08-20 158
Занятие 5. Игра Шивы и Шакти. Творение Вселенной. Пралайя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Давайте вспомним практику, которую мы делали всю предшествующую неделю. Садимся в удобную позу, выпрямляем спину, шею, голову. Средний и указательный пальцы располагаем в районе межбровья, делаем вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Свое внимание мы направляем в основание нашего тела, в область муладхара чакры. Представляем себе квадрат, вписанный в окружность и 4 лепестка. И начиная по часовой стрелке, с 12-ти часов, произносим мантру: «Вам, щам, шам, сам, лам». Продолжаем в своем ритме, в своем темпе, наблюдаем за ощущениями.

На практику 5 минут.

 

Хорошо. Кто поделится ощущениями за неделю, чтобы вдохновить других заниматься?

Анна: Я могу поделиться, чем можно поделиться. У меня такое появилось ощущение, что я на земле на грушу похожа. Я такая большая внизу, очень маленькая сверху. То есть меня ничем с места не сдвинешь. Такое ощущение, когда дышишь. А еще мне кажется, что, когда с людьми переписываешься или говоришь, они даже могут молчать, кажется, что считываешь их ощущения. Я не могу сказать, о чем они думают, но мне кажется, что их ощущения, чувства я могу вытянуть из них и прочувствовать. Они могут даже со мной не говорить. Просто посмотрел на тебя человек или в переписке что-то сказал, и все понятно…

Иван: Хорошо. У Ани уже сидхи просыпаются. Кто еще?

Алеся: Я тоже делала медитацию. У меня моментами бывали такие интересные ощущения в области живота или чуть ниже, словно меня кто-то щекочет. Потом они проходят, потом по телу разливается такое умиротворение, спокойствие. Даже сейчас у меня в животе щекочет и все, у меня уже и в руках щекочет, у меня везде щекочет! И еще такие моменты проявляются: садишься медитировать, и мысли появляются, страхи какие-то начинают обостренно проявляться. Прямо мысли в голове крутятся какие-то, крутятся, крутятся. Именно страхи, которые на протяжении дня, может, возникали или прошлым днем возникали, вот они прокручиваются в голове. Если раньше ты их от себя отгонял, то в процессе медитации они возвращаются снова, крутятся на заднем плане. Потом продолжаешь делать медитацию, и они проходят. Через какое-то время ты входишь в это состояние, и мысли отваливаются. У меня такие ощущения на этой неделе.

Анна: У всех какие-то ощущения. Почему у меня такого нет? Хочется прочувствовать что-то. На счет того, что я рассказала, оно как-то не очень приятно, если честно.

Иван: Ничего страшного. Майя, вы что-нибудь скажете?

Майя: На протяжении трех недель, что мы занимаемся, у меня такое ощущение было, что там шмелик какой-то жужжит и жужжит. Во время медитации это не чувствуется, а вот где-то через час, в первой половине дня, особенно после душа или после сауны, вообще непрекращающееся зудение. За последнюю неделю я растеряла немножко, ощущение это потерялось. Два раза всего мне удалось помедитировать. Но сегодня я почувствовала тепло в районе муладхары. Тепло скорее из-за практики ашвини-мудры, наверное. А сейчас, когда мы медитировали, я увидела цвета. Такие красивые, как будто раскрывающиеся друг из друга.

Иван: Хорошо. Будем тогда читать нашего Авалона потихоньку для будущих поколений. Потом добавим свадхистхану и ее таттву, как дополнение к вашему домашнему заданию, к увеличению практики медитации.

Читаем Авалона.

 

1 В этом смысле Шакти называется "Гханибхута" (Ghanibhuta), что буквально значит "массивный" или "сконденсированный". Это то состояние собранной, сконденсированной энергии, которое может внезапно породить ("Спхурана" – "Sphurana"; буквально "распухать") Вселенную. (Джон Вудрофф писал это в 1913 году, когда еще не были разработаны современные космологические идеи о сингулярности, структуре пространства-времени и возникновении Вселенной из точки в момент "Большого взрыва". Существуют и многие другие параллели тантрической космогонии с современными космологическими идеями. Возможно именно здесь, в теории гравитационного коллапса и сингулярности можно найти ответ на вопрос о физической природе Изначальной Силы, Кундалини Шакти – прим. пер.)

2 Данный образ тоже несовершенен, потому что такая точка, не имеющая величины, всё равно будет иметь положение в пространстве. Между тем точка эта предшествует появлению пространства.

3 Два семени – это Шива и Шакти, а оболочка – Майя. Когда это двуединство разделено, это – символически – проявление Вселенной. Полагать, что это два отдельных семени – ошибка, потому что Шива и Шакти – одно целое, имеющее два аспекта.

4 т.е. имеющую форму "срингара" – водяного ореха, растущего в озерах Кашмира. Следует заметить, что Янтры, хотя они и проецируются на двухмерную плоскость, на самом деле должны были бы быть объемными трехмерными фигурами.

 

Иван: Тут мы можем видеть, что Авалон еще не вводит даже понятие «прана». Мы говорим, что прана – это соединение Энергии и Сознания. Вернее, первоначальная прана предстает в двух гранях: Сознание и Энергия. А разделяет их или наоборот соединяет их майя. И здесь это выражено в таких понятиях, как «Шива» и «Шакти». Просто ухватите эту параллель и понимайте ее. Со временем, когда будете оперировать понятием «праны», понимайте, что она не делится, а предстает в двух гранях: Сознание и Энергия.

 

Так Кундалини-Шакти, движущаяся, чтобы проявить себя, проявляет себя как Вселенная. Говорят, что она называется "свернувшейся кольцом" для того, чтобы указать на то, что она покоится, что это форма статической, потенциальной энергии. Эта Шакти свернулась кольцом вокруг высочайшего Шивы, и она называется Маха-Кундалини, в отличие от той же самой силы в индивидуальном теле, называемой просто Кундалини.

 

Иван: Вот будут вас спрашивать, почему змея свернулась кольцом. Можно так ответить. Учите этот абзац наизусть.

Кира: А здесь говорится, что Шакти свернулась кольцом вокруг высочайшего Шивы. Это что значит? Позвоночник?

Иван: Здесь еще про Маха-Кундалини говориться, здесь еще нет такого понятия, как кундалини нашего тела. Вокруг Сознания.

 

Посредством этой силы и осуществляется Йога. Когда она выполнена, тогда индивидуальная Кундалини-Шакти соединяется с великой космической Маха-Кундалини-Шакти, а та соединяется с Шивой, с которым она по своей сути – одно. Кундалини – аспект вечного Брахмана, и поэтому оба они не имеют качеств. В её Ниргуна (бескачественном) аспекте, она – чистое сознание и само блаженство. В Сагуна (имеющем качество) аспекте она – та, чьей силой развернуто все мироздание. Кундалини Шакти в индивидуальных телах – это сила в покое, или статический центр, вокруг которого силой вращения движется каждая форма существования. Всегда во Вселенной за любой формой активности есть некий статический центр. Единое сознание для целей творения пКираризуется на два аспекта: статический – Шива, и кинетический – Шакти.

 

Иван: Еще запомните такие термины, как «ниргуна» и «сагуна». Будете встречать такие размышления о Ниргуна Брахмане и Сагуна Брахмане, проявленном и не проявленном Абсолюте, говоря нашими терминами. Будете часто встречать это в текстах, часто любят умничать и оперировать такими словами. Понимайте, что «ниргуна» - это бескачественный Абсолют, или непроявленный. А «сагуна» - Абсолют с качествами, проявленный.

Для вас здесь больше подтверждение того, что вы проходили в аксиоматике. Что за каждым Сознанием есть энергия, за каждой Энергией есть свое Сознание.

Наша кундалини – часть общей великой творящей силы Кундалини. Чтобы вы это тоже понимали. В момент пробуждения наша кундалини становится единой с Великой Кундалини, поэтому мы становимся безграничными. И непосредственно уже Кундалини сливается с Шивой, который есть Сознание. Мы можем разобрать, что Шива един. Когда мы будем разбирать сахасрару чакру, вы будем говорить о том, что сахасрара на всех одна. Потому что это принцип Сознания, а оно выше времени и пространства. А вот кундалини, наше проявление в материальном мире, у каждого свое, кусочек великой Маха-Кундалини. У нас есть такой определенный индивидуальный аспект, которым мы можем управлять в той или иной мере.

 

Йога же состоит в разрешении этой двойственность и возвращении к первоначальному единству. Как писал Герберт Спенсер в своей книге "Первые принципы", индийские трактаты утверждают, что Вселенная – это развёртывание (Сришти) из однородного (Мула-Пракрити) в разнородное (Викрити), а потом опять возврат к однородному (Пралайя или растворение). Таким образом, есть две альтернативы – эволюция и растворение. Проявление происходит после периода покоя. И профессор Томас Гексли в его "Эволюции и этике" говорит о проявлении космической энергии (Майя-Шакти), которое происходит в чередовании фаз потенциальности (Пралайя) и развития (Сришти). "Видимо, – пишет он, – как утверждает Кант, каждая космическая магма должна развиться в новый мир, и имеет предопределенный ей конец, исчезновение в том, что ей предшествовало". И индийские учения утверждают, что нет такого момента, как абсолютно первый акт творения этой Вселенной, но лишь один из множества миров, которые были в прошлом и которые еще будут.

 

Иван: Тут мы подбираемся к такой теме, как существование пралайи и то, что все созданное когда-нибудь должно быть разрушено, для того, чтобы воссоздать все это заново. Иногда говорят о таких этапах существования Вселенной: мы с вами хорошо живем, живем, потом наступает схлопывание, мы обратно возвращаемся все к чему-то Единому, а потом обратно происходит развертывание всей Вселенной.

Что тут как понимать – каждый решает по-своему, кто-то ждет этого момента, для того, чтобы просветлиться «нахаляву». Некоторые считают, что во время пралайи мы все равно все возвращаемся к Единому Абсолюту в непроявленное состояние. Но об этом все только говорят, никто ничего точно не знает, все только умничают.

Алеся: Я вот часто ловлю себя на мысли, что почти ничего не понимаю. Еще когда Иван начинает объяснять – все более или менее понятно, а если сижу одна и смотрю в текст – ничего не понимаю.

Иван: Это нормально, раза 3-4 прочитаете и все поймете. И другие книжки будете лучше понимать. Просто термины тут сложные, к ним нужно немного привыкнуть и понять их значение, тогда легче будет доходить. Ну, и так же некоторые моменты позволят вам укрепиться в таком понятии, как аксиоматика и другая теория. У вас будет укрепляться картина сотворения Вселенной, как это все есть с точки зрения йоги. Как вообще происходит зарождение Вселенной, как происходит ее растворение. И почему вообще существуют рождение и смерть, или по-другому растворение. Все идет определенными этапами.

Анна: Так вроде все понятно, даже последний абзац. Даже великие или не очень великие ученые, философы тоже пришли к тому, что идет начало, творение Вселенной, а потом растворение идет. Просто они описали своими словами.

Иван: Те ученые, психологи, которые жили во время Авалона, после Авалона, какой-нибудь там Юнг, любили взять книгу по индийской философии и начать ее разбирать. «Книгу мертвых», еще что-нибудь. Просто в то время любили эту тему, поэтому достаточно много работ высоких специалистов в области философии, психологии. Я как – то попал на канал Культура, и там наши современные старички философы разбирали Бхагават-Гиту и Махабхарату со своей колокольни. Было очень интересно. Я думал, этим никто уже не занимается, но видимо это были ученые еще старой закалки. Ученые - учеными, а йоги – йогами.

Я вам давал ссылку на видео, где про таттвы рассказывают. Есть определенная категория людей, которые любят рассказывать, размышлять, долгие построения делать. Им больше это подвластно. А есть такие, как я, которые хотят всех загнать на практику, чтобы все лично по-практиковали и сами для себя переоткрыли. Это перекосы в одну или в другую сторону. Размышлять тоже надо, чтобы вы смогли другим что-то объяснить. А то получится так, что у вас в голове своя картина есть, вы это все понимаете. А вот рассказать другому уже сложно. С чего начать, как грамотно подвести человека к знаниям вы не сможете. Это достаточно тяжело. Вы должны понимать, о чем говорят такие люди. Они начнут примешивать свои термины, вместо Абсолюта какие-нибудь энергии или боги. Вы должны понимать их терминологию, чтобы приложить на свой трафарет и понять, о чем они говорят. Чтобы сразу не обвинять человека в мракобесии, не кидаться в него палками.

Анна: Как говорил Вадим Опенйога, нужно уметь читать лекцию на любом языке, чтобы и маленький ребенок вас понял, и ученый.

Иван: Здесь не то чтобы язык. Просто представьте ситуацию: встретились два йога, один на своем языке рассказывает про богов, что нужно читать мантру Ганеше, потому что придет бог Ганеша и устранит все твои препятствия. Другой говорит, что нужно читать мантру Ганеше, потому что не Ганеша придет в наш мир, а энергия проявится. Иногда можно встретить в текстах такую терминологию, как «энергия Абсолюта», вот эти боги считаются энергией Абсолюта, энергия Ганеши преодолевает препятствия, энергия Лакшми дает удачу. Мы говорим, что это аспекты, аспекты единого Абсолюта. Чтобы вы в этой терминологии не путались.

Анна: То есть как основной базовый алфавит.

Иван: Чтобы вы могли сами понять или кому-то объяснить. Как мне рассказывали недавно. Подруга ходила на семинар, вот там один человек рассказывал, какой он великий гуру, великий йог. И они там начали про елку спорить, что елка – это символ смерти. У нее там спрашивают: «Лариса, а вы как думаете?». Она отвечает: «Где смерть, там и рождение». Чтобы вы могли «съехать», чтобы весь этот негатив перевести в профессиональное русло. А то на семинарах вам будут встречаться всякие современные эзотерики, сейчас это очень модно и популярно оперировать такими понятиями, чтобы запугивать людей. Чтобы вы могли оперировать такими понятиями и внятно, понятно рассказать людям, либо вдохновить их, чтобы они не боялись.

Это достаточно тяжело сделать, начать менять мировоззрение другого человека. Ему налили стакан, как говорят, и он уже полный. Если мы еще сверху будем лить, то ничего путного из этого не выйдет. Но есть обходные моменты, когда мы к уже существующему знанию добавляем немножко другой вкус, можно посмотреть под другим углом.

Вам нужно учиться уметь находить эту грань, чтобы он не зажимался. В наше время, скорее, его стараются зажать и вытянуть деньги, чтобы продал все, квартиру, машину, чем раскрыть чакры.

 

Во время растворения (Пралайя) в сознании, как Маха-Кундали, есть неотличимое от её общей массы потенциальное семя той новой Вселенной, которой еще предстоит быть. Майя – как новый мир, – потенциально существует как сама Маха-Кундали, которая в себе самой едина с сознанием (Шивой). Эта Майя является коллективной Санскарой (отпечатком), которую она содержит в себе, или Васана – умственным впечатлением, тенденцией, создаваемой Кармой, которая исполнялась в предшествующих существованиях миров. Она состоит из массы потенциального неведения (Авидья), посредством которого сознание вуалирует себя. Поэтому это семя – коллективная или космическая воля к проявлению жизни в форме наслаждения. В конце периода покоя, который и есть растворение, это семя созревает в сознании. Тогда в чистом сознании оказываются два аспекта: один из них бесформенный, в котором преобладает чистое блаженство, и другой аспект – аспект Вселенной, аспект проявления мира множества форм, мира наслаждения (Бхукти). Один из главных принципов Шакта-Тантры – обеспечить посредством её Садханы обе вещи – и освобождение (Мукти) и наслаждение (Бхукти). Этого можно достичь путем отождествления себя во время наслаждения с душой мира. Когда такое семя созревает, Шива движет свою Силу, Шакти, дальше. Так как Он един с Шакти, то и в этом – тоже он, в своем Шива-Шакти аспекте. Так он идет всё дальше и дальше и воплощает себя во все формы мировой жизни. В чистом, совершенном и бесформенном сознании возникает желание проявить себя в мире форм – желание радости от формы и в виде формы. Это подобно ограниченности усилия в неограниченности неподвижной поверхности чистого сознания Нишкала-Шива, но усилие без воздействия на саму неподвижность. Такова изменчивость в неизменности, и неизменность в изменчивости. Шива в его трансцендентном аспекте неизменен, но Шива в его имманентном аспекте – изменчив. Когда проявляется творческая воля, Шакти вибрирует (как звук) и принимает форму Бинду, которое и есть творческая Таттва, из которой произошли все миры. Для их творения и происходит развертывание Кундалини. Когда Карма созрела, тогда Дэви, по словам "Кулачудамани-Нигама" (Tantric Texts, vol. 4, ch. 1, 16-24) "становится исполненной желания творения и покрывает сама себя своей собственной Майей". Затем "Дэви, радостная и исполненная безумного восторга", в своем соединении с высочайшим Акулой (тантрическое имя Шивы) становится Викарини – то есть Викара, воплощением Таттвы ума и материи, которые и составляют проявляющуюся Вселенную. Шастры детально повествуют об этапах творения – как с объективной, так и с субъективной точки зрения, – при которых происходит нисхождение в ограниченное сознание, в форму и в "звук". Как шиваиты, так и шакты одинаково признают 36 категорий или Таттв, Кали, Шакти Унмани и остальные Таттвы, Сададхва, Мантры идей, Нада, Бинду, Камакала и так далее (см. Avalon A. "Garland of Letters").

 

Иван: Здесь описывается, что происходит во время такого понятия, как Пралайя и такого понятия, как Рождение Вселенной. Начинается игра Шакти, которая предстает в форме Кундалини. Развертываясь, она создает весь видимый мир. Шива, пропитывая ее силой Сознания, двигает ею, позволяя все это делать.

Здесь хорошо было сказано где-то в середине, что один из главных принципов Шакта-Тантры, обеспечить посредством ее Садханы обе вещи: и освобождение (Мукти), и наслаждение (Бхукти) путем отождествления себя во время наслаждения с душой мира.

Мы можем встретить аскетов, которые уходят полностью в постижение Высшего, пренебрегая такими аспектами, как наслаждение. А другие уходят, наоборот, в наслаждение, забывая про освобождение.

Анна: Каждый сам для себя выбирает, что ему лучше, освобождение или наслаждение?

Иван: Показано, что этот принцип призывает к соединению как освобождения, так и наслаждения. То, что мы называем соединение Сознания и Энергии. Не скатываться в Энергию или в Сознание, а срединный путь. Тут все более или менее понятно, если не понятно, то ничего страшного.

Теперь практика. Дополнительная символика, которую мы начинаем привязывать с этой недели к своей практике. Полумесяц с позиции Индии все представляют? У нас полумесяц такой вертикальный, а если мы посмотрим в Индии, то у них полумесяц такой горизонтальный, наподобие лодочки. Чтобы вы понимали, почему идет символика полумесяца в виде такой перевернутой лодочки. В трактате «Шатчакра Нирупана» дается символика такого полумесяца, мы будем ее представлять, как таттву воды.

 

Садимся в любую удобную позу, закрываем глаза, стараемся выпрямить спину, шею, голову вдоль одно прямой линии. Переносим свое внимание в область половых органов, немного выше муладхары. Стараемся представить себе полумесяц и подключаем свои ассоциации, такие как вода, принцип воды, в чем есть вода. Любые ассоциации, которые идут у вас с этим понятием, с этим принципом. Собственно, не только с понятием воды, а вообще с понятием любой жидкости, которая может быть во Вселенной. Но для начала можно представлять воду.

Давайте еще дополнительно поставим средний и указательный пальцы в районе межбровья. Накачаем этот образ праной. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Продолжаем в своем ритме.

 

Хорошо. Кто готов поделиться, поделитесь.

Алеся: У меня представился этот образ воды как родничок в лесу. Сначала родничок был маленький, а потом, когда мы стали делать пранаяму, родничок представился уже более мощным фонтаном из-под земли. Такая чистенькая водичка у меня из-под земли выливалась.

Анна: Отличный образ у Алеси. Мне представился Шива, у которого есть образ, что Ганга ему льется на голову. А потом Шива превратился в Шивалингам. И этот Шивалингам с молоком или с водой. А потом я открыла глаза и мне показалось, что все вкусы и запаха стали четче, я даже замерла на минуту. А еще мне было жалко всех живых существ.

Майя: Когда только начали медитацию, у меня прямо забурлило по всему телу. Я прямо поняла, что это такая вода. Потом я увидела нашу Землю. Пришло в голову, что человек на 90% состоит из воды, и Земля наша на 90% состоит из воды, потом плоды видела какие-то. Ощущение бурления было очень приятное, по всему телу прошлось.

Лена: Мне сначала представился стакан с водой, потом я воду пила, потом представился океан, такой огромный, полный. Потом представилась вся Земля, что она большей частью состоит из воды. Потом все опять вернулось к океану, к такой лазурной воде, такой приятной. И как будто бы я стояла в теплой воде как раз по область этой чакры. Ощущение было приятное.

Иван: Хорошо. Это будет вашим дополнительным домашним заданием. В чате пишут, что сразу достаточно тяжело определить, где муладхара, где свадхистхана, у них примерно одна область локализации. Вот вам домашним заданием и будет определить для себя место локализации муладхары и свадхистханы, почувствовать разницу в ощущениях.

На муладхару мы продолжаем мантра-медитацию на 4-лепестковый лотос, а на свадхистхану делаем эту медитацию на таттву. Так же мы продолжаем читать Артура Авалона «Змеиная Сила». Я постараюсь выложить в библиотеке на этой неделе дополнительные книги: Свами Шивананда «Кундалини Йога» и Свами Сатьянанда Сарасвати «Кундалини йога, тантра, медитация». Еще будет книга по таттвам. Там будут практики, вы их пока пропускаете. Пока только теория, чтобы вы могли понимать смежность культур, непосредственное понимание кундалини-йоги, которая есть в тех или иных традициях и школах. Пока возьмем классические тексты, не будем рассматривать, что сейчас понимается под кундалини-йогой. Сначала рассмотрим аспект Кундалини в форме Лайя-йоги.

______________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Теория: продолжаем читать книгу Артура Авалона «Змеиная сила». Начинаем параллельно самостоятельно изучать работы Свами Шивананда «Кундалини Йога» и Свами Сатьянанда Сарасвати «Кундалини йога, тантра, медитация».

Практика: к 10-минутной практике концентрации на муладхару добавляем 10-минутную практику концентрации на свадхистхану и ее таттву (вода).

______________________________________________________________________

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.