Занятие 2. Соотношение понятий «Брахман», «Шива-Шакти», «Чит», Сознание-Энергия» в трактовке Артура Авалона — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Занятие 2. Соотношение понятий «Брахман», «Шива-Шакти», «Чит», Сознание-Энергия» в трактовке Артура Авалона

2020-08-20 116
Занятие 2. Соотношение понятий «Брахман», «Шива-Шакти», «Чит», Сознание-Энергия» в трактовке Артура Авалона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Это второе занятие кафедры Кундалини и Лайя йоги.

Домашним заданием у нас была практика медитации и концентрации на янтру Земли, это квардрат, или янтру муладхара чакры. Попытка её уловить, где она находится в основании нашего тела, и постараться вести дневник, куда записывать свои ощущения. Давайте сейчас выделим пять минут, сделаем практику попеременного дыхания, с концентрацией на янтру, внутренний квадрат. И попытаться найти муладхара чакру в основании нашего тела.

Садимся в удобную позу, выпрямляем спину, шею и начинаем практиковать.

Практика 5 минут.

Делаем глубокий вдох через обе ноздри, задержку держим столько сколько комфортно. Просматриваем сознанием тело от основания до макушки головы вдоль позвоночника, словно пытаемся поднять, вытянуть кундалини от основания до макушки головы.

Кто практиковал на неделе, и кто хочет поделиться какими-то самыми яркими моментами для вдохновения остальных?

Владимир: Я практиковал медитацию с янтрой квадрат черный в течение недели после занятий физической йогой, хатха йогой. Больших ощущений, изменений у меня не было. Затем, когда пришлось выполнять домашнее задание и читать Артура Авалона, 1 и 2 главы нам были заданы, я дочитал до середины второй главы. Там есть такое указание, как отследить, что начинает просыпаться энергия кундалини или можно её как-то нащупать. Точнее нащупать в какой форме, каким образом она может проявиться. На прошлом занятии Алеся говорила, что у неё появилось тепло в области, где должна находиться муладхара чакра, как раз у Артура Авалона это всё описано. И сейчас при медитации на муладхара чакру я ощутил такую легкую вибрацию, как раз в месте дислокации этой чакры, и легкое тепло. Не знаю, может быть это иллюзия или моё желание было. Еще когда я изучал Артура Авалона, то понял одну интересную вещь. Сознание надо направлять на муладхара чакру для того, чтобы как-то её нащупать и пробудить энергию кундалини. Это для меня очень важное обстоятельство было, что можно пробудить энергию без физических йог, хотя это всё улучшает практику. Но самое главное – это когда сегодня утром я читал Артура Авалона, то вспомнил свой сегодняшний сон, который заключался в следующем: у меня начала подниматься энергия кундалини и начала растворять все. Это были такие переживания интересные во сне. Но самое главное я вспомнил, что надо постоянно повторять мантру «ОМ» и направлять своё сознание на нашего создателя, на Абсолют. Вот об этом сне я вспомнил, когда начал читать Артура Авалона и это то, чем я могу поделиться по практике медитации на муладхара чакру.

Иван: Замечательно. Еще кто что скажет?

Анна: Я хочу сказать про концентрацию на муладхаре. Сколько я себе не представляла квадрат, мне удалось его представить только в первый раз, когда его только дали. В последующих практиках, которые я делала утром и вечером по 15 минут, не смогла представить квадрат. У меня первые 8 минут практики вообще ни о чем, потом уже что-то начинает вырисовываться. Зато появляются треугольники. Треугольники вершиной вниз, треугольники вершиной вверх, больше темные. И начинает трясти все тело. Трясется оно приятно, и если полностью расслабиться и войти в этот ритм, то очень гармоничные движения получаются. Сначала я думала, что я их сама делаю, знаете, когда раскачиваешься. Но я полностью останавливаюсь, и оно само. Началось это, когда я лежала на правом боку, засыпала, и начало просто трястись тело. Это было очень приятно, но сначала непонятно и страшно, что со мной. И мне приснился сон, что мне нужно убить себя. И вот во сне я умираю. И я сама должна причинить себе боль, то ли голову мне рубят. Я живая, а голова отрубленная. И мне постоянно её рубят. И от таких снов тело начинает трястись. Еще есть канал, который непрямой и когда я закрываю глаза, какие-то жуки приходят, и канал идет не прямо, а как-то все время уходит влево, прямо не идет.

Иван: Это все было подвязано к практике или ощущения от йоги?

Анна: Нет, это к практике.

Иван: Хорошо! Кто еще поделится?

Кира: Я тоже практиковала. Но у меня таких сильных ощущений не было и сны страшные не снились. Во время практики, когда на землю медитируем, я почему-то больше на землю медитировала, чем на муладхару, с квадратом мне легко. Почему он у вас черный, я не понимаю, у меня он красный. Я на него села и сижу. Он у меня маленький такой, как стикер. А потом думаю, а чего это он у меня такой маленький. И я его, раз так, как коврик, расширила. Потом, думаю, побольше сделать - я его побольше сделала. Я не знаю, каким его надо представлять, у меня любой. Хотелось опуститься под тяжестью, нижняя часть тела стала совсем неподъемная. Вот такие ощущения тела были, как скала. И позвоночник первое время хотелось скрючить, наклонить. Первые несколько дней я так скрючивала. Думала, ладно, центральный канал все равно прямой. Может это и неправильно так делать, но мне так хотелось. А сейчас более или менее выпрямляется, но спина все равно не такая прямая, когда мы сидим в медитации. То есть внизу она устойчивая, а к верху не стремится. Вот такие у меня ощущения. После того, как медитация закончится, раскачка идет, крии какие-то.

Иван: Хорошо. Еще кто что скажет?

Елена: Я тоже практиковала, ярких ощущений у меня нет. Единственное ощущение связано у меня с пранаямой. Первые два дня во время пранаямы меня бросало в жар. Я не могла дышать и возвращалась к своему обычному дыханию. А вот последние дни уже всё это проходило. Сначала бросает в жар, а потом уже все спокойно отпускает. Тепло также в области этой чакры, а квадрат у меня был разной формы: и большой, и маленький. Потом я нашла такой средний гармоничный для меня и концентрировалась на него. У меня не было каких-то ярких цветов, было все черненько, спокойненько. Большего пока ничего не было со мной

Иван: Замечательно. Артура Авалона все читали?

Студенты: Сложный текст.

Владимир: А вы знаете, что там после введения, все довольно понятно идет дальше. Это моё ощущение от прочтения текста. Там очень мало санскрита и знакомые слова появляются. Честно говоря, я довольно много читал текстов, но этот настолько мощный, там такие практики передаются, что кошмар просто. Я вторую главу до середины дочитал, больше не успел. Потому что в плане осознания нужно это как-то дозировано. Я еще, когда читал Авалона, помнил, что Иван рекомендовал всего прочитать. Но всю книгу сразу - это надо месяца два читать, чтобы доходило или потом частями перечитывать. В общем, интересный текст, доступным европейским языком написан, отличный перевод. У меня есть несколько вариантов перевода. Самый удачный перевод тот, который выкладывал Иван на кафедре. Это моё мнение о тексте, и мои ощущения, которые возникли.

Иван: Хорошо. Давайте, почитаем немножко.

 

Артур Авалон. Глава 2. Бестелесное сознание.

 

Основания этой Йоги имеют глубоко метафизический и научный характер. Для их понимания требуется достаточно полное знакомство с индийской философией, религиозными учениями и ритуалами как в целом, так и, в частности, с теми представлениями, которые содержатся в Шакта Тантрах и в монистических (Адвайта) Шиваитских Тантрах. Нужен слишком объемный труд, чтобы описать и объяснить детально природу этой Йоги и те идеи, на которых она основывается. Поэтому я предполагаю либо наличие у читателя общих знаний в этой области, либо, по крайней мере, стремление получить его, и ограничусь здесь изложением тех основных принципов и фактов, которые смогут сыграть роль ключа, которым желающие смогут открыть дверь, ведущую к пониманию этой темы.

 

Иван: Хорошо. Если у вас возникают вопросы, мы будем делать перерывы между абзацами, и вы сразу их вставляйте. Может быть, что-нибудь обсудим.

Кира: У меня есть вопрос. Получается, термин «кундалини йога» первый раз у Авалона возник? Я читала во введении, когда он объясняет, что это по другим источникам, но он первый называет это кундалини йогой.

Иван: Там в дальнейшем он будет упоминать все это, всю атрибутику: как, что, почему. Но как продвижение бренда - первым был Авалон. Потом уже подхватили другие. Есть перевод биографии Авалона, её переводил с английского Дмитрий Кирсанов, тоже очень интересно.

Хорошо. Читаем дальше.

Я хотел бы облегчить для читателя понимание сложности текста; что же касается практической стороны, то я воспроизвожу те основные направления, которые даются в текстах вместе с теми пояснениями, которые я получил в устной форме. Те же, кто захочет пойти дальше и практиковать эту Йогу, должны сначала убедиться в пригодности для себя этой Йоги, а потом учиться у Гуру, который сам прошел через неё. Только лишь его опыт сможет сказать, способен ли ученик иметь успех. Говорят, что из тех, кто принимает эту Йогу, только один из тысячи может достичь успеха. И в дальнейшем один только Гуру сможет спасти ученика от возможного риска, руководя практикой по своей воле в соответствии со способностями и нуждами ученика. Поэтому хотя некоторые общие принципы и можно объяснить здесь, их практическое приложение будет зависеть от обстоятельства в каждом конкретном случае.

 

Кира: У меня есть вопрос. Зачем печатать такие тексты, если все равно без гуру никуда?

Иван: А для чего создан Международный Открытый Йога Университет? Для того чтобы подготовить нас к встрече с гуру. Готов ученик, готов и учитель. Пока мы не проделаем всю черновую работу, на гуру можно не рассчитывать.

 

Окончательная реальность, которую уже невозможно свести к чему-либо, есть дух в смысле чистого сознания (Чит, Самвит) из которого посредством его же силы (Шакти) произошли и разум, и материя. Дух един.1

1 Дух – Атман, проявляющий себя как "Я". Его носителем являются ум и Антахкарана, работающие совместно с Манасом и чувствами (Индриями), и материя. Есть пять видов Бхута, "чувствующей материи".

В духе нет ни степеней, ни различий. Тот дух, который находится в человеке – это единый дух, находящийся во всём. Как объект почитания – это Господь (Творец) или Бог. Ум и материя многообразны и имеют много степеней и качеств. Атман же (дух) как таковой целостен и лишен структуры. Ум и материя – это лишь части целого, и они не целостны (Апурна) и являются частью чего-то ещё, имеют свою структуру. Атман неизменен и бездейственен, а его сила – Шакти – активна и проявляется в форме ума и материи. Чистое сознание – Чит или Самвит. Согласно учению Веданты материя и ум, как таковые, лишены сознания.

 

Владимир: У меня, как раз, по этому абзацу вопрос возник, когда я читал. «Согласно учению Веданты» - это одна из теорий или это Авалон комментирует? Какое понятие Веданты в этом контексте?

Иван: Авалон знаток Веданты, и он просто расшифровывает, что в Веданте материя и ум, как таковые, лишены сознания. Если говорить нашим языком и разбить все на энергию и сознание, то к осознанию мы можем отнести только сознание. А вот вся проявленная материальная Вселенная – это и есть то или иное видоизменение энергии.

Кира: А почему нет связки с сознанием?

Иван: Она есть. Просто их часто разбивают: вот есть это, а есть это. Он наоборот вводит эти два понятия.

Кира: Но мы же говорим о том, что в любой проявленной материи всегда есть кусочек сознания.

Иван: Да. В дальнейшем он будет вводить эти принципы, почему он их, как бы, оживляет.

Владимир: Почему я тоже заострил свое внимание на этом, потому что в дальнейшем он потом и вводит, что сознание и энергия – вещи неразделимые. А здесь такая ссылка, что согласно понятию Веданты материя и ум, как таковые, лишены сознания. А по нашей аксиоматике йоги за энергией всегда стоит сознание, и вот тут я зацепился за это. Но теперь понятно, спасибо.

Иван: Просто, действительно, разрезал на две части. Объяснил одну часть, объяснил другую. И теперь пойдет немного другая концепция на соединение этого. Читаем дальше.

Для всего, что не есть сознание, "Я" – бессознательный объект. Это не значит, что "Я" само по себе бессознательно. Наоборот, в сущности – все есть сознание, но мы говорим о нём, как о бессознательном, потому что оно является объектом для сознания нашего "Я". Сознание принимает ограниченную форму ума для того, чтобы человек мог приобретать конкретный, конечный опыт. Не бывает ума, где нет сознания в качестве его основания, в то время как высшее сознание – без ума (Аманах). Там, где нет ума, там нет и ограничений. Сознание, оставаясь в одном своём аспекте неизменным, в другом аспекте принимает форму активной силы, проявляющей себя как ум и тело. Поэтому человек – чистое сознание (Чит), носителем которого является его сила в форме ума и тела.

Это – чистое сознание, Шива и его сила – Шакти в том состоянии, в котором она всегда пребывает в его бесформенном "Я". Единая с ним, Она – Великая Богиня, Мать Вселенной, и Она в форме жизненной силы обитает в человеческом теле, в самом нижнем его центре у основания позвоночника, в то время как Шива проявляет себя в самом высшем мозговом центре, в лотосе Сахасрара. Доведенная до конца Йога – это соединение Её (Шакти) с Ним (Шивой) в теле Садхака. Это Лайя, растворение, в противоположность инволюции духа в разум и материю.

 

Иван: Тут всем всё понятно. Есть сознание, есть энергия, их соединение ведет к растворению.

Кира: Это сколько же надо медитировать, чтобы понять?

Иван: Прошедшие аксиоматику должны всё понимать, и уже сами такое сочинять. Тут вся нормальная кундалини йога.

Владимир: Ну, а что, собственно говоря. Здесь в последнем абзаце идет речь о том, что мы соединяем сознание и энергию через центральный канал – это как раз и есть путь йоги. И приближаемся через это к точке йоги, где энергия и сознание соединяются, преобразуются в прану. А прана стоит на расстоянии одного шага от нашего Высшего Я. Понятный хороший абзац такой.

Иван: Если взять первый абзац, то там Авалон подводит к тому, что всё есть энергия, всё есть сознание. В основном это понятия Веданты, что всё есть Чит, а остальное Майя, или по-другому, все есть сознание. Под высшим сознанием понимается Абсолют. То, что неописуемо. Про ум можно сказать, что это такая структура, которая без сознания ничего не имеет, но сознание без ума может прекрасно себя осознавать и прекрасно существовать без ума.

Кира: Но вот что он понимает здесь под умом?

Иван: Под умом понимает манас.

Владимир: А я себе тут выдержку записал: «Ум – это нечистое ограниченное сознание». Вот что он понимает под умом. Это там дальше будет.

Иван: Ум – это манас, именно так, если свести к этому.

Владимир: Если рассматривать ум, как и наше тело, как инструмент для познания окружающего мира, как часть сознания всеобщего, сознания Абсолюта.

Иван: Ладно. Хорошо. Давайте дальше.

 

Некоторые предпочитают поклоняться мужскому аспекту – правой стороне, соединенной мужской и женской фигуры (Ардханаришвари). Иные, Шакты, предпочитают поклоняться левой, женской стороне фигуры и называют Её Матерью, потому что Она – Великая Мать, Махадэви, которая зачинает, рождает и питает всю Вселенную, возникающею из её утробы (Йони). Это так, потому что она – активная составляющая сознания,1 которая представляет2 себе мир в соответствии с впечатлениями или отпечатками (Санскарами), которые были оставлены радостями и страданиями, испытанными в прошлых мирах. Естественно поэтому почитать Её как Мать. Первая Мантра, в которую посвящены все люди – это слово Ма (Мать). Это первое слово человека, и, обычно, последнее. Отец – просто помощник матери.3 Весь мир пяти элементов также возникает из активизированного сознания или Шакти, и есть Её проявление. Люди потому почитают Мать, что нет никого нежнее4 Её; приветствуют её юную улыбающуюся красоту в форме розовой Трипурасундари – Источника Вселенной, и Её внушающее ужас величие в форме Кали, забирающей всё и всех назад, в себя. Здесь мы подходим к Йоге, которая представляет собой соединение Матери с аспектом Господа (Шивы) в том состоянии сознания, которое и есть Абсолют. Веда говорит "Весь этот (многообразный мир) – (единый) Брахман". Как множественное может быть единым, разные школы объясняют по разному. То толкование, которое дается здесь, содержится в Тантрах или Агамах. Во-первых, что такое единая реальность, которая проявляется как множественное? Какова природа Брахмана самого по себе (Сварупа)? Ответ на это таков: Сат-Чит-Ананда, Бытие-Сознание-Блаженство. Сознание или чувствование (Чит или Самвит) тождественно бытию, как таковому. Хотя в обычном опыте эти два состояния соединены вместе, но, по сути, они остаются различными, или, по крайней мере, кажутся отличающимися друг от друга. Человек по своему устройству упорно верит в объективное существование вне его и независимо от него. И такая объективация будет существовать до тех пор, пока человек воплощён. Дух (Дживатман), его сознание скрыты, завуалированы Майей.

 

Иван: Вопросы?

Кира: Отец – помощник матери. Весь мир пяти стихий также возникает из активизированного сознания или Шакти, и есть Её проявление. А что у нас Шакти – это сознание? Активизированное, в смысле материализованное?

Иван: Кто хочет сказать? Как он понимает этот термин?

Анна: Активизированная – это, как раз и есть энергия. То есть сознание и энергия неразделимы и являются двумя сторонами одной медали. Шакти активизируется под воздействием сознания.

Кира: То есть он просто здесь материю, энергию обозвал активизированным сознанием. Сознание в материальной форме он считает активизированным.

Иван: Тут именно концепция Абсолюта идет как Высшее Сознание, которое делится, как бы, на Сознание и Энергию. То есть у него есть статическое сознание, которое высвечивает и активизированное сознание, которое соответственно всё видоизменяет. Одно называют Шива, другое Шакти. Это просто терминология, чтобы вы понимали. Дальше он описывает, какая крутая все-таки Мать, что все ей поклоняются и какова природа Брахмана: Сат-Чит-Ананда. Мы не осознаем себя, потому что скрыты майей.

Тут Авалон задает вопрос: «Что такое единая реальность?» И дает ответ: «Сат-Чит-Ананда. Бытие-Сознание-Блаженство».

Кира: А дальше: сознание или чувствование тождественно бытию, как таковому. Это интересно. Почему сознание равно чувствованию, во-первых? И, во-вторых, почему оно тождественно бытию? Если здесь считать Сознание, как содержащее в себе и Шиву, и Шакти, то, наверное, да.

Иван: Тут под сознанием в скобках Чит, он имеет в виду Абсолют, потому что Абсолют и есть всё бытие.

Кира: То есть Абсолют – это сознание в его понимании?

Иван: Он использует само понятие Чит, как в более глубоком его понимании, так и будет использовать Сознание в понятии Шива. Поэтому здесь Чит, что-то сродни Абсолюту, а вот именно Шива сродни тому понятию, которое употребляем мы. Читаем далее текст.

Но в изначальных первоосновах опыта, переживания – в Высочайшем духе, Параматмане, – это различие исчезает, потому что там, где нет никаких разделений, Он, Параматман, – и переживающий, и объект переживания, и само переживание. Однако когда мы говорим о Чит, как о сознании, мы должны помнить обо всем этом и рассматривать его только как ограниченное проявление Чит, которое само по себе – бесконечный неизменный принцип, основание всякого переживания.

 

Иван: Вот это как раз и ответ для вас, что Чит ограниченный, Чит – это и есть сознание, а сознание есть Чит, в котором ограниченный Чит – это и есть сознание.

Кира: Красиво.

Иван: Вот такая терминология, чтоб объяснить кому-то как-то. Поэтому вы должны благодарить ВВЗ за то, что он попытался как-то это все структурировать. Вы часто будете встречать это понятие Чит и понятие Сознание, что под одним термином он иногда понимает разные вещи или разные вещи под одним термином. Но они немножко будут все равно различаться, он какие-то термины будет вводить более понятные.

Кира: Может быть это перевод такой?

Иван: Может быть. Но наша суть не разобрать, а практиковать. Давайте, еще немного почитаем, попрактикуем к домашнему заданию, потом зададим задание и будем практиковать две недели.

Бытие и сознание – это абсолютное блаженство, которое можно определить, как "успокоение в себе самом". Оно – блаженство, потому что пребывает в бесконечном "ВСЁ" и тем самым уже не испытывает недостатка ни в чем. Это исполненное блаженства сознание – окончательная, уже не сводимая к чему-либо иному природа Сварупы или собственная форма Единой Реальности, которая, как неизменное – и есть ВСЁ, а как изменчивое – часть ВСЕГО. Сварупа – подлинная природа каждого в отличие от того, в каких формах он может проявляться. Высшее сознание – это единство высших Пара Шивы и Пара Шакти, которое никогда не изменяется, а вечно продолжает быть тем же самым, пребывая и действуя во всех изменениях в своем творческом аспекте как Шива-Шакти. Все проявления ассоциируются с тем, что воспринимается как бессознательное. И ум – это не чистое, а ограниченное сознание. То же, что его ограничивает, должно быть по своей природе чем-либо бессознательным, а если и сознательным – то лишь способным производить видимость сознания. В мире феноменов нет ничего ни абсолютно сознательного, ни абсолютно бессознательного. Сознание и бессознательное всегда перемешаны. Некоторые объекты кажутся более наделенными сознанием, а другие – менее. Это возникает потому, что Чит, который полностью не отсутствует ни в чём, проявляет себя различными путями и в различной степени. Степень этого проявления ограничена природой и развитием ума и тела, в котором заключается сознание. Дух остаётся одним и тем же, а ум и тело изменяются.

 

Иван: Тут он соответственно и говорит, зачем нам заниматься хатха-йогой, что степень свечения Чит зависит от развитости ума и тела. Что ваше Высшее Я неизменно, а вот проявления ваши изменяемы и чем меньше они развиты, тем меньше Сознание через них светит, и тем меньше мы понимаем.

Анна: Как сказано в трактате: канал не прорыт, не по чему идти. Поэтому нужно развивать себя с помощью физических практик.

Проявления сознания можно наблюдать от мира минералов и до человека. В минеральном мире Чит проявляется как самая низкая форма чувствительности, в форме реакции на раздражитель, и это "физическое" сознание на языке западной науки можно было бы назвать "памятью атомов". Чувствительность растений более развита, хотя, как говорит Чакрапани в "Бханумати", это спящее сознание. Затем оно проявляет себя в тех живых микроорганизмах, которые являются следующей степенью между растительным и животным миром. В животном мире сознание становится более централизованным и сложным, получая полное своё развитие в человеке, который обладает всеми физическими функциями, такими, как познавательная способность, восприятие, чувства и воля. За этими изменчивыми формами сознания находится единое, бесформенное и неизменное Чит, которое само по себе, в своей сущности (Сварупа), отличается от частных форм своего проявления.

Проходя через разные стадии проявления жизни, Чит сам по себе остаётся тем же самым и не развивается. Видимость же развития возникает от того, что Чит то более, то менее ограничен и завуалирован умом и материей. Это вуалирование производится той силой сознания, Шакти, которая творит миры множественности форм. Что же именно вуалирует сознание и порождает мировой опыт? Это сила иллюзорности, Майя Шакти, которая как бы создаёт видимость того, что целостное (Пурна) – нецелостно (Апурна); бесконечное превращает в конечное, бесформенное – в имеющее форму. Это та сила, которая вуалирует, ограничивает и отрицает. Отрицает что? – Совершенное сознание. Есть ли Шакти сама по себе тем же самым, что и Шива – Чит, или она принципиально отличается от него? Она должна быть по сути тем же самым, иначе всё не могло бы быть единым Брахманом. Но если она в принципе то же самое, что и Шива, то она должна быть и Чит, т.е. сознанием. Поэтому она – Сат-Чит-Ананда Майя и Чидрупини1 ("в форме природы Чит"). Как сказано в "Кубджика-Тантре", Парама-Кала – это и Чит (Чидрупа) и Нада (Надарупа).

 

1 Сат-Чит-Ананда Майя – это в сущности то же, что Сат-Чит-Ананда, но суффикс "майя", как и "рупини", отмечает тонкое различие: она одновременно и своя собственная сущность, Чит, и нечто отличное от нее, поскольку проявляется как сила.

 

Иван: Какой замечательный абзац. Тут он пытается объяснить про энергию. Что энергия может быть не сознанием, а если она все-таки сознание, то как она может проявляться. Поэтому и нет разрывности сознания и энергии, а все это вместе – Сат-Чит-Ананда и есть Абсолют.

Владимир: Я хочу добавить к абзацу. Мы, когда на наших занятиях разбирали, что весь окружающий мир и вся окружающая природа – всё живое вокруг, то это понятие до меня очень долго доходило, но, в конце концов, я к этому пришел и осознал. И вот как раз в первом абзаце идет очень хорошее объяснение, почему свет сознания такой тусклый в минералах, камнях, то есть неживая, как мы считаем. И насколько свет сознания сильный, и как изменяется природа в зависимости от силы сознания, которое светит через человеческое тело. И человек вобрал в себя лучшие качества живых существ. Человек ходит на двух ногах, мало кто в живой природе ходит на двух ногах, он может бегать, прыгать, а кроме того у него развит разум. То есть здесь прямая аналогия идет от развития осознанности и формы тела, которую имеет живое существо.

Кира: А у меня просто размышления по последнему абзацу: «Есть ли Шакти сама по себе тем же самым, что и Шива? Она должна быть по сути тем же самым, иначе всё не могло бы быть единым Брахманом». Но не факт на мой взгляд. Это может быть две противоположности, которые в соединении дают единый Брахман, необязательно она должна быть тем же самым. И вот здесь приравнивание Шакти к Читу, Сознанию, насколько оно является правомерным в этой логике?

Иван: Тут, скорее всего, имеется в виду, что они равновелики, как Шива, так и Шакти.

Кира: Но здесь не про равновеликость, здесь говорится про тождественность.

Иван: Может, раз они одинаковы - значит равновелики.

Кира: Нет! Одинаковы по качествам или одинаковы по силе – это разные вещи. Здесь говорится, что они одинаковы по качествам. Это не очень логично на мой взгляд. Может, я чего-то не понимаю? «Она должна быть и Чит, т.е. Сознанием». То есть это качество, а не сила, да? Равновеликость – это сила, мощь, согласна, но качества у них разные?

Анна: А почему качества у них не могут быть равновелики?

Кира: Могут быть они равновелики, только у Шивы и Шакти противоположные, как у Сознания и Энергии.

Анна: Они противоположно равновелики.

Кира: Согласна. Но здесь говорится, что она тождественна. То есть Шива и Шакти - одно и тоже. Можно ли так сказать?

Анна: Сколько сознания у Шивы, столько же энергии у Шакти.

Кира: Я понимаю, но они же не тождественны. Соединяясь, они образуют Брахман.

Владимир: А здесь нас подводят к понятию, что иначе все не могло бы быть единым Брахманом. То есть единый Брахман, сверхличностный Брахман, он проявляется в форме Шивы, Сознания, и в форме Шакти, Энергии. То есть они абсолютно взаимосвязаны, и изначально это было единым целым, единым Брахманом как раз.

Кира: Но это не значит, что они принципиально не отличаются. Да?

Анна: Они дополняют друг друга.

Кира: Дополняют, но отличаются. Я, почему прикопалась, потому что здесь написано, что это одно и то же.

Иван: Там в комментариях чуть ниже «отмечает тонкое различие: она одновременно и своя собственная сущность, Чит, и нечто отличное от нее, поскольку проявляется как сила».

Кира: Ну, так и напишите, что это не одно и тоже. Они принципиально отличаются, между ними есть различие пусть и тонкое. То есть, когда комментарий противоречит тексту, на мой взгляд, здесь что-то не стыкуется…

Иван: Ну, здесь не в противоречии, а именно в осознании того, что хотел сказать автор, выражаясь своими такими терминами. Это мы можем здесь умничать, обладая определенной базой аксиоматики, и что-то к чему-то притягивать. А когда у тебя есть просто книжка, рассчитанная на определенную аудиторию, жившую в 20-е годы, поэтому есть, как есть.

Кира: Ну, когда у меня есть только книжка, то я пойму, что Шакти и Шива – это одно и тоже, что они абсолютно тождественны и между ними нет никакой разницы, и все это Брахман. Вот и все, что я пойму из этого текста. Но между ними есть разница?

Анна: А в чем тогда выражается это тонкое различие?

Алексей: Сат-Чит-Ананда. Майя разделила Прану на Сознание и Энергию, то есть суть одна, а проявления разные.

Иван: Я бы не стал приводить именно к этому понятию, потому что можно уйти совсем вглубь: что такое прана? Почему сознание и энергия, а мы еще термин праны не ввели и к этому не привязали. А тем более начинать апеллировать этими понятиями. Поэтому прану мы трогать не будем, и что на что поделилось, рассмотрим с позиции Авалона, именно с того, что он пытался сказать в своем тексте и переложить его на наш носитель.

Тут если еще поближе к тексту, он говорит, что Шакти, то же самое что и Шива, то есть она должна быть Чит. А Чит – это мы понимаем под Абсолютом, что это одна из граней Абсолюта, поэтому они все называются Сат-Чит-Ананда. Или то, что мы читали выше – это Бытие или под «бытием» мы тоже понимаем Абсолюта. Вот именно термины «чит» и «сознание» надо как-то разделять, то есть сознание, как Чит и Сознание, как Шива. То есть акцентировать на этом внимание, а то будем путаться.

Кира: То есть он имел в виду, что отдельно Шакти – это Чит, отдельно Шива – это тоже Чит и отдельно у нас есть еще Ананда, которая тоже Чит, то есть в смысле Абсолют или Брахман.

Иван: Наоборот, что отдельности нет. Что есть определенные такие проявления, как Сознание в виде Шивы и как Энергии в виде Шакти, а все это у Чита. А Чит мы понимаем как Абсолют.

Теперь к нашей практике. В чем она заключается? Вы к ней добавляете мантру чакры, мантру татвы. Кто знает, какая мантра?

Анна: ЛАМ

Иван: Правильно. Поэтому мы делаем все то же самое, только с добавлением мантры ЛАМ. Мантру ЛАМ можно также визуализировать просто кириллицей в этом квадрате и постараться получать от неё какой-то отклик. Хотя бы просто попрактиковать с мантрой ЛАМ.

Анна: У меня есть картинка муладхары.

Иван: Картинку пока не надо. Пока как есть, так и практикуйте. Квадрат, а в центре квадрата ЛАМ. Сейчас мы её поделаем 5 минут, чтобы закрепить в памяти. Садимся в удобную позу, спину, шею, голову стараемся выпрямить, насколько получается, закрываем глаза. Переносим своё внимание в основание нашего тела. Стараемся представить себе принцип Земли, представить янтру Земли – квадрат. И начинаем про себя повторять мантру ЛАМ, наблюдая за ощущениями и за переживаниями в течение 5 минут.

Делаем глубокий вдох, задержку и мысленно поднимаем энергию от основания тела к макушке головы и обратно. Если кто-то готов поделиться, можете сказать, прокомментировать. Также те, кто он-лайн смотрят, можете написать, я зачитаю.

Анна: У меня было в первый раз и второй раз, когда мы мысленно поднимаем энергию по спине, от крестца до поясницы такое чувство было, что как будто не просто мысленно ты себе представляешь, а какое-то ощущение было, а потом уже дальше все прошло. То есть дальше уже никаких ощущений не поднялось. А эти буквы ЛАМ были какие-то красно-желтые мигающие, в глазах все мигало.

Иван: Отлично. Еще кто что скажет?

Владимир: У меня только вибрация появилась в области муладхара-чакры, и больше никаких ощущений не было.

Кира: У меня тоже особо ничего, просто тепленько так, приятненько.

Иван: Нормально. Собственно, эта практика будет вам на ближайшие две недели.

Майя: Без попеременного дыхания?

Иван: Можете добавить дополнительно, если хотите. Сделать сначала эту хотя бы 10 минут, потом 5 минут добавьте попеременное дыхание. Это чтобы усилить и сконцентрироваться больше.

Кира: А еще вы сказали: поднимаем энергию до макушки головы и обратно. Что значит «и обратно»?

Иван: Обратно опускаем

Кира: Её же? Или сознание?

Иван: Её же.

Кира: А зачем мы её опускаем назад? Мне что-то жалко было её опускать.

Иван: Чтобы уметь ею управлять, чтобы она не только поднялась, не только растворить, но потом и воссоздать заново элементы.

Владимир: Там по тексту дальше, один товарищ поднял её до макушки, и тело остыло. Он так и находился в этом состоянии, пока его маслом гхи не растерли и не вернули в сознательное состояние. Так что надо учиться опускать её самостоятельно.

Кира: Прорвемся, не пугай! Я у батареи сижу, не остыну.

Иван: В этом и заключается принцип Лайя йоги, что «кундалини» понятие только поднять, а Лайя йоги – поднять, растворить и обратно опустить, воссоздать. Мало пробудить энергию кундалини, нужно еще ею научиться управлять.

Анна: А вот этот путь, когда мы энергию поднимаем до сознания, у людей возникает ощущение страха смерти или что-то в этом роде. А когда наоборот сознание идет навстречу энергии, там тоже какие-то страхи возникают?

Иван: У всех по-разному. Страхи начинают возникать, когда мы начинаем отбрасывать то, за что мы цеплялись, эгоизм, ощущения тела, за еще какие-то различные ощущения. Страхи возникают именно из-за того, что мы можем что-то потерять, того, что есть иллюзии. Поэтому опускаем-поднимаем, и они, эти ощущения, так или иначе, будут. Но когда мы поднимаем, должны быть ощущения радости, блаженства, наслаждения, экстаза, эйфории, а не страха или чего-то еще остального. Если возникает страх, гнев, ярость, все остальное – это препятствия на пути, и говорит о неочищенности тех или иных элементов. Вот когда элементы пройдены они очищаются, соответственно, это уже не возникает, а возникает радость.

______________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Теория: читаем вторую и третью главы книги Артура Авалона «Змеиная сила».

Практика: продолжаем концентрироваться на муладхаре чакре по 10 минут каждый день. Представляем в районе этой чакры квадрат. Произносим биджа мантру «ЛАМ».

______________________________________________________________________

 

Занятие 3. Таттвы

 

Иван: Мы помним, что йога - это одна из шести философских систем в Индии, также там есть ещё другие системы. Они фактически все взаимно переплетены, упоминание в одной системе пересекается с упоминанием во второй, и оперируют они одинаковыми понятиями. Они в дальнейшем будут встречаться практически во всех тантрах. Это всё прослеживается, и в основном такая концепция устоялась и принята. Обычно она ещё попадает под такую категорию, как «кашмирскийшиваизм». Так же ещё те или иные шактистские школы придерживаются практически этих же понятий, только у них меняется категория главенствующего Бога: Шивы или Шакти. Мы не будем разбирать эти концепции подробно.

Первое - это Парамашива. Высший Шива или источник всего. Это то, что бы мы назвали Абсолютом. Он не считается таттвой, потому что он как бы выше этого понятия. В целом Парамашива составляет такую таттву как Шива и такую таттву как Шакти. Вот соединение Шивы и Шакти - это и есть то, что называется Парамашивой. Соответственно, здесь можете видеть и прочитать: «Шива полон читшакти, или силы сознания. Он связан с концепцией «Я». И Шива, и Шакти возникают из Парамашивы, или Высшего Шивы. В Парамашиве отсутствует след даже тончайшей дуальности Шива - Шакти. Все таттвы возникают из этой реальности».

Дальше Шакти. «Шива и Шакти образуют вместе понятие «Я есть». Шакти наделяет Шиву сознанием Себя Самого, но между ними нет ни малейшего разделения. Шакти - это энергия статического тела Шивы. Из Шакти возникают все таттвы, которые есть её формы. Между Шакти и таттвами присутствует абсолютное единство. Шакти наполнена анандашакти или силой блаженства.

Это то, что мы бы назвали уже разворачиванием Закона 1. Парамашива - закон 0. Соответственно Шива и Шакти и то, что немножко ниже идёт - это Закон 1, и потом соответственно в дальнейшем Закон 2, он же 3. И есть такое понятие как «Анашриташива» - это Шива вне категорий. Это то или иное проявление сознания с примесью его энергии, порождает те или иные эманации проявления первопричины творения.

«Таттва» перев


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.