Рождественские и новогодние обычаи на Руси — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Рождественские и новогодние обычаи на Руси

2020-11-03 179
Рождественские и новогодние обычаи на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всюду, где празднуется Новый год, наряжаются елки, зажигаются све­чи, дарятся подарки. Вся новогодняя символика глубоко укоренена в народных традициях. Сам момент встречи двух времен, нового и ста­рого, нарождающегося и умирающего, ощущался всегда как особое, таинственное, мистическое событие, как момент встречи двух миров: «этого» и «того». Поэтому, например, у славянских народов многие ритуальные новогодние, а также рождественские блюда так напоми­нают поминальные - это, например, кутья, или, как ее еще называют, коливо, или сочиво, которое и дало название кануну Рождества - со­чельник. Это необычное время казалось исключительно подходящим для всякого рода гаданий. В древности существовал обычай звать к новогоднему столу «дедов», то есть души умерших предков, которые считались опекунами рода, а в этот момент находились где-то побли­зости.

Было также принято отдельно призывать к столу Мороз или Морозко, особо почитаемого в тех краях, где свирепствовали зимы. С приходом христианства эти обряды не исчезли совсем, а лишь трансформиро­вались и превратились в детские сказочные обычаи.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: чудо есть!

А игрушки на елке напоминают сохранившийся до сих пор в некоторых местах обычай завязывать на ветке дерева ленточку как знак своей мечты.

Новогодняя елка

Конечно, главным атрибутом встречи Нового года является празднич­ная елка. Обычай наряжать елку возник давным-давно. Первое упоми­нание о новогодней елке относится к 1600 году. Она была установлена во французской провинции Эльзас и украшена бумажными розами. Обычай этот переняла Германия, где елку стали увешивать цветными бумажными полосами, мишурой и цветными лентами. Каждая лента символизировала загаданное желание. Затем возникла идея повесить на елку посеребренные и позолоченные картофелины и яблоки. В 1815 году появилась первая иллюминация. Это были зажженные свечи. В 1850 году стали делать первые стеклянные украшения. Из Германии обычай украшать елки перешел в Скандинавию, в Россию, а также в страны, где елки вообще не растут - в Италию, Грецию, Испанию, куда их привозили из северных стран.

На Британских островах сохраняется еще старый обычай украше­ния дома к Рождеству вечнозелеными ветками - плющом и другими. Позже эта традиция трансформировалась в рождественское дере­во - елку как символ неумирающей природы. Сейчас почти в каж­дом английском доме к Рождеству украшают разноцветными бле­стящими игрушками и сладостями елку, на верхушке ее обычно укрепляют рождественскую фею или большую серебряную звезду. В Финляндии крупные еловые ветки прикрепляют по периметру двери, обвивают широкой красной лентой и украшают большими елочными шарами.

Развитие речи. Тема: «Устная и письменная речь. Что делает нашу речь выразительной. Интонации и ударе­ния».

Цели: отработка с детьми выразительного чтения стихов к новогоднему утреннику. Продемонстрировать детям, как по-разному могут звучать стихи в зависимости от интонации про­чтения.

Лепка. Тема: «Веселый снеговик».

Цель: развитие фантазии и творческого воображения детей;

совершенствование приемов лепки.

Материалы для занятия: пластилин, дощечки или клеенки,

бросовый материал, стеки. ______________________________

Аппликация. Тема: «Елочная игрушка «Котенок». Цель: учить детей нетрадиционному видению привычных вещей, развивать воображение, фантазию; отрабатывать приемы вырезывания и наклеивания. Фигурка котенка склеи­вается из двух полосок бумаги, свернутых в кольцо. Отдельно приклеиваются ушки, глаза, усы, хвост.

Материалы для занятия: цветная бумага, бросовый мате- риал (вата, мех, бусинки).        ___________________________

Рисование. Тема: «Поздравительная открытка». Цель: совершенствовать навыки работы кистью, каранда­шом; развивать чувство композиции и цветоощущения; разви­вать умение рисовать кистью или карандашом хвойные ветви.

Материалы для занятия: плотная бумага (А4), гуашь и акварельныекраски.

Конструирование. Тема: «Елочка» (поделка в технике «ори­гами»).

Цели: развивать навыки аккуратного выполнения сгибов; обу­чить детей складыванию новой базовой формы - двойной тре­угольник; учить украшать поделку в соответствии с замыслом.

Материалы для занятия: цветная бумага, бросовый материал,вата.

 

Сюжетно-ролевые игры

«В магазин за подарками к Новому году». Цель: учить детей самостоятельно организовы­вать игровое пространство, находить разумные компромиссы в распределении ролей.

«Семья» - «Готовимся к встрече Нового го­да».

Цель: учить детей распределять роли, выстраи­вать сюжет игры и придерживаться избранной сю­жетной линии; развивать навыки коллективизма и межличностного общения.

Дидактические игры

«Найди лишнее» - на развитие логического мышления, развитие умения классифициро­вать предметы.

«Назови слово» - на упражнение детей в определении предмета по описанию.

«Магазин» - для развития и активизации речевого общения детей; закрепление навы­ков сложения и вычитания чисел от 1 до 10.

«Выделение существенных признаков предметов» - на развитие логического мышления детей, умения выделять главное.

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Тема недели - «Народные праздники на Руси. Народный фольклор».

Дети узнали о праздновании Нового года и Рождества на Руси в древности, о традици­ях, сложившихся в народе при праздновании Нового года.

В частности, дети узнали о том, что в древности начало года приходилось на весну и совпадало с началом весенних полевых работ. Позже, в средние века, празднование Ново­го года было перенесено на 1 сентября. К этому времени завершались основные полевые работы по уборке урожая.

Только при Петре I приход Нового года стали отмечать 1 января. Эта традиция пришла к нам из стран Западной Европы.

В разных странах этот праздник отмечают по-разному, у разных народов сложились свои традиции и обычаи при встрече Нового года.

В России перед приходом этого праздника в крестьянских избах и господских домах на­водили порядок, выбрасывали "старые, ненужные вещи, украшали дома. Новогодние елки стали украшать в России сравнительно недавно - этот обычай император Петр I также привез из-за границы. Впервые елки стали наряжать в Англии, эта традиция идет от друидов, веривших, что в каждом дереве живет живая душа. Вечнозеленая ель олицетворяла вечное могущество природы, и ее вечное возрождение.

Дети узнали, что неделя между новогодним праздником и Рождеством на Руси называ­ется святочной неделей. Святки на Руси всегда праздновались весело, с ними связаны три народных обычая: гадание, ряжение и колядование.

С большим интересом дети слушали рассказы о разных гаданиях, которыми увлекались наши прабабушки и прадедушки: и гадание над блюдом с водой, в которое бросали колечки и сережки, и над которым пели подблюдные песни; и гадание при свечах перед зеркалами; и бросание башмачка через забор; и гадание на имя своего суженого.

Рекомендуем вам побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового года и Рождества. Придумайте вместе с ними новые колядки с пожеланиями счастья и здоровья всем родным и близким.

Стихотворение для заучивания.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит.

И. Никитин


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.