Тема 6. Основная модель супервизии (по А. Айви). — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 6. Основная модель супервизии (по А. Айви).

2020-11-03 169
Тема 6. Основная модель супервизии (по А. Айви). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- локус ан абоненте (выявление ограничивающих стереотипов консультанта);

- локус на действиях консультанта (Что делается? Для чего? К чему это ведет?)

- локус на отношениях абонента и консультанта (через образ этих отношений у консультанта)

- локус на консультанте (возможность контрпереноса своего опыта и эмоций)

- локус на отношениях консультанта и супервизора (перенос консультанта на супервизора отношений консультирования с абонентом)

- локус на супервизоре (саморефлексия своих идей и чувств).

Проблема супервизии супервизора.

Необходимость навыков саморефлексии как основа самосупервизии. Взаимодействие супервизорских служб “телефонов доверия” для взаимной супервизии. Роль системы повышения квалификации становлении супервизии психологических служб различных сфер деятельности. Создание постоянно действующей супервизорской группы. “Спасешься, сам и с тобой тысячи спасутся”.

В качестве постановки задачи: разработка супервизорской программы работы с волонтерами и сотрудниками ТЭПП (заключительный тренинг).

Итоговый контроль: творческая разработка: “Супервизия на ТЭПП”, “Супервизорский разбор консультации”.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Особенностью данного модуля программы по телефонному консультированию является то, что супервизорство пока не стало в нашей профессиональной деятельности нормой.

Набираемая группа должна непременно быть равномерной по стажу работы и состоять из действующих супервизоров (либо совмещающих эту должность с должностью консультанта или администратора), или из их резерва.

Основой работы на семинаре являются разнообразные тренинги (training - воспитание, обучение, подготовка, тренировка), т.е. овладение каким либо видом деятельности.

Интеллектуальный тренинг – выработка в микрогруппах основных понятий (определение понятий:1)через перечисление; 2) через сравнение; 3)через основные функции; 4)дать определение – подвести данное понятие через ближайший род и видовое отличие): “супервизорство”, “супервизия”, “супервизор”, “супервизант”. Обсуждение как созданных определений, так и процесса деятельности.

Профессиональный тренинг:

- отработка навыков супервизии (“принцип вненаходимости”): в группах по три человека работа по отделению того, что “вижу”, “слышу”, “чувствую” от собственных мифов и “фильтров”;

- супервизия в группе – разбор аудиозаписи;

- индивидуальная супервизия с выявлением “типичных ошибок консультирования”;

- супервизия по заданному случаю (“ситуационная задача”);

- самосупервизия с осознанием собственных ограничений.

Важнейшим ключевым моментом модуля является работа по профилактике “профессионального выгорания” сотрудников (в том числе и самопрофилактике). Для осознания провоцирующих факторов этого явления (неумеренное рвение в работе, явления реорганизации, отсутствие обучения, релаксации и позитивного психологического климата), работа проводится в микрогруппах с рефлексией положения на местах.

Особенное место во второй части семинара является освоение анализа обращений по проблемному принципу и освоение модели супервизии (по А. Айви), что происходит в микрогруппах (см. приложение 1 и 2).

Творческий потенциал супервизоров реализуется через видеотренинг: психодраматическое изображение отличия супервизии как инспекции от супервизии как экспертизы (формируют 2-е группы, происходит видеосъемка и видеопросмотр результата с разбором отличий стилей супервизии).

В микрогруппах разрабатываются варианты “стандарта качества” работы на ТЭПП по возможности в соответствии с философией ТЭПП (творческая лаборатория).

В ходе работы используется анализ и супервизия аудиозаписей для тренинговой работы Центра психолого-педагогической помощи и журналов ТЭПП (с грифом ДСП), поэтому содержание ситуативных задач в методразработках представлены быть не могут.

Контроль осуществляется в ходе семинаров при обсуждении вопросов и их рефлексии:

- выступление в группе и от имени группы;

- участие в обсуждении проблемы;

- высказывание версий (гипотез);

- пассивное участие.

Практические навыки отрабатываются и контролируются в семинарско – тренинговом режиме в виде:

- игрового моделирования;

- решения ситуационных задач;

- анализ собственного процесса консультирования;

- профессиональная рефлексия происходящего.

 

 

ТРЕНИНГ

                          (некоторые методические аспекты профессионального тренинга)

 

Задачи системы последипломного образования с необходимостью выделяют специфическое требование – проведение в процессе обучения глубокой саморефлексии, направленной на осознание своего профессионального уровня и ведущей как к личностному, так и профессиональному росту (либо ведущей к смене профессии – признание ложного выбора).

Для реализации такого требования традиционные формы обучения: лекции и семинары, информационно ориентированные виды обучения, малоэффективны. Достаточно вспомнить процессы искажения и утраты в информационных потоках. Более того, лекции не мотивируют к профессиональной саморефлексии, ибо “знать” и “делать” – не одно и то же.

Построение лекций и семинаров по проблемному типу, чтение лекций в диалоговом режиме, дискуссионные семинары или проведение занятий вдвоем (два преподавателя могут строить лекцию либо по взаимодополнительному принципу, либо по типу опонирования или конфронтации друг другу) способствует активизации слушателей и снятию информационной монотонности, а также увеличению эмоциональной компоненты.

Признанной активно мотивирующей формой обучения является тренинг, в содержание и форму которых включены способы перепрограммирования модели имеющейся у человека деятельности, способов поведения.

- Training - воспитание, обучение, подготовка, тренировка …

Тренинг рассматривается как процесс овладения каким-либо видом деятельности. В тренинге достигается не только освоение нового информационного объема, но особенно важно происходят изменения в установках, умениях, ценностях, когнитивных структурах (отличие познания и осознания), чувственно – эмоциональной сфере.

  Профессиональный тренинг направлен на:

1) адаптацию к условиям профессиональной деятельности;

2) повышение эффективности в профессиональной деятельности;

3) сохранение здоровья.

Основные функции профессионального тренинга:

1) преобразующая;

2) коррекционная;

3) рефлексивная;

4) адаптационная;

5) профилактическая.

Кафедра практической психологии считает наиболее эффективной формой обучения: семинары – тренинги.

 

Формы тренингов (могут носить как индивидуальный, так и групповой характер):

- Функциональный тренинг (трудности в сфере контактов) – предполагает оптимизацию психических процессов в соответствии с требованиями профессиональной деятельности (внимания, сензитивность, чувствительности к слабым стимулам, памяти, артикуляции и т.п.)

- Перцетивно – ориентационный тренинг (познание Я, Я образ) – восприятие объектов профессиональной деятельности; восприятие самого себя; восприятие и его искажение в коммуникации. Психогимнастика, психодрама.

- Интеллектуальный тренинг – формирование навыков мыслительных операций с образами интеллектуальных объектов; обучение принятию решения в ситуации риска и неопределенности; тренинг стратегического мышления; тренинг креативности; тренинг гибкости мышления.

- Тренинг специальных умений – самоуправления, уверенности в себе, разрешения конфликтов; тренинг слушания; установления контактов в общении; ведения переговоров; управленческих навыков; рекламной и т.п. деятельности. Выступление перед аудиторией.

- Тренинг социально – психологический – область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Основа тренинга: необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, эцзистенциализм и гуманистическая психология.

Условия проведения тренинга:

1. Состав – целевой (для разрешения внутриличностных проблем; поведение в конфликте: тренинг управленческой компетентности …);

2. Количество (в микрогруппах 7 – 15 человек);

3. Климат доверия, открытости, ответственности;

4. Особенность тренера (в отличие от традиционного преподавателя – не противостоит, не дифференцирует, а интегрирует процесс основанный на принципе “обратной связи”);

5. Может быть кратковременным или продолжительным (“марафоном” или дискретным – инкаунтерн –группа);   

6. Каждый тренинг уникален, т.к. рождается взаимодействия, присущий данным людям;

7. Может носить характер динамической группы – по стадиям развития; может не носить этого характера.

Принципы в организации занятий:

1. принцип активности участников;

2. принцип исследовательской позиции (открытия в ходе взаимодействия);

3. принцип объективации (рефлексия из метапозиции; обратная связь; видеозапись);

4. принцип партнерского общения (ценность личности другого человека).

Тренинги могут быть индивидуальными – направленными на преодоление ограничений или развитие способностей, навыков и групповыми – направленными на изменения в установках людей, происходящих именно в группах.

Категории участников тренингов:

1. психологи (в т.ч. студенты);

2. педагоги;

3. врачи (различных специальностей, в т.ч. и руководители);

4. психотерапевты;

5. социальные работники (включая управленцев);

6. консультанты “телефона доверия”.

Тренинги, проводимые кафедрой практической психологии:

1. Цели и ценности … деятельности.

2. Тренинг сензитивности

3. НЛП – тренинг.

4. Группа логоанализа.

5. Групповой Т-анализ.

6. Группа экзистенциального опыта.

7. Семейная психотерапия.

8. Группа личностного роста.

9. Семинар – тренинг телефонного консультирования.

10. Группа эффективной профессиональной коммуникации.

11. Тренинг управленческой эффективности.

12. Тренинг общения.

13. Супервизорские группы (индивидуального и группового консультирования).

14. Мотивационные тренинги.

Характер тренингов может быть различен в зависимости от целей тренинга (ориентированы на потребности), идеологических (философских) и методологических ориентацией тренера (сравнить: тренинг профессиональных умений, коммуникативной грамотности и группу экзистенциального опыта).

В тренинге используются различные психологические упражнения и игры; ролевые ситуации; психодрама; видеотренинг; психомоделирование.

В тренинге возможно использование ситуаций прошлого опыта; события “здесь и сейчас”, “протяжка в будущее”, конструирование фантастической ситуации.

Контроль на тренинге идет по фазам работы через достижение промежуточных результатов и через обратную связь.

В тренинге результат существует как для участников группы, так и для тренера.

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Схема

Анализа и описания случая

1. Демографическая часть

       Имя, возраст, образование, семейное положение, профессия, работа или школа, класс.

 

2. Проблемы и расстройства

- возникновение, развитие и продолжительность проблем;

- - события жизни, связанные с возникновением проблем. Ухудшением  или улучшением состояния;

- возраст, жизненный период, когда возникли проблемы;

- изменение личности, чувств, интересов, характера повседневной жизни, связанные с возникновением проблем;

- мотивация к консультированию, прежний опыт работы с консультантом и её результаты.

3. Первый контакт с клиентом

- как клиент попал к психологу;

- почему обратился именно сейчас;

- вербальное и невербальное поведение клиента;

- эмоциональное и когнитивное содержание первой встречи;

- чувства консультанта во время первой встречи и после неё.

4. Психотерапевтический контакт, время и способ его заключения, содержание контракта.

5. Организационная структура консультации

- время, место и частота встреч;

- контакты за рамками консультационной ситуации;

- телефонные контакты;

- особенности оплаты.

6. Процесс консультирования

- процесс формирования и развития терапевтических отношений;

- обсуждаемые темы, время их появления и повторных возникновений;

- сопротивление, его формы и работа с ним;

- сновидения, если их обсуждение включается в процесс консультации;

- чувства, возникающие между консультантом и клиентом, их проявление со стороны обоих, характер их обсуждения;

- динамика терапевтических изменений и их экзистенциальное понимание;

- завершающий этап консультирования.

6. Теоретическое обобщение случая.

Этапы проблемного анализа


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.