А. Необходимость почитания Марии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

А. Необходимость почитания Марии

2020-06-02 184
А. Необходимость почитания Марии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

I. Почему нам необходимо почитать Пресвятую Деву Марию

A. Необходимость почитания Марии

1. Бог хочет начать и завершить Свои величайшие дела посредством Пресвятой Девы Марии.

2. О необходимости почитания Пресвятой Девы Марии

B. Особая необходимость почитать Марию в последние дни мира

1. Бот хочет явить нам Марию в последние дни мира.

2. Почитание Марии особенно необходимо в последние дни мира

II. В чём состоит почитание Марии

A. Теоретические основания почитания Пресвятой Девы

B. Знаки истинного почитания Марии

1. Неправое почитание Девы Марий и его приверженцы.

2. Знаки истинного почитания Девы Марии

С. Основные способы почитания Марии

D. Совершенное почитание Пресвятой Девы Марии

1. Совершенное посвящение Иисусу Христу.

2. Что для нас истинное почитание.

3. Библейский пример совершенного почитания Господа: Ревекка и Иаков.

4. Чудесное воздействие истинного почитания на души верных.

5. Конкретные способы практики истинного почитания.

Дополнение

Практика истинного почитания в Святом Причастии.

Посвящение жизни Иисусу Христу, Воплощённой Премудрости, через служение Пресвятой Деве Марии

Об авторе

 

 

Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии. «Подготовка к Царствованию Иисуса Христа»

 

I. Почему нам необходимо почитать Пре­святую Деву Марию

 

II. B чём состоит почитание Марии.

 

А. Теоретические основания почитания Пресвятой Девы

 

[60] До сих пор я говорил о необходимости почитания Пресвятой Девы Марии. Теперь сле­дует сказать, в чём состоит почитание Девы Марии. С Божьей помощью я попытаюсь это сделать, однако начать считаю нужным с фун­даментальных истин, могущих пролить свет на великое и основательное учение, которое я же­лаю разъяснить113.

 

Нам очень трудно сохранить сокровища и дары, полученные от Бога.

[87] Пятое основание. Мы — немощные не­постоянные создания, и очень трудно для нас сохранить те сокровища и дары, что мы полу­чили от Бога. Тому есть несколько причин.

1. Неразменное богатство, данное нам Отцом небесным и стоящее более, чем небо и земля, содержится в хрупких сосудах, habemus thesaurum istum in vasis fictibuis168 — в развра­щённом теле и слабой непостоянной душе, ко­торые может поколебать и сокрушить малей­шее движение.

[88] 2. Демоны, искусные соблазнители, хо­тят захватить нас врасплох, похитить наши ду­ши и развратить их. Они день и ночь ждут под­ходящего случая, ищут поглотить нас, как алч­ные львы169, и забрать в момент совершения греха всю благодать, полученную в награду за годы усердного труда. Их лукавство, опытность, их хитрости и их число должны вселить в нас безмерный страх перед этой бедой, ибо люди более добродетельные, сильные, имеющие богатый духовный опыт и возросшие в святости по­падают в сети нечистого, когда тот неожиданно захватывает и порабощает их. Сколько кедров ливанских поверглось в одно мгновение, сколько звёзд с неба упало в один миг, чтобы никогда больше не достигнуть выси! Отчего эта странная перемена? Не от недостатка благодати — в ней не отказано никому, но от недостатка кротости. Они посчитали себя сильнее, чем есть на самом деле, решили, что способны самостоятельно сберечь дары Святого Духа, положились только на себя. Сыны Адама и Евы мнили свои дома хорошо защищенными, а сундуки — достаточно крепкими, чтобы сохранить сокровища благо­дати Божьей, и только из-за этой самоуверен­ности, которая казалась им прямым упованием на одного лишь Бога, всемогущий справедливый Господь допустил, чтобы дьявол похитил их души, оставшиеся без покровителей. Увы! Будь им ведомо то чудесное почитание, о котором я хочу рассказать, они доверились бы Пречистой Деве Марии, Всесильной и Верной, и она помог­ла бы им оберечь все богатства, посчитав защи­ту и помощь детям Своим за дело великой чести.

[89] 3. Так как мир всецело предался разру­шению, трудно постичь глубину праведности. Ныне он настолько испорчен, что неизбежно даже самые набожные сердца осквернены если не грязью его, то пылью170. Таким образом, ед­ва ли не чудом оказывается, если среди ураганов и смерчей человек остаётся непоколебимым, если в бушующем океане он может уберечься от бе­шеных валов и пиратских нападений если в за­чумлённой местности мор отступает перед ним... Этот человек — Мария, Дева Верная, единст­венная, на ком нет и тени лукавого. И Она тво­рит чудеса с теми, кто верен Ей и почитает Её.

 

Перед Причастием

[266] 1. Осознайте в самой глубине души, насколько вы малы перед Богом

2. Отрекитесь от своей греховной природы и от всего, что имеете, каким бы нужным оно вам ни казалось в свете вашего эгоизма.

3. Обновите свои обещания служить Богу, произнеся: «Всецело твой я, о Пречистая Ма­терь моя, и всё моё принадлежит Тебе425».

4. Молите, чтобы Пресвятая Дева Мария да­ровала вам Своё сердце, чтобы вы могли обрес­ти Господа Иисуса Христа. Скажите Ей, что не можете достойно принять в своё сердце Сы­на Её из страха осквернить или утратить Его славу. Призовите Деву Верную войти к вам, жить в вашей душе и в вашем сердце и принять в этой обители Иисуса Христа, ибо отныне серд­це ваше — храм и жилище Пречистой Мате­ри Божьей, Владычицы всех сердец426. Только Она может ввести Сына в Свой дом, ибо от на­чала Бог посреди его, он не поколеблется427. Доверьтесь Матери вашей, поведайте Ей, что всё, что вы доселе принесли Ей, ничтожно мало, чтобы прославить Её, но что теперь, принимая Святое Причастие, вы желаете принести Ей такой же Дар, каким Отец Предвечный благо­словил Её среди всех ангелов и святых; и все богатства мира не смогут возвысить Её больше, чем этот Драгоценнейший Дар. Наконец, ска­жите Святой Марии, что именно с Матерью Своей Иисус хочет пребывать в благоговейном созерцании Отца, пусть даже новая обитель, ваша душа, более грязна и убога, чем пещера, в которую Иисус некогда смиренно пришёл, ибо Матерь Его была там.

От всего сердца обратите к Пресвятой Деве эти исполненные нежности слова: «Accipio te in meа omnia. Praede mihi cor tum, о Maria! - Приму Тебя в дом мой, владей им. Отдай сердце Твоё мне, о Мария!»428

Во время Причащения

[267] Перед самым Причащением после мо­литвы «Отче наш» произнесите трижды «Domine, non sum dignus... – Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел...»429. Первое воззвание обра­щено к Богу Отцу Всемогущему. Признайтесь Ему, что так ваши помыслы греховны, проступки велики, а заслуги ничтожны и так низко пали вы пред Отцом, что недостойны принять Единого Сына Его под кров свой. Но Мария, Его верная раба430, принимает Его за вас и пору­чается за вас перед Ним, ибо лишь на Неё упо­вание наше пред Величием Отца Всемогущего.

[268] Во второй раз вы обращаетесь со сло­вами «Domine, non sum dignus...» к Сыну Божье­му, говоря, что недостойны принять Его, потому что слова ваши пусты, и служение неверно, и сердце непостоянно. Молите Его явить вам ми­лость и сжалиться над вами, ибо вы желаете принять Его в доме Его и вашей Матери Девы Марии и не решились бы призвать Его, если бы Он не желал посетить Прелюбимую Матерь Свою. «Ухватилась за него, и не отпустила его, доко­ле не привела его в дом матери моей и во внутрен­ние комнаты родительницы моей” (Песн 3,4)431... Просите милостивого Иису­са: «Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего»432. Поведайте Спасителю, что ни в коей мере не полагаетесь на свои силы и заслуги и что всё к этой чудес­ной встрече приготовлено руками Пресвятой Девы Марии, вашей Матери; что, подобно юному Иакову, вы всецело полагаетесь на Её благоволение к вам. Смиренно скажите Иисусу, что лишь благодаря Её заслугам вы, греш­ные потомки Исава, облачившись в одежды праведников, дерзаете приблизиться к Пре­столу Его433.

[269] «Domine, non sum dignus...» В третий раз вы обращаетесь с этими словами к Духу Святому, говоря, что недостойны принять в своё сердце Шедевр Его любви, ибо часто делаете беззакония и противитесь дыханию Его, но что превыше всего уповаете на Пресвятую Деву Марию, Его наречённую, восклицая со св. Бер­нардом: «Мария — прибежище и спасение моё, в Ней вся надежда моя»434. Вы можете даже молить Святого Духа снова снизойти на Пре­чистую Деву и воссоединиться с Его неразлуч­ной Невестой, ибо Она чиста сердцем и душою и жаждет принять Его. Только когда Животво­рящий Дух снизойдёт до вас, Иисус и Мария истинно войдут в храм вашей души и останутся в нём.

После Святого Причастия

[270] После Причащения Святых Тайн, за­крыв глаза, в умиротворении духа позвольте Господу Иисусу Христу войти в сердце Марии. Предайте Сына Матери, и Она с любовью при­мет Его и будет служить Ему, воспоёт Ему и превознесёт Его, окружит Его самой совершен­ной любовью, заключит в Свои нежные объятия и воздаст Ему, в духе и истине435, духовное служение, столь возвышенное, что нам в нашей тьме оно неведомо.

[271] В глубоком смирении предайтесь бла­гоговейному созерцанию Господа Иисуса, пре­бывающего в Марии Словно преданные слуги у чертога Царя, находящегося в покоях Царицы и не вспоминающего о вас, устремитесь духом к горнему свету, силами земными и небесными умоляя всякое творение Божье прийти и вместе с верными поклониться Иисусу и Матери Его436.

[272] В единении с Пресвятой Богородицей своими словами просите Иисуса прийти и воца­риться на земле ради Пречистой Матери Его, или ради божественной премудрости Его, или ради милосердной любви, или во оставление всех прегрешений, или ради иной благодати, но всегда — ради Марии, через Марию и в Ма­рии. Умоляйте Спасителя не взирать на ваши грехи, но благосклонно устремить взор на за­слуги Пресвятой Девы Марии, милостью Её пребывающие на вас. Да воззрят очи Твои на правоту437, Господи. Вспоминая о прегрешениях, признайте: «Это я, Господи, твой самый лю­тый враг, я согрешил пред Тобою438. От меня самого, лукавого и несправедливого, избавь ме­ня439. Тебе должно расти, а мне умаляться”440.

Пречистая Дева Мария, воцарись в сердцах наших и во всяком творении умножь благодать Твою!

[273] Множество благих мыслей навеивает Святой Дух верным, и вы услышите Его, погру­зившись в молитву, отрешившись от суеты и преданно следуя путём истинного почитания, который я попытался вам указать. Помните, что чем более вы, совершая Святое Таинство, поз­волите Марии действовать в вас, тем более бу­дет прославлен Иисус Христос. Мария будет действовать в вас ради Христа, пребывающего Ней, и тогда вы, исполнившись глубокого сми­рения и покоя, в тишине сердца услышите слова Матери и Сына, непостижимую ни слухом, ни зрением, ни иным чувством Тайну Святого Причастия, Тайну веры: «Juxtus meus ех fide vibit - праведный верою жив будет»441.

 

Об авторе

Луи-Мари Гриньон родился 31 января 1673 г. в местечке Монфор-Ла-Кан в провинции Бре­тань на северо-западе Франции. Детство его прошло неподалёку, в городке Иффандике. В 1685 г. он поступил в коллеж Ордена Иисуса в Руане, где получил классическое образование. Осенью 1691 г., осознав своё призвание к священству, юноша отправился в Париж. По рекомендации мадемуазель де Монтиньи он был принят в общину Клода Боттю де ла Бармондьер, где почиталась «жизнь в бедности по примеру Иисуса, посредством которой единст­венно возможно продолжить дело Божествен­ного Священника под покровительством Пре­святой Девы Марии, св. Иосифа, святых апос­толов и их последователей». Годом позже он был допущен в коллеж в Монтегю, где его на­ставником стал аббат Буше. И, наконец, в 1695 г. Луи-Мари де Монфор поступил в небольшую в то время семинарию св. Сульпиция. Тогда же он начал учиться в Парижском университе­те, который через несколько месяцев оставил из-за болезни, «Не желая, — по его собст­венным словам, — посещать Сорбонну ради одних только теологических трактатов и до­вольствуясь частными уроками». Таким образом, у семинариста де Монфора появилось достаточно свободного времени для самостоятельного образования, чему способст­вовали и исполняемые им обязанности биб­лиотекаря. В библиотеке семинарии сохранился каталог, начатый аббатом де Гриньоном. Его перу принадлежат первые пять томов. Луи-Мари не только записывал названия прочи­танных им книг, он очень любил читать. Друг де Монфора Блен утверждал даже, что в руках библиотекаря побывали почти все книги о совершенствовании духовной жизни. Он делал записи о содержании каждой прочитанной им книги. Доказательством служит «Тетрадь для заметок», объёмная рукопись, сопровождавшая миссионера в его дальних странствиях.

Период становления наполнен множеством событий и переживаний, которые в дальнейшем легли в основу духовного творчества св. Лю­довика де Монфора. К этим записям добавляется огромный личный опыт — жизнь, посвященная апостольскому служению, особенно после руко­положения в сан священника 5 июня 1700 г.

Отец Гриньон де Монфор стремился к мис­сионерской деятельности за рубежом. Сначала он думал о Канаде, но ректор семинарии аббат Лешасье отговорил духовного сына от поездки и направил его в приход аббата Левека в Нант. Работать с малоактивной и незнакомой общиной было трудно, и молодой священник не скрывал от наставника своего разочарования. В то же время, начиная с лета 1701 г., у него появилась возможность совершить несколько миссионер­ских поездок по епархии. Наибольшее значение имеет визит в Граншан. Однако ещё предыдущей весной в Фонтевро миссионер познакомился с госпожой де Монтеспан, которая в свою очередь представила его монсеньору Жирару, епископу Пуатье. Именно благодаря знакомству с ними отец Гриньон де Монфор поступил в центральный страннопри­имный дом города Пуатье в сане капеллана. Это случилось в ноябре 1701 г. Священник попытался улучшить работу приюта для бедных, охарак­теризованного им как «дом беспорядка и Вави­лон нищеты». Вначале радушно принятый, он вскоре столкнулся с противоречиями и интри­гами между работниками заведения, что и за­ставило его покинуть учреждение.

В приюте Сальпетриер в Париже аббат де Монфор продолжил служение среди больных и бедных. Поздней осенью 1703 г. он прини­мал участие в переустройстве монастыря отшельников в Мон-Валерьене. Бедняки Пуатье даже составят однажды прошение о возвра­щении к ним аббата Гриньона де Монфора, которое будет удовлетворено, но лишь отсрочит окончательный переход де Монфора к мис­сионерской работе.

В 1702 г. Людовик де Монфор писал отцу Лешасье: «Только надежда на то, что со временем я смогу отправиться проповедовать Слово Божие по городам и сёлам, направляет мои стопы в приют». Лишь после ухода из стран­ноприимного дома он смог исполнить обет и совершил множество пастырских визитов в при­ходы Пуатье и его предместий.

Вынужденный покинуть город, отец Гриньон де Монфор совершил паломничество в Рим с целью испросить у Папы совета и благословения своей деятельности, которая постоянно вызы­вала неодобрение властей. Он собирался окон­чательно определиться и с формой миссио­нерства, подходящей именно для него. 6 июня 1706 г. Папа Римский Климент XI удостоил де Монфора личной аудиенции, на которой тот выразил желание отправиться с миссией на Восток. Понтифик же, напротив, предложил священнику продолжить работу именно во Франции. По словам Папы, отец Гриньон де Монфор ясно сформулировал цель своей дея­тельности — духовное обновление христианства путём обновления обетов крещения — и опро­бовал конкретные методы её осуществления. Получив прямое назначение от Понтифика, в сане апостольского миссионера Луи-Мари вер­нулся на родину. Итак, нить жизни отца Гриньо-на де Монфора проходит через множество приходов в епархиях Нанта, Сен-Бриэка, Сен-Моло, Люсона и Ла Рошели, а также Сен-Ло, Руана и Парижа, которые он посещал во время своих поездок и пеших переходов...

По возвращении из Рима миссионер вновь отправился в Пуатье.... Луи-Мари обосновался в монастыре среди лесов недалеко от Монфор-Ла-Кан, где он через небольшое время стал настоятелем. Именно из тихой обители св. Лазаря засияют вскоре лучи его жизни, сочетавшей личное затворничество в созерцании с истинно апостольской духовной миссией в близлежащих приходах.

Летом 1708 г. отец Гриньон де Монфор совершил одну за другой несколько поездок по окрестностям Нанта. В этот период его жизни произошло так называемое «дело Голгофы». Когда де Монфор был с пастырским визитом в Мон-Валерьене близ Парижа, ему пришла в голову мысль возвести огромную гору, увен­чанную крестом, некий мемориал Голгофы, который в будущем станет центром палом­ничеств. Он попытался реализовать свои мечты на родине. В итоге по его проекту в Поншато был воздвигнут гигантский насыпной холм с тремя крестами на вершине. Однако вечером 13 сентября 1710 г., накануне торжественного освящения, пришло указание отложить цере­монию, а вскоре холм сравняли с землёй. В довершение всего, епископ Нанта запретил мис­сионеру всякую деятельность, и ему ничего не оставалось, как обратиться к затворническим молитвам в иезуитском монастыре.

Несмотря на произошедшее, Гриньон де Монфор не сидел без дела. В Нанте у него была возможность совершать и всячески поддер­живать дела милосердия. Так, он помогал собирать пожертвования для тех, кто постра­дал от разрушительных наводнений на Луаре... В это же время он вступил в Третий орден доминиканцев.

Тяжелые испытания в Нанте и его окрест­ностях не заставили отца де Монфора отвер­нуться от миссионерства. Он был тепло принят епископами де Лессюром и де Шанфлуром в епархиях Люсона и Ла Рошели. Его проповеди прозвучали во многих приходах.

Вероятно, именно в этот период окончатель­но оформилась миссионерская и педагогическая концепция де Монфора — обрела совершенно новые, чёткие очертания. В то же время отец де Монфор активно занимается формированием общины священ­ников-миссионеров, которые последуют его примеру в апостольском служении. Он преумно­жает, насколько возможно, дела благотво­рительности: в Париже среди последователей Пуллара де Пласа, который в 1703 г. предо­ставил юному священнику необходимые сред­ства; в Руане, где он привлекает к работе ка­ноника Блена, давнего друга по коллежу и се­минарии... К нему присоединяются еще два свя­щенника, ранее совершившие несколько апос­тольских поездок С братьями-иезуитами, рабо­тавшими вместе с ним в миссиях и в благотво­рительных бесплатных школах, отец де Монфор вскоре заложит основы Общества миссионеров. Усилиями этих людей будет учрежден Устав Общества, который станет главным документом для его духовных последователей.

Отец Луи-Мари Гриньон де Монфор до последних дней продолжал проповедовать Слово Божье. В возрасте 46 лет он умер во время по­ездки в Сен-Лоран-Сюр-Севр 28 апреля 1716 г.

 

---------------------------

Заглавие оригинала:

Saint Louis-Marie Grignon de Montfort, Traite de la vraie devotion a la sainte Vierge 1843.

 

Пер. с франц. Анны Горячевой, Москва, изд. Паолине, 2008, 256 с. 

 

Оглавление

 

I. Почему нам необходимо почитать Пресвятую Деву Марию

A. Необходимость почитания Марии

1. Бог хочет начать и завершить Свои величайшие дела посредством Пресвятой Девы Марии.

2. О необходимости почитания Пресвятой Девы Марии

B. Особая необходимость почитать Марию в последние дни мира

1. Бот хочет явить нам Марию в последние дни мира.

2. Почитание Марии особенно необходимо в последние дни мира

II. В чём состоит почитание Марии

A. Теоретические основания почитания Пресвятой Девы

B. Знаки истинного почитания Марии

1. Неправое почитание Девы Марий и его приверженцы.

2. Знаки истинного почитания Девы Марии

С. Основные способы почитания Марии

D. Совершенное почитание Пресвятой Девы Марии

1. Совершенное посвящение Иисусу Христу.

2. Что для нас истинное почитание.

3. Библейский пример совершенного почитания Господа: Ревекка и Иаков.

4. Чудесное воздействие истинного почитания на души верных.

5. Конкретные способы практики истинного почитания.

Дополнение

Практика истинного почитания в Святом Причастии.

Посвящение жизни Иисусу Христу, Воплощённой Премудрости, через служение Пресвятой Деве Марии

Об авторе

 

 

Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии. «Подготовка к Царствованию Иисуса Христа»

 

I. Почему нам необходимо почитать Пре­святую Деву Марию

 

А. Необходимость почитания Марии

 

[1] Через Пресвятую Деву Марию Иисус Христос пришёл в мир, через Неё Он должен воцариться в мире1.

[2] Мария была сокрыта в Своей жизни, потому Святой Дух и Церковь называют Её Alma Mater — Матерь Сокровенная и Таинственная2. Её кротость была столь глубока, что Её непре­станно влекло лишь одно — сокрыться в Самой Себе и быть неизвестной никому, кроме одного Господа.

[3] Она молила Господа о безвестности, бед­ности и смирении, и Бог с радостью внял Её мольбам, соделав Тайной Её Зачатие, рожде­ние, земной путь, воскресение и успение. Сами Её родители не ведали всей правды о Ней, и даже ангелы часто задавались вопросом: «Quae est ista? Кто Она?»3. Ведь Бог сокрыл Её от них или же, явив часть истины, неизмеримо боль­шее окутал покровом Тайны.

[4] Бог Отец счёл благом, чтобы Мария не совершала чудес в Своей земной жизни — по крайней мере, чтобы о них не было известно, хотя Он и дал Ей великую силу4. Бог Сын решил, что Она почти не будет говорить, хотя слово Её — сама мудрость. Бог Святой Дух, хотя Она была Его верной Наречённой5, соделал так, что апостолы и евангелисты очень мало упоминают о Ней, и только тогда, когда это необходимо для познания Иисуса Христа через Его Матерь.

[5] Мария — прекраснейшее творение Гос­пода, только Ему известно о Ней всё, и толь­ко Ему Она всецело принадлежит6. Мария — Прелюбимая Матерь Сына Божьего, Который, в Сердце любя и почитая Её сильнее, чем все ангелы и люди, при жизни скрывал Её и не выделял среди прочих, называя Её «жено»7, как чужую Ему, дабы Её жертва была ещё более глубокой. Мария — источник Тайны, верная наречённая Святого Духа, и лишь Он может войти к Ней. Мария — храм и отдохновение Святой Троицы, где Господь являет Себя чу­десным образом полнее, чем в любом другом уголке вселенной, даже чем среди херувимов и серафимов. Лишь по великой милости дозволено человеку, сколь бы ни был он чист, войти в этот храм8.

[6J Я повторяю вместе со святыми: Мария — земной рай нового Адама9, где Тот воплотился через Духа Святого, чтобы непостижимым об­разом совершать чудеса. Это великий Божий мир, мир сокровищ и красоты, которую не выразить словами. Столь велика щедрость Всевыш­него10, сокрывшего здесь, словно у собственного Сердца, Своего Единородного Сына, а в Нём — всё, что есть самого необыкновенного и самого драгоценного. О, сколько Великого и Сокровен­ного Всемогущий Бог воплотил в таком восхи­тительном Своём создании, как Она, Пречистая, Сама признающаяся в этом вопреки глубочай­шему смирению: «Fecit mihi magna qui potest est. Сотворил мне величие сильный, и свято Имя Его»11. Об этих Дарах миру не ведомо, ибо он недостоин подобного познания и неспособен к нему.

[7J О Марии, Граде Божьем, святые рас­сказывают удивительные вещи; и никогда, по их собственным признаниям, они не были столь красноречивы и счастливы, чем тогда, когда говорили о Ней12. Затем они восклицают, что не ведали13 сами о вершине Её добродетелей, возвысившей Её до престола Божества14; что Милосердие, внявшее Её мольбам, неизмеримо огромно и охватывает полностью весь мир; что величие всемогущества Господня непостижимо; что, наконец, Её кротость, Её добродетель и благость подобны бездне. О Высота Непости­жимая! О Широта Бескрайняя! О Простор Бес­конечный! О Бездна Глубочайшая15!

[8] Во все дни, от края до края земли, в вышних неба и во глубине пропастей, Творение поёт хвалу Прекрасной Марии. Девять хоров ангелов, люди без различия пола, возраста, по­ложения, религии, добрые и злые, даже бесы вынуждены называть Её блаженной, волей или неволей, ибо такова Истина. Все ангелы в небесах непрестанно восклицают, как говорит нам св. Бонавентура16: «Sancta, sancta, sancta Maria, Dei Genetrix et Virgo. Святая, святая, святая Дева Мария, Матерь Божья...». Каждый день, каждый час, простираясь в мольбе перед Ней, они приносят Пренепорочной Матери сло­ва ангельского приветствия — «Ave Maria. Ра­дуйся, Мария», умоляя Её о самой ничтожной милости. Как сказал св. Августин17, сам архангел Михаил, князь всего двора небесного, ревностно превозносящий Её, призывает всех прославить Пречистую Деву и сочтёт великой честью по первому слову своей Госпожи помочь самому малому из Её верных слуг18.

[9] Вся земля полна Её славы19, в особен­ности христианские страны, где Её почитают за покровительницу и защитницу государств, провинций, епархий и городов. Ей посвящено множество соборов. Нет ни одной церкви, где не было бы алтаря в Её честь; нет на свете та­кого уголка, где не было бы чудотворной ико­ны, исцеляющей болезни, изгоняющей зло и дарующей блага. Сколько братств и конгрегаций посвящено Ей! Скольким орденам и учрежде­ниям Она покровительствует! Сколько монахов и монахинь от всех конфессий свидетельствуют о Её чудесах и возвещают о Её милосердии!20 Нет на свете ни одного малого ребенка, в чьём лепете не звучали бы слова ангельского приветствия; нет такого грешника, который, очерст­вев душой, не сохранил бы крупицу надеж­ды на Её милость. Нет даже такого демона в преисподней, который не почитал бы Деву Марию и не боялся бы Её.

[10J Сказав обо всём этом, подобает возгла­сить вместе со святыми: „Dе Maria nunquam satis”, никогда не устану славить Марию. Ведь воздать Марии все почести, посвятив служению Ей свою жизнь, невозможно. Она заслуживает ещё больших похвал, почитания, любви и сла­вословий21.

[11] Затем скажем вместе со Святым Духом: «оmnis gloria ejus filii Regis ab intus, вся слава дщери Царя внутри»22, словно вся внешняя слава, которой Её облекают небо и земля, — ничто по сравнению с тем, что Пречистая Дева приемлет от Создателя. Это прославление са­мой Тайной, непостижимой ни для кого из лю­дей, величайшей из тайн Царя23.

[12] Воскликнем вместе с апостолами: «Nec oculus vidit, nес auris audivit, nес in соr hominis ascendit», не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку24, сколь велики красота, величие и исключительная, аб­солютная святость Марии, прекраснейшей в благодати, природе и славе, чуда из чудес Гос­подних25. Если вы хотите познать Матерь, пи­шет святой, посмотрите на Сына. Она — достой­нейшая Матерь Господа, «Hic taceat omnis lingua»26. И пусть все языки молчат об этом...

[13] Сердце подсказало мне всё то, что я только что написал с особенной радостью. Моя цель — показать, что Марию до сих пор плохо знали и что это неведение препятствует долж­ному познанию Иисуса Христа27. И когда нако­нец настанет царствование Иисуса Христа и придёт совершенное познание, оно будет не чем иным, как естественным следствием познания и царствования Пресвятой Девы Марии. Она да­ровала Его миру в первый раз, и Она же про­славит Его, когда Он придёт снова.

 

1. Бог хочет начать и завершить Свои вели­чайшие дела посредством Пресвятой Девы Марии.

[14] Я признаю вместе со Святой Церковью, что Мария, будучи чистейшим творением Господа, остаётся лишь песчинкой в сравнении с Его бесконечным величием; или, скорее, она вовсе ничто, ибо один только Бог есть Сущий28. Господь полностью самодостаточен и ни от кого не зависим. Он не нуждался и не нуждается доселе в Пресвятой Деве Марии для исполнения Своей воли и явления Своей славы. Одной воли Его довольно для свершения29.

[15] И всё же я говорю: поскольку Бог, соз­дав Деву Марию, пожелал начать и завершить Свои величайшие дела через Неё, Он, несом­ненно, во веки вечные не изменит Своего ре­шения, ибо Он есть Бог Предвечный30, Кото­рый не меняет ни Своих намерений, ни Своего поведения.

[16] Бог Отец дал миру Своего Единород­ного Сына через Деву Марию, а не иначе. Как ни воздыхали патриархи, как ни возносили молитвы ветхозаветные святые и пророки в течение почти четырёх тысяч лет, одна лишь Мария удостоилась такой чести и обрела ве­ликую благодать у Бога31 силой Своей молит­вы и высотой добродетелей. «Мир в то время был недостоин принять Сына Божьего из рук Отца, — говорит св Августин32, — и Он даро­вал Его Марии, чтобы мир обрёл Спасение че­рез Неё».

Сын Божий стал человеком ради нашего спасения, но был рождён и явлен миру Марией.

Мария зачала Сына от Духа Святого, но лишь после того, как Тот спросил33 Её согласия через одного из первых ангельских слуг Своих.

[17] Бог Отец наделил Марию Своею плодо­витостью34, передав Ей столько, сколько было способно принять тварное существо, дабы обрес­ти силу произвести на свет Сына Божьего в Его мистическом Теле.

[18] Бог Сын сошел в Её девственное лоно, подобно сошествию нового Адама в земной рай35, принимая Её добрую волю, чтобы тайно совершать чудеса благодати. Становясь чело­веком, этот Бог обрёл свободу, заключив Себя во чреве юной девы, почти девочки, и позволив Ей носить Его. Он обрел Славу Отца и Свою собственную, сокрыв от всех Своё сияние и яв­ляя его одной Марии. Он возвысился в Своей полноте и величии, став зависимым от кроткой девушки в зачатии, рождении, посвящении Богу в храме, безвестной жизни в течение тридцати лет, до самой смерти, при которой Она должна была присутствовать, принеся единую с Сыном Жертву. Как ранее Авраам заклал по воле Божьей сына своего Исаака36, так Мария отве­тила на призыв Предвечного Отца37. Это Мария вскормила и воспитала Спасителя, следовала за Ним и поддерживала Его, и это Она принесла Его в Жертву за нас.

О восхитительное и непостижимое смире­ние Господа Иисуса! Хотя Святой Дух, утаил от нас почти все чудесные дела, соделанные воплощённой Премудростью в сокрытой жизни, Он не смог обойти молчанием в благой вести38 подчинённое положение Господа Иисуса, дабы явить нам истинную славу тех лет! Повинуясь Своей Матери в течение тридцати лет, Иисус Христос принёс Отцу Небесному больше славы, чем если бы привёл к обращению целый свет, совершив величайшие чудеса 39. Сколь же до­стойно славит Бога тот, кто, ради угождения Ему, подчиняется Марии, по примеру Господа Иисуса Христа!

[19] Подробно изучая жизнь Иисуса Христа после Крещения, мы увидим, что Свои чудеса Он пожелал начать именно через Марию. Он посвятил Господу св. Иоанна во чреве матери его, св. Елисаветы, по слову Марии. Едва Мария заговорила с Елисаветой, Иоанн начал своё служение Богу, это — первое чудо Иисуса и величайшее торжество Благодати40. На брачном пиру в Кане Он превратил воду в вино Своей смиренной молитвой41, и это — первое чудо природы. Он начал совершать чудеса через Матерь, и через Неё Он будет творить их до конца времён42.

[20] Пребывая в Боге, Святой Дух был бес­плоден, то есть не порождал другое божествен­ное Лицо, но дал Ему жизнь лишь через Деву Марию, которую и назвал Своей супругой. С Ней, в Ней и от Неё Святой Дух произвёл величайший Свой шедевр, Бога, ставшего человеком, и тво­рит изо дня в день, до конца мира, членов Тела Господня, предназначенных Ему. Поэтому чем полнее Он обретает Марию, Свою драгоценную и неразлучную супругу, в душе верного, тем мощнее Он действует в этой душе, порождая в ней Иисуса Христа, а её — во Христе.

[21] Вышесказанным я совсем не пытаюсь утверждать, будто Пресвятая Дева Мария да­ровала животворную силу Святому Духу, слов­но Тот её лишён. Он – Бог и потому способен порождать живое, подобно Богу Отцу и Богу Сыну, хотя и не проявляет этой способности, то есть не порождает другое Божественное Лицо. Я лишь хотел бы пояснить, что Бог Святой Дух, привлекая к сотрудничеству Пресвятую Деву Марию (Ею Он пожелал воспользоваться, хотя в том не было никакой нужды), реализует Свою животворную силу, производя в Марии и через Неё Иисуса Христа и членов Его Тела. Это — Тайна Благодати Божьей, неведомая даже самым образованным и духовным христианам43.

[22] Путь, избранный Лицами Пресвятой Троицы в Воплощении и первом пришествии Иисуса Христа, неизменен во все дни до конца мира. Они незримо следуют этим путём в Свя­той Церкви, и так будет до истечения всех ве­ков, до второго пришествия Иисуса Христа.

[23] Бог Отец собрал вместе все воды и назвал их морем, собрал всю Свою благодать и назвал её Марией44. У дивно великого Бога есть клад, богатейшая сокровищница, в которой Он сокрыл всё, что только есть прекрасного, великолеп­ного, редкого и ценного, вплоть до Своего Едино­родного Сына; это неразменное богатство — Мария: святые называют Её Сокровищем Гос­пода45, от полноты которого все приняли.

[24] Бог Сын передал Матери всё, что Он обрёл Своей жизнью и смертью, Свои беско­нечные заслуги и изумительные добродетели и соделал Её хранилищем наследия Господня, полученного Им от Отца. Через Неё Иисус пе­редаёт Свои заслуги верным, обретающим в Нём благодать и милость46. Она — таинственный канал, акведук47, которым Сын с любовью и в изобилии изливает Свое Милосердие.

[25] Бог Святой Дух передал Марии, Своей верной Наречённой, неизъяснимые дары, Он избрал Её подательницей всех благ Своих: и Она может даровать от этой благодати48 кому пожелает, сколько пожелает и когда пожелает; нет такого дара Небес, который был бы получен иначе, чем через посредство Пречистой Девы Ибо такова воля Господа, чтобы мы обрели всё через Марию; ибо так будет прославлена, воз­величена и превознесена в вышних Она, из­бравшая бедность, смирение и безвестность, сокрытая в самом неведении, предавшая Себя забвению до конца Своих дней Так учит Церковь и святые отцы49.

[26] Если бы я говорил о духе нашего вре­мени, то привёл бы в доказательство моих простых слов выдержки из Священного Писания и святых отцов, сопровождая их целыми абза­цами цветистой латыни, а также обоснованными мнениями из книги Пуаре «Тройной венец Пре­святой Девы»50. Но так как я говорю прежде всего с нищими духом и смиренными сердцем, с людьми доброй воли, у которых веры больше, чем у всех учёных богословов и которые верят гораздо проще и с большим достоинством, то я предпочту провозгласить истину, не приводя по возможности цитат. Итак, продолжим.

[27] Благодать, совершенствующая природу, и слава, совершенствующая благодать, таковы, что Господь Иисус и на Небе тот же Сын Девы Марии, которым Он стал на земле, поэтому Он, совершеннейший из детей, по-прежнему послушен лучшей из матерей51. Однако следует быть очень осторожными, чтобы не счесть эту зависимость Сына от Матери проявлением какого-либо несовершенства или принижением Иисуса Христа Ибо Мария, будучи бесконеч­но меньше своего Сына, Бога, не приказывает Ему, как приказывала бы земная мать своему ребенку, стоящему ниже её. Мария, полностью преображённая благодатью и славой в Госпо­де, изменяющей всех пребывающих в Нём свя­тых, не требует от Своего Сына ничего, что противоречило бы вечной неизреченной воле Бога. Когда свв. Бернард, Бернардин, Бонавентура и другие пишут, что на земле и на Небе всякое существо и Сам Бог подчиняется Приснодеве Марии52, они имеют в виду, что власть, данная Богом Марии, столь велика, что она кажется сравнимой с властью Самого Бога, а сила Марии — равной силе Бога. Её молитвы и просьбы всегда настолько мощны перед Богом, что они превращаются как бы в заповеди для Него, Кто не может остаться безучастным к мольбам Своей дорогой Матери, смиренной и всегда открытой Его воле.

Моисей силой молитвы остановил гнев Бо­жий против народа Израиля; настолько сильно и даже яростно было его упование, что Всемо­гущий и бесконечно милосердный Бог не мог не внять ему. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой»53. Что мы в таком случае должны думать о молениях кроткой Марии, достойнейшей Матери Господа? Они действеннее, чем молитвы и ходатайства всех святых и ангелов на земле и на Небе54!

[28] Мария на Небесах владычествует над ангелами и блаженными. В умилостив<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.