Что для нас истинное почитание. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Что для нас истинное почитание.

2020-06-02 118
Что для нас истинное почитание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Истинное почитание полностью предаёт нас на служение Богу.

[135] Первая причина. Этот способ почи­тания позволяет нам чётко увидеть благодать посвящения себя Иисусу Христу посредством почитания Пресвятой Девы Марии.

Нельзя вообразить на земле занятия более возвышенного, чем служение Богу, поэтому са­мый малый из слуг Божьих несравнимо богаче, могущественнее и благороднее всех королей и императоров, если только сами они не служат Богу. Сколь же велики должны быть богатства, могущество и достоинство верного и совер­шенного слуги Божьего, который посвятил себя служению безраздельно, служит всеми силами души, не требуя награды! Таков верный раб Иисуса, любящий Его в Марии — тот, кто полностью отдал себя на служение Царю царей через Матерь Его, ничего себе не оставив; всё золото земли и красоты небес слишком ничтож­ны, чтобы вознаградить его должным образом.

[136] Другие конгрегации, общества и брат­ства, созданные во славу Господа и Его Пресвя­той Матери и так много приносящие хрис­тианству, все же не отдают Богу без остатка всё, чем располагают, и не предписывают по­добного в качестве удовлетворения за Его благодеяния. Они оставляют за членами свободу действий и право распоряжаться своим време­нем по собственному усмотрению. Предлагаемое мною почитание призывает человека предать Иисусу и Марии все мысли, слова, поступки, труды и страдания всех дней своей жизни, в покое и бодрствовании, в великих деяниях или малых. Истинно о таких детях Божьих можно сказать: всё, что они ни делают, посвящено Иисусу и Марии, если только они снова не за­пятнают грехом ценность совершённых дел ми­лости202. Сколь велика будет награда!

[137] Более того, никакой иной способ по­читания не позволит нам так легко измениться Этот путь совершенно неминуемо направляет нас к лучшим и лучшим делам Иисус пошлёт нам великую благодать искупления за героичес­кий наш поступок, совершённый бескорыстно. Через Пресвятую Деву Марию Он дарует нам все сокровища милости Своей И если Он воз­награждает во сто крат тех, кто оставил ради Него преходящие блага203, какова же будет на­града тем, кто ради Него принёс в жертву бо­гатства своей души!

[138] Иисус, наш лучший друг, предал Себя за нас безраздельно, душой и телом; отдал за нас все Свои заслуги, всю любовь и милость. Св. Бернард говорит: «Он покорил меня, без остатка предавшись мне». Не требуют ли справедливость и благодарность, чтобы мы Ему отдали всё, что можем? Он первым был милостив к нам, последуем же Его примеру, дабы в жизни, в смерти и в вечности ощущать ещё большие милосердие и щедрость Его!204

 

Истинное почитание побуждает нас следовать примеру Иисуса Христа и Бот Отца и смиряет сердце.

[139] Вторая причина. Для христианина достойно и праведно посвятить себя Пресвя­той Деве Марии, чтобы таким образом наи­более полно принадлежать Иисусу Христу.

Всеблагой Иисус не погнушался заключить Себя в лоне Святой Девы, подобно пленнику и любящему рабу, и после быть у Неё в пови­новении в течение тридцати лет. Человеческий разум теряется, в благоговении созерцая вопло­щённое Послушание, ибо Господь в премудрости Своей пожелал явить Себя миру через Пресвятую Деву, а не иначе; и пожелал явиться в мир не зрелым мужем в полноте Его воз­раста, свободным в решениях и поступках, но беспомощным младенцем, рождённым в нищете, нуждающимся в заботе и защите и полностью зависящим от Своей Матери. Он, бесконечная Мудрость, желая превыше всего прославить Бога — Отца Своего — и спасти род людской не нашёл пути более совершенного и краткого, чем во всём повиноваться Пресвятой Деве Марии не только первые восемь, десять или пятнадцать лет Своей жизни, но долгие тридцать лет. Иисус более превознёс Бога Отца, подчиняясь Пресвя­той Деве и полностью завися от Неё, чем мог бы превознести за эти годы, совершая чудеса, про­поведуя по всей земле и обратив к вере всех людей. Да превознесёт в вышних Бог повиную­щегося Пресвятой Марии по примеру Иисуса!

Имея перед взором столь явный и всем из­вестный пример, будем ли мы настолько без­рассудны, чтобы, надеясь совершеннее просла­вить Бога, не последовать путём Сына, предав­шись Пресвятой Деве Марии?

[140] Пришло время вспомнить, что и мы, следуя за Отцом, Сыном и Святым Духом, должны всецело повиноваться Пресвятой Деве Марии. Бог Отец дал и ныне даёт нам Своего Сына не иначе, как через Неё; лишь через Неё люди становятся детьми Его, и лишь через Неё Он изливает Свою благодать. Бог Сын явился в мир ради нас, людей, через Неё, ныне является и порождает Себя в нас через Неё в единстве Святого Духа и через Неё являет нам милость. Святой Дух через Пречистую Деву Марию дал жизнь Иисусу Христу, создал члены Его мис­тического Тела через Неё, подаёт Свои дары и милости через Неё. Неужели после таких при­меров, явленных нам Лицами Святой Троицы, мы можем в безграничной слепоте отвергать Ма­рию и не посвятить себя Ей чтобы через Неё посвятить себя Богу и обрести Его?

[141] Вот несколько отрывков из трудов свя­тых отцов, которые я выбрал, чтобы доказать справедливость вышесказанного.

„Два сына у Марии: один – Богочеловек, другой — безгрешный человек; и первому Она дала плоть, второму — дух” (св. Бонавентура и Ориген)205.

„Такова воля Бога, Который пожелал, чтобы имели всё через Марию; и если имеем надежду, благодать или иной дар спасения, то принимаем его из рук Её” (св Бернард)206.

„Все дары Святого Духа, добродетели и благо­дать подаются нам через Неё [Марию], и Она может даровать благодать кому пожелает, сколь­ко пожелает и когда пожелает” (св. Бернардин)207.

„Вы недостойны обрести благодать у Бога, потому она дарована Марии, чтобы через Неё вы могли обрести всё” (св. Бернард)208.

[142] Св. Бернард говорит: „Бог, видя, что ныне мы недостойны принять благодать из руки Его, наделил всеми благами Марию, чтобы через Неё мы имели всё, что Всесильный Отец хочет нам дать. Ему воздаётся слава, когда Он принимает из рук Пресвятой Девы Марии благода­рения, уважение и любовь, которыми мы долж­ны отвечать Ему за все благодеяния Его. И для нас весьма достойно следовать в этом примеру Господа, чтобы благодать вернулась к Сотворив­шему её тем же путём, каким снизошла”209.

Вот так мы поступаем, праведно почитая Бога – принося и посвящая всё, что имеем и что из себя представляем, Матери Его, Пречис­той Деве Марии. Через Неё наши славословия и благодарения достигают престола Господня. Мы признаём себя недостойными и неспособ­ными обрести благодать Божью своими силами и потому прибегаем к покровительству Пре­святой Богородицы.

[143] Эта практика почитания требует ве­ликого смирения, которое Бог любит превыше других добродетелей. Возвышая себя, душа ос­корбляет Бога, смиряя себя — превозносит Его. Гордым Бог противится, а смиренным даёт бла­годать210; если вы уничижите себя, признавшись, что недостойны предстать пред ликом Спасителя и приблизиться к Нему, Он сам уничижит Себя, чтобы прийти к вам, войти в ваше сердце и возвысить вас, несмотря на все ваши грехи. Но если вы осмелитесь прийти к Богу, не прибегая к помощи посредника, Он отдалится и станет для вас недостижимым. Как любит Он смиренных сердцем! Кротостью полнится истинное почи­тание, которое призывает никогда не приходить к Богу самостоятельно, как бы ни был Он милосерден и добр. Следует всегда прибегать к заступничеству Девы Марии — чтобы предстать перед Богом, говорить с Ним, приблизиться к Нему, принести Ему в дар что-либо или соеди­ниться с Ним, полностью посвятив себя Ему.

 

Истинное почитание делает нас верными служителями Святой Девы.

[144J Третья причина – Пресвятая Дева Мария – Матерь милосердия и благодати Божь­ей, Которая никогда не оставит тех, кто при­бегает к Ней с любовью и предаётся Ей с дове­рием, чтобы служить Ей и прославлять Её, при­нося всё самое дорогое Ей в дар и непостижимо отдавая Ей себя, Мария погрузит Своё любимое дитя в бездну Её милостей украсит Своими за­слугами; Своей силой Она укрепит слабого и просветит пребывающего во тьме, окружит любовью и наделит Своими добродетелями — кротостью, верой, чистотой и другими211. Она станет порукой молящемуся, прибавит к его мольбам Свои и принесёт их Иисусу. Наконец, если человек полностью посвятил себя Марии, Она также всецело принадлежит ему, и об этом преданном служителе Пресвятой Девы можно сказать, что он, подобно св Иоанну Евангелис­ту, взял Её к себе в дом и стал сыном Её212.

[145] Всё это порождает в душе безразли­чие, презрение и ненависть к самому себе и великое доверие и готовность предать себя Деве Марии, всемилостивой Госпоже.  Он уже не опирается как прежде на своих решениях, планах, заслугах, добродетелях и добрых поступках, когда принеся их раз и навсегда как полную жертву Иисусу Христу через свою Добрую Матерь, обладает лишь одним сокровищем, в котором содержатся все его блага, и которые уже не являются его собственностью: этим сокровищем является Мария213+. Именно это позволит нам без раболепного страха приблизиться к Господу и молиться Ему с доверием и любовью. Именно это помогает нам разделить чувства благочестивого и учёного аб­бата Рюпера, который, вспоминая о победе Иакова над ангелом213, обращает к Пресвятой Деве Марии прекрасные слова: «Domina, Dei Genetrix, Maria, et incorrupta Mater Dei et hominis, non meis, sed tuis armatus meritis, cum isto Viro, scilicet Verbo Dei, luctari cupio. О Мария, Владычица моя и Непорочная Матерь истин­ного Бога и истинного Человека Иисуса Христа! Я жажду идти в бой рядом с Ним, знать Сло­во Божье, и да будут оружием мне не мои, но Твои заслуги”214.

Сколько же силы и власти у того, чьё ору­жие — заслуги и заступничество достославной Матери Божьей, Которая, как сказал св Авгус­тин, любовью одолела Всемогущего215!

[146] Почитая Господа подобным образом, мы приносим Ему через Пресвятую Деву Марию все наши добрые дела, и Матерь Божья их очищает, преобразовывает в наилучшие и умоляет Сына Своего принять их.

1. Дева Мария освобождает наши деяния от всего наносного, от налёта самолюбия и от че­ловеческих привязанностей, порой едва уло­вимых, которые неизменно проскальзывают даже в самых лучших поступках. В руках Пре­святой Девы Марии, от века не знавших празд­ности или бесплодного труда, в руках щедрых и непорочных, которые очищают всё, к чему прикасаются, наши деяния освобождаются от всего несовершенного, искажённого грехом.

[147] 2. Своей милостью и добродетелью Ма­рия преобразовывает и совершенствует наши добрые дела. Подобным же образом крестьянин, желая угодить королю и заслужить его дружбу и благоволение, преподнёс бы королеве единст­венное, что у него есть — яблоко, чтобы та пе­редала его царственному супругу. Королева положила бы скудное приношение на большое красивое блюдо из чистого золота и от имени бедняка принесла королю. Скромный предмет, сам по себе недостойный быть преподнесённым правителю, стал бы поистине королевским да­ром Его Величеству, настолько преобразило бы его драгоценное блюдо и руки достойнейшей дарительницы.

[148] 3. Святая Дева предаёт все приноше­ния Иисусу Христу, Сыну Божьему и не оставляет для себя ничего из того, что Ей приносят верные. Если Ей что-либо поручают, то лишь затем, чтобы это непременно было передано Иисусу, если Её прославляют и хвалят, Она в этот самый миг возносит хвалы Господу Иисусу. И ныне, как ранее воскликнула св. Елисавета, прославляя Пречистую Деву, воспевает Мария у престола Божьего в тот самый миг, когда Её благосавляют на земле: «Magnificat anima mеа Dominum»216.

[149J 4. Пречистая Дева умоляет Иисуса при­нять наши добрые дела, как бы ни был ничтожен этот дар для Святейшего из святых, каким бы жалким ни казалось это подношение к трону Царя царей. Когда мы приносим что-нибудь Иисусу сами, рассчитывая только на располо­жение Его к нам или на то, что дар у нас воис­тину достойный, Господь взирает на принесён­ное нами и часто отвергает его, ибо находит дары осквернёнными печатью самолюбия; так ранее отверг Он жертвы иудеев, исполнившихся гордыни и своеволия. Но когда Спасителю Свои­ми руками что-то преподносит Его любимая Матерь, это задевает самые сокровенные стру­ны Его души, да будет мне позволено так вы­разиться Иисус замечает только одно — Сама Матерь приносит Ему дар, и для Него не важно, откуда этот дар, ведь его коснулись руки Не­порочной. Так Мария, Которую Сын Её и Господь наш от века не отринет в великой любви Своей, приносит Ему всё, что мы поручили Ей, малое или большое. Довольно того, что дар доставлен Марией, и Иисус непременно примет его в вос­хищении. Св. Бернард советовал своим духовным детям, стремящимся к совершенству: «Когда вы хотите принести дар Богу, поручите его Марии, хотя бы для того, чтобы ваше при­ношение не было отвергнуто»217.

[150] Не так ли природа велит малым дер­жать себя перед сильными? Не так ли благодать велит нам держаться перед Богом, Который без­мерно превознесён над нами, а мы по сравнению с Ним менее атомов? Впрочем, у вас есть перед Ним могучая Заступница, никогда не получаю­щая отказа, столь искусная, что Ей ведомо, как покорить сердце Господа нашего, и столь милостивая и добрая, что ни один из прибе­гающих к Ней не был Ею отринут, как бы ни был он ничтожен и грешен

Истинное почитание — лучший путь к прославлению Бога.

[151] Четвёртая причина. — Этот способ почитания, если верно следовать ему, дарует благодать обратить все наши добрые дела во славу Господа. Почти никто не преследует этой благородной цели, оттого ли, что не знает сути наивысшего прославления Бога, оттого ли, что не желает трудиться ради славы Его. Но Пре­святая Дева, Которой мы поручаем все свои заслуги, прекрасно знает, в чём истинно за­ключается наивысшая слава Божия, и действует только во славу Божью; человек, полностью посвятивший себя служению Пречистой Деве Марии, может смело говорить, что все заслуги за его труды, милости и помышления принесены ради возрастания славы Господней. Что может быть отраднее для души, которая любит Бога преданной и чистой любовью и почитает Его цели превыше своих и Его славу превыше своей?

Истинное почитание — путь к единению с Господом Иисусом Христом.

[152] Пятая причина. — Этот способ почи­тания — лёгкий, короткий, совершенный и надёжный путь к единению с Господом Иисусом Христом, в чём состоит истинное совершенство христианина.

[О лёгком пути]

1. Это путь, проложенный Иисусом Хрис­том; на этом пути нет препятствий к обретению Господа. Конечно, к единению с Богом можно прийти и другими путями, но все они потребуют многих жертв, смертей и крестных страданий, которые очень трудно будет вынести Нам в одиночку. Придётся узнать тёмные ночи, тяжё­лые битвы и мучительные сомнения, пройти по высоким горам с острыми скалами и по мёрт­вым пустыням. Но дорога Пресвятой Девы Ма­рии легче и спокойнее.

Конечно, и здесь нам предстоят сражения и препятствия, но Небесная Госпожа и Пречистая Матерь Господа всегда пребудет рядом со своими верными слугами, чтобы даровать им свет во мраке, наставить в сомнениях, укрепить в стра­хах, поддержать в трудностях и в борении; и так окажется, что на самом деле путь Марии к Иисусу Христу устлан розами и шёлком. Лишь немногие святые — Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Бернард, Бернардин, Бонавентура, Фран­циск Сальский и другие — смогли пройти этим кратким и лёгким путем, ибо Дух Святой, Наре­чённый Пресвятой Девы Марии, указал им его, даровав им великую благодать; другие же свя­тые, коих гораздо больше, хотя они и были всем сердцем преданы служению Богородице, не ступили на эту дорогу и последовали тернистым путём страданий и горестных испытаний.

[153] Кто-то из преданных почитателей Ма­рии спросит: «Почему в таком случае верные слуги Пресвятой Девы чаще прочих оказы­ваются в опасности и рискуют жизнью? С ними спорят, их ненавидят, преследуют и клевещут на них; либо верные дети Марии проходят через беспросветную ночь души и через пустыню, где нет ни единой капли воды с Небес. Если почи­тание Пресвятой Девы облегчает путь к Иисусу Христу, почему любящие и почитающие Её терпят крестные муки превыше других?»

[154] Я ему отвечу: да, самые верные из слуг Девы Марии, будучи избранниками Её, получают от Неё более милостей, чем другие, и милости эти — страдания. Но именно дети Пресвятой Девы легче переносят тяготы креста во славу Господа; они не остановятся и не упа­дут от того, что тысячи раз остановило и по­вергло бы наземь прочих, ибо исполненная света и помазанная Духом Святым Дева Мария дарует своим верным спутникам мёд мате­ринской любви, помогающий с радостью вку­сить горечь страданий, и укрепляет их елеем любви непорочной, который ведёт их вперёд. И я верю, что человек, желающий жить благо­честиво во Христе Иисусе, за Него претерпе­вать гонения218 и во все дни нести свой крест, не сможет до конца следовать избранному пути либо не сможет идти по нему радостно, если не благоговеет пред Пресвятой Девой Марией. Только Она способна сделать страдания слад­кими. Редко кто может без усилия над собой есть зелёные орехи, не сварив их в сладком сиропе.

[О коротком пути]

[155] 2. Почитание Пресвятой Девы Марии — кратчайший путь к Иисусу Христу, ибо это самая прямая дорога, идти по которой легко и радостно, а оттого и идём мы быстрее, чем ины­ми тропами. В повиновении у Пресвятой Девы Марии за краткое время можно продвинуться вперёд дальше, чем за долгие годы надежды только на собственные силы, потому что чело­век праведный прямо держит путь свой219 и воспоёт славу Господу, с Матерью Его победив всех врагов Его. Те захотят помешать верным детям Божьим, заставить их повернуть обратно или упасть, это правда; но, ведомые Святой Девой Марией, с её поддержкой и помощью, не только не сойдя с дороги, но даже не задер­живаясь, шагами исполинов придут служители Марии с Прекрасной Госпожою к Иисусу Хрис­ту, как Он пришёл, спеша на спасение наше220.

[156] Вы, наверное, задаётесь вопросом, по­чему Иисус Христос прожил на земле так мало и из этих и без того немногих лет почти всё время был в повиновении у Своей Матери? То, что совершил Иисус в Свои недолгие годы221, делает Его жизнь много длиннее века Адама, чей грех Он пришел искупить. Жизнь Иисуса Христа была поистине долгой, потому что Он повиновался во всём Своей Матери и жил в единении с Ней, чтобы наиболее полно повино­ваться Богу Отцу Всемогущему и быть единым с Ним - Уважающий мать свою — как приобретающий сокровища222, говорит Господь; тот, кто восхва­ляет Святую Марию, Матерь Божью, и подчи­няется Ей во всяком деле и во всякое время, скоро умножит свои богатства, ибо ведома ему тайна любви к Матери Спасителя. Далее Senectus mea in inisericordia uberi, в старости моей пребуду в милости и щедрости у Тебя223. Ми­лостью и щедростью Марии спасётся муж224, в милости Её юноши состарятся в святости, в све­те и в мудрости, доколе не облекутся в мужей совершенных в меру полного возраста Хрис­това225. Ибо велика Пресвятая Дева Мария, по­стигшая Тога, Которого не вмещает и не может постичь Небо небес226.

[О совершенном пути]

[157] 3. Этот способ почитания Пресвятой Девы Марии — совершенный путь к единению с Иисусом Христом, так как Матерь Божья — чистейшее, совершеннейшее и святейшее из творений Всевышнего, и Господь Иисус Христос пришёл к нам, избрав именно этот, а не иной путь для Своего чудесного явления227. Всевыш­ний, Непостижимый, Недоступный, Сущий за­хотел снизойти к нам, малым, ничего не знача­щим на этой земле. Как это совершилось?

Господь чудесным и совершенным образом снизошёл к нам через кроткую Деву Марию, не утратив Своей божественной природы и святости. И мы, слабые и ничтожные, должны прийти к Всевышнему Богу через Пресвятую Деву Марию, чудесно и совершенно, не страшась ничего.

Непостижимый позволил слабой Марии пол­ностью постичь и вместить Его и при этом не утратил Своего Величия. И нам надлежит без­раздельно предаться Марии и позволить Ей вес­ти нас.

Недоступный приблизился к нам и по су­ществу соединился с родом человеческим через Марию, не утратив Своего величия. Нам же следует через Марию приблизиться к Богу и соединиться с Ним в Его величии без страха быть отвергнутыми Им.

Наконец, Сущий захотел прийти к несу­ществующему и претворить пустоту в Сущее, в Бога истинного; и Он совершил это, полностью предавшись юной Деве и подчинившись Ей, не переставая ни на миг быть Господом Предвеч­ным. Таким же образом мы можем уподобиться Богу во славе Его, ибо Он дарует нам великую благодать, предавая нас полно и совершенно Пречистой Деве Марии. Сами мы — ничто, но с Ней и в Ней — всё. Чего же бояться нам?

[158] Пусть укажут мне иную дорогу к Иису­су Христу, и пусть она будет вымощена всеми заслугами блаженных, украшена всеми подви­гами святости, освещена огнями высот ангель­ских. Пусть все ангелы и святые сопровождают и поддерживают всех, желающих ступить на неё. Истинно, истинно говорю я, что предпочёл бы этой столь совершенной дороге другую и пошёл бы непорочными стезями Марии. „Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь”228. И Сама Пресвятая Дева есть эта тропа в небеса, дорога без пыли и препятствий, без греха первородного и иного, без теней и мрака Если мой Господь Иисус снова придёт во славе на землю (что несомненно) и воцарится на ней, то Он не изберет иного пути для пришествия Своего и снизойдёт к нам через Пресвятую Деву Марию, через Которую непорочно пришёл в мир в первый раз. Разница между первым и вторым при­шествием состоит в том, что когда-то Иисус явился в мир скрытно от всех, во второй же раз грядёт Он во славе и блеске, но оба пути Его совершенны, ибо через Марию идёт к нам Господь. Это непостижимая Тайна, да замолкнет всякий язык пред нею.

[О надёжном пути]

[159] 4. Почитая праведно Пресвятую Деву Марию, мы достигнем совершенства, придя ко Христу и соединившись с Ним. Это надёжный путь к истине:

1 - практика почитания Пресвятой Девы Марии, которую я хотел бы преподать вам, на­столько древняя, что первое упоминание о ней встречается в церковных документах десятого-одиннадцатого веков229, как отмечает в своей кни­ге недавно почивший в благоухании святости епископ Будон230.

Св. Одилон, аббат из Клюни, живший около 1040 года, одним из первых начал проповедовать почитание Пресвятой Девы Марии во Франции, о чём сказано в его жизнеописании231.

Святой кардинал Пётр Дамиан рассказы­вает, что около 1076 года232 его духовный брат блаж. Марен в присутствии своего духовного наставника посвятил себя служению Пресвятой Деве способом довольно назидательным: с ве­рёвкой на шее он дал обет верности Непорочной Деве и, принеся на алтарь некоторое количест­во серебра в знак преданности своей Госпоже, объявил себя рабом Матери Божьей. В дальней­шем Марен праведно продолжил свой путь и на смертном одре сподобился узреть лик Бого­родицы и услышать из Её уст утешение и обе­щание блаженства в награду за преданное слу­жение и любовь. Подобную историю о рыцаре де Бирбаке рассказывает Цезарий Болландус фон Эйстербах.

Итак, почитание Пресвятой Девы Марии было широко известно по примеру личного ду­ховного опыта многих лиц, в общую же прак­тику оно было введено в XVII веке233.

[160] Симон де Рохас234 из ордена Святой Троицы, личный советник короля Филиппа III, проповедовавший милосердие к пленным, в неволе искупающим грехи, сделал многое для распространения культа Девы Марии в Испа­нии и Германии. По протекции короля, Папа Григорий XV предоставил отпущение грехов всем, почитавшим Марию, и тем, кто в буду­щем предаст Ей свою жизнь.

Отец де Лес Риос235 из ордена св. Августи­на со своим близким другом отцом Рохасом под­визался всеми средствами распространить по­читание Пресвятой Девы Марии в Испании и Германии. Им был составлен весьма объёмный труд «Hierarchia Mariana», в котором де Лос Риос набожно и теологчески обоснованно трактует праведную сущность почитания Пре­святой Девы как прекрасного и с давних времён известного способа выражения любви и предан­ности Богу.

В XVII веке священники братья Театен призывали к почитанию Марии верующих в Савойе, Италии и на Сицилии.

[161] Отец Станислав Фалациус236 из ордена Иисуса принёс ростки истинного почитания Де­вы Марии в Польшу, чудесно распространив благое начинание до самых восточных рубежей Европы.

Отец де Лос Риос в вышеупомянутой кни­ге приводит список имён принцев, принцесс, епископов и кардиналов из разных государств, посвятивших себя почитанию Непорочной Девы237.

Отец Корнелий Лапидский238, чья правед­ность и образованность снискали всеобщее уважение, получив от комиссии епископов и богословов поручение проверить общества почи­тающих Пресвятую Деву Марию и тщательно изучив их деятельность, выразил радость, до­стойную его благочестия; и многие известные люди согласились с ним.

Отцы иезуиты, в непрестанном созерцании служащие Пречистой Деве, от имени членов объединений мирян Кёльна представили герцогу Фердинанду Баварскому, в то время архи­епископу Кёльнскому, небольшой трактат о почитании Богоматери239. Его Высокопреосвя­щенство дал разрешение на издание трактата и призвал всех священников и монашествующих епархии проповедовать почитание Матери Божьей.

[162] Кардинал де Берюлль240, да будет благословенна память о нём, был одним их самых истовых ревнителей Пресвятой Девы во Франции вопреки многочисленным препят­ствиям и наладкам критиков и вольнодумцев. Его обвиняли в подверженности предрассудкам и чрезмерной новизне доктрины. Против него писали порочащие пасквили. Дьявол через про­тивников кардинала чинил всевозможные пре­пятствия распространению истинного почитания Пресвятой Девы Марии во Франции. Но этот святой и мудрый человек лишь терпением ответил на все нападки и наветы. Пространные возражения клеветников в их многочисленных пасквилях он полностью опроверг всего лишь одним письмом, в котором объяснил, что есть истинное почитание. Пример истинного почи­тания Пресвятой Девы Марии явлен нам Самим Иисусом Христом. Вспоминая об обетах, прине­сённых нами в святом крещении и о наших обя­занностях перед Богом, мы прибегаем к Пре­чистой Деве как к Матери и Заступнице, Пода­тельнице всех благ. Перед этим последним аргу­ментом Берюлля отступают все его противники, поняв, что посвящение своей жизни Пресвятой Деве и через Неё Иисусу Христу есть не что иное, как полное обновление обетов крещения. Именно об этом Берюлль прекрасно рассказы­вает в своих книгах.

[163] Его преосвященство Будон в своих тру­дах приводит высказывания нескольких пон­тификов, одобрявших почитание Пресвятой Де­вы, теологов, изучавших его. Он рассказывает о препятствиях, преодоленных верными детьми Марии, и о тысячах душ, предавших себя Ей, которых не посмел проклясть никто из пап241, ибо анафема на этих подвижников означала бы крушение самых основ христианства.

Таким образом, почитание Пресвятой Ма­рии отнюдь не ново; если оно известно немно­гим, то лишь оттого, что оно слишком ценно, чтобы быть известным всему миру.

[164]

2 - этот способ почитания Пресвя­той Девы Марии — надёжный путь в царствие Иисуса Христа, ибо истинное назначение Матери Господа — привести нас к Сыну Божьему, тогда как назначение Иисуса Христа — привести нас к Предвечному Отцу. Как могут обманываться духовные лица, говоря, что Мария – некое препятствие на пути к гармонии? Может ли Она, обретшая благодать у Бога для всего мира и каждого человека в отдельности, вос­препятствовать тому, чтобы одна избранная ду­ша обрела благодать в единении с Ним? Неуже­ли Она, исполненная благодати, так преоб­разившаяся в Господе и соединившаяся с Ним, что Он воплотился в Ней, может помешать ка­кой-либо душе совершенным образом соеди­ниться с Богом?

Я не устану повторять242, что кто угодно, как ни велика была бы святость его, может отдалить нас от Бога, только не Мария. Этим объяс­няется, почему столь немногие души достигают полноты совершенства во Христе243: оттого, что они не позволили Марии, Матери Господа и Наречённой Святого Духа, войти к ним и из­менить их сердца. Желающему иметь зрелые плоды нужно дерево, на котором они растут. Тот, кто хочет обрести плод Древа Жизни, Иисуса Христа, должен обрести Древо Жиз­ни, которое есть Дева Мария. Тот, кто хочет ощущать в себе божественную мудрость Свя­того Духа, должен обратиться к неразлучной Наречённой Его, Деве Марии, Матери Нетлен­ной. В Ней принесём пледы добрые к престолу Господа244.

[165] Итак, будьте уверены, что чем более вы созерцаете — в молениях, трудах и стра­даниях — Марию, или хотя бы Её едва уло­вимую тень, тем полнее обретете Христа, Кото­рый всегда рядом с Матерью, действующий и непостижимый в величии и могуществе. В Ней Иисус пребывает полнее, нежели в других соз­даниях Господних во всей вселенной. Достослав­ная Мария, полностью отдаваясь Господу, зате­рялась [точнее – заглубилась] в Его любви и милости Нет и не будет на свете равных Ей. Это Она щедро подаёт нам благодать Божью. Это Она хранит верных от коварных ловушек лукавого. Это Она устранит все преграды для совершенных, стремящихся к единению с Богом. Никому не был когда-либо открыт замысел Творца иначе, чем через Нее, как говорит св. Герман Константинопольский245.

[166] Там, где пребывает Мария, нет ни следа нечистого. Если человек преданно почитает Пресвятую Деву Марию, размышляет над тайна­ми Её жизни и говорит с Ней — это верный знак того, что его ведёт дух правый. Как дыхание обозначает продолжение жизни тела, так не­престанные помышления о Марии и воздыхания к Ней означают, что душа не мертва от греха246.

[167] Лишь перед одной Марией отступает прочь всякая ложь — так учит нас Церковь, ру­ководимая Духом Святым; sola cunctas interemisti in universo mundo247. Что бы ни говорили критики-рационалисты, никогда верный сын Марии не введет в ересь и не станет питать об­манчивых иллюзий. Конечно, хотя наименее вероятно, он может ошибиться, принять не­правду за истину, и дух лукавый — за правед­ный. Однако рано или поздно он осознает свой грех, поймёт, как сильно обманывался и никог­да более не возвратится к тому, во что оши­бочно уверовал248.

[168] Итак, пусть каждый, кто хочет сту­пить на путь совершенства и обрести Иисуса Христа, не страшась иллюзий, столь обычных для людей молящихся, всем сердцем и усердною душою249, примет предлагаемое мною почитание Пресвятой Девы Марии, о котором он, возможно, доселе не знал. Пусть он ступит на этот чудесный, пока неведомый для него путь, который я хочу указать ему. Как говорит Господь, - И я покажу вам путь ещё превосходнейший - 1 Кор 12,31.

Это путь, пройденный Иисусом Христом, воплощённой Мудростью, Главою тела Церкви, которому мы принадлежим; путь, с которого нельзя сбиться. Этот путь — истинный, ибо идущие им помазаны силой Духа Святого и ода­рены щедро Его благодатью, и не устают идти, и не свернут с него. Он краток, и скоро достиг­нем конца его и узрим Иисуса Христа. Это путь совершенный, ибо он не осквернён грехом, не запятнан грязью и тленом. Наконец, это надёж­ный путь, ведущий нас прямо к Иисусу Христу и к жизни вечной.

Взойдём же на эту тропу и последуем ею днём и ночью, доколе не придём в единство веры и познания Сына Божия в меру полного возраста Христова251.

Истинное почитание даёт огромную внутреннюю свободу.

[169] Шестая причина. — Этот способ почи­тания даёт огромную внутреннюю свободу тем, кто верно следует ему, это — истинное осво­бождение детей Божьих252. Поклоняясь таким образом Богу, мы предаём себя полностью Иису­су Христу и навеки признаём себя рабами Его. Наш добрый Господин в благодарность за наше исполненное любовью служение освободит нас от всех сомнений и рабского страха, сковываю­щего душу, закрывающего от неё Свет и сжи­мающего её в тисках тщеты. Иисус облегчит сердца святым упованием на Бога, и мы уве­руем, что Он — наш любящий Отец и лучший друг, наконец, Спаситель наполнит души Своих преданных слуг и друзей нежной сыновней лю­бовью к Отцу Небесному.

[170] В доказательство того, что предла­гаемый мною способ почитания действитель­но очень эффективен, я перескажу отрывок из жизнеописания матери Агнессы от Иисуса, монахини-якобинки [так называли доминиканцев во Франции до революции 1789 г из-за названия их главного монастыря – св.Иакова-Якуба] из обители в городке Ланжаке, что в Оверни, почившей в мире Христо­вом в 1634 году253. В семь лет она переживала тяжёлые душевные муки и однажды услышала голос, который сказал, что, если она хочет изба­виться от мучений и всегда быть свободной от нападок врага, она должна как можно скорее отдать себя на служение Господу Иисусу Хрис­ту и Пресвятой Матери Его. По пути из храма, ещё не успев вернуться домой, девочка посвя­тила себя Иисусу и Марии и стала их рабой, хотя она ничего не знала о нашем способе почи­тания. Будущая монахиня нашла на дороге же­лезную цепь, надела её на пояс и носила до са­мой смерти254. И после этого произошло чудо — все сомнения и страдания прекратились, девоч­ка обрела покой и открыла Богу своё сердце. Она так исполнилась мира и счастья, что по­пыталась научить подобному почитанию других, среди которых монсеньор Олье, преподаватель семинарии св. Сульпиция, достигший особенных успехов в обретённом почитании, а также мно­гие священники и семинаристы, находившиеся под его началом. Однажды в молитве матери Агнессе явилась Пресвятая Дева Мария и наде­ла ей на шею золотую цепь, выразив тем радость видеть её Своей служительницей и рабой Своего Сына Господа Иисуса Христа. Св. Цецилия, со­провождавшая Пречистую Деву, сказала мона­хине: «Счастлив предавшийся в рабство Небес­ной Царице, ибо он обретает истинную свободу».

Истинное почитание доставляет великие блага ближнему.

[171] Седьмая причина. — Что ещё побуж­дает нас принять это почитание? Великие блага, которые от него получит наш ближний. Предаваясь Всевышнему всем сердцем через Пресвя­тую Деву Марию, мы оказываем ближнему милости ни с чем не сравнимые, ибо отдаём ему, руками Пренепорочной Марии, все наши заслу­ги, все добрые дела и благие помышления, всё, совершаемое ради благодарения и умилостив­ления за грехи, вплоть до случайно промельк­нувшей доброй мысли или незначительного, но терпеливо перенесённого страдания. Таким образом, мы позволяем Марии по Её собственной воле распорядиться всеми милостями, которые мы снискали или которых удостоимся в даль­нейшем до самой смерти, ради обращения греш­ников или освобождения душ из Чистилища.

Не это ли — совершенное выражение люб­ви к ближнему? Не это ли означает быть истин­ным учеником Христа, — одним из учеников, которых узнают по любви между ними255? Действуя с Марией, можно обратить греш­ников, не страшась тщеславия, и освободить души из Чистилища, не совершая почти ничего, лишь исполняя самые обычные обязанности каждого христианина.

 [172] Чтобы познать, сколь возвышенна эта причина, следует понять, что значит обратить грешника или избавить душу от мук Чистилища. Это благо бесконечное, потому что в нём душа обретает Бога. Если бы, всю жизнь практикуя истинное почитание, было возможно освободить из Чистилища хотя бы одну душу или обратить хотя бы одного грешника, не достаточно ли уже этого для того, чтобы каждый по-настоящему любящий человек ступил на путь этого по­читания256?

Наши благие поступки, проходя через мило­сердные руки Девы Марии, очищаются от всего наносного и могут искупить вину или заслужить милость Господа. Поэтому через Марию мы об­ретаем способность облегчить страдания душ в Чистилище и обратить грешников. Только с Ца­рицею Небесной то малое, что мы бескорыстно предаем в Её распоряжение, может смягчить гнев Божий и обратить Его в милосердие. Быть может, самые обычные дела, совершаемые нами во Имя Господа в течение всей жизни, принесут помило­вание многим душам, страдающим в Чистилище, и вернут к истине многих грешников. Какая же радость ожидает этого человека на Суде Божьем и сколь велика слава его в Вечности!

Истинное почитание — прекрасное упражнение для укрепления в вере.

[173] Восьмая причина. — Наконец, самая веская причина для почитания Пресвятой Девы Марии именно указанным образом — это то что мы непрестанно во<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.