Руководство содержит поурочный план для каждого из двенадцати занятий. Такое количество занятий обеспечивает более полное понимание идеи сосредоточенности, или целенаправленности, и дает возможность подробно обсудить следующие шаги каждого члена группы в качестве наставника. Повторю, книга «Идущие рядом» предназначена не столько для чтения и обсуждения, чтобы потом благополучно забыть о прочитанном. Это образ жизни, который необходимо исследовать, а затем сделать частью нашей повседневной жизни. План каждого занятия включает в себя следующее:
- Учебные цели. Эти цели выражают главную мысль каждой главы. Они предназначены, в первую очередь, для лидера, так что с ними необязательно знакомить группу.
- Обзор. Каждую неделю в группе проходит разбор предыдущих заданий с целью поощрения подотчетности и практического применения.
- Обсуждение. Мы подготовили важные вопросы, которые помогут вам в ведении дискуссии. Большая часть вопросов ориентирована на задания, выполняемые в ходе работы над книгой. Вы можете ограничиться только частью вопросов.
- Практика. На каждом занятии участники будут иметь возможность учиться на практике, выполняя специальные задания.
- Практическое применение. Каждому участнику группы предлагается найти одну конкретную возможность практического применения изученного и занести ее в План действий наставника.
- Обзор материала для лидера. В Руководстве содержатся полезные советы для лидеров группы.
- Заметки лидера. Мы оставили место для ваших личных заметок.
ЗАНЯТИЕ 1
Путь дилетанта
Учебные цели
- Сделайте обзор пособия «Идущие рядом».
- Познакомьте группу с понятием наставничества в контексте отношений и служения жизненным примером.
- Оцените навыки участников группы в области ученичества и серьезность их намерений.
Обзор
Задайте каждому участнику следующие вопросы:
- Почему вас заинтересовала эта группа?
- Что вы надеетесь извлечь из этих занятий?
Изучите раздел «Как лучше всего использовать данное пособие». Объясните участникам группы, каким образом символы О + 2Д + 3П связывают главы книги в единое целое. Предложите им отмечать эти символы каждый раз, когда они встречаются в тексте.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Как вы относитесь к понятию служителя-дилетанта?
- Как роль дилетанта даёт вам свободу в воспитании учеников?
- Какие мысленные образы возникают у вас при слове «ученичество»?
- Что вы думаете о наставничестве в контексте отношений?
- Хотели бы вы сами стать для кого-то таким наставником?
- Чем отличается служение жизненным примером от других подходов к служению?
- Кто послужил вам своим жизненным примером?
- Почему ученичество так важно для роста церкви?
- От каких мысленных образов вам придется отказаться, прежде чем стать наставником?
- Изучите характеристику наставника. Можете ли вы применить ее к себе?
Практика
Обсудите критерии оценки.
- Какие сильные стороны вы обнаружили?
- В каких областях вам еще предстоит расти?
Практическое применение
- Какой урок или принцип показался вам наиболее важным в этой главе?
- Какое практическое применение вы могли бы найти этому принципу на следующей неделе?
- Запишите сам принцип и его практическое применение в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
- Если вы встречаетесь группой, убедитесь, что все ее члены знают имена друг друга.
- Хвалите каждого участника группы за его вклад в занятие.
- Во время обсуждения задавайте уточняющие вопросы: «Что вы имели в виду, когда сказали ______?» или «Не могли бы вы привести конкретный пример?»
- Смог ли каждый участник группы, изучив критерии оценки, выделить для себя одну область для роста?
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 2
Путь любви
Учебные цели
- Дайте четкое определение Великой заповеди любви к Богу.
- Обозначьте связь между тесными взаимоотношениями с Богом и плодотворным служением.
- Используйте на практике один из приемов организации личных встреч с Богом.
Обзор
Объясните членам группы, что символ «О» обозначает отношения наставника с Богом.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Что питает ваше сердце и ваше страстное желание любви к Богу?
- Что вы узнали о том, что значит искать Бога?
- Автор поясняет, что Бог может всего лишь гостить в нашей жизни или поселиться в ней навсегда. Как определить, что Бог – лишь гость в нашей жизни?
- Что нового и важного вы открыли для себя относительно любви Бога к нам (вопрос 3)?
- Как вы ответили на вопрос 5?
- Отвечая на вопрос 6, что нового вы узнали о возможности отражать Божью любовь в своей жизни?
- Какие дополнительные ответы вы записали на вопрос 8?
- Почему, желая расти в любви к Богу, так важно проводить с Ним время?
- Как вы ответили на вопрос 10?
- Какие действия вы решили предпринять в качестве наставника?
Практика
В группе ознакомьтесь с «Набором инструментов наставника» в главе 2 под названием «Расстановка приоритетов». Проведите время с Богом, используя эти материалы в качестве руководства.
Практическое применение
Вместе просмотрите План действий наставника. Обсудите возможности практического применения изученного.
Обзор материала для лидера
- Оцените свои навыки ведения группы.
· Удалось ли мне сосредоточить внимание на самых важных моментах?
· Удалось ли мне ободрить членов группы и привлечь их к участию в дискуссии?
· Был ли я щедр на похвалу?
· Занимает ли Писание центральное место в наших дискуссиях?
· Учимся ли мы на практике?
· Напомнил ли я каждому о необходимости практического применения?
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 3, ЧАСТЬ 1
Путь сосредоточенности
Учебные цели
- Расти в понимании Великого поручения.
- Ввести понятие духовных поколений.
- Составить портрет ученика.
Обзор
- Вернитесь к практическим действиям, предложенным каждым из участников.
- Как эта духовная дисциплина обогатила ваше время с Богом?
- Объясните членам группы, что в этой главе представлены цели наставника или портрет ученика, на который мы ориентируемся в своей деятельности.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Как вы относитесь к идее того, что «наставник мыслит широко, но начинает с малого»?
- Разделяет ли это видение ваша церковь?
- Что вы узнали о целенаправленности действий Иисуса в воспитании учеников (вопросы 1-4)?
- Прочтите Мф. 28:16-20. Что нового вы узнали о Великом поручении из этого занятия?
- Если заменить слово «идите» в Мф. 28:18 на слово «идя», изменит ли это наше представление о Великом поручении?
- Обсудите ответы на вопросы 9-10.
- Есть ли у вас какие-то страхи или опасения относительно воспитания учеников?
- Как вы относитесь к идее духовных поколений? Нова ли она для вас?
- Представители каких поколений внесли свой вклад в ваш духовный рост?
- Можно ли считать каждого верующего настоящим учеником Христа? Почему «да» или почему «нет»?
Практика
Практические задания к главе «Путь целенаправленности» вы найдете во второй части.
Практическое применение
Обсудите следующие пункты:
- Какая истина особенно запомнилась вам из сегодняшней дискуссии?
- Как вы можете применить ее на практике в ближайшие 24 часа?
- Запишите саму истину и способ ее практического применения в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
- Как бы вы оценили понимание группой процесса воспитания учеников?
- Есть ли необходимость прояснить или дополнительно изучить что-либо во второй части занятия 3, чтобы улучшить это понимание?
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 3, ЧАСТЬ 2
Путь сосредоточенности
Учебные цели
- Дайте характеристику ученика.
- Опишите личную готовность человека посвятить себя воспитанию учеников.
- Начните молиться об организации ученической группы.
Обзор
- Какие действия в наблюдали со стороны Бога в ходе практического применения изученного.
- Объясните участникам группы, что в этой главе вы составите для себя четкое представление о характере ученика.
Обсуждение / Практика
Групповое задание заключается в изображении ученика на большом листе бумаги, опираясь на ответы на вопрос 16 (стихи об ученичестве). Начните с обсуждения основных качеств ученика, упомянутых в Писании. Выделите главные качества. Вместе продумайте лучший способ проиллюстрировать эти качества.
- Как это изображение может помочь нам проявлять целенаправленность в воспитании учеников?
- Каким преимуществом для церкви может стать общий для нас всех образ ученика?
- Изменилось ли ваше первоначальное представление об ученике Христа после ответа на вопрос 15? Если да, то как?
Практическое применение
- Попросите каждого участника рассказать о своей приверженности Великому поручению.
- Задайте участникам группы следующий вопрос: «Что вызывает вашу озабоченность в связи с организацией ученического кружка?»
- Выбор человека, в отношения с которым вы будете вкладывать силы и время – очень важное решение. Напомните членам группы о необходимости постоянного поиска людей, жаждущих Бога. Предложенный в этой главе перечень содержит качества человека, желающего расти духовно. Изучите этот перечень в группе.
Обзор материала для лидера
В течение следующих нескольких недель молитесь в группе о том, чтобы Господь послал вам двоих человек, с которыми члены вашей группы могли начать строить отношения, пригласив их на занятия. Последнее занятие будет посвящено обсуждению плана дальнейших действий.
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 4
Путь молитвы
Учебные цели
- Пробудить в участниках группы еще более сильное желание молиться.
- Изучить образец «макро-молитвы» на примере Иисуса и Павла. «Макро-молитвы» посвящены важным темам познания Бога и воспитания характера.
- Применять молитвенные принципы к практическому служению ученичества.
Обзор
- Обсудите прогресс каждого из участников в практическом применении изученного в соответствии с Планом действий наставника.
- Объясните участникам группы, что эта глава продолжает тему их взаимоотношений с Богом.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Чему научил вас пример молитвенной жизни Иисуса (вопросы 1-3)?
- В Евангелии от Луки 22:31-32 Иисус молился как об успехе Петра (наступательная молитва), так и о защите для него (молитва защиты). Как пример Господа помогает нам в молитве за других?
- Что нового вы открыли для себя в отношении молитвы за своих учеников, изучая примеры молитвы Иисуса (Ин. 17) и Павла (Еф. 1).
- Как молитвы Иисуса и Павла формируют и обогащают вашу молитвенную жизнь?
- Иисус и Павел делали акцент на христианской жизни в целом. Что нового мы узнаем о «макро-молитве», изучая их примеры?
- Приведите пример «микро-молитв» (напр., финансы и здоровье).
- Почему именно «макро-молитвы» столь важны в молитвенной жизни наставника?
- Обсудите возможности превращения «микро-молитв» в «макро-молитвы» (вопрос 11).
- В группе обсудите ответы участников на вопрос 12.
- Поделитесь вариантами практического применения из Плана действий наставника.
Практика
Во время занятия выделите время для «макро-молитвы» друг за друга по образцу молитв в вопросах 7 и 10.
Практическое применение
Напомните членам группы о необходимости заносить варианты практического применения в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
Как вы могли бы укрепить молитвенный дух своей группы?
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 5
Путь построения отношений
Учебные цели
- Подчеркнуть библейскую важность человеческих взаимоотношений.
- Провести границу между уязвимостью и открытостью.
- Напомнить участникам о необходимости искренности в отношениях.
Обзор
- Обсудите новые возможности практического применения молитвы, внесенные в План действий наставника.
- Отметьте, что эта глава продолжает тему отношений.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Мы часто представляем себе ученичество в контексте учебной аудитории. Как вы думаете, почему Иисус предпочитал «общественные места»?
- Как Иисус начинал строить отношения с людьми (обсудите вопросы 1-2)?
- Почему такого рода отношения столь важны для наставника (вопрос 3)?
- Учитывая всю занятость современной жизни, с чего можно начать строить отношения с людьми?
- Что вы узнали о том, что значит быть «с Ним»?
- Каким станет ученичество, если мы будем пребывать с Ним?
- Любовь неразрывно связана с искренностью. Обсудите ответы на вопрос 11.
- Что вы узнали об открытости, отвечая на вопрос 12?
- Что узнали об уязвимости, отвечая на вопрос 15?
- Как бы вы сравнили открытость и уязвимость?
- Существуют ли по-вашему, пределы открытости и уязвимости? Приведите примеры.
- Как ваше нежелание быть искреннем с людьми скажется на вашем служении?
Практика
Чтобы подчеркнуть необходимости искренности попросите участников группы поделиться своей хронологической прямой на следующем занятии.
Практическое применение
Напомните членам группы о необходимости заносить варианты практического применения в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
Искренность начинается с лидера. Как вы могли бы служить примером уязвимости и открытости в своей группе?
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 6
Путь глубины и близости
Учебные цели
- Определить свои сильные и слабые стороны в умении слушать.
- Познакомиться с пятью уровнями общения.
Обзор
Попросите одного-двух человек поделиться с группой своей хронологической прямой. Напомните остальным участникам, что они смогут поделиться своими результатами на одном из последующих занятий.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Как бы вы оценили свое умение развивать глубокие отношения с людьми?
- Каковы признаки глубоких взаимоотношений?
- Почему некоторые боятся глубоких взаимоотношений?
- Что нового вы узнали о своих хороших и дурных привычках, связанных с умением слушать (вопрос 2)?
- Почему умение слушать столь важно для развития глубоких отношений с людьми?
- Что вам важно услышать в общении со своими учениками? Обсудите предложенный в главе перечень.
- Понимание пяти уровней общения помогает нам в развитии глубоких отношений с людьми. Что нового или неожиданного вы узнали из обсуждения пяти уровней общения?
- Обсудите каждый из уровней общения, используя вопросы, предложенные в главе 6. Например, какие клише мы нередко слышим от окружающих людей (первый уровень – вопрос 6)?
Практика
- В зависимости от размера группы разделите ее на двойки и тройки, чтобы люди могли поделиться друг с другом информацией (уровень 2). Речь может пойти о семье, о том, где они живут или работают. Если группа и так мала, выполняйте это задание все вместе. После обсуждения в двойках и тройках поделитесь тем, что общего нашлось у участников группы.
- Перейдите к более глубокому общению с тем же собеседником (или группой). Поделитесь своими опасениями и страхами, связанными с наставничеством (уровни 3 и 4). После этого обсудите в группе следующие вопросы:
· Как вы испытали на себе важность умения слушать?
· Как вы испытали на себе важность умения задавать правильные вопросы?
Практическое применение
Запишите вариант практического применения изученного, который вы занесли в раздел «Наставники предпринимают активные действия».
Напомните членам группы, что его следует занести в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
Какой уровень общения преобладает в группе? Выделите подходящий для вас ответ:
клише – информация – ценности – чувства – предельно доверительное общение
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 7
Путь слова
Учебные цели
- Рассказать о важности Писания в воспитании учеников.
- Обсудить иллюстрацию «Рука».
- Практиковать простые примеры осмысления Писания.
Обзор
- Обсудите прогресс в развитии глубоких отношений в группе.
- Обратите внимание группы на символ, обозначающий Библию,
в схеме О + 2 О + 3 П.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Как бы вы охарактеризовали приоритетность Божьего Слова в жизни Иисуса (вопрос 1)?
- Что вы написали о приоритетности Божьего Слова в вашей собственной жизни (вопрос 5)?
- Что вы узнали о служении Божьего Слова из 2 Тим. 3:16?
- Что узнали об умении правильно трактовать Писание (вопрос 7)?
- Как бы вы оценили свои сильные и слабые стороны в умении наполнить свою жизнь Божьим Словом (вопрос 8)?
- Что вы узнали о роли Библии в распространении истины?
- Насколько комфортно вы чувствуете себя, говоря людям правду, даже если она им неприятна?
- Как бы вы оценили важность размышлений над Божьим Словом в вашей жизни?
- Вернитесь к предложенному в главе упражнению. Как этот процесс может помочь вам в размышлениях над Божьим Словом?
Практика
Размышляйте всей группой. Выберите для этого один из приведенных ниже отрывков: Нав. 1:8; Пс. 1:1-3; 118:1-5; Кол. 3:16-17. Используйте предложенное в главе упражнение.
Практическое применение
Задайте участникам группы следующий вопрос: «Когда на следующей неделе вы могли бы использовать этот процесс размышления над Писанием? Какой отрывок вы для этого выберете»?
Обзор материала для лидера
Вернитесь к принципу ВЦС.
- Есть ли у людей четкое представление о любви к Писанию?
- Насколько целенаправленно они реализуют его на практике?
- Какие средства они при этом используют?
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 8
Путь исследователя
Учебные цели
- Убедиться в важности личных исследований в процессе наставничества.
- Рассказать о важности умения задавать правильные вопросы в процессе наставничества.
- Убедиться в важности умения рассказывать истории и применять его на практике.
Обзор
- Попросите каждого участника группы поделиться своими успехами в практическом применении материалов прошлого занятия, которые они внесли в План действий наставника.
- Поясните, что речь идет о символе 2О – открытиях и обсуждении.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о стиле преподавания Иисуса?
- Как вы относитесь к идее преподавания как процесса совместных открытий, вместо традиционных лекций?
- Почему исследования и открытия важны в процессе воспитания учеников?
- Иисус задавал вопросы не для того, чтобы получить информацию. С какой же целью Он это делал?
- Что нового вы узнали о своем умении задавать нужные вопросы (вопрос 7)?
- Почему наставнику важно уметь задавать самые разные вопросы?
- Обсудите ответы участников группы на вопрос 9.
- Что вы узнали о важности хорошей истории в процессе наставничества?
- Попросите каждого участника поделиться одной историей из вопроса 10.
Практика
Разбейтесь на пары и выберите тему (жизнь с Богом, благовестие, служение людям). Один из вас будет выступать в роли наставника, задавая вопросы, а второй – отвечать. Используйте вопросный мостик для правильного ведения дискуссии.
Практическое применение
Напомните каждому участнику о необходимости внести способ практического применения изученного в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
Как бы вы могли использовать вопросный мостик для ведения дискуссии в группе?
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 9
Путь трех слагаемых успеха
Учебные цели
- Повторно обсудить важность практического применения.
- Обсудить жизненно необходимые способы напомнить членам группы, как важна взаимная ответственность.
- Определить важность похвалы и практиковать ее в группе.
Обзор
- Попросите каждого участника группы поделиться своими успехами в практическом применении материалов прошлого занятия, которые они внесли в План действий наставника.
- Поясните, что речь идет о символе 3 П в схеме О + 2 О + 3 П.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему слушать легче, чем применять услышанное на практике?
- Что вы узнали о важности и преимуществах практического применения библейских истин?
- С чем у нас, как правило, ассоциируется подотчетность?
- Что нового вы узнали о ней из этой главы?
- Какими утверждениями вы дополнили перечень в вопросе 7?
- Обсудите ответы на вопрос 10.
- Что говорится в Библии о важности похвалы?
- Приведите пример, когда вы сами испытали на себе благотворное действие похвалы.
- Как мы можем высказывать похвалу в адрес друг друга?
- Как мы можем высказывать похвалу в адрес других членов группы?
- Какой из четырех способов похвалы показался вам наиболее значительным?
Практика
В группе выскажите похвалу в адрес друг друга (2-3 предложения).
Практическое применение
Дайте участникам время внести свой вариант практического применения изученного в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
Как идут дела? Оцените свое практическое применении схемы О + 2 О + 3 П.
Заметки лидера
ЗАНЯТИЕ 10
Путь миссии
Учебные цели
- Выработать правильное понимание термина «свой человек».
- Обсудить процесс благовестия.
- Определить свой личный круг влияния.
Обзор
Обсудите успехи участников в выполнении Плана действий наставника.
Обсуждение
Выберите вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему рост церкви происходит, скорее, за счет «перетасовки», нежели за счет новообращенных?
- Как бы вы описали рост своей церкви?
- В наших дискуссиях появился новый термин. Что значит, по вашему мнению, быть «своим» для окружающих вас людей?
- Что нового вы узнали на примере Иисуса о том, как быть «своим» для людей, которым мы служим (вопросы 1-2)?
- Как бы вы описали горячее желание Иисуса спасти заблудших, не знавших Бога людей?
- Как апостол Павел и ранняя церковь демонстрировали силу служения «своих» (вопросы 8-9)?
- Каковы отличительные признаки такого служения?
- Чем такое служение похоже и чем оно отличается от традиционных подходов к благовестию?
- Какие простые шаги мы можем предпринять, чтобы наладить контакт с теми, кто еще не знает о Христе?
- Обсудите круг влияния каждого члена группы в вопросе 18.
- Как вы могли бы расширить свой круг влияния?
- Знакома ли вам идея благовестия как процесса, или же она совершенно нова для вас?
- Как ваш собственный духовный опыт демонстрирует идею благовестия как процесса?
- Обсудите ответы на вопросы 19-20.
Практическое применение
Дайте участникам время внести свой вариант практического применения изученного в План действий наставника.
Обзор материала для лидера
Какие-то правила, обсуждаемые в этой главе, могут оказаться новыми для некоторых членов группы. Дайте им время, необходимое, чтобы как следует разобраться и продумать их практическое применение.
Заметки лидера
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Учебные цели
- Закончить выполнение всех заданий, остававшихся ранее без внимания.
- Разработать личный план организации ученической группы.
Обзор / Обсуждение
В группе обсудите следующие вопросы:
- Что из пройденного материала привлекло ваше особое внимание и повлияло на вашу жизнь?
- Если бы вы попытались оформить эти идеи в проповедь, как бы вы ее озаглавили?
Практика
Разделитесь на пары и проиграйте приглашение нового участника в ученическую группу. В приглашении опишите свое видение группы и некоторые детали, связанные со встречами.
Практическое применение
Вместе ознакомьтесь с приложением «Что дальше?» Обсудите следующие вопросы:
- Как вы относитесь к идее ученической триады (группы из трех человек)?
- Каковы преимущества такой группы?
- Кого вы могли бы пригласить в свою триаду (повторите шаги 1-4 приложения «Что дальше?»)?
- Какие ресурсы вы могли бы использовать, чтобы поощрить людей к самостоятельному изучению Писания?
Заключительная встреча
Запланируйте встречу через четыре недели, на которой члены группы смогут поделиться радостью Божьих благословений и своим первым опытом наставничества.
Мы встретимся __________ в _________.
Вместе молитесь об организации наставнических триад.
Заметки лидера
[1] В переводе Библии Международного библейского общества (прим. пер.)
[2] Цитата приводится в переводе Н. Трауберг.
[3] От английского слова insider – «не посторонний человек; свой человек; член группы; организации и т. п. «инсайдер»; член общества; осведомлённое лицо; посвящённый в тайну; свой член (общества или организации); лицо, имеющее в силу служебного положения конфиденциальную информацию», «человек, допущенный во внутренний круг», «человек, владеющий информацией, известной немногим» (прим. пер.).