Наставник помогает другим размышлять над Писанием — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наставник помогает другим размышлять над Писанием

2020-04-03 165
Наставник помогает другим размышлять над Писанием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Помните большой палец? Размышление над текстом Писания – многовековая практика, благодаря которой Библия оживает для нас. Простое чтение, безусловно, полезно, однако именно размышления помогают нам проникнуть в глубины чудесной мудрости Бога и Его Слова. Его можно уподобить долгому пытливому взгляду. Писатель Кен Гайр указывает, что древнееврейское слово «размышлять» означает «бормотать, говорить невнятно». Мысленно мы вновь и вновь повторяем про себя слова Писания, позволяя им проникнуть в наши сердца. Псалмопевец призывает нас размышлять над удивительной природой Бога (Пс. 62:2-12), Его делами (Пс. 76:12) и Его словами (Пс. 1:2-3). Начиная свои размышления над Библией, мы просим Святого Духа помочь нам проникнуть в смысл Его слов: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Таким образом, размышления объединяют наш ум и сердце.

Любовь к Божьему Слову и жизнь по его законам передается личным примером. Мы размышляем над истинами Писания в малых группах или один на один со своими учениками. Вот несколько практических советов для таких размышлений:

 

Задавайте вопросы

Выделяйте ключевые слова

Перефразируйте

Ищите параллельные места

Находите практическое применение

 

Задавайте вопросы. Пусть вопросов будет как можно больше: что, когда, почему, где, как, кто! Постарайтесь найти ответы хотя бы на некоторые из них.

Выделяйте ключевые слова. Прочтите отрывок вслух, выделяя четко определенные слова. Останавливайтесь, чтобы дать определение самым важным из них.

Перефразируйте. Перепишите отрывок заново своими словами. Выбирайте современные эквиваленты устаревших или малопонятных библейских выражений.

Ищите параллельные места. Найдите другие стихи, события или персонажей, которые помогут вам лучше понять смысл данного отрывка.

Находите практическое применение. Благодаря практическому применению, Слово проникает из нашего ума в сердце, когда мы начинаем действовать на основе того, что изучили. Вот несколько вопросов, которые помогут вам в поисках возможностей практического применения:

 

· Над какими словами из прочитанного отрывка вы продолжите размышлять сегодня?

· Как вы думаете, какие изменения Бог мог бы произвести в вашей жизни, если бы вы нашли данному отрывку практическое применение в своей жизни.

· Выделите один практический способ откликнуться на призыв Святого Духа в ближайшие двадцать четыре часа.

 

  1. Используйте эти шаги для размышлений над Нав. 1:8.

 

Задавайте вопросы

 

Выделяйте ключевые слова

 

 

Перефразируйте

 

Ищите параллельные места

 

Находите практическое применение

 

Наставники практикуют принцип ВЦС

 

  • Видение: Я хочу любить Библию и жить по ее законам.
  • Целенаправленность: Я буду _____________________________.
  • Средства: Я буду использовать ___________________________.

 

Наставники предпринимают активные действия

 

На следующей неделе выделите время для размышлений, встречаясь с Богом дважды в течение каждого дня.

 

  • Дата и время встречи _______________________________________________
  • Дата и время встречи _______________________________________________

 

Занесите этот шаг в План действий наставника

 

НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ НАСТАВНИКА

Свежий хлеб

 

«Уиллоу Крик», одна из самых больших церквей в Соединенных Штатах, провела анализ факторов духовного роста десятков тысяч людей в церквях, рассеянных по всему свету. Вы спросите, какой из них оказался на первом месте? Чтение и размышление над Писанием. Обратите внимание, что одного чтения было недостаточно; размышления, или осмысление Писания, необходимо для духовного роста. Каждый день человек должен получать свежий хлеб.

Что имеется ввиду под «свежим хлебом»? В 16-й главе Книги Исход Бог накормил израильский народ таинственной «манной небесной». Каждое утро Бог осыпал землю хлебом из кориандрового семени со вкусом меда (16:31). Манну можно сравнить с Божьим Словом. Во Втор. 8:3 Господь говорит, что с помощью манны Он испытывал Израиль, желая убедиться в их готовности жить «всяким словом, исходящим из уст Господа». Иисус использовал этот отрывок в противостоянии с сатаной, провозгласив: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Свежий хлеб – новые открытия в Божьем Слове – питает души ученика и наставника.

 

  1. Свежий хлеб нужен нам каждый день. Израиль должен был ежедневно собирать небесный хлеб; оставленный до утра, он портился и уже не годился в пищу (Исх. 16:20). Если Библия подобна этому хлебу с небес, мы не должны довольствоваться воспоминаниями о прошедших занятиях или любимых проповедях. Просите Господа ежедневно посылать вам новые открытия в процессе ваших размышлений над Писанием.
  2. Дар свежего хлеба должен быть запечатлен на бумаге. Записывая свои открытия, мы делаем размышления над Писанием еще более продуктивными. Физический перенос своих мыслей о Библии на бумагу – несложная дисциплина, укрепляющая память и облегчающая практическое применение. Выделяйте время для того, чтобы записывать то, чему Господь учит вас в Своем Слове.
  3. Мы должны делиться хлебом. Делясь своими ежедневными открытиями с другими людьми, мы закрепляем их и задаем правильный тон в процессе воспитания учеников. Перед наставником и его учениками всегда лежит открытая Библия. Ваши собственные открытия должны вызывать у других духовный голод. С кем вы можете поделиться свежим хлебом на этой неделе?
  4. Хлеб должен стать нашим главным блюдом. При всем моем уважении к духовной литературе, написанной другими людьми, для меня она лишь закуска перед главным блюдом – Библией. Она лишь пробуждает во мне аппетит к главному блюду – встрече с Богом в Его Слове. Пусть Библия всегда остается для вас главным блюдом.

 

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

 

ПУТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

Наставник задает вопросы и рассказывает истории

Исследования показывают, что люди запоминают гораздо больше из того, что они скажут, чем из того, что услышат, и гораздо больше из того, что откроют для себя сами, чем из того, что им преподнесут в готовом виде.

КАРЕН ЛИ-ТОРП

 

 

 

Мы с женой – большие любители собак. Нашу третью и самую необыкновенную собаку зовут Сейди. Она помесь золотистого ретривера и пуделя. Когда я так рассказываю о ней другим людям, моя жена всегда поправляет меня: «Просто скажи им, какой она породы». Сейди – голдендудль. Не так-то просто произнести! Не важно, впрочем, какой она породы. Я ее очень люблю.

Я работаю дома. Как-то раз у меня не было назначено ни одной встречи, и всю работу я уже закончил. Я решил заняться преподаванием и научить Сейди свистеть.

Вернувшись с работы, Пегги спросила, как прошел мой день. В ответ, я сообщил ей, что целый день учил Сейди свистеть.

Она наклонилась к Сейди и прислушалась: «Что-то я не слышу, чтобы она свистела».

«Я сказал, что учил ее свистеть, но не говорил, что она научилась».

Должен признаться: я ни разу не пытался научить Сейди свистеть. Но моя история может послужить неплохой иллюстрацией. Существует большая разница между тем, чтобы учиться и НАучиться, хотя отличают их всего две буквы. Мы нередко забываем, что говорить – не значит учить, а слушать – не значит учиться. Преподавание означает нечто большее, чем чтение лекций; необходимы самостоятельные исследования и практическое применение. Следуя примеру Иисуса, наставники поощряют самостоятельное исследование учебного материала, а значит, в нашей мысленной галерее должен появиться портрет исследователя.

В третьей главе мы говорили о том, что ученик следует по стопам своего наставника. Ученики Иисуса не ограничиваются сбором информации или заучиванием фактов в стенах аудитории. Настоящий ученик готов отправиться в волнующее путешествие в стремлении стать похожим на своего Учителя (Лк. 6:40). Апостолы жадно впитывали наставления Христа, оставив ради Него семьи, друзей и работу (Мф. 4:20). Того же страстного желания учиться Иисус ожидает от Своих последователей и в наше время.

Обучение в Библии носит целенаправленный, но при этом часто неформальный характер. Как бы полезны ни были наставления талантливого учителя, Писание призывает нас учиться и учить жизненным примером в обществе семьи и друзей (Втор. 6:6-9). Сама жизнь – вот классная комната учеников Иисуса. Наставник целенаправленно открывает путь к новым открытиям там, где живут, работают и отдыхают окружающие его люди. Ваша задача как наставника проста. Вместо того чтобы выступать в роли эксперта, владеющего исключительными познаниями, вы целенаправленно отправляетесь в путь, чтобы учиться вместе с друзьями. С ними вы делаете новые открытия, задаете вопросы и находите изученному практическое применение. Ведомые Святым Духом, учась у самой жизни, вы идете рядом по пути исследователя, которым шел Иисус.

 

Наставник следует примеру Иисуса – учителя

 

Спросите людей на улице, что они думают об Иисусе, и они, вполне вероятно, ответят: «Он был великим учителем». Иисуса часто изображают этаким всезнающим мудрецом, сидящим на склоне горы и изрекающим истины. Это правда лишь отчасти. Хотя Иисус, безусловно, произносил великие проповеди, Его наставническое служение охватывает широкий диапазон от настоящих лекций до призывов к самостоятельным исследованиям. Его целью в каждом случае было преображение жизни.

Писатель Филипп Янси отмечает, что в Евангелиях описывается 183 ситуации, когда люди обращались к Иисусу с вопросом. Однако прямой ответ Он дал только троим. «Он отвечал вопросом, историей или другим косвенным путем. Очевидно, Иисус хочет, чтобы мы сами искали ответы, используя правила, которым Он учил и следовал сам». Этот диапазон от формального к самостоятельному может служить иллюстрацией к наставническому служению Иисуса.

 

 

 

В большинстве церквей образовательные программы всегда склоняются к формальному отрезку диапазона, оставляя самостоятельные открытия подвешенными в воздухе. Нам кажется, что, если мы что-то объяснили людям, они это усвоили. Однако нередко передача информации не означает жизненной трансформации. Наставничество в контексте отношений позволяет восстановить равновесие, подчеркивая важность самостоятельных исследований. Таким образом мы приглашаем людей сменить роль пассивного зрителя на роль активного участника, спускаясь с трибун прямо в центр игры.

Исследование всегда носит целенаправленный характер. Это хорошо понимал автор Книги Притч. Хотя она и представляет собой сокровищницу мудрых мыслей и наставлений, передаваемых от отца к сыну, собирание мудрости далеко от пассивности. Само слово «мудрость» в Притчах вбирает в себя разумение и познание. Прочтите Притч. 2:1-5. Подчеркните глаголы. Обведите прилагательные, которые автор использует для описания мудрости.

 

       Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

 

  1. Запишите слова или выражения, которые обращают на себя ваше внимание.

 

 

  1. Какие наблюдения можно сделать об активных поисках мудрости и познания?

 

 

  1. Как эти наблюдения могут изменить ваше представление о процессе познания?

 

 

  1. Представьте себе ученичество как жизнь, которая проходит в постоянном познании. Какие образы ассоциируются у вас с такой жизнью? Дополните данные ниже примеры?

 

    • Я бы всегда проявлял любознательность.
    • Я бы всегда задавал вопросы.
    • Я бы всегда искал возможности общения с людьми более мудрыми или опытными, чем я сам в стремлении учиться у них.
    • ______________________________________________

 

Наставник целенаправленно задает нужные вопросы

 

Поводом для открытия нередко становится правильно заданный вопрос. Вы заметили, что Бог имеет привычку общаться со Своим творением посредством вопросов? «Где ты?» (Быт. 3:9). «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иов. 1:8). «Кого Мне послать?» (Ис. 6:8). Задавая вопросы, Бог не пытается что-либо узнать у людей, ведь Он всезнающ. С помощью вопросов Он строит отношения со Своим творением, в контексте которых происходят размышления и исследования.

Иисус понимал, насколько полезны правильно заданные вопросы. В Евангелиях содержится 307 таких вопросов. Один писатель назвал Иисуса «Тот, кто задает вопросы». Правильно сформулированный вопрос может взорвать разговор изнутри, открывая новые мысли и возможности практического применения обсуждаемого.

Как научиться правильно задавать вопросы? В этом нам могут помочь три качества.

Основополагающим в умении правильно задавать вопросы является доверие. Нельзя задавать личные, глубокие вопросы людям, которые тебе не доверяют. Второй чрезвычайно значимый фактор – умение правильно выбирать время. Каждый из нас понимает важность своевременно заданного вопроса. С другой стороны, кому из нас не приходилось иметь дело с вопросами, заданными в самые неудачные моменты. Мы должны полагаться на Святого Духа, который поможет нам задать правильные вопросы в нужное время.

Наконец, третий важный момент умения правильно задавать вопросы – тип. Существует много типов вопросов. Собирая материал для своей магистерской диссертации по образованию для взрослых, я посещал занятия в самых разных церквях. В каждом классе, малой группе или в ходе семинара я записывал все вопросы, звучавшие из уст преподавателя или лидера. Позже я анализировал эти вопросы, разделяя их на несколько категорий. Я пришел к выводу, что среди них преобладали два типа: «Что?» ‒ в частности, «Что вы отметили для себя в этом отрывке?» и «Как?», например, «Как вы можете применить это в своей жизни?» Вопросы Что и Как очень важны. Но есть и другие типы вопросов. Мы задаем их, чтобы прояснить непонятное, проанализировать, обсудить или лучше представить себе предмет разговора. Наставнику необходим целый набор инструментов, включающий все типы вопросов. Вопросы прокладывают путь к новым открытиям и познаниям.

 

  1. Как вы можете построить доверительные отношения, которые позволят вам задавать глубоко личные вопросы?

 

 

  1. Главное – правильно рассчитать время. Что особенно важно учесть, подбирая нужные вопросы? Дополните приведенный ниже перечень:

 

  • Торопится ли мой собеседник, есть ли у него время на глубокие вопросы?
  • Достаточно ли хорошо я знаю этого человека, чтобы задать ему/ей личный вопрос?
  • Не поставит ли его/ее мой вопрос в неудобное положение, если он предполагает знание Библии?
  • ____________________________________________________
  • ____________________________________________________

 

  1. Как бы вы оценили свое умение правильно задавать вопросы? Отметьте утверждения, лучше всего применимые к вам.

 

___ Я редко задумываюсь о том, чтобы задавать вопросы. Обычно я много говорю сам.

___ Мне многое хочется знать о других людях, так что в разговоре я задаю много вопросов.

___ У меня в запасе есть несколько вопросов, которые я постоянно задаю разным людям.

___ Мне трудно подобрать нужный вопрос. Иногда я просто не знаю, какой вопрос задать.

___ Мне нравится задавать вопросы, которые помогают людям начать говорить о том, что происходит у них в сердце.

___ Мои вопросы, как правило, поверхностны, и вскоре их запас оказывается исчерпан.

___ Я активно стараюсь подобрать хорошие вопросы, чтобы впоследствии использовать их в своем общении с людьми.

___ Я обладаю даром назидания, и поэтому я больше говорю, чем слушаю или задаю вопросы.

 

Что нового вы узнали о своём умении правильно задавать вопросы?

 

 

  1. Какие цели вы можете теперь поставить перед собой, желая расти в качестве исследователя?

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.