Индивидуализация обучения как условие — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуализация обучения как условие

2019-12-27 234
Индивидуализация обучения как условие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

В ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Одной из важнейших проблем российского образования на современном эта­пе является решение вопросов гуманизации образования, предполагающей процесс самореализации личности студента и эффективное овладение знаниями. Современ­ное общество остро нуждается в творческой личности специалиста, но в условиях существующей системы образования, с ее жесткой регламентацией процесса обуче­ния, очень трудно сформировать инициативного, деятельного человека с ярко вы­раженной творческой индивидуальностью, разносторонне развитую личность.

Сегодня вновь наблюдается тенденция индивидуализации обучения, направ­ленная на создание условий самореализации подрастающей личности. Это приво­дит к перестройке всей системы, которая теперь направлена на воплощение следу­ющих основных принципов, ориентированных на становление личности студента как грамотного специалиста.

—принцип осознанной перспективы ("сделай себя сам"), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний.

—принцип гибкости системы образования, согласно которому содержание обу­чения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответс­твуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровнего образования при осуществлении возможности изменения спе­циализации или получении нескольких специальностей за период обучения.

—принцип динамичности системы образования, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике.

—принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к воз­никновению между преподавателем и студентами атмосферы сотворчества, спо­собствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профес­сионального мастерства.

Индивидуализация обучения — это модель, в которой преподаватель взаи­модействует с одним обучаемым. Главным его достоинством является возможность адаптации содержания, методов и темпов учебной деятельности к индивидуальным особенностям обучаемых, что позволяет выбирать для каждого из них наиболее оптимальную образовательную траекторию. При индивидуальном обучении осо­бое значение приобретает такая категория, как индивидуальность — неповторимая внутренняя сущность, глубина личности.

Понятие «индивидуальность» достаточно неоднозначно. Можно выделить два разных его значения, которые определяют различную трактовку сущности индиви­дуализации обучения. Согласно первой точке зрения, индивидуальность рассмат­ривается как непохожесть, отличие одного человека от другого: своеобразие психи­ки и личностных свойств, которые проявляются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, потребностей и способностей.


Вестник 2

Вторая точка зрения основывается на понимании индивидуальности как са­мобытности, уникальности личности, сосредотачивает внимание на неповторимом своеобразии ее психики в целом. Индивидуальность выступает как внутренняя целост­ность и относительная самостоятельность личности, способность активно действовать и своеобразно проявлять себя на основе раскрытия своих внутренних духовных сил и творческого потенциала. В основе современных концепций творческого развития лич­ности лежит представление о творчестве как реализации человеком своей индивиду­альности. В данном значении индивидуальность выступает как глубина, сущность лич­ности, что отражается в появившемся в психологии понятии «индивидуальность лич­ности». Сердцевиной индивидуальности, самобытности личности выступает система ее ценностей и смыслов, проявляющихся в установках по отношению к миру и к самому себе. Понимаемый в данном аспекте индивидуальный подход предполагает направлен­ность педагогического процесса на развитие личности студента как индивидуальнос­ти: создание условий для осознания и проявления своего «я», своих целей, ценностей, смыслов; выбор соответствующих своей индивидуальности содержания и способов учебной и профессиональной деятельности и т.д.

Проблемами индивидуализации и самореализации учащихся и студентов в графической деятельности занимались педагоги Магнитогорского государственно­го университета: Жданов А.А., Жданова Н.С., Мипгуковская Ю.И., Немцева Ю.С. и т.д. Накопленный кафедрой опыт дает возможность утверждать, что индивидуаль­ный подход в процессе обучения черчению, позволяет ориентироваться на обе его составляющие и строить педагогический процесс, не только учитывая индивидуаль­ные особенности студентов, но и создавая условия для развития индивидуальности и самореализации.

Эффективность индивидуализации повышается, когда она основывается на всестороннем подходе к изучению особенностей студентов. С этой целью проводит­ся предварительное тестирование студентов по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования. Разработанный тест содержит десять вопросов, которые характеризуют степень усвоения студентами школьного курса «Черчение». Тест ох­ватывает следующие темы:

—основные сведения по оформлению чертежей;

—проецирование точки;

—проекции моделей;

—аксонометрические проекции;

—изображения-виды, разрезы, сечения;

—резьба резьбовые изделия;

—разъемные и неразъемные соединения;

—общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей;

—чтение и деталирование чертежей.

На основании предварительного тестирования знаний по черчению форми­руются группы разного уровня «1», «2», «3», «4». Последние две группы отражают базовый уровень. В этих группах студенты занимаются по программам, разработан­ным в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Чер­чение». Данные требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы включают:

—геометрическое черчение: построения и правила вычерчивания контуров технических деталей;

—проекционное черчение;

—способы графического представления пространственных образов;


Вестник 2

—машиностроительное черчение: категории изображений на чертеже-виды, разрезы, сечения;

—основные правила построения чертежей и схем, основные положения конс­трукторской, технологической и другой нормативной документации;

—правила оформления чертежей.

Другие студенты в группах «1» и «2» работают по программам выше базового уровня, чтобы достигаемый студентами конечный результат соответствовал требо­ваниям, которые предъявляются в технических вузах широкого профиля. Исходя из такого понимания разноуровнего обучения, студенты с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, бу­дут чувствовать себя более комфортно. Тем более что переход из уровня в уровень возможен по желанию самого студента и на основании промежуточных и рубежных контрольных работ.

Первоначально нужно начать с организации рабочих мест для студентов, что­бы они могли общаться в процессе совместной деятельности. Можно расставить по четыре стола вместе, расположив стулья напротив друг друга (для работы в чет­верках). Именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность. Воспринимать новый материал такая планировка не мешает, но главное направление работы на таких уроках — общение студентов в ходе познавательной совместной и творческой деятельности.

При индивидуализации обучения определенные рамками программы объем лекционного материала по курсу «Черчение» остается без изменений, а освоение материала происходит на практических занятиях, при выполнении студентами ин­дивидуальных заданий, графических работ и самостоятельного изучения предмета. Графическая деятельность должна быть основана на главном компоненте учения-деятельности самого обучающего. Графические знания и умения, предусмотренные учебной программой, в данном случае рассматриваются как показатель развития личности студента при осуществлении индивидуализации процесса обучения.

Одно из условий успешного осуществления индивидуализации обучения по дисциплине связано с идеями «открытого обучения». В нашем случае в процессе графической работы студенту предоставляется выбор уровня сложности, так как сами задания разрабатывались с учетом разных возможностей студентов не только в целой группе, но в микрогруппе. В одних случаях учащийся сам решал, задания какого уровня сложности он будет выполнять, в другом случае, какое количество заданий он успеет решить на уроке. Если работа студентов носила групповой ха­рактер, то они сами распределяли роли, объем и содержание деятельности каждого участника группы исходя из общего задания. Например, для выполнения задания можно предусмотреть: ведущего (отвечающего за выполнение упражнения); нормо-контролера (контролирует правильность выполнения в соответствии с требования­ми ГОСТа) и т.д. Это — очень важные роли и студенты должны выполнять их наряду с академическими заданиями.

Огромное значение в индивидуализированном обучении по дисциплине «Черчение» играют вариативные индивидуальные задания, ведь именно здесь и та­ятся возможности раскрытия человека. Импровизируя, создавая, определяя что-то по-своему, человек проявляет себя и открывается новому опыту. Индивидуализи­рованное обучение в графической деятельности должно принципиально исходить из возможностей получения вариативных результатов познания, содержание которых зависит от содержания процесса их достижения и влияния студента на его ход. Студент

54


Вестник 2

в образовании получает возможность направить работу по тому или иному руслу, при­ведя, разумеется, весомые аргументы в пользу предлагаемого направления дальнейшей деятельности. Все это и помогает студенту раскрыть свою личность в образовательном процессе и, будучи «раскрытым», более свободно и полно воспринимать посылы обра­зовательной среды, т.е. учиться в высоком понимании этого слова.

Один из главных стимулов обучения — это отношения, которые складываются в учебном процессе, как между студентами, так и между студентами и преподавателями. Опытные учителя стараются создать у каждого студента деловое настроение, дать доб­рый совет, проявить чуткость, оказать моральную поддержку: Полезно чаше применять положительные стимулы, поощрение в случае успешного преодоления затруднений.

Научная, обоснованная индивидуализация при работе в малых группах спо­собствует усвоению каждым студентом программного материала на разных уровнях в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Использование данной технологии влечет за собой большие преимущества:

1. При работе в малых группах, в совместной деятельности студенты получают необходимую для себя информацию.

2. У студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргумен­тировать, отстаивать свое мнение.

3. Каждый студент понимает, что успех группы зависит не только от запоми­нания готовых сведений, данных в учебнике, но и от его способности самостоятель­но приобретать новые знания и умения.

4. Студенты учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.

Многолетнее обучение студентов в микрогруппах показало высокую эффек­тивность этой организационной формы по сравнению с традиционным обучением. Студенты после второго курса более успешно сдают экзамен, демонстрируя качес­твенную графическую подготовку. Однако это не единственный показатель роста студентов. Те из них, кто прошел обучение в микрогруппах отличаются наличием собственного мнения, умением его корректно отстаивать, более уверенно чувствую себя в изменившихся условиях, более успешно решают графические задания в смеж­ных предметах. Таким образом, надо отметить, что работа студентов в микрогруппах по дисциплине «Черчение» вырабатывает у них активную жизненную позицию, са­мостоятельность в познавательной деятельности, развивает потребность в самореа­лизации творческого потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов А.А. Дидактические условия индивидуализации самостоятельной графической деятель-

ности учащихся: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- Магнитогорск, 1998. — 24 с.

2. Жданова Н.С. Формирование познавательной деятельности студентов в процессе решения графи-

ческих задач с элементами конструирования:: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- М., 1990. — 16 с.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Деятельность, сознание,

личность.- М.: Педагогика, 1983.-Т.2.

4. Мишуковская Ю.И. Подготовка к самореализации школьников к творческой графической де­ятельности.:

5. Немцева Ю.С. Развитие познавательного интереса школьников 7-9 классов средствами чертежной

графики. Дис.... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005.- 199 с.

6. Околелов О.П. Современные технологии обучения: сущность, принципы, тенденции развития

— ж. "Высшее образование в России", N2, 1994, 45-50 с.

7. Хабибуллин Д.А. Индивидуализация обучения как стратегия эффективного обучения учащихся.

— Магнитогорск, «Наука-вуз-школа», №7, 2002.

55


Вестник 2

ЛиН. Г.,

зав. кафедрой рисунка, живописи и скульптуры

Пензенского государственного университета

архитектуры и строительства

ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ

НА АРХИТЕКТУРНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.