Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-27 | 234 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
В ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Одной из важнейших проблем российского образования на современном этапе является решение вопросов гуманизации образования, предполагающей процесс самореализации личности студента и эффективное овладение знаниями. Современное общество остро нуждается в творческой личности специалиста, но в условиях существующей системы образования, с ее жесткой регламентацией процесса обучения, очень трудно сформировать инициативного, деятельного человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью, разносторонне развитую личность.
Сегодня вновь наблюдается тенденция индивидуализации обучения, направленная на создание условий самореализации подрастающей личности. Это приводит к перестройке всей системы, которая теперь направлена на воплощение следующих основных принципов, ориентированных на становление личности студента как грамотного специалиста.
—принцип осознанной перспективы ("сделай себя сам"), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний.
—принцип гибкости системы образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровнего образования при осуществлении возможности изменения специализации или получении нескольких специальностей за период обучения.
|
—принцип динамичности системы образования, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике.
—принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства.
Индивидуализация обучения — это модель, в которой преподаватель взаимодействует с одним обучаемым. Главным его достоинством является возможность адаптации содержания, методов и темпов учебной деятельности к индивидуальным особенностям обучаемых, что позволяет выбирать для каждого из них наиболее оптимальную образовательную траекторию. При индивидуальном обучении особое значение приобретает такая категория, как индивидуальность — неповторимая внутренняя сущность, глубина личности.
Понятие «индивидуальность» достаточно неоднозначно. Можно выделить два разных его значения, которые определяют различную трактовку сущности индивидуализации обучения. Согласно первой точке зрения, индивидуальность рассматривается как непохожесть, отличие одного человека от другого: своеобразие психики и личностных свойств, которые проявляются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, потребностей и способностей.
Вестник № 2
Вторая точка зрения основывается на понимании индивидуальности как самобытности, уникальности личности, сосредотачивает внимание на неповторимом своеобразии ее психики в целом. Индивидуальность выступает как внутренняя целостность и относительная самостоятельность личности, способность активно действовать и своеобразно проявлять себя на основе раскрытия своих внутренних духовных сил и творческого потенциала. В основе современных концепций творческого развития личности лежит представление о творчестве как реализации человеком своей индивидуальности. В данном значении индивидуальность выступает как глубина, сущность личности, что отражается в появившемся в психологии понятии «индивидуальность личности». Сердцевиной индивидуальности, самобытности личности выступает система ее ценностей и смыслов, проявляющихся в установках по отношению к миру и к самому себе. Понимаемый в данном аспекте индивидуальный подход предполагает направленность педагогического процесса на развитие личности студента как индивидуальности: создание условий для осознания и проявления своего «я», своих целей, ценностей, смыслов; выбор соответствующих своей индивидуальности содержания и способов учебной и профессиональной деятельности и т.д.
|
Проблемами индивидуализации и самореализации учащихся и студентов в графической деятельности занимались педагоги Магнитогорского государственного университета: Жданов А.А., Жданова Н.С., Мипгуковская Ю.И., Немцева Ю.С. и т.д. Накопленный кафедрой опыт дает возможность утверждать, что индивидуальный подход в процессе обучения черчению, позволяет ориентироваться на обе его составляющие и строить педагогический процесс, не только учитывая индивидуальные особенности студентов, но и создавая условия для развития индивидуальности и самореализации.
Эффективность индивидуализации повышается, когда она основывается на всестороннем подходе к изучению особенностей студентов. С этой целью проводится предварительное тестирование студентов по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования. Разработанный тест содержит десять вопросов, которые характеризуют степень усвоения студентами школьного курса «Черчение». Тест охватывает следующие темы:
—основные сведения по оформлению чертежей;
—проецирование точки;
—проекции моделей;
—аксонометрические проекции;
—изображения-виды, разрезы, сечения;
—резьба резьбовые изделия;
—разъемные и неразъемные соединения;
—общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей;
—чтение и деталирование чертежей.
На основании предварительного тестирования знаний по черчению формируются группы разного уровня «1», «2», «3», «4». Последние две группы отражают базовый уровень. В этих группах студенты занимаются по программам, разработанным в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Черчение». Данные требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы включают:
|
—геометрическое черчение: построения и правила вычерчивания контуров технических деталей;
—проекционное черчение;
—способы графического представления пространственных образов;
Вестник № 2
—машиностроительное черчение: категории изображений на чертеже-виды, разрезы, сечения;
—основные правила построения чертежей и схем, основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
—правила оформления чертежей.
Другие студенты в группах «1» и «2» работают по программам выше базового уровня, чтобы достигаемый студентами конечный результат соответствовал требованиям, которые предъявляются в технических вузах широкого профиля. Исходя из такого понимания разноуровнего обучения, студенты с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно. Тем более что переход из уровня в уровень возможен по желанию самого студента и на основании промежуточных и рубежных контрольных работ.
Первоначально нужно начать с организации рабочих мест для студентов, чтобы они могли общаться в процессе совместной деятельности. Можно расставить по четыре стола вместе, расположив стулья напротив друг друга (для работы в четверках). Именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность. Воспринимать новый материал такая планировка не мешает, но главное направление работы на таких уроках — общение студентов в ходе познавательной совместной и творческой деятельности.
При индивидуализации обучения определенные рамками программы объем лекционного материала по курсу «Черчение» остается без изменений, а освоение материала происходит на практических занятиях, при выполнении студентами индивидуальных заданий, графических работ и самостоятельного изучения предмета. Графическая деятельность должна быть основана на главном компоненте учения-деятельности самого обучающего. Графические знания и умения, предусмотренные учебной программой, в данном случае рассматриваются как показатель развития личности студента при осуществлении индивидуализации процесса обучения.
|
Одно из условий успешного осуществления индивидуализации обучения по дисциплине связано с идеями «открытого обучения». В нашем случае в процессе графической работы студенту предоставляется выбор уровня сложности, так как сами задания разрабатывались с учетом разных возможностей студентов не только в целой группе, но в микрогруппе. В одних случаях учащийся сам решал, задания какого уровня сложности он будет выполнять, в другом случае, какое количество заданий он успеет решить на уроке. Если работа студентов носила групповой характер, то они сами распределяли роли, объем и содержание деятельности каждого участника группы исходя из общего задания. Например, для выполнения задания можно предусмотреть: ведущего (отвечающего за выполнение упражнения); нормо-контролера (контролирует правильность выполнения в соответствии с требованиями ГОСТа) и т.д. Это — очень важные роли и студенты должны выполнять их наряду с академическими заданиями.
Огромное значение в индивидуализированном обучении по дисциплине «Черчение» играют вариативные индивидуальные задания, ведь именно здесь и таятся возможности раскрытия человека. Импровизируя, создавая, определяя что-то по-своему, человек проявляет себя и открывается новому опыту. Индивидуализированное обучение в графической деятельности должно принципиально исходить из возможностей получения вариативных результатов познания, содержание которых зависит от содержания процесса их достижения и влияния студента на его ход. Студент
54
Вестник № 2
в образовании получает возможность направить работу по тому или иному руслу, приведя, разумеется, весомые аргументы в пользу предлагаемого направления дальнейшей деятельности. Все это и помогает студенту раскрыть свою личность в образовательном процессе и, будучи «раскрытым», более свободно и полно воспринимать посылы образовательной среды, т.е. учиться в высоком понимании этого слова.
Один из главных стимулов обучения — это отношения, которые складываются в учебном процессе, как между студентами, так и между студентами и преподавателями. Опытные учителя стараются создать у каждого студента деловое настроение, дать добрый совет, проявить чуткость, оказать моральную поддержку: Полезно чаше применять положительные стимулы, поощрение в случае успешного преодоления затруднений.
Научная, обоснованная индивидуализация при работе в малых группах способствует усвоению каждым студентом программного материала на разных уровнях в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
|
Использование данной технологии влечет за собой большие преимущества:
1. При работе в малых группах, в совместной деятельности студенты получают необходимую для себя информацию.
2. У студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
3. Каждый студент понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от его способности самостоятельно приобретать новые знания и умения.
4. Студенты учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.
Многолетнее обучение студентов в микрогруппах показало высокую эффективность этой организационной формы по сравнению с традиционным обучением. Студенты после второго курса более успешно сдают экзамен, демонстрируя качественную графическую подготовку. Однако это не единственный показатель роста студентов. Те из них, кто прошел обучение в микрогруппах отличаются наличием собственного мнения, умением его корректно отстаивать, более уверенно чувствую себя в изменившихся условиях, более успешно решают графические задания в смежных предметах. Таким образом, надо отметить, что работа студентов в микрогруппах по дисциплине «Черчение» вырабатывает у них активную жизненную позицию, самостоятельность в познавательной деятельности, развивает потребность в самореализации творческого потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жданов А.А. Дидактические условия индивидуализации самостоятельной графической деятель-
ности учащихся: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- Магнитогорск, 1998. — 24 с.
2. Жданова Н.С. Формирование познавательной деятельности студентов в процессе решения графи-
ческих задач с элементами конструирования:: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- М., 1990. — 16 с.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Деятельность, сознание,
личность.- М.: Педагогика, 1983.-Т.2.
4. Мишуковская Ю.И. Подготовка к самореализации школьников к творческой графической деятельности.:
5. Немцева Ю.С. Развитие познавательного интереса школьников 7-9 классов средствами чертежной
графики. Дис.... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005.- 199 с.
6. Околелов О.П. Современные технологии обучения: сущность, принципы, тенденции развития
— ж. "Высшее образование в России", N2, 1994, 45-50 с.
7. Хабибуллин Д.А. Индивидуализация обучения как стратегия эффективного обучения учащихся.
— Магнитогорск, «Наука-вуз-школа», №7, 2002.
55
Вестник № 2
ЛиН. Г.,
зав. кафедрой рисунка, живописи и скульптуры
Пензенского государственного университета
архитектуры и строительства
ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ
НА АРХИТЕКТУРНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!