Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-12-27 | 269 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Бурные изменения общественно-политической и социально-экономической структуры нашего общества, формирование рыночных отношений, способствовали активизации российского дизайна в начале 90-х годов двадцатого столетия. Это закономерно повысило интерес молодежи к дизайнерской деятельности, резко повысило престижность специальности.
Одновременно развитие производства, перестройка промышленности, стремление к формированию не сырьевой, а производственной модели развития экономики и выпуску конкурентноспособной продукции становится в стране и регионе гарантом спроса дизайнерских услуг. Все это привело к увеличению числа различных типов учебных заведений, как государственных, так и «коммерческих», т.е. негосударственных. Сегодня дипломы всех видов учебных заведений на рынке труда равны и отличаются выпускники фактически только своим умением работать.
Однако, говоря о школах дизайна, мы имеем в виду нечто большее, чем учебное заведение с правом выдачи дипломов по определенной специальности. Нетождественность понятия «учебное заведение» и «школа» предполагает самоопределение последней. В школообразовании заключается жизнеспособность системы образования, обновление и наращивание ее творческого потенциала, жизненной актуальности, способности сохранения культурных традиций и постоянного эволюционного развития.
Наличие учебного центра по подготовке дизайнеров в том или ином регионе страны создает только материальные, административно-технические предпосылки для возникновения Школы дизайна. Но возникнет или не возникнет здесь «Школа» зависит от профессионализма и творческой состоятельности коллектива педагогов-дизайнеров, от психологического климата, доступности к информации, наличия внешних контактов, востребованности выпускников и многого другого.
|
В советское время существовало всего несколько центров по подготовке художников ДПИ и дизайнеров — Московская, Ленинградская, Уральская, Харьковская и Красноярская школа. На рубеже 90-х годов начался бурный процесс по открытию новых учебных заведений по подготовке дизайнерских кадров или реорганизации старых, а также вычленение отдельных факультетов и отделений. «Появление дизайнерских факультетов в нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону Новосибирске, Уфе, Кирове, Краснодаре, Ставрополе, Казани, Барнауле, Тольятти и Тюмени — явление, впрямую зависящее от инициативы руководителей вузов и педагогов, желающих иметь свои региональные дизайнерские школы».
В процессе становления региональных школ 90-х годов есть некоторые особенности. К ним следует отнести тот факт, что открывались в них только те специальности, которые были востребованы в том или ином регионе. В государственном образовательном стандарте 052 400 предусмотрено пять направлений. Есть дизайн промышленный, и дизайн транспорта, но учебные заведения ограничиваются дизайном средовым и графическим. Поскольку эти виды дизайна наиболее востребованы, а выпускники имеют надежное трудоустройство. Только наличие крупных промышленных предприятий меняет направление. В Тольятти эту роль сыграл авто-
Вестник № 2
Ваз, в Нижнем Новгороде — ГАЗ, Сормовское КБ.
Другой особенностью следует считать, что базой становятся не художественные учебные заведения, как в свое время это было в Москве и Ленинграде. Новые региональные образовательные школы начинают свой путь в недрах архитектурных академий, политехнических институтов, педагогических университетов. В этих учебных заведениях государственные образовательные стандарты по дизайнерскому профилю резко отличаются от подготовки всех остальных специалистов, требуют огромной материальной базы, иной организации учебного процесса и производственных практик.
|
Обследование нескольких вновь открытых дизайнерских учебных заведений Уральского региона позволило определить ряд трудностей, которые испытывали они в начальной стадии становления. При некоторой специфики каждого учебного заведения выявились общие закономерности этого процесса. Все вынуждены были решать почти одни и те же проблемы:
—наличие довузовской художественной подготовки абитуриентов.
—наличие высококвалифицированных кадров, способных оптимально организовывать учебный процесс, создавать учебно-методическое обеспечение, воспитывать творческую личность —будущих дизайнеров.
—хорошо организованная производственная практика.
Наличие подготовленных абитуриентов это вопрос непрерывности художественного образования. Традиционная система преемственности — художественная школа, художественное училище и художественный вуз — сегодня значительно разрушена. Вместе с тем, борьба за абитуриентов в предстоящие годы только усилиться, что связано с демографическим спадом.
Большинство факультетов поддерживают тесные связи со всеми заведениями, дающими начальную и среднюю художественную подготовку. Однако, как показывает практика — этого недостаточно. В Магнитогорском государственном университете двухлетняя подготовительная школа функционирует около десяти лет. За это время сложилась определенная система, позволяющая не только эффективно готовить абитуриентов к вступительным экзаменам по рисунку, живописи, композиции и черчению, но и адаптировать их к условиям обучения в высших учебных заведениях. В школу принимаются учащиеся, как имеющие начальную художественную подготовку, так и совершенно неподготовленные. Первые полгода являются пропедевтическими, проведенный в конце первого семестра просмотр позволяет классифицировать учащихся на три группы: благополучно успевающих, потенциально успевающих и неуспевающих. Последних, как правило, немного и им рекомендуют сменить профессиональную ориентацию, пойти учиться на другие специальности.
Следующая проблема, которую решают региональные школы дизайна — это наличие педагогических кадров. Традиционная система пополнения высококвалифицированных кадрами регионов страны сегодня полностью себя исчерпала. Отсутствие централизованного распределения подготовленных специалистов из центров страны, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга наносит региональным вузам наибольший урон. Фактически каждый вуз может рассчитывать только на собственные силы и «госпожу удачу», которая иногда заносит таких специалистов в провинциальные вузы. Нехватка специалистов объясняется рядом социально-экономических причин: зарплата практикующего дизайнера гораздо выше, чем зарплата дизайнера-педагога регионального вуза. Поэтому организация послевузовской подготовки и повышения квалификации для дизайнерских профессий особенно актуальна.
|
49
Вестник № 2
Единый педагогический коллектив, с ясно осознанными целями и задачами способен не только проанализировать существующие государственные образовательные стандарты, но и увидеть в них некоторые неточности и ошибки, а главное правильно выбрать пути и средства преодоления этих недостатков за счет сбалансированного соотношения между федеральной и региональной частью учебных планов.
В становлении основных школ дизайна России всегда лежало решение проблемы интеграции учебного процесса. Анализ литературы показывает, что каждая школа решала ее по-своему, но решала обязательно и потому состоялась как школа. Интеграция — важное требование современной науки и развития цивилизации в целом. Создавать у студентов целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов — то есть объединение их в единое целое.
Межпредметная интеграция требует от преподавателей выработки единой «педагогической «стратегии», обязательной взаимности применения ими определенных понятий и фактов в разработке учебных курсов. Главное, что делает курс интегрированным — это заложенная в нем перспективная цель и конкретные задачи, направленные на ее реализацию, спланированные всеми преподавателями, осуществляющими профессиональную подготовку. Эта цель реализуется ими в специально организованной деятельности студентов. Для осуществления межпредметной интеграции необходимы организационные формы взаимодействия преподавателей разных подразделений. Наиболее эффективной формой являются семинары преподавателей. По целям и задачам они могут быть: проблемными; методологическими; научно-практическими; методическими.
|
Проблемный семинар ставит задачу выявления проблем, как в организации учебного процесса в целом, так и в содержании отдельного предмета или методике его преподавания. Они, как правило, исходят из существующей или планируемой практики и носят прогностический характер. Правильность принятых решений тоже проверяется на практике.
Методологические семинары направлены на выявление реально существующих противоречий, в том числе в познавательной деятельности преподавателей и студентов. Назначение этих семинаров в поисках путей частичного решения или снятия остроты того или иного противоречия, так как далеко не всякие могут быть реально решены. Эти семинары вызывают наибольшие трудности, так как требуют очень высокий уровень подготовки каждого участника, сложившегося научного языка, общей терминологии. Но именно они задают общее направление и формируют тематику последующих научно-практических и методических семинаров.
Научно-практические семинары дают возможность интегрировать теоретические основы с существующей или планируемой учебно-познавательной практикой, а также ставят задачу обучения преподавателей новым дисциплинам. На методических семинарах преподаватели занимаются решением вопросов частных методик, обсуждением студенческих работ, организацией просмотров и защит курсовых работ. Особое внимание уделяется выработке критериев оценок проектов, сложность которых должна возрастать от курса к курсу.
Цель и назначение семинара определяют содержание и организацию этого мероприятия. По охвату участников семинары могут быть: межфакультетскими; межкафедральными; внутрикафедральными; учебно-методических групп. Материальным воплощением всей этой работы можно считать учебно-методические комплексы по каждому учебному предмету, не случайно им сейчас уделяют такое большое внимание. Сложность создания УМК в большом объеме дидактического и методи-
50
Вестник № 2
ческого материала. Поэтому его разработкой рационально заниматься коллективу авторов, имеющих общую точку зрения на содержание и методику преподавания той или иной учебной дисциплины.
Создание учебно-методического комплекса процесс длительный и кропотливый. Любое изменение государственных образовательных стандартов влечет корректировку части УМК, но, если определено общее направление и основные позиции данной Школы дизайна, то изменения вносятся осознанно и не разрушают целостности профессиональной подготовки. Наличие или отсутствие комплексов определяет и роль преподавателя, который из передатчика информации становится разработчиком системы освоения студентом определенного объема знаний. Если в комплексе отсутствует то или иное звено, то преподавателю предстоит восполнять его своим мастерством и большой дополнительной индивидуальной работой со студентом.
|
Все достоинства и недостатки полученного образования становятся очевидными для студентов и их наставников в процессе прохождения производственной практики. Ее мы выделяем как особое условие эффективности в процессе становления той или иной Школы дизайна. Практика должна быть действительно производственной, где студенты воочию должны увидеть полную или частичную реализацию своих проектов. Ничто так не учит, как очевидность допущенных ошибок, невозможность из-за них реализовать блестящие замыслы. «Цель практики — практическое применение и закрепление знаний, полученных в учебном процессе, приобретение опыта художественно-конструкторской работы».
Практика может осуществляться в разных формах — студенты могут работать в фирмах. Для этого необходимо заключать договора с различными фирмами и предприятиями, которые имеют достаточно высокий уровень дизайнерских разработок и готовы принять студентов и включить их в реальный процесс производства. Преподаватели могут использовать студентов на тех производствах, где практикуют сами, но наилучший путь — проектный отдел при самом учебном заведении. В этом случае даже учебные задания буду откорректированы под практические заказы, станет очевидным какие знания и умения требуются студентам в первую очередь. Обучение будет иметь логическое завершение, а будущие дизайнеры уверенность в собственной значимости и востребованности.
Таким образом, начало нового века ознаменовалось новым этапом развития дизайнерского образования. Этот процесс далеко неоднозначный, имеет много особенностей, но, вместе с тем, развивается он по определенным закономерностям, которые следует выявлять, изучать и концентрировать свои силы и возможности на тех, которые способствуют самоопределению и становлению новых «Школ» дизайна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. М.:
ВНИИТЭ, 1990-с.ЮО.
2. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ им. С.Г. Строгонова. М.:
ВНИИТЭ, 1991-с. 116.
3. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: Союз дизайнеров России, 2002 — с.416.
4. Созонов Б.А., Сурова М.В., Илясов Е.П. О научно-методических основах и принципах формиро-
вания государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. В сб. материалов Международной научно-практической конференции «Роль университетской науки в региональном сообществе». Москва-Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003 — с.244-247.
5. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в свердловском архитектурном институте.
ВНИИТЭ, 1989-с.116.
6. Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001 — 382 с.
Вестник № 2
Тарасова О. А.,
Аспирант кафедры начертательной геометрии и графики ГОУ МаГУ г. Магнитогорск
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!