Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-12-27 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Известно, что в архитектурном и художественном образовании рисунок является одной из основополагающих художественных дисциплин, без которой невозможно формирование будущего архитектора, художника-дизайнера.
Архитектурная деятельность и практика проектного творчества базируются преимущественно на архитектурной графике, посредством которой будущий архитектор выражает свои творческие замыслы, и навыками которой он обязан и должен владеть в совершенстве. Это его профессионально-оперативный язык.
Поэтому рисунок в архитектурном образовании играет ключевую роль в развитии и формировании будущего специалиста и становлении творческой личности архитектора.
Однако в вузах архитектурно-строительного профиля, как показывает многолетняя практика преподавания рисунка и результаты исследований, сложилась непростая ситуация в сфере подготовки будущих специалистов — архитекторов и дизайнеров — средствами рисунка.
Уровень профессионально-графической подготовки в вузах напрямую связан с уровнем качества обучения, который, в свою очередь, зависит от эффективности методов обучения и применяемых эффективных методик и педагогических технологий. Существующие традиционные методы обучения, несмотря на их достоинства в целом, не лишены недостатков. В чем же они заключаются?
На протяжении длительного периода времени обучение рисунку в архитектурных школах протекало в традиционном, ничем не отличающемся от художественных школ русле. В результате освоение традиционного метода исполнения рисунка больше подходило художникам, а не архитекторам, что не отвечало целям и задачам архитектурного образования. Так, преподаватели архитектурных кафедр, как правило, считают, что рисунок необходим студентам лишь для овладения графическими навыками, т.е. они выделяют его исключительно в прикладном аспекте. Преподаватели же художественных учебных заведений склоняются к привычной для них традиционной манере исполнения рисунка, ссылаясь на воспитательно-мировоззренческое значение курса "Рисунок". И те и другие правы. Однако такой односторонний взгляд на роль рисунка в архитектурном образовании, является поверхностным. Базовая изобразительная дисциплина «Рисунок» в архитектурном образовании призвана выполнять не только функцию сугубо технического характера. Она несет главное базисно-творческое начало, без которого немыслимо любое творчество художника, архитектора, дизайнера. Рисунок — это универсальное средство формирования наиболее ценностных художественно-творческих, профессиональных и мировоззренческих качеств, без которых не может состояться ни одна творческая личность.
|
56
Вестник № 2
Если в художественном образовании рисунок направлен непосредственно на создание художественных произведений, то в архитектурном — рисунок ориентирован прежде всего на проектно-творческую деятельность, которая не исключает формирование личностно-ценностных качеств творца.
Существующая традиционная методика обучения рисунку в архитектурных школах с учетом специфики образования и ограниченного количества часов, выделяемых учебным планом на выполнение заданий по рисунку, не позволяет достичь требуемого качества выполнения студенческих работ. К тому же вопрос о часах сегодня остается крайне актуальным. Так, например, по разным причинам рисунку выделяется все меньше и меньше времени. В некоторых вузах региона на усвоение всего курса выделяется лишь 340 часов в год. При таком положении дел невозможно усвоить даже простые предметы, не говоря уже о таком сложном объекте изображения, как голова и фигура человека.
|
По разным причинам в начале учебного года 2006/2007 были сокращены часы по архитектурным дисциплинам и по рисунку. У дизайнеров учебные часы были уменьшены почти вдвое. У архитекторов на весь курс обучения вместо 612 часов было предусмотрено лишь 408. А это значит, что время, отпущенное на обучение рисунку, ограничивается лишь 4 часами в неделю, что является крайне недостаточным и приводит к снижению качества подготовки специалистов.
Сегодня вопрос ограничения часов в вузах беспокоит многих участников образовательного процесса, в том числе педагогов изобразительных и архитектурных дисциплин. Поэтому должны быть расставлены приоритеты прежде всего на профилирующие дисциплины. Даже веские аргументы по сокращению часов на усвоение основополагающих дисциплин по любым специальностям ошибочны. Это в равной степени относится как к рисунку, так и к другим изобразительным дисциплинам. Обучение рисунку, как практической дисциплине, предполагает цикличность, нарушение которой приводит к снижению качества подготовки специалистов. В этом и состоит особенность постижения основ изобразительного искусства, требующего систематического тренинга, подобно музыке и балету.
Среди архитекторов немало таких, которые считают губительным длительные рисунки. Как показывает практика, доля правды в высказываниях большинства архитекторов по этому поводу оправданны. Многократные наблюдения за проектной деятельностью студентов — архитекторов и дизайнеров — показали, что многие из них из-за ограниченного объема часов недостаточно владеют профессиональными (графическими) навыками.
Итак, сложившаяся практика обучения рисунку в архитектурных вузах требует совершенствования. Причем это относится не столько к традиционному методу обучения, сколько к его составляющим — новым методическим разработкам, дополняющим и помогающим решать поставленные задачи. К сожалению, со времен А. Дейнеки не было создано ни одной известной в стране новой эффективной методической разработки по рисунку.
Сегодня педагоги вынуждены опираться на имеющиеся скудные и ограниченные, не отвечающие современным требованиям методические пособия и рекомендации. Время требует новых подходов, созвучных специфике архитектурного образования и предусматривающих внедрение таких методик обучения рисунку, которые могли бы максимально содействовать решению учебно-творческих и профессиональных задач по подготовке высококвалифицированных специалистов. Нужны более эффективные, научно обоснованные разработки, учитывающие специфику
|
57
Вестник № 2
архитектурно-дизайнерского образования.
На что же следует обратить внимание при подготовке таких рекомендаций?
Многие десятилетия традиционный метод обучения рисунку в архитектурном образовании требовал определенной направленности обучения, т.е. специфика архитектурной и дизайнерской деятельности сама по себе предопределяла особенности методов преподавания рисунка. Для архитектора овладеть рисунком — значит уметь построить изображение любого предмета в любых поворотах и сокращениях. Подобное мнение характерно для большинства архитекторов, что вполне правомерно, особенно при крайне ограниченном времени, отведенном на обучение. Любая попытка педагогов изобразительных кафедр в таких условиях проводить обучение рисунку, основываясь сугубо на эмпирике, означает идти вразрез с целями и задачами курса.
К сожалению, вопросы методов обучения рисунку, несмотря на богатейший исторический опыт наших и зарубежных изобразительных школ, недостаточно освещены. Такое положение дел характерно также для преподавания живописи и скульптуры. Методических разработок в этих областях вообще нет и, видимо, не ожидается в скором будущем.
Появляющиеся в последние годы отечественные издания по рисунку содержат недостаточно новой методической информации и ограничиваются изложением того, что было сделано ранее, без попытки усовершенствования. Избыточная иностранная литература, хлынувшая за последнее десятилетие на прилавки магазинов, не выдерживает критики ни по каким параметрам. Исключение составляет издававшаяся в советское время серия книг по анатомии известного немецкого художника-педагога Готфрида Баммеса, которая, к сожалению, уже более двух десятилетий отсутствует в продаже.
Проблема методического обеспечения изобразительных дисциплин оказалась в стране крайне актуальной. В результате во многих вузах, включая и художественные, обучение ведется в зависимости от понимания каждым из участников задач образовательного процесса, что, как правило, опирается лишь на эмпирику. Как говорят, там, где эмпирика, нет науки.
|
На архитектурных факультетах технических вузов следует отметить отсутствие четкого аргументированного подхода к методам обучения рисунку. Качество обучения рисунку во многом зависит от личностных качеств обучающего: степени владения им суммой необходимых знаний, умений, а также уровня его профессиональной компетентности в области педагогики, психологии, истории изобразительного искусства, общей и методологической культуры.
Традиционные методы обучения рисунку в современной практике носят противоречивый характер и требуют серьезной корректировки. С одной стороны, традиционная методика, имеющая глубокие исторические корни, не раз доказывала свою приверженность к высокому искусству, о чем свидетельствует творчество ряда известных художников, архитекторов, дизайнеров. С другой стороны, наметившиеся тенденции постепенного выхолащивания устоявшегося принципа академического рисования, доходящего до так называемого «вульгарного конструктивизма» и не имеющего ничего общего с рисунком, встречаются в некоторых учебных заведениях. Такие негативные тенденции характерны для состояния архитектурно-художественного образования на Западе и в США, где произошло разрушение системы академических школ в предыдущем столетии. И, напротив, уровень российской школы несопоставимо выше уровней западных изобразительных школ. К сожалению, сегодня многие восточноевропейские художественные школы ориентированы на
58
Вестник № 2
западные, прежде всего американские, основывающиеся на теориях бихевиоризма и прагматизма (обучение рисунку посредством личного опыта, иногда без участия педагога).
Как показали результаты исследований в некоторых вузах, проблема обучения рисунку связана со спецификой архитектурного образования. Кроме того, сложность обучения рисунку состоит еще и в том, что рисунок в архитектурных школах, в отличие от художественных, не несет функцию самостоятельного вида искусства. Рисунок в архитектурном образовании, как уже отмечалось, одновременно служит важным методическим средством усвоения специальных архитектурных дисциплин.
Обучение рисунку в архитектурном образовании при существующей методике не позволяет в достаточной мере вырабатывать необходимые знания и умения у студентов, что существенно ограничивает их право на получение профессиональных навыков и формирование способностей к мыслительно-операционным действиям в учебно-творческом процессе. Рисование в вузах в основном ограничивается поверхностным изучением предметных форм и чаще направлено либо на привычную академическую изометрию, либо на конструктивно-аналитическое изображение, которое является оптимальным способом обучения в условиях архитектурно-художественного образования. Однако, как показывают результаты исследований в некоторых вузах страны, линейно-конструктивный подход в обучении рисунку чаще является лишь слабой попыткой реализации рациональных методов преподавания, а иногда попросту заменяется сугубо традиционным подходом.
|
Вышеуказанные недостатки в методике обучения рисунку вызваны:
—нехваткой учебных часов;
—неукомплектованностью кафедр квалифицированными художественно-педагогическими кадрами;
—низким уровнем художественного образования педагогов;
—отсутствием эффективных институтов повышения квалификации художественно-педагогических кадров;
—дефицитом качественных учебников, учебных пособий и инновационных методических разработок;
—недостаточным пониманием педагогами роли и функции рисунка в специфике архитектурного образования.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, а также на основании результатов исследований, можно сделать вывод, что линейно-конструктивный метод изображения, в условиях ограниченного времени, является наиболее оптимальным и целесообразным в методике обучения рисунку в архитектурно-строительных вузах. Преимущество и правомерность применения данного метода в архитектурных школах с учетом их специфики подтверждено результатом педагогического эксперимента, проведенного автором в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС). Однако для его полноценной реализации необходимы инновационные методические разработки в виде моделей по целому ряду методических положений.
Одна из таких моделей была апробирована в течение нескольких лет (2000-2006г.г.) на архитектурном факультете ПГУАС. Результаты исследований подтвердили эффективность ее применения.
Рисунки, выполненные автором в линейно-конструктивном исполнении и использованные им в методических разработках, прилагаются.
59
Вестник № 2
Дроздов А. П.,
преподаватель художественных дисциплин Амурского педагогического колледжа, г. Благовещенск
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!