В современных условиях развития школы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

В современных условиях развития школы

2019-12-27 165
В современных условиях развития школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(на примере Тульского региона)

Тульская земля—это не только край богатой, интересной истории, но и один из значительных культурных центров России.

Реализация проблемы гуманизации и гуманитаризации образования не может быть без интеграции образования и искусства, без создания этнохудожественного пространства, без приобщения детей к основам народной культуры и искусства.

Современные условия развития школьного образования потребовали корен­ных изменений в содержании, организации, формах и методах базового образова­ния. Появились новые образовательные модели, новые предметы, как «Техноло­гия», «Изобразительное творчество», «Компьютерное рисование», «Художественная культура и человек», «МХК», «Музейная педагогика» и другие. Школьный предмет вышел за рамки узкой специфики, он стал мировоззренческим. Для организации и проведения занятий требуется не только любовь к предмету, но и широкий кругозор, глубокая эрудиция, знание теоретических и методических основ преподавания, и поэтому методологическая и технологическая подготовка учителей требует поиска новых путей изобразительного процесса.

Опираясь на богатый опыт педагогической науки и результаты проделанной работы в современных условиях, дали возможность создать в нашей области систему непрерывного художественного образования от детского сада до ВУЗа и повышения квалификации работников образования и искусства, которая является составной частью региональной программы развития образования.

В основу системы заложены проблемы: чувства, знания, умения и развива­ющее обучение. Решение этих проблем через реализацию системы непрерывного художественного образования способствует воспитанию добрых, духовно богатых и образованных людей. Такой человек всегда несет в себе уважение, нравственную чистоту, интерес к знаниям и познанию окружающего мира.

В содержание системы включены «блоки», которые отражают цели и задачи реализации системы непрерывного художественного образования:

1. Система непрерывного эстетического воспитания и художественного обра­зования в Тульском регионе.

2. Художественная культура человека в системе профессионально-педагоги­ческой подготовки дошкольника, школьника, студента, учителя, мастера.

3. УМК в процессе обучения.

В содержание обучения включены разделы: «Психология»—возрастная пси­хология, психология цвета, музыкальная психология.

«Педагогика»—социальная, музыкальная, музейная педагогика.

«Практическая деятельность»—раздел выходит на все возрастные группы и разные категории слушателей.

Каждый из разделов имеет свою внутреннюю логику построения, и в то же время они взаимосвязаны основами общей художественной подготовки, культуро­логическими аспектами.

Естественно, новое содержание влечет за собой разработку нетрадиционных


Вестник № 2

форм организации и проведения занятий со слушателями, при этом учитываются психологические особенности и индивидуальные способности, научно-теоретичес­кий и профессиональный уровни каждого, кто занимается в системе непрерывного художественного образования (диагностика).

Проделанная работа дала возможность открыть классы, школы, гимназии с эстетическим уклоном не хаотично, а с педагогическим обоснованием, научным исследованием, учитывая психологические возможности и творческий потенциал ребенка. Всего в Тульской области работают 14 школ и 72 класса художественно-эс­тетического цикла.

Система непрерывного художественного образования в Тульской области работает с 1989 года по настоящее время. За этот период повысился качественный уровень преподавания предметов эстетического цикла, уровень изобразительного творчества детей.

В большинстве школ проводятся праздники искусств, встречи с мастерами народного творчества, поэтами, музыкантами. Организуются тематические выстав­ки изобразительного творчества детей.

За последние годы по результатам международных выставок более 20 школь­ников побывали в Испании, Швейцарии, Финляндии, США, Болгарии, получили 125 призов, 30 дипломов. Это является результатом работы педагогического мас­терства таких преподавателей как Фокин Л.Н. (гимназия №2), Старшинова Л.С. (школа искусств №27), Милохова Е.В. (МОСШ №4), Изотова Л.И. (МОСШ №40), Обозный В.Г. (МОСШ №12, 15 г. Новомосковска), Кузьмич Л.М. (МОСШ №11 г. Щекино), Лавренова НА., МалякинаТ.М., Ларичева АВ. (МОСШ №1,5, 11г. Алек­сина) и другие.

В настоящее время функционируют все направления системы непрерывно­го художественного образования: детский сад—школа (развивающая, профильная, специализированная), высшее специальное учебное заведение (факультет ИЗО и народных ремесел) и повышение квалификации.

Сейчас образование нацеливает нас на предирофильное и профильное обра­зования школьников. Что это такое? В нашей системе все отработано только про­фильное образование, в старших классах мы называем специализацией, но это воз­можно в больших средних школах. А что будет в сельской школе? Никто не будет за­ниматься художественным образованием, они возьмут либо технический профиль, либо гуманитарный. В технических классах вообще нет области «Искусство», не го­воря уже об эстетическом воспитании, а в гуманитарных будет уклон с иностранным языком. Есть такое высказывание: «Мы сами создаем свой мир». Овладеть богатс­твом познания, законами научного изучения объективной реальности необходимо и нам, и подрастающему поколению. И ведущая роль в овладении этим богатствам принадлежит изобразительному искусству, и как общеобразовательному предмету современной школы, и как искусству в широком смысле слова.

Человек, постигая глубокое содержание произведений искусства, приобща­ется к мыслям наших предков о тех нравственных ценностях, которые составляют неразрывную связь поколений. Ведь искусство—это воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям, национальным традициям русской куль­туры наших предков. Именно изобразительное искусство имеет самую сложную структуру восприятия изобразительных средств различных видов творчества и ока­зывает влияние на развитие всех человеческих способностей, не зависимо от видов занятий и профессии человека. Любое творчество в области изобразительного ис-

12


Вестник 2

кусства основано на научных знаниях академической школы рисунка и живописи. Без них невозможно правдиво изображать окружающий нас мир. Только на основе этого можно творить красоту, гармонию и фантазию.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя националь­ной художественной культуры актуальной задачей является повышение общей куль­туры, нравственности и эффективности художественного образования не только всех педагогов, не зависимо от профиля преподаваемого предмета, но и каждого че­ловека, нацеливающих детей, подростков на развитие через искусство и средствами искусства. Из этого следует, что все школы, средне-специальные образовательные учреждения, высшие учебные заведения должны совершенствовать образование в соответствии с концепцией развития художественного образования России.

13


Вестник 2

Игнатьев С. Е.,

к. п. н., профессор кафедры теории и методики преподавания

изобразительного искусства МПГУ

ЛИНИЯ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ

Линия в изобразительной деятельности может говорить о многом. Она мо­жет быть изящная, плавная, грубая, порывистая и т.д. Линия в рисунках детей была предметом особого изучения Е.И.Игнатьева. Ее различные проявления достаточ­но точно отображает уровень развития ребенка в изобразительной деятельности. Е.И.Игнатьев вывел следующую классификацию различных типов линий: прово­лочная; сложная нащупывающая; штриховая; валерная (1961).

Характер линии во многом определяется сформированностью двигательных навыков ребенка. Проволочная линия, наиболее примитивная, встречается в ри­сунках дошкольников и младших школьников. Первые опыты, которые соверша­ет ребенок, когда ему дают в руки карандаш, приводят его в необычайно сильное эмоциональное состояние. Крепко сжимая карандаш кулачке, и двигая им по по­верхности бумаги, совершая хаотичные движения вместе с тем соотносимые с воз­можностями подчинения их строению руки, ребенок оставляет на бумаге каракули — целый набор линий, в основном одного направления.

Заканчивается, так называемый доизобразительный период развития ребенка и он начинает рисовать схематические изображения Ребенок может уже правиль­но держать карандаш и проводить линии в разных направлениях, но координация движений руки еще очень несовершенна и кисть руки часто не в полной мере его слушается. Линия почти не отрывается от бумаги.

Но самое удивительное, что раскрывает особенность овладения той или иной линией, не сама техника рисунка, а то, как ребенок мыслит в данный период детства. Наблюдая за процессом создания рисунка, можно видеть, как ребенок приступает к работе, проговаривая в слух, что очень характерно для маленьких детей и что еще можно наблюдать у первоклассников, о том, что будет нарисовано. Он начинает ри­совать лошадку и проводит линию, обозначающую спину и голову, но изображение совершенно очевидно не укладывается в представление ребенка об этом образе и он переключается на изображение собачки и с удовлетворением заканчивает рисунок. Линия почти без отрыва совершила необходимые движения, линия напряженная, проволочная.

Можно констатировать, что реализация образа в рисунке ребенка зачастую почти совпадает с зарождением этого образа. Рисунок возникает очень быстро и движение мысли маленького художника как бы совпадает с движением кончика ка­рандаша, очень незначительно его опережая. Но наступает момент, когда в рисунках появляется сложная нащупывающая линия. Это связано с накоплением достаточно широкого жизненного опыта и возникновением критического отношения к своим рисункам. Ребенок начинает не просто как-либо изображать, но старается придать изображению реалистический вид. Его линия заключает множество отдельных вза­имосвязанных штрихов, точнее обозначая контур предмета. Сложная нащупываю­щая линия характеризует качественный переход на новый уровень развития ребенка. Эта линия выстраивается со значительным опережением мысли. Юный художник как бы предвидит направление этой линии сообразно зрительному образу, но образ в сознании ребенка еще расплывчатый и неопределенный, и он наносит серию пос-


Вестник 2

ледовательных нащупывающих линий, уже не столь жестких как прежде.

Характерной особенностью изобразительной деятельности на этапе освоения сложной нащупывающей линии становится потребность исправления (уточнения) рисунка, для чего в постоянный обиход вводится ластик. Здесь обнаруживается этап явного перехода изобразительной деятельности из типично эмоционально-чувственной сферы проявлений в рациональную, логическую. Этот этап обуслов­лен естественным развитием ребенка, и он должен учитываться в работе педагога. Отдельные появления сложной нащупывающей линии, как исключение, можно наблюдать у некоторых первоклассников, но массовый переход на использование этой линии, при благоприятных условиях обучения возможен к 3-4 классу.

На первых порах сложная нащупывающая линия вполне соседствует с прово­лочной. То, что для ребенка хорошо понятно и не вызывает трудностей в изображе­нии, выполняется уверенно с твердым нажимом, а включение в его изобразитель­ную деятельность новых элементов привносит необходимость более осмысленных и целенаправленных действий, что сопровождается использованием нащупывающей линии. Такое сочетание использования линий продолжается вплоть до 4-5 класса.

Каких-либо конкретных рекомендаций по развитию овладения линией дать нельзя. Это целый комплекс методических мероприятий по различным видам де­ятельности на занятиях изобразительным искусством. Мы говорим о необходимос­ти проведения осевых и вспомогательных линий и предлагаем детям проводить их осторожно, чуть нажимая. Мы предлагаем детям представить общий строй изобра­жения — композицию, и приводим их к необходимости рассчитывать направление каждой линии. Особую пользу приносит непосредственное рисование с натуры, когда нужно с определенной точностью нарисовать тот или иной объект.

Нащупывающая линия — наиболее распространенный тип линий, использу­емый в практике работы художника. Чем опытнее художник, чем совершеннее его действия, тем характер нащупывания свертывается в едва заметный строй линий. Начинающий художник в своих действиях нащупывающую линию иногда допускает выстраивать в пределах 0,5 сантиметра, и затем выправляет ее с помощью ластика.

Линейный рисунок основа изобразительной деятельности ребенка. Всякое изображение начинается с его линейного воспроизведения. Сначала ребенок рису­ет, а затем раскрашивает. Искусство линейного рисунка высоко ценилось в древнос­ти, в эпоху Возрождения, в академической системе художественного образования.

Линия обозначает контур предмета, наполняет его деталями, делает изобра­жение этого предмета узнаваемым. Проведение линий разного направления для ре­бенка вызывает определенные трудности. Так, исследования В.И.Киреенко (1959) показали, что проведение горизонтальных линий для ребенка значительно труднее, чем проведение вертикальных. Чтобы избежать подобных трудностей ребенок часто поворачивает лист на 90. Большие трудности ребенок испытывает и при проведе­нии наклонных линий.

Совершенствование двигательных навыков быстрее происходит в дошколь­ном детстве. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легко подражают взрослым, которые показываются упражнения в развития двигательных навыков. А известный исследователь изобразительной деятельности дошкольников Н.П. Саку-лина (1965) указывала, что воспитатель должен показывать рисуя. Дети прекрасно наблюдают за движениями, в результате которых возникает линия и контур изобра­жения предмета. Впоследствии они пытаются воспроизводить подобные действия.

Совершенствование в проведении линий особенно закрепляется на уроках

15


Вестник 2

чистописания. Выполняя упражнения в изображении линий различных направле­ний, кругов, полукругов, дети осваивают написание букв, которые также являются элементами изображения.

Среди разнообразия линий, используемых как детьми, так и художниками есть штриховая линия. Штриховая линия рассматривается Е.И.Игнатьевым как чистая линия, очень правильно и уверенно очерчивающая контур предмета. Ее использо­вание, по мнению ученого, обнаруживается в деятельности грамотных подростков и у художников (1961).

На наш взгляд эту линию следует рассматривать с несколько иных позиций и применительно всего возрастного диапазона изобразительной деятельности челове­ка. См. схему № 1.

Штриховая линия призвана придать изображению большую материальность, силуэтность, а в профессиональной деятельности объемную моделировку предмета. Здесь можно говорить о различной степени аккуратности в использовании штри­ховой линии. Очень трудно детям бывает ровно заштриховать какой-либо контур. Линии штриховки распределяются неровно с просветами, выходят за пределы обоз­наченного контура. К концу младшего школьного возраста двигательные навыки могут быть вполне сформированы, и у отдельных детей мы видим вполне аккуратно заштрихованные изображения. Индивидуальные особенности изобразительной де­ятельности будут заметны в применении штриховых линий.

Появление штриховой линий у детей обнаруживается в работе с цветными карандашами, когда они пытаются раскрасить свой рисунок. Отдельные участки рисунка могут быть заштрихованы и обычным черным графическим карандашом.

Школьной программой «Изобразительное искусство» предусмотрены зада­ния на объемное воспроизведение гипсовых предметов — геометрических тел, ор­наментов, где необходимо выразительное использование штриха. Движение штриха должно следовать движению поверхности формы предмета и быть различной силы нажима. Это очень трудно для школьников. Настоящее обучение в этом направле­нии возможно в условиях руководства художника-педагога.

Наивысшим достижением в изобразительной деятельности считается вла­дение валерной линией. Валерная линия отличается удивительной пластичностью благодаря переменному нажиму графического материала — грифеля карандаша, сан­гины, угля и т.п. Совершенство двигательных навыков здесь самого высокого уров­ня. Наиболее ярким примером подобного изображения можно назвать автопортрет Леонард да Винчи. Спадающие кудри волос, нарисованные валерной линией, с уди­вительной легкостью обрамляют умудренное жизненным опытом лицо художника.

Валерная линия почти не встречается в детских рисунках. Это удел наиболее талантливых детей. Такой была Надя Рушева (1976). Ее рисунки легки и изящны, выразительны.

Некоторые качества валерной линии можно наблюдать в каракулях младших дошкольников, которые совершая, казалось бы хаотичные движения карандашом, следуют обычно кругообразным движениям руки, и оставляют на бумаге следы ка­рандаша разной толщины.

И, тем не менее, здесь необходимо сделать некоторое отступление. Искусство владения валерной линией в настоящее время в школьной практике фактически ут­рачено. В прежние времена именно на уроках чистописания этому мастерству при­давалось особое значение.

Уже от ученика-первоклассника требовалось правильно держать перьевую

16


Вестник 2

ручку и, аккуратно набирая чернила выводить линии разного нажима, придавая, например букве «О», изящные утолщения в вертикальных движениях пера. Работа перьевой ручкой дисциплинировала детей, приучала их к аккуратности и оттачива­ла почерк. Все это способствовало формированию изобразительных навыков детей. Знакомясь с архивами по школьному образованию в 19 веке, мне попался интерес­ный материал. Директор гимназии, принимая на работу учителя рисования, пред­ложил ему в качестве испытания написать предложение каллиграфическим подчер­ком. Этот листок бумаги прилагался в деле и представлял собой высочайшее мас­терство каллиграфического искусства. Очень характерный пример опыта прежней системы народного просвещения — на учителя рисования возлагалась обязанность проводить уроки чистописания.

В настоящее время можно с полной очевидностью констатировать, что каких-либо усилий в совершенствовании владения валерной линией в школьной практике фактически не делается и этому не придается какого-либо значения.

Пластичность и выразительность линии, в том числе и валерной, которой можно и нужно обучать детей на уроках изобразительного искусства, должна быть основой для выполнения эскизов и более продолжительных рисунков.

Рассматривая овладение детьми техники акварельной живописи, обращает на себя внимание то, что первоначальные действия детей, 3 — 5 лет, а иногда и более старших, сводятся к контурному (линейному) изображению, выполненному разны­ми цветами. Свойство кисти, ее мягкость и переменная форма, заставляют ребенка определять нажим на ее кончик. Делает это ребенок еще не осмысленно, но, тем не менее, он старается выдерживать определенную толщину линии.

Школьная программа включает знакомство на занятиях декоративным рисо­ванием с кистевой росписью. Образцами таких росписей являются традиции Гжели, Хохломы, Жестово и др. В освоении технических приемов здесь имеет место искус­ство валерной линии.

На уроках изобразительного искусства хорошо известно, с каким трудом дети осваивают навыки в проведении линий. Это касается и изображения домов, а также, что очень важно для освоения основ изобразительной грамоты, когда нужно вести конструктивное построение изображения предметов, проводить, например, верти­кальные осевые линии и горизонтальные линии, указывающие на величину шири­ны предмета. В свое время этим вопросом специально занимался известный совет­ский психолог В.И.Киреенко (1954). Его наблюдения, в частности, касались изоб­разительной деятельности дошкольников. Он обнаружил, что неправильно взятое направление первой линии в рисунке при рисовании домика, приводит к общему нарушению вертикалей и горизонталей.

Опорой для проведения этих линий являются края листа бумаги. Нарушения в проведении горизонталей и вертикалей часто наблюдаются и в подготовке профес­сиональных художников. Случается это оттого, что лист бумаги неровно прикреплен к мольберту и исходным ориентиром в проведении линий становятся края мольбер­та. В других случаях, рисующий не замечает отклонений на большом размере листа в силу того, что не в состоянии охватить единым взглядом всю его поверхность. Пе­дагоги в таких случаях советуют рассматривать рисунок с некоторого расстояния, а иногда через зеркальце или при перевернутом положении, что связано с переменой способов восприятия рисунка и обострением анализирующих факторов.

Использование вертикалей и горизонталей в детском рисовании В.И. Киреенко связывал с развитием процесса усложнения отражения связей и отношений предме-

17


Вестник 2

тов и их частей в изображении. Таким образом, ученый обратил внимание на зако­номерность усложнения построения образов в изображении, в которых опорными элементами являются параллельно ориентированные положения вертикалей и го­ризонталей. Горизонталь земли сопоставляется с горизонталью основания и крыши дома, положением неба. Вертикали сопоставляются с боковыми параллелями стен домов, вертикалями деревьев и других объектов.


ЛИНИЯ В РИСУНКЕ


Схема № 1



 

5   5 G   ЧНАЯ
вял   ПЛАВ   TIOVITU

 

 

   

ТАЯ

   
НАЯ      
ЖЕН   ВИС   $ Ы
^       н
    Рч   Рч
G   о    
< G   G    


 


Вестник № 2

Умение выдерживать точное направление линий также касается и уроков чис­тописания, на которых ученики должны следовать наклонным и горизонтальным направлениям при изображении букв.

Наблюдения за продуктами изобразительной деятельности детей, выполненных в домашних условиях, на школьных уроках, в условиях специальных занятий, показы­вают целесообразность выявления следующих характерных признаков линии:

Проволочная линия. Мало осознанные движения руки, держащей карандаш, переходящие в сознательные действия рисующего.

Проволочную линию можно рассматривать в трех различных уровнях:

—1-й уровень — линия «жесткая», оставляющая глубокий след на бумаге, сти­ранию ластиком фактически не подлежит. Такой тип линии самый примитивный, соответствует неразвитым двигательным навыкам руки;

—2-й уровень — линия «легкая», иногда неуверенная, тем не менее, эта линия мо­жет уточняться, что является важным моментом в изобразительной деятельности детей

—3-й уровень — линия «мягкая», выразительная, на всем своем безотрывном протяжении отличается ровным нажимом, изображение четкое, может быть под­вергнуто уточнению с помощью ластика.

Сочетание проволочной линии со сложной нащупывающей.. Постепенный переход к сознательным, логическим действиям рисующего.

Сложная нащупывающая линия может рассматриваться в трех качественных уровнях, применительно как изобразительной деятельности на обычных уроках изобразительного искусства, так и в специальной подготовке будущих художников:

—Низкий — линия неуверенная, со значительными отклонениями от выбран­ного построения, движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пре­делах 1,5 — 5 миллиметров;

—Средний — линия достаточно точно обозначающая построение изображе­ния — движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 0,5

—   1,5 миллиметров;

—   Высокий — линия очень точно обозначающая построение изображения

—   движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 0,3 — 0,5
миллиметров.

ТТТт риховая линия. Спонтанные действия рисующего переходящие в созна­тельные, а в последствие доведенные до автоматизма.

—Низкий — штриховые линии хаотично заполняют пространство обозначен­ного контура, иногда заходя за его пределы. Штрихи не полностью заполняют кон­тур изображения;

—Средний — штриховые линии аккуратно заполняют обозначенный контур. Штрихи ложатся в одном направлении;

—Высокий — штрихи ложатся по форме, комбинируются по направлениям (например, форма кринки обозначается сочетанием овальных штрихов по ширине предмета и по его высоте). Наивысший уровень владения штриховой линией, когда эта линия наделяется переменным нажимом, то есть валером..

Валерная линия. Спонтанная, неосознанная. Наличие этих плавных линий в рисунках, наделенных различным нажимом карандаша, направлены на достижение выразительности изображения.

Способность проводить правильно вертикальные и горизонтальные линии. Спонтанные действия переходящие в сознательные

—   Низкий — линии в горизонтальных и вертикальных направлениях имеет

19

Вестник 2

значительные отклонения — до 1-2 сантиметров;

—Средний — линии в горизонтальных и вертикальных направлениях имеет незначительные, но все же заметные отклонения;

—Высокий — линии точно выдерживают заданные направления.

Таблица № 1. Линия в рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возраст

3-5 лет

5-6 лет

6-7 лет 1 класс

7-8 лет 2 класс

8-9 лет 3 класс

9-10 лет 4 класс

10-11 лет 5 класс

11-12 лет 6 класс

общее количес­тво

52-100%

78-100%

243 - 100%

236 - 100%

248 - 100%

254 - 100%

243 - 100%

239 - 100%

уровень Н с В Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В Н с В Н С В
  1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Прово­лочная «жесткая»

46     25     36     5     1                      
89     32     15     2     0,5     -     -     -    

Прово­лочная «легкая»

  4     3     19     24     19     15     5     5  
  7     4     8     10     7,5     6     2     2  

Прово­лочная «мягкая»

    2     50     175     186     151     109     90     57
    4     64     72     79     61     43     37     24

Сочета­ние про­волочной со слож­ной на­щупыва­ющей

 

 

13

17

68

114

129

151

 

 

5

7

27

45

53

64

Сложная нащупы­вающая

                  3 1 - 5 3 1 6 8 2 5 7 7 5 11 9
                  1,5 0,5 - 2 1,5 0,5 2 3 1 2 3 3 2 4 3,5

Штрихо­вая линия

45 7 - 62 16 - 187 56 - 160 73 3 90 153 5 66 183 5 24 214 5 14 217 8
87 13 - 79 21 - 77 23 - 68 31 1 36 62 2 26 72 2 10 88 2 6 91 3

Ватерная

32*

-

-

-

3

4

3

4

54*

-

-

-

1,4

1,3

1,5

Направ­ление ли­ний

52 - - 62 14 2 159 57 27 130 73 33 69 139 40 53 155 46 31 156 56 26 148 65
100 - - 79 18 3 66 23 11 55 31 14 28 56 16 21 61 18 13 64 23 11 62 27
 

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

«Жесткая» проволочная линия характерна для рисунков дошкольников 3-5 лет (89%), значительно сокращается в старшем дошкольном возрасте и почти ис­чезает в младшем школьном возрасте. Объясняется это совершенствованием двига­тельных навыков руки ребенка.

«Легкая» проволочная линия в констатирующем эксперименте у детей до­школьного возраста в рисунках наблюдалось достаточно редко. И это проявление в основном было связано с определенной нерешительностью детей, боязнью «ис­портить» лист бумаги. У детей начальных классов эта линия в рисунках уже зани­мала значительное место, что говорило уже не столько о нерешительности ребенка, сколько о необходимости иметь возможность исправить изображение, воспользо­вавшись ластиком. Выделение этого параметра нам представлялось важным для дальнейшей организации обучающего эксперимента.

«Мягкая» проволочная линия, начиная с рисунков детей дошкольного воз­раста, быстро распространяется в рисунках детей младших классов. В наших экспе­риментах пик проявления этой линии пришелся на детей вторых классов. В спон­танной изобразительной деятельности эта линия наилучшим образом способствует

20


Вестник 2

удовлетворению замысла ребенка. Она выразительная и четкая. Рисунок, выпол­ненный ею, отличается ясностью и законченностью. В тоже время эта линия, и соот­ветственно изображение, часто подвергается уточнению с помощью ластика. К сред­нему школьному возрасту, эта линия постепенно уступает место более качественному характеру линии — сочетанию проволочной линии со сложной нащупывающей.

Отдельные предметы изображения, которые не представляют для ребенка особых трудностей воспроизведения, выполняются «мягкой» проволочной, без­отрывной линией. Но там, где возникают проблемы — трудно правильно провести линии в данном направлении, например, горизонтальную линию, не поворачивая листа бумаги, или не совсем ясно как изобразить предмет, появляется сложная на­щупывающая линия. «Жесткая» проволочная линия из подобного сочетания уже исключается. Все большее место здесь занимает «легкая» проволочная линия.

Появление сочетания сложной нащупывающей линии с проволочной посто­янно увеличивается от класса к классу.

В тоже время, у отдельных школьников рисунки начинают выстраиваться с помощью сложной нащупывающей линии. Особенно это характерно в тех случаях, когда учитель-предметник ставит специальные задания на выполнение изображений с натуры — гипсовые геометрические тела, гипсовые розетки и т.д. Специально пос­тавленная задача на графическое исполнение изображения, провоцирует детей на поиски более точного построения рисунка, и соответственно на использование на­щупывающей линии. И здесь начинают проявляться характерные индивидуальные особенности детей, при которых для одних, проведение таких линий представляет определенные трудности и качество таких линий достаточно низкое, а для других — движение линий более правильные и четкие. Особенно различия в качественных уровнях сложной нащупывающей линии, обнаруживаются на специальных заняти­ях рисунком в классах с углубленным изучением предметов изобразительного цикла или в детских художественных школах.

Эта же проблема существенна и в профессиональной подготовке художни­ков. Хорошо известно, что навыки в свободном владении карандашом или други­ми графическими материалами, должны постоянно подкрепляться каждодневными набросками и зарисовками.

Штриховая линия от возраста к возрасту приобретает все более аккуратные спо­собы реализации. Штрихи все меньше заходят за контур изображения и более плотно заполняют заданный контур. Заметно улучшение способов использования штрихов — от хаотичных к движению по форме. Но следует отметить, что этот процесс на практике связан исключительно со спонтанными проявлениями ребенка в изобразительной де­ятельности, по крайней мере, до тех пор, пока ребенком не займется учитель-предмет­ник. Поэтому прогресс в этом направлении явно недостаточный.

Валерная линия в рисунках выполненных на уроках изобразительного искус­ства обнаруживались крайне редко и только в тех случаях, когда ребенок делал очень быстрые изображения.

Направлению линий на занятиях и уроках изобразительным искусством при­дается крайне мало внимания. И здесь ребенок, также предоставлен сам себе и про­гресс очень незначительный.

Результаты наблюдений указывают на явные недостатки в работе педагогов и учителей изобразительного искусства, которые совершенно не придают значения характеру линии в рисунках детей. Чисто графическим навыкам уделяется очень мало внимания. В начальных классах почти не встречаются задания по рисунку. В

21


Вестник 2

5-6-ых классах,


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.