Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-12-27 | 159 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОБРАЗОВАНИЯ
Очевидные изменения, происходящие за последние годы на художественно-графических факультетах педагогических вузов, связаны с динамичным освоением художественных специальностей в педагогическом образовании, что раньше являлось прерогативой только специальных художественных вузов и училищ. Практически все факультеты педвузов получили лицензии и проводят обучение по различным специализациям дизайна: («Дизайн среды», «Графический дизайн», «Дизайн одежды», «Искусство интерьера», «Ландшафтный дизайн»). Отдельные факультеты освоили специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Монументально-декоративное искусство», «Станковая живопись» или «Станковая графика» и т.д.
Все эти направления требуют комплексного методического обеспечения, которое заключается не только в разработке научно-обоснованных планов, учебных программ, учебных пособий и учебников практически по всем специальным предметам (рисунку, живописи, композиции), но и, прежде всего, научно-методических исследований, нацеленных на выявление межпредметных связей и последовательности в освоении изобразительных и выразительных возможностей этих предметов в контексте общего направления конкретной специальности.
Если по традиционной для художественно-графических факультетов специальности «Учитель изобразительного искусства» наработан достаточно основательный методический материал: исследуются актуальные методические проблемы в кандидатских и докторских диссертациях, апробированы и опубликованы различные учебные программы, изданы учебники и учебные пособия для студентов очного и заочного отделений (хотя и здесь требуется постоянное научно-методическое совершенствование форм и методов обучения), то художественные направления остаются практически без должного научно-методического обобщения по всем специальным предметам. И это несмотря на то, что в художественных вузах и академиях наработан ценнейший эмпирический материал, имеются методические рекомендации известных художников, сформировались художественные школы со своими принципами обучения. Ярким примером могут служить всемирно известные высшие художественные школы Московского художественно-промышленного университета им. Строганова и Московского художественного института им. Сурикова; Санкт-Петербургской академии художеств и художественно-промышленного университета им. Мухиной и др.
|
Вместе с тем, существующие в художественных вузах учебные программы по рисунку, живописи, композиции сводятся к краткому описанию учебных задач в академических постановках, а учебно-методические материалы к этим программам, как правило, отсутствуют. Поэтому нередко методика обучения по специальным предметам в вузах сводится к «натаскиванию» студентов на освоение техники рисования, живописи, и гораздо реже решаются проблемы, связанные с целенаправленным формированием творческой личности художника. Вполне очевидно, что специфика обучения, например, монументальной и станковой живописи (несмотря на общие принципы художественного и эстетического освоения действительное-
Вестник № 2
ти) имеет и принципиальные методические различия, связанные с функциональным назначением этих специальностей, что требует обстоятельных исследований по этим проблемам.
Учебные предметы специального блока: «Рисунок» и «Живопись» осваиваются студентами на занятиях по Академическому рисунку и академической живописи, а также на занятиях по специальному рисунку и специальной живописи. Научно-обоснованных методических рекомендаций и учебных пособий, координирующих целостный процесс обучения, по этим предметам практически нет, и каждый художник задачи учебных программ решает по своему усмотрению, хотя очевидна потребность координации методических требований в целостном процессе обучения.
|
Обучение рисунку, живописи, а также композиции на различных специальностях «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Монументально декоративное искусство», «Станковая живопись», имеет, прежде всего, общие задачи, заключающиеся в развитии творческих способностей будущих специалистов, обладающих высоким профессиональным мастерством. Вместе с тем, существуют специфические особенности, связанные с профессиональной направленностью будущих специалистов и количеством учебных часов, предусмотренных государственным стандартом на все курсы обучения. И все это требует многоплановых целенаправленных научно-методических исследований.
Методологической основой для этих исследований является философское понимание взаимодействия содержания и формы в искусстве. Известно, что содержание представляется подвижной, динамичной стороной целого, а форма охватывает систему устойчивых связей изображаемого. В процессе развития несоответствие содержания и формы разрешается «сбрасыванием» старой и становлением новой формы, адекватной развивающему содержанию.
В изобразительном искусстве форма служит отражением содержания и тесно связана с техникой исполнения, которая не представляет самостоятельной художественной и эстетической ценности, пока не связана с эмоционально-образной и эстетической оценкой изображаемого. Ведь рисунки в ботаническом и зоологическом атласе не представляют художественной ценности, хотя выполнены высокопрофессионально и скрупулезно. Техника исполнения поднимается до уровня искусства, когда она связана с эмоционально-образным замыслом художника, придавая убедительность и выразительность последнему, делая его доступным для восприятия других.
Традиционный путь обучения студентов основам изобразительного искусства основывается на первоначальном формировании умений и навыков реалистического изображения, затем предполагается переход к собственно творческим заданиям. Однако, зачастую эти две стороны профессионального обучения существуют изолировано друг от друга без органичного взаимодействия, которое формируется только в постоянном посильном творческом процессе, направленным на воплощение первоначального композиционного замысла в конкретном материале.
|
Сложность методических поисков заключается в том, что содержательный изобразительный процесс включает в себя эмоцианально-образные, творческие и аналитические аспекты. В процессе изображения они неразделимы, поскольку, творческие способности развиваются только в процессе обучения, техническое мастерство перерастает в творчество, а первые творческие задачи решаются на уровне технических упражнений. Задача исследователей заключается в выявлении оптимальных методических установок и обосновании педагогических условий для гармоничного взаимодействия эмоциональных и рациональных начал в процессе
9
Вестник № 2
изображения в их последовательном усложнении с 1-ого по 5-й курс.
Кроме этого, общая тенденция Российского образования на многоуровневую систему обучения студентов предопределило и разработку государственных образовательных стандартов художественных и педагогических направлений.
В контексте этих стандартов требуются комплексные исследования взаимодействия учебных дисциплин всего специального блока, ориентированных и на координацию систем начального, среднего, высшего художественного образования. Многие факультеты успешно работают по сопряженным учебным планам со средними учебными заведениями, выпускники которых по окончанию колледжа продолжают образование в вузе начиная с 3-4 курсов. Однако, научно-обоснованных методических разработок по этой проблеме нет, хотя перспективность такой работы очевидна.
Следует подчеркнуть, что государственные стандарты по художественно-педагогическим направлениям имеют тенденциозную культурологическую и искусствоведческую направленность существенно сократившую учебные часы на практические занятия. Это обстоятельство неизбежно сведет всю работу по эстетическому воспитанию и творческому развитию детей в общеобразовательных и художественных школах в лучшем случае к формализму. Поскольку известно, что научить можно только тому, чем владеешь сам. Если будущий художник-педагог в процессе обучения не овладел образными принципами и необходимыми умениями и навыками изображения, то и развить творческие способности детей он, очевидно, не сможет.
|
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 540700 Художественное образование—бакалавр художественного образования и магистр художественного образования, разработанные и утвержденные УМО С.Петербургского государственного педагогического университета, требуют основательной научно-теоретической и практической доработки с учетом практико-творческой направленности в обучении будущего учителя изобразительного искусства в школе.
В этом контексте необходимо предусмотреть значительное увеличение учебных часов, на дисциплины профильной подготовки как минимум вдвое. Поскольку учителю изобразительного искусства необходимо не только глубоко понимать суть творческого процесса, но и уметь самому создавать творческие работы, а также владеть убедительными умениями быстрого рисования на классной доске и на бумаге, а для этого необходимы каждодневные практические занятия, хоть как-то соотносимые с художественными специальностями.
10
Вестник № 2
Иванова И. С,
к. п. н., доцент, ТО ИПК
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!