О проблемах художественно - педагогического — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

О проблемах художественно - педагогического

2019-12-27 159
О проблемах художественно - педагогического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБРАЗОВАНИЯ

Очевидные изменения, происходящие за последние годы на художественно-графических факультетах педагогических вузов, связаны с динамичным освоением художественных специальностей в педагогическом образовании, что раньше явля­лось прерогативой только специальных художественных вузов и училищ. Практи­чески все факультеты педвузов получили лицензии и проводят обучение по различ­ным специализациям дизайна: («Дизайн среды», «Графический дизайн», «Дизайн одежды», «Искусство интерьера», «Ландшафтный дизайн»). Отдельные факультеты освоили специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Монументально-декоративное искусство», «Станковая живопись» или «Станковая графика» и т.д.

Все эти направления требуют комплексного методического обеспечения, ко­торое заключается не только в разработке научно-обоснованных планов, учебных программ, учебных пособий и учебников практически по всем специальным пред­метам (рисунку, живописи, композиции), но и, прежде всего, научно-методических исследований, нацеленных на выявление межпредметных связей и последователь­ности в освоении изобразительных и выразительных возможностей этих предметов в контексте общего направления конкретной специальности.

Если по традиционной для художественно-графических факультетов спе­циальности «Учитель изобразительного искусства» наработан достаточно основа­тельный методический материал: исследуются актуальные методические проблемы в кандидатских и докторских диссертациях, апробированы и опубликованы раз­личные учебные программы, изданы учебники и учебные пособия для студентов очного и заочного отделений (хотя и здесь требуется постоянное научно-методи­ческое совершенствование форм и методов обучения), то художественные направ­ления остаются практически без должного научно-методического обобщения по всем специальным предметам. И это несмотря на то, что в художественных вузах и академиях наработан ценнейший эмпирический материал, имеются методические рекомендации известных художников, сформировались художественные школы со своими принципами обучения. Ярким примером могут служить всемирно извест­ные высшие художественные школы Московского художественно-промышленного университета им. Строганова и Московского художественного института им. Сури­кова; Санкт-Петербургской академии художеств и художественно-промышленного университета им. Мухиной и др.

Вместе с тем, существующие в художественных вузах учебные программы по рисунку, живописи, композиции сводятся к краткому описанию учебных задач в академических постановках, а учебно-методические материалы к этим програм­мам, как правило, отсутствуют. Поэтому нередко методика обучения по специаль­ным предметам в вузах сводится к «натаскиванию» студентов на освоение техники рисования, живописи, и гораздо реже решаются проблемы, связанные с целенап­равленным формированием творческой личности художника. Вполне очевидно, что специфика обучения, например, монументальной и станковой живописи (несмотря на общие принципы художественного и эстетического освоения действительное-


Вестник 2

ти) имеет и принципиальные методические различия, связанные с функциональ­ным назначением этих специальностей, что требует обстоятельных исследований по этим проблемам.

Учебные предметы специального блока: «Рисунок» и «Живопись» осваивают­ся студентами на занятиях по Академическому рисунку и академической живописи, а также на занятиях по специальному рисунку и специальной живописи. Научно-обоснованных методических рекомендаций и учебных пособий, координирующих целостный процесс обучения, по этим предметам практически нет, и каждый худож­ник задачи учебных программ решает по своему усмотрению, хотя очевидна потреб­ность координации методических требований в целостном процессе обучения.

Обучение рисунку, живописи, а также композиции на различных специаль­ностях «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искус­ство», «Монументально декоративное искусство», «Станковая живопись», имеет, прежде всего, общие задачи, заключающиеся в развитии творческих способностей будущих специалистов, обладающих высоким профессиональным мастерством. Вместе с тем, существуют специфические особенности, связанные с профессио­нальной направленностью будущих специалистов и количеством учебных часов, предусмотренных государственным стандартом на все курсы обучения. И все это требует многоплановых целенаправленных научно-методических исследований.

Методологической основой для этих исследований является философское понимание взаимодействия содержания и формы в искусстве. Известно, что содер­жание представляется подвижной, динамичной стороной целого, а форма охватыва­ет систему устойчивых связей изображаемого. В процессе развития несоответствие содержания и формы разрешается «сбрасыванием» старой и становлением новой формы, адекватной развивающему содержанию.

В изобразительном искусстве форма служит отражением содержания и тесно связана с техникой исполнения, которая не представляет самостоятельной художест­венной и эстетической ценности, пока не связана с эмоционально-образной и эстети­ческой оценкой изображаемого. Ведь рисунки в ботаническом и зоологическом атласе не представляют художественной ценности, хотя выполнены высокопрофессионально и скрупулезно. Техника исполнения поднимается до уровня искусства, когда она связа­на с эмоционально-образным замыслом художника, придавая убедительность и выра­зительность последнему, делая его доступным для восприятия других.

Традиционный путь обучения студентов основам изобразительного искусства основывается на первоначальном формировании умений и навыков реалистическо­го изображения, затем предполагается переход к собственно творческим заданиям. Однако, зачастую эти две стороны профессионального обучения существуют изоли­ровано друг от друга без органичного взаимодействия, которое формируется только в постоянном посильном творческом процессе, направленным на воплощение пер­воначального композиционного замысла в конкретном материале.

Сложность методических поисков заключается в том, что содержательный изобразительный процесс включает в себя эмоцианально-образные, творческие и аналитические аспекты. В процессе изображения они неразделимы, посколь­ку, творческие способности развиваются только в процессе обучения, техничес­кое мастерство перерастает в творчество, а первые творческие задачи решаются на уровне технических упражнений. Задача исследователей заключается в выявлении оптимальных методических установок и обосновании педагогических условий для гармоничного взаимодействия эмоциональных и рациональных начал в процессе

9


Вестник 2

изображения в их последовательном усложнении с 1-ого по 5-й курс.

Кроме этого, общая тенденция Российского образования на многоуровневую систему обучения студентов предопределило и разработку государственных образо­вательных стандартов художественных и педагогических направлений.

В контексте этих стандартов требуются комплексные исследования взаимо­действия учебных дисциплин всего специального блока, ориентированных и на ко­ординацию систем начального, среднего, высшего художественного образования. Многие факультеты успешно работают по сопряженным учебным планам со сред­ними учебными заведениями, выпускники которых по окончанию колледжа про­должают образование в вузе начиная с 3-4 курсов. Однако, научно-обоснованных методических разработок по этой проблеме нет, хотя перспективность такой работы очевидна.

Следует подчеркнуть, что государственные стандарты по художественно-пе­дагогическим направлениям имеют тенденциозную культурологическую и искусст­воведческую направленность существенно сократившую учебные часы на практи­ческие занятия. Это обстоятельство неизбежно сведет всю работу по эстетическому воспитанию и творческому развитию детей в общеобразовательных и художествен­ных школах в лучшем случае к формализму. Поскольку известно, что научить можно только тому, чем владеешь сам. Если будущий художник-педагог в процессе обу­чения не овладел образными принципами и необходимыми умениями и навыками изображения, то и развить творческие способности детей он, очевидно, не сможет.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 540700 Художественное образование—бакалавр худо­жественного образования и магистр художественного образования, разработанные и утвержденные УМО С.Петербургского государственного педагогического универ­ситета, требуют основательной научно-теоретической и практической доработки с учетом практико-творческой направленности в обучении будущего учителя изобра­зительного искусства в школе.

В этом контексте необходимо предусмотреть значительное увеличение учеб­ных часов, на дисциплины профильной подготовки как минимум вдвое. Поскольку учителю изобразительного искусства необходимо не только глубоко понимать суть творческого процесса, но и уметь самому создавать творческие работы, а также вла­деть убедительными умениями быстрого рисования на классной доске и на бумаге, а для этого необходимы каждодневные практические занятия, хоть как-то соотно­симые с художественными специальностями.

10


Вестник 2

Иванова И. С,

к. п. н., доцент, ТО ИПК

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.