Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-12-27 | 754 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В ходе исторического развития человечество выработало различные формы общественного сознания, способы постижения окружающего мира. В живописи пейзажа метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ познания, исследования явлений природы; способ построения и обоснования системы знаний в области живописи пейзажа; способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи в процессе работы над пейзажем.
Метод художественный — исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного отражения природы в жанре пейзажа, обусловленная уровнем и характером развития общества, его взглядов и идеалов. Метод формируется и развивается в процессе исторического развития жанра пейзажа. Совокупность принципов метода художественного включает в себя: принципы эстетической оценки пейзажа с позиций определенного эстетического идеала; принципы художественного отбора мотива пейзажа; способы художественного обобщения выбранного мотива; принципы воплощения природы в образы живописи пейзажа.
Отображая пейзажный мотив средствами живописи, художник сознательно или интуитивно пользуется определенным творческим методом, то есть всей системой художественных средств; сюда относятся формы осмысления мотива, способы обобщения, представления о том, как следует изучать законы природы и что в ней достойно внимания, и т.д. Метод не есть нечто такое, что присуще только индивидуальности того или иного пейзажиста; этим он отличается от индивидуальной творческой манеры. В процессе развития жанра пейзажа исторически складываются определенные творческие методы, которые общи творчеству многих художников-пейзажистов, работающих в данную эпоху.
|
Для наглядности приведем ряд конкретных примеров, раскрывающих содержание понятия «метод».
Работа над пейзажем осуществляется посредством метода организации отношений (пропорциональных, тональных, цветовых, пространственных и др.). В свою очередь отношения познаются и определяются методом сравнения — древнейшим методом живописи пейзажа. Копирование с подлинников мастеров пейзажа — метод, который применялся еще с эпохи раннего Возрождения.
Что касается технических приемов построения красочного слоя в живописи пейзажа, то в масляной живописи существуют два исторически обусловленных метода ведения живописного процесса: классический многослойный метод и так называемый «алла прима». Кроме того, наряду с традиционными методами, современными пейзажистами широко используется метод работы над пейзажем по частям (или по кускам).
Главный источник получения знаний и навыков в работе над пейзажем и ведущий метод изучения природы, учебной и творческой практики учащихся — работа с натуры, то есть выполнение этюдов с натуры, этюдную работу в условиях пленэра можно рассматривать и как метод работы с натуры, и как метод наглядного обучения. Вместе с тем, в обучении живописи пейзажа важны не отдельные методы, а целостная методическая система, где все ее компоненты находятся в неразрывном единстве, стремясь к единой цели — к формированию личности художника-педагога.
71
Вестник № 2
С категорией метода в живописи пейзажа тесно связана категория стиля. Но если метод характеризует художественное творчество в процессе, в динамике, то стиль отличается в этом плане статичностью, характеризуя готовый продукт, результат творческого процесса — художественное произведение (этюд, пейзаж-картину), специфику его чувственно воспринимаемых качеств: особенности композиции, пластическое решение, колорит, выразительные приемы и т.д. При этом в понятии того или иного стиля (барокко, классицизм и т.п.) выделяются лишь типичные, повторяющиеся качества произведения, выполненного в жанре пейзажа.
|
Стиль (франц. style) — исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности пейзажа, обусловленная единством идейного содержания.
Стиль — это не только совокупность признаков, выделяемых в составе уже сделанного (законченного) пейзажа, на основе сравнительного сопоставления творений многих художников-пейзажистов, но и программа художественной деятельности. В каждую эпоху в живописи пейзажа складываются одна или несколько стилевых систем, которые служат эталонами, ориентирами творческой деятельности. В процессе творчества художник-пейзажист, конечно, не в полной мере и не во всем следует установившимся стилевым канонам и приемам, но в той или иной степени учитывает их.
В живописи пейзажа можно выделить пейзажный стиль, художественный стиль, исторические стили.
Пейзажный стиль — это вполне законченное мироощущение, определяемое нами в качестве пластической, а не мировоззренческой категории. Многие исследователи, отказавшись от понимания пейзажа как жанра, подменили понятие «жанр» понятием «пейзажный стиль». Однако, вкладывая в термин «пейзаж» стилистический смысл, они определяют его формальные признаки как результат определенного восприятия природы. Это восприятие, по их мнению, характеризуется тем, что природу художник понимает как световоздушное пространство. К такому определению можно предъявить ряд претензий, потому что природа измеряется не только свето-воздушным пространством. Световоздушный принцип нельзя назвать пейзажным, потому что существуют конструктивные пейзажи или декоративные пейзажи, написанные без воздушной среды (Поль Гоген, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончалов-ский периода «Бубнового валета» и т.д.). Существует некое особенное пластическое воплощение природы, отличающее его от других жанров, и пейзажный стиль определяется отношением художника не только к свету и пространству, но и к форме, цвету и т.д. — это воплощение реальных картин природы художественными средствами, преобразованных творческим воображением художника.
Пейзаж не только изображение природы, но и определенный вид ориентировки в мире действительности, вполне законченное художественное мироощущение. Такой взгляд дает нам право говорить о пейзаже как о более широком, гибком и своеобразном стиле живописи — художественном стиле. В тезисном изложении, художественный стиль — 1) общность идейно-художественных особенностей произведений живописи пейзажа определенной эпохи; 2) национальная особенность жанра пейзажа; 3) отдельные специфически художественные признаки (правила, приемы, средства) произведений живописи пейзажа; 4) творчество одного или группы художников в области живописи пейзажа, чье творчество отличается яркими индивидуальными чертами.
|
Более обобщенное понятие художественный стиль означает устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художест-
72
Вестник № 2
венное своеобразие тех или иных совокупностей явлений в живописи пейзажа, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.
В развитии живописи пейзажа можно особо выделить исторические стили
— этапы развития жанра пейзажа, когда вырабатывалась цельная система, охваты
вающая различные виды пейзажа (сельский пейзаж, городской пейзаж, марина),
обладающего формальным и содержательным единством, создающим единый об
разно-пластический строй в произведениях живописи пейзажа (романский стиль,
готика, Возрождение, барокко, классицизм, «суровый стиль» и др.).
Хотя понятия метода и стиля характеризуют творчество мастеров пейзажа в разных аспектах, но в некоторых случаях эти понятия взаимно связаны. Творческий метод как всеобъемлющая программа деятельности художника включает в себя и ориентацию на тот или иной комплекс стилевых признаков как одно из условий творчества.
В связи с различением понятий метода и стиля полезно внести некоторые уточнения в употребление такого важного для живописи пейзажа термина, как «художественное мышление». По существу, этим термином обозначаются два понятия, различие которых связано с тем, что художник в работе над пейзажем решает две различные, хотя и выступающие слитно в реальном творческом процессе задачи.
|
С одной стороны, художник прежде всего осмысливает выбранный для изображения мотив в категориях художественного сознания, и на этой основе у него складывается идея будущего пейзажа. При этом он, конечно, не упускает из виду и того, как его мысли и наблюдения могут быть воплощены в пейзаже, но не воплощение, а само исследование мотива является в данном случае его непосредственной целью. С другой стороны, в процессе работы над пейзажным мотивом перед художником встают задачи технического характера: ему необходимо выбрать выразительные средства, структуру композиции, найти такое колористическое, цветовое, пластическое и вообще стилевое решение пейзажа, которое наилучшим образом воплотило бы его замысел, идеи и чувства. В этом случае мышление художника направлено непосредственно на будущий пейзаж, на его чувственный облик, хотя, конечно, технические задачи не могут быть успешно решены, если при этом не учитывается содержательная сторона: специфика отображаемых природных явлений, установки художника и т.д. Назовем первый тип мыслительных процессов в живописи пейзажа исследовательским мышлением художника, а второй тип — техническим мышлением, в составе которого выделим стилевое мышление как практически творческое решение проблемы стиля создаваемого пейзажа. Следует заметить, что в научно-методической и искусствоведческой литературе в связи с характеристикой технического и стилевого мышления художника можно встретить такие термины, как «пластическое», «цветовое», «графическое», «композиционное» мышление и т.п.
При этом важно подчеркнуть, что стилевое мышление художника имеет выход на пейзажный мотив — точно так же, как исследовательское мышление имеет выход на стилевые особенности создаваемого пейзажа (картины или этюда пейзажа). Мы выделяем в мышлении пейзажиста два разнонаправленных мыслительных процесса в связи с различием их непосредственного предмета. Первый процесс направлен на отображаемый мотив пейзажа и через него — на будущий этюд (картину). Второй
—направлен на пейзажный мотив опосредствованно, через изобразительный материал, фактуру, технику исполнения и выбор стилевых характеристик. Ведь стиль
—это не просто набор формальных характеристик; стилевые элементы рассчитаны
73
Вестник № 2
на передачу определенного содержания пейзажа, тех или иных сторон и свойств, входящих в состав мотива объектов.
Анализ метода и стиля чрезвычайно важен для дальнейших исследований и в значительной степени обусловливает ценность теории развития живописи пейзажа. Основная трудность состоит здесь в том, что метод, которым пользуется художник-пейзажист, в отличие от стиля не доступен непосредственному наблюдению, во всяком случае в полном объеме. К примеру, анализируя произведения крупнейших мастеров пейзажа, порой трудно определить, пользовался ли художник методом работы с натуры или так убедительно работал «от себя». Поэтому особенности метода приходится восстанавливать опосредствованно, опираясь прежде всего на конкретные характеристики пейзажа, на анализ того, какие приемы, выразительные средства, художественные решения использует автор. И если учащийся не вооружен теорией, правильной методологией и методикой исследований по живописи пейзажа, то либо возникает иллюзия полного (или почти полного) тождества метода и стиля, либо обнаруживается стремление совершенно устранить категорию метода как нечто трудно определимое и ограничиться понятием стиля, поскольку стилевая принадлежность пейзажа может быть установлена достаточно строго. Возникает и опасность чисто формальной трактовки стилевых компонентов пейзажа.
|
Изменение стилевого мышления обусловлено развитием художественного метода, углублением художественного осмысления природы и природных мотивов, расширением проблематики и изменением задач живописи пейзажа, что, в свою очередь определяется уровнем развития изобразительного искусства.
Что касается взаимодействия метода и стиля в живописи пейзажа, то всякий исторически определенный художественный метод тяготеет к выработке собственного стиля или системы стилей. Таким образом, художественную ценность конкретного пейзажа необходимо рассматривать в целостном контексте творчества и мировоззрения художника-пейзажиста, его эпохи, уделяя особое внимание анализу содержательной стороны его искусства, исследованию его художественной концепции, способа художественного воспроизведения действительности в целом.
Следует указать еще на одно различие понятий метода и стиля, касающееся сферы их применения. Категория метода целиком и полностью относится к художественному творчеству и характеризует тип подхода к природе, способ и направление ее отображения. Категория стиля может прилагаться и к другим формам эстетической действительности. Понятие стиля применяется не только в теории духовной культуры, одним из разделов которой является теория живописи пейзажа, но и в исследовании материальной культуры, то есть самих произведений, выполненных в жанре пейзажа. Характеризуя с его помощью пейзажи мастеров, мы обращаем внимание не только на их смысловую сторону, но и на то обстоятельство, что эти пейзажи исполнены в определенном материале и составляют часть нашего предметного окружения.
По большому счету, стиль в живописи пейзажа есть овладение материалом.
Но ни красивые мотивы, ни приемы сами по себе еще не могут вдохнуть в пейзаж новую жизнь. Для этого нужна глубинная перестройка, как метода изучения природы, так содержания и стиля, нужны условия для духовного раскрепощения личности художника.
74
Вестник № 2
Никитин СБ.
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ ПЕЙЗАЖА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Профессиональная подготовка современного учителя ИЗО не исчерпывается обучением изобразительному и педагогическому «ремеслу», но включает также решение круга вопросов, связанных с формированием художественно-творческих способностей.
Следует отметить, что среди основных художественно-творческих способностей художественная наблюдательность является одной из ведущих, т.к. наличие ее в значительной степени положительно влияет на свойства и качество материалов зрительной памяти, а также способствует формированию образного мышления и творческого воображения.
Вместе с тем, изучение педагогического опыта и анализ учебных работ позволяют сделать вывод о низком уровне развития такой способности у студентов. Анализируя причины имеющихся недостатков, мы решили провести констатирующее экспериментальное исследование по двум направлениям.
1-й блок включал выявление уровня сформированности:
а) теоретических знаний;
б) практических умений и навыков, а также технического мастерства студен
тов ХГФ.
2-й блок включал выявление уровня сформированности непосредственно художественно-образного мышления и художественной наблюдательности студентов ХГФ.
Анализ результатов исследования позволил нам выстроить комплекс педагогических мероприятий, направленных на преодоление имеющихся недостатков и, с нашей точки зрения, способствующих развитию художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа.
1. Бесспорна необходимость пополнения теоретического багажа студентов как
важнейшем условии формирования их художественно-образного мышления, в том
числе, художественной наблюдательности.
С этой целью нами применялись:
—краткие лекции, разъясняющие необходимые в изобразительной практике понятия («художественный образ», «замысел», «художественная наблюдательность» и т. п.), а также ведущие положения теории композиции и цветоведения, сведения из технологии живописных материалов;
—беседы, устное объяснение каждой темы;
—списки рекомендуемой литературы применительно к каждой учебной теме.
2. Проводился устный анализ студентами произведений пейзажной живописи
известных мастеров, а также своих собственных работ. Целью его было формирова
ние умения наблюдать и выделять главное в композиции, а также образной речи и
умения грамотно формулировать свои мысли в слова, необходимого педагогу.
При этом студенты должны были ответить на следующие вопросы:
—в чем главные отличительные особенности данного пейзажа, выделяющие его из числа других?
—какие художественные средства используются автором для выделения главного в образе пейзажа?
Вестник № 2
В качестве наглядного материала использовались репродукции произведений мастеров, а также активно применялись ТСО (слайды, диапозитивы, компьютерные диски, посвященные творчеству художников).
3. В обучении студентов нами использовалась специально разработанная система практических заданий и упражнений по теме «пейзаж».
Все задания, которые мы давали студентам, можно разделить на два блока: формирующие репродуктивный и продуктивный уровень художественно-образного мышления.
К первой группе можно отнести работу с натуры при условии постановки педагогом конкретных изобразительных задач. Ко второй группе, безусловно, относится работа над композицией, а также по памяти, так как последняя обязательно предполагает сочетание и некоторую трансформацию следов восприятий с целью создания убедительного изобразительного образа. (Безусловно, указанное разделение несколько условно, так как полноценная работа с натуры обязательно включает компонент творческого воображения, а создание композиции является в какой-то степени и тренировкой репродуктивного компонента мышления).
а) Работа с натуры.
— краткосрочные этюды (15 минут) на выявление главного в природном мо
тиве, больших тонально-цветовых отношений (например, небо — вода — берег, си
луэт здания — силуэт дерева и т. п.);
Цель: формирование умения выделять главное, формирование целостного видения.
— этюды с более длительной, подробной проработкой формы;
Цель: формирование умения наблюдать художественно значимые подробности натуры и использовать их для создания целостного образа.
— этюды природных мотивов в различные времена года;
Цель: формирование колористических способностей, умения наблюдать и передавать в живописи различные цветовые состояния природы.
— этюды на передачу различного состояния природы: простого (солнечно —
пасмурно), сложного («утреннее солнце», «полуденное солнце», «вечернее солнце»,
«рассвет», «закат», «туман»);
Цель: формирование умения целенаправленно наблюдать и различать тонкие градации освещения, тональности, колорита.
— этюды быстро меняющихся состояний: «ветер», переменная облачность,
«перед грозой», «после грозы»;
Цель: формирование умения быстро фиксировать в наблюдении самое главное, запоминать нюансы состояния природы и передавать это средствами живописи.
— этюды одного и того же мотива в разное время суток;
Цель: научить наблюдать и передавать в живописи тонкие нюансы состояния природы.
— этюды различных по характеру мотивов (лес — море — горы — поле — город
ской пейзаж и т. п.) и, по возможности, природы разных местностей и стран.
Предлагаемая нами методика проведения работы со студентами на пленэре заключается в следующем:
1. Линейный или тональный набросок, в котором фиксируются самые главные композиционные аспекты, ведется поиск формата, точки зрения на мотив.
2. Мини-эскиз (5 минут), в котором фиксируются главнейшие цветовые отношения, первое эмоциональное впечатление от мотива. При этом, безусловно,
76
Вестник № 2
студент не стремится создать реалистическое изображение, а лишь формально разбирает мотив по пятнам.
3. Выполнение этюда с натуры.
4. Устный анализ проделанной работы совместно с педагогом.
Кроме того, мы посчитали необходимым применять в ходе обучения студентов метод наглядного показа (при этом педагог сам пишет этюды со студентами, и они ориентируются на его работу). Дело в том, что никакое объяснение не может заменить живой пример.
Безусловно, приведенный выше список заданий рассчитан не только на пленэрную практику, но и на самостоятельную работу студентов в любое время года, в различное время суток. Необходимо дать студентам установку стараться работать всегда и везде: в городе, на отдыхе, во время путешествий. Для этого в течение семестра и каникул мы требовали от студентов выполнять этюды самостоятельно, проверяли и анализировали домашние задания.
б) Работа по памяти
Здесь мы применяли в основном два вида упражнений:
— запомнив несложный мотив, изобразить его без натуры;
— этюды и зарисовки мотивов, ранее написанных или нарисованных с натуры.
Применяя упомянутые задания, мы параллельно знакомили студентов с творчес
твом художников, работавших по памяти и представлению (Айвазовский, Тернер).
в) Самостоятельная творческая работа
Самостоятельной в какой-то мере можно считать и работу с натуры, в особенности, вышеупомянутые этюды, выполняемые без руководства педагога. Но в узком смысле под самостоятельной работой мы понимаем создание пейзажных композиций на разнообразные темы. Такие задания всегда предусматривают работу как с натуры, так и по памяти, представлению и воображению, т. е. задействование всех психических процессов, лежащих в основе образного мышления, о чем говорилось выше.
Для этого нами была разработана экспериментальная система домашних творческих заданий.
1 курс — выполнение эскиза композиции по мотивам пленэра, на самостоятельно выбранную и согласованную с педагогом тему;
2 курс — пейзажная композиция, образ которой раскрывается через состояние освещения;
3 курс — выбор темы композиции из списка, предложенного педагогом (например: «тишина», «тревожный закат» и т. п.);
4 курс — пейзажная композиция на тему той или иной эмоции («радость», «печаль» и т. п.);
5 курс — написание композиции на самостоятельно выбранную тему.
Неслучайно на пятом курсе, как и на первом, студентам предоставляется свободный выбор темы. Если сначала это должно было их раскрепостить, заинтересовать, то в итоге обучения осознанность и глубина выбора темы должна стать показателем творческой зрелости автора. На втором, третьем и четвертом курсах мы применяли задания, поэтапно раскрывающие образные возможности пейзажа и развивающие художественную наблюдательность студентов в различных направлениях. Взяв на втором курсе относительно простое задание — передачу особенностей освещения, на третьем мы усложнили ее, оставив выбор темы за педагогом, на четвертом — поставили еще более сложную задачу, постепенно подводя к самостоятельному выбору темы на пятом.
77
Вестник № 2
г) Работа над учебными темами помимо пейзажа.
Процесс творческого роста каждого студента — это единое целое, которое можно лишь условно разбить на тематические блоки. Поэтому в экспериментальной работе были задействованы не только периоды пленэрной практики, но и аудиторные занятия по живописи, включающие весь круг программных заданий — от натюрморта до двухфигурной постановки в интерьере. В ходе практических занятий по живописи, в том числе и аудиторных, мы делали упор на формирование композиционных способностей студентов. В ходе занятий по живописи мы стремились ломать сложившиеся у студентов стереотипы:
—«вписывание» композиции в стандартные форматы, без учета особенностей образа каждой работы;
—письмо открытыми, локальными цветами;
—«пестрота» живописи, разрушение локальной окраски предмета;
—несоблюдение закона «теплых — холодных» цветов;
—слабость рисунка;
—несоблюдение тональных отношений.
Для этого на занятиях живописью, независимо от тематики и курса, мы постоянно давали студентам установку на целенаправленное наблюдение природы, формировали у них стремление отразить в работе целостное многообразие окружающего мира.
4. Формированию художественной наблюдательности, безусловно, способствуют задания на изучение опыта мастеров живописи. Занимаясь анализом или копированием произведений, студент как бы получает в готовом виде продукт художественных наблюдений зрелого живописца, но для того, чтобы освоить этот продукт (сделать полноценную копию), студенту надо преодолеть себя, заставить выйти на более высокий уровень, более тонко наблюдать особенности отраженного в художественном образе фрагмента действительности. Затем эти полученные в готовом виде знания проецируются уже на работу с натуры. Кроме копирования студентами на занятиях проводился устный анализ образного строя и художественных средств, использовавшихся художниками в своем творчестве.
5. Кроме формирования теоретического багажа, практических навыков и композиционного мышления, у студентов необходимо формировать эмоционально-потребностное отношение к действительности. Безусловно, и лекции, расширяющие кругозор, и практические занятия, формирующие художественные навыки и эстетическое чувство, являются в какой-то мере решением этой проблемы. Но этого недостаточно. Необходима постоянная установка педагога:
—на наблюдение в реальности художественного значимого, формирование «взгляда художника» на все предметы окружающего мира;
—на формирование эстетических потребностей, потребности в художественном выражении всех ярких впечатлений от повседневной жизни, «говорить на языке художника», размышлять «с кистью в руке».
С эмоционально-потребностной сферой связан более сложный и неоднозначный вопрос, касающийся формирования ценностных ориентации студентов. С одной стороны, он напрямую связан с подготовкой как живописца, так и художника-педагога, а с другой — не может решаться только на уровне художественно-творческой подготовки в вузе. Формирование ценностных ориентации происходит на протяжении всей жизни человека, в этом важную роль играет семейное воспитание, природные задатки и даже политическая ситуация в стране. Поэтому преподаватель не мо-
78
Вестник № 2
жет сделать в этом плане многое, но должен стараться постоянно давать студентам установку на выработку своей системы ценностей в жизни, в которой важное место отводится искусству и обучению. Без этого любые педагогические воздействия, направленные на формирование умений и навыков, образного мышления, развитие художественной наблюдательности обречены на неуспех.
6. Важнейшей вехой обучения на ХГФ является пятый курс, период подготовки диплома. Поэтому мы сочли необходимым распространить нашу методику на работу с дипломниками кафедры живописи по теме «пейзаж».
Разрабатывая метод работы с дипломниками, мы опирались на следующие принципы:
—целенаправленное знакомство студентов с правильной методической последовательностью работы над композицией и требование ее соблюдения;
—требование от студентов активных и эмоционально осмысленных композиционных поисков;
—акцент в педагогической установке на формирование умения целенаправленно и осознанно наблюдать природу;
—установка на выделение главного в образе пейзажа;
— установка уделять особое внимание колориту живописи пейзажа.
Безусловно, представленная выше система заданий и упражнений отнюдь не
является исчерпывающей. Но в ней намечены основные вехи методических разработок, которые мы считаем необходимым предпринимать в ходе дальнейшей художественно-педагогической деятельности. Главное, что необходимо учитывать, — это то, что формировать изобразительные умения и навыки, уровень которых у студентов ХГФ обычно недостаточен, необходимо только вкупе с формированием художественно-образного мышления и художественной наблюдательности.
79
Вестник № 2
Макарова М. Л.
«МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦЕЛОСТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ»
В процессе обучения живописи не может быть раз и навсегда выработанных методов. Педагог сочетает в своей деятельности разные методы, но не произвольно. Выбор их связан с педагогическими и дидактическими целями, психологическими особенностями студентов, со спецификой процесса обучения.
В настоящее время накоплен достаточно богатый арсенал методов обучения. Для нас же особый интерес представляют методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Однако это не означает, что не могут быть использованы и методы других групп. Опытный преподаватель в каждом конкретном случае подбирает те методы и приемы, которые могут дать наибольший эффект при обучении живописи. Задача состоит не только в выборе методов обучения, но и в оптимальном их сочетании на том или ином уровне развитии студентов.
Развитие чувства целостности на занятиях живописью должно опираться на опыт предыдущих поколений художников. Особенно интересными представляются нам материалы, связанные с педагогической деятельностью таких художников как П.П. Чистякова, Д. Кардовского, Р. Закина, Г.В. Беды, А.А. Унковского, П.П. Ревя-кина, К. Истомина, P.P. Фолька и др.
Многие из них оставили ценный материал в виде опубликованных статей, записок, методических разработок не только по общим вопросам художественного образования, но и по вопросам, непосредственно связанных с проблемой исследования.
Так, например, П.П. Чистяков строил свою систему не на усложнении постановок — заданий а на усложнение методических творческих задач. Каждое отдельное задание представляло конкретную задачу. По методической системе П.П. Чистякова педагог должен был любое упражнение тщательно и всесторонне продумать, доходчиво объяснить его с точки зрения поставленной в ней цели и добиться полного зрения поставленной в ней цели и добиться полного ее достижения. П.П. Чистяков, работая с учениками, развивал у них как теоретические, так и практические знания и умения.
Часто он применял такой метод, который мы называем «параллельным». Работая с натуры, ученик следом изображал натуру в другом ракурсе, с другой точки зрения по представлению. Такой подход способствовал развитию у учащихся образного мышления и целостного представления об изображаемом объекте.
Важным представляется нам педагогический опыт Д. Кардовского. В своей практике он использовал как метод личного показа учителя, так и разбор ученических работ. Кардовский писал: «Нужно держать «большой» цвет и «большой» свет, идти в каждой задаче от общего к частному»1. Как у Чистякова так и у Кардовского в мастерской, где работали учащиеся, по стенам были развешаны лучшие работы учеников. Важное значение оба преподавателя придавали наглядности в обучении.
«Знание основ Цветоведения, писал художник-педагог Р. Закин — полезно, так как помогает нам понять те явления, которые мы наблюдаем в натуре. Только регулярная практическая работа в живописи может развить чувство гармонии и взаимодействие цветов»2.
1 Д.Н. Кардовский. Об искусстве. М., 1960 — С. 257
2 Р. Закин. На пути к творчеству Л., 1971 — С. 49
Вестник № 2
Верная передача на плоскости состояния освещенности натуры в данный момент, как считают Г.В. Беда, А.А. Унковский, П.П. Ревякин и другие влияет на передачу целостности живописного изображения. Исходя из такого положения А.А. Унковский рекомендует выполнять одну и ту же постановку, расположенную в разных условиях освещения. Единство цветов и их согласованность (без которых, как известно, невозможно создать целостное изображение по мнению указанных выше авторов) достигается при их соответствии определенному состоянию освещенности.
Целостному видению (умению видеть изображаемое явление все сразу, целиком) художники-педагоги придают большое значение. Без установки на целостность видения трудно добиться целостности изображения. Чтобы научить студентов смотреть на натуру целостно, художники-педагоги выработали различные способы, такие, как смотреть на натуру «широко», «распустить глаза», чтобы видимое было не четким, размытым, использование видоискателя и ряд других приемов. Целостное видение помогает определить цветовые отношения, которые являются главными в живописной грамоте и составляют основу целостного изображения. (Метод работы отношениями подробно описан в трудах Г.В. Беды, в диссертациях А.И. Масленникова, В.А. Басманова).
P.P. Фольк, обучая студентов целостному восприятию натуры, советовал изображаемый натюрморт представлять в виде цветовых пятен, лежащих на плоскости, то есть в виде картины, которая должна восприниматься как цветовой оркестр, исполняемый разными инструментами, где каждый цвет — свой инструмент. Для того, чтобы проще было понять суть целостного восприятия, Фольк рекомендовал пользоваться видоискателем размером примерно 2x2 см. сфокусировав зрение не на предметах, а ближе к рамке. Рамка усиливала звучание цветов, заключенных в ней, создавая ощущение целостной цветовой картины.
Для нас представляется интересным методика преподавания живописи К. Истомина. Выполняя задания по изучению свойств цвета на изобразительной поверхности, студенты решали композицию цветовым пятном. Метод предусматривал сравнение и противопоставление цветов по яркости, по цветовому контрасту и др. Многие упражнения строились с учетом преобладания определенного цветового пятна. Так, например, предлагалось в оной из постановок выявить доминирующее цветовое пятно или же построить композицию из данного доминирующего цветового пятна. На развитие чувства цвета давались следующие задания: 1) в теплой постановке найти холодные цвета и наоборот; 2) из ярких цветов определить наиболее и наименее яркие и другие. Выполняя подобные задания студенты знакомились с такими элементами композиции, как контраст, ритм, цветовая гармония, выделение главного. На занятиях решались например такие темы, как: 1) преобладание пространства над предметом; 2) преобладание предмета над пространством; 3) равновесие между предметом и пространством. Рассматриваемая методика нацеливала студентов на внимательное отношение к натуре, она учила «видеть». Использование вышеперечисленных методов и приемов, разработанных К.И. Истоминым способствует развитию чувства композиции, пространства, цвета, его тепло-холодности, а значит и чувства целостности.
Анализ методик преподавания живописи показал:
1) Что художники разных принципиальных подходов в обучении живописи, в целях развития чувства целостности уделяют основное внимание следующим моментам: видению в натуре и передаче в ней больших цветовых отношений, передаче
81
Вестник № 2
состояния освещенности, пространства, колорита, цветовых контрастов, рефлексов, цветовой гармонии, выделению главного, передачи объема.
2) Успешное развитие чувства целостности у студентов зависит:
—От умения целостно видеть натуру;
—От активного усвоения теоретического материала в области теории живописи, цветоведения, истории живописи и искусства;
—От применения педагогом разнообразных методов и приемов обучения.
Взяв все положительное у разных методов обучения живописи с целью развития чувства целостности у студентов мы считаем наиболее приемлемой и эфф
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!