Специалиста в системе непрерывного — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Специалиста в системе непрерывного

2019-12-27 176
Специалиста в системе непрерывного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. МАГНИТОГОРСКА

The questions of professional preparation of the specialist through the system of con­tinuous artistic education. The term of increase of the quality of education — the increasing of the level of professional competence of pedagogues (teachers) (elements — communica­tive, informative, regulative, intellectual-pedagogical) at the stages of institution of higher education (seminars, exhibitions, conferences, master-classes).

Сегодня образование определено как важнейший фактор формирования но­вого качества экономики и общества, фактора гуманизации общественно-экономи­ческих отношений, формирования новых жизненных установок личности (Концеп­ция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Общее образование понимается как процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний и умений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне познавательных сил, а так же в теоретической и практичес­кой подготовке человека. Сущность образования составляют следующие позиции — освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятель­ности, овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений, освоение опыта творческой деятельности, овладение опытом эмоционально-воле­вого отношения к миру. Источником формирования содержания образования яв­ляются основные сферы самоопределения личности — человек, общество, природа, ноосфера.

Модернизация образования в России обусловлена социально-экономически­ми изменениями, происходящими в стране в последние годы. Особое внимание в данном контексте уделяется региональным системам, обладающим в максимальном объеме информацией о потребностях образовательного пространства в кадрах. И, как правило, у них достаточно хорошая научная, методическая и материально-тех­ническая база для формирования профессиональных кадров, отвечающих требова­ниям рынка. Вертикальная структура образовательных и культурных учреждений предопределяет продвижение личности с самых первых этапов образовательного процесса, через профессиональное становление к творческому развитию личности через культуру.

В Концепции образовательной области «Искусство», разработанной минис­терством культуры и министерством образования и науки РФ художественное об­разование определено «как необходимая база для духовного возрождения России, формированию которой способствуют рост творческого потенциала граждан, про­цветание отечественной культуры» [5, С.84]. Поэтому достаточно актуальной ста­новится проблема подготовки кадров для системы непрерывного художественного образования.

Система непрерывного художественного образования состоит из трех уров­ней: довузовское образование, вузовское и поствузовское. На сегодняшний день она характеризуется как активно развивающаяся и удовлетворяющая социальный запрос [2,3,7]. В современных условиях в системе непрерывного художественного


Вестник 2

образования наметились следующие тенденции:

—движение к интегрированному преподаванию предметов эстетического цикла с акцентом на культурологический аспект (внедрение предмета «мировая ху­дожественная культура»);

—повышение роли дополнительного образования, как наиболее мобильной составляющей системы непрерывного художественного образования (кружки, сту­дии, подготовительные школы и т.д.)

—активное внедрение в образовательный процесс информационно-комму­никативных и компьютерных технологий.

Однако, их реализация сопряжена с определенными проблемами. Среди них наиболее значимы на наш взгляд следующие:

—недостаточная подготовка будущих педагогов изобразительного искусства к широкому использованию в практике работы полихудожественного образования и технологии диалога культур;

—неготовность молодого специалиста к работе в системе дополнительного художественного образования с преобладанием развивающего начала;

— недостаточная разработанность программно-методических материалов
предпрофильного и профильного художественно-графического образования стар­
шеклассников;

—неэффективность использования информационно-коммуникативных тех­нологий в художественном образовании;

—использование опыта творчески активного педагога дисциплин художес­твенно-эстетического цикла в основном в оформительских целях (украшение ин­терьеров школы, проведение концертов и т.д.), а не как базовых предметов, позво­ляющих сформировать у ребенка опыт творческой деятельности;

—уменьшение в базисном учебном плане часов на предмет «черчение» (до 1 года обучения или вообще его исключение) в то время, когда социальный заказ про­мышленного региона требует увеличения специалистов владеющих в совершенстве графической культурой;

—передача учебной нагрузки предметов «Изобразительное искусство», «Художес­твенный труд» в начальной школе неспециалистам, преподавателям начальных клас­сов, что приводит к снижению уровня подготовки выпускников начальных классов.

Их решение возможно и необходимо через создание специальных организа­ционно-педагогических условий как в вузовском так и поствузовском этапах систе­мы непрерывного художественного образования. Что первоначально происходит в блоке профессионально-педагогической подготовки студентов в курсе «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», которая входит в профессио­нально-образовательную программу подготовки студентов по специальности 030800 — Изобразительное искусство с квалификацией — учитель изобразительного искус­ства. Основной целью дисциплины является подготовка студента к самостоятельной преподавательской деятельности в области изобразительного искусства как учителя в средней общеобразовательной школе, так и педагога дополнительного художест­венного образования. В современных условиях необходимо акцентировать подго­товку студентов к работе в системе дополнительного художественного образования в центрах детского творчества (программы кружков и студий художественно-эсте­тической, культурологической, технической и профессионально-ориентированной направленностей), детских школах искусства (художественное отделение), детских художественных школах.

42


Вестник № 2

Освоение студентами (педагогического отделения ФИИД) знаний о законо­мерностях изобразительного искусства в контексте культуры, принципах педагоги­ческой деятельности и художественного творчества, умений вести научно-иссле­довательскую работу и творческую деятельность, практические навыки преподава­тельской деятельности происходит в курсе подготовки молодого специалиста через несколько этапов:

—Теоретический (в учебных курсах «Теория и история художественного об­разования», «Психология художественного творчества», «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»).

—Практический (в учебных курсах «Теория и история художественного об­разования», «Психология художественного творчества», «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»).

—Творческий (в курсе «Методика преподавания изобразительного искусст­ва в школе» в рамках курсового и дипломного проекта, во время педагогической практики 4 и 5 курса, в спецкурсах «Методика изучения художественной деятель­ности учащихся», «Методика ведения исследовательской работы в области художес­твенного образования», «Региональный компонент в художественном образовании средствами ИЗО, ДПИ и народной культуры», «Методика внеклассной и внешколь­ной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»).

Учебные дисциплины входят в профессионально-образовательную програм­му подготовки по специалиста квалификации «Учитель изобразительного искусст­ва» (ОПД Ф 04 2). Они изучаются параллельно курсам «Рисунка», «Живописи», «Ис­тории искусства», что ведет к установлению межпредметной связи этих дисциплин и раскрывает взаимообусловленность развития теории изобразительного искусства как средств и форм освоения художниками действительности и методики обучения изобразительному искусству [4]. Таким образом, к окончанию обучения у молодого специалиста формируется базовый уровень профессионально-педагогической ком­петентности.

Ученые В.И.Андреев, В.Н. Введенский, В.А. Бухвалов, С.Г.Молчанов и дру­гие выделяют, что основным условием повышения качества образования является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, занимающихся с детьми. Профессиональная компетентность понимается как:

—совокупность знаний и умений, которые определяют результативность про­фессионального труда, объем навыков, с помощью которых субъект может адекват­ным образом выполнять задачи;

—комбинация личностных качеств и свойств;

—комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых лич­ностных качеств;

—вектор профессионализации;

—единство теоретической и практической готовности к осуществлению де­ятельности;

—способность осуществлять сложные культурно-сообразные виды действий и др.

Профессиональная компетентность педагога включает следующие структур­ные элементы — коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллекту­ально-педагогическая. Основополагающей или базовой является интеллектуально-педагогическая компетентность, которую сегодня определяют как метаспособность, определяющую меру освоения субъектом педагогической деятельности [1]. Именно на развитие этой метаспособности направлен весь спектр учебных дисциплин, на-

43


Вестник № 2

учно-исследовательской деятельности и воспитательной работы в вузе. Это теоре­тические и практические занятия; педагогические, музейные, искусствоведческие практики; научное студенческое общество. Студенты ФИИД МаГУ участвуют в научных конференциях «Актуальные вопросы методики преподавания художест­венно-графических дисциплин», «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования», «Культура: традиции и современность (история искусств)»; конкурсах «Педагогическая олимпиада», «Мои педагогические находки» «Социальная реклама», конкурсе научных работ студентов (внутривузов-ский и всероссийский уровни); выставках и конкурсах художественного творчества различного уровня от всероссийского до городского — I Всероссийской выставке «Школа — Учитель — Искусство» — Смоленск, 2003 год, II Всероссийской выставке «Школа — Учитель — Искусство» — Чебоксары, 2004 год, I Региональной выстав­ке молодых художников — Челябинск, 2006 год, персональных выставках «Цвет как образ» (группа 32 специализация «Искусство живописи»), фотовыставка «Природа творец всех творцов» (дизайн-отделение).

Поствузовское образование обозначается термином «дополнительное про­фессиональное образование» (ДПО). Хартия «Цели и задачи пожизненного обуче­ния» (Кельн, 1999) рассматривает дополнительное профессиональное образование как самостоятельную составляющую непрерывного образования. В современных условиях ДПО является неотъемлемой частью национальной системы непрерыв­ного образования, которая выступает с лозунгом «Образование через всю жизнь», созвучным с народной мудростью «Век живи, век учись». Именно эта система при­звана создать условия для модернизации образования и в целом положительного развития экономики и социальной сферы.

Стратегическими задачами Концепции модернизации российского образова­ния на период до 2010 года выступают:

—обеспечение доступности образования;

—повышение качества образования;

—повышение эффективности образования [7].

Основной путь решения этих задач заключается в кадровых ресурсах систе­мы образования. Компетентность, как мера включенности человека в деятельность, требует от современного специалиста профессиональной мобильности в ориенти­ровании и адаптации в различных социальных группах.

Подготовка специалистов к продуктивной педагогической деятельности осуществляющаяся сегодня на факультете изобразительных искусств и дизайна не может гарантировать многолетней актуальной компетенции учителя ИЗО, в связи с быстрыми изменениями не только глобальными в обществе, но и более узкими — содержание образования, методы и приемы работы с детьми и подростками, внед­рение педагогических технологий обучения. И поэтому одно из первостепенных значений для системы непрерывного художественного образования приобретает последипломное (поствузовское) образование. Хотя точнее всего применим термин дополнительное профессионально-педагогическое образование (ДППО).

Особенностью данного образования является его ориентированность на взрослого человека. Поэтому опирается такое образование на основные положе­ния андрагогики как науки об образовании взрослых. Теоретическое обоснование андрагогистических проблем можно найти в трудах Б.Г.Ананьева, Б.М. Бим-Бада, С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцова, Э.М. Никитина А.П. Ситника и других. Особое внимание к специфике подготовки учителей изобразительного и декоративно-при-

44


Вестник № 2

кладного искусства к работе с детьми уделяется в работах B.C. Кузина, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, Л.Б. Рыловой, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и других.

Система ДППО на факультете изобразительных искусств и дизайна Магни­тогорского государственного университета функционирует на открытом образова­тельном пространстве региона, который составляют Челябинская, Оренбургская, Курганская области, Башкортостан, Ханты-мансийский АО. Организатором и на­учно-методическим ядром выступает Региональный центр развития художествен­ного образования (РЦРХО) (директор — В.М. Белый, научн. рук. — Л.В. Неретина).

В настоящее время РЦРХО действует как научно-методический центр, одной из основных задач которого является повышение компетентности педагогов ИЗО, ДПИ, черчения из образовательных учреждений (детские сады, школы, дополни­тельное образование), где реализуется государственный стандарт общего образо­вания и образовательных учреждений культуры (детские художественные школы, школы искусств), где осуществляется начальное профессиональное образование детей и подростков.

ДППО реализовывается силами ведущих педагогов факультета на основе ком-петентностно-ориентированных программ. Целью этих программ является повышение общего культурного уровня слушателей, приобщение их к богатому наследию мировой и отечественной культуры и искусств, формирование творческой активности личности, актуализация и совершенствование методической грамотности.

Принципы андрагогики прослеживаются в содержании и формах организа­ции образовательного процесса. К ним относятся:

1) главенство самостоятельного обучения, которое является основным видом учебной работы (в том числе и через дистанционные формы обучения);

2) организация совместной работы по планированию, реализации и оцени­ванию процесса обучения через организацию деятельности групп по «принципу до­говора», при этом используется входная диагностика, тренинговые формы занятий. Творческие лаборатории по выработке критериев оценивания результативности процесса обучения;

3) опора на опыт обучающегося как источник обучения через презентацию и рефлексию профессионального опыта (научно-практические семинары, мастер-классы с представлением опыта работы);

4) индивидуализация обучения через планирование и реализацию каждым слушателем своего «образовательного маршрута», которое осуществляется посредс­твом индивидуального консультирования, научное руководство проектами и иссле­довательской деятельностью педагогов образовательных учреждений;

5) системность обучения, проявляющееся в подчинении целей, содержания, оценки результатов основной идеи курса через проблемные лекции и семинары;

6) контекстность обучения через организацию профессиональной и учебной деятельности на материале профессиональных задач в форме деловых игр, дискус­сий, «защит проектов», анализ видеоуроков и т.д.;

7) актуализация результатов обучения через создание условий для возникно­вение у слушателей ситуации успеха, для позитивных преобразований профессио­нального опыта;

8) элективность обучения — предоставление слушателю свободы выбора со­ставляющих процесса обучения через реализацию технологии «индивидуального образовательного маршрута»;

9) развитие образовательных потребностей в форме выявления реальной сте-

45


Вестник 2

пени достижения задач курсов и на этой основе формирование новых образователь­ных потребностей (защита проектов и различные формы самоконтроля).

Факультет изобразительных искусств и дизайна МаГУ осуществляет дополни­тельное профессиональное педагогическое образование в городе совместно с Цент­ром эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея», в состав которой входит городской методический отдел по художественному образованию и Детской художественной школой города Магнитогорска. На базе партнерских отношений ежегодно проводятся:

1) научно-практические конференции — «Тенденции развития и управления инновационными процессами в системе непрерывного художественного образова­ния», «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования»;

2) курсы повышения квалификации — «Совершенствование художественного образования в условиях модернизации образования России», «Совершенствование начального художественного образования: освоение композиции в ДХШ»;

3) научно-практические и методические семинары «Игровые методы и при­емы в художественном образовании детей», «Основы колористики», «Особенности использования графических задач в курсе черчения», «Декоративная композиция», «Особенности организации работы с одаренными детьми», «Человек — мерило кра­соты (обучение детей изображению фигуры человека)», «Удивительный мир живот­ных в художественном творчестве» и другие;

4) мастер-классы (художественная обработка ткани, урало-сибирская рос­пись, приемы художественного конструирования, основы цветоведения).

Такие формы деятельности для факультета являются уже традиционными, со­циально востребованными и высоко результативными.

В данное время факультет выходит на новое потребительское пространство (по повышению компетентности педагогических кадров системы художественного образования) — начальное профессиональное образование состоящее из детских ху­дожественных школ и школ искусств. Это выставка-конкурс учебно-методических пособий и научно-методический семинар «Проблемы и перспективы развития на­чального профессионального художественного образования», которые проводятся для разрешения проблем непрерывности в художественном образовании; выставки учебных и творческих работ учащихся детских художественных школ, детских школ искусств «Край родной, навек любимый», которые организуются с целью обмена опытом в области методики преподавания специальных дисциплин в системе на­чального профессионального художественного образования.

Представленный опыт повышения качества профессионального образова­ния, конечно же, имеет свою специфику в силу особенностей осваиваемого пред­мета — «Искусства». Но представленные формы и методы, возможно, помогут не только педагогам художественно-эстетического цикла, а, в первую очередь, руко­водителям образовательных учреждений, заинтересованным в повышении качества эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя — СПб: Фи-

лиал изд-ва «Просвещение», 2004.

2. Зотова Н.К. Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях

модернизации российского образования: Сборник материалов межрегиональной научно-практичес­кой конференции (г. Оренбург, 4 — 5 ноября 2004 г.) — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004.

46


Вестник № 2

3. Колякина В.И. Вуз как научно-методический центр региональной системы непрерывного худо­жественного образования// Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции (Москва-Оренбург, 1-3 сентября 2003 г.) В 2-х частях. Ч.1.- Москва - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003.

4. Колякина В.И. Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства. Интегри-

рованная программа курса — Магнитогорск: МаГУ, 2006.

5. Концепция художественного образования в Российской Федерации// Искусство в школе. — 2002.

- №2. - С.84 - 86.

6. Леушканова О.Ю. Современные подходы в повышении качества профессионально-педагогичес-

кого образования (из опыта работы центра эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея»)» //Проблемы качества дополнительного профессионального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. — Магнитогорск, 2005. — С.47 — 54.

7. Профессиональное развитие личности: Сборник компетентностно- ориентированных программ

ИНПО. Вып.1. - Тольятти: ТГУ, 2004

8. Савельева О.П., Мигунова Н.Н. Система повышения профессиональной квалификации пе­
дагогов художественно-эстетического цикла г. Магнитогорска// Профессиональное мастерс­
тво: становление, формирование и развитие: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред.
В.П.Горшенина, И.В.Резанович.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003.

9. Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупина И.В. Андрогогические аспекты повышения

квалификации педагогических кадров: учеб. пособ.- М.: АПКиПРО РФ, 2000.

47


Вестник 2

Жданова Н. С,

профессор кафедры начертательной геометрии и графики Магнитогорского государственного университета


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.