Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-27 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. МАГНИТОГОРСКА
The questions of professional preparation of the specialist through the system of continuous artistic education. The term of increase of the quality of education — the increasing of the level of professional competence of pedagogues (teachers) (elements — communicative, informative, regulative, intellectual-pedagogical) at the stages of institution of higher education (seminars, exhibitions, conferences, master-classes).
Сегодня образование определено как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества, фактора гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
Общее образование понимается как процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний и умений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне познавательных сил, а так же в теоретической и практической подготовке человека. Сущность образования составляют следующие позиции — освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений, освоение опыта творческой деятельности, овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру. Источником формирования содержания образования являются основные сферы самоопределения личности — человек, общество, природа, ноосфера.
Модернизация образования в России обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в стране в последние годы. Особое внимание в данном контексте уделяется региональным системам, обладающим в максимальном объеме информацией о потребностях образовательного пространства в кадрах. И, как правило, у них достаточно хорошая научная, методическая и материально-техническая база для формирования профессиональных кадров, отвечающих требованиям рынка. Вертикальная структура образовательных и культурных учреждений предопределяет продвижение личности с самых первых этапов образовательного процесса, через профессиональное становление к творческому развитию личности через культуру.
|
В Концепции образовательной области «Искусство», разработанной министерством культуры и министерством образования и науки РФ художественное образование определено «как необходимая база для духовного возрождения России, формированию которой способствуют рост творческого потенциала граждан, процветание отечественной культуры» [5, С.84]. Поэтому достаточно актуальной становится проблема подготовки кадров для системы непрерывного художественного образования.
Система непрерывного художественного образования состоит из трех уровней: довузовское образование, вузовское и поствузовское. На сегодняшний день она характеризуется как активно развивающаяся и удовлетворяющая социальный запрос [2,3,7]. В современных условиях в системе непрерывного художественного
Вестник № 2
образования наметились следующие тенденции:
—движение к интегрированному преподаванию предметов эстетического цикла с акцентом на культурологический аспект (внедрение предмета «мировая художественная культура»);
—повышение роли дополнительного образования, как наиболее мобильной составляющей системы непрерывного художественного образования (кружки, студии, подготовительные школы и т.д.)
—активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных и компьютерных технологий.
Однако, их реализация сопряжена с определенными проблемами. Среди них наиболее значимы на наш взгляд следующие:
—недостаточная подготовка будущих педагогов изобразительного искусства к широкому использованию в практике работы полихудожественного образования и технологии диалога культур;
|
—неготовность молодого специалиста к работе в системе дополнительного художественного образования с преобладанием развивающего начала;
— недостаточная разработанность программно-методических материалов
предпрофильного и профильного художественно-графического образования стар
шеклассников;
—неэффективность использования информационно-коммуникативных технологий в художественном образовании;
—использование опыта творчески активного педагога дисциплин художественно-эстетического цикла в основном в оформительских целях (украшение интерьеров школы, проведение концертов и т.д.), а не как базовых предметов, позволяющих сформировать у ребенка опыт творческой деятельности;
—уменьшение в базисном учебном плане часов на предмет «черчение» (до 1 года обучения или вообще его исключение) в то время, когда социальный заказ промышленного региона требует увеличения специалистов владеющих в совершенстве графической культурой;
—передача учебной нагрузки предметов «Изобразительное искусство», «Художественный труд» в начальной школе неспециалистам, преподавателям начальных классов, что приводит к снижению уровня подготовки выпускников начальных классов.
Их решение возможно и необходимо через создание специальных организационно-педагогических условий как в вузовском так и поствузовском этапах системы непрерывного художественного образования. Что первоначально происходит в блоке профессионально-педагогической подготовки студентов в курсе «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», которая входит в профессионально-образовательную программу подготовки студентов по специальности 030800 — Изобразительное искусство с квалификацией — учитель изобразительного искусства. Основной целью дисциплины является подготовка студента к самостоятельной преподавательской деятельности в области изобразительного искусства как учителя в средней общеобразовательной школе, так и педагога дополнительного художественного образования. В современных условиях необходимо акцентировать подготовку студентов к работе в системе дополнительного художественного образования в центрах детского творчества (программы кружков и студий художественно-эстетической, культурологической, технической и профессионально-ориентированной направленностей), детских школах искусства (художественное отделение), детских художественных школах.
|
42
Вестник № 2
Освоение студентами (педагогического отделения ФИИД) знаний о закономерностях изобразительного искусства в контексте культуры, принципах педагогической деятельности и художественного творчества, умений вести научно-исследовательскую работу и творческую деятельность, практические навыки преподавательской деятельности происходит в курсе подготовки молодого специалиста через несколько этапов:
—Теоретический (в учебных курсах «Теория и история художественного образования», «Психология художественного творчества», «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»).
—Практический (в учебных курсах «Теория и история художественного образования», «Психология художественного творчества», «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»).
—Творческий (в курсе «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» в рамках курсового и дипломного проекта, во время педагогической практики 4 и 5 курса, в спецкурсах «Методика изучения художественной деятельности учащихся», «Методика ведения исследовательской работы в области художественного образования», «Региональный компонент в художественном образовании средствами ИЗО, ДПИ и народной культуры», «Методика внеклассной и внешкольной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»).
Учебные дисциплины входят в профессионально-образовательную программу подготовки по специалиста квалификации «Учитель изобразительного искусства» (ОПД Ф 04 2). Они изучаются параллельно курсам «Рисунка», «Живописи», «Истории искусства», что ведет к установлению межпредметной связи этих дисциплин и раскрывает взаимообусловленность развития теории изобразительного искусства как средств и форм освоения художниками действительности и методики обучения изобразительному искусству [4]. Таким образом, к окончанию обучения у молодого специалиста формируется базовый уровень профессионально-педагогической компетентности.
|
Ученые В.И.Андреев, В.Н. Введенский, В.А. Бухвалов, С.Г.Молчанов и другие выделяют, что основным условием повышения качества образования является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, занимающихся с детьми. Профессиональная компетентность понимается как:
—совокупность знаний и умений, которые определяют результативность профессионального труда, объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи;
—комбинация личностных качеств и свойств;
—комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств;
—вектор профессионализации;
—единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности;
—способность осуществлять сложные культурно-сообразные виды действий и др.
Профессиональная компетентность педагога включает следующие структурные элементы — коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая. Основополагающей или базовой является интеллектуально-педагогическая компетентность, которую сегодня определяют как метаспособность, определяющую меру освоения субъектом педагогической деятельности [1]. Именно на развитие этой метаспособности направлен весь спектр учебных дисциплин, на-
43
Вестник № 2
учно-исследовательской деятельности и воспитательной работы в вузе. Это теоретические и практические занятия; педагогические, музейные, искусствоведческие практики; научное студенческое общество. Студенты ФИИД МаГУ участвуют в научных конференциях «Актуальные вопросы методики преподавания художественно-графических дисциплин», «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования», «Культура: традиции и современность (история искусств)»; конкурсах «Педагогическая олимпиада», «Мои педагогические находки» «Социальная реклама», конкурсе научных работ студентов (внутривузов-ский и всероссийский уровни); выставках и конкурсах художественного творчества различного уровня от всероссийского до городского — I Всероссийской выставке «Школа — Учитель — Искусство» — Смоленск, 2003 год, II Всероссийской выставке «Школа — Учитель — Искусство» — Чебоксары, 2004 год, I Региональной выставке молодых художников — Челябинск, 2006 год, персональных выставках «Цвет как образ» (группа 32 специализация «Искусство живописи»), фотовыставка «Природа творец всех творцов» (дизайн-отделение).
Поствузовское образование обозначается термином «дополнительное профессиональное образование» (ДПО). Хартия «Цели и задачи пожизненного обучения» (Кельн, 1999) рассматривает дополнительное профессиональное образование как самостоятельную составляющую непрерывного образования. В современных условиях ДПО является неотъемлемой частью национальной системы непрерывного образования, которая выступает с лозунгом «Образование через всю жизнь», созвучным с народной мудростью «Век живи, век учись». Именно эта система призвана создать условия для модернизации образования и в целом положительного развития экономики и социальной сферы.
|
Стратегическими задачами Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выступают:
—обеспечение доступности образования;
—повышение качества образования;
—повышение эффективности образования [7].
Основной путь решения этих задач заключается в кадровых ресурсах системы образования. Компетентность, как мера включенности человека в деятельность, требует от современного специалиста профессиональной мобильности в ориентировании и адаптации в различных социальных группах.
Подготовка специалистов к продуктивной педагогической деятельности осуществляющаяся сегодня на факультете изобразительных искусств и дизайна не может гарантировать многолетней актуальной компетенции учителя ИЗО, в связи с быстрыми изменениями не только глобальными в обществе, но и более узкими — содержание образования, методы и приемы работы с детьми и подростками, внедрение педагогических технологий обучения. И поэтому одно из первостепенных значений для системы непрерывного художественного образования приобретает последипломное (поствузовское) образование. Хотя точнее всего применим термин дополнительное профессионально-педагогическое образование (ДППО).
Особенностью данного образования является его ориентированность на взрослого человека. Поэтому опирается такое образование на основные положения андрагогики как науки об образовании взрослых. Теоретическое обоснование андрагогистических проблем можно найти в трудах Б.Г.Ананьева, Б.М. Бим-Бада, С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцова, Э.М. Никитина А.П. Ситника и других. Особое внимание к специфике подготовки учителей изобразительного и декоративно-при-
44
Вестник № 2
кладного искусства к работе с детьми уделяется в работах B.C. Кузина, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, Л.Б. Рыловой, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и других.
Система ДППО на факультете изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета функционирует на открытом образовательном пространстве региона, который составляют Челябинская, Оренбургская, Курганская области, Башкортостан, Ханты-мансийский АО. Организатором и научно-методическим ядром выступает Региональный центр развития художественного образования (РЦРХО) (директор — В.М. Белый, научн. рук. — Л.В. Неретина).
В настоящее время РЦРХО действует как научно-методический центр, одной из основных задач которого является повышение компетентности педагогов ИЗО, ДПИ, черчения из образовательных учреждений (детские сады, школы, дополнительное образование), где реализуется государственный стандарт общего образования и образовательных учреждений культуры (детские художественные школы, школы искусств), где осуществляется начальное профессиональное образование детей и подростков.
ДППО реализовывается силами ведущих педагогов факультета на основе ком-петентностно-ориентированных программ. Целью этих программ является повышение общего культурного уровня слушателей, приобщение их к богатому наследию мировой и отечественной культуры и искусств, формирование творческой активности личности, актуализация и совершенствование методической грамотности.
Принципы андрагогики прослеживаются в содержании и формах организации образовательного процесса. К ним относятся:
1) главенство самостоятельного обучения, которое является основным видом учебной работы (в том числе и через дистанционные формы обучения);
2) организация совместной работы по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения через организацию деятельности групп по «принципу договора», при этом используется входная диагностика, тренинговые формы занятий. Творческие лаборатории по выработке критериев оценивания результативности процесса обучения;
3) опора на опыт обучающегося как источник обучения через презентацию и рефлексию профессионального опыта (научно-практические семинары, мастер-классы с представлением опыта работы);
4) индивидуализация обучения через планирование и реализацию каждым слушателем своего «образовательного маршрута», которое осуществляется посредством индивидуального консультирования, научное руководство проектами и исследовательской деятельностью педагогов образовательных учреждений;
5) системность обучения, проявляющееся в подчинении целей, содержания, оценки результатов основной идеи курса через проблемные лекции и семинары;
6) контекстность обучения через организацию профессиональной и учебной деятельности на материале профессиональных задач в форме деловых игр, дискуссий, «защит проектов», анализ видеоуроков и т.д.;
7) актуализация результатов обучения через создание условий для возникновение у слушателей ситуации успеха, для позитивных преобразований профессионального опыта;
8) элективность обучения — предоставление слушателю свободы выбора составляющих процесса обучения через реализацию технологии «индивидуального образовательного маршрута»;
9) развитие образовательных потребностей в форме выявления реальной сте-
45
Вестник № 2
пени достижения задач курсов и на этой основе формирование новых образовательных потребностей (защита проектов и различные формы самоконтроля).
Факультет изобразительных искусств и дизайна МаГУ осуществляет дополнительное профессиональное педагогическое образование в городе совместно с Центром эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея», в состав которой входит городской методический отдел по художественному образованию и Детской художественной школой города Магнитогорска. На базе партнерских отношений ежегодно проводятся:
1) научно-практические конференции — «Тенденции развития и управления инновационными процессами в системе непрерывного художественного образования», «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования»;
2) курсы повышения квалификации — «Совершенствование художественного образования в условиях модернизации образования России», «Совершенствование начального художественного образования: освоение композиции в ДХШ»;
3) научно-практические и методические семинары «Игровые методы и приемы в художественном образовании детей», «Основы колористики», «Особенности использования графических задач в курсе черчения», «Декоративная композиция», «Особенности организации работы с одаренными детьми», «Человек — мерило красоты (обучение детей изображению фигуры человека)», «Удивительный мир животных в художественном творчестве» и другие;
4) мастер-классы (художественная обработка ткани, урало-сибирская роспись, приемы художественного конструирования, основы цветоведения).
Такие формы деятельности для факультета являются уже традиционными, социально востребованными и высоко результативными.
В данное время факультет выходит на новое потребительское пространство (по повышению компетентности педагогических кадров системы художественного образования) — начальное профессиональное образование состоящее из детских художественных школ и школ искусств. Это выставка-конкурс учебно-методических пособий и научно-методический семинар «Проблемы и перспективы развития начального профессионального художественного образования», которые проводятся для разрешения проблем непрерывности в художественном образовании; выставки учебных и творческих работ учащихся детских художественных школ, детских школ искусств «Край родной, навек любимый», которые организуются с целью обмена опытом в области методики преподавания специальных дисциплин в системе начального профессионального художественного образования.
Представленный опыт повышения качества профессионального образования, конечно же, имеет свою специфику в силу особенностей осваиваемого предмета — «Искусства». Но представленные формы и методы, возможно, помогут не только педагогам художественно-эстетического цикла, а, в первую очередь, руководителям образовательных учреждений, заинтересованным в повышении качества эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя — СПб: Фи-
лиал изд-ва «Просвещение», 2004.
2. Зотова Н.К. Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях
модернизации российского образования: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (г. Оренбург, 4 — 5 ноября 2004 г.) — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004.
46
Вестник № 2
3. Колякина В.И. Вуз как научно-методический центр региональной системы непрерывного художественного образования// Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции (Москва-Оренбург, 1-3 сентября 2003 г.) В 2-х частях. Ч.1.- Москва - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003.
4. Колякина В.И. Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства. Интегри-
рованная программа курса — Магнитогорск: МаГУ, 2006.
5. Концепция художественного образования в Российской Федерации// Искусство в школе. — 2002.
- №2. - С.84 - 86.
6. Леушканова О.Ю. Современные подходы в повышении качества профессионально-педагогичес-
кого образования (из опыта работы центра эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея»)» //Проблемы качества дополнительного профессионального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. — Магнитогорск, 2005. — С.47 — 54.
7. Профессиональное развитие личности: Сборник компетентностно- ориентированных программ
ИНПО. Вып.1. - Тольятти: ТГУ, 2004
8. Савельева О.П., Мигунова Н.Н. Система повышения профессиональной квалификации пе
дагогов художественно-эстетического цикла г. Магнитогорска// Профессиональное мастерс
тво: становление, формирование и развитие: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред.
В.П.Горшенина, И.В.Резанович.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003.
9. Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупина И.В. Андрогогические аспекты повышения
квалификации педагогических кадров: учеб. пособ.- М.: АПКиПРО РФ, 2000.
47
Вестник № 2
Жданова Н. С,
профессор кафедры начертательной геометрии и графики Магнитогорского государственного университета
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!