Развитие коммуникативных умений — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Развитие коммуникативных умений

2019-11-28 129
Развитие коммуникативных умений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Умение говорить и слушать - основные элементы демократической культуры. Даже маленькие дети способны иметь свою позицию, слушать идеи других, оценивать их. Утренние сборы – это форум для школьников, позволяющий им проводить групповые обсуждения проблемы, и для учителей, моделирующих и активно обучающих эффективному общению. Что такое умение эффективно общаться? Это умение:

 

· Говорить так, чтобы другие тебя поняли

· Внимательно слушать, когда говорят другие

· Решать проблемы с помощью слов

· Делать так, чтобы твои идеи стали идеями группы

 

Эти умения необходимы для успешной жизни класса, совместного учения, разрешения конфликтов (Dodge, et al, 1994). Утренние сборы – идеальная возможность обучить таким умениям..

 

Школьники должны делать свой вклад в общую научную, социальную, эмоциональную, практическую деятельность. Их вклад ценен и ожидаем. Детям нужно уметь выразить себя, узнать друг друга, оценить свои таланты и таланты других. Упражнения, предлагаемые Утренними сборами, предоставляют такую возможность.

 

Развитие социальных умений

 

Проведение Утренних сборов помогает детям не зацикливаться на себе, а переключаться на своих партнеров. Такой подход способствует развитию эмпатии (сопереживания), помогает детям научиться слушать друг друга, оценивать работу других. Все это способствует развитию терпимости к чужому мнению, принятию иных, непохожих на свои собственные, подходов и идей. Эти социальные компетенции позволяют людям жить в согласии и атмосфере взаимного уважения, открытого общения всех чденов сообщества. Все это – базовые демократические умения (Гоулман, 1995).

 

Социальные умения не развиваются в изоляции, или в атмосфере, когда все действия строго предписаны и нормированы. «Возможность говорить, внимательно слушать, делать выбор среди возможных альтернатив, когда они появляются, чрезвычайно важны для любого сообщества» (Dodge, et al, 1994). Учащимся нужна возможность общаться в спокойной и доверительной обстановке, получая удовольствие от общения друг с другом» (Рилей, с. 85).

 

 

Растет число исследований, которые посвящены вопросам формирования позитивных черт характера, социальных умений, способствующих также снижению негативных социальных воздействий (насилию, наркомании, подростковой беременности). Отмечено, что существует так называемая кластерная зависимость видов поведения – дети, которые выбирают один из элементов позитивного или негативного стиля поведения, позже принимают и другие.

По отношению к учащимся обычных школ, учащиеся школ, где регулярно проводились утренние сборы, демонстрировали более развитое чувство сообщества и большее количество позитивных социальных умений, в том числе и более развитые:

 

· ответственное отношение к учебе и школе

· доверие и уважение к учителям

· сильную мотивацию к учебе

· высокую самооценку

· социальное поведение

· заботу о других

· приверженность демократическим ценностям

· умение решать конфликтные ситуации

· альтруистическое поведение

· терпимое отношение к другим людям

· меньшее употребление алкоголя и марихуаны

 

Социально-эмоциональное обучение иногда называют «недостающим звеном», так как именно оно представляет собой часть обучения, связывающую академические знания со специальным набором навыков и умений, важных для успешной жизни в обществе, семье, школе, успешной профессиональной деятельности (Морис Дж. Элиас).

 

Развитие академических умений

 

Новые исследования утверждают, что программы, развивающие социальные умения, также способствуют развитию академических умений. Социальные умения – это «катализаторы академических умений» (Education Week, 4/30/03). Если социальные умения недостаточно развиты, то учителя тратят драгоценное время на переговоры, указания, раздачу инструкций, приказы. Умение применять социальные умения облегчает процесс обучения.

 

Более того, Утренние сборы способствуют развитию следующих академических умений:

 

· Речевых навыков

· Слушания

· Развития словарного запаса

· Умения запрашивать информацию

· Анализ и оценка материала

· Умение быстро реагировать на вопросы

· Умение решать сложные творческие задачи

· Умение работать с изученной информацией

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.