Методический комментарий к отдельным темам программы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методический комментарий к отдельным темам программы

2019-11-18 158
Методический комментарий к отдельным темам программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первом классе выявляются, уточняются и формируются представления учащихся о цифрах, как математических знаках, с помощью которых записывают числа, о счете, количестве.

Рекомендуется следующая последовательность работы.

Ознакомление с цифрами: узнавание, называние, заучивание.

Упражнения по дифференциации знаков: цифра - буква

Зрительный образ математических знаков – цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Формирование понимания: итог пересчетаколичество предметов.

Первоначально формирование количественных представлений происходит на предметном материале.

Дети вместе с учителем пересчитывают все, что находится в классе: столы, стулья, парты, горшки с цветами, девочек, мальчиков и т.д., вне зависимости от того, до какого числа они могут считать. Считают хором вместе с учителем: «Один, два – 2 цветка», «Один, два, три – 3 девочки» и т. д. 

При такой, казалось бы, механической работе, у детей возникает понимание, что считать можно все и что последнее произносимое число обозначает количество предметов. Число и количество для ребенка наполняется конкретным содержанием, делается познаваемым.

Ознакомление с числами.

Ознакомление с числами в пределах 5 начинается с пересчета предметов в натуральную величину, находящихся вокруг и рядом. Итог пересчета предметов – количество предметов, обозначается ( их число) цифрой.

Показывается количество посчитанных предметов на пальцах.

Упражнения на рисунках карточного образца.

Наложение предметов на их изображение. Дети учатся выкладывать столько же конкретных предметов, сколько нарисовано карточек. Эти упражнения помогают научить детей сопоставлять две совокупности предметов (столько же) путем наложенияпредметов на их изображение.

Прием приложения – т.е. расположение предметов (или их изображений) под рисунками карточного образца.

Накладывать и прикладывать предметы следует в направлении слева направо, соблюдая интервалы.

Используемые приемы необходимы для формирования количественных отношений «больше», «меньше», «поровну». При этом следует уделять внимание тому, что сравниваемые предметы или их изображения должны составлять пары.

Зрительный образ математических знаков: =, <, >.

Все понятия, с которыми знакомятся учащиеся в пропедевтическом периоде, в обязательном порядке продолжают отрабатываться в течение всего учебного года. При необходимости эта работа закрепляется на последующих годах обучения.

Рекомендуется включение пересчета предметов (и других видов работ по нумерации) при изучении календаря, денежных знаков, часов. Например, пересчет рабочих дней недели:понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - 5 рабочих дней в неделе; пересчет частей суток: утро, день, вечер, ночь - 4 части суток; и т. п. 

Возможно также включение элементов счета на других уроках.

Например, на уроках чтения и письма можновестипересчет букв в слове, слов в предложении, предложений в тексте; на уроках развития речи можно посчитать времена года: весна, лето, осень, зима и т. д. 

С первых уроков следует организовать работу по выработке умения слушать и слышать, что говорит учитель, другие дети и самого себя.

Параллельно отрабатывается умение повторить то, что услышал.

Речевое оформление работы на уроке математики должно соответствовать требованиям, предъявляемым на уроках развития речи, так как этот урок является приоритетным при обучении детей с умеренной умственной отсталостью в 1-4 классах.

Образец речи учителя, при изучении любой темы, служит основным инструментом для освоения новых знаний. Образец должен быть кратким, четким, ясным, доступным. Для усвоения образца математической речи детям требуется многократное повторение, то есть заучивание. Несколько раз дети повторяют хором с учителем, затем индивидуально. Заучивается как формулировка вопроса, так и формулировка ответа.

При этом следует помнить, что для детей с диагнозом F71 очень важно «личностное» обращение к каждому. Часто новое знание не воспринимается, как имеющее отношение к ребенку, если его не называют по имени. Например: «Петя, сколько лежит карандашей?», «Маша, сколько лежит карандашей?» И так - каждому. 

Решение примеров.

Зрительный образ математических знаков: +, –, =.

При выполнении любой операции с числами целесообразно в первую очередь использовать пальцы рук, т.к. рука – это такой счетный прибор, который ближе всего ребенку и всегда при нем. 

В продолжение всех лет обучения проводится работа по табличному сложению и вычитанию в пределе 10. Таблица постепенно заучивается наизусть.

  Выполнению действий «+» и «-» с числами в пределах 100 и более лучше обучать выполнять письменно (в столбик), несмотря на то, что действия выполняются без перехода через разряд. Это облегчает учащимся понимание состава числа и разрядных единиц.

Работа над задачей.

Работа над задачей начинается при обучении решению примеров на конкретном материале - предметах ближайшего окружения. Манипулируя предметами, учитель употребляет «математические» слова: было, пришли, добавили, убрали, всего, стало, осталось, сколько и т. д. 

Дети постепенно привыкают к терминологии, которая позднее составит речевое оформление работы над задачей.

С этой целью «математические» слова предъявляются учащимся в определенной последовательности (Было на парте две тетради, положили еще одну. Сколько всего стало тетрадей?). 

Вводится слово «задача». На доске слово записывается полностью - «Задача».

В тетради учащихся этап работы над задачей обозначается учителем одной буквой «З.». 

Затем букву «З.» дети пишут самостоятельно. В последующем дети пишут слово «задача» полностью.

Постепенно в практической работе формируется представление об условии, вопросе, решении и ответе, а также о соотношении числовых данных в задаче. Понятия: условие, вопрос, решение, ответ, дается только в речи учителя. 

В речи учителя появляются названия частей задачи:

- послушайте условие,

- послушайте вопрос,

- каким действием мы решаем задачу?

- какой ответ мы получили?

- какие слова в условии помогли нам выбрать действие?     

К концу второго года обучения слова: задача, условие, вопрос, решение, ответ, можно в виде табличек поместить на стенде для глобального чтения и списывания.

Оформление решения задачи в рабочей тетради:

- решение задачи записывается в виде примера;

- наименование записывается в ответе одной буквой;

- слово «ответ» в рабочей тетради пишется с 4 класса;

- с 5 класса к ответу пишется пояснение (работа проводится коллективно);

- с 6 класса можно начать работу по записи в рабочей тетради вопроса задачи.

      Плохо пишущие учащиеся не списывают вопрос задачи из учебного пособия в рабочую тетрадь. Но для отработки умения писать пояснение к ответу, надо научить всех детей подбирать нужные слова из вопроса задачи.

       В дальнейшей работе над задачами советуем включать в устный счет решение простых задач, аналогичных задаче, которая будет решаться в основной части урока, но с более легкими числовыми данными.

    Это позволяет подготовить учащихся к восприятию смысла вопроса задачи в основной части урока, а также математических выражений, определяющих отношения между числовыми данными и выбор действия.

       Рекомендуется числовые данные, которые используются в решении задач в основной части урока, включать в задания и на других этапах урока: устный счет, письменные вычисления при решении примеров у доски, самостоятельная работа.

С 5 класса на уроках математики содержание задач связывается с темами программы СБО, что значительно повышает эффективность работы по социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью.

Распределение тем СБО по классам.

Личная гигиена

5 класс. Значение личной гигиены. Гигиена в течение дня. Уход за кожей рук и ног.

6 класс. Уход за ушами. Уход за полостью рта. Уход за глазами. Уход за волосами. Уход за полостью носа.

7 класс. Личная гигиена подростка. Уход за телом. Уход за бельем. Закаливание организма Утренняя гимнастика.

8 класс. Косметические средства для ухода за проблемной кожей лица. Косметические средства для ухода за кожей ног. Уход за волосами (шампуни, кондиционер, бальзам).

9 класс. Уход за кожей тела. Вред курения и алкоголя.

Одежда и обувь

5 класс. Виды одежды и головных уборов, их назначение. Виды одежды и головных уборов по сезону. Повседневный уход за одеждой. Виды обуви и их назначение. Повседневный уход за обувью.

6 класс. Сезонная одежда. Трикотажные и вязаные изделия и уход за ними. 

Виды обуви по материалу. Ручная стирка.

7 класс. Хлопчатобумажное бельё. Стирка белья вручную. Утюжка белья.

8 класс. Мелкий ремонт одежды. Стиральная машина-автомат. Машинная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей. Гладильная машина. Глажение на гладильной машине прямого белья.

9 класс. Символы по уходу за одеждой. Стирка шерстяных и шелковых изделий (ручная и машинная). Утюжка шерстяных и шелковых изделий. Уход за замшевой обувью. Служба быта и виды услуг. Прачечная, химчистка. Стиль и мода в одежде.

Транспорт

5 класс. Транспортные средства. Назначение.

6 класс. Виды городского транспорта. Оплата проезда. Маршрут в школу и из школы.

7 класс.  Метрополитен. Правила пользования метрополитеном. Оплата проезда в метро.

8 класс.  Железнодорожные вокзалы. Службы вокзалов. Справочные службы.

9 класс.  Автовокзал. Водный транспорт. Авиатранспорт. Аэропорт. Справочная служба.

Жилище.

5 класс. Квартира. Комната. Виды и назначение жилых помещений в квартире городского типа.

6 класс. Гигиенические требования к жилищу. Значение уборки жилых помещений. Виды покрытий пола. Уход за полами.

7 класс.  Периодичность уборки помещений. Уход за мебелью. Ковры и ковровые покрытия. Пылесос.

8 класс.  Уборка кухни, санузла, ванной комнатой. Уход за зеркалами и стеклом. Моющие и чистящие средства, используемые при уборке.

9 класс. Рациональная расстановка мебели. Интерьер. Учреждения по обслуживанию жилья граждан: РЭУ или ЖЭК.

Питание

5 класс. Продукты питания. Посуда, приборы, приспособления. Кухонная утварь. Уход за посудой и приборами. Приготовление пищи. Сервировка стола. Завтрак.

6 класс. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Ужин. Блюда из круп, макаронных изделий, отварных овощей.

Сервировка стола к ужину.

7 класс.  Гигиена приготовления и хранения продуктов. Обед. Сервировка стола к обеду. Полуфабрикаты. Микроволновая печь.

8 класс. Меню на день. Обработка овощей, мясных и рыбных продуктов. Замораживание овощей.

9 класс.  Кухонные механические приспособления. Уход и т/б при работе с механическими приспособлениями. Меню и сервировка праздничного стола.

Культура поведения

5 класс. Этикет. Поведение в школе. Встреча и расставание. Просьба, вопрос. Этические нормы поведения.

6 класс. Поведение в общественных местах и учреждениях (кино, театре, музее и в библиотеке).

7 класс.  Поведение в гостях. Вручение и прием подарков.

8 класс.  Прием гостей.

9 класс.  Этика общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

Торговля.

5 класс.  Магазин. Выбор, приобретение и оплата товаров. 

6 класс. Специализированные продовольственные магазины.

7 класс. Универмаги и специализированные промтоварные магазины.

Ассортимент и стоимость товаров. Порядок приобретения товаров.

8 класс.  Специализированные магазины. Сопутствующие товары.

9 класс.  Рынок. Комиссионные магазины. Сезонные распродажи. Скидки.

Семья.

6 класс.  Семья. Соседи. Родственники. Домашний труд.

7 класс.  Семейные отношения. Взрослые и дети. Старшие и младшие.

8 класс. Семейные отношения. Традиции семьи. Семейные праздники. Организация досуга и отдыха в семье.

9 класс. Новорожденный в семье. Уход за грудным ребенком. Семейный кодекс. Документы членов семьи.

Бюджет семьи.

7 класс. Бюджет семьи. Доход семьи.

8 класс. Бюджет семьи. Расход семьи.

Основные статьи расходов. Минимальный прожиточный уровень. Дотации государства.

9 класс. Бюджет семьи. Расход семьи. Минимальный прожиточный уровень. Дотации. Сбережения.

Средства связи.

6 класс. Почта. Адрес проживания и индекс почтового отделения.

7 класс. Телеграф. Подписка на газеты и журналы.

8 класс. Телефонные переговоры. Телефон. Таксофон. Мобильная связь.

Междугородняя телефонная связь.

9 класс. Телефонные переговоры. Телефон. Таксофон. Мобильная связь.

Междугородняя телефонная связь. Виды оплаты услуг.

Медицинская помощь.

6 класс. Медицинские учреждения. Виды медицинской помощи. Вызов врача на дом.

7 класс. Вызов скорой помощи.

8 класс. Первая (доврачебная) помощь. Домашняя аптечка.

9 класс. Медицинская карта человека. Запись на прием к врачу. Уход за больными. Листок нетрудоспособности.

В тоже время знания по математике используются на уроках СБО и трудового обучения.

Такое использование межпредметных связей необходимо для того, чтобы приблизить смысл задач к «Я» ребенка, к его жизненному опыту.

Межпредметные связи способствуют увеличению числа обращений к одному и тому же учебному материалу в разных учебных ситуациях, что крайне важно для компенсации ограничений в развитии детей с диагнозом F71.

С позиции принципов практической значимости и жизненной необходимости в программу введены такие темы как «Работа с часами», «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками», «Работа с калькулятором». С этими объектами социальной жизни учащиеся встречаются постоянно в повседневной практике. Обращение к этим темам облегчает работу и в освоении других тем программы (например, нумерация).

Далее приводим перечень видов работ по каждой из этих тем, которые расположены по степени доступности (от простого - к сложному) и в таком порядке включаются в программное содержание обучения математике.

Виды работ с календарем

  1. Сколько месяцев в году?
  2. Назови первый месяц года? второй? третий?…? последний?
  3. Сколько дней в январе? феврале? ….? …?
  4. Сколько дней в текущем месяце?
  5. Сколько дней в неделе?
  6. Назови все дни недели по порядку.
  7. Назови рабочие дни недели.
  8. Назови выходные дни недели.
  9. Какой день недели сегодня?
  10. Назови предыдущий день недели.
  11. Назови последующий день недели.
  12. Какой день недели был вчера? позавчера?
  13. Какой день недели будет завтра? послезавтра?
  14. Назови первый день недели? пятый? седьмой? второй? И т. д.
  15. Какой день недели идет за вторником? Четвергом? И т.д.
  16. Какой день недели идет после пятницы? воскресенья? И т. д.
  17. Найди сегодняшнее число в календаре. На какой день недели он приходится?
  18. Найди в календаре 5 (10, 2, и т.д.) число этого месяца. Какое число будет через  1 день? 4 дня? и т.д.
  19. Какое число будет в среду? четверг? субботу?
  20. Какое число было в понедельник? в пятницу?
  21. Сколько дней в неделе мы учимся? Назови их и покажи в календаре.
  22. Сколько дней в неделе мы отдыхаем? Назови их и покажи в календаре.
  23. Урок математики по расписанию во вторник, среду и пятницу. Назови числа текущего месяца, когда будут эти уроки.
  24. Посчитай по календарю сколько дней длились осенние каникулы? зимние каникулы? весенние каникулы?
  25. Какой сейчас месяц? Какой он по счету в году?
  26. Назови предыдущий месяц.
  27. Назови последующий месяц.
  28. Сколько дней текущего месяца прошло?
  29. Сколько дней осталось до конца месяца?
  30. Какая сегодня дата?
  31. Как записывают дату?
  32. Запиши даты: 11.02.04 11.02.05. В каждой дате найди число, месяц (назови его) и год. Сравни даты. Чем они похожи и чем отличаются?
  33. Прочитай даты: 05.01.05 05.12.05. Покажи эти даты в календаре. Сравни. Посчитай, сколько месяцев прошло с первой даты до второй.
  34. Прочитай даты: 05.01.05 15.01.05. Покажи эти даты в календаре. Сравни. Посчитай, сколько дней прошло с первой даты до второй.
  35. Прочитай даты: 06.03.05 14.10.05. Найди их в календаре. Какая дата уже прошла? Какая дата еще будет? Назови сегодняшнюю дату.
  36. Назови дату своего дня рождения.
  37. На какой день недели приходится твой день рождения в этом году?
  38. Назови и запиши даты рождения твоих близких. Найди их в календаре. На какие дни недели они приходятся в этом году?
  39. Какое число будет в воскресенье? среду? понедельник? и т.д.
  40. Сколько праздничных дней в году?
  41. Назовите месяцы и дни недели, когда будут праздники.
  42. Посчитай, сколько дней осталось до праздника.
  43. Посчитай, сколько выходных дней в этом месяце.
  44. Посчитай, сколько рабочих дней в этом месяце.
  45. Какой год идет сейчас? Какой год будет следующим? Какой будет через три года?
  46. Когда заканчивается календарный год?
  47. Когда начинается календарный год?
  48. Сколько времен года? Назови их.
  49. Сколько месяцев в каждом времени года?
  50. Назови и покажи в календаре месяцы зимы? весны? лета? осени?
  51. С какого месяца начинается новый год. В каком времени года приходит новый год?
  52. Назови последний месяц года. Какой он по счету?
  53. Какое время года имеет один месяц в одном году, а два в следующем?
  54. Сколько дней в году?
  55. Что такое високосный год? Сколько дней в високосном году?
  56. В каком месяце в високосный год меняется количество дней? Покажи в календаре февраль и скажи, сколько в нем дней? Текущий год простой или високосный?
  57. Вычисление срока хранения продуктов, даты употребления, срока годности.

Календарь целесообразно использовать для отработки прямого и обратного счета. Счет ведется чисто механически, от детей не требуется осознание количества. По заданию учителя дети находят в календаре число, которое изучают, показывают и называют числа, стоящие перед этим числом и после него (за ним).

Работа с календарем должна вестись ежедневно. Дети каждый день считают по календарю, отмечают (закрывают, зачеркивают, обводят) текущее число.

После того, как месяц кончился, листочек отрывается и хранится в классе. В конце календарного года листочки можно вместе с детьми пересчитать и убедиться, что в году 12 месяцев.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.