Пояснительная записка и методический комментарий — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Пояснительная записка и методический комментарий

2019-11-18 173
Пояснительная записка и методический комментарий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Работа над формированием социальной компетенции детей с умственной отсталостью сопровождает весь процесс обучения этих детей. Обеспечение освоения социального опыта взаимодействия людей и социального поведения, происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время.

  Однако приоритетное значение имеет особый урок в учебном плане школы VIII вида - социально-бытовая ориентировка (далее – СБО).

Социально-бытовая ориентировка - это урок, суть которого определяется самим названием:

- ориентировка – умение разобраться в окружающей обстановке, в каких-либо вопросах, связанных с жизнью в определенном социуме;

 - социальная – общественная, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе, с особенностями традиций, обычаев определенной социальной группы;

- бытовая – повседневная, связанная с общим укладом жизни в семье, в доме, с особенностями домашнего труда.

       Социально - бытовая ориентировка предполагает достаточно развитое мышление, так как урок предполагает дать некоторый уровень обобщенных знаний, понятий, показать причинно - следственные зависимости между нормативным поведением человека и его положением в социуме, показать связь знаний, поведения и наступивших последствий.

       Содержание программы СБО должно быть тесно связано с социумом, где территориально расположено учреждение VIII вида. Через установление четкой связи с окружающей действительностью умственно отсталым ученикам становится понятней смысл их занятий, повышается мотивация к познавательной деятельности.

       Умственно отсталый человек сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача СБО сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне.

       Уроки СБО имеют ярко выраженную коррекционную направленность. СБО – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Оно постоянно приобретает новые оттенки, делаясь все более интенсивным по мере умственного и физического развития ребенка

       Уроки СБО по учебному плану начинаются с 5 класса, то есть с 11 -12 лет. Назначение урока – сделать процесс социальной адаптации осознанным для ребенка, систематизировать и обобщить те социальные и бытовые знания и умения, которые сформировались до этого возраста в социальном окружении (жизненный опыт ребенка) и в процессе получения общего образования.

       СБО формирует обобщенные представления о мире вещей, отношений, причинно следственных связях между поступком и последствиях и т.д. Как образовательная область СБО решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям. Для каждой категории учащихся вариативно, так как они находятся в прямой зависимости от степени ограничений в умственном развитии и носят личностно ориентированный характер – на доступном для ребенка уровне и в доступном объеме.

Общими подходами при отборе содержания образования для всех категорий детей являются:

- социальная адаптация как системообразующая задача,

- принцип жизненной необходимости;

- принцип практической значимости;

- принцип доступности, требующий точного соотнесения содержания обучения и познавательных возможностей ребенка.      

       Программа по СБО для обучения детей с умеренной умственной отсталостью носит вариативный примерный характер.

       При составлении данной программы были использованы:

- государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);

- пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2003).

       Дети с умеренной умственной отсталостью имеют статус инвалидов детства. Их жизнь, обучение и трудоустройство требуют особых щадящих условий.

       Содержание программ обучения этих детей значительно отличается от программ для детей с  умственной отсталостью легкой степени.  

  В вариативной программе для детей с умеренной умственной отсталостью – 11 разделов (для детей с умственной отсталостью легкой степени - 14 разделов). 

Различается количество разделов и по годам обучения.

В 5 классе семь разделов: личная гигиена, одежда и обувь, транспорт, жилище, питание, культура поведения, торговля.  

С 6 класса вводятся еще три раздела: семья, средства связи, медицинская помощь.

С 7 класса добавляется раздел - бюджет семьи.

  В каждом разделе выделяются: предметное содержание, теоретические сведения, практические действия, социальное воспитание и поведение. К каждому разделу предлагается также словарь к теме, в котором даются ключевые (главные) слова, определяющие смысловое содержание раздела.

       Содержание программы по всем 11 разделам для детей с умеренной умственной отсталостью надо корректировать ежегодно, в зависимости от успешности усвоения учебного материала в предыдущем году обучения. Практика показывает, что невозможно предугадать (особенно в старших классах) ни темпа продвижения в развитии, ни объема информации, который будет усвоен учащимися с умеренной умственной отсталостью (есть опасность занижения или завышения уровня доступности). Составленный на основе программы четвертной тематический план также будет носить примерный характер. Учитель должен добросовестно и честно вносить свои заметки о доступности материала в карту отслеживания динамики усвоения, и в зависимости от этого вносить свои поправки в план и программу.

       При оборудовании кабинета СБО надо помнить, что полноценность и разнообразие оборудования кабинета, как нельзя лучше расширяет кругозор таких детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи. Это в свою очередь влияет на формирование коммуникативных навыков, что в целом способствует социальной адаптации или социализации выпускников.

       Оборудование кабинета СБО должно соответствовать следующим требованиям:

- площадь и освещенность должны отвечать требованиям САНП и Н;

- оборудование и техника безопасности - требованиям пожарной инспекции;

- оборудование, приспособления, раздаточный материал должны быть реальными (в натуральную величину), соответствовать количеству учащихся учебной группы (плюс комплект для учителя) и обеспечивать усвоение практической и теоретической части учебного материала;

- бытовые предметы, мебель, оборудование должны соответствовать современным стандартным бытовым условиям жизни семьи со средним материальным достатком, с учетом конкретной ситуации проживания ребенка с умственной отсталостью (город, поселок, сельская местность).

       По своему оборудованию, мебели, приспособлениям и пособиям условия специального помещения для СБО должны быть максимально приближены к домашней бытовой обстановке.

       Оборудование кабинета должно обновляться в соответствии с изменениями в окружающем социуме, с развитием бытовой индустрии, с изменением качества жизни всех социальных слоев общества. 

       Требования к условиям кабинета СБО практически совпадают с требованиями к мастерской по обслуживающему труду.

       Для трудовой адаптации детей с умеренной умственной отсталостью наиболее доступным является такой вид трудового обучения как «обслуживающий труд». Обслуживающий труд (также как домашний труд, самообслуживание и адресная подготовка к работе в сфере бытового обслуживания) требует особой организации трудовой мастерской, отличающейся от оборудования традиционных трудовых мастерских (столярное, швейное, слесарное дело).

       Мастерская по обслуживающему труду вполне подходит для проведения занятий по СБО. Тем более, что, как правило, и те и другие занятия проводят одни и те же учителя. Для занятий по СБО (как и по трудовому обучению) класс делится на 2 подгруппы. Качество обучения и воспитания тем выше, чем меньше детей приходится на одного учителя.

       Кроме помещения и оборудования для работы с учащимися на уроках СБО можно использовать и особые учебные пособия - Рабочие тетради, которые созданы для уроков по обслуживающему труду. Это усилит межпредметные связи и повысит эффективность работы на том и другом уроке.

       Имеется также ряд особенностей в преподавании социально-бытовой ориентировки детям с умеренной умственной отсталостью.

       СБО в своей теоретической части – это устный предмет. Необходимо учитывать следующие особенности усвоения устного предмета этими детьми: 

-малый объем информации для первичного предъявления, 

-неоднократное повторение (в слегка измененном виде) одной и той же информации;

-преобладание форм коллективной работы (проговаривание, чтение, рассматривание «хором» совместно с учителем);

- тесная и обязательная связь с жизнью самого ребенка, приближенность к «Я» ребенка;

- отбор только самой необходимой информации, но при сохранении логики учебного предмета, научности и системности в целом;

- времени устной работы на уроке не более 30 минут;

- минимальное количество записей (!);

- обязательная словарная работа с ключевыми словами;

- исключение дополнительных сведений;

- избегать избыточной информации.

Тексты прорабатываются по методике чтения деловых статей в начальных классах: чтение учителем, словарная работа, чтение вместе с учителем хором, чтение сильными учащимися, чтение слабыми с поддержкой учителем.

Следует предупреждать возможные ошибки в работе учителей:

- завышение или занижение уровня требований,

- увеличение объема информации разового предъявления,

- недостаточное количество повторений одной и той же информации,

- поспешность в предъявлении нового материала, 

- восприятие учителем детского непонимания за непослушание или нежелание работать на уроке.

       Важно отобрать и использовать именно то, что необходимо и подходит для данной категории учащихся. Избыточная информация или наглядность в обучении детей может быть более вредна, чем ее недостаточность или неполнота. Обучение этих детей скорее напоминает тренинг, отработку небольших доз знаний, умений, навыков до автоматизма. Именно такая работа дает лучшие результаты в их обучении и развитии.

       Даже при небольшом объеме информации учитель должен обязательно уточнять понимание детьми значения каждого слова и термина. Часто при видимом речевом благополучии эти учащиеся неточно или ошибочно воспринимают смысл употребляемых слов и выражений.

       Все, что касается рекомендаций по подготовке к уроку, использованию форм и методов работы, подбору наглядности и планированию учитель может найти и использовать материалы в главах пособия для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2003). Они практически совпадают с рекомендациями по обучению детей с легкой степенью умственной отсталости.

       Наглядность на уроках СБО желательно использовать только предметную в натуральном виде, объеме, размере. Все действия и манипуляции с предметами должны выполняться каждым ребенком, повторяться многократно в такой последовательности: совместно с взрослым, под контролем взрослого, самостоятельно. При этом желательно каждый раз выполняемое действие сопровождать проговариванием вслух того, что мы делаем, алгоритма (плана). Сначала учитель, затем хором, а затем индивидуально каждым учеником. Сами действия повторяются до получения стандартного качества. Стандартом (образцом) является выполнение работы учителем.

       При использовании инструкционного материала размещенного на коробках, памятках, плакатах, в книжках учитель опирается в первую очередь на картинки, символы, иллюстрации, а только по необходимости на текст.

       Для научения рассматривать, правильно понимать и пользоваться картинками (символами, иллюстрациями) учитель на уроке должен выделить специальное время и планировать эту работу также как обучение любому другому знанию.

       Повторение, организация и упорядочение, усовершенствование информации – это те мыслительные процессы, которые обеспечивают ее хранение в памяти. Урок СБО предоставляет учителю возможность целенаправленно организовать работу именно в таком плане. Трудности запоминания связаны с неразвитостью навыков различения предметов, действий, признаков. Когда детей обучают умению находить сходство и различия, развивается запоминание. То же при обучении наблюдению.

       Большое значение имеет использование на уроке СБО ролевых игр, в которых дети манипулируют настоящими (натуральными) предметами или их имитацией в натуральную величину.

       Посещение предприятий и учреждений, расположенных на территории социума, практические действия по уходу за помещением, животными, растениями, выполнение массы других повседневных обязанностей (сами заправляют кровати, накрывают столы для еды, убирают их) – формируют основные жизненно важные навыки.

       Дети с умеренной умственной отсталостью имеют смутные представления о финансовых возможностях семьи, об экономии. Уроки СБО уточняют и конкретизируют их. При этом формируется моральное обоснование: почему именно так следует поступить, так выбрать, а не просто «да» или «нет».

       Постепенно появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, формируется моральное сознание детей. Существенное влияние на этот процесс оказывают также родители, сверстники, более широкое социальное окружение, телевидение. Но только при условии, что учитель на уроке организует ситуации свободных высказываний учащихся на темы, которые можно подтвердить примерами из жизни с опорой на жизненный опыт детей, примеры из газет, журналов, телепередач.

       Расширение контактов с внешней социальной средой, приводит к тому, что все более сильное влияние на детей (кроме родителей) оказывают другие взрослые люди, особенно учителя. От них зависит насколько будет свободен и самостоятелен подросток в выборе того или иного поступка, линии поведения. 

       Перед подростками также встает проблема выбора будущей профессии и подготовки к трудовой деятельности, вопросы отношения полов и межличностных отношений вообще. Уроки СБО предусматривают работу по формированию социально адекватного отношения подростков к своим возможностям в вопросах трудоустройства, приемлемого поведения в общении с противоположным полом и отрабатывает многие бытовые навыки для будущей семейной жизни. Чтобы поведение приобрело социальный характер, ребенка надо научить ставить себя на место другого.

       Социализация – это, в первую очередь, процесс усвоения детьми способов поведения, приемлемых в обществе, установленных в конкретном социуме. Дети в процессе социальной адаптации все отчетливее проявляют желание избежать ошибок. Специальная направленная работа по социальному поведению, расширение представлений об окружающем мире, позволяют умственно отсталым учащимся к 18 - 20 годам не только усваивать моральные нормы, принятые в обществе, но и осознанно руководствоваться ими, а также судить о тех или иных поступках с точки зрения других людей.

       Расширяя рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация, школа помогает подросткам преодолевать ограниченность социального опыта, формирует ответственность самих умственно отсталых подростков за свое поведение в обществе. Чем больше социальная подготовка будет соответствовать, тем требованиям, которые предъявляет общество к человеку, тем более успешной и эффективной будет работа по реабилитации выпускника школы VIII вида, подготовке его к самостоятельной жизни в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

 

Содержание обучения по СБО

для детей с умеренной умственной отсталостью

Класс

2 часа в неделю

 

Класс

Личная гигиена

Предметное содержание

Значение личной гигиены. Гигиена в течение дня. Уход за кожей рук и ног.

Гигиена – залог здоровья.

Теоретические сведения

Правила личной гигиены. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета. Уход за руками и ногами в течение дня.

Практические действия

Определять кран холодной и горячей воды. Процедура смешивания и регулирования температуры воды.

Выполнение процедур личной гигиены: мытьё рук и ног теплой водой.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.