По запоминанию и чтению букв и слогов. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

По запоминанию и чтению букв и слогов.

2019-11-18 159
По запоминанию и чтению букв и слогов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа идет в темпе. По времени работа постепенно сокращается с 10 до 5 минут.

Упражнение 1. Чтение алфавита.

Класс с учителем прочитывает весь алфавит хором.

Этот вид работы проводится вне зависимости от того, сколько букв знает каждый ученик и сколько букв пройдено классом.

При чтении букв произносим звук, который обозначается этой буквой, а не название буквы («м», а не «эм»), чтобы не вносить дополнительные трудности для ребенка.

Упражнение 2. Чтение согласных букв, которые уже изучили или повторяем.

Они выписываются столбиком на доске.

Упражнение 3. Чтение гласных, которые уже изучили или повторяем.

Они выставляются на доске на карточках (лучше с магнитами), чтобы было легче использовать в последующей работе.

Упражнение 4. Чтение прямых и обратных слогов с гласными и согласными, которые изучили или повторяем.

Работа проводится в такой последовательности:

- читаем обратные слоги (приставляя гласные буквы поочередно впереди согласных, написанных столбиком на доске),

- читаем прямые слоги (приставляя гласные поочередно после согласных).

Первое прочтение - хором с учителем, затем – индивидуально (кто посильнее сам, слабые и нечитающие - сопряженно с учителем).

2 этап. Проверка домашнего задания.

а/. Опрос слабых (проводится у стола учителя). Учитель слушает чтение домашнего задания тех, кто слабее или имел индивидуальное задание.

Сильные ученики самостоятельно читают про себя домашнее задание.

б/. Опрос сильных. Слабым дается установка на слушание и участие в беседе по прочитанному.

3 этап. Новый материал.

а/. Изучение новой буквы или повторение плохо усвоенной буквы.

Этот этап проводится по традиционной методике изучения новой буквы. Обязательно включаем написание этих букв как элемент чистописания на уроке письма.

При повторении этот этап урока может быть перенесен в конец урока.

б/. Работа со словом.   

На доске печатными буквами столбиком выписываются слова. Пока не освоен весь алфавит большинством детей в классе, выписываются все слова текста, в дальнейшем – те, которые требуют уточнения значения слова, а также слова из трех и более слогов.

Слова прочитываются учителем, дети следят за указкой. Учитель дает образец объяснения смысла каждого выписанного слова.

Чтение слов хором. Опрос на понимание смысла слов. Правильные ответы закрепляем повторением их слабыми детьми.

в/. Работа с текстом.

Последовательность работы следующая: чтение учителем, словарная работа, хоровое чтение, чтение сильными детьми, чтение слабыми (возможно вместе с учителем), самостоятельное чтение.

Текст, независимо от объема, первоначально обязательно прочитывается учителем целиком, чтобы дети поняли общий смысл, сюжет и эмоциональную окраску отношения к кому - либо или к чему - либо.

Если текст рассчитан на 2 – 3 или более уроков, то первый урок проводится как внеклассное чтение (семейное чтение), с тем чтобы дети обязательно услышали все содержание. (При очень большом объеме содержания можно часть его заменить адаптированным пересказом учителя). Главное – донести до детей то, что даст возможность полноценно использовать литературный материал в воспитательных целях и в целях социальной адаптации.

Что это дает для последующих уроков? Отрабатывая текст по частям, в том объеме, который позволяет структура урока и возможности детей конкретного класса, учитель может поддерживать в детях целостное восприятие содержания за счет актуализации воспоминаний о событиях, поступках, характерах и т.д. Такая работа позволяет более эффективно учить осмысленному пересказу, развивать ассоциативную память, работать над временной последовательностью событий.

Однако, в любом случае, при работе с новым текстом или с новой частью текста, первое прочтение – учителем. Чтение учителя неспешное, с четким произнесением каждого слова, с выделением интонационно знаков препинания и эмоционального отношения к событиям и героям.

4 этап. Домашнее задание.

· На дом задается только тот текст, который отрабатывался на уроке в классе.

Домашние задание по чтению выполняются детьми желательно с родителями. О том, как читать с детьми дома следует объяснить родителям на родительском собрании или на индивидуальной консультации.

* На всех этапах урока следует использовать простой карандаш, как инструмент слежения и для работы с текстом. Контроль с карандашом очень эффективный прием в поддержании работоспособности и внимания всех учащихся.

Слабые и нечитающие дети следят с учителем или их можно «прикрепить» в пару к тем, кто читает. Они следят глазами за карандашом товарища и слышат, о чем читают другие. Контроль с карандашом необходим для того, чтобы восприятие слова на слух обязательно подкреплялось зрительным образом слова в тексте (глобальное восприятие). Например, найти и поставить карандаш на то место, где написано имя кого-либо, найти слово, которое написано на доске в словарной работе и т.п. Слабых и нечитающих детей специально обучаем выделять зрительно каждое слово в предложении.

        Используя данные рекомендации, учитель может более эффективно достичь результатов по обучению детей с умеренной умственной отсталостью технике чтения, поддержанию интереса к уроку и компенсации проблем развития детей.

Письмо.

Учебники по обучению русскому языку для детей с легкой степенью умственной отсталости, не могут быть использованы для обучения письму детей с умеренной умственной отсталостью.

Обучение письму носит сугубо практическую направленность,не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.

Необходимость писать что-либо в настоящей или будущей жизни для детей с умеренной умственной отсталостью очень ограничена, что совпадает с их малой способностью овладеть самостоятельным письмом. Поэтому умение письменно выражать свои мысли или потребности социального и жизненного значения не имеет.

Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить детей с умеренной умственной отсталостью списывать с печатного текста, написать по памяти самостоятельно свое имя, фамилию, свой адрес; уметь написать поздравительную открытку; короткую записку обиходного содержания; заявление социального содержания (короткими предложениями из 3 – 5 простых слов).

Урок письма имеет большое коррекционное значение: это развитие мелкой моторики, координации и точности движений рук, пространственной ориентации. Известно, что через развитие руки стимулируется общее развитие ребенка, развитие мышления и внимания.

Уроки письма для детей с умеренной умственной отсталостью носят ярко выраженный межпредметный характер.

В 1-4 классах содержание учебного материала урока письма впрямую связано с уроком чтения – те же буквы, слоги, слова и т.д. Обязательно включается, как элемент чистописания, на уроке письма написание букв, которые изучаются (или повторяются) на уроке чтения. Это будет способствовать узнаванию и переносу знаний полученных на уроке чтения в условия другого предмета. В тоже время это стимулирует и активизирует деятельность учащихся на самих уроках письма.

Межпредметные связи позволяют более эффективно закреплять узнавание и понимание слов, лучше запоминать их, что быстрее обогатит пассивный и активный словарь учащихся.

Для 5-9 классов содержание учебного материала урока письма впрямую связывается с тематикой уроков социально-бытовой ориентировки (СБО) для усиления жизненной и социальной значимости уроков.

В приложении к данной программе предлагается учебное пособие по русскому языку. Данное учебное пособие носит характер учебника, имеет особую структуру и организацию учебного материала, соответствующую особенностям развития и возможностям детей с умеренной умственной отсталостью. Каждая страница пособия рассчитана на один урок и соответствует программным требованиям по письму по годам обучения. В программе в разделе «Содержание обучения» представлен словарь социально-бытовой ориентировки по годам обучения. Вся словарная работа дана в том объеме, который может быть усвоен за девять лет обучения. Практика показала, что при систематической, определенным образом построенной работе, дети с умеренной умственной отсталостью осваивают словарь по этим разделам.

Для 10-12 классов отдельно издан учебно-методический комплект (УМК), в котором имеется «Сборник упражнений по русскому языку». В нем 13 разделов, составленных в соответствии с темами СБО. К каждому разделу имеется словарь бытового и социального значения, отражающий все стороны повседневной жизни в социуме.

Методический комментарий.  

 Для достижения желаемого результата в овладении навыком письма, предлагается воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями практического характера.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линий и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв.

С первого дня на тетрадях учеников следует наклеивать таблички с именем ребенка.

 Каждая работа по письму в пропедевтический период начинается с обводки имени ребенка, написанного учителем печатными буквами простым карандашом.

       При обучении письму, как и чтению, буквы даются только в фонематическом звучании.

       С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительно- предупредительные диктанты отдельных букв, слов и коротких предложений. В дальнейшем следует давать самостоятельное письмо по памяти. 

При обучении письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Так, например, если отдельные ученики не могут писать под диктовку короткие предложения, то можно ограничиться написанием отдельных слов. Если ребенок не усваивает письменное написание букв, то возможно ограничиться печатным вариантом. В отдельных случаях дети могут длительное время писать по обводке. В случае невозможности некоторыми воспитанниками усвоить написание поздравительных открыток следует ограничиться заполнением дневника, адреса на конверте и т. п.

Представленное в программе по русскому языку содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной отсталостью (F71).

Однако для этой категории учащихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков (ЗУН). В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями ».

При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний и умений» по годам обучения на класс, с указанием фамилии каждого ученика. В карте дается перечень основного содержания обучения в данном учебном году. Образец «Карты отслеживания динамики усвоения знаний и умений» дается в приложении.

Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. В этом случае ученик переводится в следующий класс, но ему предусматриваются дополнительные занятия со специалистом – дефектологом или логопедом, для обеспечения усвоения пропущенного учебного материала.

Оценка в школе VIII вида должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по русскому языку 1– 9 классов определяет оптимальный объем знаний и умений, который доступен учащимся с умеренной умственной отсталостью и имеет практико-ориентированный характер.

 

I класс

(1 год обучения)

Всего - 10 часов в неделю.

Из них:

развитие речи – 2 часа

чтение – 4 часа,

письмо – 4 часа


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.