Социально-бытовая ориентировка — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Социально-бытовая ориентировка

2019-11-18 219
Социально-бытовая ориентировка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

География

История Отечества

Начала художественного ремесла

Обслуживающий труд

2008


Автор и руководитель проекта

Заслуженный учитель РФ Е.И. Капланская

Авторы

Аристова Д.Н., Галле А.Г., Гущина О.А., Капланская Е.И., Кочетова Л.Л., Рубцова Г.Н.,

Титова В.И., Фазлуллина Л.С., Царева Е.В., Щербакова С.Е., Ярочкина И.А.

Рецензенты:

Б.П. Пузанов кандидат педагогических наук, профессор, декан дефектологического факультета ГОУ ВПО МПГУ, председатель учебно-методической комиссии по дефектологии,

С.Д. Забрамная кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета ГОУ ВПО МПГУ

Е.Д. Худенко кандидат педагогических наук, помощник Депутата Государственной Думы, директор Всероссийского Центра переподготовки и повышения квалификации «Развития и коррекция», сопредседатель Совета ВОИ по проблемам детей-инвалидов, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Данный сборник программ является 1 частью Учебно-методических комплектов (УМК) по всем предметам Учебного плана для детей с умеренной умственной отсталостью. К каждой программе предлагаются также методические рекомендации для учителя.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью по русскому языку, математике, социально-бытовой ориентировке, географии, истории Отечества, Началам художественного ремесла, обслуживающему труду для 1-9 классов разработаны, апробированы и практически используются в специальной (коррекционной) школе VIII вида №77 СЗАО г. Москвы.

Школа работает в режиме Городской экспериментальной площадки по теме «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития» более четырех лет. Основное направление работы – создание программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов (дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) в условиях образовательной среды школы VIII вида. В результате экспериментального поиска были созданы семь Учебно-методических комплектов (УМК), в которые входят программы, методические рекомендации для учителя и учебные пособия для учащихся.

Часть УМК представляет учебные пособия для детей с умеренной умственной отсталостью. Они будут публиковаться отдельно.

УМК могут быть использованы в любых специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, которые решают вопрос об обучении детей с умеренной умственной отсталостью, а также при разработке личностно-ориентированных образовательных маршрутов для создания индивидуальных программ.


Часть I

СБОРНИК ПРОГРАММ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  -   Капланская Е.И

Русский язык - 1-9 класс:

Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И                    

Математика -1-9 класс:

Капланская Е.И, Титова В.И.

СБО (социально-бытовая ориентировка) - 5-9 класс:

Галле А.Г., Капланская Е.И., Кочетова Л.Л.,

География - 7-9 класс:

Ярочкина И.А.

История Отечества - 7-9 класс:

Гущина О.А

Начала художественного ремесла - 4-5 класс:  

Царева Е.В., Щербакова С.Е.           

Обслуживающий труд - 6-9 класс:

Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Рубцова Г.Н.


ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение доступного образования детей-инвалидов в школе VIII вида

       Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития (умственно отсталые дети). Цель всей работы образовательного учреждения VIII вида - дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество.

В образовательное учреждение VIII вида могут быть зачислены дети с разной степенью выраженности дефекта интеллектуального развития:

- умственная отсталость легкой степени - F 70 (дебильность);

- умственная отсталость умеренная - F 71 (нерезко выраженная имбецильность);

- умственная отсталость тяжелая - F 72 (резко выраженная имбецильность);

- дети со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера). Образовательная программа учреждений VIII вида предусматривает для всех детей:

- максимально возможную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушений развития;

- общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями;

- доступное образование и воспитание в соответствии со степенью умственной отсталости;

- доступную трудовую подготовку.

Дети – инвалиды в школе VIII вида - это дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F 71, F 72). Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения. Еще несколько лет тому назад их считали «необучаемыми», их официально не разрешали принимать во вспомогательные школы (теперь образовательные учреждения VIII вида). 

После подписания международной конвенции о правах умственно отсталых детей, государство признало право этих детей на образование, соответствующее их возможностям. Родители этих детей сейчас могут дать им доступное образование в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида (детские сады, школы, школы-интернаты, детские дома, центры). Но при этом все участники образовательного процесса (учителя, родители, специалисты и руководители) должны  четко представлять, что образование и жизнь детей – инвалидов могут осуществляться только в особых поддерживающих условиях.

Для обеспечения равных возможностей в получении доступного образования детей - инвалидов необходимо в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида создать оптимальное сочетание условий, представляемых Законом об образовании для всех детей РФ и, в тоже время, условий, позволяющих реализовать дифференцированный подход к обучению каждой категории умственно отсталых детей. 

Общими условиями, в соответствии с санитарными правилами и нормами финансирования, действующими для всех общеобразовательных учреждений, являются:

- организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса;

- максимальная нагрузка на учащихся;

- количество часов к финансированию (по 5-ти или 6-ти дневной рабочей неделе);

- начало и продолжительность учебного года и каникул.

Оптимальный вариант совместного обучения детей с разными формами умственной отсталости возможен только при создании условий для развития индивидуального потенциала каждого ребенка и создающих психологический комфорт образовательной среды для всех детей.

Одним из важнейших условий является дифференцированное программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение, соответствующее их познавательным возможностям.

На сегодня почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано (и создается!) для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (и тем более для обучения детей с диагнозом F 72) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально. До настоящего времени отдельные программно-методические разработки по обеспечению учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не имеют целостности и системности. А учителя специальных (коррекционных) учреждений VIII вида не имеют для организации доступного образования этих детей стабильного базового обеспечения: нет программ, методик, учебных и наглядных пособий.

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

Материалы данного сборника предназначены для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью.

Представленные материалы являются результатом экспериментальной деятельности учителей – участников городской экспериментальной площадки в проекте «Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития». (Автор и руководитель проекта Капланская Е.И., директор школы Девяткова Т. А., научный руководитель к.п.н. Пимчев С.П., научные консультанты к.п.н. Забрамная С.Д., к.п.н. Исаева Т.Н.).  

Проект разрабатывалсяна базе СКОШ VIII вида №77 СЗАО города Москвы и является важнейшим системным звеном инновационной модели учреждения VIII вида.

Все материалы носят комплексный характер и отвечают следующим требованиям:

*реализация вопросов социальной адаптации, как основной задачи системы помощи и поддержки детей-инвалидов;

*соответствие принципам доступности, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для дальнейшей интеграции в общество;

*создание условий необходимых для социального и общего развития детей-инвалидов, коррекции и компенсации ограниченных возможностей их интеллектуального развития.

Количество детей, имеющих статус инвалидов детства на момент открытия ГЭП (2003 г.) в школе №77 достигло 51% от общего числа обучающихся. Из них с умеренной умственной отсталостью - 29%, т.е. 6 классов при наполняемости 8-10 человек (согласно государственным документам).

Программы, представленные в данном сборнике, составлены в соответствии с Учебным планом (2006 г., вариант 1), одобренным Департаментом образования города Москвы, в котором название образовательных областей и количество часов в неделю дано одинаково как у детей с легкой, так и у детей с умеренной умственной отсталостью.

Базовой основой при разработке программ для детей с умеренной умственной отсталостью, представленных в данном сборнике, были взяты программы рекомендованные Главным управлением школ Министерства просвещения СССР (1986 г.) для детей с легкой степенью умственной отсталости и программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР (1984г.).

Работа шла через реформирование содержания образования, программно-методического и дидактического обеспечения, через модернизацию организации образовательной среды и организационно-управленческих подходов.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд психологических особенностей развития и способности к обучению, которые учитывались, при составлении программ обучения, планирования, учебных и дидактических пособий. Знание психологических особенностей развития этих детей необходимо для точно направленного компенсирующего и коррекционного характера отбираемого материала.

Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью при одинаковом перечне учебных дисциплин и количестве отведенных на них часов, в программно-методическом обеспечении учебного плана имеются существенные различия, а именно:

- по всем предметам учебного плана составляются специальные программы;

- усиливается обращение к вопросам социальной адаптации в каждой программе (социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т д.);

- содержание программ имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

- изменяется приоритетность предметов с точки зрения их практической значимости и жизненной необходимости для реабилитации ребенка-инвалида;

- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;

- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;

- значительно уменьшается объем предлагаемого к усвоению учебного материала,

- предусматривается усиленное использование межпредметных связей (увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; с 5 класса - с социально-бытовой ориентировкой).

За последние четыре года было разработано, апробировано и внедрено в практику 7 учебно-методических комплектов (УМК) для обучения детей с умеренной умственной отсталостью:

- по русскому языку 1-9 класс (учителя Аристова Д.Н., Фазлуллина Л.С., Капланская Е.И.);

- по математике 1-9 класс (учителя Титова В.И., Капланская Е.И);

- по географии 6-9 класс (учитель Ярочкина И.А.);

- по истории 7-9 класс (учитель Гущина О.А.);

- по обслуживающему труду 6-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Рубцова Г.Н.);

- по программе «Начала художественных ремесел» 4-5 класс (учителя Царева Е.В., Щербакова С.Е.);

- по СБО 5-9 класс (учителя Кочетова Л.Л., Галле А.Г., Капланская Е.И.).

Практически полностью обеспечен учебный план.

Каждый УМК включает в себя: 1. Программу (пояснительная записка, методический комментарий, содержание обучения). 2. Приложение (планирование, учебное пособие для учащихся). 

Содержание всех представляемых программ, методический комментарий, учебные пособия разработаны в соответствии с достижениями отечественной дефектологии в области изучения особенностей развития детей, апробирован в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и эффективно используется в практической работе в течение нескольких лет.  

       Содержание программ корректировалось за счет знаний, умений и навыков, которые обеспечивают социальную адаптацию умственно отсталых школьников. Эти знания, умения и навыки берутся из условий жизни окружающего социума и переносятся в содержание образования. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся предполагает адекватное (соответствующее, верное, точное) освоение комплекса доступных представлений, навыков и отношений, позволяющих личности благополучно существовать в социальной среде и реализовать в ней свои потребности и цели. Путь усвоения и принятия способов поведения, правил, норм, целей и ценностей, принятых в обществе лежит через социальное развитие. Социальное развитие предполагает, что с возрастом увеличивается жизненный опыт, увеличивается объем знаний об окружающем предметном мире (живом и неживом), в котором живет ребенок, увеличивается объем и усложняются умения действовать и взаимодействовать с предметами окружающего социума, формируются навыки социального поведения в различных жизненных ситуациях.

Социальное развитие взаимосвязано с умственным развитием и нравственным воспитанием. Социальное развитие детей носит неравномерный характер, а полнота (степень) развития адаптивных навыков существенно зависит от степени нарушения интеллекта. Определение возможности социального развития детей в зависимости от степени умственной отсталости – залог успешности и эффективности всей работы по социальной адаптации.

       Работа над формированием социальной компетенции детей с умственной отсталостью сопровождает весь процесс обучения этих детей. Обеспечение освоения детьми опыта взаимодействия людей и социального поведения, происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время.

   Социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта, что обеспечивает выпускникам школы более успешную интеграцию в общество, в конкретный социум.

Контингент детей-инвалидов в школах VIII вида увеличивается с каждым годом.

Данная ситуация сама по себе является новой в системе коррекционного образования. Дети – инвалиды - это особые дети. Им нужны особые условия обучения, особые учебно-дидактические и методические пособия. Эти дети имеют способности к развитию и обучению. Важно определить каковы должны быть условия, в которых обучение и развитие этой категории детей будет протекать наиболее успешно.

       Вопросы дифференцированного обеспечения доступного образования для всех детей в зависимости от степени выраженности нарушения развития и на сегодня остаются самыми злободневными в специальном образовании.

 

 

               Капланская Е.И.

    

 

 

 

        

ПРОГРАММА

По русскому языку

для детей с умеренной умственной отсталостью

Класс

Пояснительная записка.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.