Методический комментарий к программе. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методический комментарий к программе.

2019-11-18 179
Методический комментарий к программе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью и носит вариативный характер. При ее составлении за основу были взяты Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2000 г), для детей с легкой степенью умственной отсталости и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).

Основной задачей обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению русскому языку максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети.

При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.

Обучение русскому языку учащихся с умеренной умственной отсталостью (F71) носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать, составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств умственно отсталых детей.

Содержание обучения русскому языку для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Реализуется обучение на уроках русского языка в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.

При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое.

Одна из основных задач уроков русского языка в школе VIII вида - научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, текст по чтению «Памятка по уходу за обувью» …и т. п.).

Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей.

В 1 - 4 классах тексты по чтению и упражнения по письму тесно увязываются между собой и тематикой уроков развития речи.

В 5 - 9 классах содержание упражнений по письму увязывается с содержанием программы по социально бытовой ориентировке (СБО). 

В 10 - 12 классах вводится интегрированный курс - русский язык (чтение, письмо) и социально-бытовая ориентировка (СБО). Учебно-методический комплект (УМК) по интегрированному курсу для 10-12 классов разработан отдельно и включает в себя: программу (пояснительную записку, планирование, методические рекомендации), Сборник упражнений, Сборник художественных текстов и Сборник деловых текстов по чтению, образцы конспектов уроков. УМК используется для обучения детей и с легкой и с умеренной умственной отсталостью.

С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности.

Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.       

Учащиеся с так называемым локальным поражением ( алексия,аграфия) обучаются по индивидуальной программе. Индивидуальная программа составляется также в случае включения ребенка с одной степенью умственной отсталости в состав класса с другим диагнозом.

Содержание программы одного класса от другого отличается объемом активного и пассивного словаря, объемом рабочего материала на уроке и сложностью видов работ по той или иной теме.

Поэтому можно говорить о программе не класса, а года обучения. Содержание программы, которое доступно обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Так как составы классов по своим познавательным возможностям не бывают одинаковыми, то, например, 6 класс текущего учебного года, будет обучаться по программе 5 года обучения, а 6 класс следующего учебного года может обучаться по программе 6 года обучения.

Выбранная на следующий учебный год программа по русскому языку для класса утверждается на методическом объединении или педсовете, как программа года обучения. Учащиеся аттестуются и переводятся из класса в класс соответственно определяемому уровню программных требований. Оставлять их на повторное обучение нецелесообразно. (Иногда исключение может быть сделано по просьбе родителей).

К концу обучения в образовательном учреждении VIII вида учащиеся с умеренной умственной отсталостью могут овладеть следующими умениями:

· самостоятельно прочесть небольшой печатный текст: 5 - 8 предложений из 6 - 10 слов;

· ответить на заданные вопросы по прочитанному тексту и передать содержание несложных рассказов;

· понять и передать содержание картин, иллюстраций с простым сюжетом, пиктограмм, инструкций, памяток;  

· списать небольшой текст письменными буквами;

· прочитать написанное собственноручно;

· написать по памяти свое имя, фамилию, адрес;

· самостоятельно написать поздравительную открытку, записку, заявление (короткий текст: 3-4 предложения из 3-5 слов);

· писать под диктовку буквы алфавита, отдельные короткие слова;

· использовать полученные коммуникативные навыки при общении в различных жизненных ситуациях: задать вопрос, ответить на вопрос, выразить словами свои желания.

Содержание обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71) состоит из трех частей: развитие речи, чтение, письмо.

Программы по развитию речи, чтению и письму наряду с общими задачами обучения имеют собственные учебные задачи и методические особенности в организации учебного процесса.

Развитие речи.

Для решения задачи социальной адаптации развитие речи является приоритетным при обучении русскому языку. Развитие речи формирует коммуникативные возможности умственно отсталых детей, как средство общения с окружающим миром.

Речь детей с умеренной умственной отсталостью (F71) скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются кpaйней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («неговорящие», «безречевые» дети).

Для устной речи детей характерны аграмматизмы, т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций.  В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения и др.). Словарный запас очень беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания. Может иметь место эхолалия.

Для того, чтобы научить детей с умеренной умственной отсталостью правильно произносить слова, правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. С 1 по 5 год обучения русскому языку в учебном плане предусмотрены отдельные уроки по развитию речи.

В начальных классах программой по развитию речи предусматривается отработка умения использовать слова - предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей, с пятого класса включается отработка умения использовать слова – признаки. Работа по использованию других частей речи может быть включена в содержание обучения только в тех случаях, когда позволяют возможности детей и только для практического пользования.

С 6 класса специально организованная работа по развитию речи должна сопровождать процесс обучения этих детей на всех уроках учебного плана (СБО, естествознание, география, трудовое обучение и др.), а также во внеурочное время, при выполнении различного рода деятельности в период всего пребывания в образовательном учреждении.  

Все виды работы по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда, СБО и других уроках.

Учителю следует также систематически использовать такой вид работы как «свободные высказывания» детей.

На уроках общеобразовательного цикла основной школы (естествознание, география, история и др.) учителя должны организовывать словарную работу и работу по формированию связной речи на основе лексики своих предметов.

Отдельной задачей является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у умственно отсталых детей умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную работу по освоению общеучебными (надучебными) навыками, такими как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

С детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, проводятся индивидуальные занятия. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы и проводятся на занятиях с логопедом и дефектологом.

Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе и т.п.

Большую помощь в развитии речи окажут хорошо подобранные наглядные пособия, показ кино и видеофильмов, экскурсии. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Дети ведут доступные наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Такого рода занятия представляют наилучший материал для свободных высказываний детей, для обогащения речи на основе непосредственных впечатлений.

Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.         

Методический комментарий.             

Учителям, для организации учебной работы по развитию речи с детьми, имеющими диагноз F71 (умеренная умственная отсталость), предлагается воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями практического характера.

· Обязательно планировать и предъявлять образцы словесного (вербального) оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.

· Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.

· Рекомендуется обязательное первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем хоровое проговаривание учебного материала всем классом.

· И в младших, и в старших классах рекомендуется использовать приемы сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала, для освоения образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.

· Необходимо также вводить заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.

· Обязательно организуется работа на развитие умения слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умение повторить вопрос по теме урока.

· Также проводится работа на развитие умения слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников, умение повторить услышанное от других учеников.

· На занятиях по развитию речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия, поддерживает у детей интерес к содержанию урока. В старших классах аналогичные игры используются в качестве одного из видов работы по закреплению учебного материала.

· В содержании учебной программы по развитию речи в каждом классе предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые нечитающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет. Слова предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. (Перечень этих слов дается в программе к каждой теме). Если в слове есть буквы, которые изучены или изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по нахождению и показу этих букв в опорных словах.

· Каждую тему следует повторять не менее 2 уроков. Учитель вправе ввести дополнительные темы, отказаться от каких – либо тем, расширить или заменить тему, в зависимости от условий социума, возможностей детей или по каким-либо другим обоснованиям. Последовательность изучения тем может изменяться в том порядке, который учитель считает целесообразным.

· Следует помнить, что для детей с диагнозом F71 очень важно личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени. («Петя, сколько лежит карандашей?», «Маша, сколько лежит карандашей?» И так - каждому ученику.) Иначе, новое знание не воспринимается, как имеющее отношение лично к нему.

· Заучивается как формулировка вопроса, так и формулировка ответа.

· Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.

Чтение.

       По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов:  

 - чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни школьный навык; 

 - чтение - это основа обучения всем остальным предметам;

 - чтение - это учебник жизни.

       Только литературные тексты позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, в самые разные жизненные ситуации, в мир чувств, эмоций и переживаний, позволяют показать образцы выражения словами чувств. Они дают возможность соотнести свой опыт с опытом других людей, дать нравственную оценку поступкам и характерам героев, увидеть последствия правильного или ошибочного выбора жизненного решения и т.д.

       По годам обучения детям с умеренной умственной отсталостью доступен следующий примерный объем текста для работы на одном уроке:

2 год обучения – 2 предложения в 2-3 слова.

3 год обучения – 3 предложения в 2-3 слова.

4 год обучения – 4 предложения в 3-4 слова.

5 год обучения – 4-5 предложений в 3-6 слов.

В зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей детей объем может быть изменен (увеличен или уменьшен).     К концу обучения в образовательном учреждении VIII вида большинство учащихся с умеренной умственной отсталостью могут самостоятельно прочесть небольшой печатный текст из 5 - 8 предложений в 6 - 10 слов.

       Дети с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд таких особенностей развития, которые не позволяют им успешно осваивать новые знания при использовании традиционных методов обучения и учебников, созданных для детей с легкой степенью умственной отсталости (F70).

       В первую очередь это касается обучения чтению из-за особенностей восприятия, развития речи, а также практического отсутствия аналитических способностей у детей с умеренной умственной отсталостью.

       Обучение чтению начинается с обучения грамоте.                           

             Традиционно обучение грамоте умственно отсталых детей с легкой степенью умственной отсталости (F70) ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей с диагнозом F70. По этому принципу составлен и букварь для школ VIII вида. 

             При обучении чтению детей с умеренной умственной отсталостью (F71) работать по традиционному букварю в традиционной системе не эффективно и не продуктивно. Практика показала, что при обучении грамоте этих детей следует отказаться от звукового аналитико-синтетического метода, так как у учителя и учащихся возникает целый ряд труднопреодолимых проблем.

       У детей с диагнозом F71 зрительное восприятие более сохранно, чем слуховое. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. На этом же основании используются также элементы глобального чтения (см. методический комментарий).

       Грубое недоразвитие речи у детей с диагнозом F71 вносит значительные ограничения в отборе слов, используемых для работы по изучению новой буквы.

       У детей с умеренной умственной отсталостью навык чтения формируется очень долго и с большим трудом. За год ребенок с умеренной умственной отсталостью может освоить шесть – восемь букв. Освоение всего алфавита (букварный период) растягивается практически на 3-4 года обучения, что исключает возможность работать по традиционному букварю в традиционной системе, Когда ребенок целый год складывает слоговые структуры, слабо или совсем не связанные с его жизнью, чтение становиться абстрактной наукой, а учителю нереально сделать чтение осмысленным и интересным. Без осмысленности и интереса урок чтения для детей превращается в нудную однообразную механическую работу, возникает психологический дискомфорт, детям надоедает работа по одной и той же книге, они начинают понимать, что это учебник для первого класса, «для маленьких». Содержание букваря перестает соответствовать возрастным и жизненным интересам ребенка, теряет возможности для социального осмысления и у детей резко падает мотивация к учебной деятельности. Потеря интереса создает массу проблем по поддержанию дисциплины. В такой ситуации сделать чтение уроком жизни или базой для изучения других предметов – невозможно. Отрицательный опыт в учебной деятельности, особенно при обучении чтению, формирует в ребенке неуверенность, что еще сильнее мешает освоению учебного навыка.

       Так как специально созданных учебников по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью нет, то учителю необходимо самому разрабатывать нужные тексты. Особенно на начальном этапе обучения чтению. В дальнейшем учителю приходится  проводить серьезную работу по подбору текстов и адаптации отбираемых текстов для чтения. Работа по отбору текстов создает учителю дополнительные трудности при подготовке к уроку и в реализации системного подхода к содержанию учебного материала. Учитель подбирает тексты из учебников по чтению для детей с легкой степенью умственной отсталости, из книг для чтения в начальных классах массовой школы, из книг для детей дошкольного возраста и др. Дети читают короткие тексты, подобранные учителем, которые носят доступный для понимания характер, пересказывают их по вопросам учителя.

Для обеспечения доступного образования детей с умеренной умственной отсталостью и облегчения труда учителя, в экспериментальном порядке участниками ГЭП школы были составлены специальные «Сборники текстов для чтения» с 4 по 9 год обучения. Тексты подбирались по следующим разделам: «Школа», «Что такое хорошо», «Времена года», «Праздники», «Родина», «Личная безопасность», «Семья», «Безопасность на дорогах».

Для школьников 10 - 12 классов были созданы два сборника текстов: «Сборник художественных текстов» и «Сборник деловых текстов». Сборник художественных текстов состоит из произведений (или отрывков) отечественных и зарубежных авторов наиболее близких по содержанию к интересам учащихся старших классов.

       В деловые тексты включаются инструкции, памятки по применению различных товаров и продуктов, сведения о поведении и ориентировке в общественных местах (транспорт, поликлиника и т.д.), а также другая печатная информация, имеющая практическое значение для жизни в социуме.

Старших школьников следует учить читать и понимать печатные инструкции, связанные с уроками трудового обучения и СБО. Кроме того, учащиеся тренируются в чтении объявлений, памяток, рекомендаций, вывесок на улице, читают короткие статьи из журналов и газет, учатся глобальному чтению (узнаванию) распространенных знаков безопасности и другой информации.Перечисленные умения и навыки по чтению в обязательном порядке должны отрабатываться и использоваться на всех уроках: СБО, естествознания, истории, географии. Предъявляемый на этих уроках текст и вопросы не должны превышать обозначенные выше объемы текстов по чтению.

Следует помнить, что насколько тяжело формируется навык чтения, настолько легко он теряется, разрушается. Учителя, ведущие любой предмет в учреждении VIII вида, в обязательном порядке должны вводить в структуру урока формы работы связанные с чтением и развитием речи. Вопросы техники чтения должны постоянно находиться на контроле учителя, логопеда, администрации.

Методический комментарий.

Для достижения желаемого результата в овладении техникой чтения, в развитии познавательных интересов и развитии личности ребенка предлагается воспользоваться некоторыми методическими рекомендациями практического характера.

* Урок чтения в добукварном и букварном периоде строится из двух частей: основная часть – 30 минут,

вторая часть - 15 минут отводится на адаптацию к образовательной среде, формированию роли ученика, межпредметные связи, в первую очередь с предметом «Развитие речи».

       * Плакат с алфавитом должен находиться в классе (на боковой стене) с тем, чтобы зрительный образ букв был постоянно доступен для работы.

* Желательно, чтобы с первых дней обучения в классе был оформлен стенд «Наш класс», в котором были бы фотографии учеников и около них таблички с именами (размер шрифта не менее 72). Так как этим детям легче воспринимать объект глобально, то они легко и достаточно быстро начинают «читать» не только свое имя, но и запоминают начертание имен одноклассников.

*Так как первичная опора идет на зрительное восприятие, то детям легче искать «свои» буквы в алфавите среди других букв. Такой подход позволяет развивать способность к анализу, к различению и выделению части из целого. Этому способствует также известный психологический феномен – ближе всего человеку его имя. Работа с именами детей способствует также формированию навыков общения, освоению социальной роли ученика и становлению детского коллектива.

* При обучении грамоте, учитель может изменить последовательность изучения алфавита. Например, можно начать с изучения букв, которые являются начальными буквами имен учеников класса или буквами имени одного ученика.

* Уроки чтения рекомендуется проводить поэтапно, сохраняя последовательность хода работы из урока в урок.

ЭТАПЫ


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.