Информационные задачи и особенности бухгалтерского дела на разных стадиях функционирования организации — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Информационные задачи и особенности бухгалтерского дела на разных стадиях функционирования организации

2019-11-11 279
Информационные задачи и особенности бухгалтерского дела на разных стадиях функционирования организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                                                                                    

Целью счетоводства, по мнению ученого Попова А.З., является открытие законов  разумной организации, ведения и ликвидации  хозяй­ства.

Любая организация представляет собой своеобразный организм. Трактовка организации как организма имеет очень давнюю историю. И как каждый организм, каждая организация проходит четыре стадии жизненного цикла: 1.Детство (создание); 2.Юность (рост); 3.Зрелость (зрелость); 4.Старость (спад).

Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на рис.4. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая ее часть с отрицательным наклоном – стадию упадка организации.

Стадиясоздания этоэтап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели яв­ляются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспече­ния ресурсами.

Рисунок 4 - Жизненный цикл организации

Бухгалтерский учет ведется с первых дней самостоятельного существования организации до ее последних дней, т.е. официального закрытия. Бухгалтер одним из первых приходит на предприятие, кода оно еще только создается, участвует в подготовке и регистрации учредительных документов, открывает расчетный счет в банке, ставит организацию на учет в налоговых органах, осуществляет платежи организационных расходов и т. п.  

На этой стадии, как правило, наблюдается рост продаж и убытков, т.к. организация завоевывает рынок.

Начало деятельности характеризуется ограниченным капиталом собственника. На момент инициализации бухгалтерского учета к активам организации относится реальное имущество собственника. Затраты покрываются за счет уменьшения денежных активов. Кредиторская задолженность наращивается. Финансовый результат деятельности – убыток, т.е. реализационные расходы не обеспечены доходами. Бухгалтерский учет нацелен на рост активов и продаж.

Затем наступает стадия роста. Это этап коллективности. Развиваются инновационные процес­сы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Комму­никации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства. Предприятиеосуществляет уставную деятельность, сопровождаемую обычной бухгалтерской работой по сбору, регистрации и обобщению информации об имуществе, обязательствах и источниках средств, их изменении под воздействием хозяйственных операций, учету доходов и расходов, выявлению финансовых результатов деятельности, составлению бухгалтерской отчетности. В ходе этой деятельности возможна реорганизация предприятия, изменение его правового положения и масштабов функционирования путем преобразования, слияния или разделения, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете и соответствующих специальных балансах, без составления которых реорганизация невозможна. 

Эта стадия характеризуется стремительным ростом продаж и некоторым ростом прибылей. Затраты организации на приобретение разного рода материальных ценностей и услуг, необходимых для функционирования, высоки. Активы организации усиленно амортизируются. Деятельность организации может  иметь три варианта финансовых результатов: прибыли и убытки одинаковы; прибыль превалирует над убытками; убытки не перекрываются прибылями.

Третья  - стадия зрелости. Это этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонен­тами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взве­шенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что вы­бытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

На этом этапе происходит выработки структуры. Организация увеличивает вы­пуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная струк­тура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

Стадия зрелости - это стабильность финансово-хозяйственной деятельности организации, высокие экономические показатели. Администрация занята поддержанием сложившихся показателей. На третьей стадии, как и на второй, возможна реорганизация предприятия, изменение его правового положения и масштабов функционирования, что повлечет изменение организационно-методических аспектов учетной политики в целях бухгалтерского и, возможно, налогового учета организации.

Активы в этой стадии развития организации достигают величины, превышающей взносы участников и кредиторскую задолженность. Убытки возможны лишь в результате нерационального потребления ресурсов и неэффективного менеджмента. Прибыль реинвестируется в резервный капитал, в фонды накопления и потребления.

 На этой стадии деятельность организации характеризуется как социально - ориентированная.

Четвертая стадия – стадия  упадка. Это завершающая стадия жизненного цикла хозяйственной организации. В этот период, в результате конкуренции, сокращающегося рынка, организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

На стадии упадка объем работы бухгалтерии увеличивается за счет выполнения и учета целого ряда дополнительных процедур и операций, связанных с ликвидацией, подготовкой различных документов для судебных решений по удовлетворению требований кредиторов, продажи ликвидного имущества, составления ликвидационного баланса и т.д.

Этот период жизни организации характеризуется падением объема продаж и сокращением прибыли, изношенностью производственных и других фондов. Малый объем продаж и реализации обеспечивает скудные финансовые потоки.

Различные стадии жизненного цикла предприятия связаны с особенностями ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. В наибольшей степени эти особенности проявляются при создании, реорганизации предприятия и прекращении его деятельности, когда необходимость составлять вступительный, разделительный, объединительный, санируемый и ликвидационный балансы. В отличие от периодического (месячного, квартального, годового) баланса, формируемого по данным финансовой бухгалтерии, они относятся к разовым, нерегулярно повторяющимся событиям - специальным балансам. 

Периодический бухгалтерский баланс составляется по данным текущего учета предприятия, соблюдающего принцип непрерывности деятельности. Он раскрывает финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, характеризует состав и структуру активов, обязательств и капитала, величину нераспределенной прибыли. Специальные балансы относятся к событиям, имеющим чрезвычайный характер. В их задачи не входит определение финансового результата деятельности и информирование о финансовом положении хозяйствующего субъекта. Чаще всего специальные балансы предназначены для определения и оценки стоимости имущества, вступающего в хозяйственный цикл деятельности при создании и реформировании (преобразовании) предприятия или находящегося по результатам хозяйствования в стадии санации, банкротства и ликвидации. Новое предприятие создается за счет средств учредителей, формирующих его уставный капитал. Ими могут быть юридические и физические лица, в том числе государственные органы и учреждения. Взносы в уставный капитал вновь образуемой хозяйственной организации осуществляются в денежной, материальной и смешанной формах. При учреждении предприятия за счет денежных взносов учредители вносят свои доли в уставный капитал наиболее ликвидными наличными и безналичными денежными средствами. Они отражаются на балансе по номинальной стоимости.

При реорганизации предприятия необходимо составить бухгалтерский реорганизационный баланс. Его основная задача - разграничить финансовые результаты деятельности организации до и после реорганизации. При этом определяется прибыль или убыток от деятельности предприятия прежней правовой формы и создается основа для исчисления финансового результата новой организации.

Умение пользователя бухгалтерской отчетностью определить, на какой стадии развития находится организация — его важная задача. Например, если вы покупаете ак­ции и хотите разбогатеть, но при этом не торопитесь, вам надо выбрать акции организации, находящейся на первой стадии, если торопитесь, то второй. При этом у вас очень большой риск. Если вы не хотите рисковать и довольствуетесь нормальными (средними) дивидендами, то вам следует вкладывать деньги в организацию, находящуюся на третьей стадии. И, наконец, если у вас на руках акции организации, вступившей в четвертую стадию, вам необходимо их продать.

Отсюда следует, что задача администрации сделать все для того, чтобы организации как можно дольше находилась в третьей стадии.

И как иногда опасность, возникающая при болезни, зависит от возраста челове­ка,  так и в данном случае главный бухгалтер -  ответственный финансист -  прежде всего,  должен правильно определять стадию развития организации.

На всех стадиях и, особенно, на стадии начальной, очень важно выбрать обоснованную учетную и балансовую политику и стремиться к тому, чтобы организация находилась как можно дольше в стадии № 3. Бухгалтер, занятый концептуальной реконструкцией фактов, формирует гипотезы возможных решений. И обдумывая их, приходит к вы­водам и заключениям, позволяющим принять правильные решения.

И тут очень важно помнить, что на каждой стадии должно приниматься во внимание изучение причин, приводящих к текущей ситуации.

Аналитическая интерпретация бухгалтерских данных дает достаточно убе­дительную картину о предстоящих нежелательных событиях.

Задачи,  связанные с управлением финансовой деятельностью,   могут быть сведены к одной общей стратегической задаче — увели­чение активов, что позволяет продлить полнокровную зрелость и ото­двинуть неизбежную старость. Таким образом, хорошее управление должно приво­дить к приросту активов. Однако,  чтобы этот прирост был постоянным, организация  должна непрерывно поддерживать платежеспособность и рентабельность.

Бухгалтерская служба, занимаясь профессионально бухгалтерским делом, должна помочь обеспечению устойчивого и эффективного функционирования организации.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.