Тема 3. Сущностные характеристики, проблемы и перспективы развития бухгалтерской профессии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 3. Сущностные характеристики, проблемы и перспективы развития бухгалтерской профессии

2019-11-11 145
Тема 3. Сущностные характеристики, проблемы и перспективы развития бухгалтерской профессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Факторы и перспективы развития бухгалтерской профессии       

                                     

 Американские ученые Дирк Р.А. и  Дэвис Е.А так отзывались о профессии бухгалтера: «Профессии не «создаются законом», не «просто рождаются». Необходимо тщательное обдумывание, планирование и тяжелый труд многих людей для развития концепций, технических навыков, образа действия, проведения исследований, аккумулирования нужной информации об идеалах и работе действительно профессиональной группы.

 Профессия может развиваться только благодаря индивидуальным усилиям многих людей, приверженных идеалам и правилам, которые лишь слабо видны на начальных этапах формирования профессии.

 Возможно, наиболее подходящим атрибутом профессионала должна быть душа, которая вкладывается в выполняемую работу» [38, с. 56].

 Бухгалтер - древняя и востребованная профессия, которая обновляется вместе с обществом. Японский ученый И. Джиннаи   был обеспокоен тем, что во внимание всегда берется одна часть хозяйственного процесса – объекты (ценности) и почти без внимания остается вторая часть – субъекты (люди, участвующие в хозяйственном процессе и их деятельность). Он считал, что развитие учета надо связывать не с регистрацией фактов хозяйственной жизни, а с формированием профессии.

 Английский ученый Т.С. Ямей  считал, что формирование учетной профессии заняло три с половиной века.  

 История современной бухгалтерской науки и, как следствие, профессии бухгалтера, насчитывает несколько столетий.

Развитие бухгалтерской профессии было обусловлено развитием хозяйственного оборота.

По сохранившимся учетным документам видно, какое высокое положение занимали в древности счетные работники, как ценилось их дело. Учет называли тайной богов, в нее посвящали…. Так, в Древнем Египте «главным бухгалтером» гарема фараона был Неферхотеп.  На бухгалтерской стезе он достиг большого почета. Выше признавались только тайные советники и жрецы.

О таких, как Неферхотеп, писали: «Тонкий умом, терпеливый сердцем, радующийся делам праведным, он поворачивается спиной к несправедливости». Его богом был «писец совершенный, чистыми руками, владыка омовений, прогоняющий зло, писец правды, для которого неправда – мерзость, охраняет его письменная трость вседержателя». Всю жизнь Неферхотеп служил ему верой и правдой, а не так, как некоторые: «обманывают пальцами своими» в учете, которых судят, а потом переводят в простые сборщики налогов»[39, с. 85].

В Древнем Риме на должность бухгалтера стремились поступить люди самых блестящих дарований. Так, например, известно, что великий Гораций одно время служил счетоводом при квесторе и даже окончил школу с «коммерческим уклоном». В позднеримском обществе профессия счетовода пользовалась огромным уважением.

Постепенно бухгалтерскому делу стали учить даже в обычных школах. Гораций, вспоминая о своем отце, который, несмотря на бедность, хотел дать ему хорошее образование, писал: «К Флавию в школу, однако, меня не хотел посылать он. В школу, куда сыновья благородных центурионов,  к левой руке подвесив пенали и счетные доски, шли обучаться проценты по идам считать и просрочку» [38, с. 78].

Учет прочно вошел и в культурную жизнь Рима. В литературе, в театре часто встречаются сравнения, ссылки на бухгалтерскую практику. В комедии Плавта «Шкатулка» говорится: «Теперь я желаю уплатить то, что остается за мной, чтобы мое имя было вычеркнуто из домовой книги, и чтобы я ничего не был должен» [38, с. 34]. В комедии «Ослы» сводня говорит юноше: «счет за счет сведен по правде. По деньгам старание» [38, с. 35]. В «Привидениях» молодой человек, купивший рабыню, объясняется ей в любви, любовь взаимная, диалог кончается по - бухгалтерски: «Ну, вот кончен счет, приход с расходом хорошо сошлись у нас: оба любим друг друга, оба стоим этого» [38, с. 42]. Петроний упоминает разбогатевшего на нечистом деле бухгалтера. Звали этого бухгалтера Трималхион. Он любил бухгалтерию  и держал специального раба, который  должен был читать ему за обедом счетную книгу.

Римляне были истинными энтузиастами бухгалтерского учета. Дело доходило до курьезов. Плиний младший рассказывает о правителе одной из провинций Испании Цэцилии Классике, который до такой степени любил бухгалтерию, что записывал в свои счетные книги суммы взяток, полученных им путем вымогательств.

Плиний Старший жизнь каждого человека представлял в виде счетной книги, в  которую «судьбою вносится все выданное и все принятое, а в общем счете смертных получается та и другая страница» [38, с. 40]. И может быть прав Сен-Жюст, сказавший, что «мир опустел после римлян».

С момента  возникновения товарно-денежных отношений и до конца XVII века   появились книгопечатание, двойная запись, развивалась мануфактура, появились систематические и хронологические способы регистрации хозяйственных операций в учетных регистрах (журналы, ведомости и др.), армия счетоводов росла.

В Германии до 1498г. лица, занимавшиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого времени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду.

Вскоре после этого  впервые прозвучало  слово «бухгалтер» (происходит от немецкого: Buch — книга, halter — держатель, буквально «книгодержатель», что в переводе означает «регистратор хозяйственных опера­ций» или «ответственный за организацию и правильное прочтение учет­ных данных»).  Оно появилось в Германии, где 13 февраля 1498г император священной римской империи Максимилиан I подписал следующий указ: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца,  который  ведет  книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер» [38, с. 28].              

В те времена бухгалтерские записи были небрежными, а расчеты - приблизительными  и  ошибочными.  Ученый А.Койе писал о тех счетоводах, что  они просто не умеют считать, т.к. физическая работа для них была куда легче,  чем заполнение учетных регистров и выполнение арифметических расчетов. Б.Паскаль писал по этому поводу в 1645г. -   арифметические расчеты «требуют от несчастных вычислителей глубокого внимания и очень быстро утомляют ум» [38, с. 24].              

Учетный консерватизм и косность людей бухгалтерской профессии царили веками.

С конца XVII века и  до конца XVIII века    бурно развивались производство, торговля, финансовая деятельность, что усложнило учетный процесс и уже требовало более профессиональных качеств от счетоводов.

В России профессия «бухгалтер» появилась только в XVIII веке,  при осуществлении Петром I государственных административных и экономических реформ, когда возникали торговые компании, заводы, фабрики.

В то время счето­водству стали уделять соответствующее внимание, однако ква­лифицированных людей, умеющих правильно и грамотно вести бухгал­терские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был голландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732г. был назначен главным бухгалтером Петербургской таможни.  И вообще, бухгалтерская профессия в России первоначально была представлена образованными немцами, состоящими на русской службе. Поэтому слово немецкого происхождения «бухгалтер» легко прижилось на российской почве.

За период с конца XVIII века  по конец XIX века появились финансовые рынки, бухгалтерские общества, институт аудита. Учетные функции разнообразились и еще более усложнялись.

В конце XIX -  начале XX вв.  наблюдался бурный рост промышленного производства, возникновение акционерного капитала, увеличение капиталовложений, особенно в США и Англии.   Все это дало мощный толчок развитию учетной профессии. В Эдинбурге уже было создано и активно работало «Общество бух­галтеров».   А в 1880г. с одобрения королевы Виктории создан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии. Считается, что с этого момента профессия профессионального бухгалтера получила признание на государственном уровне.    

В 1946г знаменитым французским ученым Ж.Б. Дюмарше был предложен и утвержден Международным конгрессом бухгалтеров профессиональный герб бухгалтера. На этом гербе, признанном в качестве интернациональной эмблемы счетных работников изображены солнце, весы,  кривая Бернулли и начертан девиз: «Наука, доверие, независимость». Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом всей финансово – хозяйственной деятельности, весы — баланс, а кривая Бернулли — символ того, что учет, возникнув однажды, будет существовать вечно.    

Отношение к бухгалтерской профессии изменялось с развитием бухгалтерского учета от практики к науке и от совокупности техни­ческих операций к содержательному элементу управленческой дея­тельности.

В нашей стране бухгалтерский учет также прошел разные стадии развития. До 1917 года работа бухгалтера сводилась в основном к вы­полнению счетоводческих функций.

В 30-х годах прошлого столетия коммунисты подвергли жесткой критике все наработанные основополагающие принципы учета, уличив их в капиталистическом характере.

Стали изгонять лучших бухгалтеров, уничтожая содержательный и живой учет, подменяя его нарастающими отчетными сводками плановиков.

В 1927г.  ученый – бухгалтер Б.А. Борьян так писал о том времени: «Специалисты – бухгалтеры были и остаются на задворках. На них не обращали внимания, с их мнением не считались и не считаются, а пытались без них построить учет и отчетность. Естественно, за дело взялись дилетанты, юркие «оперативники», в результате чего, вместо действительного учета, мы имеем отчетный хаос. Ввиду такого положения вещей отчетные данные страдают дефективностью, цифры являются потолочными, а планы, на них построенные, оказываются нереальными. Так как профессия бухгалтера не пользуется популярностью, многие квалифицированные счетные работники оставляют свою «презренную» профессию и занимаются работой в другой области – в качестве экономистов и др. …Мы очень много требуем от них, забывая, что, возлагая на бухгалтеров все больше обязанностей, мы не создали для них общественной обстановки и правовых условий для их нормальной работы» [39, с. 34].    ч. 9оду в 1645г.,ваниекого учета и отчетности в Российской Федерации

инистр финансов С.

С тех пор теория и, соответственно, практика учета в России стали стремительно деградировать.

Вплоть до середины XX века бухгалтерская профессия предпо­лагала выполнение набора сравнительно простых учетных процедур, механическое отражение стоимостных характеристик хозяйственных операций, последующую группировку и детализацию данных в соответствии с правилами, жестко установленными нормативными документами. Эти обусловило невысокую требовательность к уровню квалификации и профессионального опыта бухгалтера.    На определенном этапе развития бухгалтерского учета для занятия этим видом деятельности достаточно было знания четырех действий арифметики и общих требований к заполнению простейших учетных регистров.

В период плановой экономики это положение изменилось несущественно: деятельность бухгалтера была строго регламентирована инструкциями и положениями Минфина, бухгалтерские работники разных уровней занимались отражением хозяйственных операций и формированием учетных регистров и форм отчетнос­ти. Для этого времени характерно наличие большого числа показа­телей, обязательных к отражению в учете отчетности. Общий объем бухгалтерской отчетности в несколько раз превышал объем отчетности, представляемой в насто­ящее время. Подробная детализация данных позволяла сделать вывод не только о финансовом состоянии предприятия или организации, но и об отдельных сторонах ее деятельности (включая инвестиционную и непроизводственную). Такой подход был обусловлен тем, что основным пользователем бухгалтерской отчетности в тот период являлись государственные органы. Самостоя­тельность отдельных хозяйствующих субъектов была ограниченной.  

На протяжении 70 лет существования в России планово-регулируемой экономики бухгалтерский учет развивался изолированно и не учитывал международных тенденций.

Бухгалтерская информация для целей управления организацией практически не применялась, она поступала в министерства и ведомства для управления на государственном уровне. Бухгалтерская отчетность того времени «должна» была показать выполнение плана организацией в наилучшем свете. От этого зависела зарплата и премиальные. Чем лучше бухгалтер мог «сделать» отчетность, тем больше он ценился, а значит получал большую зарплату. Конечно, отчетность повсеместно искажалась, приукрашивалась. Такие условия и «правила игры» способствовали формированию бухгалтера советского образца – профессионально аморального, беспринципного, безынициативного, слепо выполняющего все команды руководителей.

Безысходность и невозможность предотвращать негативные процессы, вынуждала многих честных людей уходить из профессии.  

Если до революции профессия бухгалтера почиталась и уважалась, то в советские времена превратилась в непопулярную и мало оплачиваемую. Бухгалтерами были, в основном, женщины без образования или со средним образованием. Слово «бухгалтер» стало нарицательным и воплощало самое худшее в чиновничьем аппарате.        

Выдающийся ученый – бухгалтер А. П. Рудановский, заботясь о бухгалтерах-практиках, говорил: «Практикам- счетоводам нужен живой и осмысленный учет, ведущий вперед, ибо хозяйственная жизнь, как всякая жизнь, не ждет тех, кто перебирает четки и мнется на одном месте, а потому я думаю, что надо употребить все усилия, чтобы сдать неподвижное, старое направление счетоводства туда, где место всему отжившему, - в архив, а его два якоря – двойные записи – поднять на борт нового направления учета и смело отдаться движению и исканию в пространстве учета – балансе, новых путей к познанию новых свойств, могущих обогатить сознание счетоводов настолько, чтобы их главная книга стала «книгою живота» и не употреблялась той «книге мертвых», которую египетские жрецы вручали каждому египтянину, но не прежде, чем он становился мумиею, так же как до сих пор жрецы счетоводства неустанно пытаются наделить мертвою бухгалтериею живых счетоводов» [39, с. 46].     

С развитием и усложнением процессов производства и управ­ления постепенно повышались и требования к уровню и составу специальных знаний бухгалтерских работников. В частности, для грамотного отражения в учете данных о составе производственных затрат, о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, процессов формирования и использования прибыли бухгалтер должен был об­ладать знаниями технологии производства, ориентироваться в ос­новах права (для обеспечения юридической чистоты расчетов), а так­же знать механизм управления различными видами ресурсов.

 Труд бухгалтера становится более сложным, необходимым, творческим, углубленным, а его результаты очень сильно влияют на финансовое положение не только конкретной организации, но и общества (государства) в целом                                                                

3.2. Система профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов

 Французский ученый Жан Густав Курсель - Сенель так трактовал природу учета: «Поскольку принципы счетоводства постоянны, постольку бесконечны его приложения. Учить надо не приложением, а принципом» [38, с. 35]. Знание (теория) не заменяет работы (практики). Цель обучения и подготовки бухгалтерских кадров – научить будущих бухгалтеров их профессиональному языку.

С переходом к рыночным отношениям изменились задачи, сто­ящие перед бухгалтерским учетом, и, соответственно, изменилось отношение к бухгалтерской профессии.

В течение нескольких лет отрасли материального производства, и особенно торговли, испыты­вали серьезный дефицит в квалифицированных кадрах.

Положение усложнялось тем, что отсутствовала надлежащая методологическая основа для подготовки бухгалтерских кадров в изменившихся эко­номических условиях. Все это явилось мощным импульсом к разви­тию системы подготовки профессиональных бухгалтеров, в том числе и негосударственными образовательными учреждениями.

К началу XXI века ситуация с обеспеченностью кадрами несколько улучши­лась. Однако возрастающие требования к профессии бухгалтера обус­лавливают необходимость выработки новых и совершенствования действующих методологических подходов к системе образования, а также, необходимость создания системы постоянного повышения квалификации бухгалтерских кадров.

Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:

а) переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике;

б) мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений;

в) разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности;

г) обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации);

д) разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;

е) обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина РФ от 01.07.2004г.№180), при определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров, обращает особое внимание:

а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;

б)  на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;

в)  на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;

г) на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

д)   на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.

В Международные образовательные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанные  Международной федерацией бухгалтеров, в ка­честве обязательных дисциплин включены бихевиоризм и этика.

Мерами по реализации программы реформирования бухгалтерского учета» предусмотре­ны направления в области развития бухгалтерской профессии, под­готовки и повышения квалификации специалистов по бухгалтер­скому учету.

Предусматривается подготовка бухгалтеров по четырем уровням квалификации: бухгалтер с начальным профессиональным образованием (бухгалтер – счетовод); бухгалтер со средним специальным профессиональным образованием (бухгалтер – техник); бухгалтер с высшим профессиональным образованием (бухгалтер – экономист); бухгалтер с дополнительным к  высшему бухгалтерским образованием и практическими профессиональными навыками (профессиональный бухгалтер и аудитор). 

При этом особое место отводится значительному повышению качества подготовки бухгалтеров: знанию современных программных бухгалтерских и аналитических программ, контроль­ных и аналитических процедур, диагностике и мониторингу дея­тельности организаций, стратегическому планированию и модели­рованию развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, но и в специализированных организациях,   объединенных Институтом профессиональных бухгалтеров России и Аудиторской палатой России.

Подготовка профессиональных бухгалтеров ведется по специализациям: профессиональный бухгалтер-главный бухгалтер, бухгалтер — эксперт (консультант) коммерческой организации; профессиональный бухгалтер - финансовый директор (менеджер), финансовый эксперт (консультант) коммерческой организации; профессиональный бухгалтер-директор по управленческому учету коммерческой организации; профессиональный бухгалтер по МСФО; профессиональный бухгалтер бюджетного учреждения.

В России  в настоящее время создана и успешно функционирует система подготовки и переподготовки кадров бух­галтерской службы, которая включает государственные и негосу­дарственные образовательные учреждения среднего и высшего специального образования; курсы переподготовки при учебных заведениях; учебные заведения, осуществляющие начальную подго­товку бухгалтеров; курсы переподготовки при органах отраслевого и ведомственного управления и т.п.    

Бухгалтеру, заботясь о повышении своего профессионально-квалификационного уровня, следует помнить слова великого Аристотеля: «У образования горькие корни, но сладкие плоды» [39, с. 29].                                                      


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.