Российский опыт управления качеством. Развитие систем качества в СССР — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Российский опыт управления качеством. Развитие систем качества в СССР

2019-10-25 255
Российский опыт управления качеством. Развитие систем качества в СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Таблица 4

Развитие систем качества в СССР

Название системы Город и год создания системы Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения
1. БИП (бездефектное изготовление продукции) Саратов, 1955 г. Строгое выполнение технологических операций Единичный: соблюдение нормативно-технической документации. Обобщающий: процент сдачи продукции с первого предъявления Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей Стадия производства
2. СБТ (система бездефектного труда) Львов 1961 г. То же Единичный: соблюдение НТД. Обобщенный: коэффициент качества труда Качество труда исполнителя и коллектива Любая стадия ЖЦП
3. КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) Горький 1958 г. Высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства Отработка конструкции с первых изделий и соответствие НТД Качество труда коллектива и выпускаемой продукции Конструкторская и технологическая подготовка производства
4. НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса двигателей) Ярославль 1964 г. Повышение технического уровня и качества продукции Соответствие плану достигнутого уровня моторесурса Качество продукции и труда коллектива Весь ЖЦП (с приоритетом сферы производства)
5. КСУКП (комплексная система управления качеством продукции) Львов, 1975 г. Управление качеством на базе стандартов, системного подхода Соответствие качества продукции высшим достижениям Качество продукции и труда коллектива То же
б. КСПЭП (комплексная система повышения эффективности производства) Краснодар 1980 г. Управление качеством продукции и эффективностью производства Показатели эффективности производства и обобщающие показатели качества продукции Качество продукции и показатели эффективности производства То же
7. КСУКП и ЭИР (комплексная система управления качеством продукции и эффективностью использования ресурсов) Днепропетровск,1983 г. Управление качеством продукции и эффективностью использования ресурсов Качество продукции и эффективность использования важнейших ресурсов Качество продукции и показатели использования ресурсов То же

Взаимосвязь об­щего менеджмента и менеджмента качества

       Активизация использования в мировой практике международных стандартов ИСО серии 9000, 14000, развитие отраслевых версий стандартов в области управления качеством создают предпосылки для формирования интегрированной системы менеджмента (ИСМ) на предприятиях.

       Наряду с вышеназванными международными стандартами в об­ласти менеджмента качества на региональных и международном уровне создаются стандарты, направленные на обеспечение здоровья и безопасности (стандарт OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) 18001-99 «Система менеджмента в области про­мышленной безопасности и охраны труда. Требования»), социаль­ной ответственности (SA (Social Accountability) 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента»), которые также могут быть включены в формирование ИСМ.

       OHSAS 18001-99 разработан в 1999 г. при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритании, Японии, ЮАР, Ирландии), а также фирм и исследовательских организаций на основе британского стандарта BS 8800-96 «Руководство но системам управления окружающей средой, здоровья и безопасностью персона­ла». OHSAS 18001 ориентирован на создание системы управления охраной труда организации и устанавливает обязательные требова­ния к обеспечению здоровья и безопасности па производстве. Основ­ная цель OHSAS 18000 — обеспечение контроля факторов риска на производстве, которые представляют опасность для персонала пред­приятия. В России принят национальный стандарт Российской Фе­дерации ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности груда. Общие требования к управлению охраной труда в организа­ции», гармонизированный с международным стандартом OHSAS 18001-99.

       SA 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента» разработан в 1997 г. Цель стандарта SA 8000:1997 — улучшение усло­вий труда и жизненного уровня работников. Соответственно идеоло­гия ЗА 8000 основывается на конвенциях ООН по правам ребенка и исключению всех форм дискриминации в отношении женщин, Де­кларации прав человека ООН, на ряде конвенций Международной организации труда (профессиональное здоровье и безопасность, рав­ное вознаграждение за мужской и женский труд и др.). Данный стан­дарт устанавливает критерии для оценки следующих аспектов:

1) детский труд;

2) принудительный труд;

3) здоровье и техника безопасности;

4) свобода профессиональных объединений и право па переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора;

5) дискриминация;

6) дисциплинарные взыскания;

7) рабочее время;

8) компенсация;

9) системы управления.

       Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) понимает­ся система менеджмента организации, построенная на основе соот­ветствия требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента. К основным преимуществам ИСМ относятся следующие:

1) интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации;

2) интегрированная система минимизирует функциональную разоб­щенность в организации, возникающую при разработке автоном­ных систем менеджмента;

3) создание интегрированной системы менее трудоемко, чем несколь­ких параллельных систем;

4) число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах;

5) объем документов в интегрированной системе меньше, чем сум­марный объем документов в нескольких параллельных системах;

6) в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности органи­зации;

7) затраты на разработку, функционирование и сертификацию ин­тегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при не­скольких системах менеджмента.

       При выборе модели интеграции следует ответить на следующие три вопроса:

1.Какой уровень интегрированности приемлем для организации на данном этапе развития нашей системы менеджмента?

2.Как и что с минимальным риском для бюджета и целостности системы менеджмента можно сделать в целях повышения уровня интеграции различных аспектов управления?

3.Какую модель ИСМ принять за основу?

       Единого международного стандарта построения ИСМ не сущест­вует. Между тем необходимость гармонизации существующих стан­дартов, выбора модели стандарта, адекватной потребностям органи­зации, потребовала разработки соответствующего рекомендательно­го документа. С этой целью ИСО разработано руководство ИСО 72:2001 «Руководящие указания по обоснованию и разработке стан­дартов системы менеджмента» (ISO Guide 72:2001), в котором описываются терминология, структура, общие элементы стандартов на разработку систем менеджмента. Разработчикам стан­дартов рекомендуется использовать широко известную модель Деминга — Шухарта РDСА, а также придерживаться модели процесс­ного подхода, на основе которого построен ИСО 9001:2000.

       Существуют следующие варианты формирования ИСМ на прак­тике:

1) формирование аддитивной (от лат. additio— прибавление) моде­ли ИСМ, когда к основной модели системы менеджмента (напри­мер, СМК на соответствие МС ИСО 9001 пли система управ­ления качеством, соответствующая отраслевым стандартам) до­бавляются система экологического менеджмента (СЭМ), система OHSAS, система SA;

2) создание полностью интегрированных моделей, когда ряд систем
менеджмента объединяется в комплекс одновременно.
   
Документальное оформление ИСМ должно базироваться на сле­дующих принципах:

-системность (документация должна быть строго взаимоувязана, хорошо структурирована и распределена по уровням управления);

-адресность (каждый документ должен быть предназначен для конкретной области применения, для конкретных исполнителей и должен иметь ответственных держателей);

-доступность (документация должна быть доступна для пользова­телей и экспертов-аудиторов);

-актуальность (документация должна оперативно отражать все из­менения условий функционирования систем менеджмента, вхо­дящих в ИСМ);

-эффективность (документация должна способствовать уменьше­нию затрат на реализацию процессов менеджмента, обеспечивая при этом их результативность).

       Интегрированные системы менеджмента обладают существен­ным потенциалом для повышения результативности деятельности организации и ее привлекательности для различных групп заинте­ресованных сторон. Среди современных тенденций в области менеджмента качества в странах с развитой рыночной экономикой следует отметить инте­грацию Концепции всеобщего управления качеством (Т QМ) в прак­тику предприятий.

Одним из краеугольных камней современного управления качеством является стандартизация. По определению ИСО «стандартизация - процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобще максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».

       Стандартизация выполняет три социально значимые функции:

· Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

· Закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

· Установление правил применения этих нормативных документов.

В каждом конкретном случае перед стандартизацией могут стоять одна или несколько целей, к числу которых можно отнести, например:

· взаимозаменяемость;

· совместимость;

· унификация;

· безопасность;

· экологическая безопасность;

· защита продукции.

Основополагающими принципами стандартизации являются:

· комплексность стандартизации

· опережающее развитие стандартизации

· классификация

Принцип комплексности стандартизации – систематизация и

оптимальная увязка комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД). НД – документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам и доступные широкому кругу пользователей.

       Основной показатель – коэффициент комплексности стандартизации

                   К компл.станд. = П факт + П общ.,

где П факт – количество фактически разработанной нормативной документации;

       П общ – общее количество НД, необходимое для выпуска продукции требуемого качества – определяется для каждого вида продукции НИИ и проходит апробацию в международной практике.

Принцип опережающего развития стандартизации – это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

       С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте.

       Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжирование по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Общая классификация подразумевает выделение основных классификационных признаков и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе.

Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.

Примеры: УДК – универсальный десятичный классификатор;

                   ОКП – общероссийский классификатор продукции.

Существует несколько методов стандартизации (5):

1. Пассивный – производится стандартизация освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества (требования потребителей во внимание не принимаются).

2. Симплификация (метод ограничений) – сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции (возможности рационального комбинирования марок продукции ограничены).

3. Унификация – рациональное сокращение числа разновидностей (марок, типов, видов) продукции одинакового функционального назначения для взаимозаменяемости видов продукции в потреблении (комбинируя две или более разновидности, можно создавать большую номенклатуру изделий).

4. Типизация – разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики (сокращаются затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса).

5. Агрегирование – компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизованных машин, агрегатов, технических средств и др., обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью. В технологических процессах может выполняться путем разбиения технологии на отдельные укрупненные блоки (облегчает разработку и монтаж технологической линии и обеспечивает взаимозаменяемость отдельных элементов).

До принятия Закона РФ «О стандартизации» в 1993 году регулирование деятельности стандартизации в России осуществлялось постановлениями Правительства и Госстандарта. Характерной особенностью государственных стандартов в то время было то, что, включенные в стандарты характеристики, являлись обязательными, и их нарушение «преследовалось по закону». Но рыночные отношения продиктовали необходимость разделить требования стандартов на обязательные, имеющие общественную значимость, и рекомендуемые, которые могли быть предметом договора между поставщиком и заказчиком. В связи с этим в России в 1993 году первые был принят Закон «О стандартизации».

Так как многие показатели качества существуют в виде конкретных количественных характеристик, то важнейшее значение при управлении качеством имеет единство и точность измерений этих характеристик. Закон «Об обеспечении единства измерений», принятый в 1993 году и направленный на защиту прав граждан от недостоверныx результатов измерений, установил порядок, обеспечивающий единство и точность измерений.

С 2003 года законы о стандартизации и сертификации были отменены в связи с принятием закона «О техническом регулировании в Российской Федерации». Исходной предпосылкой принятого закона стал новый принцип отношений в области качества. В соответствии с этим принципом обеспечение производителями безопасности товаров для людей и окружающей среды должно требовать и контролировать государство, а обеспечение высоких потребительских свойств товаров, не влияющих на безопасность, должна диктовать конкуренция.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений:

Ø в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Ø в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

Ø в области оценки соответствия.

Техническое регулирование включает следующие виды деятельности:

ü разработку и внедрение технических регламентов, в которых устанавливаются обязательные требования по безопасности продукции для населения и окружающей среды;

ü разработку и внедрение стандартов с изложением рекомендуемых характеристик, не влияющих на безопасность;

ü подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов и положениям стандартов путем проведения обязательной или добровольной сертификации, или декларированием соответствия;

ü государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов;

ü аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Основное содержание технического регулирования показано на рис.1.

Рис.1.Основное содержание технического регулирования

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Цель технического регламентирования:

а) защита жизни или здоровья населения и его имущества, а также имущества физических и юридических лиц, государства или муниципальных образований;

б) охрана окружающей среды, фауны и флоры;

в) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей и потребителей.

Технические регламенты устанавливают необходимые требования, способные обеспечить:

ü взрывобезопасность;

ü безопасность излучений;

ü биологическую, промышленную, химическую, электрическую, механическую, пожарную, термическую, ядерную и радиационную безопасность;

ü электромагнитную совместимость для безопасности работы приборов и оборудования;

ü единство измерений.

Стандарт – это документ, в котором в целях многократного добровольного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг,

Цели стандартизации:

ü содействия соблюдению требований технических регламентов;

ü обеспечения научно-технического прогресса;

ü повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

ü рационального использования ресурсов;

ü технической и информационной совместимости;

ü взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации:

ü добровольного применения стандартов;

ü недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

ü применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта.

Документы в области стандартизации:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации по стандартизации;

· стандарты организаций,

· общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.