Тема 1. Качество как объект управления — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 1. Качество как объект управления

2019-10-25 133
Тема 1. Качество как объект управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Качество — это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой». Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал

свойство, реально удовлетворяющее потребителей.

Джуран Дж. рассматривал понятие качества с двух сторон: с

объективной стороны качество — пригодность для использования (соответствие назначению); с субъективной стороны — качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям). Он говорил что качество состоит из 4 элементов: восприятие потребителями дизайна товара; степень, с которой товар соответствует проекту; доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность; доступный сервис.

       Немецкое общество качества дает определение качеству как совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

       В соответствии с определением ИСО качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

       Отсюда видно, что понятие качества не однозначно, а многогранно. Оно включает качество организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции.

       Анализ этих всех определений показывает, что они дополняют друг друга.

Уровень культуры и образования людей делает их все более

разборчивыми и придирчивыми к приобретаемым видам продукции. Более 80% покупателей на мировом рынке приобретая продукцию предпочитают цене качество. Поэтому объективно необходимо его совершенствовать, но до каких пределов? По опыту 15-20% совокупных производственных затрат необходимо вкладывать в качество продукции. Но роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития потребностей людей и совершенствованием технологий производства. Уже в 80-е годы 20 века требования к качеству продукции в мировом масштабе стали определяющими, так как с ним связаны возможности кредитования, инвестиции, предоставление льгот и т.д. Например, в ряде стран Западной Европы без сертификата качества, подтверждающего соответствие международным стандартам, вход на рынок невозможен, а некоторые несертифицированные товары должны продаваться вдвое дешевле. Таким образом, организационно-экономические и технические проблемы, связанные с качеством, давно стали предметом исследования, пути их разрешения превратились в отрасль науки, которую менеджер обязан знать.

В процессе эволюции технологий в мире возникали и распространялись

 следующие комплексы нововведений:

  • Технологический, когда человек интенсивно передавал технике

функции непосредственного воздействия на предметы труда – создавались и распространялись обрабатывающие и измерительные инструменты, устройства, механизмы – как и орудия машин;

  • Энергетический, когда передается человеком технике функции

энергетического обеспечения технологических воздействий – использование машин, которые могут быть автоматизированы, переход к индустриальному развитию;

  • Управленческий, когда передаются человеком технике функций

 управления процессами – происходит переход к использованию автоматов, АСУ, информационных технологий, переход к постиндустриальному развитию.

       В процессе эволюции происходила трансформация вещества, затем вещества и энергии, затем вещества, энергии и информации.

Последовательно возникали и распространялись:

  • Машины для трансформации вещества – МВ;
  • ---------«----------       энергии - МЭ;
  • ----------«---------         информации - МИ.

Далее им на смену стали приходить автоматы:

  • ----------------«----------------------                - АВ;
  • --------------«--------------------                 -- АЭ;
  • -------------«--------------------                -- АИ.

       В процессе передачи технике более простых функций человек за собой оставляет наиболее важные и сложные функции. Функции человека все более сосредоточиваются в сфере управления. Ученые оценивают временные периоды распространения нововведений и эволюции технологий с помощью длительности жизненного цикла укладов в экономике развитых стран. Всего существует 6 укладов. Периоды их распространения следующие:

1 уклад – 1725 г. – 1775 г. – 1875 г. – МВ (начало – максимум – отмирание);

2 уклад – 1775 г. - 1825 г. – 1925 г. - МВ + МЭ;

3 уклад - 1825 г. – 1875 г. – 1975 г. – МВ + МЭ + МИ;

4 уклад - 1875 г. - 1925 г. - 2025 г. - МЭ + МИ + АВ;

5 уклад - 1925 г. – 1975 г. - 2075 г - МИ + АВ + АЭ;

6 уклад - 1975 г. - 2025 г. – 2125 г. – АВ +АЭ +АИ.

       Одновременно в экономике функционирует в основном до 3-х укладов. Эволюция технологий тесно связана с эволюцией форм организации производства, методов управления и понятием качества. В настоящее время понятие качества эволюционировало в экономическую категорию. Все подходы к управлению качеством можно разделить на 2 основных направления: административный и экономический подходы. Административный подход исторически возник раньше. При этом предполагается повышать качество выпускаемой продукции до 100%. Жизненный цикл продукции делится на этапы от маркетинговых исследований и разработок до утилизации или потребления. Находятся этапы и операции, наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению их образования и доведению уровня качества до 100%. При этом получение брака рассматривается как ЧП, которое необходимо устранить любой ценой. По мере смены технологических укладов, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидается. В связи с этим произошла трансформация понятия «качество» в экономическую категорию. Но это не означает, что административный подход не используется. Многие принципы его остаются основополагающими. Однако они обогатились экономическим содержанием. Экономический подход к проблеме качестве основан на том, что расчетный уровень качества продукции ставится в зависимости от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.

       По мере роста затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Рост затрат на обеспечение качества продукции приводит к тому, что наступает предел, соответствующий оптимальному уровню качества продукции. Затраты фирм, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, считаются неизбежными потерями.

       К понятию качества обращаются тогда, когда хотят охарактеризовать:

  • соотношение свойств, отражающих суть проблемы;
  • соотношение предметов между собой;
  • соотношение между явлениями;
  • соотношение между предметами и явлениями.

Работа по повышению качества, ранее начинавшаяся с заключительных

 стадий технологических процессов – контрольных операций, в настоящее время производится на каждой технологической операции, т.е. стала неотъемлемой частью производственного процесса. В связи с тем, что возникший дефект не всегда представляется возможным, то отдельные, уже дефектные, единицы продукции продолжают оставаться в производственном процессе и подвергаются дальнейшей обработке. При низком выходе годных изделий (например 5-30%) их стоимость резко возрастает. В наукоемких областях производства (электронная и др.) выход годных изделий очень мал и работа в области качества стала доминирующей. Здесь ярко проявился экономический подход. От административного осталось лишь то, что потребитель должен получать бездефектную продукцию, т.е. качество продукции должно быть 100%. Таким образом, смена технологических укладов изменяет сущность управления качеством.

       Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.

       Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

       Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли. В результате – увеличивается выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибыли, а это, в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьшению нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений.

       Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:

наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

постоянному совершенствованию техники и организации труда;

внедрению научно-технических достижений в производство;

снижению издержек производства (уменьшению себестои­мости товаров и услуг путем увеличенияпроизводительно­сти труда и уменьшения производственных затрат);

расширению ассортимента;

улучшению торгового и последующего обслуживания по­купателей;

повышению качества товаров.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в це­лом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конку­ренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспече­нию качества в условиях рыночных отношений должна быть при­оритетной.

Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них такие:

существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техни­ки, производства, экономики и всего мирового сообщества;

совершенствование услуг,конструкций выпускаемых това­ров и повышение значимости выполняемых функций;

увеличение объемов производства товаров иоказываемых
услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и
рекламаций;

неприятие потребителями товаров иуслуг с относительно
невысоким уровнем качества;

ужесточение требований к интенсификации производства
и повышению его эффективности как необходимого фак­тора благополучного существования предприятий.

    Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая  часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6% основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уров­ню соответствуют среднестатистическимпоказателям мирового хозяйства.

В последние годы в России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий, соответствующих лучшим мировым иотечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосхо­дит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые ана­логи. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со сто­роны отечественных потребителей на качество продукции и оказы­ваемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям нормативно-технической доку­ментации и др.).

С переходом к рыночным отношениям процесс вывода на ры­нок новых товаров стал стремительным и, нередко — непредсказу­емым. В товар превратились все предметы обихода, орудия труда, машины, здания и даже земля и рабочая сила, приобретаемые на рынке труда собственника средств производства. В связи с этим нередко выявляются противоречия между производством, распре­делением, обменом и потреблением. Конкуренция вынуждает про­изводителя постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, что способствует быстрому развитию производитель­ных сил, постоянным переворотам в технике, которые сопровож­даются ростом масштабов производства, а также углублением раз­деления труда. В связи с этим анализ конкурентоспособности изде­лия становится необходимым процессом в системе управления ка­чеством товара, анализа конкурентного статуса фирмы, ресурсных рынков.

С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкурен­ции) все больше внимания уделяется методам и приемам законода­тельно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним, среди прочего, относится следующее:

  • недобросовестное копирование (имитация) товаров и про­дукции

конкурентов и сбыт по более низким ценам (в ми­ровой практике получившие название пиратства);

  • нарушение качества, стандартов и условий поставок това­ров и услуг;
  • ложнаяинформация и реклама и др.
    Недобросовестнаяконкуренция в большинстве стран запрещается

 положениями законодательства по борьбе с ограничитель­ной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за
монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами. Наиболее детально Правила конкуренции изложены в ст,85, 86 и91 Римского договора о создании Европейского экономического со­общества.В соответствии с этими статьями запрещаются любыесоглашения между предприятиями,имеющими целью воспрепят­ствовать, ограничить или нарушить конкуренцию внутри Европей­ского сообщества (ЕС).

В истории экономического развития общества можно выде­лить три периода (эпохи), которые послужили материальной базой для формирования разных уровней качества жизни:

1) период доиндустриалыюго производства (с начала аграрной
революции — 10 тыс. лет назад, когда возникло сельскохозяйствен­
ное производство) с низким уровнем хозяйственного развития и
потребления;

2) первая промышленная революция (XVIII—XIX вв.), поро­
дившая индустриальное производство, при котором уровень и ка­
чество жизни большинства населения стали возрастать;

3) переход в развитых странах к постиндустриальному, информа­
ционному обществу (в середине XX века), когда резкое повышение
эффективности хозяйственной деятельности в материальном и нема­
териальном производстве создает реальные возможности всесторон­
него улучшения условиил качества жизни широких слоев населения.

          Проблема качества жизни в настоящее время стала играть такую же роль в осмысливании динамики жизни общества, как стремление построить обобщающий показатель развития экономики. В настоящее время таким показателем признан валовой внутренний продукт (ВВП). Однако совершенно ясно, что показатель ВВП нуждается в серьезном дополнении со стороны социальной политики, наиболее функционально связанной с качеством жизни. Социальная политика, как и любая политика вообще, является элементом системы управления. Для проведения социальной политики важно знать в первую очередь тенденции качества жизни. Построение системы управления, таким образом, позволит пе­ренести основные усилия общества на борьбу с негативными про­цессами, а не с их. последствиями. Значительно выгоднее для об­щества не допускать бедность, чем бороться с нею, сократить смер­тность, а не обсуждать желательность миграционного прироста на­селения и. т. д.

Значимость такого направления дел понятна. Концепция ва­лового внутреннего продукта но существу является основой макроэкономики, в которой рассматриваются сугубо экономические от­ношения, в которых человек присутствует только в связи личным потреблением, доходами населения и их влиянием на спрос и на­копления, и наконец, безработицей.

Качество жизни тем выше, чем больше потребностей и инте­ресов людей удовлетворяется. В рамках подхода к каче­ству жизни рассматриваются не только экономические, ни и куль­турные, социальные потребности, потребности в уверенности в   бу­дущем.

Качество жизни отражает закономерное возвышение потребностей  общества, его материальной и духовной культуры, что является следствием роста исовершенствования материального и нематериального производства. Качество жизни выражается через многообразные показатели. К ним относятся:

  • Качество питания;
  • Качество и модность одежды;
  • Комфорт жизни;
  • Качество здравоохранения;
  • Качество образования;
  • Качество сферы обслуживания;
  • Качество окружающей среды, структура досуга;
  • Степень удовлетворения потребностей: в содержательном общении; в знаниях; в творческом труде;
  • Уровень стрессовых состояний;
  • Структура населения и др.

       В России широко распространен 3 уклад – функции управления в производстве выполняет человек. Он должен знать досконально свои станки и оборудование, учитывать их индивидуальные особенности и умело их использовать. Если по всей технологической цепи станки работают качественно, то и качество продукции высокое.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.