Благотворительный Фонд поддержки женщин и детей — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Благотворительный Фонд поддержки женщин и детей

2019-10-25 216
Благотворительный Фонд поддержки женщин и детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Женщины и дети прежде всего»

 

 

Программа

«Мы Сами»

 

Часть I

(первый год обучения)

 

-1-
 
 
 
 
 


 

-2-


 

Программа повышения социальной компетентности

воспитанников образовательных учреждений – детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Программа

«Мы Сами»

 

Часть I

(первый год обучения)


 

 

Глава I

Глава II

Глава III

 

 

Глава IV

Мир, в котором я живу


 

 

Мотивационный блок

Личностный блок

Коммуникативный блок

Взросление

Семья

Досуг

 

 

-3-
 
 
 
 


 

Научный руководитель - доктор психологических наук,

Галина Владимировна Семья


 

Авторский коллектив:


 

Владимирова Н.В., Коблик Е.Г., Делакова Н.В.,


Шаповалова Л.А, Нониева Е.Б., Шашкин С.А.,

Лисовская И.М., Данилов Р.М.

 

Авторы выражают благодарность д.п.н. Семья Г.В., к.п.н. Шмидт В.Р.

 

 

«Мы Сами» - программа повышения социальной компетентности воспитанников

образовательных учреждений – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей.

 

Программа включает 64 сценария занятий, призванных поэтапно формировать у

воспитанников, которым осталось 1-2 года до выпуска, социальную компетент-

ность, что позволит снизить риск дезадаптации при первых шагах вхождения в са-

мостоятельную жизнь. Ключевым моментом программы являются тетради для вос-

питанников по темам, дополнительная информация для ведущего (рекомендации

психологов, педагогов), методическое обеспечение программы (книги), наглядные

пособия, которые помогут ведущему подготовиться к занятиям.

Программа предназначена для педагогов, педагогов-психологов, специалистов об-

разовательных учреждений, прошедших специальные курсы.

 

 

При составлении пособия использовались материалы д.п.н. Семья Г.В., д.п.н. При-

хожан А.М., к.п.н. Толстых Н.Н. д.п.н. Баевой И.Р., к.п.н. Кривцовой С.В., к.п.н.,

Мухаматулиной Е.А., к.п.н. Шмидт В.Р., авторского коллектива Корчаковского цен-

тра молодежных программ «Реальный путь», Санкт-Петербург.

 

Верстка Шинкарев Д.Б., Делакова Н.В.

 

По вопросам обучения по программе обращайтесь в Благотворительный фонд

поддержки женщин и детей «Женщины и дети прежде всего».

129347, Москва, ул. Ротерта, 4, стр.5

тел. 182-12-74, тел./факс 182-67-94

e-mail: [email protected]

www.womenchildrenfirst.org

 

-4-
 


 

 

Рецензия

На программу повышения социальной компетентности воспитанников

Интернатов и детских домов «Мы сами» авторского коллектива Фонда

«Женщины и дети прежде всего», научный руководитель д.психол.н., проф.

Семья Г.В.

 

 

Программа «Мы сами» представляет собой коррекционно-развивающую про-

грамму, направленную на развитие психосоциальной компетентности воспитанников

интернатов и детских домов.

Программа предназначена для подростков 14-16 лет, которым осталось до вы-

пуска 1 - 2 года. При реализации программы в течение одного года занятия в группе

проводятся два раза в неделю и в течение двух лет - один раз в неделю. Программа

может быть использована как психологами, так и педагогами, воспитателями интерна-

тов и детских домов при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Целью программы является содействие в повышении социальной компетенции

воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение

социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навы-

ков, необходимых для самостоятельной жизни.

Данная цель реализуется через:

·развитие способности понимать самого себя и других людей, их взаимоотно-

шения, прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;

·формирование социальных навыков самостоятельного проживания (как устро-

иться на работу, как получить медицинскую помощь, как оплатить квартиру, как про-

должить образование и т. д.):

·формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и

институтами (семьей, медицинскими и образовательными учреждениями, ЖЭК, и др.).

 

 

-5-


 

 

Достоинством данной программы является достаточно полное и обоснованное,

логически простроенное содержание программы, опора на интерактивные формы ра-

боты, использование потенциала группы, осмысление реального опыта участников че-

рез практические занятия. Используемые упражнения и задания адекватны постав-

ленным целям, соответствуют возрасту воспитанников, учитывают социально-

психологические особенности воспитания детей в условиях интерната.

Разработанные материалы (сценарии занятий для педагогов, рабочие тетради для

подростков,) доступны и наглядны, удобны для ведущего. Несомненным достоинст-

вом программы является разработанная методика проведения занятий, в частности ре-

гулярные итоговые занятия ведущего совместно с участниками, использование эле-

ментов диагностики, которая позволяет дополнительно включить рефлексивные ком-

поненты сознания, что способствует целостному восприятию и осмыслению пройден-

ного.

Содержательная часть программы опирается на обширный список современной

литературы по данной тематике.

Реализация программы позволит актуализировать стремление к развитию ком-

муникативных навыков, умению пользоваться справочной литературой, взаимодейст-

вовать с различными структурами, социальному взрослению и нравственной зрелости.

Программа может быть рекомендована к внедрению в интернатных учреждени-

ях, детских домах.

 

 

Е.Н. Богданов

 

 

Заслуженный деятель науки РФ,

академик РАЕН, д.психологических наук

проректор по учебной работе Столичного гуманитарного института

 

-6-
 
 


 

Дорогой ведущий!!!

Вам предстоит вести интересные, простые и, вместе с тем, достаточно непростые

занятия с воспитанниками, посвященные повышению их социальной компетентности.

Для того, чтобы, выйдя из интерната или детского дома, они могли жить и общаться с

окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им

предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Это непростая задача.

Мы предлагаем Вам программу, которая позволит помочь воспитанникам адап-

тироваться в мире, построить хорошие отношения с самими собой, сверстниками, по-

могающими взрослыми (воспитателями, педагогами). Мы очень на это надеемся.

Чтобы у нас все получилось, необходимо, конечно, обладать кое-какими навы-

ками преподавания. Но самое главное – это Ваше желание работать!

Методические материалы: «Тетрадь для ведущего», представленная в виде сце-

нария, «Тетрадь участника» и тематическое планирование Вам в этом помогут.

Однако Вам необходимо понимать, что это не простой урок - это занятие, где Вам

предстоит общаться с участниками, используя необычные формы и техники работы: ро-

левые игры, дискуссии, моделирование образцов поведения, методические истории и

притчи. Важно и место проведения занятия. Занятие проводится в отдельном помещении.

Все участники сидят в кругу. Только так все могут смотреть в глаза друг другу и при этом

учиться не бояться делиться с окружающими своими мыслями и чувствами.

Важна и структура занятий. Привыкание к ней учащихся помогает им войти в

новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Каждое занятие на-

чинается ритуалом приветствия и завершается ритуалом прощания. Группа сама может

выбрать ритуал приветствия и прощания. Пример: начиная занятие, участники произ-

носят любое приветствие, или показывают направлением больших пальцев вниз или

вверх, какое у них сегодня настроение. Возможны и Ваши варианты. Важно, чтобы

этот ритуал всегда выдерживался. Ритуал завершения занятия: Вы подведете с участ -

никами итог, а затем завершите занятие каким-либо упражнением. Пример: упражне-

ние «Спасибо за проведенное занятие» или «Аплодисменты» (см. Приложение 1).

Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и

принятия.

Вводная часть (разминка) включает упражнения, которые помогают ребятам

настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют групповой

сплоченности.

Обсуждение домашнего задания проводится после (вместо) разминки и спо-

собствует закреплению пройденного материала.

Основная часть занятия включает в себя упражнения, игры, приемы, направ-

ленные на решение основных задач программы, работу со словарем.

Обсуждение итогов занятия (рефлексия) – обязательный этап и предпола-

гает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного

обсуждения.

Два первых занятия, с которых Вам предстоит начать программу, так же важны.

Это мотивационные занятия. Они помогут Вам мотивировать воспитанников к участию

в программе, поближе познакомиться. Безусловно, Ваша работа будет более легкой и

эффективной, если все придут добровольно, если администрация и педагогический

коллектив будут информированы о Вашей работе и поддержат Вас в этом начинании.

На занятиях, посвященных мотивации, необходимо подумать, каким образом

Вам лучше общаться с участниками для того, чтобы создать непринужденную безопас-

ную атмосферу. Участники должны чувствовать поддержку окружающих, доверять,

желать продолжать участие в программе. Это не такое простое дело.

Вероятно, Вам потребуется много усилий, чтобы сплотить группу, чтобы ответы

и вопросы участников были откровенны. Только тогда можно говорить об эффективно -

сти и «полезности» тех занятий, которые Вам предстоит вести.

Важное дело - вести занятия! Конечно, в этом Вам помогут разработанные нами ме-

тодические рекомендации. Но! Кто лучше, чем Вы, знает, что и как делать? Ведь только

Вы знаете особенности детей, их потребности, которые вместе с Вами будут участниками

программы. Только Вы в праве выбирать лучшее, что, по вашему мнению, полезно.

Кроме того, мы надеемся на Вашу помощь и отзывы, учитывая Ваш богатый лич-

ный опыт работы с детьми-сиротами. Помните: Вы – главный эксперт в практической

работе с детьми!

Успехов Вам!!!

-7-


 

Литература для дополнительного чтения

 

1. Боулби Джон «Привязанность». Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменской. –

М.:Гардарики, 2003.

 

2. Грецов А. «Практическая психология для мальчиков, или будь сильным и ус-

пешным». СПб.: «Питер»,2005.

 

3. Грецов А. «Практическая психология для девочек, или будь сильным и ус-

пешным». СПб.: «Питер»,2005.

 

4. «Восстановительные процедуры и технологии в профилактике социального

сиротства». Под ред. Дугарской Т.А. - М.:МОО Общественный центр «Судеб-

но-правовая реформа», 2002.

 

5. «Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением». Под ред.

Рожкова М.И. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», М., 2001.

 

6. «Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков».

Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье Рос-

сии».

 

7. Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». - М.:

Просвещение, 1987.

 

8. Евтихов О.В. «Практика психологического тренинга 2». – СПб.: Издательство

«Речь», 2004.

 

9. Забродин Н., Попова М. «Психология в школе». Учебно-методическое посо-

бие для учителей. М., 1994.

 

10.Каппони В.,Новак Т. «Как делать всё по-своему, или Ассертивность—в

жизнь». Пер. с чешского (Серия «Искусство быть») СПб. Издательство «Пи-

тер», 1995.

 

11.Коротаева Е. В. «Хочу, могу, умею!». Обучение, погруженное в общение. –

М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.

 

12.Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» (практическое

руководство для школьного психолога), М., Генезис,1997.

 

13.Кривцова С.В., Мухаматулина Е. «Воспитание: наука хороших привычек».

М.: «Глобус»,1996.

 

14.Куницина В.Н. «Восприятие подростками других людей и себя» — Л.,1972.

 

15.Лакейн А. «Искусство успевать». М.; Агенство «Фаир»,1996.

 

16.Левис Ш. «Ребёнок и стресс». СПб.: «Питер», 1997.

 

17.Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В. «Психогимнастика в

тренинге». Каталог в двух частях. СПб., 1993.

 

18.Микляева А. В. «Я – подросток. Встречи с самим собой». Программа уроков

психологии. (8 класс.) Часть 2; «Я – подросток. Я среди других людей».

Программа уроков психологии(9 класс.) Часть 3. СПб.: Издательство «

Речь», 2003.

 

 

-8-


 

19.Морозова Е.И. «Проблемные дети и дети сироты». Советы воспитателям и

опекунам. «Издательство НЦ ЭНАС» М.,2002.

 

20.Мудрик А.В. «Общение школьников».- М., Знание, 1987.

 

21.Мудрик А. В. «Роль социального окружения в формировании личности под-

ростка».- М., Знание, 1979.

 

22.Нейдхарт Д. «Властелин эмоций». Питер, С - П., 1997.

 

23.Орлов Ю.М. «Самопознание и самовоспитание характера».- М.,1987.

 

24.Пезешкиан Х. «Основы позитивной психотерапии». – Архангельск, 1989.

 

25.Пергаменщик Л.А. «Список Робинзона». Ильин В.П., Минск, 1996.

 

26.Прихожан А.М. «Психокоррекционная работа с тревожными детьми». – В сб.

Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов

под редакцией Дубровиной И.В., Киров: Эниом, 1991.

 

27.Прихожан А.М. Толстых Н.Н. «Психология сиротства». 2-е издание. «Питер»,

2005.

 

28.Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании

и ВИЧ / СПИДу. (Руководство для сотрудников интернатов и детских домов);

Москва, 2002.

 

29.«Психологические тесты для всех». Злата Королёва – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

 

30.Рейнхаррд Л. «Трансформация». – М.,1994.

 

31.Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст». Проблемы становления

личности.- М., Мир, 1994.

 

32.Романова Е.С. «99 популярных профессий. Психологический анализ и про-

фессиограммы». 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

 

33.Ромек В.Г. «Тренинг уверенности в межличностных отношениях».

СПб.: Речь, 2003.

 

34.Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном». –

СПб.: ООО Издательство «Лимбус Пресс», 2004.

 

35.Рудестам К. «Групповая психотерапия». Психокоррекционные группы: тео-

рия и практика. Пер. с англ. Общ. Ред. Петровской Л.А. – М., Прогресс, 1996.

 

36.«Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и под-

ростков в контексте психологической службы», под редакцией И.В. Дубро-

виной, Москва 1995.

 

37.«Саморазрушающее поведение у подростков», сборник научных трудов, Ле-

нинград 1991.

 

38.Селье Г. «Стресс без дистресса». Рига, «Виеда», 1992.

 

39.Семенюк Л.С. «Психологические особенности агрессивного поведения под-

ростков и условия его коррекции». – М., Издательство «Институт практиче-

ской психологии», Воронеж, НПО Модек, 1996.

 

 

-9-


 

40.Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика

наркомании у подростков: От теории к практике. М.: Генезис, 2001.

 

41.Соловов А.В. «Навыки жизни». Программа ранней профилактики химической

зависимости для детей 9 – 12 лет. Научно-методический центр «Диагности-

ка. Адаптация. Развитие» Москва 2000.

 

42.Толстых Н.Н. «Программа развития временной перспективы и способности к

целеполаганию для учащихся 15-17 лет». В кн.: Руководство практического

психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и

старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1995.

 

43.Толстых Н.Н. «Психологическая технология развития временной перспекти-

вы и личностной организации времени». В сб.: Активные методы в работе

школьного психолога. Сборник научных трудов под редакцией Дубровиной

И.В., Киров: Эниом, 1991.

 

44.«Тренинг развития жизненных целей». Под редакцией Трошихиной Е.Г.

СПб.: Речь, 2003.

 

45.«Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной

адаптации». Под ред. Шадуры А.Ф. СПб., 2005.

 

46.Фонтана «Как справиться со стрессом». М.: «Педагогика-пресс», 1995.

 

47.Фопель К. «Энергия паузы». Психологические и упражнения. Пер. с нем. М.:

«Генезис», 2004.

 

48.Фопель К. «Психологические группы». Рабочие материалы для ведущего:

Практическое пособие. Пер. с нем. М.: «Генезис», 1999.

 

49.Фопель К. «Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и

упражнения». Пер. с нем. М.: «Генезис», 2003.

 

50.Фопель К. «Создание команды. Психологические игры и упражнения». «Ге-

незис», 2003.

 

51.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Практическое пособие для

педагогов и школьных психологов. Часть 1. Агрессия и гнев. Достижение ус-

пеха. Повышение самоуважения. Сотрудничество со сверстниками. Решение

проблем и конфликтов. Часть 2. Расслабление. Любознательность. Навыки

учения. Общение. Умение ладить с другими. Часть 3. Умение слушать дру-

гих. Фантазия. Доверие к людям. Сочувствие. Развитие внутренней компе-

тентности. Часть 4. Принадлежность к группе. Умение вступать в контакт.

Чувственное восприятие. Дружелюбие. Самооценка. Пер. с нем. М.: «Гене-

зис», 1998.

 

52.Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» –

Минск: Ильин В.П.,1996.

 

53.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. «Психология саморазвития», Москва, Интер-

пракс, 1995.

 

54.Шрайнер К. «Как снять стресс: 30 способов улучшить своё самочувствие за 3

минуты». М. Изд. группа «Прогресс»; Университет,1993.

 

 

- 10 -


 

Тематическое планирование занятий по программе

«Мы Сами» 1 год обучения.

 

- 11 -
Глава I. Мотивационный блок
Тема Цели и задачи Тестирование
1 Знакомство Формировать мотивацию на участие в занятиях. Выработать правила группы. Узнать ожидания участников от занятий. По- знакомить с программой работы. Дать возможность участникам почувство- вать себя безопасно и комфортно в группе. Опросник ожида- ний от программы
2 Мое пространство Формировать мотивацию на участие в программе «Мы Сами». Дать возможность участникам почув- ствовать себя безопасно и комфортно в группе. Актуализировать опыт от- ношений с другими людьми и пред- ставления об свободе выбора, об от- ветственности за свой выбор, отно- шениях с другими. Методика «Дерево» Тематический опросник

Глава II. Личностный блок

1 Представление о себе Расширять представления о себе, своих особенностях, формировать способность понимать себя и других. Тест «Ладошка». Карта наблюдений социальной адап- тации. 2 Мой внутренний мир Дать представление о мире внутренних переживаний, ориентировать на ис- следование своего внутреннего мира. Исследование само- оценки по методике Дембо-Рубинштейн 3 Ценности личности Дать представление о личностных ценностях, об уникальности каждого человека.   4 Мои ресурсы Учить осознавать собственные ресур- сы. Познакомить с разнообразием ре- сурсов личности, которые способст- вуют социальной адаптации. Иссле- довать собственные ресурсы.   5 Я глазами других Способствовать формированию адек- ватной самооценки. Формировать представление о различных социаль- ных ролях.   6 Мои документы Познакомить с основными документа- ми гражданина, проживающего на территории РФ, с их предназначени- ем, правилами получения и хранения.  

 


 

- 12 -
Глава III.Коммуникативный блок
Тема Цели и задачи Тестирование
1 Как мы общаемся без слов Формировать навыки эффективного общения (невербального).  
2 Как мы разговариваем Формировать навыки эффективного общения (вербального), создать ус- ловия для формулирования участни- ками правил эффективного общения.  
3 Барьеры в общении. Манипуляции Дать представление о коммуникатив- ных барьерах, совершенствовать на- выки их преодоления. Познакомить с формами манипуляций в общении.  
4 Что такое уверенное поведение Дать представление об уверенном по- ведении. Совершенствовать навыки уверенного поведения в общении.  
5 Дружба Формировать представление о сети социальной поддержки. Формировать навыки дружеских от- ношений.  
6 Взрослые и подростки Развивать способность строить дове- рительные отношения с помогающими взрослыми.  
7 Конфликты и как им противостоять Дать представление о роли конфлик- тов в отношениях. Формировать на- выки бесконфликтного общения.  
8 Стресс и как им управлять Познакомить с понятием стресса и формировать позитивное отношение к нему. Формировать навыки распозна- вания стрессового состояния у себя и другого.  
9 Я управляю стрессом Познакомить со способами преодоле- ния стресса, способствовать осозна- нию личных ресурсов. Формировать навыки преодоления стресса. Тест «Индикатор стратегий преодо- ления стресса» Д.Амирхан
10 Толерантность Познакомить с понятием «толерант- ность». Способствовать осознанию собствен- ной уникальности и уникальности другого. Учить терпимо относиться друг к другу  
11 Я и другие Проверить и закрепить знания и уме- ния по темам личностного и коммуни- кативного блоков. Методика «Дерево»

 


 

- 13 -
Глава IV. Мир, в котором я живу Взросление
Тема Цели и задачи Тестирова- ние
1 Взросление Расширить представление о взрослении как балансе возможностей и ответственности. Актуализировать личный опыт участников. Информировать о разной степени юридиче- ской ответственности в соответствии с Гра- жданским Кодексом РФ.  
2 Два мира Расширить представления о гендерных ро- лях. Помочь в осознании потребностей, как своих, так и противоположного пола. Формировать навыки общения.  
3 Непростые ситуации Формировать ответственное отношение к жизни на примере «непростых ситуаций». Формировать навык ассертивного поведения в межличностном взаимодействии. Познако- мить с некоторыми законами, определяющими права и ответственность участников «непро- стых ситуаций».  
4 Мой выбор Актуализировать опыт межличностных от- ношений. Помочь осознать и принять чувст- ва, связанные с взрослением. Формировать навык ассертивного поведения, противо- стояния манипуляциям в межличностных от- ношениях. Контроль знаний

Семья

1 Откуда я родом? Помочь осознать и принять свой опыт прожи- вания в семье. Дать возможность участникам принять прошлое, осознать настоящее и за- думаться о будущем.  
2 Зачем нужна семья? Помочь осознать значение семьи в жизни человека. Дать возможность на примерах осознать, что семейная история зависит от того, насколько активно человек решает свою судьбу. Дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем.  
3 Родня? Дать представление о том, что за стенами интерната или детского дома люди живут по определенным нормам и правилами. Форми- ровать представление о браке и семье, о нормах и правилах (моральном кодексе), по которым живет семья. Познакомить с закона- ми, определяющими жизнь семьи в обществе, с Семейным кодексом РФ.  
4 Быть ли отцом (матерью)? Дать возможность позитивного принятия бу- дущего. Способствовать формированию представления о правах и обязанностях ро- дителей, об ответственности родителей за воспитание детей. Познакомить с законами, охраняющими права детей. Помочь позитив- но представить собственное будущее. Спо- собствовать осознанию важности предстоя- щей роли родителя. Отработать навык ас- сертивного поведения. Познакомить на при- мерах с Конвенцией о правах ребенка, Се- мейным кодексом.  

 


 

- 14 -
5 Можно ли жить без ссор и скандалов? Дать возможность осознать, что конфликты возникают там, где нет доверия и согласия между людьми. На примерах из жизни дать представление о конфликтных ситуациях, которые могут возникать в семье, о том как их решать. Формирование навыков бес- конфликтного взаимодействия.  
6 Секреты семейного счастья Дать возможность позитивного восприятия своего будущего. Формировать позитив- ный образ семьи в жизни человека. Фор- мировать навык ассертивного поведения. Контроль знаний
  Досуг    
1 Мой досуг Актуализировать опыт проведения сво- бодного времени. Расширить представле- ние о различных способах проведения до- суга, формировать сознательное отноше- ние к планированию своего свободного времени.  
2 Праздник Расширить представление о способах про- ведения досуга. Моделирование поведе- ния в ситуациях, связанных с организаци- ей свободного времени, с оказанием эмо- циональной поддержки, умением просить и давать эту поддержку окружающим. Формировать навыки общения в ситуациях свободного выбора.  
3 Практикум Формировать умения планировать и проводить досуг. Контроль знаний

 


 

программа повышения социальной компетентности

«Мы Сами»

 

 

Глава I

 

 

Мотивационный

блок

 

 

- 15 -


 

- 16 -


 

«Мотивационный блок»

Занятие № 1. «Знакомство»

 

Цель: формировать мотивацию на участие в занятиях.

Задачи:

·         выработать правила группы;

·         узнать ожидания участников от занятий;

·         познакомить с программой работы;

·         дать возможность участникам почувствовать себя безо-

пасно и комфортно в группе.

Ведущему!

Мотивационный блок открывает программу, поэтому в начале занятий для

ведущего важными являются задачи формирования сплоченности группы, выра-

ботки групповых правил, мотивирования на занятия, знакомство с личностными

особенностями подростков. Это происходит непосредственно в процессе знакомст -

ва участников группы со своими особенностями в отношениях с другими, что со-

ставляет основную специфику и трудность проведения первых двух занятий.

 

 

Вводная часть.

Вводные слова ведущего.

«Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, человек в ранней юно-

сти неизбежно сталкивается с целым рядом вопросов. Например, с такими: «Кто же

я сам в этом мире?», «Какое мое место в нем?», «Как относится ко мне мир?», «Как

я сам отношусь к этому миру?». Поиски в ранней юности (и не только в это время)

ответов на данные и подобные им вопросы можно назвать сущностью самоопреде-

ления в мире.

Но что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы го-

ворим «мир» и подразумеваем всю планету, все, что нас окружает. И, естественно,

на любых этапах жизни человек стремится занять в той или иной степени свое ме -

сто в мире (или выяснить, какое место он уже занял).

 

- 17 -
Этап Содержание Время Оборудование
       
Вводная часть Вводные слова ведущего Упражнение «Знакомство» Упражнение «Городок» 5 мин 10 мин 10 мин  
Основная часть Заполнение опросника «Ожи- дания» Беседа о необходимости со- блюдать правила групповой работы. Выработка и принятие правил группы. Разминка «Имя и качество» Выработка и принятие ритуа- лов приветствия и окончания занятий. 5 мин 20 мин 5 мин 20 мин Лист бумаги формата А4 для записи, флома- стеры. Тетрадь участника, блан- ки опросника «Ожидания»
Заключительная часть Подведение итогов участника- ми Подведение итогов ведущим 10 мин  
Ритуал завершения   5 мин  

 


 

Но есть та сфера в мире, познать которую стремятся все. Та сфера, найти

свое место в которой важно для каждого. Это - сфера взаимоотношений с самим

собой, с окружающими людьми.

Итак, в возрасте 14-17 лет определить свое место в мире – значит, в первую

очередь, определить свои отношения с самим собой и с окружающими людьми:

сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Таким образом, участие может, прежде всего, помочь каждому из вас осоз-

нать свои взаимоотношения с миром, разобраться в волнующих вас вопросах; по-

нять себя, выстроить отношения с другими людьми. Занятия помогут научиться

общаться, научиться разрешать конфликты, строить свою жизнь так, чтобы жела-

ния превращались в реальность. Это возможно. Ведь кто-то так и живет. Почему?

Вероятно, он что-то знает и умеет, чему предстоит научиться и нам.

Итак: участие позволит вам познать самих себя, и, в конечном итоге, влиять

на собственную жизнь».

Упражнение «Знакомство»

Цель: способствовать преодолению барьеров, мышечных зажимов и снятию

напряжения.

Ведущий: «Встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, шагнет вперед

и сделает какое-то движение или встанет в какую-либо позу, то есть представит

так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет:

раз, два, три! - все вместе повторим его имя и движение».

Упражнение «Городок»

Цель: способствовать преодолению барьеров, мышечных зажимов и снятию

напряжения.

Участники стоят посередине комнаты.

Ведущий: «Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала

в маленький городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого мы по -

стараемся соблюдать их обычаи: ровно в полдень все приходят на центральную

площадь и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способа -

ми.

1. Когда они слышат один удар колокола, каждый подходит к партнеру и при-

касается к его локтю своим локтем;

2. Когда слышат два удара, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера;

3. Когда слышат третий удар колокола, они три раза прикасаются лбами».

(Ударом колокола может быть хлопок в ладоши, который делает тренер).

Тренер подает сигналы в любом порядке, после четырех пяти приветствий

тренер просит участников посмотреть внимательно и убедиться, что они попривет-

ствовали всех.

Ведущему!

Можно использовать любое другое упражнение на снятие напряжения.

Основная часть

Участникам предлагается подумать, что бы они хотели узнать о себе, других,

о чем-то новом и интересном, о том, почему одни люди счастливы, а другие - не

очень, почему кому-то везет, а кому-то - не очень и пр. Именно этому будут по-

священы предстоящие занятия.

Участникам предлагается высказать свои ожидания или пожелания относи-

тельно тем предстоящих занятий и заполнить опросник «ОЖИДАНИЯ».

Обобщая пожелания участников, ведущий сообщает, что предполагается об-

суждать вопросы, которые всегда волновали юношей и девушек на пороге взрос-

лой жизни: цель и смысл жизни, свобода и ответственность, эмоции и чувства, же-

лания и потребности, любовь и дружба и т.п. Необходимо обратить внимание уча-

стников, что круг предлагаемых тем зачастую носит личный и даже интимный ха-

рактер, обсуждать их непросто. Поэтому тем более необходимо заранее догово-

риться о правилах, которые будут соблюдаться на тренинге.

- 18 -


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.