История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-10-25 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Женщины и дети прежде всего»
Программа
«Мы Сами»
Часть I
(первый год обучения)
-1-
-2-
Программа повышения социальной компетентности
воспитанников образовательных учреждений – детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа
«Мы Сами»
Часть I
(первый год обучения)
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Мир, в котором я живу
Мотивационный блок
Личностный блок
Коммуникативный блок
Взросление
Семья
Досуг
-3-
Научный руководитель - доктор психологических наук,
Галина Владимировна Семья
Авторский коллектив:
Владимирова Н.В., Коблик Е.Г., Делакова Н.В.,
Шаповалова Л.А, Нониева Е.Б., Шашкин С.А.,
Лисовская И.М., Данилов Р.М.
Авторы выражают благодарность д.п.н. Семья Г.В., к.п.н. Шмидт В.Р.
«Мы Сами» - программа повышения социальной компетентности воспитанников
образовательных учреждений – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Программа включает 64 сценария занятий, призванных поэтапно формировать у
воспитанников, которым осталось 1-2 года до выпуска, социальную компетент-
ность, что позволит снизить риск дезадаптации при первых шагах вхождения в са-
мостоятельную жизнь. Ключевым моментом программы являются тетради для вос-
питанников по темам, дополнительная информация для ведущего (рекомендации
психологов, педагогов), методическое обеспечение программы (книги), наглядные
пособия, которые помогут ведущему подготовиться к занятиям.
Программа предназначена для педагогов, педагогов-психологов, специалистов об-
|
разовательных учреждений, прошедших специальные курсы.
При составлении пособия использовались материалы д.п.н. Семья Г.В., д.п.н. При-
хожан А.М., к.п.н. Толстых Н.Н. д.п.н. Баевой И.Р., к.п.н. Кривцовой С.В., к.п.н.,
Мухаматулиной Е.А., к.п.н. Шмидт В.Р., авторского коллектива Корчаковского цен-
тра молодежных программ «Реальный путь», Санкт-Петербург.
Верстка Шинкарев Д.Б., Делакова Н.В.
По вопросам обучения по программе обращайтесь в Благотворительный фонд
поддержки женщин и детей «Женщины и дети прежде всего».
129347, Москва, ул. Ротерта, 4, стр.5
тел. 182-12-74, тел./факс 182-67-94
e-mail: [email protected]
www.womenchildrenfirst.org
-4-
Рецензия
На программу повышения социальной компетентности воспитанников
Интернатов и детских домов «Мы сами» авторского коллектива Фонда
«Женщины и дети прежде всего», научный руководитель д.психол.н., проф.
Семья Г.В.
Программа «Мы сами» представляет собой коррекционно-развивающую про-
грамму, направленную на развитие психосоциальной компетентности воспитанников
интернатов и детских домов.
Программа предназначена для подростков 14-16 лет, которым осталось до вы-
пуска 1 - 2 года. При реализации программы в течение одного года занятия в группе
проводятся два раза в неделю и в течение двух лет - один раз в неделю. Программа
может быть использована как психологами, так и педагогами, воспитателями интерна-
тов и детских домов при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Целью программы является содействие в повышении социальной компетенции
воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение
социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навы-
ков, необходимых для самостоятельной жизни.
Данная цель реализуется через:
·развитие способности понимать самого себя и других людей, их взаимоотно-
|
шения, прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;
·формирование социальных навыков самостоятельного проживания (как устро-
иться на работу, как получить медицинскую помощь, как оплатить квартиру, как про-
должить образование и т. д.):
·формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и
институтами (семьей, медицинскими и образовательными учреждениями, ЖЭК, и др.).
-5-
Достоинством данной программы является достаточно полное и обоснованное,
логически простроенное содержание программы, опора на интерактивные формы ра-
боты, использование потенциала группы, осмысление реального опыта участников че-
рез практические занятия. Используемые упражнения и задания адекватны постав-
ленным целям, соответствуют возрасту воспитанников, учитывают социально-
психологические особенности воспитания детей в условиях интерната.
Разработанные материалы (сценарии занятий для педагогов, рабочие тетради для
подростков,) доступны и наглядны, удобны для ведущего. Несомненным достоинст-
вом программы является разработанная методика проведения занятий, в частности ре-
гулярные итоговые занятия ведущего совместно с участниками, использование эле-
ментов диагностики, которая позволяет дополнительно включить рефлексивные ком-
поненты сознания, что способствует целостному восприятию и осмыслению пройден-
ного.
Содержательная часть программы опирается на обширный список современной
литературы по данной тематике.
Реализация программы позволит актуализировать стремление к развитию ком-
муникативных навыков, умению пользоваться справочной литературой, взаимодейст-
вовать с различными структурами, социальному взрослению и нравственной зрелости.
Программа может быть рекомендована к внедрению в интернатных учреждени-
ях, детских домах.
Е.Н. Богданов
Заслуженный деятель науки РФ,
академик РАЕН, д.психологических наук
проректор по учебной работе Столичного гуманитарного института
-6-
Дорогой ведущий!!!
Вам предстоит вести интересные, простые и, вместе с тем, достаточно непростые
занятия с воспитанниками, посвященные повышению их социальной компетентности.
Для того, чтобы, выйдя из интерната или детского дома, они могли жить и общаться с
|
окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им
предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Это непростая задача.
Мы предлагаем Вам программу, которая позволит помочь воспитанникам адап-
тироваться в мире, построить хорошие отношения с самими собой, сверстниками, по-
могающими взрослыми (воспитателями, педагогами). Мы очень на это надеемся.
Чтобы у нас все получилось, необходимо, конечно, обладать кое-какими навы-
ками преподавания. Но самое главное – это Ваше желание работать!
Методические материалы: «Тетрадь для ведущего», представленная в виде сце-
нария, «Тетрадь участника» и тематическое планирование Вам в этом помогут.
Однако Вам необходимо понимать, что это не простой урок - это занятие, где Вам
предстоит общаться с участниками, используя необычные формы и техники работы: ро-
левые игры, дискуссии, моделирование образцов поведения, методические истории и
притчи. Важно и место проведения занятия. Занятие проводится в отдельном помещении.
Все участники сидят в кругу. Только так все могут смотреть в глаза друг другу и при этом
учиться не бояться делиться с окружающими своими мыслями и чувствами.
Важна и структура занятий. Привыкание к ней учащихся помогает им войти в
новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Каждое занятие на-
чинается ритуалом приветствия и завершается ритуалом прощания. Группа сама может
выбрать ритуал приветствия и прощания. Пример: начиная занятие, участники произ-
носят любое приветствие, или показывают направлением больших пальцев вниз или
вверх, какое у них сегодня настроение. Возможны и Ваши варианты. Важно, чтобы
этот ритуал всегда выдерживался. Ритуал завершения занятия: Вы подведете с участ -
никами итог, а затем завершите занятие каким-либо упражнением. Пример: упражне-
ние «Спасибо за проведенное занятие» или «Аплодисменты» (см. Приложение 1).
Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и
принятия.
Вводная часть (разминка) включает упражнения, которые помогают ребятам
|
настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют групповой
сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (вместо) разминки и спо-
собствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя упражнения, игры, приемы, направ-
ленные на решение основных задач программы, работу со словарем.
Обсуждение итогов занятия (рефлексия) – обязательный этап и предпола-
гает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного
обсуждения.
Два первых занятия, с которых Вам предстоит начать программу, так же важны.
Это мотивационные занятия. Они помогут Вам мотивировать воспитанников к участию
в программе, поближе познакомиться. Безусловно, Ваша работа будет более легкой и
эффективной, если все придут добровольно, если администрация и педагогический
коллектив будут информированы о Вашей работе и поддержат Вас в этом начинании.
На занятиях, посвященных мотивации, необходимо подумать, каким образом
Вам лучше общаться с участниками для того, чтобы создать непринужденную безопас-
ную атмосферу. Участники должны чувствовать поддержку окружающих, доверять,
желать продолжать участие в программе. Это не такое простое дело.
Вероятно, Вам потребуется много усилий, чтобы сплотить группу, чтобы ответы
и вопросы участников были откровенны. Только тогда можно говорить об эффективно -
сти и «полезности» тех занятий, которые Вам предстоит вести.
Важное дело - вести занятия! Конечно, в этом Вам помогут разработанные нами ме-
тодические рекомендации. Но! Кто лучше, чем Вы, знает, что и как делать? Ведь только
Вы знаете особенности детей, их потребности, которые вместе с Вами будут участниками
программы. Только Вы в праве выбирать лучшее, что, по вашему мнению, полезно.
Кроме того, мы надеемся на Вашу помощь и отзывы, учитывая Ваш богатый лич-
ный опыт работы с детьми-сиротами. Помните: Вы – главный эксперт в практической
работе с детьми!
Успехов Вам!!!
-7-
Литература для дополнительного чтения
1. Боулби Джон «Привязанность». Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменской. –
М.:Гардарики, 2003.
2. Грецов А. «Практическая психология для мальчиков, или будь сильным и ус-
пешным». СПб.: «Питер»,2005.
3. Грецов А. «Практическая психология для девочек, или будь сильным и ус-
пешным». СПб.: «Питер»,2005.
4. «Восстановительные процедуры и технологии в профилактике социального
сиротства». Под ред. Дугарской Т.А. - М.:МОО Общественный центр «Судеб-
но-правовая реформа», 2002.
5. «Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением». Под ред.
Рожкова М.И. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», М., 2001.
|
6. «Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков».
Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье Рос-
сии».
7. Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». - М.:
Просвещение, 1987.
8. Евтихов О.В. «Практика психологического тренинга 2». – СПб.: Издательство
«Речь», 2004.
9. Забродин Н., Попова М. «Психология в школе». Учебно-методическое посо-
бие для учителей. М., 1994.
10.Каппони В.,Новак Т. «Как делать всё по-своему, или Ассертивность—в
жизнь». Пер. с чешского (Серия «Искусство быть») СПб. Издательство «Пи-
тер», 1995.
11.Коротаева Е. В. «Хочу, могу, умею!». Обучение, погруженное в общение. –
М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.
12.Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» (практическое
руководство для школьного психолога), М., Генезис,1997.
13.Кривцова С.В., Мухаматулина Е. «Воспитание: наука хороших привычек».
М.: «Глобус»,1996.
14.Куницина В.Н. «Восприятие подростками других людей и себя» — Л.,1972.
15.Лакейн А. «Искусство успевать». М.; Агенство «Фаир»,1996.
16.Левис Ш. «Ребёнок и стресс». СПб.: «Питер», 1997.
17.Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В. «Психогимнастика в
тренинге». Каталог в двух частях. СПб., 1993.
18.Микляева А. В. «Я – подросток. Встречи с самим собой». Программа уроков
психологии. (8 класс.) Часть 2; «Я – подросток. Я среди других людей».
Программа уроков психологии(9 класс.) Часть 3. СПб.: Издательство «
Речь», 2003.
-8-
19.Морозова Е.И. «Проблемные дети и дети сироты». Советы воспитателям и
опекунам. «Издательство НЦ ЭНАС» М.,2002.
20.Мудрик А.В. «Общение школьников».- М., Знание, 1987.
21.Мудрик А. В. «Роль социального окружения в формировании личности под-
ростка».- М., Знание, 1979.
22.Нейдхарт Д. «Властелин эмоций». Питер, С - П., 1997.
23.Орлов Ю.М. «Самопознание и самовоспитание характера».- М.,1987.
24.Пезешкиан Х. «Основы позитивной психотерапии». – Архангельск, 1989.
25.Пергаменщик Л.А. «Список Робинзона». Ильин В.П., Минск, 1996.
26.Прихожан А.М. «Психокоррекционная работа с тревожными детьми». – В сб.
Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов
под редакцией Дубровиной И.В., Киров: Эниом, 1991.
27.Прихожан А.М. Толстых Н.Н. «Психология сиротства». 2-е издание. «Питер»,
2005.
28.Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании
и ВИЧ / СПИДу. (Руководство для сотрудников интернатов и детских домов);
Москва, 2002.
29.«Психологические тесты для всех». Злата Королёва – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
30.Рейнхаррд Л. «Трансформация». – М.,1994.
31.Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст». Проблемы становления
личности.- М., Мир, 1994.
32.Романова Е.С. «99 популярных профессий. Психологический анализ и про-
фессиограммы». 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
33.Ромек В.Г. «Тренинг уверенности в межличностных отношениях».
СПб.: Речь, 2003.
34.Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном». –
СПб.: ООО Издательство «Лимбус Пресс», 2004.
35.Рудестам К. «Групповая психотерапия». Психокоррекционные группы: тео-
рия и практика. Пер. с англ. Общ. Ред. Петровской Л.А. – М., Прогресс, 1996.
36.«Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и под-
ростков в контексте психологической службы», под редакцией И.В. Дубро-
виной, Москва 1995.
37.«Саморазрушающее поведение у подростков», сборник научных трудов, Ле-
нинград 1991.
38.Селье Г. «Стресс без дистресса». Рига, «Виеда», 1992.
39.Семенюк Л.С. «Психологические особенности агрессивного поведения под-
ростков и условия его коррекции». – М., Издательство «Институт практиче-
ской психологии», Воронеж, НПО Модек, 1996.
-9-
40.Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика
наркомании у подростков: От теории к практике. М.: Генезис, 2001.
41.Соловов А.В. «Навыки жизни». Программа ранней профилактики химической
зависимости для детей 9 – 12 лет. Научно-методический центр «Диагности-
ка. Адаптация. Развитие» Москва 2000.
42.Толстых Н.Н. «Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для учащихся 15-17 лет». В кн.: Руководство практического
психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и
старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1995.
43.Толстых Н.Н. «Психологическая технология развития временной перспекти-
вы и личностной организации времени». В сб.: Активные методы в работе
школьного психолога. Сборник научных трудов под редакцией Дубровиной
И.В., Киров: Эниом, 1991.
44.«Тренинг развития жизненных целей». Под редакцией Трошихиной Е.Г.
СПб.: Речь, 2003.
45.«Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной
адаптации». Под ред. Шадуры А.Ф. СПб., 2005.
46.Фонтана «Как справиться со стрессом». М.: «Педагогика-пресс», 1995.
47.Фопель К. «Энергия паузы». Психологические и упражнения. Пер. с нем. М.:
«Генезис», 2004.
48.Фопель К. «Психологические группы». Рабочие материалы для ведущего:
Практическое пособие. Пер. с нем. М.: «Генезис», 1999.
49.Фопель К. «Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и
упражнения». Пер. с нем. М.: «Генезис», 2003.
50.Фопель К. «Создание команды. Психологические игры и упражнения». «Ге-
незис», 2003.
51.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Практическое пособие для
педагогов и школьных психологов. Часть 1. Агрессия и гнев. Достижение ус-
пеха. Повышение самоуважения. Сотрудничество со сверстниками. Решение
проблем и конфликтов. Часть 2. Расслабление. Любознательность. Навыки
учения. Общение. Умение ладить с другими. Часть 3. Умение слушать дру-
гих. Фантазия. Доверие к людям. Сочувствие. Развитие внутренней компе-
тентности. Часть 4. Принадлежность к группе. Умение вступать в контакт.
Чувственное восприятие. Дружелюбие. Самооценка. Пер. с нем. М.: «Гене-
зис», 1998.
52.Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» –
Минск: Ильин В.П.,1996.
53.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. «Психология саморазвития», Москва, Интер-
пракс, 1995.
54.Шрайнер К. «Как снять стресс: 30 способов улучшить своё самочувствие за 3
минуты». М. Изд. группа «Прогресс»; Университет,1993.
- 10 -
Тематическое планирование занятий по программе
«Мы Сами» 1 год обучения.
- 11 -
|
Глава II. Личностный блок
- 12 -
|
- 13 -
|
- 14 -
|
программа повышения социальной компетентности
«Мы Сами»
Глава I
Мотивационный
блок
- 15 -
- 16 -
«Мотивационный блок»
Занятие № 1. «Знакомство»
Цель: формировать мотивацию на участие в занятиях.
Задачи:
· выработать правила группы;
· узнать ожидания участников от занятий;
· познакомить с программой работы;
· дать возможность участникам почувствовать себя безо-
пасно и комфортно в группе.
Ведущему!
Мотивационный блок открывает программу, поэтому в начале занятий для
ведущего важными являются задачи формирования сплоченности группы, выра-
ботки групповых правил, мотивирования на занятия, знакомство с личностными
особенностями подростков. Это происходит непосредственно в процессе знакомст -
ва участников группы со своими особенностями в отношениях с другими, что со-
ставляет основную специфику и трудность проведения первых двух занятий.
Вводная часть.
Вводные слова ведущего.
«Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, человек в ранней юно-
сти неизбежно сталкивается с целым рядом вопросов. Например, с такими: «Кто же
я сам в этом мире?», «Какое мое место в нем?», «Как относится ко мне мир?», «Как
я сам отношусь к этому миру?». Поиски в ранней юности (и не только в это время)
ответов на данные и подобные им вопросы можно назвать сущностью самоопреде-
ления в мире.
Но что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы го-
ворим «мир» и подразумеваем всю планету, все, что нас окружает. И, естественно,
на любых этапах жизни человек стремится занять в той или иной степени свое ме -
сто в мире (или выяснить, какое место он уже занял).
- 17 -
|
Но есть та сфера в мире, познать которую стремятся все. Та сфера, найти
свое место в которой важно для каждого. Это - сфера взаимоотношений с самим
собой, с окружающими людьми.
Итак, в возрасте 14-17 лет определить свое место в мире – значит, в первую
очередь, определить свои отношения с самим собой и с окружающими людьми:
сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Таким образом, участие может, прежде всего, помочь каждому из вас осоз-
нать свои взаимоотношения с миром, разобраться в волнующих вас вопросах; по-
нять себя, выстроить отношения с другими людьми. Занятия помогут научиться
общаться, научиться разрешать конфликты, строить свою жизнь так, чтобы жела-
ния превращались в реальность. Это возможно. Ведь кто-то так и живет. Почему?
Вероятно, он что-то знает и умеет, чему предстоит научиться и нам.
Итак: участие позволит вам познать самих себя, и, в конечном итоге, влиять
на собственную жизнь».
Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать преодолению барьеров, мышечных зажимов и снятию
напряжения.
Ведущий: «Встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, шагнет вперед
и сделает какое-то движение или встанет в какую-либо позу, то есть представит
так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет:
раз, два, три! - все вместе повторим его имя и движение».
Упражнение «Городок»
Цель: способствовать преодолению барьеров, мышечных зажимов и снятию
напряжения.
Участники стоят посередине комнаты.
Ведущий: «Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала
в маленький городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого мы по -
стараемся соблюдать их обычаи: ровно в полдень все приходят на центральную
площадь и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способа -
ми.
1. Когда они слышат один удар колокола, каждый подходит к партнеру и при-
касается к его локтю своим локтем;
2. Когда слышат два удара, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера;
3. Когда слышат третий удар колокола, они три раза прикасаются лбами».
(Ударом колокола может быть хлопок в ладоши, который делает тренер).
Тренер подает сигналы в любом порядке, после четырех пяти приветствий
тренер просит участников посмотреть внимательно и убедиться, что они попривет-
ствовали всех.
Ведущему!
Можно использовать любое другое упражнение на снятие напряжения.
Основная часть
Участникам предлагается подумать, что бы они хотели узнать о себе, других,
о чем-то новом и интересном, о том, почему одни люди счастливы, а другие - не
очень, почему кому-то везет, а кому-то - не очень и пр. Именно этому будут по-
священы предстоящие занятия.
Участникам предлагается высказать свои ожидания или пожелания относи-
тельно тем предстоящих занятий и заполнить опросник «ОЖИДАНИЯ».
Обобщая пожелания участников, ведущий сообщает, что предполагается об-
суждать вопросы, которые всегда волновали юношей и девушек на пороге взрос-
лой жизни: цель и смысл жизни, свобода и ответственность, эмоции и чувства, же-
лания и потребности, любовь и дружба и т.п. Необходимо обратить внимание уча-
стников, что круг предлагаемых тем зачастую носит личный и даже интимный ха-
рактер, обсуждать их непросто. Поэтому тем более необходимо заранее догово-
риться о правилах, которые будут соблюдаться на тренинге.
- 18 -
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!