Упражнение «Социальные роли» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Упражнение «Социальные роли»

2019-10-25 2567
Упражнение «Социальные роли» 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Цель: актуализировать представление о многообразии социальных ролей.

Материалы: картинки, изображающие людей, флип-чарт.

Ведущий предлагает ответить на вопрос: кто изображен на картинках. Ответы

записываются. Необходимо получить как можно больше ответов, отражающих различ -

ные социальные роли. Роли могут быть связаны с полом (мужчина, женщина), возрас-

том (девушка, ребенок, старик), семейным положением (брат, дедушка), родом заня-

тий (ученик, повар, футболист), социальной ситуацией (покупатель, зритель, пеше-

ход), социальным статусом (гражданин, бездомный, сирота), личностными особенно-

стями (душа компании, отверженный одиночка, недовольный нытик).

Делаются выводы:

· В разных ситуациях мы бываем очень разными. Один и тот же человек – то Ре-

бенок, то Родитель, то Лидер, то Подчиненный, то Ученик, то Пассажир и т.д. Все

это наши роли.


·


В разных ролях человек ведет себя по-разному


Упражнение «Угадай-ка роль!»

Цель: проиллюстрировать выводы предыдущего упражнения.

Ведущий делит группу пополам. Две подгруппы размещаются друг напротив

друга. Одна из них – «мальчики», другая «девочки». Выбирается доброволец и

выходит за дверь. Тем временем путем жеребьевки определяется, какая группа

будет «мальчиками», какая «девочками». Доброволец возвращается. По команде

ведущего и «мальчики» и «девочки» изображают какое-либо простое действие

(причесываются, пьют чай, листают книгу, ожидают автобус, пишут диктант, курят

и т.п.). Добровольцу требуется определить, кто есть кто. Можно сделать это уп -

ражнение и с другими парными ролями (взрослый-ребенок).

Задание «Кто я?»

(работа в тетради «Личностный блок. Занятие №4-5. Мои ресурсы»)

Цель: расширить представление о собственных социальных ролях

Материалы: тетрадь участника.

Ведущий предлагает участникам перечислить в тетради как можно больше

ролей, которые им приходится исполнять (10 раз ответить на вопрос «кто я?»). Ре-

зультаты предлагается озвучить, при необходимости дополнить. При обсуждении

ведущий предлагает рассказать, какие роли являются любимыми, нелюбимыми,

какие исполнять легко, какие трудно. Предлагается обратить внимание на сходст -

во и различие называемых разными участниками ролей. Можно предложить участ -

никам найти для каждого особую, только ему свойственную роль, отличающую его

от других участников (модница, юморист, критик, тихоня, шахматист, отличница,

нарушитель дисциплины и т.п.).

Затем ведущий предлагает перечислить в тетради роли, которые участникам

предстоит освоить, и тоже поделиться результатами.

Некоторым участникам будет трудно отвечать на вопрос «кто я?», поэтому

при выполнении этого задания можно опираться на данные упражнения «Социаль-

ные роли».

Ролевая игра

Цель: отработать разнообразные виды ролевого поведения.

Участники исполняют различные роли. Например: войти в кабинет директора

школы, спросить прохожего где находится нужная улица, представиться в новой

компании, отказаться от предложения закурить.

Ведущему!

Ведущий может предложить любую другую ситуацию, актуальную для воспи-

танников.

- 50 -


 

Это упражнение достаточно сложное. Участники могут отказываться от вы-

полнения, поскольку боятся проявить себя, сделать что-нибудь «не то». Ведущему

следует подчеркнуть, что ошибаться нормально, невозможно с первого раза все

делать идеально. Хорошо снять тревогу юмором, дополнительно поощрить первого

добровольца, апеллировать к самому раскрепощенному участнику. Чтобы поддер -

жать главного исполнителя, ведущий может распределить роли между остальными

участниками, так чтобы все были включены в игру, может сам принять в ней уча -

стие. Важно подбодрить участника, исполняющего роль, не допустить деструктив-

ной критики. Можно предложить другим участникам продемонстрировать свой ва -

риант. Каждого исполнителя следует наградить аплодисментами.

Задание «Я хороший»

(работа в тетради «Личностный блок. Занятие №4-5. Мои ресурсы»)

Цель: формировать позитивный образ себя

Материалы: тетрадь участника

Ведущий предлагает участникам задание, которое выполняется каждый день

в течение недели:


·

·

·

·


Утром встать, подойти к зеркалу, внимательно посмотреть на себя.

Улыбнуться.

Сказать себе «Я хорошая» («Я хороший»)

Запомнить возникшие чувства и мысли и записать в тетради.


Ведущему!

В течение недели рекомендуем интересоваться у участников выполнением

этого задания, при необходимости оказывать поддержку. Через неделю, по жела -

нию, участники могут поделиться полученным опытом.

Заключительная часть

Упражнение «Покажи пальцем»

Цель: активизировать наблюдательность

Выполняется в круге. Ведущий предлагает участникам показать пальцем на

того из присутствующих, кто, по их мнению, в наибольшей степени обладает назы-

ваемым ведущим признаком. В том числе можно показывать на ведущего и на себя.

Варианты обратной связи:


·

·

·

·

·

·


Самый артистичный

О ком узнал что-то новое

Кто тебя обрадовал, доставил приятные эмоции

Кто больше всех помог работе группы

Кому занятие было полезным

Кто хотел проявить себя, но не решился


 

Заполнение словаря.

Подведение итогов участниками:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итогов ведущим: «Каждому из нас в разных ситуациях прихо-

дится исполнять множество социальных ролей. Не страшно, если это сразу не по -

лучается. Как и в театре, для успешного исполнения роли нужны репетиции. Наши

занятия – это репетиционная площадка, предназначенная для того, чтобы вы нау-

чились успешно выступать на сцене жизни. Какие бы роли вы ни играли, как бы ни

воспринимали вас окружающие, важно оставаться собой, с уважением и симпатией

относиться к самому себе».

Ритуал завершения занятия

 

 

- 51 -


 

Личностный блок

Занятие № 6. «Документы»

 

Цель: познакомить с основными документами гражданина, проживающего на тер-

ритории РФ, с их предназначением, правилами получения и хранения.

Ритуал начала занятия

 

Вводная часть

Разминка «Счастливый билет»

Ведущему!

Необходимо приготовить заранее билеты (их можно подготовить на компью-

тере или приготовить используемые в транспорте билеты) на проезд в городском

транспорте (по количеству участников). Ведущий будет играть роль кондуктора и

продавать билеты. Он предлагает участникам подойти к нему и купить билет, но

необычным (творческим) способом, который каждый из участников придумает сам.

После получения участниками билетов, ведущий предлагает посчитать цифры и

найти счастливый билет (его необходимо заранее предусмотреть). Счастливчику

можно подарить общие аплодисменты.

Игру можно продолжить в конце занятия, проверив участников, у кого из

них сохранился билет до конца занятия в хорошем состоянии. Победителей можно

отметить призами, напомнив участникам группы о правилах хранения документов.

 

 

- 52 -
Этап Содержание Время Оборудование
Ритуал начала   5 мин  
Вводная часть Разминка «Счастли- вый билет» 10 мин используемые в транспорте проездные билеты
Основная часть Беседа о документах в жизни человека Игра «Угадай документ» Задание «Документы» Игра «Обмен паспорта» Игра «Первое обращение в поликлинику» 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин по возможности оригиналы до- кументов (паспорт, полис ме- дицинского страхования, полис пенсионного страхования, пен- сионное удостоверение, свиде- тельство о рождении, ИНН, ат- тестат о получении среднего образования трудовая и меди- цинская книжки и пр.), карточ- ки с названиями документов, бланки таблицы «Основные до- кументы» Флип-чарт
Заключительная часть Тест к занятию Подведение итогов участниками Подведение итогов ведущим 10 мин 10 мин Бланки теста
Ритуал завершения   5 мин  

 


 

Основная часть


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.