Вывод: самый простой рецепт эффективности – делать только одно дело за раз. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вывод: самый простой рецепт эффективности – делать только одно дело за раз.

2019-10-25 146
Вывод: самый простой рецепт эффективности – делать только одно дело за раз. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говорят, что Гай Юлий Цезарь мог делать семь дел одновременно. Не стоит уподобляться Цезарю, ведь он плохо закончил. Умение делать много дел сразу не сделало Юлия Цезаря счастливым.

Но что же такое счастье? В чем его суть?

Джон Леннон как-то признался:

"Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым.

Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту.

Я написал " счастливым ".

Мне сказали – " ты не понял задание ", а я ответил — " вы не поняли жизнь "."

Джон Леннон прав. Действительно, не важно, какая у человека будет профессия, важно чтобы он был при этом счастлив.

Однако, что же такое "счастье"? Как сделаться счастливым?

В Древней Греции во времена Сократа (в V веке до н.э.) возникло философское направление " гедонизм ", утверждающее, что высшей целью и главным стимулом поведения человека является наслаждение.

"Стремление к удовольствию заложено в человека природой и определяет все его действия", - главный тезис гедонистов.

Проще говоря, они считали, что счастье – в наслаждении.

Парадоксально, но сейчас, спустя 26 веков, многие до сих пор так считают, делая все для увеличения количества наслаждений.

Однако уже современники гедонистов поняли глубокую ошибочность их взглядов.

Аристотель (IV век до н.э.) написал: "Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий ".

И эту великолепную мысль Аристотеля известный немецкий философ Артур Шопенгауэр заслуженно назвал ГЛАВНОЙ заповедью мудрости.

Действительно, если исходить из того, что удовольствие является высшим благом и целью жизни, а счастье заключается в достижении максимального удовольствия, то каждый человек должен стремиться к увеличению наслаждений.

Но оказалось, что увеличивать наслаждения достаточно сложно.

Очень скоро наступает пресыщение привычными удовольствиями, и человеку хочется чего-то "новенького". Новых удовольствий. Еще более ярких и еще более цепляющих. Все более и более "странных".

На практике быстро выяснилось, что последовательный гедонизм – это прямая дорога к дичайшим извращениям. Этот путь от спокойных философских пирушек до многодневных блудодейственных вакханалий быстро прошли в Др.Греции и Др.Риме.

Т.е. стремление к наслаждениям приводит к быстрой деградации человека.

Больше того.

Само по себе стремление к тому, чего нет (в т.ч. к будущим наслаждениям), переживается как ощущение нехватки чего-то важного, как несоответствие иллюзий - действительности, как ментальное страдание.

Отсюда следует парадоксальный на первый взгляд вывод: стремление к наслаждениям увеличивает страдания.

Т.е. стремление к наслаждениям не делает человека счастливым, а делает его несчастным.

Тысячу раз был прав Аристотель, написавший гениальные слова "Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий ".

Высшим благом для человека является отсутствие страданий. Это и делает человека счастливым.

Ведь счастье приходит тогда, когда человек пребывает в мире с самим собой.

Итак, сделаем вывод.

Мы имеем два принципиально разных подхода к себе и своему будущему:

1. Увеличение наслаждений. Это путь к обжорству, алкоголизму, наркомании, малоподвижному образу жизни, к болезням.

2. Сокращение страданий. Это путь к совершенствованию тела и излечению души (все мировые религии направлены на сокращение страданий).

Нам, людям, выросшим в СССР, особенно легко сравнить эти два подхода.

Советское жизнеустройство было продолжением жизнеустройства христианского и было нацелено на сокращение страданий.

На этом пути советский строй добился невиданных ранее успехов: в СССР были устранены главные источники массовых страданий - бедность, безработица, бездомность, неграмотность, голод, криминальное и межнациональное насилие.

Развитие вооруженных сил предотвратило саму возможность любого военного нападения на СССР, т.е. и массовую смертность из-за масштабных военных действий.

За решение этих задач жители СССР заплатили кровавую цену на фронтах Гражданской и Второй мировой войны, но уже с 1960-х годов возникло стабильное и нарастающее благополучие.

К сожалению, наши партийные вожди решили свернуть на капиталистическую дорожку. А ведь это предполагает совсем другую стратегию жизнеустройства – стратегию неограниченного потребления, иными словами увеличение наслаждений.

Современное общество потребления – это возвращение ветхого древнегреческого гедонизма: "живи для себя и наслаждайся жизнью".

Стремление к наслаждениям не имеет предела. И поэтому история повторяется - современный человек тратит все больше и больше времени и сил на поиск новых еще неизведанных удовольствий, щедро прожигая при этом свое здоровье.

Однако, все в наших руках.

Мы можем сами для себя из двух стратегий жизнеустройства выбрать правильную - начать сокращать страдания.

Для этого достаточно начать прислушиваться к себе.

Самое простое – начать следить за своим дыханием и мысленно направлять его в какой-нибудь орган (например, в глаза, или в сердце, или в печень и т.д.), подпитывая его своим вниманием.

Это очень простое упражнение, но если практиковать его регулярно, то оно дает глубокий эффект.

Начните наблюдать за своим дыханием: проследите, как на вдохе ощущается прохлада в ноздрях и легких, а на выдохе – тепло.

Мысленно на вдохе направляйте прохладу в какой-нибудь орган. Если Вы много работаете за компьютером, то можете направить прохладу и свежесть в глаза, пусть они отдохнут.

На выдохе представляйте, что с теплой волной из глаз уходит напряжение.

Вдох – свежесть, выдох – спадает напряжение.

Подышите так некоторое время, глазам сразу станет легче.

Сосредоточение внимания на дыхании – прекрасный способ выпасть из суеты, расслабиться и ощутить покой.

Попробуйте практиковать его несколько раз в день.

Именно подобные упражнения позволят со временем ощутить мир в душе, т.е. прекратить страдания.

Однако, это не единственный способ, есть способ сложнее и интереснее – искусство, выражающее наши мысли и заканчивающее любую негативную эмоцию.

В середине XX века советская психолог Б.В.Зейгарник открыла одно из важнейших свойств психики, которое получило название "эффект Зейгарник".

Оказывается, что наши чувства, мысли и эмоции сосредоточены вокруг незавершенных ситуаций. Мы хорошо помним незавершенные ситуации, постоянно думаем о них, поглощены ими.

Но как только ситуация завершается, она тут же исчезает из нашей памяти, перестает нас волновать и тревожить.

Важно отметить, что чем амбициознее были испытуемые и чем серьезнее они относились к заданиям, тем они дольше помнили о незавершенных заданиях, но тем они быстрее забывали о задании после его завершения.

Главное следствие из "эффекта Зейгарник": мысли, роящиеся в наших головах, мешающие уснуть, мешающие счастливо жить, приводящие к неврозам, стрессам, тревожности, перееданию, пьянству, асоциальному поведению - это обрывки незавершенных ситуаций.

Эти обрывки незавершенных ситуаций создают внутри человека психологическое напряжение, которое сама Зейгарник называла " квази-потребностями ".

Анекдоты позволяют хорошо продемонстрировать механизм работы незавершенных ситуаций и механизм появления "квази-потребностей".

"Одесса. Поздний вечер.
- Мойша, ты чего ворочаешься?
- Да вот, Сарочка, не могу уснуть - завтра должен Абраму деньги отдать.

Сара, выходит на балкон, поднимает голову и кричит:
- Абрам! Абра-а-ам!
- Что, Сарочка?
- Тебе Мойша денег должен?
- Должен.
- Так вот, он тебе их не отдаст!

Возвращается обратно:
- Спи, Мойша, пусть теперь Абрам не спит!"

Итак, квази-потребности, возникшие из-за незавершенных ситуаций, образуют психологическое напряжение, от которого человек хочет избавиться. А если человек не знает, как от него избавиться, то он начинает это психологическое напряжение заедать сладостями или топить в алкоголе.

Поэтому самым надежным способом избавления от переедания, алкоголизма и мн.других вредных привычек является снятие психологического напряжения, касающегося незавершенных ситуаций.

И способ снятия этого психологического напряжения известен уже давно, ему как минимум 20 тыс.лет, он использовался людьми еще со времен палеолита.

Этот способ - выражение своих эмоций через искусство.

Искусство палеолита отличается натурализмом, которое потрясает воображение. Древние охотники, вооруженные только угольком и охрой, в слабом свете пещер рисовали удивительно четко и выразительно.

Вот пример таких рисунков (пещера Альтамира, Испания, 12-14 тыс. лет до н.э.).

У этих рисунков есть отличительные особенности, которые позволяют нам сделать выводы о побудительных мотивах людей, их рисовавших.

1. У рисунков нет никакой композиции. Изображения рисовались там, где было свободное место. Нет никакой связи между различными изображениями и фигурами.

2. Изображения предельно конкретны. Это не некие обобщенные схематические образы животных, а изображения совершенно конкретных особей.

3. Отсутствие стиля. Само понятие "стиль" предполагает некоторое условное искажение реального объекта (искажение пропорций, или искривление линий, или использование определенных цветов и т.п.). Отсутствие стиля говорит о том, что объект изображался без прикрас и рефлексии.

Иными словами, рисунки палеолита - это почти фотографическое изображение реального объекта (животного), чем-то потрясшее воображение древнего человека.

Современные психологи объясняют эти изображения "эффектом Зейгарник", т.е. незавершенным действием, которое отчетливо запечатлевалось в памяти древних людей. А главным незавершенным действием первобытного человека была неудачная охота.

Поэтому в палеолетическом искусстве отсутствуют спокойно пасущиеся животные и любой пейзажный контекст. Животные всегда изображены стремительно бегущими, либо напряженными перед прыжком.

Очень часто в изображении встречаются стремительно несущиеся раненые животные, в бока которых вонзены копья и стрелы.

Неудачная охота, как и любая незавершенная ситуация, вызывает серьезное психологическое напряжение, а напряжение не дает спать, все время изводит человека, требует, чтобы его сняли, требует разрядки.

Современные психологи считают, что именно посредством рисунков древние охотники избавлялись от напряжения незавершенных ситуаций. Они просто импульсивно рисовали тот эйдический образ, который все время стоял у них перед глазами.

(Что интересно, рисунки современных детей, страдающих аутизмом и имеющих неразвитую речь, поразительно похожи на рисунки древних охотников. Они такие же четкие и натуралистичные. Они изображают объект, а не обозначают его. Причем, по мере взросления и постепенного освоения языковых навыков, рисунки детей-аутистов становятся похожи на рисунки обычных детей.)

С концом ледникового периода и развитием языка, т.е. примерно 11 тыс.лет назад, пещерное искусство исчезло из истории. И только спустя пять тысячелетий традиции живописи заново возникли в Ассирии и Египте.

Но это уже было совсем другое искусство - схематичное и скованное, которое больше напоминало детские рисунки, чем искусство древних охотников палеолита.

Ничего даже отдаленно напоминающего пещерную живопись в искусстве не было вплоть до итальянского Возрождения. Но теперь это было уже именно " искусство ", требовавшее от художников продолжительного обучения.

А роль средства, уменьшающего напряжение "псевдо-потребностей", отчасти взял на себя язык, прежде всего поэзия.

Поэзия стала одним из основных средств избавления от груза незавершенных ситуаций, а значит и средством психотерапии.

И это свойство поэзии можно и нужно использовать в нашей повседневной жизни.

Хочу привести один пример на эту тему:

"Новые обнадёживающие открытия сделали профессора Оклахомской диетологической академии после серии глубоких исследований гносеологических аспектов процессов избавления от лишнего веса. В серии поставленных экспериментов, в которые были вовлечены более 500 участниц, все испытуемые были разделены на три группы.

В качестве цели перед участницами всех групп было поставлено максимальное снижение веса за определённый период, для чего была применена специальная система мотивации, единая для всех трёх групп.

Во всех трёх группах для достижения цели также использовалась специально разработанная НАСА система питания, ранее применявшаяся для контроля массы в рамках программы "Аполлон" и других секретных военных программах питания пилотов сверхзвуковых бомбардировщиков, а также занятия фитнесом по давно известному, хорошо проверенному и надёжному методу Джейн Фонды.

Программа индивидуально адаптировалась к особенностям членов группы с расчётом, чтобы планируемая убыль массы составляла 1 фунт в неделю за период 3 месяца. При достижении ИМТ 22кг/м2 программа питания корректировалась из требования поддержания постоянной массы.

Таким образом, перед участницами была поставлена цель в течение трёх месяцев достигнуть идеального веса или избавиться от 13 - 14 фунтов излишнего жира (около 5-6кг).

Комплекс упражнений, время и интенсивность занятий определяли сами участницы. Все они имели возможность посещать специально оборудованные тренажёрные залы на Уайдинском полигоне, а также выбирать себе тренера из состава офицеров расквартированной там семнадцатой авиабригады, лётный состав которой проходил занятия в этих же помещениях.

Одна группа, в составе 178 человек, должна была, помимо указанных задач, выполнять дополнительную программу в виде ежедневных полуторачасовых садово-огородных работ.

Вторая группа была обязана, помимо общей программы, заниматься сочинением стихов (201 участница).

Третья группа - 164 худеющих - контрольная, занималась только общей программой.

В результате оказалось, что наилучшего результата добилась группа поэтесс, причём с большим отрывом, опередив "огородниц" более чем на 31%.

Разница же последних с контрольной группой составила менее 5%, т.е. незначительную величину в пределах точности эксперимента".

Для тех, кто не знаком с психотерапевтическим действием стихосложения, результат выглядит удивительным. Ведь получается, что группа, которая занималась стихосложением, опередила контрольную группу на 36%.

Такая вроде бы бесполезная для похудения вещь, как сочинение четверостиший, позволяет ускорить процесс похудения в 1,36 раза!

И еще одна ремарка.

Исследователи провели анализ профессиональной принадлежности людей с избыточным и недостаточным весом. И с удивлением выяснили, что процент стройных, худых и даже тощих поэтесс намного превышает уровень, определяемый средне-статистическими данными ВОЗ среди людей, не занятых физическим трудом.

И действительно, трудно вспомнить настоящую известную поэтессу, обладавшую избыточным весом. Русские поэтессы Анна Ахматова, Марина Цветаева, Бэлла Ахмадулина никогда не были пышнотелыми. Такие мастера американской поэзии, как Эмели Дикенсон, Эми Лауэлл, Марианна Мур и многие другие также были очень и очень худы. Во Франции, Испании, Британии - то же самое положение дел.

В связи с этим в настоящее время среди диетологов даже становится популярным словосочетание " поэтическая диета ".

Хотя, надо признаться, что слово " диета " в этом словосочетании очень неудачное, т.к. "поэтическая диета" никакого отношения к волевому ограничению питания или к выбору продуктов не имеет.

Здесь слово "диета" указывает на то, что стихосложение можно с успехом применить для изменения пищевых привычек путем завершения незавершенных ситуаций.

Одним из самых ярких примеров использования стихосложения для завершения незавершенных ситуаций и для успокоения нервов является, на мой взгляд, поэзия Ф.И.Тютчева.

Как-то моя дочь-школьница спросила: "Папа, а почему, у Тютчева почти все стихи без названия".

Я, подумав, ответил: "Да потому что - это стихи разведчика, написанные в минуты отдыха".

Мы все видели " Семнадцать мгновений весны " и прекрасно знаем, кто такой Штирлиц.

Но Штирлиц – это выдуманный персонаж, собирательный образ русского политического разведчика.

Федор Иванович Тютчев – это Штирлиц XIX века, который совершенно не выдуман. Он провел на службе в политической разведке более 20 лет. А потом вернулся домой.

Стихи Тютчева показывают нам, что чувствует разведчик:

"Молчи, скрывайся и таи

И мысли, и мечты свои…

...Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей..."

При этих строках так и вспоминается образ Штирлица, который в полной тишине в одиночестве печёт в камине своего особняка в Германии "русскую" картошку.

В поэзии Тютчева есть два этапа – этап разведчика на задании и этап разведчика, вернувшегося домой и делящегося своим опытом.

Второй этап мы все знаем из школьного курса.

Тут и романс "Я встретил вас, и всё былое", когда автор-разведчик, после многих лет отсутствия на Родине, случайно встречается со свой бывшей любовью.

Тут и знаменитые "Умом Россию не понять" и "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!"

Тут и предупреждение российским либералам:

"Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы."

Тютчев знал, о чем говорил – он прочувствовал Европу изнутри. После своего брака с женщиной из родовитой немецкой семьи, он стал своим для европейцев.

Он дружил и с европейской аристократией и с европейскими властителями дум - с Гейне, Шеллингом, Гете. Он был в курсе всех европейских интриг, тайных заговоров и самых глубоких стратегических замыслов.

Он как рыба в воде себя чувствовал в салонах князей и баронов, на светских раутах и приемах в посольствах.

Все это прямо относилось к его работе в политической разведке.

Не все знают, что Федор Иванович Тютчев в юношестве стоял перед выбором - чему посвятить свою жизнь: литературе и стихосложению или служению Родине.

Тютчев выбрал – службу. Он стал разведчиком-дипломатом, оставив стихосложение, как хобби.

В политической разведке он не мог много времени уделять стихосложению.

Он сочинял стихи в минуты отдыха.

И поэтому его стихи, написанные в этот период, удивительно спокойны и расслабленны.

Тютчев – это, наверное, самый медитативный русский поэт.

"Над виноградными холмами

Плывут златые облака.

Внизу зелеными волнами

Шумит померкшая река."

 

Или

"Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой."

 

Или

"Ночью тихо пламенеют

Разноцветные огни...

Очарованные ночи,

Очарованные дни."


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.