Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-07-12 | 155 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Восприятие тела дает нам точные указания на качество динамик и отношений клиента. Если у клиента пока нет большого опыта терапии и он не знаком с техникой расстановки, имеет смысл вводить его в этот метод работы постепенно. Если клиент робкий и тревожный, то непонятные интервенции, внезапные физические симптомы или бурная эмоциональная реакция могут вселить в него неуверенность.
Поэтому я делаю небольшое введение и начинаю с упражнений на одну простую динамику: «Сейчас я предложу вам несколько упражнений, а вы понаблюдайте, как вы будете себя при этом чувствовать». Если клиент согласен, я говорю: «В своем внутреннем образе встаньте напротив своего отца и посмотрите на него». Или кладу на пол друг напротив друга два листа бумаги и прошу клиента встать на «свое место». Через пару секунд, когда клиент входит в образ, я спрашиваю: «Как вы себя тут чувствуете? Это правильная дистанция?» Важно, чтобы клиент нашел такое место, где он сможет воспринимать и выносить возникающий в ответ на образы физический резонанс. Если близость вызывает слишком сильные и неприятные физические симптомы, можно спросить: «Что, если вы немного отойдете?» или: «На сколько шагов вам нужно отойти, чтобы расстояние было правильным?» или: «Какая вам нужна дистанция, чтобы хорошо себя чувствовать и в то же время видеть отца?»
Если терапевт уже в начале постепенно проводит свои интервенции, то у него есть время понаблюдать, какую специфическую реакцию демонстрирует клиент. Это позволяет выбрать правильный темп и масштаб интервенций, сразу же остановить чрезмерную реакцию и дать клиенту почувствовать, что он в надежных руках.
Если клиент занял определенную позицию по отношению к первому персонажу, если он твердо стоит на ногах и хорошо дышит, можно расширить расстановку, включив в нее следующий: «Что произойдет, если вы поставите рядом с отцом мать?» И снова особое внимание уделяется физическим изменениям, которые воспринимает клиент. Меняя образ, терапевт может каждый раз спрашивать клиента об одних и тех же физических параметрах, которые клиент способен ясно воспринимать и различать: «Как вы дышите? Как бьется ваше сердце? Каково ваше физическое напряжение?» Если клиент стоит напротив (воображаемого) человека, терапевт может сослаться на физическую организацию в положении стоя.
|
Чтобы клиент мог как следует воспринимать то, как он стоит на полу, и чтобы он в принципе обрел большую устойчивость, в начале сессии я прошу его снять обувь. На высоких каблуках или в тесной обуви поза и напряжение в теле меняются. Поэтому иногда, работая в группе, я прошу участников расстановки тоже снимать обувь, чтобы дать им возможность принять более расслабленную позу и тем самым поддержать связанное с этим более объемное восприятие.
Небольшое упражнение на телесное восприятие
Когда клиент кладет руку себе на сердце, в большинстве случаев он воспринимает этот жест как помощь и защиту. Во-первых, он помогает почувствовать себя самого, а именно свое тело в движении дыхания, во-вторых, фокус внимания переносится с психических содержаний на восприятие тела. В-третьих, у шаманов этот жест считается позой исцеления и раскрытия.
Если по ходу процесса у клиентов происходят явные физические изменения: если они глубоко выдыхают, заметно расслабляют мышцы или становится заметен импульс к движению, то для терапевта это знак того, что одна фаза или «дуга напряжения» пройдена. Здесь можно проводить новую интервенцию.
ЧТО ПОМОГАЕТ?
Когда клиент обращается к терапевту, это происходит потому, что сам он со своими проблемами не справляется. Если симптом появился впервые, он теряется и не знает, что делать. Если его давно мучают одни и те же проблемы, то, скорее всего, он уже испробовал множество способов решения, но ни один из них не дал стабильного желательного эффекта. Нередко он смиряется и еще раз пытается что-то изменить, только если некие внешние события приводят к дальнейшему ухудшению симптоматики и усилению мучений.
|
На терапии главной задачей будет дать клиенту возможность почувствовать свою самодейственность, т. е. на собственном опыте убедиться в том, что своими действиями он способен добиваться изменений в нужном ему направлении.
С одной стороны, это поможет ему снова перейти от бессильной пассивности, т. е. от хронического отступления, к движению навстречу. С другой стороны, благодаря этому положительному опыту клиент может стать независимым от внешних условий и людей, поскольку ему уже необязательно иметь «правильное» окружение, чтобы обрести силы. Он становится автономным и все больше организует свое пространство так, чтобы оно все больше служило ему ресурсом.
Терапевтическая сессия представляет собой комплексный процесс, где расстановка—лишь часть целой совокупности интервенций. Симптомы и проблемы затрагивают клиента на всех уровнях: интеллектуальном, когнитивном, эмоциональном и физическом, они влияют на его действия и настроение. Эти уровни тесно связаны между собой и влияют друг на друга, о чем не в последнюю очередь говорит системная теория (см., например, Madelung 1996).
Изменения вызывает не только сама расстановка. Мы можем использовать все время общения с клиентом для того, чтобы подстегнуть его мотивацию и интерес к развитию его собственного внутреннего процесса, помочь ему приобрести новый опыт и выстроить новые модели. С самого начала, уже во время анамнестической беседы, еще до собственно расстановки, нам предоставляется множество возможностей, чтобы предложить клиенту решения на всех этих уровнях.
Выбранный нами язык, постановка вопросов, формулировка высказываний и, как общая основа, наша позиция — все это оказывает влияние на импульсы, которые мы даем клиенту.
Его познание, мышление, понимание и хотение претерпевают когнитивное переструктурирование, как этот процесс называется в поведенческой терапии. Глубокое эмоциональное переживание тяжелых ситуаций из прошлого и их переоценка при помощи других, наполняющих перспектив, приводит к изменению восприятия. Эти процессы постоянно сопровождаются изменением физических состояний. Углубить и закрепить их можно при помощи ежедневного практического тренинга.
|
Объяснения
Человеческая психика устроена так, что неизвестного мы боимся, а необъяснимого избегаем. Объяснения помогают нам избавиться от страха. Благодаря объяснению и толкованию изменяется восприятие ситуации, а вместе с тем и состояние тела, которое находится в резонансе с теми выводами, которые мы делаем. Если у терапевта есть хорошие объяснения, то клиент доволен, поскольку его собственных объяснений недостаточно, чтобы найти смысл в том, что с ним происходит.
Клиенту полезно иметь базовые психологические знания. На семинарах и в индивидуальной терапии я делаю небольшое введение, чтобы объяснить основы моей работы, сделать мой способ действий и интервенции прозрачными и понятными. Эти объяснения уменьшают напряжение клиента, повышают его интерес и усиливают мотивацию, поскольку он может перенести их на свою жизнь. С одной стороны, я описываю психологическую модель развития как основу для нашего совместного исследовательского путешествия в его прошлое (см. стр. 46). При этом у клиента часто
возникает настолько явный физический и психический резонанс, что становятся очевидны его центральные проблемные динамики. Он чувствует себя увиденным и понятым, что составляет хорошую основу для терапевтических отношений.
С другой стороны, я даю ему краткое введение в системный подход, рассказываю о модели морфического поля и системных правилах отношений по Берту Хеллингеру, о «порядках любви» (1994). Эти объяснения обращены к опыту клиента, он соглашается, находит параллели в собственной жизни и получает надежду на разрешение своих проблем. Небольшие упражнения на дыхание и телесное восприятие с их моментальным действием укрепляют доверие клиента. Не менее полезна мысль о том, что мешающий клиенту симптом или ослабляющее его чувство было перенято у другого человека и, таким образом, самому клиенту не принадлежит, а только через него проявляется. Ее можно быстро объяснить при помощи маленьких эффективных экспериментов.
|
Предложения
Часто клиенту бывает полезно получить теоретическую модель, услышать какие-то примеры и опыт, на который опирается в своих действиях терапевт. Тогда ему легче принять предстоящие интервенции. Однако объяснения и интервенции — всегда не более чем предложения, на которые клиент может согласиться, а может и не согласиться. Если клиент склонен к сопротивлению и протесту, если его мысли и желания или сознательное и бессознательное устремлены в разных направлениях, то терапевт может установить контакт с обеими тенденциями, сделав какое-то предложение и сразу забрав его обратно: «Мы могли бы сейчас сделать следующее, правда, не знаю, подойдет ли вам это, насколько это вообще рассматривается». Клиент отреагирует на это в совокупности и таким образом сообщит нам степень своей готовности.
Когда мы описываем образы, соответствующие тому, к чему стремится клиент, какая-то часть его души сразу же входит в этот разрешающий образ. Даже если той части, которая обычно включает в себя его сознательность, намерения и хотение, еще нужно время, и она пока медлит. Как нам известно, образы не поддаются отрицанию, поэтому так полезен этот — однозначно ориентированный на решение — способ действий. Мы словно сажаем зерно, которое под ближайшим дождем прорастет. Мы даем клиенту образ, например: «У меня в голове крутится такой образ...» или: «Я вижу, как отец держит вас на руках. Правда, я не знаю, насколько это хороший образ для вас». Если принять за основную структуру модель первичных и вторичных движений, то, разумеется, это хорошие образы, и какая-то часть клиента по ним тоскует. Просто зачастую в данный момент он еще не способен увидеть, воспринять или даже вообще почувствовать эту свою потребность или это желание.
Неопределенность
В гипнотерапии каждую интервенцию предваряет слово «возможно», которое оставляет клиенту свободу в своих неосознанных структурах принимать и дополнять то, что подходит ему в данный момент. Зачастую мы не можем точно назвать и описать словами тонкие, деликатные процессы или образы, не прервав своим утверждением происходящий у клиента процесс. Такая вероятность особенно велика, если мы сами точно не знаем, что происходит или что могло бы помочь. Оставаясь неопределенными, мы сохраняем достаточную дистанцию, чтобы внутреннее движение клиента могло развиваться и проясняться без помех.
С терапевтической точки зрения целесообразно оставлять в своих формулировках пространство для более тонких процессов поиска самого клиента, которые от нас, как от посторонних, ускользают. Особенно когда мы имеем дело с чувствительными точками и хотим сначала повысить готовность клиента принять некую «правду» или если мы сами не уверены, верна ли наша интерпретация образа, имеет смысл использовать такие формулировки, как: «Похоже на то, как будто...». Тем самым мы открываем дверь, предоставляя клиенту самому решать, что (и когда) он будет делать дальше. Безапелляционное утверждение: «Это так», вынуждает его немедленно выбирать между «да» и «нет», что в данный момент для него может быть невозможно.
|
Иногда, несмотря на однозначное ощущение, что симптом ослабляет клиента и поэтому, согласно нашей модели, ему не принадлежит, нам не удается найти человека или ситуацию, к которому или которой он мог бы относиться. Это может быть связано с тем, что у нас слишком мало данных, так как в семье по разным причинам не передавалась информация о событиях и людях, и клиент действительно мало знает. Если ребенок родился вне брака или его родители разошлись еще во время беременности, то отец часто бывает неизвестен. Если в семье имели место случаи насилия, преступления (в том числе военные) или какие-то постыдные инциденты, иногда замалчивается и стирается из сознания целая линия. Бывает так, что все, кто мог бы дать какую-то информацию, уже умерли. В результате у нас недостаточно сведений, чтобы назвать элементы, которые были бы необходимы для того, чтобы развязать переплетение. И в данных обстоятельствах мы не можем их получить, или поиск точных сведений прервал бы процесс и отвлек внимание клиента от его концентрации и ориентированности на решение. В этом случае мы вводим в расстановку персонаж без определенного названия и наблюдаем, к какому результату приведет эта интервенция.
Примеры
В своем внутреннем образе клиентка видит, что отец смотрит не на нее, а сквозь нее. История отца ведет на войну, где он сначала сражался на передовой, а позже пережил нелегкие времена в лагере для военнопленных. Мы предполагаем, что душа отца осталась привязанной к произошедшим там событиям, хотя из описания не ясно, куда обращена эта связь: к живым или погибшим товарищам, к убитым им самим или его подразделением, к умершим в лагере или ко всем одновременно. Несмотря на недостаток информации, дополнить картину позволяет короткая и в то же время всеобъемлющая интервенция: «Что произойдет, если вы поставите сюда тех, кого не хватает?»
История семьи очень объемна, она включает в себя множество событий и деталей. Все указывает на то, что в предьщущих поколениях произошло что-то тяжелое, но, несмотря на все расследования, выяснить, что это было, не удается. Ни к чему не приводят и попытки интервенций. Такое впечатление, что клиент снова попал в сети, поскольку найти решение не получается и облегчения не наступает. Он стоит, не чувствуя никаких импульсов и не способный ни на какое движение. Я предлагаю ему произнести следующую фразу: «Я соглашаюсь с этим». Клиент удивленно спрашивает: «С чем?» — «С тем, с чем должно». Клиент кивает и выдыхает. Его внутренние процессы поиска получили новый толчок.
Вопросы, вопросы, вопросы
Чтобы активизировать собственный процесс поиска следующих хороших шагов для клиента, мы можем в беседе с ним и во время расстановки постоянно держать в уме некоторые важные вопросы и периодически просить клиента дать на них детальный ответ. Для собственной фокусировки и ясности полезно снова и снова задавать и себе, и клиенту такие вопросы, как: «Что важно?», «О чем на самом деле идет речь?»
Пока клиент переадресует решение своих проблем терапевту, сам он его не ищет. Если клиент то и дело возвращается к описанию проблемы, я столь же настойчиво спрашиваю: «И что поможет?» При этом речь идет не о том, чтобы тут же найти ответ, а о том, чтобы клиент увидел возможность такого вопроса как первого шага к решению. Иногда за одну сессию я задаю клиенту этот вопрос по десять, а то и больше раз. Его цель — побудить клиента вместе со мной исследовать его поле на предмет возможностей улучшения. Иногда он абсолютно точно знает, что могло бы помочь, и не делает этого. Повторно задаваемый вопрос снова и снова подводит клиента к его собственной способности найти решение и служит постоянному, постепенному выстраиванию модели формулирования ориентированных на решение вопросов.
Перемещение в другое время позволяет клиенту выглянуть за рамки проблемы. Моделирование хорошего будущего как личная цель и как настройка на улучшение нынешнего состояния начинается с вопроса: «А как должно быть?» (см. стр. 106). Уже в начале первой сессии, после приветствия и краткого описания симптоматики, можно задать вопрос: «Что вы будете делать, когда решите проблему?» или: «Как вы будете себя вести, когда сможете ее решить?» Взгляд клиента отрывается от проблемы и направляется на действия, которые он будет выполнять в том будущем, в которое он хочет попасть с нашей помощью. Нередко у него есть совершенно конкретные представления об этом, и, отвечая на дальнейшие вопросы, он обнаруживает, что кое-что он делает уже сейчас. В конце сессии он может получить моделирование будущего в качестве задания на дом: «Понаблюдайте, что произойдет, если в следующей сложной ситуации вы будете вести себя так, как будто уже справились с проблемой».
Язык
Тем, как мы говорим и какие слова выбираем, мы посылаем импульсы другим и самим себе и показываем, как мы думаем. Если мы говорим о проблемах, если они занимают нас в первую очередь, то все наши мысли крутятся вокруг них, все внимание сосредоточено именно на них, и тело реагирует на это соответствующими состояниями. В гипнотерапии это называется «проблемный транс». Если мы обращаемся к решению в хорошем будущем, решив больше говорить о нем и внутренне больше ориентироваться на него, то мы приводим себя в состояние «разрешающего транса», с которым тело тоже вступает в резонанс.
Мы можем сознательно принимать для себя это решение снова и снова и постоянно обращать на это внимание клиента: «Когда вы говорите о проблеме, как на вас это действует?» и «Как вы себя чувствуете, когда думаете о решении, представляете себе хорошее будущее и говорите об этом?» Выбор слов и выражений тоже влияет на то, какой предстает перед нами «реальность». Далее я приведу несколько возможных вариантов, которые доказали свою полезность и эффективность в моей повседневной практике.
В немецком языке будущее время можно выразить через грамматическую форму настоящего, что в данном случае является большим плюсом. Если мы спрашиваем: «Как выглядит ваша жизнь, если вам удается прекрасно справляться с ситуацией?», мы одновременно находимся и в настоящем, и в будущем. Благодаря использованию формы настоящего времени то, что должно случиться при благоприятном исходе, уже сейчас описывается как реальность.
Также рекомендуется говорить в форме изъявительного наклонения, которое описывает вещи как реально происходящие. В отличие от него, сослагательное наклонение разделяет все на два направления: «Что бы вы сделали, если бы вы могли?» Оно оставляет открытым вопрос, произойдет изменение или не произойдет, осуществит клиент какое-то действие или не осуществит. Изъявительное наклонение подспудно сообщает клиенту, что претворение его проекта в жизнь — лишь вопрос времени: «Что вы сделаете, когда вы сможете...?» или: «Что произойдет, когда вы это сделаете?» Точно так же во время расстановки интервенция: «Что было бы, если бы вы поставили за собой отца?» оказывает иное воздействие, чем вопрос: «Что произойдет, когда вы это сделаете?»
Манера спрашивать тоже отражается на течении разговора. Если вы задаете клиенту так называемые открытые вопросы, он будет отвечать не только «да» или «нет», а более подробно. Вопрос: «Что произойдет, если вы поставите за отцом его мать?» даст больше информации об изменениях, чем вопрос: «Для него так лучше?»
При этом простые главные предложения и вопросы без придаточных доступнее для понимания, чем длинные предложения, содержащие много информации, которая может быть противоречивой.
Когда мы проясняем запрос или моделируем хорошее будущее, предложения, содержащие отрицание, не приносят желаемой ясности. Если клиент, называя цель терапии, говорит: «Я больше не хочу быть таким депрессивным», мы практически не получаем информации, из которой мог бы вырасти образ будущего. Поэтому мы нацеливаем его на позитивное описание: «И как это должно быть?», или напрямую вводим правило, предписывающее обходиться без отрицаний и использовать только позитивные формулировки.
Если клиент начинает говорить по-детски, то есть возвращается к старой модели, то с ним можно поэкспериментировать на предмет того, каким будет эффект, если он будет говорить ясно, спокойно, взрослым, энергичным голосом. Контраст с прежним поведением делает разницу особенно заметной. Если клиент говорит очень тихо, мы просим его говорить громче и поэкспериментировать с разницей. Или можно пригласить его усилить проблемную позицию, доведя свою манеру говорить до крайности: «Как вы себя чувствуете, когда говорите еще более высоким голосом, еще больше причитаете, громче жалуетесь? Понаблюдайте за своим дыханием, зрительным контактом со мной, напряжением в теле...» То же самое относится к другим специфическим для клиента симптомам или физическим параметрам.
Тело
Если клиент приходит на сессию с острой физической симптоматикой или если во время беседы или расстановки он начинает испытывать недомогание или боли, прежде чем продолжить терапевтический процесс, мы пытаемся облегчить его состояние. Если он жалуется на тревогу, мы спрашиваем себя, что ему сейчас может быть нужно, чтобы симптомы могли утихнуть, а клиента — о его предыдущем опыте в отношении данного симптома: «Что вы можете сделать, чтобы успокоиться?»
Если вы заметили у клиента некий физический импульс, например, что ему хочется наклониться вперед, пригласите его это сделать. Если появилась боль в животе или болезненное мышечное напряжение, и мы спрашивает себя и его, что может помочь, может возникнуть образ, что кто-то прикасается к больному месту и греет его. Он может сам положить себе руку на живот и в своем внутреннем образе усилить это ощущение: он стоит спиной к отцу (матери или другому человеку, который имеет отношение к симптому) и прислоняется к его животу. Отец обнимает его и кладет руки на больное место.
Во время сессии клиент неоднократно имеет возможность убедиться, что благодаря одной маленькой интервенции он расслабляется и сразу же чувствует себя лучше. Часто в конце сессии уже один мой вопрос: «Что поможет?» вызывает смех, потому что клиент уже столько раз слышал ответ: «Выдыхать».
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ И ПОМЕХИ
Основания для прерывания или прекращения расстановки
Главное: без паники! (по Дугласу Адамсу)
Расстановки могут инициировать очень интенсивные процессы, и мы, терапевты, несем ответственность за то, что мы вызываем. Поэтому необходимо очень внимательно проверять, уместна ли в данный момент для данного клиента расстановка и не нужно ли нам (и если да, то когда) прервать или закончить начатый процесс.
Существуют признаки, которые указывают нам на наши границы и на границы клиента: это отношения клиента с терапевтом, физические симптомы клиента и так называемый контрперенос. Он выражается в самочувствии терапевта, которое меняется в контакте с клиентом и дает некоторую информацию о его состоянии.
Проверка
С самого начала, то есть уже с первого контакта и далее в беседе с клиентом, мы можем, ориентируясь на собственные ощущения, проверять, насколько вероятен хороший результат работы и что нужно сделать, чтобы к нему прийти. Именно в расстановке мы можем за очень короткое время вызвать очень интенсивные чувства и процессы, которые мы, терапевты, должны сопровождать, направлять и останавливать. При этом опытные терапевты могут, конечно, использовать более широкий репертуар. Важно только, чтобы терапевт не заходил дальше, чем это комфортно для него самого. Это относится к терапии вообще и к расстановкам в частности.
Любое внутреннее беспокойство терапевта указывает на его собственные границы, а если исходить из того, что терапевт и клиент находятся в общем, воспринимаемом обоими поле, то и на границы клиента. Несмотря на желание сделать расстановку, клиенты приходят к нам и со своими сомнениями, и с колебаниями.
Если исходить из того, что мы вместе отправляемся в общее поле, где нашему восприятию доступны в том числе и переживания клиентов, то не исключено, что наши сомнения и колебания соответствуют сомнениям и колебаниям клиента. Чтобы лучше разобраться, откуда идет это ощущение, мы можем поделиться своими наблюдениями с клиентом. Если импульс принадлежит клиенту, он согласится и почувствует облегчение, раз мы воспринимаем то, чего он не смог заметить или назвать сам. Сообщив свое восприятие, мы можем помочь клиенту больше довериться нам и дальнейшему процессу, поскольку он чувствует, что его видят и воспринимают даже в не осознаваемых им самим импульсах.
Терапевту нужно достаточно времени, чтобы дать место собственному восприятию, чтобы проверить адекватность и воздействие своих интервенций. В каком темпе вы можете работать, если вы следите за динамиками и в то же время вам нужно принимать четкие решения о следующих интервенциях? Какую вы даете клиенту модель того, с какой позиции и каким образом можно обращаться с проблемами и искать решения? Что вы чувствуете, когда не позволяете клиенту себя торопить или не приходите в ужас от драматичности проблемы, а останавливаетесь, выдыхаете и даете себе столько времени, сколько вам нужно?
Терапевтическое сопровождение
Вопросы и проблемы, с которыми клиенты приходят на терапию, одновременно являются частью и результатом их предыдущей истории. Так как желание обрести ясность относится в основном к уже давно знакомым структурам, вопросы о биографии и предыдущей терапии, о возможной психиатрической подоплеке помогают оценить значение и продолжительность существования симптомов, а также значение и масштаб желательных изменений.
Если клиент пришел на одну-единственную сессию или только на расстановку, можно спросить, проходит ли он психотерапию и, соответственно, может ли он рассчитывать на профессиональное сопровождение в дальнейшем психическом процессе. Также здесь уместно спросить о том, в курсе ли его терапевт, что клиент обратился к вам, и согласен ли он, как доверенное и главное ответственное лицо, с этим визитом и с проведением расстановки. Разногласия между терапевтами указывают на структуры клиента. Имеет смысл поговорить об этом с клиентом. Пусть это выходит за рамки вашего терапевтического поручения, вы, по крайней мере, будете ясно понимать, что в этой ситуации вы воспринимаете клиента со всеми его противоречивыми тенденциями и лояльностями.
В том случае, если у клиента есть другой терапевт, на этическом уровне мы по-прежнему несем ответственность за те процессы, которые мы в нем вызываем, даже если на правовом уровне нам пришлось получить от него письменную гарантию, что в работе группы или в расстановке он принимает участие под личную ответственность.
Отношения клиента с терапевтом
Существуют признаки (это относится как к индивидуальной работе, так и к работе в группе), которые говорят о том, что от поручения клиента лучше отказаться, что работу имеет смысл прервать или даже прекратить совсем: когда клиент не в состоянии воспринимать то, что предлагает ему терапевт, или когда он совершенно (больше) не реагирует. Это происходит, когда во время сессии клиент уходит от контакта с терапевтом или в течение длительного времени не вступает с ним в зрительный контакт. Также это случается, когда клиент не дает себя направлять и не способен разговаривать на метауровне, то есть если вы не можете говорить с ним о том, что воспринимаете вы или переживает он, поскольку он слишком захвачен собственными мыслями и чувствами.
Для терапевтических процессов в воображении особенно необходимо, чтобы у клиента были развиты удовлетворительные структуры «я», чтобы он обладал стабильной способностью к смене позиции, чтобы с ним можно было говорить о событиях с другой точки зрения, отличной от его собственной, то есть на метауровне. Люди с тяжелыми психиатрическими диагнозами, такими как нарушения личности, шизофрения или бредовые расстройства, часто не в состоянии постоянно и четко различать внутреннюю и внешнюю реальность. Похоже на то, что в процессе психического развития такое неузнавание внешней реальности утвердилось как модель, так что сегодня стопроцентной уверенности относительно этой действительности у них нет.
Если вследствие терапевтической интервенции, в том числе расстановки, клиент уже не в состоянии идентифицировать себя как г-на А, находящегося на приеме у г-жи Б, потому что его настолько захлестнули воспоминания, внутренние образы или физические ощущения, что он полностью закрылся для всякого доступа извне, то терапевт должен быть способен провести его через это состояние и вернуть обратно в общую реальность. В одной только беседе зачастую невозможно в достаточной степени оценить, какими стратегиями преодоления и в каком объеме располагает клиент, особенно если мы встречаемся с ним всего один раз. Поэтому и для клиента, и для терапевта лучше, чтобы терапевт проявил определенную осторожность и хорошенько подумал, хватит ли у него базовых психологических знаний, психиатрического или терапевтического опыта для данной проблемы и данной симптоматики. В случае сомнений правильнее направить его к работающему в этой области коллеге.
Пример
Г-жа Порцана регулярно ходила ко мне на индивидуальную терапию. Поскольку она далеко жила, перерывы между сессиями были довольно большие. На протяжении всей своей жизни она периодически проходила лечение в психиатрической клинике. В свое время дома, в маленькой деревне, она подвергалась насилию, в том числе и сексуальному, со стороны отца и брата. Родители не защищали ее и от сексуальных домогательств соседей. В школе она проучилась недолго и так и не сумела покинуть деревню, где постоянно сталкивалась со своими мучителями. Тем не менее ей удалось не впасть в отчаяние и не ожесточиться. Она жила с мужем и детьми на самом краю деревни. Казалось, пребывание в психиатрической лечебнице было для нее единственной возможностью сбежать из давящей тесноты деревни.
Она непременно хотела сделать расстановку, чтобы найти возможность жить в большем ладу с собой и окружающим миром. Стыдясь других людей, она настаивала на расстановке в рамках индивидуальной сессии. Я долго колебалась. Наконец настал момент, когда я, несмотря на внутренний трепет, согласилась. Расстановка в воображении казалась мне слишком неконтролируемой. Я дала ей несколько листов бумаги, и с их помощью она расставила отца, мать и двух сестер. Она была очень взволнована, но сдерживалась.
Когда она взяла в руки лист для брата, ее сотрясли рыдания. У меня на душе скребли кошки, но мне хотелось дать ей возможность сделать расстановку, потому что она столько от нее ждала. В то время у меня было не так много опыта работы с клиентами и расстановками. И вот она, растерянная, стоит и плачет. Взглянув на часы, я спросила ее, где правильное место для ее брата. Она не отреагировала. Я предложила за нее поискать место для брата, она отдала мне лист и села. Когда я в образе поставила его рядом с ней, она с криком кинулась к двери. Я ее удержала, отвернула от происходящего и взяла за руки. Мы договорились остановить на этом расстановку, и вскоре она успокоилась.
Я чувствовала себя виноватой, у меня было такое ощущение, что, с одной стороны, я слишком далеко зашла, а с другой — не довела расстановку до хорошего для клиентки конца. Несмотря на это, в следующий раз г-жа Порцана пришла на терапию очень довольная. Она была счастлива, что после столь долгих колебаний она все-таки преодолела свой страх и решилась открыто посмотреть на ситуацию в семье. Я была рада ее внутренней стабильности и способности таким образом перерабатывать происходящее.
Контрперенос как указание
Отслеживая возникающий контрперенос, терапевт может делать выводы о происходящих у клиента процессах. Находясь в резонансе с клиентом, он способен ощущать не только его физическую реакцию, но и внутреннее состояние. Так что, если у вас появляются чувства, которые вам не знакомы или кажутся вам чудовищными и внушают страх, возможно, вы находитесь в состоянии контрпереноса.
Поскольку главное — это осознание клиента и происходящий у него процесс, а не только решение само по себе, никакой спешки и необходимости срочно действовать нет. Даже если вы не расцениваете свои восприятия как контрперенос, дайте себе время, прервите текущий терапевтический процесс и поговорите с клиентом о том, что вы чувствуете. Проверьте, насколько ваши реакции имеют смысл в жизни клиента или в его семейной системе.
Экскурс: контрперенос
Надежным сенсором для динамик, внутренних процессов и физического состояния клиента является феномен так называемого контрпереноса, подробно описанный Зигмундом Фрейдом и множеством аналитиков. Это понятие подразумевает точное восприятие импульсов и внутренних движений клиента, которые терапевт может наблюдать на основании собственных комплементарных реакций. При этом терапевт вступает в реинсце-нировку прошлых драм клиента.
Во-первых, он может точно воспринимать в себе те чувства, которые испытывает или должен бы, но не испытывает клиент, поскольку он для них закрылся. Во-вторых, терапевт может воспринимать в себе реакции, которые в рано запечатленных структурах проявляли по отношению к клиенту важные для него люди и которые теперь снова возникают в коммуникации между клиентом и другим лицом, в данном случае терапевтом. В-третьих, терапевт может эмпатически воспринимать в себе чувства и настроение клиента (см. Фрейд, 1910). Во всех трех случаях для терапевта этот процесс означает, что в контакте с клиентом его состояние претерпевает сильные изменения, причем эта модель может повторяться.
У терапевта может сложиться впечатление, что что-то не так, однако описать это точнее он не может. Или он испытывает внутреннее беспокойство, раздражение или опасение, что эта тема, этот клиент или процесс ему не по плечу, хотя в других ситуациях, с другими клиентами он обычно чувствует себя спокойно.
Хорошим подспорьем для терапевта является большой собственный опыт работы с контрпереносом, натренированность в восприятии и оценке получаемой таким образом информации. Это подразумевает хорошее знание собственного «нормального» состояния, знание собственных структур, моделей, потребностей, слабостей и слепых пятен. Кроме того, здесь необходимо хорошее знание собственной реактивности на уровне контрпереноса, а также знание о том, как на это состояние можно повлиять и как его можно изменить.
Примеры
Представьте себе, что до сих пор у вас был хороший день и вот к вам приходит новый клиент. Он рассказывает вам о своих симптомах, об истории своей семьи, и ваше настроение становится все хуже. Вы делаетесь подавленным, угнетенным, что вам совсем не свойственно. У вас возникает желание открыть окно, хотя вы только что проветривали. У вас странное ощущение, что вы не в своей тарелке. Что происходит? Заговорите об этом с клиентом: «Я не знаю, как вы себя чувствуете, но во мне сейчас происходят странные вещи», и опишите ему свои восприятия. «Вам знакомо нечто подобное? Я не уверена, к кому из нас это относится: ко мне или я воспринимаю что-то ваше». Возможно, он ответит, что ему знакомо это угнетенное состояние.
Несколько лет назад у меня был поразительный случай. Однажды ночью я проснулась с сильным сердцебиением, причин которого я не понимала. К утру оно утихло, но потом снова усилилось. Я решила, что выпила слишком много кофе, но это не объясняло по-настоящему масштаба моей внутренней тревоги. На вторую половину дня у меня была назначена первая встреча с одной клиенткой. Она страдала сильными навязчивыми состояниями и была очень нервной. Она рассказала мне, что не спала всю ночь, обливаясь, потом вышла из дома и находиться в моем кабинете ей тоже очень трудно. Когда я расспросила ее о других симптомах, она описала учащенное сердцебиение и сильную внутреннюю тревогу. Как только я поняла, что возникшие у меня симптомы относились к ней, они сразу исчезли.
Оставаться конкретным
Если вы испытываете беспокойство, предположительно, вы воспринимаете что-то из контекста или поля. Это возбуждение — как указание на опасность. Чтобы разобраться и успокоиться, лучше всего начать делать расстановку ^предметами, то есть листами бумаги или фигурками. Здесь клиенту нужно устанавливать конкретный контакт с определенными местами, и физически он должен действовать сам, что поддерживает связь с реальностью и дает больше контроля и уверенности и ему, и вам. Есл
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!