О том, что сами имамы запрещали делать за собой такълид — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

О том, что сами имамы запрещали делать за собой такълид

2022-12-30 34
О том, что сами имамы запрещали делать за собой такълид 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Также важно отметить, что сами имамы четырёх мазхабов запрещали делать за собой такълид, запрещая даже записывать свои слова и мнения. И в этом они следовали тому, чему следовали и иные великие имамы до них.

Имам Абу Ханифа говорил: “Не дозволено кому-либо опираться на наши слова, если он не знает, на что мы опирались”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” 145.

Также Абу Ханифа говорил: “Я не считаю, что кого-либо следует обязывать тем, на чём мы”. См. “Манакыб аль-имам Аби Ханифа уа сахибейх” 34.

Известный ученик Абу Ханифы – имам Зуфар рассказывал: “Мы часто приходили вместе с Абу Юсуфом и Мухаммадом ибн аль-Хасаном к Абу Ханифе, и записывали его слова. И в один из дней Абу Ханифа сказал Абу Юсуфу: «О Я’къуб, горе тебе! Не записывай всё, что ты слышишь от меня, ибо поистине, я могу сегодня считать так-то, а завтра отказать от этого мнения, или завтра посчитать иначе, а послезавтра отказаться от этого!»” Яхья ибн Ма’ин в “ат-Тарих” 3/504.

Музахим ибн Зуфар сказал: “Как-то я спросил Абу Ханифу: «О Абу Ханифа, то, касательно чего ты даёшь фатуа и что собрал в своих книгах, это – истина, в которой нет сомнения?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, не знаю, быть может, это – ложь, в которой нет сомнения»”. аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 3/94.

Известный ученик имама Абу Ханифы – имам Абу Юсуф говорил: “Если до вас дошло что-либо от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то берите это. Если до вас дошло что-либо от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, то берите это, и оставляйте наши слова”. См. “аль-Худджа фи баян аль-махадджа” 402.

Сообщается, что когда имам Малик дал фатуа о том, что троекратный развод считается за три, он увидел, как Ашхаб записал эти слова. Тогда он сказал ему: “Сотри это! Неужели, каждый раз, как я скажу слово, вы будете делать это Кораном?! Откуда тебе знать, быть может, завтра я откажусь от этого мнения и скажу, что такой развод считается за один!” См. “аль-Ихкам” 6/314.

Имам аш-Шафи’и говорил: “Никто не делает такълид ни за кем, кроме как за Посланником (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “ар-Радд ‘аля ман ахляда иляль-ард” 138.

Также сообщается и от имама Ахмада, что он запрещал своим ученикам записывать его фатауа и его мнения по вопросам фикъха. И когда в один из дней он увидел, как кто-то записывает его слова на доске, он сказал ему: “Не записывай моё мнение! Быть может, сейчас я говорю что-то, а завтра откажусь от этого мнения”. См. “Табакъат аль-ханабиля” 1/329.

Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как один человек спросил Ахмада: «Книга Суфьяна (ас-Саури) «аль-Джами’», опираться ли нам на неё?», на что Ахмад сказал: «Следуй за асарами!»” См. “Масаиль Аби Дауд” 171.

Мухаммад ибн Язид аль-Мустамили сказал: “Однажды один человек спросил Ахмада ибн Ханбаля: «Записывать ли книги по мнениям?» Он ответил: «Не делай этого, следуй асарам и хадисам!» Спрашивающий сказал: «Но ‘Абдуллах Ибн аль-Мубарак записывал это». Тогда Ахмад сказал: «Ибн аль-Мубарак не спустился с неба. Воистину, нам было велено брать знания от тех, кто выше»”. См. “Табакъат аль-ханабиля” 2/392.

Как мы видим, эти имамы порицали такълид, как за собой, так и за кем-либо иным, следуя в этом за великими сподвижниками и таби’инами. И причина такого поведения саляфов, включая и имамов четырёх мазхабов, вовсе не скромность, ведь они были превыше того, чтобы считать, что мусульмане обязаны следовать во всём за кем-либо, помимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Имамы ахлю-Сунна уаль-джама’а не обязывали людей тем, что они говорили из числа положений иджтихада, и никого к этому не принуждали”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 5/18.

Также Ибн Таймия сказал: “Имам Ахмад говорил: «Не позволительно факъиху побуждать людей следовать его мазхабу и быть строгим с ними». Он также говорил: «Не делай в своей религии такълид за людьми, ведь они не защищены от того, чтобы ошибиться». И если таковыми были их слова касательно основ знания и ответвления религии, не позволяя обязывать людей своими мазхабами, несмотря на то, что они использовали шариатские доводы на эти вопросы, тогда каким образом можно обязывать людей и принуждать их к мнению, которого нет ни в Коране, ни в хадисах?! Которого нет ни в словах сахабов, ни в словах таби’инов и кого-либо из имамов мусульман?!” См. “Баян ад-далиль ‘аля ибталь ат-тахлиль” 5/412.

Однако после этих великих имамов появились те, кто возвёл их слова и мнения в статус безошибочности, поставив их в один ряд с Кораном, Сунной и словами сподвижников, и даже выше, чем слова сподвижников. А все их сообщения, касательно порицания такълида они отнесли лишь к муджтахидам, сказав, что они имели в виду тех, кто является муджтахидом, именно им нельзя делать за ними такълид. А как уже было упомянуто много раз, муджтахидов по мнению их последователей после этих имамов уже нет и не может быть, а значит все мусульмане обязаны делать за ними такълид.

Имама аш-Шаукани, перечисляя различные мнения касательно положения такълида, сказал: “Следующее мнение: «Такълид обязателен для простолюдинов и запрещён для муджтахида». Так сказали большинство последователей четырёх имамов. Но не скрыто от тебя, что во время разногласий принимаются в расчёт мнения именно муджтахидов, а сказавшие это люди – мукъаллиды, и не из числа тех, чьи мнения принимаются в расчёт. При том, что их имамы запрещали им делать такълид, как за ними самими, так и за другими. Однако они (их последователи) поступили произвольно и отнесли слова их имамов (не делать такълид) именно к людям из числа муджтахидов, а не мукъаллидов. О Аллах, воистину, это удивительно!” См. “Иршад аль-фухуль” 2/1091.

Имам Салих аль-Фулляни аль-Малики сказал: “Слова Абу Ханифы, Мухаммада (аш-Шайбани) и аш-Шафи’и: «Если наши слова будут противоречить словам Посланника (мир ему и благословение Аллаха), то оставьте наши слова и следуйте за его словами», и подобные им слова, то они не касаются муджтахидов, потому что муджтахиды итак не нуждаются в их словах. Это сказано в отношении мукъаллидов!” См. “Икъаз аль-химам” 65.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.