О том, что нет имама, не допускавшего ошибок — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

О том, что нет имама, не допускавшего ошибок

2022-12-30 30
О том, что нет имама, не допускавшего ошибок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этом месте весьма уместно процитировать некоторые высказывания признанных имамов:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил:

“Не является условием для того, чтобы быть правдивейшим, чтобы все слова человека были правильными, а все его деяния были Сунной. А иначе он был бы по положению, как пророк”. См. “аль-Икътида” 2/106.

“Никому не дозволено отдавать предпочтение одному мнению над другим без доказательства; как и проявлять фанатизм к одному мнению, помимо иных или к высказавшему это мнение помимо иных без довода”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/233.

“Многие муджтахиды из числа саляфов и последующих поколений говорили или делали то, что являлось нововведением. Они так поступали либо по причине слабых хадисов, которые они считали достоверными. Или по причине толкования аята не в соответствии с его смыслом, или по причине какого-либо своего мнения, в отношении которого до них не дошёл текст Корана и Сунны. И если человек боится по мере своих сил своего Господа, то он входит в число тех, о ком Он сказал: «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись!» (аль-Бакъара 2: 286). А в хадисе сказано (что Аллах ответил): «Я это уже сделал!» См. “Ма’аридж аль-усуль” 43.

“Поистине, великий человек в знании и религии может проявить иджтихад, основанный на предположении или же на скрытой страсти, следствием чего может стать то, чему нельзя следовать, даже если этот человек из числа богобоязненных и приближенных рабов Аллаха! Если происходит подобное, то оно становится смутой для двух категорий людей. Для группы, которая возвеличивает такого человека, а поэтому пытается сделать это ошибочное мнение правильным и следовать за ним в этом. И для группы, которая порицает этого человека и делает подобную оплошность причиной для упрека его праведности и богобоязненности, и даже его благочестия и возможности быть среди обитателей Рая, выводя его из веры. Обе эти группы порочные! А что касается тех, кто проложил путь справедливости, то они возвеличивают того, кто заслуживает этого, любят его, и отдают должное каждому. Они возвеличивают истину и проявляют милосердие к творению. Они понимают, что один человек может нести в себе как благодеяния, так и грехи, может быть похваленным и порицаемым, может быть вознагражден и наказан, может быть любим с одной стороны и ненавистен с другой”. См. “Минхадж ас-Сунна” 4/43.

И как прекрасны слова имама Ибн аль-Къайима, сказавшего: “Авторы трудов о Сунне объединили вместе с указанием ложности и неправомочности такълида с одной стороны и опасностью ошибки учёного с другой стороны, чтобы разъяснить тем самым опасность такълида. Воистину, учёный может допустить ошибку, и это неизбежно, так как он не является защищённым от ошибок, а поэтому нельзя принимать всё, что он говорит, опуская его на положение безошибочного. И это то, что порицал каждый учёный на поверхности земли, говоря о том, что подобное харам, выражая порицание таким людям (которые следуют за всем, что говорит учёный), ведь это – бедствие и искушение для мукъаллидов! Воистину, они (мукъаллиды) следуют за всем, что говорит учёный, включая как его ошибку, так и правильное мнение. Они не могут различать этих вещей, и принимают религию вместе с ошибкой, и это неизбежно. Впоследствии они могут запрещать то, что дозволил Аллах, дозволять то, что Аллах запретил, и узаконивать то, что не узаконено. Всё это неизбежно касательно таких людей, ибо безошибочность не присуща тем, за кем они делают такълид, напротив, в любом случае он допускает ошибки. И известно, что опасение за ошибку учёного заключается именно в опасении такълида за ним в этой ошибке! И если бы не сам такълид, то за ошибку учёного не испытывали бы опасения для других людей”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 2/161.

И как же прекрасны слова хафиза Ибн Раджаба, сказавшего: “Многие имамы религии могут говорить неправильные слова, проявляя в этом иджтихад. К тому же они заслуживают за это награду, а их ошибка прощается. Однако отстаивающий неправильное высказывание, исходя из положения имама, не занимает такую степень, поскольку он отстаивает эти слова лишь потому, что его лидер высказал их. И если бы кто-то другой из имамов религии сказал эти слова, то он бы не принял и не защищал их, не стал бы питать дружелюбие к сторонникам данного мнения и проявлять вражду к тем, кто не согласен с ним. Ко всему этому он думает, что отстаивает истину и занимает положение своего лидера. Но на самом деле это не так. Ведь его имам стремился отстоять истину, даже если он ошибся в своем иджтихаде. А что касается этого последователя, то он примешал к своей защите, как он считает, истинного мнения, ещё и желание, чтобы его имам был лучше других, а его слова стали известными. Он также хочет утвердить, что к имаму не могут причисляться ошибки. Однако такой замысел умаляет намерение отстаивать истину. Пойми это. Ведь это великое понимание. Аллах ведёт прямым путем того, кого пожелает”. См. “Джами’ аль-‘улюм уаль-хикам” 2/276.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.