Вопросов такълида и тамазхуба — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопросов такълида и тамазхуба

2022-12-30 31
Вопросов такълида и тамазхуба 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И его позиция в отношении

Вопросов такълида и тамазхуба

www.Salaf-Forum.com

Содержание

 

Введение

Краткая биография имама Ибн ‘Абдуль-Барра

Его рождение и происхождение

Его семья

Его учёба, учителя и ученики

Слова похвалы в его адрес

Его вероубеждение (‘акыда)

Его мазхаб

Его труды

Его кончина

 

О том, что такълид для Ибн ‘Абдуль-Барра в основе запрещен, и дозволен лишь в качестве исключения, в то время, как для мазхабистов такълид – это похвальная основа

 

Такълид для Ибн ‘Абдуль-Барра не является знанием, а мукъаллид для него – не учёный, тогда как у мазхабистов поздние мукъаллиды мазхабов и есть учёные

Приписывание такълида саляфам между сторонниками тамазхуба и Ибн ‘Абдуль-Барром

Различие в отношении к захиритам между Ибн ‘Абдуль-Барром и некоторыми поздними представителями четырёх мазхабов

Такълид и иттиба’ для Ибн ‘Абдуль-Барра

Ибн ‘Абдуль-Барр считал, как и другие признанные учёные, что никто из имамов не мог охватить своим знанием все хадисы

Ибн ‘Абдуль-Барр порицает ограничение лишь одним имамом и мазхабом, тогда как сторонники такълида призывают к этому и даже обязывают этим

Считает ли Ибн ‘Абдуль-Барр разногласия муджтахидов милостью, а все их мнения по спорным вопросам правильными?

Возвеличивание Ибн ‘Абдуль-Барром пророческой Сунны и следование достоверному хадису, несмотря на противоречие хадису самых великих имамов и даже сподвижников

Правильное понимание слов Ибн ‘Абдуль-Барра, используемые сторонниками тамазхуба и такълида

О разногласии имамов относительно аята: «Спросите обладателей знания, если вы не знаете»

О каких простолюдинах говорит Ибн ‘Абдуль-Барр?

Ибн ‘Абдуль-Барр не обязывал простолюдинов следовать только одному имаму или мазхабу

Заключение

Послесловие

Использованная литература

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Введение

 

‘Абдуллах ибн аль-Му’таз (ум. 296 г.х.) сказал:

“Нет разницы между животным, которое ведут за повод и человеком, делающим такълид”.

Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” 1887.

 

Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал по их пути!

А затем:

Хафиз Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр – имам ахлю-Сунна; саляфит в вопросах вероубеждения (‘акыда); несомненный муджтахид, признанный представителями всех мазхабов, возвеличивавший довод и проявлявший вражду к такълиду. [ [1] ]

Общеизвестно, как имам Ибн ‘Абдуль-Барр строжайшим образом порицал такълид, и как в своей известной книге «Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих» он приводил множество доводов из Корана, Сунны, слов сподвижников и саляфов на то, что такълид в своей основе является порицаемой и запретной вещью.

Такие труды этого имама, как «ат-Тамхид», «аль-Истизкар», «аль-Кафи» и др. переполнены примерами того, как он цитирует различные мнения имамов и выбирает то из мнений, которое опирается на достоверный довод, независимо от того, какому бы мазхабу это не соответствовало. Этому он следовал сам и к этому призывал искателей шариатского знания.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Воистину, бедствие постигло людей по причине такълида”. См. “ат-Тамхид” 23/50.

Однако некоторые проповедники обязательности такълида и необходимости следования определённому мазхабу (тамазхуб), встретив единственные слова имама Ибн ‘Абдуль-Барра о том, что простолюдины из числа мусульман должны делать такълид за своими учёными, посчитали, что позиция этого имама в данных вопросах точно такая же, как и у них.

Вот слова этого имама, которые они посчитали аргументом в свою пользу:

Приведя многочисленные доводы на запретность такълида, Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Но всё сказанное не касается простолюдинов. Поистине, рядовые мусульмане должны делать такълид за своими учёными в вопросах, постигших их, ибо они неспособны выяснить, в чём содержится доказательство, и неспособны дойти до знания этого по причине отсутствия понимания. Ведь знание имеет различные степени, и нет пути к познанию высшей степени, кроме как познав низшую. Это и есть преграда, которая отделяет простолюдинов от познания доказательств. А Аллаху обо всём ведомо лучше.

И нет разногласия среди учёных в том, что простые мусульмане обязаны делать такълид за своими учёными, и что о них идёт речь в Словах Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Спросите же обладателей знания, если вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).

И они (учёные) единогласны в том, что слепому необходимо делать такълид за тем, кому он доверяет, если определение стороны Къиблы стало для него затруднительным. Также и тому, у кого нет знания и понимания того, как исповедовать свою религию, необходимо делать такълид за учёным. И также учёные не разногласили в том, что не разрешено простолюдинам издавать фатуа, и это, а Аллах знает лучше, по причине их неведения о смыслах, к чему относится дозволение чего-либо, запрещение и высказывания о религиозных знаниях”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих” 2/989.

В действительности нет в этих словах имама никакой аргументации для сторонников такълида, к тому же с этими словами имама Ибн ‘Абдуль-Барра сложно не согласиться, за исключением некоторых незначительных моментов, которые поняли ошибочно сторонники такълида, о чём с дозволения Аллаха будет подробнее сказано в самой последней главе.

С помощью Всевышнего Аллаха хотелось бы показать мусульманам наглядно то, как позиция имама Ибн ‘Абдуль-Барра далека от позиций сторонников тамазхуба и такълида во всех вопросах, связанных с упомянутыми положениями, и как ошибочно они понимают его слова.

Просим Всевышнего Аллаха благословить этот небольшой труд и сделать его полезным для каждого, кто его прочитает.

Краткая биография имама Ибн ‘Абдуль-Барра

 

Его семья

Семья имама Ибн ‘Абдуль-Барра была религиозной и известной в Кордове. Его отец – Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Мухаммад был известным факъихом, а его дед – Мухаммад ибн ‘Абдуль-Барр ан-Намири, был известным учёным и аскетом, которого уважали и почитали в Кордове. См. “ас-Сыля” 1/242, “ат-Такмиля” 1/371.

Однако Ибн ‘Абдуль-Барру не представилась возможность обучаться у своего отца и деда, так как оба они скончались в один год, когда он был ещё ребёнком.

 

Слова похвалы в его адрес

Не было среди признанных имамов такого, кто не хвалил бы Ибн ‘Абдуль-Барра, какой бы школы и к какому бы мазхабу они не относились.

Известный маликитский имам и современник Ибн ‘Абдуль-Барра – Абу Уалид аль-Баджи говорил: “В вопросах хадисоведения не было в Андалусии подобного Ибн ‘Абдуль-Барру”. См. “ас-Сыля” 2/677.

Также он сказал: “Абу ‘Умар (Ибн ‘Абдуль-Барр) был самым знающим хафизом из числа жителей Запада”. См. “ас-Сыля” 677.

Его ученик – Ибн Хазм аз-Захири про него говорил следующее: “Я не знаю подобного ему в словах, сказанных о понимании хадиса, а что же говорить тогда о том, чтобы кто-то был лучше него в этом?” См. “Бугъя аль-мультамас” 490.

Къады ‘Ийяд сказал: “Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр – хафиз, шейх учёных Андалусии, самый известный мухаддис в своё время и самый осведомлённый из них относительно Сунны”. См. “Тартиб аль-мадарик” 8/127.

Абу-ль-Къасим ибн Башкуаль сказал: “Ибн ‘Абдуль-Барр – имам своего времени, единственный в своём роде”. См. “ас-Сыля” 2/677.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал о нём: “Самый знающий из числа людей относительно асаров и сильнее всех разбирающийся относительно их достоверности и слабости”. См. “Даръ ат-та’аруд” 7/157.

А имам Ибн аль-Къайим сказал про него: “Он – имам Сунны своего времени”. См. “Иджтима’ аль-джуюш” 76.

 

Его вероубеждение (‘акыда)

Нет сомнения в том, что имам Ибн ‘Абдуль-Барр в вопросах вероучения следовал пути ахлю-Сунна уаль-джама’а. И это касалось всех разделов вероучения, будь то вопросов веры (иман) и неверия (куфр); вопросов, связанных с предопределением; признание качеств Всевышнего Аллаха без искажения их смысла, без отрицания, истолковывания и уподобления; вопросов касательно отношения к сподвижникам; отношение к приверженцам нововведений; запретность выхода против правителей мусульман, даже если они проявляют нечестие и тиранию, и т.п.

Имам аз-Захаби сказал: “Он был саляфитом в ‘акыде, будучи стойким в вопросах вероучения”. См. “Тарих аль-Ислям” 142.

Также аз-Захаби сказал: “В основах религии он был на мазхабе саляфов, и не входил в философию (аль-калям)”. См. “ас-Сияр” 18/161.

 

Его мазхаб

Общеизвестно, что имам Ибн ‘Абдуль-Барр был сторонником маликитского мазхаба. Однако он был настолько беспристрастным, что некоторые имамы и историки приписывали его к шафиитскому мазхабу.

Абу ‘Абдуллах аль-Хумайди сказал: “Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр – факъих, хафиз, учёный по различным видам чтения Корана, по вопросам разногласий, науки хадисоведения и передатчиков. В вопросах фикъха склонялся к мнениям аш-Шафи’и”. См. “Джазуа аль-мукътабас” 344.

Сказал аз-Захаби: “Наш шейх – Абу ‘Абдуллах ибн Аби-ль-Фатх говорил: «Абу ‘Умар был самым знающим касательно асаров и разногласий учёных среди жителей Андалусии. Вначале своего пути он был длительное время на мазхабе захиритов. Затем он вернулся к мнению о дозволенности кыяса (аналогии), но, не делая за кем-либо такълид. Но он часто склонялся к мазхабу аш-Шафи’и». Так он сказал. Но известно, что Ибн ‘Абдуль-Барр был маликитом”. См. “ас-Сияр” 18/160.

Также аз-Захаби сказал: “Он был приверженцем Сунны. И как уже говорилось, в начале своего пути он был асаритом–захиритом. Затем он стал маликитом, но склоняясь к фикъху аш-Шафи’и в некоторых вопросах. Но он не заслуживает порицания за это, ведь он из числа тех, кто достиг степени имамов–муджтахидов. И тот, кто обратит внимание на его труды, тому станет ясным его положение, обширное познание и сильное понимание”. См. “ас-Сияр” 18/157.

Исследователи трудов Ибн ‘Абдуль-Барра поражались отсутствию у него такълида за своим мазхабом, и обращали внимание на тот факт, как часто он цитировал слова имамов других мазхабов. Он часто цитировал мнения таких имамов, как Ахмад, аш-Шафи’и, Дауд аз-Захири, и др. Склонялся к тому из мнений, которое соответствовало доводу, с лёгкостью оставляя свой мазхаб в том или ином вопросе. Поэтому исследователи говорили, что маликитом он был в том плане, что опирался на основы маликитского мазхаба, а не то, что он был мукъаллидом мазхаба, не выходившим за его границы, даже если считал тот или иной довод другого мазхаба сильнее. В этом плане имама Ибн ‘Абдуль-Барра сравнивали с другим имамом своего времени – шейхуль-Ислямом Ибн Таймией. И следует отметить, что каждый из тех, кто описывал биографию Ибн ‘Абдуль-Барра утверждал, что он без сомнения достиг степени муджтахида. См. “Тартиб аль-мадарик” 8/128, “Тазкиратуль-хуффаз” 3/306, “ад-Дибадж аль-мазхаб” 2/367.

Автор книги «Иджма’ат Ибн ‘Абдиль-Барр» (стр. 32) писал: “В фикъхе он (Ибн ‘Абдуль-Барр) достиг степени иджтихада, отдавая предпочтения различным мнениям касательно того, что извлекали имамы и праведные саляфы из основ. Он отвергал такълид, следуя пути саляфов, что выражается в том, чтобы черпать напрямую из Корана и Сунны. Он извлекал законоположения, высказывался о степенях достоверности, выбирал более сильное мнение. Также он сверял мнения мазхабов, приводил все свидетельства и доводы. Он был осведомлённым обо всех мазхабах, включая и мазхаб захиритов, но не проявлял фанатизма к мазхабам, несмотря на то, что сам был из числа маликитов. Бывало так, что он устремлялся (в каких-то вопросах) к мазхабу аш-Шафи’и, в каких-то вопросах к мазхабу ханафитов или ханбалитов. Более того, иногда он противоречил и имаму Малику, что явно выражается в его фатауах и иджтихадах”.

Сказал аль-Каттани: “Кто обратит внимание на труды Ибн ‘Абдуль-Барра, тот поймёт, что этот человек был самым далёким из людей от слепого такълида. Ему станет ясно, что он выбирал из мнений (более сильное), несмотря на то, что возвращался в основах к Малику и его мазхабу”. См. “Фахрас аль-фахарис” 2/843.

 

Его труды

Имам аз-Захаби сказал: “Ему было даровано сопутствие и оказана помощь в написании трудов. И Аллах оказал пользу его трудами”. См. “ас-Сияр” 18/158.

Ибн ‘Абдуль-Барр написал множество великих трудов в самых различных отраслях религии. Большинство его наилучших трудов по сей день пребывают в виде рукописи, и не изданы.

Что касается его известных изданных трудов, то среди них:

- «ат-Тамхид лима филь-Мууатта миналь-ма’ани уаль-асанид», одна из лучших книг Ибн ‘Абдуль-Барра, в которой он сделал комментарий на сборник имама Малика «аль-Мууатта», приводя при этом согласно манхаджу мухаддисов иснад всех сообщений, которые Малик мог упомянуть без иснада. Эту книгу хвалили наивысшей похвалой многие имамы. Сказал Абу ‘Али аль-Гъассани: “Никто не смог приблизиться к этой книге (написав подобное). Она состоит из семидесяти частей”. См. “ас-Сыля” 2/678.

- «аль-Истизкар фи шарх мазахиб ‘уляма аль-амсар мимма расамаху Малик фи Мууатаихи мин ар-раъи уаль-асар», эта книга также является величайшим трудом Ибн ‘Абдуль-Барра, в которой он уже делал больше акцент на положения фикъха, приводя не только мнения Малика, но и всех учёных. Эта книга считается дополнением к его предыдущей книге «ат-Тамхид», в которой он больше говорил о хадисах и иснадах. Эту книгу также хвалили наивысшей похвалой многие имамы.

- «Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих», одна из лучших книг имама Ибн ‘Абдуль-Барра и единственная в своём роде. Этот труд посвящён достоинству шариатского знания; этикету учёных и обучающихся; побуждению изучать религию; разбору использования своих умозаключений и неуместных аналогий в религиозных вопросах; положению такълида; и т.п. Многие учёные советовали читать этот труд каждому искателю шариатского знания. Шейх Салих Али Шейх сказал: “Следует читать книги, посвящённые знаниям, его тонкостям и видам. В частности книга хафиза Ибн ‘Абдуль-Барра «Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих». Эта книга заслуживает внимание со стороны требующего знания, чтобы он читал её. Ведь она включает в себя множество примеров пути саляфов в отношении знания и поступков в соответствии со знанием”. Сл. “Шарх Усуль аль-иман” № 8.

- «Китаб аль-Кафи фи фикъх ахль аль-Мадина аль-малики» книга, в которой он собрал мнения жителей Медины по вопросам фикъха, на что опирался имам Малик.

- «ад-Дурар фи ихтисар аль-магъази уа-ссияр» книга, посвящённая жизнеописанию Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

- «аль-Исти’аб фи ма’рифа аль-асхаб» книга, посвящённая биографиям сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

- «аль-Интикъа фи фадаиль аль-аимма ас-саляса аль-фукъаха» книга, в которой он собрал биографии и достоинства трёх имамов: Абу Ханифы, Малика и аш-Шафи’и (да смилуется над ними Аллах).

- «аль-Инсаф фи ма байна ‘уляма аль-муслимина фи кыраъа “Бисми-Лляхи-Ррахмани-Ррахим” фи Фатиха аль-Китаб мин аль-ихтиляф», книга, посвящённая вопросу разногласия учёных относительно чтения «басмаля» в молитве.

- «Ихтиляф акъуаль Малик уа асхабих», посвящённая разногласиям по вопросам фикъха между Маликом и его учениками.

- «Бахджатуль-маджалис уа унсуль-муджалис» книга, в которой он собрал стихи относительно благих качеств, арабского языка, и т.п. Известный языковед и поэт – Ибн Са’ид аль-Магъриби назвав Ибн ‘Абдуль-Барра «всадником арабской литературы», сказал: “И достаточна тебе в качестве довода на это его книга «Бахджатуль-маджалис»”. См. “аль-Мугъриб фи хулаль-Магъриб” 2/408.

 

Его кончина

Скончался хафиз Запада – Ибн ‘Абдуль-Барр в 463 году по хиджре, в возрасте 95 лет, в городе Шатива в Андалусии.

Кстати, упомянув о том, что в 463 году по хиджре скончался хафиз Запада – Ибн ‘Абдуль-Барр, имам аз-Захаби сказал: “В этот же год скончался и хафиз Востока – Абу Бакр аль-Хатыб (аль-Багъдади), который являлся сборником хадисов Найсабура”. См. “ас-Сияр” 19/159.

Абу Дауд аль-Мукъри сказал: “Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр скончался в ночь на пятницу в месяце Раби’ ас-сани в 463 году. Он прожил 95 лет и 5 дней. Да помилует его Аллах”. См. “ас-Сияр” 18/159.

Да помилует Всевышний Аллах имама Ибн ‘Абдуль-Барра, воздаст ему величайшим благом за Ислам и мусульман, и введёт его в Райские сады!

О том, что такълид для Ибн ‘Абдуль-Барра в основе запрещен,

Заключение

 

Как стало ясно дорогому читателю из всего изложенного, имам Ибн ‘Абдуль-Барр непричастен к проповедникам мазхабизма и такълида наших дней, которые прикрываются его славным именем. В отличие от них, этот имам возвеличивал довод, сначала опирался на аргументы Корана и Сунны, а не на мнения людей, а затем уже смотрел на тех, кто высказывался из имамов по этому вопросу, принимая те слова, что соответствовали доводу и, отвергая те, что противоречили им.

И нам стало ясно, что для Ибн ‘Абдуль-Барра такълид в своей основе является порицаемой и порочной вещью, на порочность чего он передавал даже единогласное мнение, дозволяя такълид только при необходимости, тогда как для мазхабистов такълид – это похвальная основа.

Для Ибн ‘Абдуль-Барра такълид не является знанием, а мукъаллид для него – не учёный. Более того, он считал, что нет разницы между животным, которое ведут за повод и человеком, делающим такълид. Также он считал, что нельзя именовать имамами и факъихами тех, кто увлекался наукой калям. Что касается сторонников такълида, то для них имамы и факъихи – это как раз некоторые из числа поздних представителей мазхабов, которые имели отклонения в вопросах вероубеждения и погрузились в калям, не выходя никогда за рамки своего мазхаба, и прилагая все усилия для того, чтобы выдать любое мнение своего имама самым сильным.

Ибн ‘Абдуль-Барр отрицал тот факт, что понятие «такълид» имело место среди саляфов, а сторонники такълида и тамазхуба наоборот, приписывают такълид саляфам.

Ибн ‘Абдуль-Барр разделял между такими понятиями, как «такълид» и «иттиба’», и говорил, что первое запрещено, а второе дозволено. А с этим категорично несогласно учение поздних сторонников мазхабизма.

Ибн ‘Абдуль-Барр порицал ограничение лишь одним имамом и мазхабом со стороны искателей знания, тогда как мазхабисты призывают к этому и даже обязывают этим.

Ибн ‘Абдуль-Барр считался с мнением захиритов, в отличие от некоторых представителей четырёх мазхабов из числа поздних поколений и современников из числа так называемых возродителей мазхабизма.

Ибн ‘Абдуль-Барр не признавал заявление, что разногласие учёных – это милость, и что каждый муджтахид прав.

Ибн ‘Абдуль-Барр говорил о необходимости рядовым и несведущим мусульманам следовать за учёными общины, но не обязывал их избирать только одного имама и только один мазхаб, не выходя за его рамки ни при каких обстоятельствах, а поздние представители мазхабов уже несколько сот лет мусолят вопросы: «Является ли обязательным для простолюдинов следовать мазхабу или нет?», «Можно ли менять выбранный мазхаб на другой или нет?» и т.п.

Таким образом, имам Ибн ‘Абдуль-Барр порицал такълид в своей основе, тогда как мазхабисты напротив, обязывают каждого простолюдина быть пожизненным мукъаллидом. А если среди них и проявится кто-то более или менее способный и разумный, чтобы обучаться, то максимум, что они ему позволяют, так это изучать лишь их мазхаб, а точнее труды, написанные поздними представителя мазхаба. Причём этот несчастный так и проводит всю свою жизнь, изучая более сильные и слабые мнения внутри мазхаба, так и не доходя ни до изучения и размышления над Кораном, ни до изучения пророческих хадисов. Но если даже он решится изучать мнения и доводы других учёных, то только для того, чтобы знать, как на них отвечать и как отстоять мнение своего мазхаба.

Да помилует Аллах хафиза Ибн ‘Абдуль-Барра, сказавшего: “Воистину, бедствие постигло людей по причине такълида”. См. “ат-Тамхид” 23/50.

 

Послесловие

 

Необходимо понимать каждому разумному и беспристрастному мусульманину, что в самих мазхабах, как таковых, никаких проблем нет, и тем более никаких претензий не может быть к великим имамам из числа основателей мазхабов, помогавших рядовым мусульманам правильно поклоняться Аллаху и верно понимать Коран и Сунну. В их мазхабах можно почерпнуть огромную пользу в изучении вопросов фикъха, а также его правил и основ.

Однако источник зла и раскола в среде мусульман – именно фанатичные приверженцы из числа сторонников этих мазхабов, которые заслуживают упрёка и порицания. И примеров смуты и зла, которые исходили от этих людей за всю историю Ислама трудно сосчитать. А для наглядности можно упомянуть отдельные примеры:

 

И его позиция в отношении

вопросов такълида и тамазхуба

www.Salaf-Forum.com

Содержание

 

Введение

Краткая биография имама Ибн ‘Абдуль-Барра

Его рождение и происхождение

Его семья

Его учёба, учителя и ученики

Слова похвалы в его адрес

Его вероубеждение (‘акыда)

Его мазхаб

Его труды

Его кончина

 

О том, что такълид для Ибн ‘Абдуль-Барра в основе запрещен, и дозволен лишь в качестве исключения, в то время, как для мазхабистов такълид – это похвальная основа

 

Такълид для Ибн ‘Абдуль-Барра не является знанием, а мукъаллид для него – не учёный, тогда как у мазхабистов поздние мукъаллиды мазхабов и есть учёные

Приписывание такълида саляфам между сторонниками тамазхуба и Ибн ‘Абдуль-Барром

Различие в отношении к захиритам между Ибн ‘Абдуль-Барром и некоторыми поздними представителями четырёх мазхабов

Такълид и иттиба’ для Ибн ‘Абдуль-Барра

Ибн ‘Абдуль-Барр считал, как и другие признанные учёные, что никто из имамов не мог охватить своим знанием все хадисы

Ибн ‘Абдуль-Барр порицает ограничение лишь одним имамом и мазхабом, тогда как сторонники такълида призывают к этому и даже обязывают этим

Считает ли Ибн ‘Абдуль-Барр разногласия муджтахидов милостью, а все их мнения по спорным вопросам правильными?

Возвеличивание Ибн ‘Абдуль-Барром пророческой Сунны и следование достоверному хадису, несмотря на противоречие хадису самых великих имамов и даже сподвижников

Правильное понимание слов Ибн ‘Абдуль-Барра, используемые сторонниками тамазхуба и такълида

О разногласии имамов относительно аята: «Спросите обладателей знания, если вы не знаете»

О каких простолюдинах говорит Ибн ‘Абдуль-Барр?

Ибн ‘Абдуль-Барр не обязывал простолюдинов следовать только одному имаму или мазхабу

Заключение

Послесловие

Использованная литература

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Введение

 

‘Абдуллах ибн аль-Му’таз (ум. 296 г.х.) сказал:

“Нет разницы между животным, которое ведут за повод и человеком, делающим такълид”.

Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” 1887.

 

Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал по их пути!

А затем:

Хафиз Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр – имам ахлю-Сунна; саляфит в вопросах вероубеждения (‘акыда); несомненный муджтахид, признанный представителями всех мазхабов, возвеличивавший довод и проявлявший вражду к такълиду. [ [1] ]

Общеизвестно, как имам Ибн ‘Абдуль-Барр строжайшим образом порицал такълид, и как в своей известной книге «Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих» он приводил множество доводов из Корана, Сунны, слов сподвижников и саляфов на то, что такълид в своей основе является порицаемой и запретной вещью.

Такие труды этого имама, как «ат-Тамхид», «аль-Истизкар», «аль-Кафи» и др. переполнены примерами того, как он цитирует различные мнения имамов и выбирает то из мнений, которое опирается на достоверный довод, независимо от того, какому бы мазхабу это не соответствовало. Этому он следовал сам и к этому призывал искателей шариатского знания.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Воистину, бедствие постигло людей по причине такълида”. См. “ат-Тамхид” 23/50.

Однако некоторые проповедники обязательности такълида и необходимости следования определённому мазхабу (тамазхуб), встретив единственные слова имама Ибн ‘Абдуль-Барра о том, что простолюдины из числа мусульман должны делать такълид за своими учёными, посчитали, что позиция этого имама в данных вопросах точно такая же, как и у них.

Вот слова этого имама, которые они посчитали аргументом в свою пользу:

Приведя многочисленные доводы на запретность такълида, Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Но всё сказанное не касается простолюдинов. Поистине, рядовые мусульмане должны делать такълид за своими учёными в вопросах, постигших их, ибо они неспособны выяснить, в чём содержится доказательство, и неспособны дойти до знания этого по причине отсутствия понимания. Ведь знание имеет различные степени, и нет пути к познанию высшей степени, кроме как познав низшую. Это и есть преграда, которая отделяет простолюдинов от познания доказательств. А Аллаху обо всём ведомо лучше.

И нет разногласия среди учёных в том, что простые мусульмане обязаны делать такълид за своими учёными, и что о них идёт речь в Словах Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Спросите же обладателей знания, если вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).

И они (учёные) единогласны в том, что слепому необходимо делать такълид за тем, кому он доверяет, если определение стороны Къиблы стало для него затруднительным. Также и тому, у кого нет знания и понимания того, как исповедовать свою религию, необходимо делать такълид за учёным. И также учёные не разногласили в том, что не разрешено простолюдинам издавать фатуа, и это, а Аллах знает лучше, по причине их неведения о смыслах, к чему относится дозволение чего-либо, запрещение и высказывания о религиозных знаниях”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих” 2/989.

В действительности нет в этих словах имама никакой аргументации для сторонников такълида, к тому же с этими словами имама Ибн ‘Абдуль-Барра сложно не согласиться, за исключением некоторых незначительных моментов, которые поняли ошибочно сторонники такълида, о чём с дозволения Аллаха будет подробнее сказано в самой последней главе.

С помощью Всевышнего Аллаха хотелось бы показать мусульманам наглядно то, как позиция имама Ибн ‘Абдуль-Барра далека от позиций сторонников тамазхуба и такълида во всех вопросах, связанных с упомянутыми положениями, и как ошибочно они понимают его слова.

Просим Всевышнего Аллаха благословить этот небольшой труд и сделать его полезным для каждого, кто его прочитает.

Краткая биография имама Ибн ‘Абдуль-Барра

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.