Международное законодательство об экологических правах коренных народов (постановка проблемы) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Международное законодательство об экологических правах коренных народов (постановка проблемы)

2022-11-24 25
Международное законодательство об экологических правах коренных народов (постановка проблемы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несмотря на то, что единообразного определения коренных народов в международном праве пока не существует, отправной точкой принято считать определение, сформулированное докладчиком Подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите меньшинств ООН М.Кобо (1972): «Коренное население состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на нее прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое или колониальное положение путем завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурным традициями, чем институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается, главным образом, на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоев населения».

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 1999 г. определил эти народы как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (С. 1).

Большая часть культурного разнообразия планеты сохранилась благодаря коренным народам. По своему особому образу жизни они значительно отличаются друг от друга в зависимости от места жительства. Из примерно 6 тыс. культур, пять тысяч являются культурами коренных народов. Три четверти языков в мире — это языки коренных народов.

Семнадцать «биологически богатых стран» на которые приходится более двух третей биологических ресурсов Земли (Австралия, Бразилия, Венесуэла, Демократическая Республика Конго, Индия, Индонезия, Китай, Колумбия, Мадагаскар, Малайзия, Мексика, Папуа Новая Гвинея, Перу, Соединенные Штаты Америки, Филиппины, Эквадор и Южная Африка) одновременно являются традиционными территориями проживания большинства коренных народов мира.

На протяжении многих столетий связь между коренными народами и их окружающей средой размывалась в связи с тем, что у них отбирали традиционные земли и священные места или насильственно сгоняли с них. Земельные права, землепользование и рациональное освоение ресурсов остаются важнейшими вопросами для коренных народов во всем мире. Проекты в области строительства, добыча полезных ископаемых и вырубка лесов, а также сельскохозяйственные программы по-прежнему приводят к вытеснению коренных народов.

В 1997 году Рабочая группа ООН по коренным народам заказала исследование, подтвердившее, что доступ к землям и ресурсам имеет ключевое значение для выживания коренных народов.

Первым международным документом, регулирующем статус коренных народов, стала Конвенция № 107 Международной организации труда «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной образ жизни в независимых государствах» (1957). Несмотря на то, что данный документ к 1980 г. был ратифицирован 27 странами, коренные народы не ощутили каких-либо изменений в своем статусе и объеме прав. Поэтому в 1986 г. начался процесс пересмотра данной Конвенции. В итоге в 1989 г. была подписана Конвенция № 169 «О коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах» (вступила в силу в сентябре 1991 г.). Она является наиболее полным документом, касающимся прав коренных народов и содержит прямое указание на экологические права этих народов.

Большой интерес представляет Проект Декларации ООН о правах коренных народов от 1994 г., положения которого создают минимальные стандарты защиты прав и благополучия коренных народов во всем мире.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992)стала важным событием для коренных народов, в том числе с точки зрения защиты их прав, связанных с окружающей средой. Участники конференции признали, что коренные народы и их общины призваны играть важнейшую роль в рациональном использовании и освоении окружающей среды. Было также признано важное значение традиционных знаний и практики коренных народов, а международное сообщество обязалось поощрять, укреплять и защищать права, знания и практику коренных народов и их общин.

В Российской Федерации к числу коренных народов относятся 44 коренных, малочисленных народа Севера, Сибири и Дальнего Востока, общей численностью примерно 200 тысяч человек от саамов Кольского полуострова - до чукчей и инуитов (эскимосов) Чукотки. При этом наша страна пока не ратифицировала Конвенцию № 169, несмотря на решение Конституционного суда и призывы Президента РФ (считается, что 80% положений данного документа уже отражены в российском законодательстве). Таким образом, проблемы регулирования статуса и прав коренных народов остаются весьма важными для нашей страны.

 

 

                                                                                         Д.А.МАЛЫЙ

                                                              Мордовский государственный

                                                              университета им. Н.П.Огарева

 

         Свобода ассоциаций или право на объединение

 

Политическая свобода личности в конституционном праве России ассоциируется с реализацией права на объединение. Данное право большинством авторов рассматривается как политическое, поскольку выступает важной гарантией развития демократических институтов, возможности коллективного выражения мнений относительно политико-правовых и иных событий и процессов. Вместе с тем, право на объединение охватывает своим содержанием не только область политико-правовых отношений, но понимается Конституцией Российской Федерации более широко, включая экономические и иные сферы, в которых гражданин может проявить индивидуальные способности, реализовать свои интересы. Содержащиеся в конституционных нормах положения о праве на объединение находят отражение в отраслевом законодательстве, что накладывает отпечаток на формы и способы реализации этого права. Причем, разнообразие последних обусловлено, в том числе, и многообразием видов и форм объединений граждан.

Постановка вопроса о соотношения понятий «право на объединение» и «свобода ассоциаций» правомерна в силу имеющихся различий не только в нормативном их закреплении, но и в сущностной характеристике. Для подтверждения данного тезиса можем обратиться к международным актам.

Право на объединение является общепризнанным в мировой практике субъективным правом. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозгласила: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию».(Ст. 20. Всеобщей декларации прав человека 1948 г. //Права человека. Сб. международных документов. М.,1986. С. 26.). Данное право в числе других неотъемлемых прав составляет основу достоинства человека и является «основой свободы, справедливости и всеобщего мира».(Преамбула указ. Декларации).

Как видим, внешнее оформление рассматриваемого права осуществляется формулой «свобода ассоциаций». В последующих международных документах также можно обнаружить подобные формулировки. Показательно, что и в русском переводе они звучат как «свобода ассоциаций». Так, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. «признается право на мирные собрания» (Ст. 21Международногопакта о гражданских и политических правах 1966 г.//Права человека. Сб. международных документов. М., 1986. с.57), а также предусмотрено, что «каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». (Ч. 1. ст. 22 указ. Пакта.)

В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. «каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов».(Ч.1. ст. 11 европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г.//Права человека и судопроизводство: сб. документов. Издание ОSCЕ. С. 238.). Государства-участники Конвенции о правах ребенка 1990 г. признали право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.(Ст. 15 конвенции о правах ребенка 1990 г.//Права человека. Сб. международных документов. М.,1986. С.136.).

Конституция Российской Федерации 1993 г. не восприняла термин «свобода ассоциаций», закрепив в ст. 30 норму: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

Реализация гражданами конституционного права на объединение не сводится к созданию организаций политической направленности. Существует множество объединений, которые возникают в целях реализации иных, неполитических целей. Особенно много их в сфере социальных отношений: объединения родителей детей-инвалидов, спортивные общества, творческие объединения и т.д.

Стремление законодателя отделить политические объединения граждан от иных просматривается в избирательном законодательстве. Об этом свидетельствует правило, согласно которому в избирательных кампаниях могут участвовать только те объединения, уставы которых предусматривают это. Подобный вывод касается и религиозных объединений.

Таким образом, идет процесс разделения объединений граждан на те, которые обладают правом участвовать в политической жизни государства, и те, которые преследуют интересы, выходящие за рамки политической деятельности. Но тогда справедливо и различное их наименование. Например, из общего числа объединений граждан можно выделить такие, которые не преследуют политических целей и могут именоваться ассоциациями. В этом случае «свобода ассоциаций» будет означать свободу создавать некоммерческие объединения, не преследующие политических целей и направленные на удовлетворение интересов личности. Несомненно, подобное предложение вызовет много вопросов, касающихся критериев отнесения тех или иных объединений к ассоциациям. Но если взять в качестве основного – участие в политической деятельности, то тогда можно провести дифференциацию существующих объединений и в последующем предусмотреть более четкое законодательное закрепление их статуса.

 

 

                                                                                                И.А. ЛАПИНА

                                                                  Архангельский государственный

                                                                 технический университет

 

        Свобода человека как правовая категория

 

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена глава II, которая состоит из 48 ста­тей.

В юриспруденции «свобода» как правовая категория употребляется в широком и узком смыслах.

Свобода– это естественное состояние человека, основа его правового статуса. Что­бы иметь и реализовывать права, человек, прежде всего, должен быть свободным. Это широкое (философское, естественно-правовое) понимание свободы в юридической сфере.

В данном аспекте свобода предполагает осуществление всех дей­ствий по собственному усмотрению при наличии субъективного права конкретного человека в конкретных отношениях на данные действия. Отметим, что неверно свободу человека всегда соотносить с возможностью действий субъекта, т.к. свобода предполагает также и возможность бездействия, пассивного поведения в конкретной ситуации.И это тоже будет свободой, свободой выбора решения или поведения индивида.

Каждый человек обладает личной свободой. Для ее ограничения требуются веские юридические основания. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному реше­нию. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).

Узкое (позитивное, нормативно-закрепленное) понимание свободы в юридической сфере сводится к перечню свобод человека, закреплённых и охраняемыхКонституцией РФ 1993 г. В конституцион­ном праве свободы человека проявляются в следующих направлениях:

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22),

- свобода совести и вероисповедания (ст. 28),

- свобода мысли и слова (ч. 1. ст. 29),

- свобода экономической деятельности (ст. 34),

- свобода творчества (ч. 1. ст. 44),

- свобода массо­вой информации и т. д.

В данном случае под свободой подразумевается именно отсутствие незаконного ограничения выбора, отсутствие состояния лишения свободы, отсутствие помех с чьей-либо стороны в ее проявлении. Возникает логичный вопрос. Российский законодатель, провозглашая статус человека, в том числе закрепляя его в Конституции РФ, употребляет термины «права человека» и «свободы человека». В чём же тогда юридическое (правовое) отличие содержание данных категорий? Так, например, некоторые специалисты в области юриспруденции предлагают по смыслу и со­держанию категории «права человека» и «свободы человека» считать равными.(Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М.,1999. С.498.).

Право человека это естественная возможность индивида действовать (бездействовать) каким-либо образом по собственному усмотрению.

Права человека могут быть реализованы только при условии ис­полнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обя­занности государства в лице государственных органов, должност­ных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на обра­зование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъек­тов права человек не может. Если лицо (и его семья) относится к категории мало­обеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соот­ветствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.

Таким образом, право человек может реализовывать в соответствии с законом, который наделяет его данным правом, и одновременно ограничивает правами других лиц. А вот свобода человека в какой-либо сфере не подлежит столь четкому регулированию.

Свобода– это более абстрактная категория, не тождест­венная праву.

Свободы человека (конституционные свободы) – это правомочия ин­дивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не всту­пая в правоотношения с другими органами государства, должност­ными лицами и другими субъектами права. Реализация индивидом свобод, ему принадлежа­щих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую президентом или правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство.

 

 

                                                                            Т.А. ЗЫКИНА

                                         Архангельский государственный

                           технический университет

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.