Категория «свобода» в трудах Виктора Франкла — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Категория «свобода» в трудах Виктора Франкла

2022-11-24 32
Категория «свобода» в трудах Виктора Франкла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

В истории общественной мысли проблема свободы традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли? Иначе говоря, обусловлены или нет все его намерения и поступки внешними обстоятельствами? Материалистическое понимание истории отвергает субъективно-идеалистическое представление о свободе личности как независимости её сознания от объективных условий.

  Свобода отнюдь не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они причинно ничем не обусловлены. Независимо от происхождения своих целей и намерений люди обладают свободой постольку, поскольку они сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, и поскольку внешние обстоятельства не вынуждают их поступать вопреки их личным интересам и потребностям.

Если объём человеческой свободы может служить мерой общественного прогресса, то, в свою очередь, его темпы непосредственно зависят от степени свободы, которой располагают люди в процессе своей деятельности.

Представитель экзистенциализма философ, психолог, психиатр Виктор Франкл, будучи в течение нескольких лет узником концентрационного лагеря,  находился в положении человека, лишённого абсолютно всего, кроме его буквально голого существования. Его отец, мать, брат и жена умерли в лагерях. Как он, потерявший все ценное в жизни, страдающий от холода, голода и жестокостей, ежечасно в ожидании гибели - как он мог находить жизнь стоящей, чтобы её сохранять?

В произведении В.Франкла «Человек в поисках смысла» мы узнаем, что происходит с человеком, когда он понимает, что ему нечего терять «кроме своей до смешного обнажённой жизни». Сначала заключённому на помощь приходит холодное, отстраненное любопытство по поводу собственной судьбы. Вскоре появляются поведенческие стратегии, направленные на сохранение собственной жизни, хотя шансы на выживание крайне малы. Голод, унижения, страх и гневное возмущение против несправедливости возможно было выдержать только благодаря бережно хранимым образам любимых, религии, чувству чёрного юмора и даже увиденной иногда мельком красоте природы- деревьев, солнечного заката.

Но эти утешения не могли бы укрепить волю к жизни, если бы они не помогали узнику обрести смысл в его кажущемся бессмысленным страдании. Именно здесь мы встречаем центральную тему экзистенциализма: жить - означает страдать, выжить - значит обрести смысл страдания. Ни один человек не может сказать другому, в чем состоит смысл. Каждый должен найти его сам и должен принять ответственность, которую предписывает его ответ. Если он справится с этим, он будет расти, несмотря ни на какие унижения. Франкл любит цитировать Ницше: «Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как».

В концентрационном лагере узник лишается всякой опоры, необходимой для жизни. Все знакомые жизненные цели отбрасываются. Единственное, что остаётся - это «последняя человеческая свобода», способность выбирать собственную установку в отношении данных обстоятельств. Эта последняя свобода, признаваемая как древними стоиками, так и современными экзистенциалистами, приобретает важнейшее значение в трудах Франкла.

Особенности характера, по мнению Виктора Франкла, никоим образом не являются решающими; все решает, в конечном свете, позиция личности. «В последней инстанции», таким образом, духовная личность принимает решение о душевном характере. Любое решение человека есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя. В тот момент, когда человек формирует свою судьбу, он формирует свой характер и свою личность.«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю».

По мнению В.Франкла, человеческая свобода – это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Человек свободен занять позицию по отношению к условиям. Условия не обусловливают его полностью. От человека зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение.

В конечном итоге, человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее эти условия подвластны его решению. Сознательно или бессознательно он решает, будет ли он противостоять или сдастся, позволит ли он себе быть определяемым условиями. Каждый выбор имеет причину, но он имеет причину в выбирающем.

 

 

                                                                                       Е. В. ЦВЕТКОВ

                                                                    «Севмашвтуз» г. Северодвинск

 

           Фантазия как особый элемент социальной реальности

Русский социолог П.А. Сорокин (1889-1968), давая определение социальной реальности, писал: это всё, что создано, сотворено человеком.[13] Однако, тот факт, что во всём, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, даёт основание широко трактовать социальную реальность. Сегодня в российской науке только формируется научное понимание социальной реальности, отграниченной от других реальностей. Поэтому, в данной работе под термином «социальная реальность» мы понимаем «всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире, как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями…»[14], отмечает П. Сорокин.

Особым элементом социальной реальности и социального взаимодействия людей является фантастическая литература. Кроме того, литература этого вида максимально приближенна к реальности. Фантастика создаётся из той же самой «первоматерии», из которой сотканы основные элементы социальной реальности. Традиционный метод создания фантастических литературных произведений основан на принципе подбора аналогий. Согласно словарю иностранных слов, аналогия - это «форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве и в других отношениях»[15].

Человеческое сознание легче воспринимает неосязаемое, необычное, существующие и не существующие явления по аналогии с другими объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаются сознанием.

На подобной цепочке аналогий, с использованием частицы «как», основана любая художественная условность и образность фантастических произведений. Это один из возможных способов передачи эмоционально-окрашенной информации. Другими словами, если один человек хочет рассказать о своих чувствах или ощущениях другому, он апеллирует к уже прочувствованному им.

Вторым главным методом передачи образов и смыслов социальной реальности служит метафора. Советский энциклопедический словарь даёт следующее определение этого термина: «Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой на основе признака, общего для обоих сопоставляемых членов»[16]. Метафора сопоставляет два разных предмета так, что в совокупности они приобретают новое значение.

Использование феномена метафоры в социальной реальности позволяет нам угадывать совпадение между двумя явлениями более глубокое и решающее, нежели любое сходство. В связи с этим, интересно отметить, что Иисус Христос учил притчами, которые существуют уже 2000 лет. Персонажи этих историй, такие как Блудный Сын, Голиаф, Иуда и Хам, стали метафорами и частью нашей повседневной речи.

Таким образом, под метафорой понимается семантическое движение, перенос, распространение или соединение смысла. Соединение как будто несоединимых образов в фантастической литературе рождает новый смысл. При этом появляется впечатление особой конкретности этого нового смысла.

Метафоры широко используются в фантастических произведениях, поэтической речи, в риторике, как средство объяснения и аргументации, оказывают мощнейшее суггестивное воздействие на человека. Русский и американский литературовед, лингвист Р.О.Якобсон (1896-1982) видел в метафоре корни поэзии[17].

В социальной реальности метафора используется в тех случаях, когда человек затрудняется выразить мысль в конкретном и точном слове. Если человеку недостает лексики для передачи информации другому человеку, он может это сделать, используя не словесный, а образный код. Любой зрительный образ можно передать образным кодом, образовав связь между ними.

Ведущую роль в познании социальной реальности отводит фантазии феноменология. Согласно трансцендентальной установке феноменологии немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938), реальное в разных формах, (таких как вещь, природа, мир в целом) является ничем иным как содержанием нашего сознания. Это данности особого рода, и потому проблема их существования должна быть поставлена адекватно смыслу их реальности. Тем самым реальное в феноменологической установке коррелируется не со стороны «реальных вещей», а со стороны самого же сознания, тех смысловых единств, которые Гуссерль называет ноэмами.

Мир социальной реальности, реконструированный в системе трансцендентализма, можно назвать миром трансцендентального воображения, миром иллюзий или фантазий. С позиции реалистов, трансцендентальное, «объективное» принципиально неотличимо от фантастического.

Таким образом, совершенно ясно, что проблема фантазии, воображения - одна из главных проблем, как для всех вариантов философии трансцендентализма, так и для социологии. Интересно отметить, что в феноменологии Э. Гуссерля анализ содержания и структуры фантазии можно обнаружить почти в каждой его работе, где она по-разному интерпретируется в контексте основного проблемного круга произведений.  

Жизнь всех людей и социумов, от отдельной семьи до целого государства, в той или иной степени подчинена фантазии, которая, в сущности, представляет особый психологический тип адаптации к изменяющейся окружающей среде. Сильно активизируется такая адаптация в состоянии повышенной тревоги, физической или моральной подавленности социума. При этом не только сами фантазии выступают способами защиты или отвлечения сознания людей от угнетающей их объективной реальности, но и процесс творчества, создания фантазий.

Коллективная фантазия представляет собой важный фактор идейной консолидации социума, независимо от его этнической или классовой структуры. Идея, заключенная в фантазии, одухотворяет людей. При этом часто не имеет значения то, какая это идея - разумная или абсурдная, реалистичная или фантастичная, благородная или порочная.

Социальные фантазии можно рассматривать и как результат чрезмерной веры людей в собственные силы, в свою правоту. Классическим примером такой социальной фантазии является фашизм. Эта психопатологическая форма фантазии в своё время была глубоко проанализирована австрийским психоаналитиком Вильгельмом Райхом (1897-1957)[18].

В социологии при описании социальных фантазий принято использовать термин социальные мифы. В данной работе под социальными мифами понимается совокупность социальных фантазий, отражающих фантастические представления людей об окружающей действительности.

С точки зрения социологии, можно выделить два основополагающих подхода к генерированию социальных фантазий, каждый из которых, при возникновении социальной мобильности, соответствует одному из способов адаптации людей к окружающей среде. Следует отметить, что любое изменение окружающей среды - это всегда в определенной степени стрессовый фактор. Смягчению воздействия такого фактора и служат фантазии.

Важную роль в жизни социумов играют политические фантазии или политическое мифотворчество. Политическая мифология прочно утвердилась в современном обществе как способ социальной адаптации. Политическая мифология сегодня может резко активизировать усилия социума в развитии науки, культуры, физического и нравственного здоровья, но затем так же резко способствовать их деградации и, в конечном счете, развалу социума.

Фантазии выступают часто фактором, способствующим миграционной активности людей, усиливающим мотивацию к смене места обитания. В этом случае, с одной стороны, действует социальный миф, фантазия идеализирующая чужую землю, а с другой – миф, девальвирующий духовные ценности родины. Данный феномен впервые был отмечен русским историком, философом Л.Н.Гумилевым (1912-1992). Он указал на два основных фактора стабильной миграции жителей России в западные страны - миф о свободе и экономическом благополучии в последних, с одной стороны, и миф о варварстве русских и татар, с другой.

Фантастика всё теснее входит в нашу жизнь. Входит не только как фантастическая литература, сегодня трудно найти популярное произведение, в котором не было бы элементов фантастики. Кино, музыка, телевидение, реклама используют фантастические детали, бывшие ранее достоянием одних лишь фантастов. На современном книжном рынке научная фантастика занимает одно из ведущих мест, являясь часто основным чтением подрастающего поколения.

Учитывая все это, а также принимая во внимание характерные особенности воздействия научной фантастики на читателя, российские социологи - д.и.н., академик РАО И. В. Бестужев-Лада (1927), д.ф.н. 3.И. Файнбург (1922-1990), д.ф.н, Э.А. Араб-Оглы (1925-2001), член-корреспондент РАН, политолог Г.Х. Шахназаров (1924) и др. ставили вопрос о высокой социальной действенности научной фантастики, о той неоценимой роли, которую она может сыграть в формировании и воплощении в жизнь самых высоких ценностей и идеалов современности.

В 2006 году фантастика признана предметом изучения науки. С 21 по 22 марта 2006 в МГУ прошла Международная научная конференция «Русская фантастика на перекрёстке эпох и культур», организованная Союзом писателей России и филологическим факультетом Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Одним из главных организаторов конференции стала д.ф.н., профессор кафедры славянской филологии МГУ Е. Н. Ковтун (1964).

Окружающая нас реальность с каждым днём становится фантастичнее. Сознание современного человека во многом мифологизировано. Именно поэтому в наше тесно сближающееся с фантастикой время необходимо пристальное внимание к этому феномену социальной реальности и детальное его изучение. Такого рода исследования могут быть полезным при разработке прогнозов развития российского общества.

 

                                С О Д Е Р Ж А Н И Е

I .ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Бороноев А. О. Свободно ли российское общество?

Колосов В. А. Предмет и основные категории философии свободы

Нажмудинов Г.М. Свобода и отчуждение в современном мире

 Шахов Н. П. О соотношении свободы индивида и свободы социальных отношений

Есюков А. И. Концептуальные основания консервативной традиции Н. М. Карамзина

Монастырских Г. П. Русская идея: современное звучание

Колосов В. А. Опровергнут ли социальный детерминизм?

Деменев А. Г. Органический детерминизм и проблема свободы

Минькин К. В. Малочисленные народы современной России в политической жизни страны.

Смирнов Н. В. Свобода и моральная ответственность

Тигунцова Т. Н. Свобода в антропологии Ф. М. Достоевского

Козлов М. И. Диалектика свободы и социальной справедливости в философии П. Л. Лаврова

Цветков М. И. Демография в России: кризис или катастрофа?

Лукашонок И. В. Двойственная роль неформальных структур социальных организаций в обществе переходного периода

Валишин Ф. Г. Проблема свободы в стратегии динамизма

Клюенков О. И. Экспликация категории отчуждения

Дернова Л. Р. Свобода личности в свободном обществе

Клюенков О. И. Герменевтико-феноменологическое прочтение отчуждения

Якунин А. П. Свобода как категория диалектики

Жерняков А. М. Капитализм и свобода: современные реалии 

Якунин А. П. Свобода как отношение

Кузнецова Л.В. Симулякр свободы как амортизатор потрясений

Пугин В. Б. Формирование среднего класса как условие социального благополучия на Европейском Севере России.

Смирнова Н. Ф.Свобода личности в постиндустриальном обществе

Шавров Ю. П. Качество жизни как один из критериев оценки развития общества

Колоцей И. А. Аспекты свободы

Шехина Т. П. Особенности формирования системы районных надбавок на территории Архангельской области

Шавров Ю. П. Некоторые подходы к формированию основ методологии анализа уровня и качества жизни населения.

Цветков М.И. Национальные проекты: мифы и реальность

Кудряшова А. Ю. Концепция устойчивого развития: свобода выбора или объективная необходимость для современных государств?

Зубкова Г. А. Свобода как моральный выбор

Каривец И. В. Об индетерминизме и детерминизме с позиции феноменологии

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.