Эволюция представлений о социальной справедливости в русской православной мысли на рубеже XIX - XX вв. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эволюция представлений о социальной справедливости в русской православной мысли на рубеже XIX - XX вв.

2022-11-24 19
Эволюция представлений о социальной справедливости в русской православной мысли на рубеже XIX - XX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Православие, как известно, рассматривает справедливость как божественное по своей сути явление, отражающее извечную мудрость бога. Человеку же отводится пассивная роль исполнителя божественных заповедей. Вместе с тем, богатый исторический опыт нашей и других стран убеждает, что осуществляемые социально-экономические и общественно-политические преобразования приводят к существенным изменениям в отношениях церкви с государством, к поиску и реализации таких форм религиозной деятельности, с помощью которых, по словам русского философа-идеалиста Э.Л.Радлова, можно сделать «религию более жизненной и вместе с тем жизнь более религиозной»[ii]. В этой связи характерны попытки пересмотра отдельных положений социальной концепции Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XIX вв., которые в дальнейшем получили развитие в советский период и оказали влияние на социальную доктрину современного русского православия.

Во второй половине XIX – начале XX вв. общественные противоречия в пореформенной России достигли такой остроты, что даже видные представители Русской Православной Церкви не могли обойти их вниманием, анализируя и предлагая различные пути достижения социальной справедливости. Так, профессор-протоиерей П.Я.Светлов подверг резкой критике капитализм за порождение в широких масштабах поляризации бедности и богатства: «Капиталистическим строем европейской жизни вызывается ярко бъющее в глаза всем зло чрезвычайного развития бедности и нищеты параллельно с богатством и роскошью»[iii].

В анализе общественных явлений П.Я.Светлов и другие известные русские богословы опирались на традиционные для православной социальной доктрины принципы, связывая возникновение социальной несправедливости с первородным грехом и последующей греховностью человека. Обладая свободой воли, человек, переступив данные от бога нравственные заповеди, впал в грех, а грех, в свою очередь, явился источником несправедливости и зла, творящихся в мире. Поэтому, отмечает профессор богословия В.Д.Кудрявцев-Платонов, «естественное влечение к добру … в самой природе нашей встречает себе сильное противодействие в злых влечениях, возникающих из природной, не зависящей от нас, греховной испорченности нашей воли»[iv].

Страдания человека, по убеждению православных мыслителей, есть следствие его греховности и в то же время – наказание за грех, наказание справедливое, хотя субъективно оно воспринимается как несправедливость. Помимо этого существует, считают классики русского богословия, собственно несправедливые страдания (в узком смысле слова), под которыми следует понимать страдания праведников.

Вместе с тем, некоторые православные мыслители, во многих своих воззрениях отошедшие от ортодоксального богословия, все-таки вынуждны констатировать, что «собственно в нравственном отношении злострадания не могут быть названы полезными для человека. Болезни и бедность не всегда способствуют крепости воли и ее свободы от оков тела»[v]. М.М.Тареев в своих трудах прямо заявляет о необходимости объективного анализа причин социальных язв капиталистического бытия: «Кто не спустился до низин социально-хозяйственных проблем…, кто не взглянул беспристрастными глазами на задний двор человеческой жизни, … тот не знает жизни, тот не имеет права судить о ней»[vi]. И православный мыслитель показывает пример честного и беспристрастного суждения о главном источнике социальной несправедливости в капиталистической России: «Неравенство и господство одного основывается на унижении и рабстве других; наслаждение немногих наукой и искусством покупается черным трудом многих, страждущих от своего зависимого положения и стремящихся к тому же наслаждению»[vii].К сожалению, вывод, к которому приходит М.М.Тареев очень пессимистичен: достижение справедливости и счастья в земном обществе невозможно, поскольку меньшинство может быть счастливо за счет несчастья большинства, постольку «стремление к совершенству общественного устройства отрицает само себя в своих результатах»[viii].

Более оптимистично был настроен П.Я.Светлов, предложив основать христианское государство как воплощение наиболее возможной социальной справедливости на земле. Главной целью такого государства, по убеждению П.Я.Светлова, будет служение царству Божьему при посредстве церкви. В результате и вся общественная жизнь станет протекать под сильным влиянием и при активном участии церкви, с которой вся деятельность государства должна быть согласована. Правовые отношения, по П.Я.Светлову, также должны быть согласованы с «христианским характером народа», а справедливость с необходимостью должна быть соединена с любовью, ибо «справедливость без любви есть холодность, формализм, бездушие, часто – жестокость»[ix]. Более того, не справедливость, а именно любовь православный богослов связывает с понятием о правах человека, поскольку на справедливости, по его мнению, основывается лишь «внешний правовой порядок жизни». Он пишет: «Воспитанное в нежной атмосфере христианских идей современное человечество, в противовес древнему, не удовлетворяется уже одним принципом суровой справедливости (по всей видимости мыслитель имеет в виду ветхозаветный талион, - К.М.) и … поднимается над ним до начала любви, более отвечающего понятиям нашим о правах человеческой личности»[x].

                                                                                           Е.В. ПЕТРОВА

                                                                       Поморский государственный

                                                            университет им. М.В.Ломоносова

 

  Социальное воспитание как проблема философско-педагогической антропологии В.В.Зеньковского

Проблема взаимодействия и взаимозависимости человека и социума, активно изучается. Философ, богослов, педагог В.В. Зеньковский ещё в начале XX века предложил свою модель социального воспитания, в которой раскрывается социальная сущность человека, необходимость удовлетворения социальных чувств, потребности в социальном взаимодействии личности.

Зеньковский выступает против индивидуализма и коллективизма и поддерживает идею общества социального партнерства и сотрудничества (как истинной соборности): «В развитии солидарности, не подавляющей личность, а связывающей её в тесном сотрудничестве с социальной средой, заключается лучшее средство создать нормальные условия созревания детской души»

В качестве основных направлений социального воспитания

В.В. Зеньковский рассматривает семейное, школьное и послешкольное воспитание в развивающей институциональной среде трудовых организаций, молодежных объединений, самодеятельных издательств, эстетических клубов и других форм организации продуктивного свободного времени, пронизанных национально-культурным и религиозным воспитанием на основе «оцерковления» жизни как истока, основы и смысла соборного уклада жизни, способного противостоять деструктивным инокультурным воздействиям и денационализации подрастающих поколений в условиях эмиграции.

По мнению Зеньковского, того, что не дала ребёнку семья, никогда не сможет возместить социальное воспитание в его дальнейших стадиях. Кроме «оздоровления» семьи, преодоления ее кризисного состояния, серьезной работы общества по возрождению семейного самосознания [9], мыслитель выделяет основные направления дальнейшего социального воспитания личности:

    развитие сети дошкольных учреждений, которые не заменяют семейного воспитания, а только дополняют его, которые не должны быть стеснены программами, а построены на принципе свободной активности ребенка. Они прививают не только социальные навыки, но главное – вкус к социальной близости, к сотрудничеству;

    реформирование школы, которая должна быть организована таким образом, чтобы отвечать запросам личности, идее солидарности. По мнению мыслителя, воспитание в школе должно быть первично, а образование – вторично: «школа должна отказаться от своего основного греха – интеллектуализма, она должна стремиться к развитию всех форм активности, творчества»;

     создание разветвленной сети внешкольных учреждений, правильная организация которых открывает возможность свободного выбора различных форм деятельности, открывает простор удовлетворению социальных запросов личности

В.В. Зеньковский (вслед за И.Г. Песталоцци, Ф. Фребелем, Г. Кершенштайнером, Д. Дьюи, К.Д. Ушинским, С.И. Гессеном) поддерживает идею трудовой школы, которая, по его мнению, полностью отвечает социальным запросам ребёнка, учит его заботе о других, действительной солидарности: «сотрудничество в трудовой школе естественно приближается к сотрудничеству в жизни, поскольку оно охватывает не только сферу образования, но практическую сферу»[10]. Базовыми принципами трудовой школы, по мнению Зеньковского, являются принципы равенства образования, «всеобщности», «конкретной целостности и органичности», творческой активности и «содеятельности» ученика и учителя.

Русский философ подробно исследовал проблему национальной составляющей социального воспитания. Национальное воспитание есть такая направленность образования, которая вырабатывает определенный «стиль» усвоения достижений общечеловеческой культуры, основанием которого является любовь к своей стране, соединенная с пониманием ценности всечеловеческой жизни. С одной стороны, национальное воспитание позволяет уберечься от опасностей узкого национализма, с другой стороны, оно приобщает молодого человека к историческому опыту страны, развивает чувство национальной гордости, патриотизма, долга перед Родиной [11]. Поэтому «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства», - писал С.И. Гессен [12].

Итак, задачи социального воспитания актуализируются условиями времени, но, несомненно, приоритетной выступает подготовка личности к деятельности в соответствии с общепризнанными общественными идеалами и доминирующими ценностными ориентациями. Встает проблема формирования потребности к деятельности особого типа - способной не просто поднимать человека над эгоистически личным, а готовой к социальному сближению, общению в цивилизованных формах, к деятельности, подчиненной «духу солидарности» - не кастовой, не групповой, а общечеловеческой.                   

 

 

                                                                                                С. М. ПОТАПЕНКО                                                                                          

                                                                         Северодвинский филиал

                                                               Поморского государственного

                                                     университета им. М.В. Ломоносова

                                                                       

К проблеме разноуровневой первоначальной подготовленности студентов в области информационных технологий

В настоящее время информатика расширяет свою предметную область - из технологической дисциплины о методах и средствах обработки данных она превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах не только в технических системах, но так же в природе и обществе.

В настоящее время молодые люди имеют доступ к различным источникам информации: телевидение, видео, компьютерные энциклопедии и базы данных, что повышает эффективность самостоятельной работы, дает новые возможности для творчества. Зачастую эти источники содержат более глубокую и актуальную информацию, в таком случае роль преподавателя как источника и распространителя информации становится менее значимой, а на первое место выступает необходимость быть руководителем, организатором, советчиком или экспертом. От преподавателя требуется научить правильно воспринимать информацию, классифицировать и анализировать множество получаемых фактов и строить общую картину явления или события. Владение новыми информационными технологиями, включающими компьютерные и коммуникационные компоненты, является необходимым условием для полноценного саморазвития, получения качественного образования.

К сожалению, организация обучения информатике и содержание этого обучения в части владения компьютерными технологиями оказывается весьма неоднородной. В рамках одного города уровень подготовленности старшеклассников различных школ напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Есть школы с «сильными информатиками», где не хватает времени на отработку всего накопленного интересного и нужного материала, и школы, где «свободные» минуты урока ученики,  ожидя звонка, тратят на компьютерные игры. Конечно, здесь многое зависит от мастерства педагога, но ведь в некоторых школах районов области стоит вопрос о наличии такового вообще. И это беда не только Архангельской области. Журнал «Информатика и образование» № 12 за 2005 год, ссылаясь на данные еженедельника «PC Week / Russian Edition», приводит следующую статистику информатизации российских школ. Сегодня в 64 тыс. российских средних школ установлено 85 тыс. ПЭВМ. При этом один компьютер в среднем приходится на 50 учащихся (в ряде европейских стран — до 7 учеников на один компьютер). Если в Москве компьютеры есть в 47% школ, то в других крупных городах страны — только в 22% школ, в малых городах — в 17% школ, а в сельской местности только в 6% школ. Подключение к Интернету сегодня имеют менее 20% российских школ. Программы обучения для общеобразовательных школ поддержаны цифровыми ресурсами и методиками их использования не более чем на 20%, причем компьютеры чаще всего используются только на уроках информатики. (Для сравнения: в Эстонии поддержка программ обучения цифровыми ресурсами достигает 70%, а в Голландии — до 90%.) Среди выпускников российских школ умеют работать на ПЭВМ только 55%, среди выпускников ПТУ — не более 16%2. К примеру, в японской программе информатизации ставилась цель сделать компьютерно-грамотным каждого школьника к 13 годам.

Замечательно, что в наших школах ведется разноуровневая подготовка по информатике – пропедевтика, базовый курс, углубленное изучение, специализация. Изменения, которые начались в системе российского образования в связи с введением нового базисного плана в 2005-2006 уч.году, конечно, касаются и школьной информатики. Базовый курс информатики из 10-11 перемещается в 8-9 класс, а в старших классах планируется вести профильное обучение. Очень многое зависит от профиля, который выберет школа, ведь в этом вопросе зачастую решающим фактором является не столько запросы школьников (весьма переменчивые), сколько кадровый состав, мастерство и категорийность учителей. В периферийных городах фактор близкого расположения школы от дома зачастую играет решающую роль, и родители не всегда могут возить ребенка на другой конец города из-за того, что профильное обучение в старших классах не совсем отвечает его наклонностям. Количество часов, отводимых на занятия информационными технологиями, также зависит от выбранного профиля. А если у школьника дома нет компьютера? По данным опроса, проведенного нами среди учеников обычной средней школы г. Северодвинска в 2004 году, таких было 50%.

И вот вчерашние школьники стали студентами. Знания информационных технологий, безусловно, помогают им в учебе. В курсе многих вузовских дисциплин материал представлен не только в лекционной форме, но и в электронном варианте. Для получения информации используются средства телекоммуникации. Студентам предлагаются разнообразные программные среды, позволяющие овладеть конкретными практическими навыками, осуществлять контроль и самоконтроль. Отсюда возникают требования к информационной подготовке студентов: знать новые информационные технологии в образовании,уметь
внедрять их в практику работ; уметь работать с графической, текстовой, табличной информацией в профессиональных программных пакетах; уметь работать в локальной сети и Internet.

Однако, как показала практика преподавания, изучение многих вопросов тормозится, в том числе из-за различного уровня первоначальной подготовленности студентов в сфере информационных технологий. Нами было проведено исследование среди студентов дневного отделения первого и второго курсов Северодвинского филиала Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова трех специальностей: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Менеджмент организации». В опросе принимали участие студенты из Северодвинска, а также из Плесецкого, Вельского, Устьянского, Котласского, Каргопольского районов области, городов Коряжма и Онега. Целью анализа были вопросы, связанные с самоанализом качества знаний и навыков работы с основным прикладными программами MS Office. Предлагалось оценить навыки по трем уровням: могу выполнить работу полностью сам; могу, но иногда требуется помощь; с работой не справлюсь. В качестве вопросов, в том числе, предлагались некоторые моменты работы в операционной системе Windows (ОС), текстовом процессоре Word, электронных таблицах Excel, базах данных Access, подготовке презентаций PowerPoint. Данные, полученные в ходе опроса, были разделены на категории: а).получившие обычные знания, углубленное изучение, б).дополнительно были оценены знания, полученные студентами из районов области. Результаты этого исследования (% среднего арифметического) представлены в гистограмме.

Выводы, которые можно сделать из вышесказанного:

1.Уровень первоначальной подготовки студентов в области информационных технологий очень неоднороден. Как следствие - различия в готовности освоения материала высшей школы.

2.Перед преподавателями стоит сложная задача - в течение одного учебного года, максимально полно используя интерес студентов к этой области знаний, ликвидировать пробелы в школьных знаниях (в основном у студентов из районов области). 

3.При планировании учебного процесса необходимо учитывать уровень готовности студентов по различным темам курса с целью корректировки часов, отводимых на изучение отдельных тем.

Знание особенностей  развития студента помогает успешности обучения каждого персонально и группы в целом. Задача высшей школы -  приучить молодого человека к умственной работе, привить интерес к получению новых знаний, к дальнейшему самостоятельному обучению. Подготовить профессионала, уверенного в своих силах, готового к инновациям. Будущий специалист должен решать не только узко профессиональные задачи, но и обладать универсальными навыками в освоении экономической и информационной культуры.

 ЛИТЕРАТУРА

1.БерезкинаО.С., Беспамятных Е.В., Намятова И.М.К проблеме проектирования содержания профессионального образования как системы. Научн. ст. 2-й Междун. научн. Конференции. Архангельск, ПГУ, 2001. С. 30-37.

Информатика и образование № 12. 2005. С.52.

 

 

                                                                                             С.В. ГЕССЕ

                                                                                          

                                                             Архангельский государственный

                                            технический университет


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.