Проблема прав и свободы человека в философии И.А. Ильина — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Проблема прав и свободы человека в философии И.А. Ильина

2022-11-24 47
Проблема прав и свободы человека в философии И.А. Ильина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В творчестве И.А. Ильина проблема прав и свободы человека занимает одно из центральных мест. Эта проблема тесно связывалась Ильиным с вопросами о путях социального и духовного возрождения России, нравственного развития личности и государства. Поэтому его идеи актуальны в современных условиях.

Ильин является одним из наиболее оригинальных представителей русского консерватизма, и в русле данной традиции он рассматривает свободу в двух аспектах: как свободу внешнюю, негативную, и свободу внутреннюю, позитивную. Под внешней свободой Ильин понимает невмешательство со стороны других людей в духовную жизнь человека, а внутренняя свобода определяется им как свобода духа, способность к внутреннему самоосвобождению. Главным отличием духовной свободы от внешней свободы является то, что человек внутренне свободен тогда, когда он становится «господином своих страстей».

Ильин указывает не только на различия внутренней и внешней свободы. Для него более важным оказывается не столько их противоречие, сколько их взаимосвязь. Он полагает, что свобода внешняя является важнейшим условием свободы внутренней. Отрыв внешней свободы от свободы внутренней превращает первую - в формальную свободу и даже – в произвол.

Политическая и гражданская свобода рассматривается Ильиным в качестве важнейшего проявления внешней свободы. Вместе с тем, он считает, что человек, как существо социально-политическое, нуждается в гетерономных предписаниях и запрещениях, которые должны поддерживаться угрозой и принуждением. Таким образом, полная автономия индивида в рамках социально-политических отношений оказывается в принципе невозможной. Отсюда возникает вопрос: в чем состоит политическая свобода, и есть ли смысл в ее обретении?

Согласно Ильину, ни внутренняя свобода, ни внешняя - не являются

отрицанием закона и авторитета. Свобода не тождественна произволу, поскольку она предполагает внутреннее освобождение человека в пределах закона. Общественный порядок, по Ильину, основывается на власти и авторитете, но и это не исключает возможность свободы, так как задача авторитета состоит в том, чтобы строить на духовной самостоятельности личности внешний порядок и общую жизнь организации. Второй задачей авторитета является воспитание человека к свободе, приучение к самостоятельности. Также он обнаруживает взаимосвязь свободы с традицией: процесс воспитания человека осуществляется путем передачи накопленного опыта из поколения в поколение, в том числе, и опыта свободы.

Связь традиции, авторитета и свободы проявляется в том, что далеко не всякий человек способен обладать свободой, а только тот, кто научился быть свободным и полностью осознает ценность свободы и свою ответственность за нее. Неподготовленность человека к свободе, особенно политической, может привести к ее извращению, например, к падению нравов и духовной культуры, в таком случае политическая свобода должна быть временно отменена.

Сущность политической свободы Ильин раскрывает через понятие «лояльность», которое он определяет как добровольное согласие гражданина признавать законы своей страны. Это понятие оказывается очень глубоким по своему содержанию, поскольку оно выявляет взаимосвязь внутренней и внешней свободы, связь свободы с долгом и дисциплиной, традицией и авторитетом. Как взаимосвязь внутренней и внешней свободы, лояльность предполагает духовную зрелость человека, способность к самоосвобождению и самоопределению, но истинная лояльность возможна только при отсутствии насилия и внешнего давления на человека. В свою очередь, чувство долга и дисциплины, выступает проявлением внутренней свободы. Лояльность предполагает также добровольное признание внешнего порядка. Автономия и гетерономия не исключают друг друга, так как внутреннее признание человеком внешнего закона приводит к тому, что социальный авторитет становится главной опорой человека. Лояльность проявляется по отношению к конкретному правопорядку, что определяет степень политической свободы человека той мерой свободы, которая закреплена определенной социальной традицией.

Таким образом, внешняя свобода имеет относительный, а не абсолютный характер. В каждом отдельном случае свобода имеет свою меру, свой объем и свои сроки, а внутренняя свобода не может быть искоренена или ограничена внешними запретами. Нравственное значение духовной свободы состоит в том, что она является самоопределением и стремлением человека к высшему благу, которым является Бог. И в этом аспекте свобода духа есть путь постижения Бога. Тем самым свобода является не средством, а целью человеческой жизни и важнейшим условием духовного обновления человека.

 

 

                                                                               Н.И. ЧУВАШОВА

                                                           Архангельский государственный

                                              технический университет

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.