Правосознание как проблема современной философии права — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Правосознание как проблема современной философии права

2022-11-24 28
Правосознание как проблема современной философии права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В наше время, как заметил немецкий мыслитель В. Виндельбанд, человечество вправе требовать от наук о духе, в первую очередь от философии и не в последнюю – от взаимодействующих с ней наук, размышлений о вечных ценностях, которые возвысились над текущими во времени интересами людей и обоснованы высшей духовной действительностью (1. С. 355).

Теория правосознания представляет не только научное, но и прикладное значение, т.к. социальные преобразования, происходящие в нашей стране, должны опираться на право с его нормами и принципами, но и обязаны учитывать национальные особенности правосознания. Именно правосознание является непосредственным источником правопорядка в обществе, то есть правовых норм и поведения. Поэтому правосознание выступает в качестве предмета философского осмысления права.

Для ответа на вопрос, что есть правосознание, недостаточно привести ту или иную дефиницию. В большинстве из них упор делается на систему знаний, то есть правосознание раскрывается как «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным» (6. С. 521).

По мнению А. Спиркина, «правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей; это правовые теории, правовая идеология» (5. С. 722-723.).

В рамках такого подхода правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений. Здесь право воздействует на формирование правосознания.

В этих определениях дается, в общем, правильное представление о правосознании. Однако это представление, во-первых, приблизительное и неполное, во-вторых, оно не улавливает самого главного в правосознании.

Правосознание – это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже действующих в обществе законов, оно критикует и корректирует текущее законодательство с субъективных позиций справедливости.

Вслед за Э. Соловьевым мы признаем: «Правосознание – непростое понятие, и я не могу отослать к работе, где содержалась бы удачная его дефиниция» (4. С. 233).

Исходя из понимания правового государства, Э. Соловьев дает собственную характеристику правосознания в единстве его познавательной, оценочной и регулятивной функций. «Правосознание – это ориентация на идеал правового государства, которая имеет этически безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина» (4. С. 234). Такое определение констатирует, что правосознание определяется не прошлым, а будущим желаемым состоянием и структурой сознания.

Как форма сознания и мировоззрения правосознание формируется в процессе правовой социализации и имеет сложную структуру.В философской литературе выделяют институциональную и неинституциональную формы бытия правосознания.

Институциональная форма бытия правосознания, существующая в виде документов, является формой процесса мышления практикующих юристов, согласующейся с общеобязательной нормой и подчиняющейся ей как критерию правильности.

Неинституциональная форма бытия правосознания, или недокументальная и неофициальная форма правового мышления, воли и чувств существует в виде процесса или акта сознания, фиксируемого в письменной форме задним числом (в теоретических трудах, художественной литературе, личных документах)(2. С. 158-161).

В свою очередь, по способу мышления последняя сфера разделяется на два вида:

а) обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву и т.д., в большинстве своем формируется спонтанно, стихийно, бессистемно. В ней ведущими элементами являются чувства и эмоции, а не понятийные, символические формы отражения действительности;

б) теоретическое правосознание, куда можно отнести юридические «доктрины», создаваемые теоретиками права, а также обсуждение вопросов о праве, законности, справедливости, о взаимных правах и обязанностях общества и личности в трудах ученых-гуманитариев (2. С. 158-156).В том смысле, который вкладывают авторы в понятие теоретического правосознания, его следует отличать от юриспруденции как специальной дисциплины, ориентированной исключительно на действующее право.

Теоретическое правосознание задается вопросами о происхождении юридических установлений, об их смысле и назначении, о социальной целесообразности и правомочности регулировать и контролировать человеческую жизнь, ограничивать свободу индивида, об «оправдании» существующего права, о его «гуманности» и «справедливости», соответствии «исконным правам» человека. Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершенный и систематический вид, называется также «философией права».

Правосознание имеет сложную структуру и выполняет различные функции.

Важную роль в механизме реализации правосознания выполняет самосознание субъекта как участника правового общения.Самосознание обращено к внутреннему миру индивида. Его суть - осознание, оценка, контроль участником правового общения своего положения, действий и их последствий. В этом контексте мы говорим о праве как аспекте смысла, обращая внимание на внутреннее содержание правовых феноменов.

У современных западных герменевтиков (Гадамер и др.), постструктуралистов (Рикёр и др.) и постмодернистов (Делёз, Деррида) все внимание сосредоточено на отыскании смысла в текстах, в языке и речи. Вопрос о происхождении смысла и о его субъекте остается у них открытым.

Неизменные, повторяющиеся и необходимые отношения между правовыми смыслами могут быть названы аксиомами право сознания. Данное понятие введено И. Ильиным в его работе «О сущности правосознания» (3. С. 123). Аксиомы как универсальные очевидности правосознания акцентируют внимание на тех способах человеческого бытия, которые делают право возможным. По Ильину, основными аксиомами правосознания выступают: закон духовного достоинства (самоутверждения), закон автономии (способности к самообязыванию и самоуправлению) и закон взаимного признания (взаимное уважение и доверие людей друг к другу). Он не ограничивается лишь феноменологическим описанием этих очевидностей правосознания, а заполняет его онтологическим обоснованием.

Особое место проблемы правосознания в философии права объясняется тем, что правосознание является непосредственным источником правопорядка. Поэтому оно в первую очередь выступает в качестве предмета философского осмысления права.

             Список литературы

1. Виндельбанд В. Дух и история. М., 1995.

2. Желтова В.П., Дробницкий О.Г. Философия и правосознание / Философия и ценностные формы сознания.М., 1978.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1990.

4. Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права. Квинтэссенция: Филос. альманах / Сост.: В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М., 1990.

5. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.

6. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

 

 

                                                                                   Д.А.ЧЕСТНЕЙШИНА

             Поморский государственный университет

                                                                   


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.